Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 763 "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8786) следующие изменения и дополнения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 1) статьи 54 Закона Республики Казахстан "Об использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:";
в Квалификационных требованиях, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала, утвержденных указанным приказом:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Квалификационные требования, предъявляемые к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала";
в пункте 4:
подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:
"3) оценщик специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов (далее - оценщик) - физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, назначенное уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) и уполномоченное проводить проверку практических навыков специалистов технического обслуживания воздушных судов с целью выдачи свидетельства авиационного персонала, внесения квалификационных и (или) специальных отметок;
4) экзаменатор – физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, назначенное уполномоченной организацией и уполномоченное проводить оценку теоретических знаний и проверку практических навыков авиационного персонала с целью выдачи или продления свидетельства авиационного персонала, внесения и (или) продления квалификационных и (или) специальных отметок;";
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
"11) техническое обслуживание (далее - ТО) – проведение работ на авиационной технике, необходимых для поддержания летной годности ВС, двигателя, воздушного винта или соответствующей части, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта;";
в Главе 2:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Глава 2. Общие квалификационные требования к экзаменаторам и оценщикам.";
пункты 5, 6, 7 и 8 изложить в следующей редакции:
"5. К кандидату на получение квалификации экзаменатора или оценщика предъявляются настоящие квалификационные требования и квалификационные требования, предъявляемые к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала, утвержденные приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 июня 2011 года № 362 "Об утверждении квалификационных требований к лицу для получения свидетельства авиационного персонала" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7058).";
6. К кандидату в экзаменаторы или оценщики предъявляются следующие квалификационные требования:
1) наличие соответствующей профессиональной подготовки экзаменатора или оценщика;
2) наличие практического опыта работы по профилю оцениваемой деятельности не менее трех лет;
3) наличие опыта работы инструктором или в должности, связанной с подготовкой авиационного персонала;
4) знание нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, применяемых в отношении экзаменаторской деятельности;
5) знание руководства для экзаменатора или оценщика, а также требований и порядка выдачи свидетельств (разрешений) авиационному персоналу.
7. Квалификационные требования для продления полномочий экзаменатора или оценщика:
1) проведение не менее двух проверок в год в качестве экзаменатора или оценщика в течение срока действия полномочий;
2) проведение одной проверки в качестве экзаменатора или оценщика под контролем авиационного инспектора уполномоченной организации или другого назначенного экзаменатора или оценщика в течение срока действия полномочий (данная проверка может быть выполнена на тренажерном устройстве);
3) поддержание профессионального уровня экзаменатора или оценщика не реже одного раза в три года.
8. Экзаменатор или оценщик демонстрирует приемлемый уровень теоретических знаний и практических навыков в следующих областях:
1) нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, регламентирующих деятельность экзаменатора или оценщика;
2) стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), связанные с деятельностью экзаменатора или оценщика;
3) руководства для экзаменаторов или оценщиков;
4) возможности человека, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок, соответствующей сферы деятельности;
5) принципы установления рабочих взаимоотношений с лицом, в отношении которого осуществляется проверка знаний, навыков и установок;
6) объективности, независимости и беспристрастности при проведении оценки теоретических знаний и проверки практических навыков авиационного персонала;
7) принципов и методов оценивания кандидатов (адекватное оценивание знаний, навыков и установок, включая обоснованное принятие решения по оценке), предоставление оцениваемому лицу конструктивной информации о результатах оценки;
8) инструктажа, проведения проверки уровня знаний, навыков и установок кандидата;
9) организации и подготовки к проведению квалификационного экзамена;
10) опроса и оценивания экзаменуемого;
11) ведения документации в отношении проводимых проверок, включая обеспечение достоверности и надежности собранных данных, регистрацию документов, мероприятия по защите персональных данных экзаменуемых.";
дополнить пунктом 8-1 следующего содержания:
"8-1. Экзаменатор и оценщик проходят профессиональную подготовку в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденными приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 "Об утверждении Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8785) (далее – Типовые программы).";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Экзаменаторы, указанные в пункте 9 настоящих Квалификационных требований (за исключением экзаменатора на тренажере – SFE), имеют действующие свидетельства и квалификационные отметки равнозначные свидетельствам и квалификационным отметкам авиационного персонала, в отношении которого они уполномочены проводить проверку летных навыков и умений, а также квалификации инструктора.";
подпункт 3) пункта 13 изложить в следующей редакции:
"3) для квалификационных проверок на получение квалификационной отметки (type rating) в свидетельствах PPL(H) или CPL(H) для допуска к полетам на многодвигательных вертолетах при условии, если экзаменатор выполняет требования указанных в подпунктах 1) или 2) пункта 13 настоящих Квалификационных требований, в зависимости от обстоятельств и имеет CPL(H) или ATPL(H) и, по необходимости, допуск полетов по приборам IRI(Н).";
пункты 26 и 27 изложить в следующей редакции:
"26. Кандидат, претендующий на получение квалификации "Экзаменатор на тренажере самолета – SFE(A)" имеет или имел свидетельство линейного пилота авиакомпании АТPL(A) и не менее 1500 часов налета в качестве пилота многочленного экипажа и имеет специальную отметку SFI (A).
