Об утверждении Инструкции по организации деятельности военно-следственных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан

Новый

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 июня 2025 года № 440.

      В соответствии с подпунктами 9), 10), 12), 17), 20), 151)-153), 163)-165) пункта 15, подпунктом 5) пункта 19 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности военно-следственных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

      2. Военно-следственному департаменту Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить направление в течение пяти рабочих дней со подписания приказа в электронном формате на государственном и русском языках в РГП на ПХВ "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением приказа возложить на курирующего заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан.

      4. Приказ вводится в действие со дня его подписания.

      Министр
генерал-лейтенант полиции
Е. Саденов

  Утверждена приказом
Министра внутренних дел
Республики Казахстан
от 16 июня 2025 года № 440

Инструкция по организации деятельности военно-следственных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Инструкция разработана в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее – УК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – УПК), Законами Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О профилактике правонарушений", Положением о Военно-следственном департаменте Министерства внутренних дел Республики Казахстан, другими нормативными правовыми актами и устанавливает порядок организации деятельности военно-следственных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

      2. Систему военно-следственных органов образуют Военно-следственный департамент (далее – ВСД) Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД), региональные военно-следственные управления (далее – РВСУ), отделы и группы.

Глава 2. Организация деятельности военно-следственных органов

      3. В пределах компетенции военно-следственные органы осуществляют функции профилактики правонарушений, оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) и досудебного расследования.

      4. Руководство за деятельностью военно-следственных органов осуществляет:

      1) в центральном аппарате – заместитель министра внутренних дел Республики Казахстан, курирующий следствие, начальник ВСД и его заместители;

      2) в региональных подразделениях – начальники РВСУ, их заместители и начальники отделов.

      5. Основными задачами военно-следственных органов являются:

      1) по профилактике правонарушений:

      формирование эффективной системной профилактической работы, укрепление законности и правопорядка, сокращение уровня преступности в войсках;

      укрепление воинской дисциплины, выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям, суицидальным проявлениям и лудомании, проведение профилактической и разъяснительной работы;

      совершенствование традиционных и внедрение новых форм и методов профилактики;

      организация и проведение информационно-имиджевой работы по профилактике правонарушений;

      организация взаимодействия с уполномоченными органами по размещению в интернет ресурсах выступлений, интервью, публикаций по профилактике правонарушений в воинской среде;

      2) по ОРД:

      организация и осуществление работы по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию уголовных правонарушений, реализация государственной политики в сфере борьбы с преступностью, в пределах своей компетенции;

      защита прав и законных интересов граждан, военнослужащих, организаций и государства от преступных посягательств;

      изучение, обобщение и внедрение в практику военно-следственных органов положительного отечественного и зарубежного опыта раскрытия преступлений;

      3) по досудебному расследованию:

      обеспечение соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства;

      повышение качества досудебного расследования, оказание методической и практической помощи в расследовании уголовных правонарушений;

      выявление негативных тенденций в следственной практике, внедрение современных форм и методов организации досудебного расследования;

      организация взаимодействия военно-следственных органов и других служб органов внутренних дел, в том числе с другими государственными органами, правоохранительными органами и иными организациями при досудебном расследования.

      6. Основными формами и методами контроля за деятельностью военно-следственных органов являются:

      1) по профилактике правонарушений:

      разработка методических рекомендаций по профилактике уголовных правонарушений в воинской среде;

      анализ состояния гибели военнослужащих и других правонарушений, совершенных военнослужащими;

      проведение проверок по профилактической работе;

      2) по ОРД:

      осуществление контроля за ОРД подчиненных подразделений;

      проведение проверок по ОРД;

      3) по досудебному расследованию:

      изучение находящихся в производстве следователей уголовных дел, дача по ним указаний о проведении следственных и иных процессуальных действий;

      внесение ходатайства прокурору об отмене необоснованных процессуальных решений следователей;

      мониторинг суточной оперативной сводки;

      постановка уголовных дел на контроль;

      подготовка методических рекомендаций, информационно-аналитических обзоров, справок и обобщений, мероприятий по повышению квалификации следователей;

      проведение служебных расследований;

      рассмотрение актов прокурорского реагирования и частных постановлений судов;

      проведение проверок следственной деятельности.

