Об утверждении Правил формирования, ведения и функционирования единой государственной системы управления топливно-энергетическим комплексом

Новый

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 17 сентября 2025 года № 355-н/қ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 сентября 2025 года № 36862

      В соответствии с подпунктом 6-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" и пунктом 4 статьи 21-1 Закона Республики Казахстан "О теплоэнергетике", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила формирования, ведения и функционирования единой государственной системы управления топливно-энергетическим комплексом.

      2. Департаменту цифровизации Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр энергетики
Республики Казахстан
Е. Аккенженов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Министр энергетики
Республики Казахстан
от 17 сентября 2025 года
№ 355-н/қ

Правила формирования, ведения и функционирования единой государственной системы управления топливно-энергетическим комплексом

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила формирования, ведения и функционирования единой государственной системы управления топливно-энергетическим комплексом (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 6-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" (далее – Закон) и пунктом 4 статьи 21-1 Закона Республики Казахстан "О теплоэнергетике".

      2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) пользователь Информационной системы – уполномоченный орган, иные государственные органы Республики Казахстан, субъекты топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), индивидуальные предприниматели и юридические лица, участвующие в информационном взаимодействии посредством Информационной системы;

      2) аналитика данных – процесс обработки данных с целью получения информации и выводов для принятия решения;

      3) ТЭК – комплекс, объединяющий отрасли, связанные с добычей и производством первичных энергетических ресурсов, их переработкой в другие виды топлива и преобразованием в другие виды энергии, а также транспортировкой и распределением по потребителям;

      4) единая государственная система управления ТЭК (далее - Информационная система) – информационная система уполномоченного органа, предназначенная для сбора, обработки, мониторинга и анализа данных топливно-энергетического комплекса в сфере теплоэнергетики и электроэнергетики посредством информационного взаимодействия физических и юридических лиц, субъектов теплоснабжения с уполномоченным органом и иными государственными органами;

      5) информационно-коммуникационная инфраструктура в сфере ТЭК – совокупность технических средств, программного обеспечения, каналов связи, средств измерений, автоматизированных систем управления и учета, а также связанных с ними цифровых компонентов, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, передачу и защиту информации в целях функционирования Информационной системы;

      6) субъекты в сфере ТЭК – индивидуальные предприниматели и юридические лица, предоставляющие информацию для включения в единую государственную систему управления топливно-энергетическим комплексом;

      7) технические требования к субъектам ТЭК – требования к объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры субъектов ТЭК в целях сбора, обработки и передачи данных в Информационную систему;

      8) кабинет пользователя – компонент Информационной системы, предназначенный для официального информационного взаимодействия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в электронной форме;

      9) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий формирование и реализацию государственной политики, координацию процесса управления в сферах нефтегазовой, нефтегазохимической промышленности, транспортировки углеводородов, в области недропользования в части углеводородов, государственного регулирования производства нефтепродуктов, газа и газоснабжения, магистрального трубопровода, теплоэнергетики и электроэнергетики, теплоснабжения в части теплоэлектроцентралей и котельных, осуществляющих производство тепловой энергии в зоне централизованного теплоснабжения (за исключением автономных котельных), развития возобновляемых источников энергии;

      10) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.

      Иные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в областях теплоэнергетики и электроэнергетики.

Глава 2. Назначение и структура Информационной системы

      3. Настоящие Правила определяют основы цифровой трансформации ТЭК для эффективного взаимодействия уполномоченного органа и субъектов ТЭК посредством Информационной системы, обеспечения централизованного управления ТЭК, формирования соответствующей информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК, а также определения минимальных требований к объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры субъектов ТЭК.

      4. Назначением Информационной системы является:

      1) сбор, обработка, информации от субъектов ТЭК в целях включения в Информационную систему, хранение такой информации, обеспечение доступа к ней, ее предоставление и распространение;

      2) обеспечение мониторинга и формирования аналитической информации о состоянии ТЭК;

      3) прогнозирование и моделирование ТЭК на основе собранных данных от субъектов ТЭК;

      4) обеспечение качества осуществляемых государственных функций и доступности государственных услуг, оказываемых уполномоченным органом посредством Информационной системы;

      5) обеспечение надежности и безопасности функционирования и взаимодействия субъектов ТЭК с Информационной системой на основе определенных минимальных требований.

