Об утверждении профессионального стандарта "Услуги по доступности объектов инфраструктуры для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп"

Новый

Приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 6 августа 2025 года № 244

      В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить профессиональный стандарт "Услуги по доступности объектов инфраструктуры для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп" согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) в течение пяти календарных дней после подписания настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания.

      Исполняющий
обязанности министра
А. Ертаев

  Приложение
к приказу и.о. Министра
труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан

Профессиональный стандарт "Услуги по доступности объектов инфраструктуры для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп"

Глава 1. Общие положения

      1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Услуги по доступности объектов инфраструктуры для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп" разработан в соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", устанавливает требования к формированию образовательных программ, в том числе обучения персонала на предприятиях, работников и выпускников организаций образования и решений широкого круга задач в области предоставления услуг по доступности объектов инфраструктуры для населения.

      2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:

      1) социальная инфраструктура – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (социально - культурного назначения, жилищно – коммунальное хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения; образования, здравоохранения, торговли, общественного питания и др.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей населения, обеспечение полноценной жизнедеятельности;

      2) профильный специалист – работник с высшим или средним специальным образованием, имеющий сертификат по определенной специальности;

      3) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;

      4) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;

      5) ситуационная помощь – помощь, оказываемая лицам с инвалидностью и другим МГН по их желанию или с их согласия в целях преодоления барьеров, препятствующих получению услуг, оказываемых населению, наравне с другими лицами;

      6) разумное приспособление – формирование безбарьерной среды, в основе которого лежит положение о внесении, при необходимости в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления лицами с инвалидностью наравне с другими всех прав человека и основных свобод;

      7) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;

      8) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;

      9) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;

      10) безбарьерная среда – среда жизнедеятельности, в которой отсутствуют или сведены к минимуму физические, средовые, информационные и социально-психологические барьеры для лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения (далее - МГН);

      11) шаговая доступность – показатель физической доступности для лиц с инвалидностью и МГН услуг и объектов от места проживания до места оказания услуг (от порога до порога), определяющий возможность посещения объектов для получения востребованных услуг, с учетом качества доступности маршрутов передвижения (пешеходных и при необходимости общественного транспорта), способов оказания услуг, с учетом имеющихся у лиц с инвалидностью нозологий;

      12) доступность – свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее конкретной категории людей из числа лиц с инвалидностью и МГН достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой;

      13) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;

      14) доступность услуги – возможность получения любых услуг потребителями с учетом всех объективных ограничений;

      15) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;

      16) лица с инвалидностью – лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими членами общества;

      17) общественные объединения лиц с инвалидностью – организации (ассоциации), созданные лицами с инвалидностью и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов лиц с инвалидностью для обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, а также решения задач общественной интеграции лиц с инвалидностью;

      18) дискриминация по признаку инвалидности – любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Республике Казахстан прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области;

      19) маломобильные группы населения – обобщенное понятие, объединяющее людей, имеющих постоянные, временные или ситуационные ограничения, препятствующие их безопасному и комфортному передвижению по городу пешком или на маршрутных транспортных средствах, а также получению услуг, предоставляемых в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа.

      3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:

      1) КС – квалификационный справочник;

      2) Г – лица с инвалидностью с нарушением слуха;

      3) К – лица с инвалидностью, использующие для передвижения кресло-коляску;

      4) ЛСИ – лица с инвалидностью;

      5) О – лица с инвалидностью с нарушением опорно-двигательного аппарата;

      6) С – лица с инвалидностью с нарушением зрения;

      7) ОРК – отраслевая рамка квалификации;

      8) У – лица с инвалидностью с нарушением ментальности;

      9) МГН – маломобильные группы населения;

      10) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;

      11) НПА – нормативный правовой акт;

      12) ВЭБ – всемирная паутина (World Wide Web).

Глава 2. Паспорт профессионального стандарта

      4. Название профессионального стандарта: Услуги по доступности объектов инфраструктуры для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп.

      5. Код профессионального стандарта: X96090001.