      7. Основными направлениями работы военно-следственных органов являются:

      1) по профилактике правонарушений:

      профилактика уголовных правонарушений в воинской среде;

      общие профилактические мероприятия по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в войсках;

      профилактика гибели военнослужащих, в том числе суицидов, лудомании, рукоприкладства, коррупционных и должностных правонарушений, хищений имущества и бюджетных средств;

      профилактика сохранности оружия и боеприпасов, безопасности объектов их хранения;

      разработка мер, направленных на совершенствование профилактики правонарушений;

      укрепление законности и обеспечение правопорядка в войсках;

      сокращение уровня преступности военнослужащих;

      2) по ОРД:

      предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также розыск преступников;

      организация и проведение в установленном законодательством порядке оперативно-розыскных мероприятий, операций по задержанию лиц, совершивших уголовные правонарушения, а также оказание содействия в их проведении и осуществлении иным правоохранительным и специальным государственным органам;

      взаимообмен оперативной информацией;

      организация взаимодействия с правоохранительными, специальными и другими государственными органами по вопросам раскрытия преступлений, организации розыска преступников, планирование и реализация совместных мероприятий;

      оперативное сопровождение по уголовным делам;

      3) по досудебному расследованию:

      расследование воинских уголовных правонарушений, предусмотренных главой 18 УК, других уголовных правонарушений, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (далее – ВС РК), гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений, иных уголовных правонарушений, подследственных органам внутренних дел в соответствии со статьей 187 УПК, и переданных в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 193 УПК;

      соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного процесса;

      соблюдение учетно-регистрационной дисциплины;

      соблюдение процессуальных сроков досудебного расследования и содержания лиц под стражей;

      обеспечение качества досудебного расследования, в том числе при прерывании срока расследования и прекращении уголовного дела;

      своевременность и полнота принятых мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного уголовным правонарушением;

      направление уголовных дел в суд в порядке ускоренного досудебного производства;

      обеспечение своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан в ходе расследования уголовных дел;

      выявление и обеспечение устранения обстоятельств, способствующих совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона;

      осуществление личного приема граждан, в том числе потерпевших и подозреваемых по уголовным делам, разрешение жалоб участников процесса на действия и бездействия лиц, осуществляющих досудебное производство.

      8. Следователями военно-следственных органов расследуются воинские уголовные правонарушения, предусмотренные главой 18 УК, другие уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в ВС РК, гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений, иные уголовные правонарушения, подследственные органам внутренних дел в соответствии со статьей 187 УПК, и переданные в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 193 УПК.

      9. Оперативными сотрудниками военно-следственных органов в пределах компетенции, осуществляется производство досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме.

      10. Не допускается привлекать следователей и оперативных сотрудников к выполнению задач, не связанных с профилактикой правонарушений, ОРД и расследованием уголовных дел.

      11. Следователям и оперативным сотрудникам военно-следственных органов при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение гражданской одежды.

Глава 3. Организация работы ВСД

      12. Деятельность ВСД организуется по зональному и предметному принципу на основе операционных планов МВД и оперативных планов ВСД работы в тесном взаимодействии с другими службами МВД.

      13. Для выполнения поставленных задач ВСД:

      1) организует проведение профилактических мероприятий совместно с другими государственными органами и иными организациями;

      2) координирует деятельность военно-следственных органов в сфере профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования и осуществляет организационно-методическое руководство ими;

      3) разрабатывает рекомендации по совершенствованию организации и методики профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования, обобщает и распространяет положительный опыт и методику, обеспечивает их внедрение в практику.