27. Кандидат, претендующий на получение квалификации "Экзаменатор на тренажере вертолета SFE(Н)" имеет или имел свидетельство линейного пилота АТPL(Н) с IR(Н) на соответствующий тип вертолета, не менее 1000 часов налета в качестве КВС вертолета и специальную отметку SFI (Н).";
пункт 32 исключить;
в Главе 5:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Глава 5. Квалификационные требования к экзаменаторам и оценщикам, имеющим право определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС";
пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. Экзаменаторы и оценщики по ТО ВС подразделяются на:
1) оценщика практического элемента по типу ВС и (или) оценщика практической стажировки (On the Job Training (далее – OJT);
2) экзаменатора, имеющего право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов для категории B3;
3) экзаменатора по оценке теоретических знаний по модульной программе и (или) по подготовке на тип ВС.";
заголовки Параграфов 1 и 2 исключить;
пункты 35 и 36 изложить в следующей редакции:
"35. Кандидат на получение квалификации оценщика практического элемента по типу ВС и (или) практической стажировки (OJT) соответствует следующим квалификационным требованиям:
1) владеть сертификационным разрешением (Certification Company Authorisation, CCA), выданным организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее – ТО и РАТ);
2) обладать действующим свидетельством специалиста по ТО ВС в категории В1 или В2;
3) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:
- "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;
- "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;
- "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");
- курс экзаменатора (Assessor Training Course).
36. Кандидат на получение квалификации экзаменатора, имеющего право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов для категории B3, соответствует следующим квалификационным требованиям:
1) знать систему выдачи свидетельств авиационному персоналу;
2) знать политику и инструктивный материал, регламентирующие порядок и процедуры определения уровня квалификации авиационного персонала, уметь применять и толковать их;
3) быть действующим специалистом-практиком в области технического обслуживания и ремонта ВС;
4) уметь применять стандарты безопасности полетов и техническому обслуживанию ВС;
5) обладать квалификационными отметками (рейтингами), как минимум равнозначными свидетельствам и квалификационным отметкам специалистов по ТО ВС, которому он уполномочен проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;
6) иметь специальную подготовку в качестве экзаменатора;
7) знать процедуру проведения квалификационной оценки, включая:
сбор объективных данных;
оценка объективных данных;
представление отчета о принятой оценке.";
дополнить пунктами 36-1 и 36-2 следующего содержания:
"36-1. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по оценке теоретических знаний по модульной программе соответствует следующим квалификационным требованиям:
1) знать предмет (модуль, раздел) курса первоначальной подготовки, по которому он (она) будет проводить оценку теоретических знаний;
2) знать программу модуля, темы, уровни изучения и вопросов в предмете (модуле, разделе);
3) уметь выбирать информацию из заполненных анкет и выставить оценку;
4) уметь оценивать и анализировать ответы обучающихся и обеспечивать обратную связь инструктору и (или) менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса;
5) иметь опыт работы в качестве инструктора не менее двух лет;
6) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:
"Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;
"Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK "Типовых программ;
"Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");
Курс экзаменатора (Assessor Training Course).
36-2. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по оценке теоретических знаний по подготовке на тип ВС соответствует следующим квалификационным требованиям:
1) знать предмет курса по типу ВС (теоретический элемент и практический элемент), по которому экзаменатор будет оценивать теоретическое знание;
2) знать программу курса, темы, уровни изучения и вопросов в предмете (модуле, разделе);
3) уметь выбрать информацию из заполненных анкет и выставить оценку;
4) уметь оценивать и анализировать ответы обучающихся лиц и обеспечить обратную связь инструктору и (или) менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса;
5) иметь опыт работы в качестве инструктора не менее двух лет;
6) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:
- "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;
- "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;
- "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");
- Курс экзаменатора (Assessor Training Course).";
пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Экзаменатор до начала исполнения функции оценки имеет следующие завершенные курсы (Certificate of Completion):
1) "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;
2) "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;
3) "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");
4) Курс экзаменатора (Assessor Training Course).".
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
|
исполняющий обязанности Министра транспорта Республики Казахстан |
Т. Ластаев |