      5. Структура Информационной системы состоит из следующих элементов:

      1) информационная система "Информационная государственная система управления топливно-энергетическим комплексом Республики Казахстан";

      2) подсистемы, обеспечивающие функционирование Информационной системы;

      3) пользователи Информационной системы.

Глава 3. Порядок функционирования Информационной системы

      6. Функционирование Информационной системы осуществляется путем интеграции данных и информации, централизованного управления, автоматизации процессов, стандартизации процедур, а также регулярного мониторинга и контроля. Информационная система также включает сбор и анализ обратной связи для обеспечения постоянного улучшения ее функциональности и эффективности.

      7. Оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры в сфере ТЭК (далее – Оператор ИКИ) является юридическое лицо, определенное в соответствии с подпунктом 6-2) статьи 5 Закона, осуществляющее обеспечение функционирования сбора информации и (или) оперативной информации в отраслях ТЭК, системный мониторинг и осуществление функций диспетчерской службы в сфере ТЭК, а также сбор данных с механизмом контроля исполнения, обработку данных, прогнозирование, моделирование и предоставление аналитической отчетности по отраслям ТЭК.

      8. Создание, развитие и эксплуатация Информационной системы осуществляются на основе следующих требований:

      1) полнота, достоверность, своевременность предоставления информации для включения в Информационную систему;

      2) непрерывность сбора, обработки информации для включения в Информационную систему;

      3) взаимодействие Информационной системы и иных информационных систем;

      4) обеспечение энергетической безопасности Республики Казахстан при создании, развитии и эксплуатации Информационной системы.

      9. Создание, развитие и эксплуатация Информационной системы осуществляется уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными Правилами создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 129 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13282).

      10. Информационная безопасность Информационной системы обеспечивается в соответствии с Едиными требованиями в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 (далее – Единые требования) и стандартами в области информационной безопасности, действующими на территории Республики Казахстан.

Глава 4. Порядок взаимодействия и координации рабочих процессов между пользователями

      11. Информационное взаимодействие пользователей Информационной системы осуществляется в соответствии с Правилами информационного взаимодействия информационной системы мониторинга оказания государственных услуг с информационными системами, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1277 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12968).

      12. Информационное взаимодействие пользователей Информационной системы обеспечивает исключение (минимизацию) бумажного документооборота при осуществлении уполномоченным органом сбора, обработки, хранения и мониторинга информации, а также оказания государственных услуг, при котором предоставляется минимальное число документов, подтверждающих юридически значимые факты.

      13. Используемые в процессе информационного взаимодействия сведения равнозначны сведениям из документов на бумажном носителе.

      14. Включение информации в Информационную систему осуществляется пользователями Информационной системы на основании информации, предоставляемой субъектами ТЭК, в том числе в рамках взаимодействия Информационной системы и иных информационных систем, а также иной обрабатываемой пользователями Информационной системы, осуществляющими использование Информационной системы, в соответствии с настоящими Правилами и Перечнем информационных инструментов, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 107 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18117).

      15. Субъекты ТЭК обеспечивают полноту и достоверность информации, предоставляемой в обязательном порядке для включения в Информационную систему.

      16. Информация для включения в Информационную систему предоставляется пользователями Информационной системы посредством информационно-коммуникационных технологий в форме электронных документов, подписанных посредством ЭЦП, которые направляются в уполномоченный орган с использованием Информационной системы.

      17. Доступ к информации, содержащейся в Информационной системе, обеспечивается уполномоченным органом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 38 Закона Республики Казахстан "Об информатизации", законодательством Республики Казахстан в области государственной, коммерческой тайны и иной охраняемой законом тайны, с учетом положений настоящих Правил и иными законодательными актами Республики Казахстан.

      18. Данные, содержащиеся в Информационной системе, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена подпунктом 8) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О доступе к информации".