      Алгоритм осуществления методического обеспечения профилактической работы, ОРД и досудебного расследования включает в себя:

      систематизированное накопление, анализ и обобщение информации о различных аспектах профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования;

      изучение практики профилактики правонарушений, ОРД и расследования уголовных дел;

      непосредственное изучение зарубежного положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации профилактики правонарушений, ОРД и расследования уголовных дел, в том числе в ходе участия во внутригосударственных и международных конференциях, семинарах и иных мероприятиях, связанных с повышением квалификации, переподготовки и иными формами обмена опытом;

      изучение сведений по вопросам профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования, изложенных в научно-практической литературе, периодических изданиях и иных литературных источниках;

      обмен информацией с научно-педагогическими кадрами учреждений образования, в том числе в рамках совместного участия в научно-исследовательских работах;

      участие в разработке и корректировке законодательных и нормативных правовых актов;

      участие в рецензировании курсовых и дипломных работ, изучение и оценка диссертационных исследований, представленных учреждениями образования;

      организация и координация научно-практической деятельности ВСД;

      участие в итоговых учебных занятиях и учебно-организационных мероприятиях учреждений образования, в работе государственных экзаменационных комиссий с последующим обобщением результатов и внесением предложений по корректировке учебного процесса, содержания образовательных и учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

      внедрение в практику полученных знаний в формах: разработки и распространения рекомендаций, информационных писем и иных форм методических пособий; подготовки материалов для информационного бюллетеня Следственного департамента МВД; проведения учебных занятий в учреждениях образования в рамках повышения квалификации и переподготовки кадров военно-следственных органов; организации и проведения тренингов, семинаров, конференций, в том числе международных, на базе центрального аппарата; организации и проведения научно-консультативного совета при центральном аппарате;

      4) осуществляет контроль за соблюдением законности в деятельности военно-следственных органов, вносит предложения по структуре, подбору и расстановке кадров, и повышению профессионального мастерства;

      5) осуществляет инспектирование и целевые проверки РВСУ, отделов и групп, по результатам которых вносит предложения руководству МВД о принятии мер по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности работы и соблюдению законности военно-следственными органами при осуществлении профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования.

      14. ВСД на основе анализа деятельности военно-следственных органов:

      1) вырабатывает меры, направленные на улучшение качества профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования;

      2) проводит проверку состояния профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования, принимает меры по устранению выявленных недостатков, контролирует их исполнение;

      3) готовит информационные письма и обзоры о результатах профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования, рекомендации по совершенствованию деятельности;

      4) рассматривает обращения граждан по вопросам деятельности военно-следственных органов;

      5) проводит служебные расследования.

Глава 4. Организация работы РВСУ и отделов

      15. Организация профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования в РВСУ, отделах и группах возлагается непосредственно на руководителей управлений и отделов.

      16. Деятельность РВСУ организуется по зональному принципу во взаимодействии с другими службами территориальных органов внутренних дел и соответствующими правоохранительными, контролирующими ведомствами, основанном на действующем законодательстве, ведомственных нормативных правовых актах и на принципах координации борьбы с преступностью.

      17. Деятельность РВСУ и отделов осуществляется на основе ежеквартальных и годовых планов работы, разрабатываемых с учетом оперативной обстановки и требований МВД. В ходе исполнения планов допускается корректировка. Решение о внесении изменений и дополнений принимается руководителем регионального подразделения, утвердившим план.

      В плане предусматриваются:

      комплексные мероприятия по профилактике правонарушений;

      комплексные мероприятия, направленные на своевременное реагирование сообщений об уголовных правонарушениях, обеспечение выезда на места происшествий следственно-оперативных групп, укрепление взаимодействия с другими службами, обеспечение оперативно-криминалистической и иной техникой;

      конкретные мероприятия, направленные на улучшение организации профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования.

      18. Руководители РВСУ и начальники отделов несут полную ответственность за правильную организацию профилактической, оперативной и следственной работы и взаимодействия с другими службами.