      6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:

      S Предоставление прочих видов услуг;

      96 Предоставление прочих индивидуальных услуг;

      96.0 Предоставление прочих индивидуальных услуг;

      96.09 Предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки;

      96.09.0 Предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки.

      7. Краткое описание профессионального стандарта: Профессиональный стандарт устанавливает требования в области профессиональной компетенции в части умений, навыков и знаний по предоставлению ситуационной помощи лицам с инвалидностью с целью преодоления барьеров окружающей среды получателям социальных услуг населению в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

      8. Перечень карточек профессий:

      1) Эксперт по оценке условий доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребностей маломобильных групп) - 5 уровень ОРК;

      2) Инструктор по обучению персонала оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью - 5 уровень ОРК;

      3) Руководитель направления в области развития доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребностей маломобильных групп) - 6 уровень ОРК.

Глава 3. Карточки профессий

9. Карточка профессии "Эксперт по оценке условий доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребностей маломобильных групп)":

Код группы:

3160-1

Код наименования занятия:

3160-1

Наименование профессии:

Эксперт по оценке условий доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребностей маломобильных групп)

Уровень квалификации по ОРК:

5

подуровень квалификации по ОРК:

-

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:

нет

Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)

Специальность: Автоматизированные системы проектирования и эксплуатации зданий

Квалификация:
-

Уровень образования:
ТиПО (специалист среднего звена)

Специальность: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Квалификация:
-

Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)

Специальность: Социальная работа

Квалификация:
-

Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)

Специальность: Архитектура

Квалификация:
-

Требования к опыту работы:

с техническим и профессиональным образованием стаж работы не менее 3 лет

Связь с неформальным и информальным образованием:

курсы в учебных центрах включенных в реестр данных государственной системы технического регулирования в области доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения, с учетом потребностей лиц с инвалидностью маломобильных групп

Другие возможные наименования профессии:


Основная цель деятельности:

Оценка результатов работ организаций, оказывающих услуги населению, связанных с выполнением нормативных требований по обеспечению доступности услуг и объектов инфраструктуры для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Проведение комплекса работ по оценке качества условий доступности услуг организаций, оказывающих услуги населению, объектов инфраструктуры по обеспечению условий шаговой доступности для лиц с инвалидностью.
2. Развитие профессиональных качеств.

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Проведение комплекса работ по оценке качества условий доступности услуг организаций, оказывающих услуги населению, объектов инфраструктуры по обеспечению условий шаговой доступности для лиц с инвалидностью

Навык 1:
Выявлять и оценивать барьеры окружающей среды препятствующие передвижению, получению информации, обслуживанию лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии

Умения:

1. Понимать потребности лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии в помощи и условиях для преодоления барьеров физической и информационной доступности услуг и объектов инфраструктуры.
2. Оценивать условия шаговой доступности услуг и объектов инфраструктуры.
3. Оценивать эффективность технологий обслуживания и оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью при обеспечении условий доступности услуг и объектов инфраструктуры.

Знания:

1. Основы обеспечения архитектурной доступности объектов и прилегающих территорий для лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
2. Основы обеспечения безопасности для лиц с инвалидностью окружающей среды и обслуживании при передвижении и информировании об условиях доступности.
3. Нормативно-правовую, техническую базу документов, регламентирующих требования к обеспечению доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.
4. Этику общения с лицам с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
5. Антропометрические показатели окружающей среды для лиц с инвалидностью.
6. Требования по безопасности и охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 2:
Проводить анализ комплексной организации работ организаций, оказывающих услуги населению, местных исполнительных органов при обеспечении условий доступности услуг и объектов инфраструктуры

Умения:

1.Оценивать эффективность и качество результатов комплексной организации работ, организаций, оказывающих услуги населению, местных исполнительных органов по обеспечению условий шаговой доступности услуг и объектов инфраструктуры.
2. Оценивать уровень качества доступности услуг и объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью.
3. Оценивать статистические показатели результатов работ по обеспечению условий доступности услуг и объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью.
4. Оценивать уровень подготовки и компетентности персонала для обслуживания и оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью.

