Об утверждении Правил направления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям, критериев достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот и порядка их установления

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2025 года № 993

      Вводится в действие с 1 января 2026 года.

      В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 34 Налогового кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) Правила направления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям;

      2) критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот и порядок их установления.

      2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2026 года и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 ноября 2025 года № 993

Правила направления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила направления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Налогового кодекса Республики Казахстан и определяют порядок предоставления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики (далее – уполномоченный орган) обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам с учетом документов стратегического планирования.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) налоговая льгота – преимущество, предоставленное в соответствии с нормами налогового законодательства Республики Казахстан налогоплательщикам в виде понижения ставки, полного освобождения от уплаты одного или нескольких налогов, вычетов, корректировок из налогооблагаемой базы;

      2) налоговые расходы – налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан;

      3) временные налоговые льготы – налоговые льготы, предоставляемые на определенный, заранее установленный срок;

      4) постоянные налоговые льготы – налоговые льготы, которые предоставляются без ограничения по сроку действия;

      5) уполномоченные государственные органы – государственные органы Республики Казахстан, за исключением уполномоченного органа по исполнению бюджета и местных исполнительных органов, осуществляющие руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в том числе исчисление и (или) сбор других обязательных платежей в бюджет;

      6) уполномоченный орган по исполнению бюджета – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;

      7) антимонопольный орган – государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии, а также государственный контроль и лицензирование деятельности в сфере товарных бирж.

Глава 2. Порядок направления обоснований предоставления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам

      3. Уполномоченные государственные органы, а также структурные подразделения уполномоченного органа направляют в уполномоченный орган обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам.

      В случаях, когда инициатором налоговой льготы выступает структурное подразделение уполномоченного органа, обоснование оформляется и рассматривается в соответствии с настоящими Правилами.

      4. Обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы включают в себя следующую информацию:

      1) описание текущего состояния отрасли, а также цели и ожидаемый эффект от предлагаемой налоговой льготы;

      2) сроки достижения заявленных целей;

      3) международный опыт применения аналогичных мер поддержки;

      4) срок предоставления налоговой льготы (временные или постоянные налоговые льготы);

      5) анализ существующих мер государственной поддержки, налоговых льгот для курируемой отрасли, рисков негативного влияния на конкуренцию;

      6) сведения о категории и количестве налогоплательщиков, сроке действия, отрасли, для развития которой предлагается льгота, регионе применения льготы.

      5. Основными критериями при подготовке и рассмотрении представленных обоснований являются:

      1) размер налоговых расходов, приоритетность или показатели развития отрасли;

      2) соответствие заявленных целей проводимой социально-экономической политике государства;

      3) востребованность налоговой льготы (соотношение численности налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, с общей численностью налогоплательщиков).

      6. Уполномоченные государственные органы, а также структурные подразделения уполномоченного органа при обращении в уполномоченный орган представляют заключение на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции, выданное антимонопольным органом, и заключение, выданное центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

      7. Уполномоченный орган рассматривает обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы в течение 20 (двадцать) рабочих дней с момента поступления обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы.

      8. В случае представления государственным органом, а также структурным подразделением уполномоченного органа неполной информации, указанной пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение 5 (пять) рабочих дней с момента регистрации информации представляет уведомление о необходимости доработки информации и направляет уполномоченному государственному органу на доработку.

      Доработка включает представление необходимой информации, установленной в пункте 4 настоящих Правил, и осуществляется уполномоченным государственным органом в течение 20 (двадцать) рабочих дней.

      9. По итогам рассмотрения обоснования о необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам уполномоченный орган на основе полученной информации уведомляет уполномоченный государственный орган о целесообразности/нецелесообразности предоставления (продления) налоговой льготы.

      10. В случаях, когда предоставление налоговой льготы необходимо для реализации мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, решение задач стратегического характера, связанных с устранением последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, стабилизацию социально-экономической ситуации, решение о предоставлении налоговой льготы принимается Правительством Республики Казахстан.

      11. Уполномоченный орган совместно с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета инициирует предложения по предоставлению или отказу в налоговой льготе, продлению или отмене налоговой льготы, сроку предоставления налоговой льготы.

