Об утверждении Правил организации деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества (антифрод-центр Национального Банка Республики Казахстан)

Новый

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 августа 2025 года № 54. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 августа 2025 года № 36742

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 5.

      В соответствии с пунктом 2-1 статьи 25-1 Закона Республики Казахстан "О платежах и платежных системах" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества (антифрод-центр Национального Банка Республики Казахстан).

      2. Признать утратившим силу постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 июля 2024 года № 43 "Об утверждении Требований к порядку осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 34772).

      3. Департаменту платежных систем и цифровых финансовых технологий Национального Банка Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) совместно с Юридическим департаментом Национального Банка Республики Казахстан государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент Национального Банка Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования, но не ранее 31 августа 2025 года, за исключением пунктов 15 и 16 прилагаемых Правил, которые вводятся в действие с 3 января 2026 года.

      Председатель
Национального Банка
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

      "СОГЛАСОВАНО"
Агентство Республики Казахстан
по регулированию и развитию
финансового рынка

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАНО"
Агентство Республики Казахстан
по финансовому мониторингу

  Приложение
к постановлению Председатель
Национального Банка
Республики Казахстан
от 25 августа 2025 года № 54

Правила организации деятельности центра обмена данными
по платежным транзакциям с признаками мошенничества
(антифрод-центр Национального Банка Республики Казахстан)

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества (антифрод-центр Национального Банка Республики Казахстан) (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2-1 статьи 25-1 Закона Республики Казахстан "О платежах и платежных системах" (далее – Закон о платежах) и определяют:

      1) порядок осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества (антифрод-центр Национального Банка Республики Казахстан) (далее – антифрод-центр) и взаимодействия антифрод-центра с лицами, участвующими в его деятельности (далее – участники антифрод-центра);

      2) порядок осуществления антифрод-центром формирования и ведения баз данных о событиях и попытках осуществления платежной транзакции с признаками мошенничества и представления к ним доступа участникам антифрод-центра;

      3) порядок и сроки отказа и приостановления исполнения указания финансовыми организациями, платежными организациями (далее – организация, организации) при получении информации антифрод-центра о лицах, связанных с платежными транзакциями с признаками мошенничества;

      4) порядок, формы и сроки направления организациями в антифрод-центр информации обо всех событиях и (или) попытках осуществления платежных транзакций с признаками мошенничества;

      5) порядок и виды предоставления ограниченного перечня финансовых или платежных услуг в случае включения клиента в базы данных о событиях и попытках осуществления платежной транзакции с признаками мошенничества организацией, а также порядок обращения клиента (владельца банковского счета, электронного кошелька) к организации для получения ограниченного перечня финансовых или платежных услуг;

      6) порядок взаимодействия органов уголовного преследования, национальной безопасности и правоохранительных органов, организаций в целях выявления и предотвращения иных платежных транзакций, которые признаются незаконными и (или) запрещены в соответствии с законами Республики Казахстан (далее – иные платежные транзакции, которые признаются незаконными и (или) запрещены). Для целей Правил к иным платежным транзакциям, которые признаются незаконными и (или) запрещены относятся платежные транзакции, связанные с незаконным производством, оборотом и (или) транзитом наркотиков, организацией деятельности финансовых пирамид, осуществлением платежей и (или) переводов денег в пользу электронного казино и интернет-казино;

      7) порядок возврата денег клиенту, указанному в уведомлении от органа уголовного преследования, санкционированного прокурором, о признании транзакции мошеннической.

      2. В Правилах используются понятия, предусмотренные Законом о платежах, Законом Республики Казахстан "О связи" и Правилами выпуска платежных карточек, а также требованиями к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 205 "Об утверждении Правил выпуска платежных карточек, а также требований к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14299).

      3. Антифрод-центр – акционерное общество "Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан", которое осуществляет координацию и принятие мер, направленных на выявление и предотвращение платежных транзакций с признаками мошенничества и иных платежных транзакций в порядке, предусмотренном статьей 25-1 Закона о платежах.

