В соответствии с подпунктами 9), 10), 12), 17), 20), 151)-153), 163)-165) пункта 15, подпунктом 5) пункта 19 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности военно-следственных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
2. Военно-следственному департаменту Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить направление в течение пяти рабочих дней со подписания приказа в электронном формате на государственном и русском языках в РГП на ПХВ "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на курирующего заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан.
4. Приказ вводится в действие со дня его подписания.
Министр генерал-лейтенант полиции |
Е. Саденов |
Утверждена приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 июня 2025 года № 440 |
Инструкция по организации деятельности военно-следственных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Инструкция разработана в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее – УК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – УПК), Законами Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О профилактике правонарушений", Положением о Военно-следственном департаменте Министерства внутренних дел Республики Казахстан, другими нормативными правовыми актами и устанавливает порядок организации деятельности военно-следственных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
2. Систему военно-следственных органов образуют Военно-следственный департамент (далее – ВСД) Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД), региональные военно-следственные управления (далее – РВСУ), отделы и группы.
Глава 2. Организация деятельности военно-следственных органов
3. В пределах компетенции военно-следственные органы осуществляют функции профилактики правонарушений, оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) и досудебного расследования.
4. Руководство за деятельностью военно-следственных органов осуществляет:
1) в центральном аппарате – заместитель министра внутренних дел Республики Казахстан, курирующий следствие, начальник ВСД и его заместители;
2) в региональных подразделениях – начальники РВСУ, их заместители и начальники отделов.
5. Основными задачами военно-следственных органов являются:
1) по профилактике правонарушений:
формирование эффективной системной профилактической работы, укрепление законности и правопорядка, сокращение уровня преступности в войсках;
укрепление воинской дисциплины, выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям, суицидальным проявлениям и лудомании, проведение профилактической и разъяснительной работы;
совершенствование традиционных и внедрение новых форм и методов профилактики;
организация и проведение информационно-имиджевой работы по профилактике правонарушений;
организация взаимодействия с уполномоченными органами по размещению в интернет ресурсах выступлений, интервью, публикаций по профилактике правонарушений в воинской среде;
2) по ОРД:
организация и осуществление работы по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию уголовных правонарушений, реализация государственной политики в сфере борьбы с преступностью, в пределах своей компетенции;
защита прав и законных интересов граждан, военнослужащих, организаций и государства от преступных посягательств;
изучение, обобщение и внедрение в практику военно-следственных органов положительного отечественного и зарубежного опыта раскрытия преступлений;
3) по досудебному расследованию:
обеспечение соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства;
повышение качества досудебного расследования, оказание методической и практической помощи в расследовании уголовных правонарушений;
выявление негативных тенденций в следственной практике, внедрение современных форм и методов организации досудебного расследования;
организация взаимодействия военно-следственных органов и других служб органов внутренних дел, в том числе с другими государственными органами, правоохранительными органами и иными организациями при досудебном расследования.
6. Основными формами и методами контроля за деятельностью военно-следственных органов являются:
1) по профилактике правонарушений:
разработка методических рекомендаций по профилактике уголовных правонарушений в воинской среде;
анализ состояния гибели военнослужащих и других правонарушений, совершенных военнослужащими;
проведение проверок по профилактической работе;
2) по ОРД:
осуществление контроля за ОРД подчиненных подразделений;
проведение проверок по ОРД;
3) по досудебному расследованию:
изучение находящихся в производстве следователей уголовных дел, дача по ним указаний о проведении следственных и иных процессуальных действий;
внесение ходатайства прокурору об отмене необоснованных процессуальных решений следователей;
мониторинг суточной оперативной сводки;
постановка уголовных дел на контроль;
подготовка методических рекомендаций, информационно-аналитических обзоров, справок и обобщений, мероприятий по повышению квалификации следователей;
проведение служебных расследований;
рассмотрение актов прокурорского реагирования и частных постановлений судов;
проведение проверок следственной деятельности.
