Об утверждении Программы совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния населения на 2026 – 2028 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 2025 года № 980

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния населения на 2026 – 2028 годы (далее – Программа).

      2. Центральным государственным органам, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Программы:

      1) обеспечить своевременную реализацию Программы;

      2) ежемесячно представлять информацию о ходе исполнения Программы в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 ноября 2025 года № 980

Программа совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния населения на 2026 – 2028 годы

Содержание

1. Введение

3

2. Тенденции развития национальной экономики Республики Казахстан

3-6

3. Макроэкономическая стабильность

6

3.1. Тарифная политика и ценовое регулирование

6-8

3.2. Контрцикличная налогово-бюджетная политика

8-11

3.3. Денежно-кредитная политика

11-13

3.4. Развитие финансового сектора

13-16

3.5. Социальная поддержка доходов населения

16

4. Обеспечение качественного и устойчивого роста экономики

16

4.1. Совершенствование инвестиционной политики

16-18

4.2. Стимулирование несырьевого экспорта

19-21

4.3. Развитие деловой активности и предпринимательства

21-27

4.4. Снижение доли государства в экономике

27-28

4.5. Цифровизация экономики и развитие искусственного интеллекта

28-29

5. Заключение

29

1. Введение

      Стратегическим приоритетом социально-экономической политики остается устойчивое повышение реальных доходов и благосостояния населения.

      В этой связи главными целями программы, которая станет полноценной экономической платформой на ближайшие 3 года, являются снижение и стабилизация инфляции, обеспечение ежегодного роста экономики не ниже 5 % и доходов населения на уровне выше "инфляция +2-3 %".

      Достижение указанных целей предполагает реализацию комплекса четко слаженных мер Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, включающих усиление макроэкономической стабильности.

      Для повышения устойчивости государственных финансов, как одного из ключевых факторов макроэкономической стабильности, будет обеспечено строгое соблюдение бюджетных правил и приняты меры по фискальной консолидации.

      В целях стабилизации инфляции и снижения инфляционных ожиданий будут проводиться умеренно жесткая денежно-кредитная политика, а также приняты дополнительные меры макро- и микропруденциального регулирования.

      Усиление мер адресной поддержки социально уязвимых слоев населения позволит нивелировать влияние ценового давления и тарифных реформ.

      Эффективная реализация согласованных мер по снижению инфляции позволит обеспечить реальный рост доходов населения и будет способствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

      Для обеспечения качественного и устойчивого роста экономики будет ускорена последовательная реализация структурных преобразований, направленная на усиление конкурентоспособности отраслей, повышение производительности, развитие экспортоориентированного несырьевого сектора и улучшение условий для максимального раскрытия потенциала частного капитала.

2. Тенденции развития национальной экономики Республики Казахстан

      По итогам 10 месяцев 2025 года рост экономики Республики Казахстан составил 6,4 %. Рост в реальном секторе составил 8,2 %, производство услуг выросло на 5,3 %.

      Ведущую роль в обеспечении роста заняли отрасли, ориентированные на внутренний спрос.

      Промышленное производство увеличилось на 7,3 %. Обрабатывающая промышленность показала рост на 5,8 %, горнодобывающая промышленность – на 9,6 %.

      Качественный рост в обрабатывающей промышленности обеспечен увеличением производства в машиностроении на 11,5 %, в том числе в автомобилестроении – на 13,3 %, электрического оборудования – на 17,3 %, в производстве готовых металлических изделий – на 14,1 %, продуктов питания – на 9,1%, продуктов химической промышленности – на 10,9 %, напитков – 8,7 %.

      Валовой выпуск продукции в сельском хозяйстве увеличился на 5,4 %. Рост обеспечен высоким уровнем урожайности зерновых культур.

      Внутренняя торговля выросла на 9 %. Оптовая торговля продемонстрировала рост на 9,7 %, тогда как розничная торговля на 7,4 %.

      Ускорение роста реального сектора и внутренней торговли оказало положительное влияние на развитие транспортно-логистической сферы.

      Услуги транспорта и складирования выросли на 20,7 %. Основными драйверами стали рост объемов транспортировки нефтегазовых продуктов трубопроводом, перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом.

      Инвестиции в основной капитал выросли на 13,1 % до 15,9 трлн тенге. Ключевыми драйверами инвестиционной активности стали финансовая и страховая деятельность, электроснабжение, образование, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и складирование.

      Валовой приток прямых иностранных инвестиций в 1-м полугодии текущего года составил 10,1 млрд долларов США.

      В январе-сентябре текущего года внешнеторговый товарооборот составил 103,4 млрд долларов США. Экспорт товаров составил 57,5 млрд долларов США, в том числе экспорт обработанных товаров – 20,6 млрд долларов США. Импорт товаров достиг 45,9 млрд долларов США.

      Положительный торговый баланс сложился на отметке 11,6 млрд долларов США.

      Международные резервы страны на 1 ноября 2025 года увеличились на 18,6 % к началу 2025 года и составили 124,1 млрд долларов США. Золотовалютные активы Национального Банка Республики Казахстан возросли на 32,6 % до 60,7 млрд долларов США, валютные активы Национального фонда – на 7,7 % до 63,4 млрд долларов США.

      Уровень безработицы во 2-м квартале 2025 года составил 4,6 %.

      В октябре текущего года годовая инфляция замедлилась до 12,6 % с 12,9 % в сентябре. Цены на продовольственные товары выросли на 13,5 %, платные услуги – на 12,9 %, непродовольственные товары – на 11 %.

      В целом основная причина инфляции связана с дисбалансом между спросом и предложением.

      Ключевыми факторами инфляции являются устойчивый внутренний спрос на фоне роста потребительского кредитования, волатильность на внешних рынках в условиях геополитических рисков, влияющих на ослабление курса национальной валюты и удорожание импорта, рост мировых цен на продовольствие, рост регулируемых цен, а также фискальный импульс. Ожидаемая фискальная консолидация будет ключевым дезинфляционным фактором в среднесрочной перспективе.

      Продовольственная инфляция формируется под влиянием высоких мировых цен на продовольствие, роста внутренних издержек производства, а также высокой инфляции в странах – основных торговых партнерах.

      Мировые цены на мясо остаются на исторически высоком уровне, а цены на растительные масла – на максимумах последних лет. Так, индекс цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций (ФАО) на мясо составил 125 пунктов, а на растительные масла – 169,4 пункта в октябре 2025 года. На фоне высоких внешних цен мясо и растительные масла перенаправляются на экспорт, что подталкивает к росту цен на внутреннем рынке (годовой рост цен на мясо в сентябре составил 21,1 %, на подсолнечное масло – 24,2 %).

      Дополнительное давление на инфляцию оказывает ослабление валютного курса тенге по отношению к доллару США и российскому рублю.

      По состоянию на 1 ноября текущего года курс тенге к рублю в годовом выражении ослабился на 30,6 % с 5,04 тенге до 6,6 тенге, к доллару США – на 8,5 % с 488,5 тенге до 530,1 тенге.

      Давление на валютный рынок создает существенное сжатие торгового баланса, который в 2024 году сократился в два раза с пиковых уровней 2022 года.

      Ухудшение торгового баланса, в большей степени, обусловлено растущим импортом. Он продолжает пробивать исторические максимумы, достигнув порядка 62 млрд долл. США в 2024 году и 47 млрд долл. США по итогам 9 месяцев 2025 года.

      Проинфляционное давление оказывает не только спрос на потребительскую продукцию, но и в значительной степени на промежуточные и инвестиционные товары. Их доля в импортных поставках составляет 68 % по итогам 9 месяцев 2025 года. Объемы промежуточного и инвестиционного импорта в текущем году выросли на 6,4 % (9 месяцев 2025 года к 9 месяцам 2024 года) до 31,4 млрд долл. США.

      По итогам августа текущего года индекс цен импортных поступлений товаров в годовом выражении составил 11 %, в том числе товаров из стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) – 16,8 %.

      Непродовольственная инфляция ускоряется вследствие устойчивого потребительского спроса, поддерживаемого потребительским кредитованием (рост выдачи новых кредитов за 8 месяцев 2025 года на 16 %), а также на фоне сохранения высоких импортных цен и ослабления курса национальной валюты.