      ______________________________

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 ноября 2025 года № 993

Критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот и порядок их установления

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот и порядок их установления разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 34 Налогового кодекса Республики Казахстан и регламентируют вопросы, относящиеся к полномочиям Правительства Республики Казахстан, по утверждению указанных критериев и порядка.

      2. Критерии предназначены для оценки уполномоченным органом в области налоговой политики социально-экономических целей, заявленных при введении налоговой льготы, а также с учетом ее влияния на бюджет.

Глава 2. Критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот

      3. Критерии достижения социально-экономических целей включают:

      1) бюджетную эффективность;

      2) создание и сохранение постоянных рабочих мест;

      3) рост производства и экспорта;

      4) соотношение инвестиций к налоговым льготам;

      5) инновационность и технологическое развитие.

      4. Налоговая льгота признается достигшей социально-экономических целей, если в течение срока применения ее действия было достигнуто не менее 4 (четыре) из 5 (пять) установленных критериев, включая обязательное достижение, создание и сохранение постоянных рабочих мест.

      5. Под бюджетной эффективностью налоговых льгот понимается соотношение налоговых расходов и поступлений в бюджет, полученных в результате применения льготы.

      Льгота признается эффективной, если соотношение налоговых расходов и других поступлений в бюджет составляет не менее 1:1. Действие указанного критерия не распространяется в отношении субъектов агропромышленного комплекса.

      Расчет осуществляется на основании данных уполномоченного органа по исполнению бюджета.

      Порядок расчета и методика определения показателя утверждаются уполномоченным органом по исполнению бюджета по согласованию с уполномоченным органом в области налоговой политики.

      6. Создание и сохранение постоянных рабочих мест определяются как рост или поддержание численности постоянных занятых в организациях, применяющих налоговые льготы, по сравнению с уровнем до начала ее применения.

      Льгота признается эффективной, если численность рабочих мест увеличена не менее чем на 10 % от исходного уровня, либо сохранено исходное количество рабочих мест, при условии, что уровень средней заработной платы увеличился на 30 %.

      7. Рост производства и экспорта определяется как увеличение объема производственной продукции (работ, услуг) и/или экспортных поставок организациями, применяющими налоговую льготу, по сравнению с уровнем до ее введения.

      Льгота признается достигнувшей социально-экономических целей, если объем производства в стоимостном выражении увеличен не менее чем на 5 % в год или доля экспортной продукции в общем объеме продаж достигла не менее 10 % и сохраняется на указанном уровне в течение всего периода действия льготы.

      Расчет показателей проводится на основании данных органа государственной статистики.

      8. Инвестиционная активность определяется как увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятиями, пользующимися налоговой льготой. Объем привлеченных инвестиций должен составлять не менее 3 тенге на каждый 1 тенге налоговых расходов.

      9. Инновационность и технологическое развитие определяются как увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью и внедрение новых технологий предприятиями, применяющими льготу.

      Льгота признается достигнувшей социально-экономических целей, если доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в выручке составляет не менее 1 % или объем выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью увеличен не менее чем на 5 % в год.

      При этом данный критерий не применяется в отношении отраслей, для которых финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусмотрено в рамках лицензионно-контрактных условий.

Глава 3. Порядок установления критериев достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот

      10. Критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот устанавливаются в целях обеспечения их прозрачности, объективности и измеримости результатов предоставляемых налоговых льгот.

      11. Установление критериев осуществляется уполномоченным органом на основе анализа макроэкономических тенденций и состояния отраслей экономики.

      12. Критерии достижения социально-экономических целей устанавливаются сроком на три года и пересматриваются с учетом изменений экономической конъюнктуры.

      13. При проведении анализа уполномоченный орган использует данные государственной статистики, результаты мониторинга реализации налоговых льгот.

      14. По результатам анализа уполномоченный орган формирует предложение о сохранении или корректировке критериев достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот.

      В случае необходимости корректировки критериев достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот уполномоченный орган вносит предложения в Аппарат Правительства.

      ______________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.