      4. В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 25-1 Закона о платежах участниками антифрод-центра являются:

      1) организации;

      2) операторы сотовой связи;

      3) органы уголовного преследования;

      4) органы национальной безопасности;

      5) правоохранительные органы;

      6) Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк);

      7) уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Глава 2. Осуществление деятельности антифрод-центра и взаимодействие антифрод-центра с его участниками

      5. Антифрод-центр:

      1) осуществляет сбор, консолидацию и хранение сведений о событиях и попытках осуществления платежных транзакций с признаками мошенничества, поступивших от организаций, операторов сотовой связи, органов уголовного преследования, национальной безопасности и правоохранительных органов;

      2) обрабатывает и анализирует данные по платежам и (или) переводам денег, отнесенным в соответствии с установленными критериями к платежным транзакциям с признаками мошенничества и (или) данные по иным платежным транзакциям, которые признаются незаконными и (или) запрещены, необходимые организациям, операторам сотовой связи, органам уголовного преследования;

      3) предоставляет информацию, необходимую для предотвращения платежных транзакций с признаками мошенничества и (или) иных платежных транзакций, которые признаются незаконными и (или) запрещены, организациям, операторам сотовой связи, органам уголовного преследования, национальной безопасности и правоохранительным органам, в том числе, информацию об угрозах, уязвимостях, предпосылках возникновения событий, а также методах их предупреждения и ликвидации последствий;

      4) обеспечивает соответствующий режим хранения, защиты и сохранность полученных в процессе своей деятельности информации, сведений и документов, составляющих служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;

      5) осуществляет сбор, обработку и хранение персональных данных в обезличенном виде;

      6) на основании информации органов уголовного преследования, национальной безопасности и правоохранительных органов оказывает содействие по выявлению и предотвращению иных платежных транзакций, которые признаются незаконными и (или) запрещены.

      6. Участник антифрод-центра подключается к антифрод-центру путем установления технического взаимодействия с информационной системой антифрод-центра в порядке, определенном внутренними документами антифрод-центра и согласованном с уполномоченным органом в сфере защиты персональных данных, с соблюдением требований по обеспечению безопасности защищаемой информации, установленных законами Республики Казахстан "Об информатизации", "О персональных данных и их защите", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

      7. Сообщение о платежной транзакции с признаками мошенничества, полученное от организации и (или) органа уголовного преследования посредством информационной системы антифрод-центра для включения отправителя денег и (или) бенефициара (получателя денег) в базу данных о событиях осуществления платежной транзакции с признаками мошенничества (далее – база о событиях) и (или) о попытках осуществления платежной транзакции с признаками мошенничества (далее – база о попытках), включается в базу о попытках или о событиях незамедлительно после получения антифрод-центром и становится доступным для всех участников антифрод-центра.

      Информационная система антифрод-центра обеспечивает последовательное фиксирование отправленного организацией сообщения о платежной транзакции с признаками мошенничества в антифрод-центр, подтверждающего:

      1) отправку сообщения организацией в антифрод-центр;

      2) получение антифрод-центром данного сообщения и дальнейшую его отправку в адрес участников антифрод-центра;

      3) доставку и получение сообщения участниками антифрод-центра;

      4) ответ на сообщение от других участников антифрод-центра.

      8. Организации после получения указания по платежу и (или) переводу денег до его исполнения сверяют идентификационные данные, а именно индивидуальный либо бизнес-идентификационный номер, номер банковского счета и абонентский номер сотовой связи своих клиентов – отправителя денег и (или) бенефициара с базами о попытках и событиях.

      9. Национальный Банк ежедневно получает от антифрод-центра сведения по платежным транзакциям с признаками мошенничества по форме, установленной внутренними документами оператора антифрод-центра.

      10. Антифрод-центр предоставляет участникам антифрод-центра доступ к сведениям по номерам сотовой связи лиц, по которым имеется информация об участии в мошеннических платежных транзакциях и противоправных инцидентах.

Глава 3. Формирование и ведение баз данных антифрод-центра

      11. Для обеспечения своей деятельности антифрод-центр формирует базы данных о событиях и о попытках, а также иные базы в соответствии с внутренними документами антифрод-центра.