Знания:

1. Практику применения положений Конвенции о правах лиц с инвалидностью к обеспечению доступности услуг и объектов инфраструктуры (универсальный дизайн, разумное приспособление, не дискриминация по признаку инвалидности).
2. Стандарт Республики Казахстан 3846-2023 Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп.
3. Статистические показатели, эффективности и качества результатов работ при обеспечении доступности услуг и объектов инфраструктуры.
4. Свод правил Республики Казахстан 3.06-101-2012 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 3:
Оценивать соблюдение условий безопасности при обеспечении доступности услуг и объектов инфраструктуры

Умения:

1. Оценивать условия безопасности окружающей среды при проведении комплекса работ обеспечения доступности услуг и объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью.
2. Обеспечивать условия безопасности для жизни, здоровья, оборудования и имущества лиц с инвалидностью и окружающих людей при проведении комплекса работ по доступности услуг и объектов инфраструктуры.
3. Проводить оценку доступности и актуальности информации на официальной ВЭБ странице организации.

Знания:

1. Технические характеристики, правила технической эксплуатации оборудования используемого лицами с инвалидностью для получения информации и передвижении.
2. Антропометрические параметры окружающей среды для лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
3. Правила содержания, технической эксплуатации оборудования и объектов, прилегающей территорий для обслуживания лиц с инвалидностью.
4. Требования к обеспечению условий безопасности при оказании ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
5. Требования технических регламентов определяющих условия безопасности доступа лиц с инвалидностью к объектам инфраструктуры.
6. Основы технического регулирования доступности услуг и объектов инфраструктуры для населения, с учетом потребностей лиц с инвалидностью.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 4:
Оформлять результаты работ по оценке качества доступности услуг и объектов инфраструктуры

Умения:

1. Оформлять результаты работ по подтверждению условий доступности услуг и объектов инфраструктуры.
2. Оформлять экспертные заключения подтверждения соответствия условиям доступности услуг и объектов инфраструктуры по результатам обследований.
3. Составлять свод данных.

Знания:

1. Стандарт Республики Казахстан 3846-2023 Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп.
2. Свод правил Республики Казахстан 3.06-101-2012 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения.
3. Социальный кодекс Республики Казахстан.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 5:
Коммуницировать с коллегами в организации

Умения:

1.Осуществлять свою деятельность по проведению оценки условий доступности услуг и объектов инфраструктуры, в соответствии с этическим кодексом, корпоративными целями и задачами уполномоченного центра сертификации, аккредитовавшего эксперта.
2. Осуществлять взаимодействие с персоналом организаций, подтверждающим доступность услуг и объектов инфраструктуры в соответствии с этическим кодексом уполномоченного центра сертификации, аккредитовавшего эксперта.
3. Привлекать лиц с инвалидностью к участию в осуществлении работ по обследованию, оценки доступности услуг и объектов инфраструктуры.

Знания:

1. Этический кодекс уполномоченного центра сертификации, аккредитовавшего эксперта.
2. Конвенцию о правах инвалидов.
3. Потребности лиц с инвалидностью в услугах и объектах инфраструктуры для преодоления имеющихся барьеров.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 6:
Взаимодействовать с представителями общественных организаций лиц с инвалидностью имеющих различные нозологии

Умения:

1. Осуществления взаимодействие с общественными объединениями лиц с инвалидностью при проведении работ оценки доступности объектов и услуг.
2. Проводить анализ и оценивать удовлетворение приоритетных потребностей лиц с инвалидностью при проведении работ по оценке доступности услуг и объектов инфраструктуры.
3. Защищать законные права лиц с инвалидностью на доступность услуг и объектов инфраструктуры.

