Вводится в действие с 1 января 2026 года.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 34 Налогового кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила направления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям;
2) критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот и порядок их установления.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2026 года и подлежит официальному опубликованию.
|
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
| Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2025 года № 993 |
Правила направления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила направления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Налогового кодекса Республики Казахстан и определяют порядок предоставления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики (далее – уполномоченный орган) обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам с учетом документов стратегического планирования.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) налоговая льгота – преимущество, предоставленное в соответствии с нормами налогового законодательства Республики Казахстан налогоплательщикам в виде понижения ставки, полного освобождения от уплаты одного или нескольких налогов, вычетов, корректировок из налогооблагаемой базы;
2) налоговые расходы – налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан;
3) временные налоговые льготы – налоговые льготы, предоставляемые на определенный, заранее установленный срок;
4) постоянные налоговые льготы – налоговые льготы, которые предоставляются без ограничения по сроку действия;
5) уполномоченные государственные органы – государственные органы Республики Казахстан, за исключением уполномоченного органа по исполнению бюджета и местных исполнительных органов, осуществляющие руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в том числе исчисление и (или) сбор других обязательных платежей в бюджет;
6) уполномоченный орган по исполнению бюджета – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
7) антимонопольный орган – государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии, а также государственный контроль и лицензирование деятельности в сфере товарных бирж.
Глава 2. Порядок направления обоснований предоставления уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области налоговой политики обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам
3. Уполномоченные государственные органы, а также структурные подразделения уполномоченного органа направляют в уполномоченный орган обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам.
В случаях, когда инициатором налоговой льготы выступает структурное подразделение уполномоченного органа, обоснование оформляется и рассматривается в соответствии с настоящими Правилами.
4. Обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы включают в себя следующую информацию:
1) описание текущего состояния отрасли, а также цели и ожидаемый эффект от предлагаемой налоговой льготы;
2) сроки достижения заявленных целей;
3) международный опыт применения аналогичных мер поддержки;
4) срок предоставления налоговой льготы (временные или постоянные налоговые льготы);
5) анализ существующих мер государственной поддержки, налоговых льгот для курируемой отрасли, рисков негативного влияния на конкуренцию;
6) сведения о категории и количестве налогоплательщиков, сроке действия, отрасли, для развития которой предлагается льгота, регионе применения льготы.
5. Основными критериями при подготовке и рассмотрении представленных обоснований являются:
1) размер налоговых расходов, приоритетность или показатели развития отрасли;
2) соответствие заявленных целей проводимой социально-экономической политике государства;
3) востребованность налоговой льготы (соотношение численности налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, с общей численностью налогоплательщиков).
6. Уполномоченные государственные органы, а также структурные подразделения уполномоченного органа при обращении в уполномоченный орган представляют заключение на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции, выданное антимонопольным органом, и заключение, выданное центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
7. Уполномоченный орган рассматривает обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы в течение 20 (двадцать) рабочих дней с момента поступления обоснования необходимости предоставления (продления) налоговой льготы.
8. В случае представления государственным органом, а также структурным подразделением уполномоченного органа неполной информации, указанной пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение 5 (пять) рабочих дней с момента регистрации информации представляет уведомление о необходимости доработки информации и направляет уполномоченному государственному органу на доработку.
Доработка включает представление необходимой информации, установленной в пункте 4 настоящих Правил, и осуществляется уполномоченным государственным органом в течение 20 (двадцать) рабочих дней.
9. По итогам рассмотрения обоснования о необходимости предоставления (продления) налоговой льготы по курируемым отраслям или вопросам уполномоченный орган на основе полученной информации уведомляет уполномоченный государственный орган о целесообразности/нецелесообразности предоставления (продления) налоговой льготы.
10. В случаях, когда предоставление налоговой льготы необходимо для реализации мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, решение задач стратегического характера, связанных с устранением последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, стабилизацию социально-экономической ситуации, решение о предоставлении налоговой льготы принимается Правительством Республики Казахстан.