      Антифрод-центр предоставляет участникам доступ к базам данных о событиях и попытках в порядке, установленном Правилами, а также внутренними документами антифрод-центра.

      12. База о событиях формируется на основании сообщений о платежных транзакциях с признаками мошенничества, полученных от органа уголовного преследования по лицам, в отношении которых имеется подтвержденная информация об участии в мошеннических платежных транзакциях.

      Исключение из базы о событиях лица осуществляется на основании сообщения, направленного антифрод-центру органом уголовного преследования, включившего данное лицо в базу о событиях по форме, установленной внутренними документами антифрод-центра.

      Организация в течение 3 (трех) рабочих дней с даты исключения лица из базы о событиях возобновляет расходные операции по банковскому счету, электронному кошельку, снимает блокировку суммы платежа и (или) перевода денег а также уведомляет об этом клиента в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом.

      13. База о попытках формируется на основании сообщений о платежных транзакциях с признаками мошенничества, полученных от организаций по своим клиентам, в отношении которых в соответствии с внутренними документами и (или) данными внутренних антифрод-систем и (или) ответственных структурных подразделений организаций (установленных внутренними документами организаций), имеются основания (подозрения) об их участии в платежных операциях, связанных с платежными транзакциями с признаками мошенничества.

      Организация для включения информации в базу о попытках выполняет следующие последовательные действия:

      1) организация в соответствии с внутренними документами, либо данными внутренних антифрод-систем и(или) антифрод-подразделений организации, на основании статьи 25-1 Закона о платежах, выявляет платежные транзакции с признаками мошенничества клиента и отказывает в исполнении указания или приостанавливает исполнение указания и (или) расходные операции по банковскому счету, электронному кошельку, блокирует сумму платежа и (или) перевода денег на срок не более 5 (пяти) рабочих дней;

      2) в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты приостановления исполнения указания и (или) расходных операций по банковскому счету, электронному кошельку клиента или блокирования суммы платежа и (или) перевода денег проводит анализ операций своего клиента, в том числе по получению дополнительной информации от клиента, необходимой для выяснения обстоятельств и принятия решения;

      3) в случае подтверждения оснований (подозрений) об участии клиента в платежных операциях, связанных с платежными транзакциями с признаками мошенничества, направляет сообщение антифрод-центру о включении сведений в базу о попытках.

      Исключение лица из базы о попытках осуществляется на основании сообщения, направленного антифрод-центру, органом уголовного преследования по итогам проведенного расследования или организацией по итогам рассмотрения заявления клиента о необоснованном либо ошибочном его включении в базу о попытках, в порядке и случаях, установленных внутренними документами антифрод-центра.

      Организация в течение 3 (трех) рабочих дней с даты исключения лица из базы о попытках возобновляет расходные операции по банковскому счету, электронному кошельку, снимает блокировку суммы платежа и (или) перевода денег, а также уведомляет об этом клиента в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом.

      14. Органы уголовного преследования, национальной безопасности и правоохранительные органы по зарегистрированным уголовным делам направляют в антифрод-центр реквизиты средств электронного платежа, с использованием которых осуществляются иные платежные транзакции, которые признаются незаконными или запрещены (далее – скомпрометированные средства электронного платежа).

      Антифрод-центр осуществляет формирование и ведение базы по скомпрометированным средствам электронного платежа в режиме реального времени в порядке, установленном приложением 1 к Правилам.

      Организация при получении от антифрод-центра сведений по скомпрометированным средствам электронного платежа блокирует их до получения посредством Антифрод-центра дополнительного уведомления в виде постановления, полученного посредством Антифрод-центра от органа уголовного преследования, национальной безопасности, правоохранительного органа в порядке, установленном приложением к Правилам.

      На основании постановления, полученного посредством Антифрод-центра от органа уголовного преследования, национальной безопасности, правоохранительного органа, организация принимает решение о возобновлении предоставления услуг клиенту или отказе в предоставлении услуг клиенту.

      15. Антифрод-центр для выполнения своих функций интегрируется с базой данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи и (или) базами операторов сотовой связи для подтверждения зарегистрированного абонентского номера за абонентом, в том числе с предоставлением сведений о лице, на которое зарегистрирован указанный абонентский сотовый номер, в частности индивидуальный идентификационный номер, фамилию, имя и отчество (при его наличии).