      19. РВСУ и отделы совместно с другими воинскими подразделениями и службами:

      1) разрабатывают согласованные мероприятия, направленные на усиление работы по профилактике правонарушений, ОРД и досудебного расследования, укрепления законности;

      2) на постоянной основе проводят анализ состояния гибели и суицидов военнослужащих, их попыток, лудомании, с установлением причин и условий им способствовавших, и выработку мер по их устранению;

      3) проводят лекции, семинары и беседы со всеми категориями военнослужащих по наиболее актуальным темам соблюдения законности, воинской дисциплины и уголовной ответственности за правонарушения;

      4) совместно с органами военного управления и психологами посещают семьи офицеров и военнослужащих по контракту, состоящих в группе динамического наблюдения для проведения профилактических бесед;

      5) проводят профилактические мероприятия на предмет выявления военнослужащих, склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, в том числе путем проведения внезапного наркотестирования;

      6) выявляют военнослужащих, склонных к азартным играм, лудомании и имеющих долговые обязательства;

      7) проводят анализ наличия системы видеонаблюдения в местах наиболее благоприятных к совершению правонарушений, с внесением соответствующих предложений командованию воинских подразделений;

      8) еженедельно публикуют согласованные с ВСД информационно-имиджевые мероприятия в социальных сетях;

      9) готовят проекты приказов, указаний и методические документы для предоставления в ВСД;

      10) выезжают в отделы и группы для проверки состояния профилактической, оперативной и следственной работы и оказания практической помощи в ее организации;

      11) контролируют:

      взаимодействие следователей и оперативных сотрудников для быстрого и полного раскрытия уголовных правонарушений;

      своевременный выезд следователей совместно с сотрудниками оперативных, криминалистических и других служб на место происшествия;

      выполнение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;

      своевременность назначения и проведения экспертиз, полноту использования полученных результатов, обмен информацией о ходе расследования уголовных правонарушений и совместное обсуждение собранных по делу доказательств;

      своевременность направления уведомления лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, с соблюдением требований, установленных частью 1-1 статьи 240 УПК;

      принятие следователями своевременных мер по наложению ареста на имущество в соответствии со статьей 161 УПК, в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска либо других имущественных взысканий или возможной конфискации, и соблюдение сроков временного ограничения на распоряжение имуществом;

      12) проверяют организацию работы по уголовным делам прошлых лет, своевременность принятия мер к установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения;

      13) контролируют расследование уголовных дел и дел, по которым объявлен розыск, скрывшихся преступников;

      14) осуществляют подбор и расстановку кадров, вносят предложения об их поощрении либо наказании, перемещении по службе.

      20. Целевые проверки и вызовы с отчетами начальников отделов проводятся РВСУ самостоятельно в соответствии с планами работы или в порядке реагирования на недостатки в профилактической, оперативной и следственной работе.

      Проверки планируются и производятся на основе тщательного анализа состояния деятельности следственно-оперативного подразделения, особенностей региона, уровня преступности. Независимо от тематики проверки, проверяется соблюдение сотрудниками антикоррупционого законодательства.

      21. РВСУ и отделы:

      1) по профилактике правонарушений:

      проводят на регулярной основе рабочие совещания с командованием воинских частей и иных воинских подразделений по вопросам соблюдения правопорядка, рассмотрения проблемных вопросов и путей их решения, а также выработки совместных предложений по повышению эффективности дальнейших профилактических мер;

      в качестве превентивных мер вводят в практику проведение выездных судебных заседаний в отношении военнослужащих, совершивших уголовные правонарушения;

      с привлечением специалистов проводят профилактические беседы, культурно-массовые мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, спорта, семейных и общечеловеческих ценностей;

      проводят профилактическую работу с военнослужащими, состоящими на учете у войсковых психологов: группы динамического наблюдения; группы повышенного контроля;

      2) по ОРД:

      осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие уголовных правонарушений;

      принимают, регистрируют и рассматривают заявления или сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, своевременно принимают меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно-опасных последствий, а также представляют заявителю полную и достоверную информацию о результатах рассмотрения заявления в установленные законодательством сроки;