      Проинфляционное давление также оказывает рост цен на горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ) в условиях дерегулирования топливного рынка. Так, за январь-октябрь текущего года цены на ГСМ увеличились на 14,2 %. Помимо прямого эффекта, удорожание топлива оказывает значительное косвенное влияние через рост производственных и транспортных издержек, так как ГСМ являются важной составляющей себестоимости широкого круга товаров и услуг. Кроме того, ГСМ выступают товаром-маркером и рост цен на них способствует повышению инфляционных ожиданий населения и бизнеса.

      Рост цен на платные услуги обусловлен как удорожанием рыночных услуг, так и повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ) в рамках модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ). В октябре 2025 года годовой рост цен на регулируемые услуги составил 12,5 %.

      Поскольку тарифы на ЖКУ входят в структуру издержек предприятий, их повышение оказывает влияние на рост цен широкого круга товаров и услуг. Одновременно с этим на фоне устойчивого потребительского спроса, высоких инфляционных ожиданий и общего роста цен в экономике сохраняются высокие темпы удорожания отдельных рыночных услуг. В частности, в октябре 2025 года в годовом выражении цены на услуги общественного питания выросли на 15,8 %, аренду жилья – на 13,5 %.

      На этом фоне инфляционные ожидания остаются повышенными и волатильными. В сентябре 2025 года медианная оценка инфляционных ожиданий на год вперед составила 13,2 %. Среди ответов продолжает сохраняться значительный уровень неопределенности. Респонденты отмечают рост цен на продукты питания, бензин и дизельное топливо, коммунальные услуги, колебания обменного курса тенге в качестве основных факторов будущего роста цен.

      Кроме того, риски замедления глобальной экономики, разрывы цепочек поставок и волатильность на мировых товарных рынках создают дополнительные вызовы для нашей экономики.

      В этой связи для нивелирования негативного влияния внешних и внутренних вызовов и рисков, обеспечения устойчивого экономического роста, стабильности цен и поддержания доходов населения Правительством Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка принята Программа совместных действий по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния населения на 2026 – 2028 годы.

3. Макроэкономическая стабильность

      Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан будут приняты взаимосвязанные меры по стабилизации и снижению уровня инфляции до следующих целевых значений: в 2026 году – 9-11 %, в 2027 году – 5,5-7,5 %, в 2028 году – 5-7 %.

3.1. Тарифная политика и ценовое регулирование

      Тарифная политика

      Одним из ключевых проинфляционных факторов является тарифная политика. В этой связи влияние повышения тарифов на услуги субъектов естественных монополий на инфляцию будет ограниченным благодаря сдерживанию их темпов роста, а также совершенствованию тарифной политики.

      До конца 1-го квартала 2026 года повышение коммунальных тарифов для всех групп потребителей приостановлено.

      В период действия моратория на повышение тарифов будет проведена комплексная ревизия исполнения инвестиционных обязательств субъектов естественных монополий в 2023 – 2025 годах.

      Начиная со второго квартала 2026 года повышение тарифов для потребителей будет осуществляться сбалансированно.

      В целом влияние роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий на инфляцию в 2026 – 2027 годах составит на уровне "инфляция + 5 %", в 2028 году – "инфляция + 3 %" и его вклад в общую инфляцию не будет превышать 1 процентного пункта в предстоящие три года.

      Такой подход позволит обеспечить полноценную реализацию Национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.

      В свою очередь, сдерживание роста тарифов будет осуществляться за счет оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий и перераспределения тарифов между группами потребителей. Кроме того, снижение влияния тарифов на инфляцию будет достигнуто за счет удлинения сроков кредитов, используемых для финансирования инвестиционных программ, взвешенного планирования роста тарифов внутри года.

      Качество модернизации инфраструктуры ЖКХ будет обеспечено с особым акцентом на эффективное и целевое инвестирование средств путем значительного усиления подотчетности, прозрачности и общественного контроля.

      Модернизация сфер ЖКХ, энергетики, железнодорожных перевозок и газовой отрасли продолжится в плановом режиме.

      В 2023 – 2024 годах на модернизацию инфраструктуры ЖКХ привлечено порядка 605 млрд тенге инвестиций.

      Это позволило отремонтировать 12,3 тыс. км инженерных сетей, в том числе в сфере электроснабжения – 10843 км, теплоснабжения – 475 км, водоснабжения – 763 км, водоотведения – 287 км.

      В 2026 – 2028 годах на модернизацию инфраструктуры ЖКХ будет привлечено порядка 3 трлн тенге инвестиций для ремонта 30 тыс. км инженерных сетей (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение).

      Для уязвимых слоев населения сохранится механизм оказания жилищной помощи. При этом будет усилена адресность жилищной помощи с оказанием ее наиболее нуждающимся категориям.

      Правительство Республики Казахстан продолжит совершенствовать подходы по регулированию естественных монополий, повышению операционной и инвестиционной эффективности субъектов естественных монополий, что в долгосрочной перспективе позволит им устойчиво развиваться, не оказывая давления на цены.

      Ценовое регулирование

      Доступность социально значимых продовольственных товаров (далее – СЗПТ) для населения будет обеспечена путем контроля за соблюдением 15 % предельной торговой надбавки.

      Будут расширены механизмы мониторинга и регуляторные меры на более широкий перечень товарной номенклатуры, включая сегменты с высокой волатильностью и импортной зависимостью, не ограничиваясь СЗПТ.

      Продолжится работа по выявлению и исключению непродуктивных посредников через механизмы региональных комиссий по расследованию посреднических схем, а также анализу данных электронных счетов-фактур.

      Важным направлением является развитие логистики, в том числе складской инфраструктуры для эффективного хранения и транспортировки продукции.

      Для развития складской инфраструктуры и снижения потерь в межсезонье проводится работа по строительству и модернизации овощехранилищ. При этом только до конца 2025 года планируется завершить строительство 23 овощехранилищ общей мощностью 140,5 тыс. тонн.

      В период межсезонья и для оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынка будут приняты меры по повышению эффективности механизмов стабилизационных фондов, льготного кредитования, форвардных договоров.

      Резервы стабилизационных фондов будут использованы для проведения товарных интервенций в пиковый рост цен на СЗПТ по ценам ниже рыночных.

      Для насыщения внутреннего рынка будут организованы зеленые коридоры для поставки продукции из соседних государств.

      На время роста потребительских цен в целях усиления контроля временно будет расширен перечень СЗПТ.

      В целях обеспечения отечественных предприятий достаточными объемами сырья и стабилизации цен на СЗПТ продолжится реализация зерна через инструменты АО "Национальная компания "Продкорпорация".

      Также продолжится работа по проведению еженедельных сельскохозяйственных ярмарок во всех регионах, где товаропроизводителям предоставляется возможность реализовывать продукцию без посредников, что снижает конечную стоимость для потребителей.

      Вместе с тем до конца 1-го квартала 2026 года поэтапное повышение цен на бензин и дизельное топливо приостановлено.

      Начиная со 2-го квартала 2026 года продолжится политика поэтапного выравнивания цен на нефтепродукты с соседними странами и обеспечения топливного баланса на внутреннем рынке.

3.2 Контрцикличная налогово-бюджетная политика

      Правительство Республики Казахстан будет проводить контрцикличную бюджетную политику путем строгого соблюдения предусмотренных Бюджетным кодексом фискальных правил по ограничению роста расходов республиканского бюджета и размера трансфертов и иных изъятий из Национального фонда.

      Для повышения устойчивости государственных финансов бюджетная политика будет осуществляться с учетом следующих целевых параметров.

      Дефицит республиканского бюджета в 2026 году будет снижен до 2,5 % к валовому внутреннему продукту (далее – ВВП), в 2027 году – до 1,7 % к ВВП, в 2028 году – до 0,9 % к ВВП.

      Ненефтяной дефицит в 2026 году будет снижен до 4,9 % к ВВП, в 2027 году – до 3,7 % к ВВП, в 2028 году – до 2,7 % к ВВП.

      Относительный размер правительственного долга не превысит 21,4 % к ВВП в 2026 году, 20,8 % к ВВП – в 2027 году, 19,6 % к ВВП – в 2028 году.

      Для снижения зависимости республиканского бюджета от нефтяных поступлений в 2026 – 2028 годах объем трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет будет сокращен.

