В соответствии с подпунктом 492-2) пункта 15 Положения о Министерстве промышленности и строительства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 864 "Некоторые вопросы Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения технического аудита на системах водоснабжения и водоотведения населенных пунктов.
2. Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра промышленности и строительства Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
|
Министр промышленности и строительства Республики Казахстан |
Е. Нагаспаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
| Приложение к приказу Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 30 октября 2025 года № 467 |
Правила проведения технического аудита на системах водоснабжения и водоотведения населенных пунктов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения технического аудита на системах водоснабжения и водоотведения населенных пунктов разработаны в соответствии с подпунктом 492-2) пункта 15 Положения о Министерстве промышленности и строительства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 864 "Некоторые вопросы Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан" и определяют порядок проведения технического аудита на системах водоснабжения и водоотведения населенных пунктов.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
1) технический аудит централизованных систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов (далее – технический аудит) – вид экспертных работ, проводимых в период эксплуатации инженерной инфраструктуры и (или) ее элементов с целью определения их фактического технического и технологического состояния на соответствие проектной мощности согласно государственным нормативам в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
2) организация по водоснабжению и (или) водоотведению – водохозяйственная организация (предприятие водоснабжения и водоотведения), осуществляющая полный технологический процесс водоснабжения и водоотведения и эксплуатирующая системы водоснабжения и водоотведения населенного пункта с целью оказания услуг потребителям по водоснабжению и водоотведению, а также осуществляющая технический надзор за состоянием систем водоснабжения и водоотведения потребителей, регулирующая и контролирующая развитие систем водоснабжения и водоотведения населенного пункта в целом;
3) аккредитованная организация – организация в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляющая технический аудит централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и (или) их элементов;
4) система водоотведения – комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенных для сбора, транспортировки, очистки и отведения сточных вод;
5) система водоснабжения – комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенных для забора, хранения, подготовки, подачи и распределения воды к местам ее потребления.
3. Технический аудит проводится в целях определения:
1) фактического технического и технологического состояния элементов систем водоснабжения и водоотведения (уровень потерь, физический износ, энергетическая эффективность, оптимальность топологии, степень резервирования мощности и другие технические параметры);
2) возможности достижения очистными сооружениями систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов требований, установленных нормативно-правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическим законодательством Республики Казахстан.
4. Задачами проведения технического аудита являются:
1) обеспечение принятия эффективного управления решений местными исполнительными органами и организациями по водоснабжению и (или) водоотведению;
2) определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
3) получение (подготовка) исходных данных для разработки планов развития водоснабжения и водоотведения, планов по снижению сбросов сточных вод, мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствие с установленными гигиеническими нормативами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
5. Технический аудит проводится:
1) один раз в течение действия тарифов на регулируемые услуги по водоснабжению и (или) водоотведению, но не реже одного раза в пять лет;
2) при принятии организации по водоснабжению и (или) водоотведению, в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Для решения задач, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, организация по водоснабжению и (или) водоотведению, руководствуется положениями настоящих Правил.
7. Технический аудит проводится, за счет тарифных средств организации по водоснабжению и (или) водоотведению.
8. Срок выполнения экспертных работ по техническому аудиту определяется договором и не превышает шестьдесят календарных дней.
9. Организация по водоснабжению и (или) водоотведению оказывает аккредитованной организации полное техническое содействие при осуществлении технического аудита.
10. Организация, проводящая технический аудит на объектах водоснабжения и водоотведения имеет в своем составе следующих специалистов:
1) Руководитель проекта / главный инженер;
2) Инженеры по водоснабжению — не менее двух специалистов с подтверждҰнным опытом проведения обследований;
3) Инженер по водоотведению — специалист с опытом обследования систем водоотведения;
4) Инженер-энергетик — специалист с опытом работы с насосными станциями и энергетическим оборудованием;
5) Инженер-эколог — специалист с профильным экологическим образованием, знанием санитарных норм и природоохранного законодательства;
6) Лаборант (химик-аналитик) — специалист со стажем работы в аккредитованной лаборатории;
7) Техники (монтажники приборов, операторы телеинспекции) — специалисты с опытом работы с диагностическим оборудованием;
8) Специалист по неразрушающему контролю — сертифицированный специалист по ультразвуковой и видеодиагностике.
Все специалисты должны иметь подтверждҰнный стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет.