11. Уполномоченный орган совместно с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета инициирует предложения по предоставлению или отказу в налоговой льготе, продлению или отмене налоговой льготы, сроку предоставления налоговой льготы.
______________________________
| Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2025 года № 993 |
Критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот и порядок их установления
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот и порядок их установления разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 34 Налогового кодекса Республики Казахстан и регламентируют вопросы, относящиеся к полномочиям Правительства Республики Казахстан, по утверждению указанных критериев и порядка.
2. Критерии предназначены для оценки уполномоченным органом в области налоговой политики социально-экономических целей, заявленных при введении налоговой льготы, а также с учетом ее влияния на бюджет.
Глава 2. Критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот
3. Критерии достижения социально-экономических целей включают:
1) бюджетную эффективность;
2) создание и сохранение постоянных рабочих мест;
3) рост производства и экспорта;
4) соотношение инвестиций к налоговым льготам;
5) инновационность и технологическое развитие.
4. Налоговая льгота признается достигшей социально-экономических целей, если в течение срока применения ее действия было достигнуто не менее 4 (четыре) из 5 (пять) установленных критериев, включая обязательное достижение, создание и сохранение постоянных рабочих мест.
5. Под бюджетной эффективностью налоговых льгот понимается соотношение налоговых расходов и поступлений в бюджет, полученных в результате применения льготы.
Льгота признается эффективной, если соотношение налоговых расходов и других поступлений в бюджет составляет не менее 1:1. Действие указанного критерия не распространяется в отношении субъектов агропромышленного комплекса.
Расчет осуществляется на основании данных уполномоченного органа по исполнению бюджета.
Порядок расчета и методика определения показателя утверждаются уполномоченным органом по исполнению бюджета по согласованию с уполномоченным органом в области налоговой политики.
6. Создание и сохранение постоянных рабочих мест определяются как рост или поддержание численности постоянных занятых в организациях, применяющих налоговые льготы, по сравнению с уровнем до начала ее применения.
Льгота признается эффективной, если численность рабочих мест увеличена не менее чем на 10 % от исходного уровня, либо сохранено исходное количество рабочих мест, при условии, что уровень средней заработной платы увеличился на 30 %.
7. Рост производства и экспорта определяется как увеличение объема производственной продукции (работ, услуг) и/или экспортных поставок организациями, применяющими налоговую льготу, по сравнению с уровнем до ее введения.
Льгота признается достигнувшей социально-экономических целей, если объем производства в стоимостном выражении увеличен не менее чем на 5 % в год или доля экспортной продукции в общем объеме продаж достигла не менее 10 % и сохраняется на указанном уровне в течение всего периода действия льготы.
Расчет показателей проводится на основании данных органа государственной статистики.
8. Инвестиционная активность определяется как увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятиями, пользующимися налоговой льготой. Объем привлеченных инвестиций должен составлять не менее 3 тенге на каждый 1 тенге налоговых расходов.
9. Инновационность и технологическое развитие определяются как увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью и внедрение новых технологий предприятиями, применяющими льготу.
Льгота признается достигнувшей социально-экономических целей, если доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в выручке составляет не менее 1 % или объем выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью увеличен не менее чем на 5 % в год.
При этом данный критерий не применяется в отношении отраслей, для которых финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусмотрено в рамках лицензионно-контрактных условий.
Глава 3. Порядок установления критериев достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот
10. Критерии достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот устанавливаются в целях обеспечения их прозрачности, объективности и измеримости результатов предоставляемых налоговых льгот.
11. Установление критериев осуществляется уполномоченным органом на основе анализа макроэкономических тенденций и состояния отраслей экономики.
12. Критерии достижения социально-экономических целей устанавливаются сроком на три года и пересматриваются с учетом изменений экономической конъюнктуры.
13. При проведении анализа уполномоченный орган использует данные государственной статистики, результаты мониторинга реализации налоговых льгот.
14. По результатам анализа уполномоченный орган формирует предложение о сохранении или корректировке критериев достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот.
В случае необходимости корректировки критериев достижения социально-экономических целей применения налоговых льгот уполномоченный орган вносит предложения в Аппарат Правительства.
______________________________