      В бюджете 2026 года не предусмотрено привлечение целевых трансфертов из Национального фонда. Максимальный размер гарантированного трансферта будет ограничен поступлениями в Национальный фонд от нефтяного сектора при цене отсечения на нефть.

      Кроме того, приобретение акций компаний квазигосударственного сектора за счет средств Национального фонда не планируется.

      Продолжится оптимизация сложившейся расходной базы бюджета, которая будет проводиться каждый год в начале бюджетного цикла при определении лимитов расходов государственных органов.

      Правительством Республики Казахстан будут приняты меры, направленные на сокращение выпадающих доходов бюджета за счет ревизии действующих и неэффективных налоговых льгот, с одновременным ужесточением предоставления новых налоговых преференций.

      Вместе с тем планируются усиление эффективности налогового и таможенного администрирования, развитие цифровых инструментов учета и расширение налоговой и таможенной базы. Эти шаги обеспечат рост доходной части бюджета без увеличения налоговой нагрузки на добросовестных плательщиков, способствуя снижению дефицита республиканского бюджета.

      Для укрепления доходной базы бюджета предусмотрена разработка нового Комплексного плана по противодействию теневой экономике на 2026 – 2028 годы, в который будут включены меры по интеграции информационных систем и масштабному применению элементов искусственного интеллекта и цифровых решений.

      В 2026 – 2028 годах политика управления государственным долгом будет направлена на ограничение роста долговой нагрузки, недопущение дефолтов, снижение валютных рисков, а также повышение эффективности использования государственных гарантий.

      Для недопущения дальнейшего роста долговой нагрузки на бюджет и снижения валютных рисков будет осуществлен переход к активному среднесрочному управлению долгом. Правительство Республики Казахстан будет проводить прозрачную и предсказуемую политику государственного заимствования.

      В 2026 – 2028 годах для финансирования республиканского бюджета и выполнения долговых обязательств Правительство Республики Казахстан обеспечит сбалансированное привлечение ресурсов за счет приемлемого сочетания внутренних и внешних источников финансирования с точки зрения стоимости заимствования.

      Основное внимание будет уделяться совершенствованию структуры долга и равномерному распределению заимствований по срокам обращения, снижению чувствительности к внешним шокам и валютным колебаниям, укреплению внутреннего рынка государственных ценных бумаг и расширению круга инвесторов.

      В условиях высоких процентных ставок на внутреннем рынке Правительство будет регулярно выходить на внешние рынки капитала, а также практиковать внешние заимствования в "мягких" валютах, которые имеют схожую волатильность с тенге.

      По мере снижения процентных ставок на внутреннем рынке в среднесрочной перспективе будет увеличено внутреннее заимствование.

      В качестве инструмента формирования оптимальной структуры государственного долга будет применяться практика обратного выкупа и доразмещения выпусков государственных ценных бумаг (далее – ГЦБ) на ключевых сроках при условии благоприятной рыночной конъюнктуры. Это позволит оптимизировать график погашения ГЦБ, создать эталонные выпуски, а также укрупнить выпуски ГЦБ в обращении, снизив фрагментацию государственного долга.

      С учетом ожидаемого значительного увеличения расходов по погашению правительственного долга в 2026 – 2028 годах будет проведено рефинансирование займов, по которым наступает срок погашения.

      При необходимости дополнительного заимствования Правительство Республики Казахстан будет иметь возможность превышать лимит долга, установленного законом о республиканском бюджете, при соблюдении других долговых правил.

      Также будет разработан и утвержден среднесрочный план действий (стратегия) управления государственным долгом на 2026 – 2028 годы.

      В целях развития внутреннего рынка ГЦБ продолжится работа по построению рыночной и справедливой кривой доходности с регулярным размещением ГЦБ и нот Национального Банка Республики Казахстан на первичном рынке на основе рыночного спроса и предложения.

      В соответствии с лучшими международными практиками для развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг до конца текущего года планируется создание офиса управления государственным долгом (Debt management office – DMO). DMO, как консультационный орган по вопросам политики управления государственным долгом, должен выполнять как стратегические задачи по выработке стратегии управления государственным долгом, так и операционные задачи по сбору информации и подготовке рекомендаций. Наряду с управлением государственным долгом в задачи DMO будет входить также развитие рынка государственных ценных бумаг.

      Первоочередными задачами DMO должны стать:

      построение программы выпуска еврооблигаций как альтернативного источника финансирования;

      пересмотр графика размещения ГЦБ с акцентом на выпуск краткосрочных бумаг (до 3 лет);

      оптимизация структуры обращающихся выпусков ГЦБ, включая сокращение их количества и формирование линейки эталонных (бенчмарковых) инструментов;

      проведение целевых переговоров с кандидатами в первичные дилеры и принятие мер, направленных на ускоренное внедрение института первичных дилеров.

      Эффективное управление государственным долгом невозможно без развитого и ликвидного рынка ГЦБ. Системная работа в этом направлении позволит в среднесрочной перспективе снизить стоимость заимствований и обеспечить бесперебойное финансирование дефицита бюджета, а также повысить инвестиционную привлекательность и привлечь дополнительные иностранные инвестиции в экономику Казахстана.

      С учетом прогнозируемой траектории внешнего долга и валютных активов Национального фонда Правительство Республики Казахстан будет оставаться нетто-кредитором.

      В целях поддержания суверенного кредитного рейтинга страны внешние обязательства государственного сектора (включая внешний государственный долг, внешний долг квазигосударственного сектора и гарантированный внешний долг) не должны превышать размера валютных активов Национального фонда.

      Правительство Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан продолжит работу по повышению суверенного кредитного рейтинга страны, в том числе путем регулярного размещения государственных ценных бумаг на внешних рынках.

      В целом ожидаемая консолидация бюджета и соблюдение фискальной дисциплины должны послужить значимыми дезинфляционными факторами.

3.3 Денежно-кредитная политика

      Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику, направленную на стабилизацию инфляции, снижение инфляционных ожиданий, поддержку доверия к тенге.

      Основным инструментом денежно-кредитной политики остается базовая ставка, устанавливаемая в зависимости от фактического и прогнозируемого уровня инфляции, и других параметров.

      В рамках общей антиинфляционной политики Национальный Банк Республики Казахстан продолжит задействовать дополнительные инструменты, направленные на сокращение избыточной ликвидности и регулирование денежного предложения.

      В целях эффективного связывания избыточной ликвидности со 2 сентября 2025 года реализуется трехэтапное повышение минимальных резервных требований (далее – МРТ). В рамках первого этапа профицит ликвидности снизился с 7,7 до 5,8 трлн тенге, объем резервов вырос с 0,8 до 2,6 трлн тенге. На втором этапе (апрель 2026 года) общий объем изъятий достигнет 3,5 трлн тенге, на третьем (сентябрь 2026 года) – 3,9 трлн тенге.

      Если по итогам 3-го этапа избыточная ликвидность на денежном рынке начнет увеличиваться и доля связанной посредством МРТ ликвидности снижаться ниже 50 % от избыточной ликвидности (в среднем за 6 месяцев), то Национальный Банк Республики Казахстан рассмотрит целесообразность дальнейшего ужесточения МРТ.

      В качестве основного операционного ориентира при реализации денежно-кредитной политики используется индикатор TONIA, представляющий собой средневзвешенную процентную ставку по однодневным операциям РЕПО, заключенным на Казахстанской фондовой бирже (KASE). Формирование рыночной ставки на уровне, заданном Национальным Банком, осуществляется исключительно рыночными участниками. При этом Национальный Банк Республики Казахстан способствует удержанию рыночных ставок на заданном уровне, регулярно проводя следующие операции:

      депозиты овернайт на нижней границе (базовая ставка – 1 %);

      обратное РЕПО овернайт на KASE на верхней границе (базовая ставка +1 %);

      аукцион недельных депозитов.

      Дополнительно для повышения операционного ориентира TONIA и его закрепления вблизи базовой ставки планируется расширить программу выпусков краткосрочных нот как доступного и востребованного инструмента для широкого круга рыночных участников. До конца текущего года объем размещения нот Национального Банка Республики Казахстан будет увеличен в 3 раза и составит 1,5 трлн тенге.