Глава 2. Порядок проведения технического аудита на системах водоснабжения и водоотведения населенных пунктов
11. Организация по водоснабжению и (или) водоотведению информирует местные исполнительные органы о дате и сроках проведения технического аудита, ходе его проведения.
12. В информации, направляемой организацией по водоснабжению и (или) водоотведению, в местные исполнительные органы, содержатся сведения об аттестованных экспертах, которые будут проводить технический аудит, а также план проведения технического аудита, разрабатываемый в соответствии с пунком 13 настоящих Правил.
13. План проведения технического аудита содержит:
1) перечень объектов, подлежащих техническому аудиту;
2) сроки (этапы) проведения технического аудита;
3) перечень параметров, технических характеристик или иных показателей объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых будет проведено техническое аудит;
4) сведения об уполномоченном лице организации по водоснабжению и (или) водоотведению, утвердившем план.
14. Состав работ по техническому аудиту на системах водоснабжения и водоотведения населенных пунктов включает в себя:
1) камеральное обследование;
2) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и (или) их элементов;
3) определение технико-экономической эффективности централизованных систем водоснабжения и водоотведения и (или) их элементов.
Параграф 1. Камеральное обследование
15. При проведении камерального обследования на сетях водоснабжения и водоотведения, аккредитованной организацией рассматривается следующая нормативно-техническая документация:
1) проектная документация (включая чертежи - план, профиль, спецификации, пояснительная записка), содержащая функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения;
2) исполнительная документация, содержащая сведения о технических характеристиках инженерных сетей, о соответствии фактически выполненных работ проектной документации, о внесенных в них по согласованию с проектной организацией изменениях;
3) эксплуатационная документация в соответствии с внутренним регламентом эксплуатации водопроводной (канализационной) сети;
4) документация организации по водоснабжению и (или) водоотведению, содержащая сведения:
о техническом состоянии сетей систем водоснабжения и водоотведения и (или) их элементов, в том числе отчеты по телевизионной диагностике сетей, дефектные ведомости;
об аварийности на сетях систем водоснабжения и водоотведения и (или) их элементов, включающие, в том числе сооружения, уровне потерь воды в сетях и сооружениях системах водоснабжения;
о сроках эксплуатации и износе сетей и сооружений;
о результатах определения качества воды (исходной и после водоподготовки) в точках, определенных в программе производственного контроля качества питьевой воды;
о результатах определения качества сточных вод в точках, определенных программой контроля состава и свойств сточных вод, для определения технической возможности очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод и установленных нормативов допустимых концентрации вредных веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы, установленных в соответствии экологическим законодательством.
При отсутствии перечисленной технической информации составляется конструктивная схема объектов - основание для натурного обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (включая установленное на таких объектах оборудование).
16. При проведении камерального обследования сооружений, оборудования, установленного на объектах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, подвергается анализу нормативно-техническая документация: паспорта на сооружения, оборудование, руководство (инструкция) по эксплуатации оборудования, проектная документация, исполнительная документация (содержащая сведения о соответствии выполненных в натуре работ с проектной документацией или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях), план-график планово-предупредительного ремонта, отчеты о выполнении планово-предупредительных ремонтов, акт технического освидетельствования объекта, аварийный акт (содержащий сведения о повреждениях трубопроводов, сооружений и оборудования на водопроводной сети или нарушение их эксплуатации).
17. При наличии в организациях по водоснабжению и (или) водоотведению, информационных систем учета, созданных для централизованного ведения и актуализации данных о местоположении, технических характеристиках сетей водоснабжения и водоотведения, сооружений, оборудования, а также бухгалтерской, эксплуатационной, ремонтной и иной информации, отражающей техническое состояние объектов, камеральное обследование проводится на основании анализа сведений таких информационных систем.
18. По результатам анализа нормативно-технической документации на объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения устанавливаются следующие данные:
1) год постройки объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
2) дата ввода в эксплуатацию объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
3) материал, диаметр трубопроводов по проекту и по исполнительной документации, их фактическое состояние, процент износа;
4) расчетные и фактические параметры давления и пропускной способности трубопровода и иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
5) сведения об аварийности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения за период с момента проведения предыдущего технического аудита, а в случае проведения технического аудита в соответствии с настоящими требованиями впервые - за последние пять лет;
6) информация о проведении аварийных и ремонтных работ на объектах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием точных мест проведения (адресов) выполнения работ, об их фактических объемах, результатов проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование систем);
7) информация о наличии или отсутствии технической возможности сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, об обеспечении подготовки питьевой воды в соответствии с требованиями Гигиенических нормативов показателей безопасности хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, утвержденного Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № ҚР ДСМ-138 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 30713) и стандартов, Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов", утвержденные Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 февраля 2023 года № 26 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 31934), с учетом состояния источника водоснабжения;
8) информация о наличии или отсутствии технической возможности канализационных очистных сооружений в обеспечении проектных параметров очистки сточных вод и соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы, установленных в соответствии экологическим законодательством.
