О внесении изменений и дополнений в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 763 "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала"

Новый

Приказ и.о. Министра транспорта Республики Казахстан от 23 октября 2025 года № 351. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 октября 2025 года № 37251

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 763 "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8786) следующие изменения и дополнения:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с пунктом 1) статьи 54 Закона Республики Казахстан "Об использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:";

      в Квалификационных требованиях, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала, утвержденных указанным приказом:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Квалификационные требования, предъявляемые к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала";

      в пункте 4:

      подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:

      "3) оценщик специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов (далее - оценщик) - физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, назначенное уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) и уполномоченное проводить проверку практических навыков специалистов технического обслуживания воздушных судов с целью выдачи свидетельства авиационного персонала, внесения квалификационных и (или) специальных отметок;

      4) экзаменатор – физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, назначенное уполномоченной организацией и уполномоченное проводить оценку теоретических знаний и проверку практических навыков авиационного персонала с целью выдачи или продления свидетельства авиационного персонала, внесения и (или) продления квалификационных и (или) специальных отметок;";

      подпункт 11) изложить в следующей редакции:

      "11) техническое обслуживание (далее - ТО) – проведение работ на авиационной технике, необходимых для поддержания летной годности ВС, двигателя, воздушного винта или соответствующей части, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта;";

      в Главе 2:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Глава 2. Общие квалификационные требования к экзаменаторам и оценщикам.";

      пункты 5, 6, 7 и 8 изложить в следующей редакции:

      "5. К кандидату на получение квалификации экзаменатора или оценщика предъявляются настоящие квалификационные требования и квалификационные требования, предъявляемые к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала, утвержденные приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 июня 2011 года № 362 "Об утверждении квалификационных требований к лицу для получения свидетельства авиационного персонала" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7058).";

      6. К кандидату в экзаменаторы или оценщики предъявляются следующие квалификационные требования:

      1) наличие соответствующей профессиональной подготовки экзаменатора или оценщика;

      2) наличие практического опыта работы по профилю оцениваемой деятельности не менее трех лет;

      3) наличие опыта работы инструктором или в должности, связанной с подготовкой авиационного персонала;

      4) знание нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, применяемых в отношении экзаменаторской деятельности;

      5) знание руководства для экзаменатора или оценщика, а также требований и порядка выдачи свидетельств (разрешений) авиационному персоналу.

      7. Квалификационные требования для продления полномочий экзаменатора или оценщика:

      1) проведение не менее двух проверок в год в качестве экзаменатора или оценщика в течение срока действия полномочий;

      2) проведение одной проверки в качестве экзаменатора или оценщика под контролем авиационного инспектора уполномоченной организации или другого назначенного экзаменатора или оценщика в течение срока действия полномочий (данная проверка может быть выполнена на тренажерном устройстве);

      3) поддержание профессионального уровня экзаменатора или оценщика не реже одного раза в три года.

      8. Экзаменатор или оценщик демонстрирует приемлемый уровень теоретических знаний и практических навыков в следующих областях:

      1) нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, регламентирующих деятельность экзаменатора или оценщика;

      2) стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), связанные с деятельностью экзаменатора или оценщика;

      3) руководства для экзаменаторов или оценщиков;

      4) возможности человека, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок, соответствующей сферы деятельности;

      5) принципы установления рабочих взаимоотношений с лицом, в отношении которого осуществляется проверка знаний, навыков и установок;

      6) объективности, независимости и беспристрастности при проведении оценки теоретических знаний и проверки практических навыков авиационного персонала;

      7) принципов и методов оценивания кандидатов (адекватное оценивание знаний, навыков и установок, включая обоснованное принятие решения по оценке), предоставление оцениваемому лицу конструктивной информации о результатах оценки;

      8) инструктажа, проведения проверки уровня знаний, навыков и установок кандидата;

      9) организации и подготовки к проведению квалификационного экзамена;

      10) опроса и оценивания экзаменуемого;

      11) ведения документации в отношении проводимых проверок, включая обеспечение достоверности и надежности собранных данных, регистрацию документов, мероприятия по защите персональных данных экзаменуемых.";

      дополнить пунктом 8-1 следующего содержания:

      "8-1. Экзаменатор и оценщик проходят профессиональную подготовку в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденными приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 "Об утверждении Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8785) (далее – Типовые программы).";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Экзаменаторы, указанные в пункте 9 настоящих Квалификационных требований (за исключением экзаменатора на тренажере – SFE), имеют действующие свидетельства и квалификационные отметки равнозначные свидетельствам и квалификационным отметкам авиационного персонала, в отношении которого они уполномочены проводить проверку летных навыков и умений, а также квалификации инструктора.";

      подпункт 3) пункта 13 изложить в следующей редакции:

      "3) для квалификационных проверок на получение квалификационной отметки (type rating) в свидетельствах PPL(H) или CPL(H) для допуска к полетам на многодвигательных вертолетах при условии, если экзаменатор выполняет требования указанных в подпунктах 1) или 2) пункта 13 настоящих Квалификационных требований, в зависимости от обстоятельств и имеет CPL(H) или ATPL(H) и, по необходимости, допуск полетов по приборам IRI(Н).";

      пункты 26 и 27 изложить в следующей редакции:

      "26. Кандидат, претендующий на получение квалификации "Экзаменатор на тренажере самолета – SFE(A)" имеет или имел свидетельство линейного пилота авиакомпании АТPL(A) и не менее 1500 часов налета в качестве пилота многочленного экипажа и имеет специальную отметку SFI (A).