7. Основными направлениями работы военно-следственных органов являются:
1) по профилактике правонарушений:
профилактика уголовных правонарушений в воинской среде;
общие профилактические мероприятия по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в войсках;
профилактика гибели военнослужащих, в том числе суицидов, лудомании, рукоприкладства, коррупционных и должностных правонарушений, хищений имущества и бюджетных средств;
профилактика сохранности оружия и боеприпасов, безопасности объектов их хранения;
разработка мер, направленных на совершенствование профилактики правонарушений;
укрепление законности и обеспечение правопорядка в войсках;
сокращение уровня преступности военнослужащих;
2) по ОРД:
предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также розыск преступников;
организация и проведение в установленном законодательством порядке оперативно-розыскных мероприятий, операций по задержанию лиц, совершивших уголовные правонарушения, а также оказание содействия в их проведении и осуществлении иным правоохранительным и специальным государственным органам;
взаимообмен оперативной информацией;
организация взаимодействия с правоохранительными, специальными и другими государственными органами по вопросам раскрытия преступлений, организации розыска преступников, планирование и реализация совместных мероприятий;
оперативное сопровождение по уголовным делам;
3) по досудебному расследованию:
расследование воинских уголовных правонарушений, предусмотренных главой 18 УК, других уголовных правонарушений, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (далее – ВС РК), гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений, иных уголовных правонарушений, подследственных органам внутренних дел в соответствии со статьей 187 УПК, и переданных в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 193 УПК;
соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного процесса;
соблюдение учетно-регистрационной дисциплины;
соблюдение процессуальных сроков досудебного расследования и содержания лиц под стражей;
обеспечение качества досудебного расследования, в том числе при прерывании срока расследования и прекращении уголовного дела;
своевременность и полнота принятых мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного уголовным правонарушением;
направление уголовных дел в суд в порядке ускоренного досудебного производства;
обеспечение своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан в ходе расследования уголовных дел;
выявление и обеспечение устранения обстоятельств, способствующих совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона;
осуществление личного приема граждан, в том числе потерпевших и подозреваемых по уголовным делам, разрешение жалоб участников процесса на действия и бездействия лиц, осуществляющих досудебное производство.
8. Следователями военно-следственных органов расследуются воинские уголовные правонарушения, предусмотренные главой 18 УК, другие уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в ВС РК, гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений, иные уголовные правонарушения, подследственные органам внутренних дел в соответствии со статьей 187 УПК, и переданные в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 193 УПК.
9. Оперативными сотрудниками военно-следственных органов в пределах компетенции, осуществляется производство досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме.
10. Не допускается привлекать следователей и оперативных сотрудников к выполнению задач, не связанных с профилактикой правонарушений, ОРД и расследованием уголовных дел.
11. Следователям и оперативным сотрудникам военно-следственных органов при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение гражданской одежды.
Глава 3. Организация работы ВСД
12. Деятельность ВСД организуется по зональному и предметному принципу на основе операционных планов МВД и оперативных планов ВСД работы в тесном взаимодействии с другими службами МВД.
13. Для выполнения поставленных задач ВСД:
1) организует проведение профилактических мероприятий совместно с другими государственными органами и иными организациями;
2) координирует деятельность военно-следственных органов в сфере профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования и осуществляет организационно-методическое руководство ими;
3) разрабатывает рекомендации по совершенствованию организации и методики профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования, обобщает и распространяет положительный опыт и методику, обеспечивает их внедрение в практику.
Алгоритм осуществления методического обеспечения профилактической работы, ОРД и досудебного расследования включает в себя:
систематизированное накопление, анализ и обобщение информации о различных аспектах профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования;
изучение практики профилактики правонарушений, ОРД и расследования уголовных дел;
непосредственное изучение зарубежного положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации профилактики правонарушений, ОРД и расследования уголовных дел, в том числе в ходе участия во внутригосударственных и международных конференциях, семинарах и иных мероприятиях, связанных с повышением квалификации, переподготовки и иными формами обмена опытом;
изучение сведений по вопросам профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования, изложенных в научно-практической литературе, периодических изданиях и иных литературных источниках;
обмен информацией с научно-педагогическими кадрами учреждений образования, в том числе в рамках совместного участия в научно-исследовательских работах;
участие в разработке и корректировке законодательных и нормативных правовых актов;
участие в рецензировании курсовых и дипломных работ, изучение и оценка диссертационных исследований, представленных учреждениями образования;
организация и координация научно-практической деятельности ВСД;
участие в итоговых учебных занятиях и учебно-организационных мероприятиях учреждений образования, в работе государственных экзаменационных комиссий с последующим обобщением результатов и внесением предложений по корректировке учебного процесса, содержания образовательных и учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
внедрение в практику полученных знаний в формах: разработки и распространения рекомендаций, информационных писем и иных форм методических пособий; подготовки материалов для информационного бюллетеня Следственного департамента МВД; проведения учебных занятий в учреждениях образования в рамках повышения квалификации и переподготовки кадров военно-следственных органов; организации и проведения тренингов, семинаров, конференций, в том числе международных, на базе центрального аппарата; организации и проведения научно-консультативного совета при центральном аппарате;
4) осуществляет контроль за соблюдением законности в деятельности военно-следственных органов, вносит предложения по структуре, подбору и расстановке кадров, и повышению профессионального мастерства;
5) осуществляет инспектирование и целевые проверки РВСУ, отделов и групп, по результатам которых вносит предложения руководству МВД о принятии мер по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности работы и соблюдению законности военно-следственными органами при осуществлении профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования.