      Для нейтрализации влияния покупок аффинированного золота в рамках приоритетного права государства на денежную массу с начала 2025 года осуществляется зеркалирование операций по золоту путем продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для изъятия эмиссии, связанной с покупкой золота. С начала года стерилизовано 2,3 трлн тенге, до конца 2025 года планируется дополнительно стерилизовать 1,4 трлн тенге, что позволит снизить волатильность денежного рынка, повысить сбалансированность валютного рынка и сохранить монетарную нейтральность в отношении операций с золотом.

      Вместе с тем в целях повышения эффективности механизма монетарной нейтральности, сокращения профицита ликвидности и достижения инфляцией целевого уровня в 5 % дополнительно к стандартному объему зеркалирования будет рассмотрен вопрос стерилизации в течение 2026 – 2027 годов эмиссии 2024 года.

      Реализация мер позволит стабилизировать спрос и ограничить вторичные инфляционные эффекты. В совокупности указанные меры создадут условия для устойчивого снижения инфляции к целевому уровню 5 % в среднесрочной перспективе.

      Валютный курс на внутреннем рынке будет формироваться в условиях свободного курсообразования под воздействием фундаментальных факторов, соотношения спроса и предложения валюты (мировая цена на нефть, индекс доллара США на мировом рынке, приток прямых иностранных инвестиций и состояние платежного баланса).

      Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан будут приняты меры, направленные на стабильное функционирование валютного рынка.

      Для повышения предложения иностранной валюты Правительство Республики Казахстан при необходимости примет решение об увеличении размера обязательной продажи валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора на внутреннем рынке.

      Правительство Республики Казахстан с Национальным Банком Республики Казахстан обеспечат постоянную координацию валютных операций субъектов квазигосударственного сектора в целях снижения их влияния на валютный рынок.

      Национальный Банк Республики Казахстан готов жестко и оперативно реагировать, осуществлять валютные интервенции для предотвращения дестабилизирующих, спекулятивных колебаний национальной валюты и недопущения рисков финансовой стабильности.

3.4 Развитие финансового сектора

      В условиях повышенного совокупного спроса, связанного в том числе с быстрым ростом потребительского кредитования, денежно-кредитная и макропруденциальная политики будут синхронизированы. Это необходимо для достижения ценовой стабильности, а также содействия обеспечению финансовой стабильности через повышение запаса прочности банковского сектора и недопущение избыточной долговой нагрузки домохозяйств.

      В отношении банков будут приняты меры макро- и микропруденциального регулирования, стимулирующие банковское кредитование реального сектора, которые будут способствовать выравниванию структуры кредитных портфелей банков и постепенному увеличению доли корпоративного кредитования.

      Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка будет реализован комплекс мер для снижения рисков в сегменте потребительского кредитования, повышения доверия к банковской системе и обеспечения доступности займов для малого и среднего бизнеса (далее – МСБ), в том числе:

      1. Активация секторального контрциклического буфера капитала (далее – СКБК) на уровне не менее 2 % от риск-взвешенных активов сегмента кредитования населения с 1 апреля 2026 года и мониторинг целесообразности дальнейшего повышения уровня СКБК с вынесением предложений на Совет по финансовой стабильности Республики Казахстан (далее – СФС).

      Банки второго уровня завершат формирование буфера к 1 апреля 2026 года. Размер СКБК составит около 0,5 трлн тенге. Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет постоянный мониторинг динамики розничного кредитования, результаты которого будут выноситься на рассмотрение СФС для оценки необходимости дальнейшей корректировки размера СКБК.

      2. Активация коэффициента долга к доходу заемщика (далее – КДД) в 1-м полугодии 2026 года.

      КДД был введен в регуляторную практику с августа 2024 года. До настоящего времени данный коэффициент находится в мониторинговом периоде без установления нормативного значения.

      В первой половине 2026 года Национальный Банк Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка введут предельные значения КДД на фоне ускоренного роста розничного кредитования.

      3. Ужесточение требований к коэффициенту долговой нагрузки заемщика (далее – КДН) и изменение состава доходов, принимаемых к расчету.

      Текущее требование по соблюдению банками второго уровня КДН при выдаче займов составляет 0,5.

      Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка будут рассмотрены меры по ужесточению коэффициента долговой нагрузки заемщика путем уменьшения предельного уровня КДН и изменения состава доходов, принимаемых в расчет, в целях снижения темпов роста кредитования населения, уменьшения долговой нагрузки и дальнейшего снижения рисков для финансовой стабильности. Соответствующее решение будет принято в первой половине 2026 года.

      4. Для недопущения роста неконтролируемого потребительского долга Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан будут разработаны подходы по регулированию рынка рассрочек и услуг "покупай сейчас – плати потом" (BNPL). Регулирование будет направлено на формирование стандартов предоставления таких услуг, в частности BNPL-провайдерами, включая установление минимальных требований к оценке платежеспособности клиента, определение порядка взаимодействия между финансовыми организациями и BNPL-провайдерами, а также введение ограничений на использование недобросовестных или агрессивных маркетинговых практик, стимулирующих избыточное заимствование.

      Правительством Республики Казахстан будут приняты меры, направленные на повышение прозрачности ценообразования на маркетплейсах, включая раскрытие информации о вознаграждениях, комиссиях и иных платежах, входящих в стоимость товаров.

      Кроме того, будут выработаны подходы к оптимизации уровня комиссий торговых площадок и посредников с целью формирования справедливых условий для продавцов и покупателей.

      Правительством Республики Казахстан в целях защиты прав потребителей будет внедрена практика двойных (дифференцированных) цен на маркетплейсах – при оплате товаров и услуг в рассрочку и при оплате без рассрочки, что обеспечит прозрачность ценообразования.

      5. Для снижения маржинальности необеспеченных потребительских кредитов и ограничения спекулятивного роста потребительского кредитования планируется введение регулирования годовой эффективной ставки вознаграждения (далее – ГЭСВ) в соответствии с международной практикой. Предельная ГЭСВ будет устанавливаться на основе сложившихся среднерыночных показателей с возможностью небольшого отклонения, что соответствует лучшим международным стандартам. ГЭСВ будет поэтапно снижаться с 46 %.

      В связи с ростом стоимости денег временно будет сохранено предельное значение ГЭСВ по ипотечным жилищным займам на уровне действующих 25 % до 1 июля 2026 года. С 1 июля 2026 года будет рассмотрена возможность привязки предельной ГЭСВ по ипотеке к уровню LTV (отношение суммы кредита к стоимости недвижимости).

      Для защиты прав заемщиков и обеспечения устойчивости кредитного рынка предусматривается продление моратория на продажу банками и микрофинансовыми организациями кредитов граждан коллекторам до 1 января 2027 года.

      Для снижения долговой нагрузки и количества проблемных заемщиков будет внедрен механизм направления СМС-уведомлений гражданам, имеющим признаки неплатежеспособности, с информацией о возможности проведения внесудебного банкротства.

      6. В соответствии с поручением Главы государства будет принят законодательный пакет реформ финансового законодательства, в котором охвачены вопросы банковского сектора, платежей, рынка ценных бумаг и др. В рамках нового Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" будут учтены технологические изменения и потребности экономики, а также усилена конкуренция с привлечением на рынок новых участников, продвигаться финтех и либерализация оборота цифровых активов.

      До конца 2026 года будут введено регулирование цифровых финансовых активов, обеспечено законодательное регулирование и развитие Национальной цифровой финансовой инфраструктуры, дан импульс дальнейшему развитию платежного рынка. Это повысит вклад финансового сектора в развитие экономики и благосостояние граждан.

      Правительством Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан продолжится масштабирование использования цифрового тенге для обеспечения прослеживаемости расходов государственных средств, в том числе с доработкой информационных систем государственных органов и принятием мер по внесению соответствующих поправок в отраслевые нормативные правовые акты.

      В результате принятых мер доля кредитов бизнесу будет стремиться к уровню около 30 % от активов банков, а структура кредитного портфеля банков второго уровня будет сбалансирована по соотношению кредитования юридических и физических лиц.

3.5 Социальная поддержка доходов населения

      В целях снижения негативного влияния от роста цен будут усилены меры адресной поддержки социально уязвимых слоев населения.

      В рамках дальнейшей модернизации системы социальных выплат планируется расширение применения цифровых технологий для повышения прозрачности, обеспечения автоматизации, адресности, простоты администрирования и получения социальных платежей. Для реализации мер будет использована инфраструктура цифрового тенге в интеграции с учетными механизмами социального кошелька.