      19. Правом доступа к информации, включая информацию ограниченного доступа, содержащейся в Информационной системе, с возможностью ее обработки обладает уполномоченный орган, обеспечивающий использование Информационной системы в соответствии с его назначением, включающее мероприятия по проведению корректировки, модификации и устранению дефектов программного обеспечения. Иные пользователи Информационной системы получают доступ к информации, содержащейся в Информационной системе, без возможности ее обработки с учетом ограничений доступа к информации в соответствии со статьей 35 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" и настоящими Правилами.

      20. Доступ пользователей Информационной системы к общедоступной информации, содержащейся в Информационной системе, обеспечивается уполномоченным органом путем размещения указанной информации на интернет-портале открытых данных.

      21. Уполномоченным органом обеспечивается доступ к информации, содержащейся в Информационной системе, с использованием технических (программно-технических) средств Информационной системы:

      1) субъектам ТЭК, в отношении предоставленной ими информации и общедоступной информации;

      2) пользователям Информационной системы в отношении информации, которая содержится в Информационной системе;

      3) иным пользователям Информационной системы.

      22. При необходимости получения государственным органам информации о деятельности субъектов предпринимательства, подлежащей в соответствии с настоящими Правилами, предоставленной в Информационной системе, указанные органы в рамках своей компетенции запрашивают эту информацию у уполномоченного органа в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан "О доступе к информации".

      23. Доступ к информации, содержащейся в Информационной системе, обеспечивается посредством организационно-технических и других условий, необходимых для обеспечения доступа к информации.

      24. Интеграция с объектами информатизации "электронного правительства", государственными или иными базами данных и (или) информационными системами осуществляется в соответствии с Правилами интеграции объектов информатизации "электронного правительства", утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16777).

Глава 5. Порядок сбора, обработки, мониторинга и анализа данных

      25. Система обеспечивает сбор и передачу данных об учете производства, передачи и распределения, потребления электрической энергии, а также мониторинг состояния объектов теплоэнергетики и электроэнергетики в реальном времени.

      26. Процесс сбора данных организовывается с использованием автоматизированных систем, устройств измерения и других технологий, в соответствии с требованиями главы 9 настоящих Правил.

      27. Все собранные данные подлежат обязательной обработке, в том числе анализу для определения эффективности использования энергетических ресурсов и оценки рисков.

      28. Обработка данных осуществляется в соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите".

Глава 6. Сбор данных

      29. Данные для Информационной системы предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в сфере ТЭК.

      30. Сбор данных осуществляется с помощью автоматических систем мониторинга и учета, которые обеспечивают регулярную передачу данных в Информационную систему в реальном времени или в установленные интервалы времени.

      31. Данные о состоянии оборудования, потреблении и производстве энергии собираются непрерывно с минимальными интервалами времени (в реальном времени каждые 15 минут в зависимости от критичности объекта).

Глава 7. Обработка данных

      32. Обработка данных необходима для выявления тенденций, прогнозирования потребностей в энергии, а также для выявления и устранения отклонений, аварий и других нежелательных ситуаций в реальном времени.

      33. Обработка данных позволяет также генерировать отчеты и предупреждения для оперативного реагирования на отклонения.

      34. Программное обеспечение Информационной системы обеспечивает автоматическую обработку собранных данных, в том числе:

      1) фильтрацию и нормализацию данных (удаление шумов и ошибок);

      2) преобразование данных в формат, удобный для дальнейшего анализа;

      3) идентификацию аномальных ситуаций (чрезмерные колебания напряжения или превышение норм по потреблению энергии).

      35. Для обработки данных применяются системы машинного обучения и аналитические платформы, предназначенные для прогнозирования спроса на энергию, выявления технических сбоев, а также оптимизации функционирования объектов теплоэнергетики и электроэнергетики.

      36. Программные решения интегрируются с другими системами отрасли и учитываются внешние факторы.

Глава 8. Мониторинг и анализ данных

      37. Главной целью мониторинга является обеспечение непрерывного контроля за состоянием объектов теплоэнергетики и электроэнергетики, определение отклонений от нормальных рабочих режимов и своевременное вмешательство при возникновении аварийных ситуаций.

      38. Система мониторинга обеспечивает:

      1) отслеживание работы всех подключенных объектов и устройств в реальном времени;

      2) сигнализацию о нарушениях в технологическом процессе, неисправностях оборудования или угрозах безопасности.