14. ВСД на основе анализа деятельности военно-следственных органов:
1) вырабатывает меры, направленные на улучшение качества профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования;
2) проводит проверку состояния профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования, принимает меры по устранению выявленных недостатков, контролирует их исполнение;
3) готовит информационные письма и обзоры о результатах профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования, рекомендации по совершенствованию деятельности;
4) рассматривает обращения граждан по вопросам деятельности военно-следственных органов;
5) проводит служебные расследования.
Глава 4. Организация работы РВСУ и отделов
15. Организация профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования в РВСУ, отделах и группах возлагается непосредственно на руководителей управлений и отделов.
16. Деятельность РВСУ организуется по зональному принципу во взаимодействии с другими службами территориальных органов внутренних дел и соответствующими правоохранительными, контролирующими ведомствами, основанном на действующем законодательстве, ведомственных нормативных правовых актах и на принципах координации борьбы с преступностью.
17. Деятельность РВСУ и отделов осуществляется на основе ежеквартальных и годовых планов работы, разрабатываемых с учетом оперативной обстановки и требований МВД. В ходе исполнения планов допускается корректировка. Решение о внесении изменений и дополнений принимается руководителем регионального подразделения, утвердившим план.
В плане предусматриваются:
комплексные мероприятия по профилактике правонарушений;
комплексные мероприятия, направленные на своевременное реагирование сообщений об уголовных правонарушениях, обеспечение выезда на места происшествий следственно-оперативных групп, укрепление взаимодействия с другими службами, обеспечение оперативно-криминалистической и иной техникой;
конкретные мероприятия, направленные на улучшение организации профилактики правонарушений, ОРД и досудебного расследования.
18. Руководители РВСУ и начальники отделов несут полную ответственность за правильную организацию профилактической, оперативной и следственной работы и взаимодействия с другими службами.
19. РВСУ и отделы совместно с другими воинскими подразделениями и службами:
1) разрабатывают согласованные мероприятия, направленные на усиление работы по профилактике правонарушений, ОРД и досудебного расследования, укрепления законности;
2) на постоянной основе проводят анализ состояния гибели и суицидов военнослужащих, их попыток, лудомании, с установлением причин и условий им способствовавших, и выработку мер по их устранению;
3) проводят лекции, семинары и беседы со всеми категориями военнослужащих по наиболее актуальным темам соблюдения законности, воинской дисциплины и уголовной ответственности за правонарушения;
4) совместно с органами военного управления и психологами посещают семьи офицеров и военнослужащих по контракту, состоящих в группе динамического наблюдения для проведения профилактических бесед;
5) проводят профилактические мероприятия на предмет выявления военнослужащих, склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, в том числе путем проведения внезапного наркотестирования;
6) выявляют военнослужащих, склонных к азартным играм, лудомании и имеющих долговые обязательства;
7) проводят анализ наличия системы видеонаблюдения в местах наиболее благоприятных к совершению правонарушений, с внесением соответствующих предложений командованию воинских подразделений;
8) еженедельно публикуют согласованные с ВСД информационно-имиджевые мероприятия в социальных сетях;
9) готовят проекты приказов, указаний и методические документы для предоставления в ВСД;
10) выезжают в отделы и группы для проверки состояния профилактической, оперативной и следственной работы и оказания практической помощи в ее организации;
11) контролируют:
взаимодействие следователей и оперативных сотрудников для быстрого и полного раскрытия уголовных правонарушений;
своевременный выезд следователей совместно с сотрудниками оперативных, криминалистических и других служб на место происшествия;
выполнение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;
своевременность назначения и проведения экспертиз, полноту использования полученных результатов, обмен информацией о ходе расследования уголовных правонарушений и совместное обсуждение собранных по делу доказательств;
своевременность направления уведомления лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, с соблюдением требований, установленных частью 1-1 статьи 240 УПК;
принятие следователями своевременных мер по наложению ареста на имущество в соответствии со статьей 161 УПК, в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска либо других имущественных взысканий или возможной конфискации, и соблюдение сроков временного ограничения на распоряжение имуществом;
12) проверяют организацию работы по уголовным делам прошлых лет, своевременность принятия мер к установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения;
13) контролируют расследование уголовных дел и дел, по которым объявлен розыск, скрывшихся преступников;
14) осуществляют подбор и расстановку кадров, вносят предложения об их поощрении либо наказании, перемещении по службе.