      принимают предусмотренные законодательством меры по охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;

      осуществляют розыск лиц, совершивших уголовные правонарушения, скрывшихся от следствия, дознания и суда, военнослужащих пропавших без вести, проводят работу по идентификации личности неопознанных трупов;

      3) по досудебному расследованию:

      помимо прочих уголовных дел расследуют уголовные правонарушения, вызвавшие общественный резонанс, носящие межрегиональный, транснациональный характер, а также уголовные дела, находящиеся на контроле ВСД и МВД, органов прокуратуры, Правительства и руководства страны;

      на постоянной основе изучают уголовные дела:

      срок досудебного расследования, по которым прерван по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК. Проверяют полноту и объективность следствия, обоснованность и своевременность объявления розыска, избрания меры пресечения, наличие розыскного дела, наличие сверки с данными аппаратов розыска и органов правовой статистики региона;

      о нераскрытых уголовных правонарушениях. Проверяют полноту следствия и уголовно-розыскного дела, качество расследования, принятые меры для раскрытия уголовного правонарушения, наличие и сохранность вещественных доказательств, их исследование и использование в раскрытии уголовного правонарушения;

      4) проверяют объективность, законность принятого процессуального решения, готовят ходатайство прокурору об отмене принятого решения;

      5) изучают уголовные дела, направляемые в суд. В целях повышения профессионального уровня следователей и оперативных сотрудников, повышения их роли в борьбе с преступностью обобщают и распространяют положительный опыт успешного раскрытия и расследования уголовных правонарушений.

      22. РВСУ представляют в установленном порядке и сроки в ВСД:

      1) информацию по конкретным уголовным делам и отдельным направлениям профилактической, оперативной и следственной работы, о состоянии законности и привлечении лиц к уголовной ответственности;

      2) информацию по рассмотрению обращений и жалоб физических и юридических лиц;

      3) информацию по каждому факту совершения сотрудниками коррупционных уголовных правонарушений, нарушений конституционных прав граждан, отмены процессуальных решений о прекращении уголовных дел, возвращении дел на дополнительное расследование;

      4) спецсообщения в дежурные сутки по сводкам, в котором отражают информацию об (о):

      известных обстоятельствах происшествий и преступлений;

      времени прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы и ее составе;

      обнаруженных и изъятых в ходе осмотра места происшествия следах, предметах, документах и иных объектах;

      изъятых вещественных доказательствах, в том числе транспортных средствах, похищенных предметах, а также денежных средствах и иных материальных ценностях, приобретенных преступным путем, и иных предметах и объектах, имеющих отношение к уголовному делу;

      назначенных экспертизах либо проведенных экспресс-анализах по изъятым следам и объектам;

      произведенных неотложных следственных и иных процессуальных действиях;

      личности подозреваемого и примененной к нему мере процессуального принуждения или пресечения;

      квалификации преступления, поручении расследования следственной группе;

      23. Помимо прочего РВСУ:

      1) проводят служебные расследования по всем фактам нарушений конституционных прав граждан, возвращений уголовных дел на дополнительное расследование, отмены ранее принятых решений о прекращении, результаты которых представляют в ВСД с предлагаемыми мерами;

      2) информируют ВСД о проблемных вопросах;

      3) предоставляют в ВСД ежемесячно к 25 числу сведения по Фонду потерпевших, закрепив за конкретным ответственным сотрудником учет и анализ выплаты компенсации потерпевшим.

      24. Повышение профессионального мастерства следственно-оперативных сотрудников осуществляется по двум линиям – централизованное повышение квалификации следственных и оперативных кадров, организуемое МВД и обучение в системе служебной подготовки.