Параграф 2. Техническая инвентаризация имущества систем водоснабжения и водоотведения
19. Техническая инвентаризация централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании плана технического аудита с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, сформированному организацией по водоснабжению и (или) водоотведению, на основании камерального обследования.
20. Техническая инвентаризация объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения включает в себя:
1) фактическое обследование месторасположения объекта и определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры);
2) визуально-измерительное обследование, в том числе включая:
наружный и внутренний осмотр насосных станций и сооружений, трубопроводов;
оценку технического состояния объекта обследования по совокупности и характеру визуально наблюдаемых дефектов, повреждений, утечек;
сравнение данных об объектах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, полученных в ходе камерального обследования, с фактическими характеристиками систем, установленными при визуально-измерительном обследовании;
3) выборочное инструментальное обследование, проводимое в случае, если фактическое и визуально-измерительное обследование не позволяют достичь целей технического аудита, включающее в том числе:
проведение теледиагностики трубопроводов;
поиск утечек и дефектоскопии инструментальными методами;
диагностику оборудования, установленного на водозаборных сооружениях, сооружениях водоподготовки, сооружениях очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод, водопроводных и канализационных насосных станциях, диагностику зданий и сооружений;
замер фактических характеристик оборудования, инструментальное обследование оборудования, включая при необходимости частичную или полную разборку.
21. Программа инструментального обследования разрабатывается на основе результатов и выводов фактического, визуально-измерительного обследований, при этом инструментальное обследование обязательно проводится в случаях:
1) предварительного вывода о необходимости модернизации объекта;
2) предварительного вывода о предаварийном состоянии.
В иных случаях решение о проведении инструментального обследования принимается по усмотрению организации по водоснабжению и (или) водоотведению, при недостаточности данных фактического и визуально-измерительного анализа для достижения целей технического аудита.
22. Программы инструментальных обследований разрабатываются в зависимости от вида, материала изготовления и состояния объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и условий их эксплуатации.
Программы инструментальных обследований нацелены на выявление и оценку дефектов и повреждений, характерных для объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с учетом материала изготовления и состояния обследуемых объектов и условий их эксплуатации.
23. По итогам технической инвентаризации имущества определяются:
1) процент износа объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
2) актуальное техническое состояние объекта на дату обследования;
3) предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов.
24. Износ трубопроводов и недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.
В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением аккредитованной организации.
Параграф 3. Определение технико-экономической эффективности объектов систем водоснабжения и водоотведения
25. Технико-экономическая эффективность объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения определяется для каждого объекта технического аудита либо группы объектов, имеющих единые признаки (расположение, функциональное назначение, модель и марка).
Для каждой группы объектов технического аудита формируется перечень показателей, которые отражают его технико-экономические характеристики. Данные характеристики отражают эффективность использования ресурсов для выполнения полезной функции объектом и выражаются как удельный показатель. К показателям технико-экономической характеристики объекта также относится коэффициент полезного действия.
Технико-экономическая эффективность объектов систем водоснабжения и (или) водоотведения и их элементов определяется в сопоставлении с технико-экономическими характеристиками имеющие наилучшие технологий.