      Операторы сотовой связи при выявлении абонентского номера, с которого осуществлялся звонок с признаками мошенничества, а также при выявлении мошеннических действий на сетях связи уведомляют антифрод-центр, с предоставлением информации об абоненте, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), индивидуальный идентификационный номер и абонентские номера, оформленные на абонента.

      Операторы сотовой связи при получении информации от антифрод-центра, а также в случаях, установленных частью второй настоящего пункта, приостанавливают оказание услуг связи данному абонентскому номеру, в том числе GSM-шлюзы (сим-боксы) и IP-телефония.

      16. Антифрод-центр по запросу организации предоставляет ей сведения о статусе нахождения на территории Республики Казахстан клиента, полученные посредством Антифрод-центра из баз данных органов национальной безопасности.

      17. Выявление банками второго уровня, в том числе на основании обращения клиента, противоправных инцидентов, связанных с незаконным производством, оборотом и (или) транзитом наркотиков, организацией деятельности финансовых пирамид, осуществлением платежей и (или) переводов денег в пользу электронного казино и интернет-казино, иностранных букмекерских контор и (или) тотализаторов, не имеющих лицензий на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан (далее – противоправные инциденты), осуществляется с соблюдением требований, установленных Правилами формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19632).

      Выявление платежными организациями, в том числе на основании обращения клиента, противоправных инцидентов осуществляется в соответствии с внутренними документами.

      Антифрод-центр осуществляет формирование и ведение базы лиц, задействованных в противоправных инцидентах в режиме реального времени. Включение сведений по клиентам организации в базу лиц, задействованных в противоправных инцидентах, осуществляется на основании сообщения банка второго уровня или платежной организации.

      Сообщение о противоправном инциденте, полученное от банка второго уровня или платежной организации посредством информационной системы антифрод-центра для включения отправителя денег и (или) бенефициара (получателя денег) в базу лиц, задействованных в противоправных инцидентах, включается незамедлительно после получения антифрод-центром сообщения и становится доступным для всех участников антифрод-центра.

      Банк второго уровня или платежная организация при выявлении противоправного инцидента:

      1) на срок не более 5 (пяти) рабочих дней блокирует банковский счет или электронный кошелек клиента;

      2) в течение 5 (пяти) рабочих дней проводит анализ операций своего клиента, в том числе по получению дополнительной информации от клиента, необходимой для выяснения обстоятельств и принятия решения;

      3) в случае подтверждения оснований (подозрений) об участии клиента в противоправном инциденте направляет сообщение в Антифрод-центр, с указанием вида противоправного инцидента (связанного с незаконным производством, оборотом и (или) транзитом наркотиков, организацией деятельности финансовых пирамид, осуществлением платежей и (или) переводов денег в пользу электронного казино и интернет-казино, иностранных букмекерских контор и (или) тотализаторов, не имеющих лицензий на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан), для отправки информации по противоправному инциденту в правоохранительный орган для последующего проведения мероприятий, установленных законами Республики Казахстан. Антифрод-центр по инциденту, связанному с:

      - незаконным производством, оборотом и (или) транзитом наркотиков отправляет информацию в органы внутренних дел;

      - организацией деятельности финансовых пирамид, осуществлением платежей и (или) переводов денег в пользу электронного казино и интернет-казино, иностранных букмекерских контор и (или) тотализаторов, не имеющих лицензий на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан, отправляет информацию в службу экономических расследований.

      Исключение лица из базы по противоправным инцидентам осуществляется на основании сообщения, направленного антифрод-центру, правоохранительным органом по итогам проведенных мероприятий.

      Банк второго уровня или платежная организация в течение 3 (трех) рабочих дней с даты исключения лица из базы лиц, задействованных в иных противоправных инцидентах, снимает блокировку по банковскому счету или электронному кошельку.