4. Обеспечение качественного и устойчивого роста экономики

      Принятие слаженных мер Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка по обеспечению макроэкономической стабильности создаст базовые условия для диверсификации экономики, повышения производительности труда, продвижения несырьевого экспорта, формирования нового инвестиционного цикла и качественного роста экономики на уровне не ниже 5 % на 2026 – 2028 годы.

      Правительство Республики Казахстан ставит перед собой задачу повышения темпов и качества долгосрочного экономического роста (potential output), благосостояния населения и проведения соответствующих структурных реформ.

4.1 Совершенствование инвестиционной политики

      Инвестиционная политика играет одну из важных ролей в обеспечении устойчивого экономического роста через привлечение зарубежного и отечественного капитала. Для формирования благоприятного инвестиционного климата в условиях глобальной конкуренции за инвестиции Правительство Республики Казахстан делает акцент на поддержании международного инвестиционного рейтинга и макроэкономической стабильности.

      Планируется довести долю инвестиций в основной капитал в 2026 году до 18 % к ВВП, в 2027 году до 19 % к ВВП, в 2028 году до 21 % к ВВП, а также обеспечить приток иностранного капитала в экономику в объеме более 20 млрд долларов США в 2026 – 2028 годах ежегодно.

      Для этого Правительством Республики Казахстан принимаются системные меры по повышению инвестиционной привлекательности.

      В рамках запуска нового инвестиционного цикла страны актуализирована Концепция инвестиционной политики до 2029 года. Данный документ позволит обеспечить системный подход к формированию устойчивой и целостной бизнес-экосистемы.

      Одним из важных инструментов поддержки инвесторов стал Совет по привлечению инвестиций, так называемый Инвестиционный штаб. Деятельность Инвестиционного штаба организована в формате "здесь и сейчас", когда решаются вопросы инвесторов.

      Отдельное внимание направлено на мониторинг реализации инвестиционных проектов. Запущена национальная цифровая инвестиционная платформа, которая упрощает процесс инвестирования и обеспечивает прозрачность на всех этапах реализации проектов.

      В рамках запуска нового инвестиционного цикла внедряется новый подход, в основе которого заложен принцип "заказ на инвестиции".

      В целях максимального задействования частной инициативы первоочередное внимание будет уделено активной работе с отечественным предпринимательским сообществом, в частности Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" и отраслевыми бизнес-ассоциациями.

      Профильными центральными государственными органами и акиматами для определения ниш, обладающих наибольшими конкурентными преимуществами, на постоянной основе ведется работа по формированию региональных и отраслевых инвестиционных предложений.

      Инвестиционным законодательством Республики Казахстан для инвесторов предусмотрены разные виды инвестиционных преференций, включая налоговые и таможенные льготы, гранты в натуральной форме, подведение инфраструктуры и другое.

      Для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях стоимостью свыше 29,5 млрд тенге существует возможность заключения соглашения об инвестициях, гарантирующего стабильность казахстанского законодательства в течение 25 лет.

      Соглашение об инвестициях заключается по решению Правительства Республики Казахстан и сопровождается от этапа инициирования заявки до реализации в регионе.

      Особое внимание уделяется специальным экономическим и индустриальным зонам с развитой инфраструктурой, льготным налоговым и таможенным режимом.

      Уникальные условия для ведения бизнеса предоставляет Международный финансовый центр "Астана" (далее – МФЦА).

      МФЦА выступает надежным партнером для развития "зеленых", исламских и инновационных финансовых инструментов.

      Для эффективного использования потенциала МФЦА в качестве площадки привлечения иностранных инвестиций важно не только создать благоприятный инвестиционный режим, но и обеспечить привлечение долгосрочных прямых и портфельных иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики.

      С учетом этого будет проведен системный анализ инвестиций, привлеченных на площадке МФЦА, по результатам которого будут разработаны законодательные и иные меры, направленные на более эффективное использование потенциала МФЦА.

      Важно создание единой площадки по развитию и регулированию финансового рынка при СФС с участием Национального Банка Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка и МФЦА. Здесь будут рассматриваться вопросы межведомственной координации в финансовом регулировании, обмена опытом, поступательного развития финансовых рынков с обеспечением финансовых интересов государства (валютный контроль и прочее). Концептуальные вопросы, требующие решения на высоком уровне, будут выноситься на рассмотрение СФС.

      Правительство Республики Казахстан продолжит совершенствовать меры поддержки в соответствии с запросами инвесторов, а также наилучшими мировыми стандартами для долгосрочного партнерства.

      Основное внимание планируется уделить экспортоориентированным и высокопроизводительным секторам экономики, включая агропромышленный комплекс, металлургию, нефтехимию, транспортно-логистическую инфраструктуру, химическую промышленность, энергетику (в том числе возобновляемые источники), машиностроение, туризм и переработку сырья.

      В целях повышения эффективности государственных инвестиций будет проведена реформа системы капитальных расходов. В ее рамках предусматриваются масштабирование использования цифрового тенге при расчетах в рамках республиканского и местных бюджетов, а также бюджетов государственных холдингов, внедрение технологий искусственного интеллекта и цифровизации процессов, а также реформирование проектно-сметной документации и процедур государственной экспертизы. Ожидаемый эффект – снижение стоимости строительства на 25 %, повышение прозрачности закупок и сокращение коррупционных рисков.

      Предусматривается активное вовлечение частного капитала, в том числе через эффективное использование механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) и привлечения международных финансовых институтов. Такой подход позволит повысить качество и масштаб реализуемых проектов, эффективно разделить риски между государством и инвесторами, обеспечить приток передовых технологий и управленческих практик.

      Особое внимание уделяется повышению интереса инвесторов к крупным инфраструктурным проектам посредством механизма ГЧП.

      В текущем году в Закон о ГЧП внесены изменения в части наделения компетенцией Правительства Республики Казахстан по утверждению перечня проектов ГЧП особой значимости, разрабатываемого совместно с международными финансовыми организациями (далее – МФО). Координация разработки таких проектов будет осуществляться Центром развития ГЧП.

      Сформирован перечень проектов ГЧП со статусом "особой значимости", разработка которых осуществляется совместно с МФО (Азиатский Банк Развития, Международная финансовая корпорация (IFC), Европейский Банк Реконструкции и Развития) в сферах здравоохранения, образования, водоснабжения и транспорта.

      Участие МФО в разработке документации проектов ГЧП обеспечит привлечение квалифицированных кадров и компетентных консультантов, способных готовить проекты по международным стандартам, тем самым повысит их инвестиционную привлекательность.

      В свою очередь участие Центра развития ГЧП на всех стадиях подготовки проектов является ключевым фактором обеспечения защиты интересов государства.

      При соответствии критериям "особой значимости" и заинтересованности МФО перечень будет дополняться новыми проектами ГЧП.

4.2 Стимулирование несырьевого экспорта

      В целях перехода от модели ресурсо-ориентированной экономики к инновационной, конкурентоспособной и устойчивой системе производства одними из важных направлений работы Правительства Республики Казахстан станут стимулирование несырьевого экспорта и укрепление конкурентных позиций Казахстана на внешних рынках, а также формирование долгосрочных торгово-экономических связей.

      Для этого будет предусмотрена комплексная трансформация системы экспортной поддержки, включая стимулирование перерабатывающих производств через субсидии и специальные инвестиционные программы, а также развитие нефинансовых инструментов – маркетингового сопровождения, экспортной аналитики, инфраструктуры и логистики.

      Фокус работы будет сосредоточен на развитии перспективных экспортных рынков с учетом региональной специфики и экономического потенциала. Особое внимание уделяется формированию эффективных транспортных коридоров, что позволит продвигать продукцию высокого передела на внешние рынки более системно и эффективно.

      Продолжится работа по созданию благоприятных условий для выхода казахстанских товаров и услуг на внешние рынки сбыта путем расширения сети преференциальных торговых соглашений или так называемых соглашений о свободной торговле (далее – ССТ) совместно со странами – членами ЕАЭС.

      Переговоры и потенциальное заключение ССТ расширят сформированную сеть и качественно усилят уже охваченные регионы.

      Приоритетными рынками остаются рынки Китая, стран ЕАЭС и Центральной Азии, Европейского Союза и Ближнего Востока.