Знания:

1. Основы и формы участия общественных объединений лиц с инвалидностью по защите законных прав на доступность услуг и объектов инфраструктуры.
2. Порядок сотрудничества с общественными организациями лиц с инвалидностью.
3. Права общественных организаций лиц с инвалидностью по защите законных прав на доступность.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Трудовая функция 2:
Развитие профессиональных качеств

Навык 1:
Проводить информационно-разъяснительные работы среди сотрудников организации

Умения:

1. Разъяснять нормы действующих НПА, направленных на улучшение качества и доступности услуг и объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью.
2. Проводить анализ результатов эффективности и качества работ организации по обеспечению качества доступности услуг и объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью.
3. Участвовать в образовательных программах, тренингах и мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности в организации работ по обеспечению условий доступности.
4. Проводить анализ эффективности подготовки персонала для оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью по обеспечению доступности объектов и услуг.

Знания:

1. Принципы общения с коллегами из своей профессиональной области.
2. Этические нормы, профессиональные стандарты, регулирующие деятельность экспертов.
3. Международный опыт работ по обеспечению доступности услуг и объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью и маломобильных граждан населения.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 2:
Коммуницировать с коллегами в организации

Умения:

1. Осуществлять свою деятельность в организации работ по обеспечению условий доступности для лиц с инвалидностью в соответствии с корпоративными целями и задачами организации и потребностями лиц с инвалидностью в доступности.
2. Формировать современную корпоративную культуру организации по обеспечению условий доступности для лиц с инвалидностью, поддержку их активного участия в социальной жизни сообщества.
3. Развивать систему мотивации результатов работ персонала по обеспечению доступности объектов и услуг организации для лиц с инвалидностью.

Знания:

1. Лучшую практику обеспечения условий доступности услуг и объектов инфраструктуры.
2. Систему и методику мотивации персонала.
3. Основы и формы участия общественных объединений лиц с инвалидностью в защите законных прав на доступность объектов и услуг.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Требования к личностным компетенциям:

Ответственность
Сотрудничество и взаимодействие
Стрессоустойчивость
Умение быстро принимать решения
Устные коммуникативные навыки
Письменные коммуникативные навыки
Ответственность
Сотрудничество и взаимодействие
Стрессоустойчивость
Умение быстро принимать решения
Устные коммуникативные навыки
Письменные коммуникативные навыки
Ответственность
Сотрудничество и взаимодействие
Стрессоустойчивость
Умение быстро принимать решения
Устные коммуникативные навыки
Письменные коммуникативные навыки

Список технических регламентов и национальных стандартов:

Стандарт Республики Казахстан 3846-2023 Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп, Свод правил Республики Казахстан 3.06-101-2012 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения

Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:

6

Руководитель направления в области развития доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребностей маломобильных групп)

5

Инструктор по обучению персонала оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью

10. Карточка профессии "Инструктор по обучению персонала оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью":

Код группы:

2422-2

Код наименования занятия:

2422-2

Наименование профессии:

Инструктор по обучению персонала оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью

Уровень квалификации по ОРК:

5

подуровень квалификации по ОРК:

-

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:

нет

Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)

Специальность: Дополнительное образование

Квалификация:
-

Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)

Специальность: Социальная работа

Квалификация:
-

Требования к опыту работы:

с техническим и профессиональным образованием стаж работы не менее 3 лет

Связь с неформальным и информальным образованием:

курсы в учебных центрах включенных в реестр данных государственной системы технического регулирования в области доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения, с учетом потребностей лиц с инвалидностью маломобильных групп

Другие возможные наименования профессии:


Основная цель деятельности:

Обучение персонала оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Оказание ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
2. Проведение подготовки персонала организации, оказывающих услуги населению, для обеспечения доступности объектов и услуг.

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Оказание ситуационной помощи лицам с инвалидностью

Навык 1:
Оказывать ситуационную помощь лицам с инвалидностью

Умения:

1. Оказывать ситуационную помощь и обеспечивать условия безопасности для жизни, здоровья, оборудования и имущества лиц с инвалидностью и окружающих людей.
2. Общаться с лицам с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
3. Взаимодействовать с представителями общественных организаций лиц с инвалидностью.