      39. Мониторинг включает в себя использование:

      1) дистанционного контроля через системы телеметрии;

      2) автоматическую сигнализацию о нарушениях через встроенные системы оповещения.

      40. Инструменты для визуализации данных содержат графики и диаграммы для быстрой оценки состояния объектов.

      41. Мониторинг включает использование алгоритмов для анализа данных в реальном времени с целью быстрого реагирования на отклонения от норм. Алгоритмы основываются на простых пороговых значениях, а также на сложных моделях прогнозирования с использованием данных о предыдущих инцидентах.

      42. Анализ данных сосредоточен на:

      1) прогнозирование потребности в энергетических ресурсах на основе данных о текущем потреблении и состоянии оборудования;

      2) определение и устранение причин сбоев и аварий, а также повышение эффективности работы объектов теплоэнергетики и электроэнергетики;

      3) оценку воздействия внешних факторов на потребление и распределение энергии.

      43. Для анализа данных используются следующие методы:

      1) статистический анализ, включая тренды и прогнозирование;

      2) модели машинного обучения для предсказания потребностей в электроэнергии или возникновения неисправностей;

      3) корреляционный анализ для выявления зависимостей между различными переменными.

      44. В процессе анализа используется программное обеспечение для комплексного анализа данных, которое поддерживает создание отчетов, графиков и прогнозов для принятия решений на всех уровнях управления.

      45. Результаты анализа представляются в удобной для восприятия форме, что обеспечит быструю реакцию на выявленные проблемы.

      46. На основе собранных и обработанных данных автоматически генерируются регулярные и экстренные отчеты для различных уровней управления (локальный, региональный, национальный).

      47. При выявлении отклонений от норм или аномальных ситуаций, система предоставляет рекомендации для корректировки процессов:

      1) рекомендации по корректировке потребления энергии в пиковые часы;

      2) предложения по оптимизации работы оборудования.

      48. При выявлении ошибок или несоответствий в собранных данных, операторы имеют возможность вручную исправить данные с последующим подтверждением изменения через систему.

Глава 9. Требования к объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры субъектов ТЭК в целях сбора, обработки и хранения данных

      49. В целях обеспечения надежности и безопасности функционирования Информационной системы объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры субъектов топливно-энергетического комплекса при осуществлении хранения, обработки и передачи информации подлежат приведению в соответствие с Едиными требованиями, а также с национальным стандартом Республики Казахстан СТ РК ЕС 62443-3-3 "Промышленные коммуникационные сети. Безопасность сетей и систем. Часть 3-3. Требования к системной безопасности и уровням безопасности".

      50. Требования для технических средств, предназначенных для измерений, и имеющие метрологические характеристики для передачи данных в Информационную систему определяются в соответствии со статьями 8 и 11-1 Закона Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений", а также национальными стандартами в области обеспечения единства измерений.

      51. Объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры субъектов ТЭК обеспечиваются источниками бесперебойного питания, каналами связи с использованием серверного оборудования, способными обеспечить сбор, обработку и передачу данных в Информационную систему и уровень криптографической и иной защиты в соответствии с Едиными требованиями.

Глава 10. Требования к объектам информатизации теплоэнергетики и электроэнергетики

      52. Требования определяют минимально необходимые условия к объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры субъектов теплоэнергетики и электроэнергетики (далее - субъекты), предназначенным для сбора, обработки, хранения и передачи данных в Информационную систему.

      53. Настоящие требования направлены на обеспечение надежного, безопасного и бесперебойного информационного взаимодействия субъектов теплоэнергетики и электроэнергетики с Информационной системой.

      54. Объекты информатизации субъектов ТЭК обеспечивают автоматизированный сбор, хранение и передачу данных о производстве, передаче, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии в Информационную систему.

      55. Используемые технические средства обеспечивают надежность, защиту информации и совместимость с государственными и отраслевыми информационными системами.

      56. Обмен данными осуществляется по защищенным каналам связи в соответствии с установленными техническими требованиями, передаваемая информация содержит полноту, достоверность и своевременность.