26. Для объектов централизованных систем водоснабжения производится определение (оценка):
1) проектных и фактических характеристик объектов водоснабжения на период проведения оценки с целью определения дефицита (профицита) производственных мощностей, полезного объема регулирующих емкостей;
2) технических характеристик сооружений водоподготовки с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений;
3) соответствия применяемых технологических решений требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве питьевой воды, подаваемой насосными станциями в распределительную водопроводную сеть, требованиям, установленными нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством;
4) оптимальности эксплуатационных характеристик водозаборных сооружений, водоподготовки, насосных станций и водопроводной сети;
5) удельного количества повреждений и аварий на водопроводных сетях, продолжительности перерывов водоснабжения;
6) технологических нарушений на сооружениях водоподготовки и водопроводной сети за год, предшествующий проведению оценки;
7) оперативности реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и водопроводных сетей;
8) качества питьевой воды на выходе с водоочистных сооружений и в распределительной водопроводной сети на соответствие требованиям, установленными нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
27. Для объектов централизованных систем водоотведения производится определение (оценка):
1) объемов сброса сточных вод, подвергающихся очистке, в том числе:
доля сточных вод, подвергающейся очистке, в общем объеме сточных вод, сбрасываемых в централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения;
доля поверхностных сточных вод, подвергающихся очистке, в общем объеме поверхностных сточных вод, принимаемых в централизованную ливневую систему водоотведения;
доля промывных вод водопроводных станций, подвергающихся очистке, в общем объеме сброса промывных вод водопроводных станций;
доля сточных вод, прошедших обеззараживание, обеспечивающее нормативное качество сточных вод по микробиологическим показателям, в общем объеме сброса сточных вод;
2) объемов сброса неочищенных сточных вод;
3) наличия прямых выпусков с формированием сведений по водоему-приемнику, диаметрам, расходам сточных вод;
4) проектных и технических характеристик объектов водоотведения в период проведения оценки с целью определения дефицита (профицита) производственных мощностей;
5) технического состояния коллекторов на основе результатов технического осмотра, обследования с использованием мобильных диагностических средств;
6) аварийности на сооружениях водоотведения и количества засоров в канализационной сети за год, предшествующий проведению оценки;
7) технологических нарушений на сооружениях и сетях систем водоотведения за год, предшествующий проведению оценки;
8) оперативности реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования, сооружений и инженерных сетей;
9) технических характеристик и возможности канализационных очистных сооружений и сооружений по обработке осадка сточных вод обеспечивать проектные параметры качества очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод;
10) технических характеристик объектов для хранения осадка сточных вод и наличия дефицита или резерва их мощности;
11) соответствия применяемых технологических решений требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве, соответствующем требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством;
12) оптимальности эксплуатационных характеристик элементов систем водоотведения, в том числе сетей, канализационных очистных сооружений, сооружений по обработке осадка сточных вод (в том числе, с определением доли осадка сточных вод, обработанного или утилизированного до экологически безопасного состояния);
13) содержания загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в составе сточных вод и соответствия состава и свойств сточных вод требованиям, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
28. Оценка технической возможности канализационных очистных сооружений, очищение сточных вод до нормативных показателей производится путем сравнения фактических показателей состава и свойств очищенных сточных вод (включая бактериологические показатели) на соответствие проектным параметрам очистки сточных вод, установленным нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитам на сбросы, а в части определения эффективности сооружений обеззараживания сточных вод - на соответствие санитарным нормам и правилам.
Для канализационных очистных сооружений, не обеспеченных узлами обеззараживания сточных вод, оценка эффективности обеззараживания не производится.
Для оценки используются среднегодовые значения состава и свойств сточных вод за период не менее двух лет (за исключением случаев отсутствия таких данных при передаче бесхозяйных объектов), а также информация о количестве проб очищенных сточных вод, не соответствующих проектным параметрам очистки и установленным нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитам на сбросы по каждому нормируемому показателю. При соответствии фактического среднегодового качества сточных вод проектным параметрам очистки или концентрации в составе установленных нормативам допустимых сбросов, лимитов на сбросы окончательная оценка производится с учетом числа проб сточных вод, не соответствующих проектным или нормативным показателям. В результате выявляются показатели, по которым не достигается стабильного нормативного качества сточных вод.
29. По итогам завершения технического аудита составляется заключение технического аудита, содержащий результаты проведенного технического аудита, подписываемый руководителем аккредитованной организации и согласованный с уполномоченным лицом организации по водоснабжению и (или) водоотведению.
30. Заключение технического аудита содержит:
1) перечень объектов, в отношении которых проведен технический аудит;
2) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации по водоснабжению и (или) водоотведению, или иных показателей объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического аудита;
3) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фото, видеоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений);
4) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
5) оценка технического состояния объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в момент проведения обследования, включая процент износа;
6) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
7) ссылки на нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию;
8) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с наилучшими имеющимися технологиями;
9) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных водоснабжения и (или) водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения.
31. Заключение по техническому аудиту, выдаваемое аккредитованной организацией, подписывается всеми аттестованными экспертами, проводившими техническое обследование, проставляется персональный штамп экспертов и утверждается первым руководителем аккредитованной организации.