Знания:

1. Потребности лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии в преодолении барьеров при общении, получении информации, передвижении и получении услуги.
2. Методику комплексной организации работ по обеспечению условий шаговой доступности Национальный стандарт Республики Казахстан 3846-2023 "Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп" Общие требования. Условия доступности.
3. Свод правил Республики Казахстан 3.06-101-2012 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения.
4. Требования по безопасности и охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 2:
Соблюдать условия безопасности при обеспечении доступности объектов и услуг

Умения:

1. Производить оценку условий доступности окружающей среды при оказании ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
2. При оказании ситуационной помощи обеспечивать условия безопасности для жизни, здоровья, оборудования и имущества лиц с инвалидностью и окружающих людей.
3. Решать вопросы по организации учебного процесса подготовки слушателей.

Знания:

1. Правила технической эксплуатации оборудования.
2. Требования к обеспечению условий безопасности при оказании ситуационной помощи обеспечения условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.
3. Технические характеристики, правила технической эксплуатации оборудования используемого лицами с инвалидностью для получения информации и передвижении.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Трудовая функция 2:
Проведение подготовки персонала организации, оказывающих услуги населению, для обеспечения доступности объектов и услуг

Навык 1:
Готовить персонал организации, оказывающих услуги населению, для обеспечения доступности объектов и услуг

Умения:

1. Разрабатывать технологий оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью для обеспечения доступности объектов и услуг с учетом оснащения и ресурсов организации, потребностей лиц с инвалидностью.
2. Решать вопросы организации учебного процесса подготовки слушателей.
3. Оценивать уровень профессиональной и физической подготовки слушателей.

Знания:

1. Нормативно - правовые акты в области предоставления ситуационной помощи.
2. Программы и методические материалы для проведения подготовки.
3. Принципы эффективной организации практической подготовки к оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
4. Требования и практику исключения дискриминации по признаку инвалидности при общении и оказании ситуационной помощи лицам с инвалидностью.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 2:
Оценивать условия доступности объектов инфраструктуры

Умения:

1. Оценивать условия шаговой доступности объектов.
2. Оценивать условий архитектурной доступности.
3. Проводить внутренний аудит технического состояния объекта.
4. Проводить контроль ключевых показателей эффективности применения "разумных приспособлений" для обеспечения доступности объектов.
5. Раскрывать информацию об условиях доступности услуг и объекта для лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
6. Проводить консультации по исключению дискриминации по признаку инвалидности.
7. Соблюдать условия безопасности для лиц с инвалидностью.
8. Разрабатывать рекомендации по обеспечению качества доступности услуг и объекта для лиц с инвалидностью.

Знания:

1. Нормативно-правовые акты и методики оценки качества шаговой доступности объектов и прилегающих территорий.
2. Применение методики "универсального дизайна", принципа "разумного приспособления" для обеспечения доступности объектов и прилегающей территории.
3. Методику и технологии оценки качества доступности объектов.
4. Антропометрические параметры окружающей среды для лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 3:
Осуществлять деятельность под руководством специалиста по организации работ по доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью

Умения:

1. Работать в тесном сотрудничестве со специалистом по организации работ в организации по обеспечению условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.
2. Обмениваться информацией об обслуживании и оказания ситуационной помощи лиц с инвалидностью.
3. Координировать совместные действия для обеспечения условий доступности объектов и услуг.
4. Предлагать различные технологий по оказанию ситуационной помощи для обеспечения доступности объектов и услуг.

Знания:

1. Нормативно - правовые акты в области оказания ситуационной помощи, обеспечения доступности объектов и услуг.
2. Требования Конвенции о правах инвалидов при обеспечении условий доступности для лиц с инвалидностью.
3. Социальный кодекс Республики Казахстан.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 4:
Оценка качества подготовки персонала по результатам обучения

Умения:

1. Проводить анализ эффективности и качества подготовки персонала для оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью по обеспечению доступности объектов и услуг.
2. Участвовать в образовательных программах, тренингах и мероприятиях, направленных на повышение их профессиональной компетентности в оказании ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
3. Оценивать уровень профессиональной и физической подготовки слушателей.
4. Вносить предложения по улучшению качества подготовки персонала для оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью по обеспечению доступности объектов и услуг.