20. Целевые проверки и вызовы с отчетами начальников отделов проводятся РВСУ самостоятельно в соответствии с планами работы или в порядке реагирования на недостатки в профилактической, оперативной и следственной работе.
Проверки планируются и производятся на основе тщательного анализа состояния деятельности следственно-оперативного подразделения, особенностей региона, уровня преступности. Независимо от тематики проверки, проверяется соблюдение сотрудниками антикоррупционого законодательства.
21. РВСУ и отделы:
1) по профилактике правонарушений:
проводят на регулярной основе рабочие совещания с командованием воинских частей и иных воинских подразделений по вопросам соблюдения правопорядка, рассмотрения проблемных вопросов и путей их решения, а также выработки совместных предложений по повышению эффективности дальнейших профилактических мер;
в качестве превентивных мер вводят в практику проведение выездных судебных заседаний в отношении военнослужащих, совершивших уголовные правонарушения;
с привлечением специалистов проводят профилактические беседы, культурно-массовые мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, спорта, семейных и общечеловеческих ценностей;
проводят профилактическую работу с военнослужащими, состоящими на учете у войсковых психологов: группы динамического наблюдения; группы повышенного контроля;
2) по ОРД:
осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие уголовных правонарушений;
принимают, регистрируют и рассматривают заявления или сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, своевременно принимают меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно-опасных последствий, а также представляют заявителю полную и достоверную информацию о результатах рассмотрения заявления в установленные законодательством сроки;
принимают предусмотренные законодательством меры по охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;
осуществляют розыск лиц, совершивших уголовные правонарушения, скрывшихся от следствия, дознания и суда, военнослужащих пропавших без вести, проводят работу по идентификации личности неопознанных трупов;
3) по досудебному расследованию:
помимо прочих уголовных дел расследуют уголовные правонарушения, вызвавшие общественный резонанс, носящие межрегиональный, транснациональный характер, а также уголовные дела, находящиеся на контроле ВСД и МВД, органов прокуратуры, Правительства и руководства страны;
на постоянной основе изучают уголовные дела:
срок досудебного расследования, по которым прерван по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК. Проверяют полноту и объективность следствия, обоснованность и своевременность объявления розыска, избрания меры пресечения, наличие розыскного дела, наличие сверки с данными аппаратов розыска и органов правовой статистики региона;
о нераскрытых уголовных правонарушениях. Проверяют полноту следствия и уголовно-розыскного дела, качество расследования, принятые меры для раскрытия уголовного правонарушения, наличие и сохранность вещественных доказательств, их исследование и использование в раскрытии уголовного правонарушения;
4) проверяют объективность, законность принятого процессуального решения, готовят ходатайство прокурору об отмене принятого решения;
5) изучают уголовные дела, направляемые в суд. В целях повышения профессионального уровня следователей и оперативных сотрудников, повышения их роли в борьбе с преступностью обобщают и распространяют положительный опыт успешного раскрытия и расследования уголовных правонарушений.
22. РВСУ представляют в установленном порядке и сроки в ВСД:
1) информацию по конкретным уголовным делам и отдельным направлениям профилактической, оперативной и следственной работы, о состоянии законности и привлечении лиц к уголовной ответственности;
2) информацию по рассмотрению обращений и жалоб физических и юридических лиц;
3) информацию по каждому факту совершения сотрудниками коррупционных уголовных правонарушений, нарушений конституционных прав граждан, отмены процессуальных решений о прекращении уголовных дел, возвращении дел на дополнительное расследование;
4) спецсообщения в дежурные сутки по сводкам, в котором отражают информацию об (о):
известных обстоятельствах происшествий и преступлений;
времени прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы и ее составе;
обнаруженных и изъятых в ходе осмотра места происшествия следах, предметах, документах и иных объектах;
изъятых вещественных доказательствах, в том числе транспортных средствах, похищенных предметах, а также денежных средствах и иных материальных ценностях, приобретенных преступным путем, и иных предметах и объектах, имеющих отношение к уголовному делу;
назначенных экспертизах либо проведенных экспресс-анализах по изъятым следам и объектам;
произведенных неотложных следственных и иных процессуальных действиях;
личности подозреваемого и примененной к нему мере процессуального принуждения или пресечения;
квалификации преступления, поручении расследования следственной группе;
23. Помимо прочего РВСУ:
1) проводят служебные расследования по всем фактам нарушений конституционных прав граждан, возвращений уголовных дел на дополнительное расследование, отмены ранее принятых решений о прекращении, результаты которых представляют в ВСД с предлагаемыми мерами;
2) информируют ВСД о проблемных вопросах;
3) предоставляют в ВСД ежемесячно к 25 числу сведения по Фонду потерпевших, закрепив за конкретным ответственным сотрудником учет и анализ выплаты компенсации потерпевшим.