      Формирование устойчивой архитектуры регулирования и сопровождения экспорта является ключевым условием системной реализации национальной экспортной политики. Основное внимание будет уделено институциональному укреплению механизмов поддержки несырьевого экспорта на всех уровнях от совершенствования нормативной правовой базы до развития региональной инфраструктуры.

      Будет реализован комплекс мер по продвижению казахстанской продукции и услуг на международных электронных торговых платформах. Компании получат поддержку на возвратной основе – от регистрации на маркетплейсах и адаптации контента до маркетингового сопровождения, логистики и участия в онлайн-активностях.

      Экспорт услуг является одним из основных драйверов несырьевого экспорта и мультипликативного экономического роста.

      Будет реализован комплексный подход к содействию экспорту услуг от стратегической аналитики и цифровизации до компенсации затрат и развития компетенций. Ключевыми мерами станут системный анализ экспортных ниш, адаптация и упаковка услуг под зарубежные рынки, развитие франчайзинга, участие в B2B-миссиях и международных выставках, акселерационные и образовательные программы, а также компенсация расходов на маркетинг, сертификацию. Эти меры обеспечат устойчивый рост экспорта казахстанских услуг с высокой добавленной стоимостью и усилят ответственность отраслевых министерств за реализацию экспортной повестки.

      Важным элементом экспортной политики является развитие внешней инфраструктуры поддержки экспорта. В частности, уже открыты партнерские офисы в Китае (города Чэнду, Шанхай), выставочная площадка в Цзянсу, торговое представительство в Урумчи, а также торговый дом "Qazaq Trade House" в Дубае, способствующие продвижению казахстанских товаров на азиатских рынках. В дальнейшем планируется развитие современной экспортной инфраструктуры, охватывающей торговые представительства, цифровые платформы, логистические каналы и каналы прямого продвижения продукции за рубежом.

      Финансовые инструменты остаются важным элементом стимулирования экспортного потенциала. Будет усилено применение механизмов страхования, гарантирования, предэкспортного и экспортного торгового финансирования. Расширение емкости Экспортно-кредитного агентства Казахстана путем докапитализации обеспечит устойчивость системы и позволит экспортерам активнее участвовать в международных тендерах, снижать риски по контрактам и получать поддержку на этапе заключения экспортных сделок. Торговое финансирование через зарубежные банки создаст более привлекательные условия для иностранных покупателей, расширяя рынки сбыта.

      Отдельным модулем станет интеллектуальный экспортный консультант, доступный 24/7, который предоставит бизнесу индивидуальные рекомендации по мерам поддержки, логистике, таможенным процедурам и адаптации продукции под требования зарубежных рынков. Также будут модернизирован портал export.gov.kz, обеспечен открытый доступ к актуальному реестру казахстанских экспортеров и создан цифровой канал коммуникации с иностранными заказчиками.

      Особое внимание будет уделено предэкспортному финансированию –предоставлению оборотных средств на льготных условиях с механизмом страхования дебиторской задолженности. QazTrade будет обеспечивать институциональное сопровождение: от отбора перспективных проектов до информационно-аналитической поддержки.

      Принимаемые меры позволят увеличить объем несырьевого экспорта с 42,3 млрд долл. США в 2026 году до 46,6 млрд долл. США в 2028 году.

4.3 Развитие деловой активности и предпринимательства

      Развитие предпринимательства является основным драйвером для создания качественных рабочих мест и расширения источников повышения реальных доходов населения.

      Совершенствование регуляторной среды

      С целью создания благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса регуляторная политика будет направлена на комплексное снижение административного давления на законопослушных предпринимателей и стимулирование предпринимательской активности.

      В рамках реализации политики регулирования предпринимательской деятельности "с чистого листа" 6 апреля 2025 года принят Закон по вопросам ведения бизнеса, который направлен на упорядочение форм контроля и надзора, регламентацию мер оперативного реагирования в сферах надзора.

      Особая роль в совершенствовании регуляторной политики будет отведена Центру регуляторного интеллекта, который по поручению Главы государства создается на базе Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Работа данного Центра будет направлена на глубокую ревизию законодательства с целью его адаптации к нуждам предпринимателей.

      Важным инструментом ограничения давления контролирующих органов на бизнес стала цифровизация системы управления рисками, которая осуществляет отбор субъектов контроля, отнесенных к высокой и средней степени риска на проверку автоматически, без участия человека.

      Все процедуры взаимодействия государства с бизнесом, включая регуляторные требования, будут оцифрованы.

      Посредством автоматизации государственного контроля будет осуществлен переход от проверок и наказания к профилактике правонарушений.

      Создание отраслевых условий предпринимательской активности

      1. Для развития кластеров глубокой переработки, направленных на экспорт и импортозамещение, продолжится реализация 17 крупных проектов с высоким переделом в металлургии, машиностроении, нефтегазохимии, агропромышленном комплексе (далее – АПК) и других отраслях.

      В период с 2026 по 2028 годы запланирован ввод 9 проектов.

      Планируются запуск обогатительно-производственного комплекса по производству калийных солей на базе месторождения "Сатимола", реализация проекта по модернизации комбината АО "Qarmet" в Карагандинской области, строительство гидрометаллургического комбината по переработке высокоуглеродистых сульфидных золотосодержащих концентратов "Ертис" в Павлодарской области, завода по производству бутадиена и его производных в Атырауской области, интегрированного агропромышленного комплекса по глубокой переработке зерновых и зернобобовых культур в городе Астане, завода по глубокой переработке зерна пшеницы товарищества с ограниченной ответственностью "Qostanai Grain Industry".

      В течение 3-х лет планируется обеспечить необходимой инфраструктурой специальные экономические зоны и индустриальные зоны, создать малые промышленные зоны.

      2. В АПК будет осуществлен поэтапный переход от первичного производства к выпуску продукции более высоких переделов, за счет чего доля переработанной продукции в АПК будет увеличена до 70 %.

      В целях ускоренного развития АПК будут использованы механизмы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ, льготного лизинга для финансирования приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования, льготного финансирования инвестиционных проектов в АПК.

      Планируется запуск более 100 инвестиционных проектов и новых производств в обрабатывающей промышленности с АПК ежегодно.

      В развитии сельского хозяйства фокус будет смещен в сторону интенсификации растениеводства, в первую очередь, за счет диверсификации посевных площадей и внедрения агротехнологий, что позволит повысить урожайность и снизить производственные издержки.

      Также будут приняты меры по доведению уровня обеспеченности отечественными семенами в 2026 году до 69,8 %, в 2027 году – до 77,3 %, в 2028 году – до 78,2 %.

      Кроме повышения урожайности это создаст положительный мультипликативный эффект на развитие животноводства, перерабатывающей отрасли, торговли продукцией АПК и импортозамещение.

      3. Основной акцент будет сделан на расширение производства продуктов питания с наибольшей долей в потребительской корзине.

      В целях снижения импортозависимости продолжится реализация мер по развитию производственного потенциала перерабатывающих предприятий, увеличению выпуска сельскохозяйственного сырья, а также формированию стратегических запасов продовольствия.

      Активная реализация инвестиционных проектов и ввод новых производств будут способствовать повышению обеспеченности внутреннего рынка отечественной продукцией и импортозамещению.

      На сегодня уровень обеспеченности отечественными продовольственными товарами по 22 из 29 основных категорий составляет от 80 и 100 %.

      Так, по 10 (соль, масло подсолнечное, мука, рис, картофель, лук репчатый, баранина, говядина, рожки, хлеб) из 29 основных продовольственных товаров внутренний рынок обеспечен полностью (более 100 %), по 12 продовольственным товарам (яйца, конина, огурцы, морковь, перец, томаты, молоко, масло сливочное, капуста, свекла столовая, кефир, свинина) обеспеченность превышает 80 %.

      В то же время по 7 товарным позициям внутреннее потребление частично покрывается импортной продукцией (мясо птицы, крупа гречневая, рыба, яблоки, колбасные изделия, сыр и творог, сахар).

      4. Особое внимание будет уделено реализации инструмента "Заказ на инвестиции", который будет применяться в развитии производств, прежде всего, товаров народного потребления для снижения и стабилизации инфляции.

      В рамках программы сформирован инвестиционный портфель из 202 проектов в продовольственном сегменте общей стоимостью 4,2 трлн тенге, который включает 12 приоритетных направлений АПК.