Глава 4. Отказ в исполнении или приостановление исполнения указания организациями, порядок и виды предоставления ограниченного перечня финансовых и платежных услуг клиенту, а также порядок возврата денег клиенту, указанному в уведомлении от органа уголовного преследования, санкционированного прокурором, о признании транзакции мошеннической

      18. Организация отказывает в осуществлении платежа и (или) перевода денег при совпадении информации об отправителе денег или бенефициаре платежа и (или) перевода денег с информацией, имеющейся в базе о событиях на момент осуществления платежа или перевода денег, за исключением случаев зачисления платежей, предусмотренных подпунктом 1) пункта 22 Правил, в пользу бенефициара, информация по которому совпадает с информацией, имеющейся в базе о событиях.

      Организация при отказе в исполнении указания по платежу и (или) переводу денег предоставляет клиенту – отправителю денег в порядке, установленном договором, заключенном с клиентом, информацию об отказе в осуществлении платежа и (или) перевода денег с указанием причин и оснований отказа и инициатора включения лица в базу о событиях.

      19. Организация приостанавливает исполнение указания и(или) блокирует сумму денег при совпадении информации об отправителе денег или бенефициаре с информацией, имеющейся в базе о попытках в соответствии с подпунктом 1) пункта 3-1 статьи 25-1 Закона о платежах, и предоставляет клиенту в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом, информацию о приостановлении осуществления платежа и (или) перевода денег с указанием причин и оснований отказа и инициатора включения лица в базу о попытках.

      Если отправитель денег способом, установленным договором, подтверждает намерение об осуществлении платежа или перевода денег в пользу бенефициара, включенного в базу о попытках, организация возобновляет данный платеж и (или) перевод денег в пользу бенефициара.

      В ином случае организация не осуществляет платеж и (или) перевод денег.

      20. При получении организацией обращения клиента о выявлении им платежной транзакции с признаками мошенничества:

      1) организация, обслуживающая отправителя денег, проводит анализ (изучение) операции, по результатам которого направляет антифрод-центру сообщение о платежной транзакции с признаками мошенничества с указанием реквизитов клиента и организации, обслуживающей бенефициара;

      2) антифрод-центр после получения сообщения, указанного в подпункте 1) настоящего пункта, незамедлительно включает информацию о бенефициаре в базу о попытках с одновременным уведомлением организации, обслуживающей бенефициара, для приостановления исполнения указания о зачислении денег на банковский счет и (или) электронный кошелек бенефициара и выяснения оснований для получения денег бенефициаром;

      3) после получения от антифрод-центра уведомления, указанного в подпункте 2) настоящего пункта, организация, обслуживающая бенефициара, приостанавливает зачисление денег на банковский счет и (или) электронный кошелек бенефициара в пределах суммы операции;

      4) в случае невозможности приостановления зачисления денег на банковский счет бенефициара и (или) электронный кошелек организация, обслуживающая бенефициара, приостанавливает исполнение указаний клиента и (или) расходные операции по банковскому счету, электронному кошельку, блокирует сумму платежа и (или) перевода денег на банковском счете и (или) электронном кошельке бенефициара и незамедлительно уведомляет об этом бенефициара в порядке, установленном договором. Приостановление исполнения указаний клиента и (или) расходных операций по банковскому счету и (или) электронному кошельку клиента, и (или) блокирование суммы платежа и (или) перевода денег осуществляется в целях выяснения оснований получения денег бенефициаром.

      21. При приостановлении расходных операций по банковскому счету, электронному кошельку клиент, при необходимости, обращается в адрес организации в порядке, установленном договором, для получения ограниченного перечня финансовых или платежных услуг.

      По итогам рассмотрения обращения клиента, организация не позднее 7 (семи) календарных дней с даты обращения клиента принимает решение об отказе или предоставлении ограниченного перечня финансовых и (или) платежных услуг клиенту, с уведомлением о принятом решении клиента в порядке, установленном договором.

      При наличии на банковском счете, электронном кошельке клиента заблокированных денег в рамках транзакции с признаками мошенничества, прекращение деловых отношений с клиентом невозможно до получения соответствующего решения органов уголовного преследования.