      25. Руководители РВСУ и начальники отделов:

      1) организуют профилактическую работу, ее качественную реализацию;

      2) организуют ОРД, для пресечения, предупреждения, выявления и раскрытия уголовных правонарушений в воинской среде;

      3) организуют своевременный выезд следственно-оперативных групп на место происшествия;

      4) обеспечивают контроль за объективностью и достоверностью выставляемых информационно-учетных документов, в том числе в рамках расследования уголовных дел в электронном формате, в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения, а также сведений о квалификации уголовного правонарушения;

      5) организуют своевременное и качественное рассмотрение представлений, внесенных в порядке статьи 200 УПК;

      6) создают все необходимые условия для работы сотрудников, в том числе материально-техническое оснащение;

      7) обеспечивают своевременное и полное рассмотрение и разрешение жалоб от участников процесса на действия или бездействия лиц, осуществляющих досудебное производство;

      8) организуют размещение информации в доступных для ознакомления местах о графике приема граждан руководителями РВСУ и начальниками отделов;

      9) организуют, в соответствии с частью 2 статьи 62 УПК качественное и своевременное проведение необходимых оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных мероприятий, в том числе негласных следственных действий (далее – НСД);

      10) обеспечивают хранение результатов НСД, не имеющих доказательственное значение в уголовном процессе до окончательного разрешения вопросов, предусмотренных частями 1-1 и 6 статьи 240 УПК и их последующее уничтожение;

      11) до принятия окончательного процессуального решения по уголовным делам, а также направления их в суд с обвинительным актом, оказывают необходимую помощь следователю при назначении и проведении судебных экспертиз;

      12) по уголовным делам, расследуемым в протокольной форме и в приказном порядке, в соответствии с полномочиями, предусмотренными УПК:

      утверждают протокол об уголовном проступке и направляют уголовное дело в суд, копию протокола прокурору;

      отказывают в утверждении протокола и возвращают уголовное дело для производства дознания;

      13) контролируют выполнение планов работы и контрольных поручений, поступивших из вышестоящих органов;

      14) координируют деятельность подразделения, его взаимодействие с иными службами органов внутренних дел, а также с другими правоохранительными органами и ведомствами;

      15) создают следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений;

      16) контролируют своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, с одновременным принятием мер о регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований (далее – ЕРДР), в том числе с использованием средств связи;

      17) обеспечивают реализацию прав следователей на ознакомление с материалами дел оперативного учета и НСД, контролируют своевременность передачи в установленном порядке следователям сведений и материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий для использования их при расследовании уголовных дел в качестве доказательств;

      18) лично выезжают на места происшествия по тяжким или иным уголовным правонарушениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения, контролируют качественное производство осмотра места происшествия и сбора материала досудебного расследования, при необходимости обеспечивают выделение дополнительных сил и средств;

      19) принимают меры по защите сотрудников при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью;

      20) требуют соблюдения служебно-воинской дисциплины;

      21) заслушивают следователей и оперативных сотрудников о результатах работы по профилактике правонарушений, ОРД и расследованию уголовных правонарушений, оказывают помощь в проведении профилактической работы, следственных действий, реализации оперативно-розыскных мероприятий и НСД;

      22) контролируют своевременное направление на исследование изъятых с места происшествия следов и иных вещественных доказательств, а также организацию их хранения, полное и эффективное использование в раскрытии уголовных правонарушений;

      23) проверяют обоснованность прерывания сроков досудебного расследования по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК, полноту принятых мер в раскрытии уголовного правонарушения;

      24) обеспечивают внедрение практики научной организации труда, современной криминалистической техники и передового опыта расследования уголовных правонарушений;

      25) осуществляют подбор и расстановку кадров, исходя из их профессиональных и деловых качеств;

      26) изучают прекращенные уголовные дела на предмет обоснованности и законности принятого решения;

      27) обеспечивают организацию служебной подготовки сотрудников, своевременное изучение ими новых законодательных и нормативных актов.

      26. При смене начальника РВСУ, его заместителя и начальника отдела осуществляется прием-передача дел, в том числе дел, с прерванным сроком расследования. Результаты сверяются с данными подразделений правовой статистики.

      27. На следователя возлагается производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения с одновременным принятием мер к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи, принятие уголовного дела к своему производству, подготовка согласованного плана следственных действий с установлением конкретных сроков выполнения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, поручений, указаний.