      57. Хранение и архивирование данных обеспечивает их сохранность и доступность для уполномоченного органа.

Глава 11. Требования к аппаратно-программным комплексам автоматизированных систем коммерческого учета энергетических ресурсов

      58. Аппаратно-программные комплексы автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии обеспечивают достоверный и непрерывный учет выработки, передачи, распределения и потребления энергетических ресурсов с использованием сертифицированных средств измерений и программного обеспечения, внесенных в соответствующие реестры и прошедших метрологическую поверку.

      59. Все элементы комплексов (счетчики, датчики, контроллеры, серверное оборудование и каналы связи) сертифицированы, соответствуют установленным техническим требованиям и имеют подтверждение соответствия.

      60. Передача данных из аппаратно-программного комплекса в Информационную систему осуществляется автоматически, в режиме реального времени или с заданной периодичностью, с использованием защищенных каналов связи и в соответствии с установленными техническими требованиями.

      61. Аппаратно-программные комплексы обеспечивают бесперебойное функционирование, резервную архивацию для сохранности данных при сбоях.

      62. Аппаратно-программный комплекс автоматизированных систем коммерческого учета энергетических ресурсов обеспечивает отображение состояния приборов учета (активные/неактивные, статус), автоматическое и ручное считывание показаний с фиксацией времени обновления и экспорт данных в стандартные форматы, управление пользователями (просмотр, добавление, редактирование, удаление, фильтрация и разграничение прав доступа), формирование отчетов по электроэнергии и теплу с ведением архивов, выполнением специализированных расчетов и экспортом, выполнение аналитических функций (определение общего, максимального, минимального расхода и динамики), а также предоставление рабочих мест администратора, оператора и абонента.

Глава 12. Требования к автоматизированным системам управления технологическим процессом

      63. Автоматизированные системы управления технологическим процессом обеспечивают непрерывное и безопасное управление процессами производства, передачи и распределения энергии, а также оперативный мониторинг параметров в реальном времени в автоматическом и дистанционном режимах.

      64. Системы автоматизированной системы управления технологическим процессом фиксируют аварийные и нештатные события, передают технологические данные в Информационную систему, поддерживают функции прогнозирования, анализа и оптимизации режимов работы.

      65. Оборудование и программное обеспечение автоматизированной системы управления технологическим процессом обеспечивает отказоустойчивость, интеграцию с автоматизированными системами коммерческого учета электрической и тепловой энергии и обеспечивает требуемый уровень безопасности.

      66. Передача и хранение данных в автоматизированной системе управления технологическим процессом обеспечиваются средствами информационной безопасности, включая контроль доступа, аутентификацию пользователей и защиту от несанкционированного вмешательства.

      67. Автоматизированная система управления технологическим процессом функционирует бесперебойно (с коэффициентом доступности не менее 99 % времени), проходят регулярное техническое обслуживание и обеспечивают архивирование технологических данных в установленные сроки.

      68. Автоматизированная система управления технологическим процессом поддерживает стандартные открытые протоколы обмена данными, обеспечивая возможность интеграции с внешними системами автоматизации, информационными системами субъектов и Информационной системой.

      69. Системы автоматизированной системы управления технологическим процессом обеспечивают автоматическую регистрацию событий управления, доступа пользователей, изменения настроек и нештатных ситуаций с возможностью хранения журналов событий не менее 12 месяцев.

      70. Программное обеспечение автоматизированной системы управления технологическим процессом поддерживает безопасное обновление с возможностью отката к предыдущей версии, включая централизованное управление обновлениями и уведомление о наличии новых версий.

      71. На объектах высокой критичности автоматизированная система управления технологическим процессом включает резервируемые каналы связи, источники питания и серверные узлы с функцией автоматического переключения при отказе основного оборудования.

      72. Все внедренные автоматизированные системы управления технологическим процессом сопровождаются эксплуатационной документацией, включающей схемы подключения, инструкции по настройке, порядок технического обслуживания и план восстановления при сбоях.

Глава 13. Технические требования к серверному оборудованию и операционной системе для функционирования автоматизированной системы коммерческого учета

      73. Серверное оборудование обеспечивает круглосуточную работу с доступностью не менее 99 %, поддерживать масштабируемость и обработку больших объемов данных в режиме реального времени.