      22. При включении клиента в базы о событиях или попытках, организация в соответствии с внутренними правилами принимает решение об отказе в предоставлении финансовых и (или) платежных услуг или о предоставлении ограниченного перечня финансовых и (или) платежных услуг.

      Перечень предоставляемых финансовых и(или) платежных услуг определяется организацией в соответствии с внутренними правилами, и в том числе включает услуги по:

      1) зачислению платежей, поступивших на банковский счет клиента в виде оплаты трудового отпуска, заработной платы, расходов на служебные командировки и (или) иных выплат работодателя, пенсии, стипендии, пособия и (или) иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      2) выдаче наличных денег, зачисленных клиенту на его банковский счет в виде оплаты трудового отпуска, заработной платы, расходов на служебные командировки и (или) иных выплат работодателя, в случае отсутствия у организации информации о мошеннической природе платежей по зачислению данных выплат;

      3) выдаче наличных денег, зачисленных клиенту на его банковский счет в виде пенсии, стипендии, пособия и (или) иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      4) уплате налогов, коммунальных и социальных платежей, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также платежей по погашению займа, в пределах суммы денег, зачисленной в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта.

      23. Возврат денег организацией, обслуживающей бенефициара платежа и (или) перевода денег, признанного транзакцией с признаками мошенничества, осуществляется при получении уведомления в виде постановления от органа уголовного преследования, санкционированного прокурором, полученного посредством Антифрод-центра (далее – постановление), о признании транзакции мошеннической и необходимости возврата денег лицу, указанному в постановлении.

      Возврат денег осуществляется организацией только в пределах суммы, заблокированной в порядке, предусмотренном статьи 25-1 Закона о платежах, с использованием платежного ордера и платежного поручения.

      В случае если сумма денег, указанная в постановлении, превышает сумму, заблокированную в порядке, предусмотренном статьей 25-1 Закона о платежах, огранизация осуществляет частичное исполнение постановления, только в пределах суммы, заблокированной в порядке, предусмотренном статьей 25-1 Закона о платежах. Остаток суммы, указанной в постановлении, подлежит возврату на основании вступившего в законную силу судебного решения.

      Перевод денег в пользу бенефициара, указанного в постановлении, осуществляется в срок не позднее следующего операционного дня с момента получения постановления.

      Постановление содержит следующие реквизиты бенефициара, в пользу которого производится возврат денег:

      1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) в отношении физических лиц, наименование в отношении юридических лиц;

      2) банковский идентификационный код банка, в котором открыт банковский счет;

      3)индивидуальный идентификационный код клиента;

      4)индивидуальный идентификационный номер или бизнес-идентификационный номер клиента;

      5) сумма денег.

      Постановление содержит следующие реквизиты отправителя денег, с банковского счета которого производится возврат денег:

      1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) в отношении физических лиц, наименование в отношении юридических лиц;

      2) банковский идентификационный код банка, в котором открыт банковский счет или банковский идентификационный код банка, в котором открыт счет оператора системы электронных денег;

      3) индивидуальный идентификационный код клиента или индивидуальный идентификационный код оператора системы электронных денег;

      4) индивидуальный идентификационный номер или бизнес-идентификационный номер клиента.

      Постановление исполняется организацией, обслуживающей бенефициара, в порядке поступления календарной очередности (по дате и времени).

Глава 5. Направление организациями в антифрод-центр информации обо всех событиях и (или) попытках осуществления платежных транзакций с признаками мошенничества

      24. Сообщение о платежной транзакции с признаками мошенничества, направляемое организацией антифрод-центру, содержит сведения о статусе своего клиента:

      1) пострадавшего от действий третьих лиц, направленных на хищение денег клиента путем обмана или злоупотребления доверием;

      2) подозреваемого в совершении действий в отношении третьего лица/лиц, направленные на хищение денег третьего лица/лиц путем обмана или злоупотребления доверием.