24. Повышение профессионального мастерства следственно-оперативных сотрудников осуществляется по двум линиям – централизованное повышение квалификации следственных и оперативных кадров, организуемое МВД и обучение в системе служебной подготовки.
25. Руководители РВСУ и начальники отделов:
1) организуют профилактическую работу, ее качественную реализацию;
2) организуют ОРД, для пресечения, предупреждения, выявления и раскрытия уголовных правонарушений в воинской среде;
3) организуют своевременный выезд следственно-оперативных групп на место происшествия;
4) обеспечивают контроль за объективностью и достоверностью выставляемых информационно-учетных документов, в том числе в рамках расследования уголовных дел в электронном формате, в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения, а также сведений о квалификации уголовного правонарушения;
5) организуют своевременное и качественное рассмотрение представлений, внесенных в порядке статьи 200 УПК;
6) создают все необходимые условия для работы сотрудников, в том числе материально-техническое оснащение;
7) обеспечивают своевременное и полное рассмотрение и разрешение жалоб от участников процесса на действия или бездействия лиц, осуществляющих досудебное производство;
8) организуют размещение информации в доступных для ознакомления местах о графике приема граждан руководителями РВСУ и начальниками отделов;
9) организуют, в соответствии с частью 2 статьи 62 УПК качественное и своевременное проведение необходимых оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных мероприятий, в том числе негласных следственных действий (далее – НСД);
10) обеспечивают хранение результатов НСД, не имеющих доказательственное значение в уголовном процессе до окончательного разрешения вопросов, предусмотренных частями 1-1 и 6 статьи 240 УПК и их последующее уничтожение;
11) до принятия окончательного процессуального решения по уголовным делам, а также направления их в суд с обвинительным актом, оказывают необходимую помощь следователю при назначении и проведении судебных экспертиз;
12) по уголовным делам, расследуемым в протокольной форме и в приказном порядке, в соответствии с полномочиями, предусмотренными УПК:
утверждают протокол об уголовном проступке и направляют уголовное дело в суд, копию протокола прокурору;
отказывают в утверждении протокола и возвращают уголовное дело для производства дознания;
13) контролируют выполнение планов работы и контрольных поручений, поступивших из вышестоящих органов;
14) координируют деятельность подразделения, его взаимодействие с иными службами органов внутренних дел, а также с другими правоохранительными органами и ведомствами;
15) создают следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений;
16) контролируют своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, с одновременным принятием мер о регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований (далее – ЕРДР), в том числе с использованием средств связи;
17) обеспечивают реализацию прав следователей на ознакомление с материалами дел оперативного учета и НСД, контролируют своевременность передачи в установленном порядке следователям сведений и материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий для использования их при расследовании уголовных дел в качестве доказательств;
18) лично выезжают на места происшествия по тяжким или иным уголовным правонарушениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения, контролируют качественное производство осмотра места происшествия и сбора материала досудебного расследования, при необходимости обеспечивают выделение дополнительных сил и средств;
19) принимают меры по защите сотрудников при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью;
20) требуют соблюдения служебно-воинской дисциплины;
21) заслушивают следователей и оперативных сотрудников о результатах работы по профилактике правонарушений, ОРД и расследованию уголовных правонарушений, оказывают помощь в проведении профилактической работы, следственных действий, реализации оперативно-розыскных мероприятий и НСД;
22) контролируют своевременное направление на исследование изъятых с места происшествия следов и иных вещественных доказательств, а также организацию их хранения, полное и эффективное использование в раскрытии уголовных правонарушений;
23) проверяют обоснованность прерывания сроков досудебного расследования по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК, полноту принятых мер в раскрытии уголовного правонарушения;
24) обеспечивают внедрение практики научной организации труда, современной криминалистической техники и передового опыта расследования уголовных правонарушений;
25) осуществляют подбор и расстановку кадров, исходя из их профессиональных и деловых качеств;
26) изучают прекращенные уголовные дела на предмет обоснованности и законности принятого решения;
27) обеспечивают организацию служебной подготовки сотрудников, своевременное изучение ими новых законодательных и нормативных актов.