Знания:

1. Принципы общения с коллегами и с лицами с инвалидностью.
2. Этические принципы и профессиональные стандарты, которые регулируют деятельность инструкторов.
3. Нормативные правовые акты в области предоставления ситуационной помощи.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Требования к личностным компетенциям:

Сотрудничество и взаимодействие
Стрессоустойчивость
Вежливость
Устные коммуникативные навыки
Способность к обучению и самообучению

Список технических регламентов и национальных стандартов:

Национальный стандарт Республики Казахстан 3846-2023 Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп; свод правил Республики Казахстан 3.06-101-2012 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения

Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:

6

Руководитель направления в области развития доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребностей маломобильных групп)

5

Эксперт по оценке условий доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребностей маломобильных групп)

11. Карточка профессии "Руководитель направления в области развития доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребности маломобильных групп)":

Код группы:

1223-0

Код наименования занятия:

-

Наименование профессии:

Руководитель направления в области развития доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребности маломобильных групп)

Уровень квалификации по ОРК:

6

подуровень квалификации по ОРК:

-

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:

нет

Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)

Специальность: Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли

Квалификация:
-

Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)

Специальность: Педагогические науки

Квалификация:
-

Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)

Специальность: Услуги

Квалификация:
-

Требования к опыту работы:

С техническим профессиональным образованием не менее 5 лет, с после среднем образованием не менее 3 лет

Связь с неформальным и информальным образованием:

курсы в учебных центрах включенных в реестр данных государственной системы технического регулирования в области доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения, с учетом потребностей лиц с инвалидностью маломобильных групп

Другие возможные наименования профессии:


Основная цель деятельности:

Разработка и проведение мероприятий для комплексной организации работ по обеспечению условий шаговой доступности в соответствии с Национальным стандартом Республики Казахстан 3846-2023

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Организация комплекса работ органа исполнительной власти, организаций, оказывающих услуги населению по обеспечению условий шаговой доступности объектов и услуг инфраструктуры для лиц с инвалидностью.
2. Взаимодействие с представителями общественных организаций лиц с инвалидностью.
3. Организация работ по оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
4. Оценка условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Организация комплекса работ органа исполнительной власти, организаций, оказывающих услуги населению по обеспечению условий шаговой доступности объектов и услуг инфраструктуры для лиц с инвалидностью

Навык 1:
Комплексная организация работ по обеспечению условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью

Умения:

1. Понимать потребности лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии в преодолении барьеров окружающей среды, в необходимой информации об условиях доступности услуг и объектов инфраструктуры.
2. Использовать оборудование, объемно-планировочные решения, технологии обслуживания для обеспечения условий передвижения и получения информации лицам с инвалидностью.
3. Разрабатывать и внедрять технологии оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
4. Принимать оптимальные решения по обеспечению уровня качества доступности услуг и объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью с учетом их приоритетов и потребностей.

Знания:

1. Методику комплексной организации работ по обеспечению условий шаговой доступности Национальный стандарт Республики Казахстан 3846-2023 "Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп".
2. Основы разработки и применения "разумных приспособлений" для обеспечения доступности услуг и объектов инфраструктуры.
3. Социальный кодекс Республики Казахстан.
4. Конвенцию о правах лиц с инвалидностью.
5. Свод правил Республики Казахстан СП РК 3.06-101-2012 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения.
6. Требования по безопасности и охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
7. Национальный стандарт СТ РК 3846-2023 Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 2:
Соблюдение условий безопасности при обеспечении доступности объектов и услуг

Умения:

1. Оказывать ситуационную помощь лицам с инвалидностью для обеспечения доступности услуг и объектов инфраструктуры.
2. Производить оценку условий доступности окружающей среды при проведении комплекса работ по обеспечению доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.
3. Проводить оценку доступности и актуальности информации на официальной ВЭБ странице организации.