      25. Сообщение о платежной транзакции с признаками мошенничества направляется организацией и (или) органом уголовного преследования в электронной форме по формату, установленному внутренними документами антифрод-центра, с указанием следующих реквизитов при осуществлении платежа и (или) перевода денег с использованием:

      1) банковского счета: индивидуальный идентификационный код, сумма транзакции, время и уникальный код платежной транзакции;

      2) платежной карточки: неполный номер карточки, с указанием первых 6 и последних 4 разрядов, и (или) уникальный идентификатор платежной транзакции (при наличии), присваиваемый эквайером в процессе ее обработки, сумма транзакции, время и уникальный код платежной транзакции;

      3) электронного кошелька: реквизиты кошелька, сумма транзакции, время и уникальный код платежной транзакции;

      4) иные дополнительные реквизиты, установленные внутренними правилами антифрод-центра.

      Сообщение о платежной транзакции с признаками мошенничества заполняется каждой организацией самостоятельно по своему клиенту с обязательным указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) клиента и его индивидуального идентификационного номера.

      26. Антифрод-центр при получении сообщения о платежной транзакции с признаками мошенничества присваивает данному сообщению приоритетность в порядке, установленном внутренними документами антифрод-центра.

      27. Организация выявляет платежную транзакцию с признаками мошенничества на основании следующих критериев (признаков), утвержденных внутренними документами, но не ограничиваясь ими:

      1) несоответствие характера (нетипичных) проводимой клиентом операции, выявленных организацией на основе анализа по обычно совершаемым операциям (осуществляемой клиентом деятельности), в частности:

      время (дни) осуществления операции;

      место осуществления операций (физические нахождение клиента, место осуществления операции и так далее);

      устройство, с использованием которого осуществляется операция;

      2) несоответствие параметров проводимой клиентом операции:

      сумма операции;

      периодичность (частота) осуществления операций;

      получатель (бенефициар) денег;

      3) несоответствие объема проводимых клиентом операций:

      в пользу иностранных поставщиков услуг, в том числе платформ цифровых активов;

      в пользу поставщиков товаров, работ и услуг, деятельность которых не связана с приемом крупных платежей.

  Приложение
к Правилам организации
деятельности центра обмена
данными по платежным транзакциям
с признаками мошенничества
(антифрод-центр
Национального Банка
Республики Казахстан)

Алгоритм взаимодействия между участниками Антифрод-центра по средствам электронного платежа, с использованием которых осуществляются платежные транзакции, которые признаются незаконными или запрещены

      1. Орган уголовного преследования, национальной безопасности и правоохранительные органы, по зарегистрированным уголовным делам, выявляют реквизиты средств электронного платежа, принадлежащих клиентам финансовых организаций и платежных организаций (далее – Организации), которые используются (использовались) в незаконных и (или) запрещенных платежных операциях (далее – скомпрометированные средства электронного платежа).

      2. Орган уголовного преследования, национальной безопасности и правоохранительные органы в режиме реального времени направляют перечень скомпрометированных средств электронного платежа в центр обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества (антифрод-центр Национального Банка Республики Казахстан) (далее – антифрод-центр). Орган уголовного преследования по каждому средству электронного платежа прилагает информацию о зарегистрированном уголовном деле.

      3. Акционерное общество "Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан" в течение 1 (одного) часа с момента получения средства электронного платежа от органа уголовного преследования, национальной безопасности, правоохранительного органа определяет его владельца (банка-эмитента платежной карточки или систему электронных денег, в которой открыт электронный кошелек) и направляет в закрытом режиме по отдельности каждому владельцу средства электронного платежа.

      4. Каждая Организация проводит следующие мероприятия:

      1) блокирует средство электронного платежа до получения дополнительного уведомления в виде постановления, полученного посредством антифрод-центра от органа уголовного преследования, национальной безопасности, правоохранительного органа о дальнейших действиях, и уведомляет об этом клиента;

      2) направляет данные по владельцу средства электронного платежа в антифрод-центр, включающую фамилию, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер владельца, статус резидентства, а также иную информацию по запросу органа уголовного преследования, национальной безопасности, правоохранительного органа в соответствии с законами Республики Казахстан;

      3) на основании уведомления в виде постановления, полученного посредством антифрод-центра от органа уголовного преследования, национальной безопасности, правоохранительного органа, Организация принимает решение о возобновлении предоставления услуг клиенту или отказе в предоставлении услуг клиенту.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.