26. При смене начальника РВСУ, его заместителя и начальника отдела осуществляется прием-передача дел, в том числе дел, с прерванным сроком расследования. Результаты сверяются с данными подразделений правовой статистики.
27. На следователя возлагается производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения с одновременным принятием мер к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи, принятие уголовного дела к своему производству, подготовка согласованного плана следственных действий с установлением конкретных сроков выполнения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, поручений, указаний.
Согласованный план охватывает все этапы расследования уголовного правонарушения и включает:
следственные и розыскные версии;
данные, подлежащие установлению для их проверки;
перечень следственных действий;
обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;
сроки и исполнителей.
План может изменяться и дополняться, инициатива его корректировки принадлежит как следователю, так и оперативным сотрудникам.
28. В соответствии с частью 3 статьи 60 УПК следователь принимает все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществляет уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описания собранных доказательств и составления отчета о завершении досудебного расследования. При установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение следователь уведомляет об этом прокурора. При наличии предусмотренных оснований применяет приказное производство.
29. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, следователь принимает меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия.
При производстве расследования по уголовным делам следователь принимает также меры к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц.
30. Следователь лично производит осмотр места происшествия и несет персональную ответственность за его качество. Указания следователя в процессе осмотра места происшествия неукоснительно исполняются сотрудниками других служб.
31. Взаимодействие следователя с другими службами органов внутренних дел при расследовании уголовных правонарушений осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, на основе согласованного планирования, взаимного обмена информацией, четкого разграничения компетенции каждой службы, при организующей роли следователя.
32. В зависимости от видов уголовных правонарушений и лиц, их совершивших, следователь выявляет иные причины и условия, нарушения закона, способствовавшие совершению преступления, принимает меры по их устранению.
При этом установив при производстве по уголовному делу нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, руководствуясь статьей 200 УПК, вносит в соответствующие государственные органы, иные организации или должностному лицу представление о принятии мер по их устранению.
При наличии оснований вносит представление на любом этапе производства по уголовному делу, не дожидаясь окончания досудебного расследования.
В описательно-мотивировочной части представления кратко указывает обстоятельства совершенного преступления, причины и условия, способствовавшие его совершению, установленные нарушения нормативных правовых и иных актов, должностных инструкций.
В резолютивной части представления формулирует предложения о принятии конкретных мер по устранению нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления, привлечению должностных лиц, допустивших нарушения закона, к ответственности, указывает предусмотренный статьей 200 УПК срок и обязательность письменного уведомления о принятых мерах, а также разъясняет положение статьи 664 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) об ответственности за оставление должностным лицом без рассмотрения представления либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений, несвоевременный ответ на представление.
Принципиально и своевременно реагировать на факты непринятия мер по рассмотрению представлений, в том числе путем составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 664 КоАП, и информировать о таких фактах органы прокуратуры.
В резолютивной части представления предлагает информировать о дате, времени и месте рассмотрения представления с целью последующего участия в его рассмотрении. Копии представления необходимо приобщать к материалам уголовного дела и помещать в накопительное производство.
33. При освобождении лица из-под стражи по причине прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора начальник РВСУ и отдела в течение 24 часов направляет информацию в ВСД.
34. Грубые факты нарушений уголовно-процессуального законодательства подлежат рассмотрению на оперативном совещании.
35. В соответствии с частью 7 статьи 60 УПК все решения при производстве досудебного расследования следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, суда или решения суда, и обеспечивает их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность.
Постановление по уголовному делу, вынесенное следователем в пределах своих полномочий, а также поручения и указания в ходе досудебного расследования по уголовному делу подлежат исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
Глава 5. Организация в военно-следственных органах досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме
36. Досудебное расследование уголовных правонарушений в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме осуществляется в строгом соответствии с УПК, в пределах полномочий по выявлению, установлению, закреплению совокупности обстоятельств уголовных правонарушений и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.
37. Сотрудниками военно-следственных органов, наделенными функциями по производству дознания осуществляется досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 191 УПК, подследственных органам внутренних дел.
38. В случаях необходимости сотрудники военно-следственных органов, наделенные функциями по производству дознания, осуществляют досудебное расследование по другим составам уголовных проступков в протокольной форме.
_________________________