Знания:

1. Технические характеристики, правила технической эксплуатации оборудования используемого лицами с инвалидностью для получения информации и передвижении.
2. Антропометрические параметры окружающей среды для лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
3. Правила содержания, технической эксплуатации оборудования и объектов, прилегающих территорий для обслуживания лиц с инвалидностью.
4. Требования к обеспечению условий безопасности при оказании ситуационной помощи обеспечения условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.
5. Особые потребности лиц с инвалидностью в условиях физической доступности услуг и объектов инфраструктуры.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Трудовая функция 2:
Взаимодействие с представителями общественных организаций лиц с инвалидностью

Навык 1:
Соблюдать права лиц с инвалидностью к обеспечению доступности услуг и объектов инфраструктуры (универсальный дизайн, разумное приспособление, не дискриминация по признаку инвалидности)

Умения:

1. Общаться с лицами с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
2. Обеспечивать доступность актуальной и необходимой информацией для лиц с инвалидностью на официальной ВЭБ странице организации, для принятия решения посетить организацию и получить услугу.
3. Производить оценку условий доступности окружающей среды при оказании ситуационной помощи лицам с инвалидностью.

Знания:

1. Статистические показатели, отраслевые показатели эффективности и качества результатов работ при обеспечении доступности объектов и услуг инфраструктуры.
2. Нормативно-правую, техническую базу документов, регламентирующих требования к обеспечению доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.
3. Требования к обеспечению условий безопасности при оказании ситуационной помощи обеспечения условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 2:
Проводить анализ данных на соответствие требованиям доступности услуг и объектов инфраструктуры

Умения:

1. Взаимодействовать с представителями общественных объединений лиц с инвалидностью и другими организациями.
2. Развивать и совершенствовать профессиональные навыки и знания.
3. Участвовать в образовательных программах, тренингах и мероприятиях, направленных на повышение их профессиональной компетентности в оказании ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
4. Вносить предложения для улучшения доступности услуг и объектов инфраструктуры для ЛСИ.

Знания:

1. Потребности лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии в преодолении барьеров при общении, получении информации, передвижении и получении услуги.
2. Этику общения с лицами с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
3. Возможности сетевого взаимодействия и общения с коллегами из своей профессиональной области.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Трудовая функция 3:
Организация работ по оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью

Навык 1:
Оказывать ситуационную помощь лицам с инвалидностью

Умения:

1. Разрабатывать оптимальные технологий оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью для обеспечения доступности объектов и услуг с учетом оснащения и ресурсов организации, потребностей лиц с инвалидностью.
2. Решать вопросы организации учебного процесса по подготовке персонала для оказания ситуационной помощи и обслуживания лиц с инвалидностью.
3. Оценивать уровень профессиональной и физической подготовки слушателей.
4. Оценивать эффективность и качество результатов работ по подготовке персонала к обслуживанию и оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
5. Координировать работу инструкторов по обучению персонала оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью для повышения ее актуальности, эффективности и качества.

Знания:

1. Нормативно - правовые акты в области предоставления ситуационной помощи.
2. Программы и методические материалы для проведения подготовки.
3. Принципы эффективной организации практической подготовки к оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
4. Требований и практики исключения дискриминации по признаку инвалидности при общении и оказании ситуационной помощи с лицам с инвалидностью.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 2:
Коммуницировать с коллегами и с лицами с инвалидностью

Умения:

1. Осуществлять деятельность в соответствии с корпоративными целями и задачами организации и потребностями лиц с инвалидностью в доступности.
2. Формировать современную корпоративную культуру организации по обеспечению условий доступности для лиц с инвалидностью, поддержку их активного участия в социальной жизни сообщества.
3. Развивать систему мотивации результатов работ персонала по обеспечению доступности объектов и услуг организации для лиц с инвалидностью.