      По товарам легкой промышленности (хлопчатобумажные ткани, школьная форма, обувь, сантехника, бытовая техника, косметика, средства гигиены и другое) сформирован портфель из 67 инвестиционных проектов на сумму более 600 млрд тенге.

      Акцент сделан на углубление переработки и поддержку ключевых отраслей АПК – масложировой, мясной, молочной и сахарной.

      Реализация проектов обеспечит полное самообеспечение и экспорт по ряду продовольственных товаров.

      Продолжится реализация проектов по строительству и модернизации мясных кластеров, птицефабрик и молочных ферм.

      В ближайшие 3 года планируется ввод 8 крупных инвестиционных проектов по производству мяса птицы с общим объемом производства 241 тыс. тонн, что позволит достичь полной самообеспеченности (110 %) и выйти на экспорт.

      Количество современных молочных товарных ферм будет доведено до 69, что позволит полностью покрыть внутренний спрос по молочной продукции.

      Принимаемые меры по диверсификации посевных площадей, увеличению объемов заготовки кормов повысят обеспеченность производителей отечественным сырьем.

      5. Будет уделено внимание развитию промышленных кластеров и производству промежуточной продукции, а также продвижению кооперации между сырьевыми компаниями и переработчиками для создания интегрированных цепочек внутри страны.

      Для стимулирования роста производства и обеспечения стабильности цен будут расширены инструменты государственной финансовой поддержки сельского хозяйства и АПК.

      В целях защиты внутреннего рынка, обеспечения экономической доступности продовольствия и недопущения дефицита продолжится реализация системных и контрольных мер, в том числе с применением механизмов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

      Принимаемые меры позволят довести уровень обеспеченности продовольственными товарами до 86 % в 2028 году, в том числе по мясу птицы и яблокам – до 100 %, сахару – до 83 %, колбасным изделиям, сырам и творогу – до 82 %.

      6. Для укрепления продовольственной и экономической безопасности продолжится развитие направления международного транспортного коридора "Север – Юг".

      В условиях роста экспорта аграрной продукции, прежде всего зерна, формирование специализированных терминалов вдоль маршрута позволяет обеспечить устойчивую логистическую цепочку поставок от регионов производства до портов Каспийского моря и далее в направлении Ирана, Индии и стран Персидского залива.

      Cоздание зерновых терминалов на восточном направлении коридора "Север – Юг" стимулирует развитие региональной инфраструктуры и агропромышленного комплекса.

      Такие объекты не только обеспечивают хранение и перевалку сельскохозяйственной продукции, но и создают условия для глубокой переработки зерна и увеличения добавленной стоимости экспорта. Интеграция зерновых логистических центров в структуру транспортного коридора позволит повысить эффективность использования транспортных мощностей, укрепить продовольственные связи между странами и повысить роль Казахстана как ключевого поставщика зерна на южные рынки.

      7. Планомерная реализация масштабных проектов по дальнейшей модернизации и развитию транспортной-логистической сети, энергетической инженерно-коммуникационной, водной и социальной инфраструктуры будет способствовать укреплению производственного потенциала страны.

      Важными точками активности станут логистика и транспортные услуги за счет развития мультимодальных перевозок, программы контейнеризации грузов, разработки ГИС-модели "Цифровые транспортные коридоры", развития таможенных (бондовых) складов, а также расширения маршрутной сети международных авиамаршрутов.

      Продолжатся модернизация и строительство автодорог, пунктов пропуска и магистральных железнодорожных сетей.

      Важную роль будет играть реализация Национального инфраструктурного плана до 2029 года и Национального проекта "Модернизации энергетического и коммунального секторов".

      Принимаемые меры по модернизации реального сектора будут способствовать повышению уровня потенциального ВВП.

      В рамках обеспечения качественного и устойчивого роста экономики Правительство Республики Казахстан будет проводить регулярную оценку вклада в рост ВВП таких факторов производства, как капитал, труд и совокупная факторная производительность.

      Обеспечение доступного финансирования для МСБ

      В настоящее время проводится системная работа по пересмотру действующих мер государственной поддержки предпринимательства. Основное внимание уделяется поэтапному переходу от нерыночных инструментов к более устойчивым и эффективным механизмам, в том числе механизмам гарантирования. Особый акцент делается на повышении результативности использования бюджетных средств и концентрации поддержки на экономически значимых и приоритетных направлениях.

      С целью расширения охвата субъектов предпринимательства порог по субсидированию снижен до 200 млн тенге. При прежнем лимите до 15 млрд тенге в программе субсидирования активно участвовали крупные проекты, осваивавшие значительные объемы средств. В результате охват мерами субсидирования микро- и малых предприятий оставался низким, что снижало эффективность адресной поддержки предпринимательства.

      В дальнейшем планируется переход к более адресной модели субсидирования, основанной на отраслевом и региональном принципах. Практика повсеместного субсидирования процентных ставок по кредитам будет постепенно прекращена, что позволит направлять ресурсы на поддержку направлений, обеспечивающих наибольший экономический эффект и вклад в развитие регионов.

      Особое внимание будет уделено повышению эффективности мер поддержки субъектов МСБ. Так, будут пересмотрены инструменты поддержки акционерного общества "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее – АО "ФРП "Даму") с закреплением четкого фокуса на приоритетные отрасли экономики. На поддержку региональных предпринимательских инициатив в приоритетных отраслях планируется направить 300 млрд тенге путем софинансирования со стороны местного бюджета, АО "ФРП "Даму" и банков второго уровня.

      Финансовое обеспечение экономического роста

      С учетом необходимости значительного прироста инвестиций и в условиях сохранения высоких процентных ставок банки второго уровня и акционерное общество "Национальный инвестиционный холдинг "Байтерек" (далее – холдинг "Байтерек") станут основными источниками кредитования реального сектора, включая инвестиционные кредиты, а также ключевыми каналами финансирования точек роста экономики и лидеров отраслей.

      В текущем году Правительство Республики Казахстан выделило холдингу "Байтерек" свыше 500 млрд тенге на финансирование приоритетных секторов экономики. В свою очередь холдинг "Байтерек" профинансировал проекты на 5,7 трлн тенге. Эффект этих средств в текущем году оценивается в 1,3 процентных пункта роста ВВП.

      В рамках проактивной роли государства по развитию индустрии в 2026 году Правительство Республики Казахстан продолжит выделение бюджетных средств холдингу "Байтерек" в размере 1 трлн тенге.

      В 2027 – 2028 годах дальнейшая капитализация холдинга "Байтерек" будет определяться в соответствии с параметрами, заложенными в республиканском бюджете, в зависимости от итогов принимаемых мер по снижению и стабилизации инфляции, стоимости рыночного фондирования и возврата роли частного капитала в качестве главного источника финансирования реального сектора.

      Холдинг "Байтерек" будет привлекать на локальном и внешнем рынках финансовые ресурсы в объеме до 7 трлн тенге как за счет внешнего, так и внутреннего фондирования.

      Приоритетом будет вовлечение средств банков второго уровня. Для этого холдинг "Байтерек", Национальный Банк Республики Казахстан и Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка будут прорабатывать механизмы вовлечения ликвидности банков второго уровня в кредитование бизнеса.

      Внешнее фондирование в иностранной валюте будет осуществляться преимущество путем выпуска бондов, в том числе в долларах США и юанях.

      С учетом привлеченных средств холдинг "Байтерек" окажет прямые и косвенные меры поддержки в приоритетных отраслях в объеме порядка 8 трлн тенге.

      Будет рассмотрена возможность финансирования экспортоориентированных проектов со стабильной валютной выручкой в иностранной валюте.

      Холдинг "Байтерек" трансформирован в инвестиционный холдинг для реализации проактивной политики экономического роста страны. Так, холдинг "Байтерек" сосредоточится на:

      1) импортозамещении через загрузку мощностей отечественных товаропроизводителей (далее – ОТП) в инфляционно чувствительных секторах.

      Также будут финансироваться инфраструктурные проекты (модернизация энергетического и коммунального секторов и транспортная инфраструктура) путем консолидации спроса на объекты инфраструктуры отечественного производства с учетом региональной специфики (в т.ч. через создание региональных хабов совместно с социально-предпринимательскими корпорациями (далее – СПК);

      2) продвижении экспорта через консолидацию предпринимателей с экспортным потенциалом (в т.ч. через расширение сети трейдеров по продвижению консолидированного предложения ОТП на экспортных рынках).