      Согласованный план охватывает все этапы расследования уголовного правонарушения и включает:

      следственные и розыскные версии;

      данные, подлежащие установлению для их проверки;

      перечень следственных действий;

      обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;

      сроки и исполнителей.

      План может изменяться и дополняться, инициатива его корректировки принадлежит как следователю, так и оперативным сотрудникам.

      28. В соответствии с частью 3 статьи 60 УПК следователь принимает все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществляет уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описания собранных доказательств и составления отчета о завершении досудебного расследования. При установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение следователь уведомляет об этом прокурора. При наличии предусмотренных оснований применяет приказное производство.

      29. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, следователь принимает меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия.

      При производстве расследования по уголовным делам следователь принимает также меры к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц.

      30. Следователь лично производит осмотр места происшествия и несет персональную ответственность за его качество. Указания следователя в процессе осмотра места происшествия неукоснительно исполняются сотрудниками других служб.

      31. Взаимодействие следователя с другими службами органов внутренних дел при расследовании уголовных правонарушений осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, на основе согласованного планирования, взаимного обмена информацией, четкого разграничения компетенции каждой службы, при организующей роли следователя.

      32. В зависимости от видов уголовных правонарушений и лиц, их совершивших, следователь выявляет иные причины и условия, нарушения закона, способствовавшие совершению преступления, принимает меры по их устранению.

      При этом установив при производстве по уголовному делу нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, руководствуясь статьей 200 УПК, вносит в соответствующие государственные органы, иные организации или должностному лицу представление о принятии мер по их устранению.

      При наличии оснований вносит представление на любом этапе производства по уголовному делу, не дожидаясь окончания досудебного расследования.

      В описательно-мотивировочной части представления кратко указывает обстоятельства совершенного преступления, причины и условия, способствовавшие его совершению, установленные нарушения нормативных правовых и иных актов, должностных инструкций.

      В резолютивной части представления формулирует предложения о принятии конкретных мер по устранению нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления, привлечению должностных лиц, допустивших нарушения закона, к ответственности, указывает предусмотренный статьей 200 УПК срок и обязательность письменного уведомления о принятых мерах, а также разъясняет положение статьи 664 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) об ответственности за оставление должностным лицом без рассмотрения представления либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений, несвоевременный ответ на представление.

      Принципиально и своевременно реагировать на факты непринятия мер по рассмотрению представлений, в том числе путем составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 664 КоАП, и информировать о таких фактах органы прокуратуры.

      В резолютивной части представления предлагает информировать о дате, времени и месте рассмотрения представления с целью последующего участия в его рассмотрении. Копии представления необходимо приобщать к материалам уголовного дела и помещать в накопительное производство.

      33. При освобождении лица из-под стражи по причине прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора начальник РВСУ и отдела в течение 24 часов направляет информацию в ВСД.

      34. Грубые факты нарушений уголовно-процессуального законодательства подлежат рассмотрению на оперативном совещании.

      35. В соответствии с частью 7 статьи 60 УПК все решения при производстве досудебного расследования следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, суда или решения суда, и обеспечивает их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность.

      Постановление по уголовному делу, вынесенное следователем в пределах своих полномочий, а также поручения и указания в ходе досудебного расследования по уголовному делу подлежат исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

Глава 5. Организация в военно-следственных органах досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме

      36. Досудебное расследование уголовных правонарушений в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме осуществляется в строгом соответствии с УПК, в пределах полномочий по выявлению, установлению, закреплению совокупности обстоятельств уголовных правонарушений и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.

      37. Сотрудниками военно-следственных органов, наделенными функциями по производству дознания осуществляется досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 191 УПК, подследственных органам внутренних дел.

      38. В случаях необходимости сотрудники военно-следственных органов, наделенные функциями по производству дознания, осуществляют досудебное расследование по другим составам уголовных проступков в протокольной форме.

      _________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.