Знания:

1. Определять приоритетные потребностей лиц с инвалидностью к доступности услуг.
2. Нормативно-правовые акты и методики оценки качества доступности услуг для лиц с инвалидностью.
3. Применять методику "универсального дизайна", принципа "разумного приспособления", принципа не дискриминации по признаку инвалидности при обеспечения доступности услуг для лиц с инвалидностью.
4. Применять лучшую отраслевую практику обеспечения условий доступности услуг и объектов инфраструктуры.
5. Определять методику мотивации персонала.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Трудовая функция 4:
Оценка условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью

Навык 1:
Оценивать условия доступности объектов инфраструктуры

Умения:

1. Оценивать условия шаговой доступности объектов.
2. Оценивать условия архитектурной доступности.
3. Проводить внутренний аудит технического состояния объекта.
4. Проводить контроль ключевых показателей эффективности применения "разумных приспособлений" для обеспечения доступности объектов.
5. Раскрывать информацию об условиях доступности услуг и объекта для лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии.
6. Проводить консультации по исключению дискриминации по признаку инвалидности.
7. Соблюдать условия безопасности для лиц с инвалидностью.
8. Разрабатывать рекомендации по обеспечению качества доступности услуг и объекта для лиц с инвалидностью.

Знания:

1. Нормативно-правовые акты и методики оценки качества шаговой доступности объектов и прилегающих территорий.
2. Применение методики "универсального дизайна", принципа "разумного приспособления" для обеспечения доступности объектов и прилегающей территории.
3. Методику и технологии оценки качества доступности объектов.
4. Антропометрические параметры окружающей среды для лиц с инвалидностью, имеющих различные нозологии.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Навык 2:
Проводить анализ эффективности применяемых требований доступности услуг и объектов инфраструктуры

Умения:

1. Проводить анализ результатов эффективности и качества работ организации по обеспечению качества доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью.
2. Участвовать в образовательных программах, тренингах и мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности в организации работ по обеспечению условий доступности для лиц с инвалидностью.
3. Создавать условия безопасности для жизни и здоровья лиц с инвалидностью.

Знания:

1. Ресурсы и программы подготовки персонала отрасли для оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью.
2. Этические принципы и профессиональные стандарты, регулирующие деятельность специалистов.
3. Обеспечение условий безопасности для жизни, здоровья, оборудования и имущества лиц с инвалидностью и окружающих людей при проведении комплекса работ обеспечения доступности.

Возможность признания навыка:

не рекомендуется

Требования к личностным компетенциям:

Ответственность
Сотрудничество и взаимодействие
Стрессоустойчивость
Умение быстро принимать решения
Умение работать в команде
Вежливость
Мотивированность
Проектное мышление
Способность к обучению и самообучению

Список технических регламентов и национальных стандартов:

Национальный стандарт Республики Казахстан 3846-2023 Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп, свод правил Республики Казахстан 3.06-101-2012 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:

5

Инструктор по обучению персонала оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью

5

Эксперт по оценке условий доступности объектов и услуг инфраструктуры для населения (с учетом потребностей маломобильных групп)

Глава 4. Технические данные профессионального стандарта

      12. Наименование государственного органа:

      Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

      Исполнитель: Касенов Б.Б. – и.о. директора департамента труда и социального партнерства МТСЗН РК, 87172742852.

      13. Организации (предприятия) участвующие в разработке:

      ОЮЛ "Евразийская ассоциация развития инклюзивного общества", БИН/ИИН: 221240023747, Текущий счет в KZT: KZ7696503F0011998105, Филиал АО "ForteBank" в г.Астана, БИК: IRTYKZKA.

      Руководитель проекта: Пак Вячеслав Евгеньевич

      E-mail: v_pak@inclusia.kz, Номер телефона: +7 (707) 599 19 75.

      14. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: Протокол заседания отраслевого совета по профессиональным квалификациям при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, 15 апреля 2025 года.

      15. Национальный орган по профессиональным квалификациям: 15 апреля 2025 года.

      16. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": 16 мая 2025 года.

      17. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2025 года.

      18. Дата ориентировочного пересмотра: 1 сентября 2028 года.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.