      Таким образом, пересмотрена роль холдинга "Байтерек" в стимулировании экономического роста за счет перехода от распределительной к стратегической модели инвестиционной деятельности.

      Для реализации данного подхода акцент будет на реализации ограниченного числа системообразующих проектов, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для национальной экономики.

      Отбор проектов будет осуществляться по четко определенным критериям, включающим:

      стратегическую значимость и вклад в достижение национальных приоритетов (увеличение ВВП, экспортного потенциала, занятости и производительности труда);

      наличие потенциала экспорта и импортозамещения и локализации производств на территории Республики Казахстан;

      создание постоянных рабочих мест с приоритетом для регионов с низкой инвестиционной активностью;

      наличие подтвержденной финансовой модели и источников софинансирования, обеспечивающих окупаемость проекта в среднесрочной перспективе.

      Для реализации проектов будет внедрен механизм единого инвестиционного окна на базе холдинга "Байтерек", обеспечивающий отбор, структурирование, привлечение инвесторов, сопровождение и мониторинг реализации проектов.

      Будет внедрена единая система KPI (Key Performance Indicator), ориентированная на измерение реальных экономических и социальных эффектов от инвестиций.

      Одновременно с этим холдинг "Байтерек" сохранит и расширит программы поддержки предпринимательства, обеспечивая доступ к финансированию и гарантированию.

      В процессах от поиска и привлечения иностранных инвесторов до формирования пула проектов и их финансирования будет усилена синергия совместной работы холдинга "Байтерек" с Kazakh Invest, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен", посольств Республики Казахстан и СПК.

      Вклад холдинга "Байтерек" в экспорт обрабатывающей промышленности в 2029 году составит 7,3 млрд долл. США при страновом показателе в размере 37,9 млрд долл. США.

4.4 Снижение доли государства в экономике

      Правительство Республики Казахстан продолжит работу по снижению государственной доли в экономике посредством сокращения количества субъектов квазигосударственного сектора, демонополизации ряда отраслей, обеспечения равного доступа к ресурсам и др.

      Проводится процесс приватизации и выстраиваются нормативные условия, препятствующие повторному росту количества государственных предприятий в конкурентных сферах.

      В текущем году завершится реализация Комплексного плана приватизации на 2021 – 2025 годы, в рамках которого передано в конкурентную среду 396 государственных объектов на сумму 922,1 млрд тенге, 69 направлено на реорганизацию или ликвидацию.

      Крупные государственные компании, такие как акционерное общество "Национальная компания "КазМунайГаз", акционерное общество "Казахстанская компания по управлению сетями "KEGOC", акционерное общество "Эйр Астана", выведены на IPO/SPO.

      Сохранится мораторий на создание квазигосударственного сектора до конца 2026 года.

      Завершена работа Национального офиса по приватизации, сформирован перечень государственных объектов, предлагаемых к дальнейшей оптимизации.

      В данный перечень вошло порядка 500 компаний с балансовой стоимостью более 2 трлн тенге (компании топливно-энергетического комплекса, промышленности и индустрии, агропромышленного комплекса, транспорта и связи, финансовых рынков и др.).

      Оптимизация будет осуществлена в три этапа: 1-й этап (в 2026 году), 2-й этап (в 2027 – 2028 годах), 3-й этап (в 2029 – 2030 годах).

      По ряду активов акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" (акционерное общество "Казахтелеком" и публичная компания "Qazaq Green Power PLC") планируется IPO/SPO.

      В целом мероприятия по развитию рыночной среды синхронизированы с подходами, закрепленными в Указе Президента Республики Казахстан "О мерах по либерализации экономики".

4.5 Цифровизация экономики и развитие искусственного интеллекта

      В 2026 – 2028 годах продолжится системная работа по ускоренному развитию цифрового государства и внедрению инновационных технологий во все сферы экономики.

      Будет разработана общенациональная стратегия масштабной цифровизации и комплексного внедрения технологий искусственного интеллекта "Digital Qazaqstan" для модернизации всех сфер экономики с выведением на экспорт IT услуг.

      Одним из ключевых направлений цифровой трансформации является развитие телеком-отрасли. Приоритетами развития телеком-отрасли станут устранение цифрового неравенства и обеспечение равного доступа граждан ко всем преимуществам цифровизации.

      В рамках реализации Национального проекта "Доступный Интернет" до конца 2027 года планируется обеспечить 100 % охват населения Интернетом, достичь скорости свыше 100 Мбит/с и довести оптоволоконные линии до 90 % сельских населенных пунктов, обеспечив их высокоскоростным Интернетом.

      До конца 2026 года планируется подключить еще более 3000 сел к магистральным волоконно-оптическим линиям связи (далее – ВОЛС). Благодаря этому до конца 2027 года местная сеть ВОЛС до домохозяйств будет присутствовать в 4786 селах.

      К 2027 году охват 4G достигнет 92 % населенных пунктов, а сеть 5G будет развернута в 20 городах. Кроме того, планируется охватить 40 тыс. км автодорог связью 4G. Для отдаленных 504 сел до конца 2025 года будет подключен спутниковый интернет.

      В целях развития транзита международного трафика продолжится реализация проектов (прокладка ВОЛС по дну Каспия и гипермагистраль), которые позволят увеличить долю страны в транзите с 1,5 % до 5 % к 2027 году.

      Также для становления страны в качестве регионального цифрового хаба к 2030 году планируется увеличить количество IT-стоек с 4 до 20 тысяч и построить не менее 9 центров обработки данных уровня Tier III-IV.

      В целях укрепления позиций страны в области искусственного интеллекта (далее – ИИ) планируется создание Казахстанского суверенного центра искусственного интеллекта на базе ИИ-инфраструктуры NVIDIA. Проект стоимостью 2 млрд долларов США станет ключевым элементом цифровой инфраструктуры Центральной Азии.

      Правительство Республики Казахстан будет способствовать созданию благоприятных условий для размещения и эксплуатации крупномасштабной инфраструктуры искусственного интеллекта, а также поддерживать такие инициативы, как создание ИИ-Академии и исследовательской лаборатории для подготовки инженеров и аналитиков.

      В результате экспорт IT-услуг достигнет 1,6 млрд долл. США в 2028 году.

      Национальный Банк Республики Казахстан совместно с Правительством Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка обеспечат создание комплексной национальной экосистемы оборота цифровых активов и ее интеграцию с финансовой индустрией. В рамках ее развития будут расширены регулируемые каналы оборота необеспеченных цифровых активов, обеспечена правовая база для токенизации и оборота реальных и финансовых активов, а также развития стейблкоинов, обеспеченных национальной валютой. Также на базе Национальной инвестиционной корпорации Национального Банка Республики Казахстан будет создан Государственный фонд цифровых активов.

      На базе Национального Банка Республики Казахстан и его дочерних организаций будет создана необходимая цифровая инфраструктура, обеспечивающая безопасное хранение (кастоди) цифровых активов, торговые платформы и платформы токенизации активов. Вкупе с сервисами участников рынка это обеспечит надежный и самодостаточный технологический базис для развития индустрии.

5. Заключение

      Программа совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка призвана обозначить конкретные шаги по обеспечению качественного роста экономики, ориентированного на эффективное развитие частного сектора, системное повышение производительности и продвижение несырьевого экспорта, главным результатом которой станет повышение благосостояния граждан.

      Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

      рост доходов населения на уровне выше "инфляция + 2-3 %";

      ежегодный рост экономики не ниже 5 %;

      снижение уровня инфляции в 2026 году до 9-11 %, в 2027 году до 5,5-7,5 %, в 2028 году до 5-7 %;

      увеличение объемов инвестиций в основной капитал к ВВП до 18 % в 2026 году, 19 % в 2027 году, 21 % в 2028 году;

      сокращение дефицита республиканского бюджета в 2026 году до 2,5 % к ВВП, в 2027 году до 1,7 % к ВВП, в 2028 году до 0,9 % к ВВП;

      снижение правительственного долга в 2026 году до 21,4 % к ВВП, в 2027 году до 20,8 % к ВВП, в 2028 году до 19,6 % к ВВП;

      усиление сберегательной функции Национального фонда и увеличение выплат в рамках программы "Национальный фонд – детям";

      увеличение доли кредитов бизнесу до 30 % от размера активов банков;

      снижение долговой нагрузки на население.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.