      74. Обеспечивается резервирование питания, дисковых массивов, каналов связи, а также регулярное резервное копирование и восстановление данных.

      75. Операционная система поддерживает многопользовательский доступ, обновления безопасности и совместимость с базами данных и программным обеспечением автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии.

      76. Серверные системы обеспечивают защиту информации, включая разграничение прав доступа, аутентификацию пользователей и применение средств информационной безопасности.

      77. Серверные системы поддерживают централизованное администрирование, мониторинг, автоматическую диагностику и хранение архивных данных в установленные сроки.

      78. Средства измерений и иное оборудование защищаются от внешнего воздействия и (или) несанкционированного доступа для исключения возможности вмешательства в результаты измерений и (или) искажения учетных данных.

      79. Информационная система обладает наличием сертификата по подтверждению соответствия требованиям информационной безопасности.

Глава 14. Требования к технологии передачи информации в интеллектуальных системах учета энергетических ресурсов

      80. Передача данных осуществляется в автоматическом режиме с заданной периодичностью или в реальном времени, обеспечивая полноту и достоверность информации.

      81. Для обмена данными используются протоколы связи, обеспечивающие совместимость с другими информационными системами.

      82. Информация передается по защищенным каналам связи с обеспечением целостности, конфиденциальности и доступности данных.

      83. Система обеспечивает резервные каналы передачи информации и сохранность данных при сбоях или перебоях в электроснабжении.

      84. Технология передачи информации поддерживает мониторинг качества связи и автоматическое восстановление после отказов.

      85. Интеллектуальная система учета поддерживает резервирование каналов связи (основной и резервный), а также автоматическое переключение при сбоях для обеспечения бесперебойного функционирования.

      86. Технология передачи информации обеспечивает совместимость и интеграцию с государственными и отраслевыми информационными системами.

Глава 15. Требования к средствам измерений, оборудованию и нематериальным активам, осуществляющим учет тепловой и электрической энергии, обеспечивающим возможность присоединения приборов учета

      87. Средства измерений тепловой и электрической энергии (в том числе теплосчетчики, электросчетчики, датчики, регистраторы) вносятся в Государственный реестр средств измерений Республики Казахстан, проходят метрологическую поверку и соответствуют национальным стандартам в области обеспечения единства измерений.

      88. Оборудование и программное обеспечение обеспечивают возможность удаленного подключения приборов учета к интеллектуальной системе учета тепловой и электрической энергии.

      89. Приборы учета поддерживают автоматизированную передачу данных, хранение архивной информации и интеграцию с Информационной системой.

      90. Сертифицированные нематериальные активы (программное обеспечение, базы данных, лицензии) обеспечивают защиту информации.

      91. Все средства измерений и оборудования имеют возможность модернизации и обновления для обеспечения совместимости с новыми стандартами и протоколами передачи данных.

      92. При выходе оборудования из строя субъекты теплоснабжения обеспечивают его замену в срок, установленный уполномоченным органом, с сохранением непрерывности учета.

      93. Техническая и метрологическая документация на средства измерений и программное обеспечение хранится в системе в электронном виде.

      94. Средства измерений и оборудования защищаются от внешнего воздействия и (или) несанкционированного доступа для исключения возможности вмешательства в результаты измерений и (или) искажения учетных данных.

      95. Приборы учета электрической энергии имеют энергонезависимую память, обеспечивающую хранение основных параметров с фиксацией даты и времени, а также обеспечивают запись и сохранение в памяти значений потребленной активной и реактивной электроэнергии в прямом и обратном направлении, как суммарно, так и по каждому тарифу.

      96. Приборы учета тепловой энергии оснащаются энергонезависимой памятью, обеспечивающей хранение основных параметров с фиксацией даты и времени, а также запись и сохранение значений потребленной тепловой энергии, тепловой мощности, объема и массы теплоносителя.

      97. Приборы учета оснащаются встроенными журналами событий, обеспечивающими фиксацию, регистрацию, хранение и передачу информации о зафиксированных событиях.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.