      27. Кандидат, претендующий на получение квалификации "Экзаменатор на тренажере вертолета SFE(Н)" имеет или имел свидетельство линейного пилота АТPL(Н) с IR(Н) на соответствующий тип вертолета, не менее 1000 часов налета в качестве КВС вертолета и специальную отметку SFI (Н).";

      пункт 32 исключить;

      в Главе 5:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Глава 5. Квалификационные требования к экзаменаторам и оценщикам, имеющим право определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС";

      пункт 34 изложить в следующей редакции:

      "34. Экзаменаторы и оценщики по ТО ВС подразделяются на:

      1) оценщика практического элемента по типу ВС и (или) оценщика практической стажировки (On the Job Training (далее – OJT);

      2) экзаменатора, имеющего право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов для категории B3;

      3) экзаменатора по оценке теоретических знаний по модульной программе и (или) по подготовке на тип ВС.";

      заголовки Параграфов 1 и 2 исключить;

      пункты 35 и 36 изложить в следующей редакции:

      "35. Кандидат на получение квалификации оценщика практического элемента по типу ВС и (или) практической стажировки (OJT) соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) владеть сертификационным разрешением (Certification Company Authorisation, CCA), выданным организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее – ТО и РАТ);

      2) обладать действующим свидетельством специалиста по ТО ВС в категории В1 или В2;

      3) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:

      - "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;

      - "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;

      - "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");

      - курс экзаменатора (Assessor Training Course).

      36. Кандидат на получение квалификации экзаменатора, имеющего право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов для категории B3, соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) знать систему выдачи свидетельств авиационному персоналу;

      2) знать политику и инструктивный материал, регламентирующие порядок и процедуры определения уровня квалификации авиационного персонала, уметь применять и толковать их;

      3) быть действующим специалистом-практиком в области технического обслуживания и ремонта ВС;

      4) уметь применять стандарты безопасности полетов и техническому обслуживанию ВС;

      5) обладать квалификационными отметками (рейтингами), как минимум равнозначными свидетельствам и квалификационным отметкам специалистов по ТО ВС, которому он уполномочен проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;

      6) иметь специальную подготовку в качестве экзаменатора;

      7) знать процедуру проведения квалификационной оценки, включая:

      сбор объективных данных;

      оценка объективных данных;

      представление отчета о принятой оценке.";

      дополнить пунктами 36-1 и 36-2 следующего содержания:

      "36-1. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по оценке теоретических знаний по модульной программе соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) знать предмет (модуль, раздел) курса первоначальной подготовки, по которому он (она) будет проводить оценку теоретических знаний;

      2) знать программу модуля, темы, уровни изучения и вопросов в предмете (модуле, разделе);

      3) уметь выбирать информацию из заполненных анкет и выставить оценку;

      4) уметь оценивать и анализировать ответы обучающихся и обеспечивать обратную связь инструктору и (или) менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса;

      5) иметь опыт работы в качестве инструктора не менее двух лет;

      6) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:

      "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;

      "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK "Типовых программ;

      "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");

      Курс экзаменатора (Assessor Training Course).

      36-2. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по оценке теоретических знаний по подготовке на тип ВС соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) знать предмет курса по типу ВС (теоретический элемент и практический элемент), по которому экзаменатор будет оценивать теоретическое знание;

      2) знать программу курса, темы, уровни изучения и вопросов в предмете (модуле, разделе);

      3) уметь выбрать информацию из заполненных анкет и выставить оценку;

      4) уметь оценивать и анализировать ответы обучающихся лиц и обеспечить обратную связь инструктору и (или) менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса;

      5) иметь опыт работы в качестве инструктора не менее двух лет;

      6) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:

      - "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;

      - "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;

      - "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");

      - Курс экзаменатора (Assessor Training Course).";

      пункт 37 изложить в следующей редакции:

      "37. Экзаменатор до начала исполнения функции оценки имеет следующие завершенные курсы (Certificate of Completion):

      1) "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;

      2) "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;

      3) "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");

      4) Курс экзаменатора (Assessor Training Course).".

      2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра транспорта
Республики Казахстан
Т. Ластаев

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.