Вводится в действие 16 сентября 2025 года.
В соответствии с подпунктом 35) пункта 2 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую образовательную программу педагогической переподготовки.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан по воспитательной и идеологической работе.
3. Настоящий приказ вводится в действие 16 сентября 2025 года и подлежит официальному опубликованию.
4. Настоящий приказ довести до заинтересованных должностных лиц и структурных подразделений.
Министр обороны Республики Казахстан |
Д. Косанов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу Министр обороны Республики Казахстан от 8 сентября 2025 года № 1227 |
Образовательная программа педагогической переподготовки
Глава 1. Общие положения
Образовательная программа курсов педагогических кадров "Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога в предметной области "Начальная военная подготовка" (далее - Программа) предназначена для подготовки преподавателей начальной военной подготовки организаций среднего образования.
Программа направлена на приобретение военнослужащими офицерского состава (на базе первичного высшего образования и опыта воинской службы) квалификации преподавателей начальной военной и технологической подготовки организаций среднего образования (далее - НВП) по вопросам обновления содержания среднего образования, проектирования и реализации образовательного процесса с учетом новых требований к обеспечению качества образования.
Глава 2. Глоссарий
Инновационный подход в системе образования - это процессы совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон РК "Об образовании", п. 21-7).
Критическое мышление - мышление, обеспечивающее умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику; умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, принять.
Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Таксономия - принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.
Таксономия Блума - это система учебных целей, которую разработали ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом. Впервые идеи Блума увидели свет в 1956 году
Глава 3. Тематика Программы
Модуль 1 | 1.1 Концептуальные основы и нормативное правовое обеспечение преподавания НВПв условиях обновления содержания образования |
1.2 Основные направления и принципы государственной политики в системе среднего образования, закрепленные нормативными правовыми актами | |
1.3 Единая программа воспитания, нормативно-правовые документы в воспитательной работе организаций среднего образования, регулирующие деятельность педагога | |
Модуль2 | 2.1 Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности на уроках НВП |
2.2 Психолого-педагогические подходы к обучению детей НВП со специальными образовательными потребностями | |
2.3 Воспитание этнической и религиозной толерантности у обучающихся на уроках НВП. Мероприятия по профилактике суицида среди обучающихся и молодежи | |
Модуль3 | 3.1 Стратегии эффективного преподавания и обучения предмета НВП |
3.2 Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций, обучающихся на уроках НВП. Проектирование учебных заданий по НВП в соответствии с таксономией Б. Блума | |
3.3 Военное искусство и традиции культурное наследие казахской государственности | |
3.4 Методика разработки практико-ориентированных проектов по НВП | |
3.5 Организация дифференцированного обучения на уроках НВП. Методика работы с одаренными обучающимися: подготовка к военно-техническим конкурсам | |
3.6 Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся по НВП | |
3.7 Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках НВП на тему: "Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан" | |
3.8 Применение графических органайзеров в процессе обучения НВП по теме "Общевоинские Уставы" Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан" | |
3.9 Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке | |
3.10 Реализация деятельностного подхода при изучении раздела "Основы медицинских знаний" | |
3.11 Повышение качества преподавания и обучения в педагогическом процессе через стратегии развития профессиональной профориентационной деятельности педагога и технологии психолого-педагогического развития самосознания учащихся | |
3.12 Военно-патриотическое воспитание в условиях цифровой среды. | |
3.13 Этические аспекты преподавания НВП. | |
Модуль 4 Технологический модуль | 4.1 Цифровые образовательные ресурсы. Технология проектирования электронного образовательного контента по НВП средствами стандартного программного обеспечения |
4.2 Создание и установка приложений для мобильных устройств | |
4.3 Мобильное и смарт – обучение в условиях онлайн обучения | |
4.4 Работа с порталом электронного правительства (EGov). Работа с АИС"Күнделік" | |
4.5 Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителя | |
4.6 Личность педагога и технологии психолого- педагогического самопознания. Формы, методы, технологии формирования навыков педагогического общения, рефлексия, самоанализ, самообразование, обучение, опыт выбора стратегии и тактики нравственного поведения в жизненных ситуациях | |
4.7 Информационная безопасность и цифровая гигиена при обучении онлайн. | |
4.8 Применение симуляторов и VR/AR-технологий в преподавании военной подготовки. |
Глава 4. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы
Целью Программы является приобретение необходимого уровня профессиональной компетентности преподавателей НВП в условиях модернизации образования.
Для достижения цели Программы определены следующие задачи:
1) изучить внесенные изменения в нормативно-правовые акты в области образования;
2) обобщить и углубить знания по вопросам преподавания и обучения основ военного дела в условиях модернизации образования и сформировать способы использования критериального оценивания в практике преподавания и обучения НВП;
3) раскрыть сущность и значение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, механизмы его реализации, определить основные подходы к выбору технологии обучения НВП с учетом возрастных особенностей обучающихся;
4) расширить и углубить знания в области приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания: концептуальные основы воспитания, типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения в организациях среднего образования;
5) расширить знания и сформировать умения по использованию современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий (далее – IT), профориентация на военные профессии и подготовку обучающихся к службе Родине;
6) развить навыки проектирования учебных заданий по НВП в соответствии с таксономией Б.Блума, направленных на развитие функциональной грамотности, критического мышления и самостоятельности обучающихся.
Ожидаемые результаты по завершению курса слушатели:
1) знания концептуальных основ военного дела, основные направления, содержания и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования, приоритетные направления государственной политики в сфере воспитания, современных подходов к преподаванию, обучение, оценивание учебных достижений, обучающихся;
2) умение проектировать и реализовывать образовательный процесс по НВП в условиях модернизации образования, применять различные современные технологии обучения, в том числе IT, применять методы и приемы, направленные на развитие критического мышления и самостоятельности обучающихся, организовывать профориентационные работы на военные профессии и подготовки, обучающихся к службе Родине, оценивать проблемы и возможные пути их решения в организации учебного процесса по НВП;
3) владение навыками проектирования образовательного процесса по НВП в условиях модернизации образования, формирования гражданского патриотизма, этнической и религиозной толерантности обучающихся посредством предмета НВП, навыками анализа средств обучения, учебно-методическими материалами по НВП с целью выбора адекватных современным условиям обновления содержания образования, способами проектирования учебных заданий по НВП, направленных на развитие функциональной грамотности, критического мышления и самостоятельности обучающихся.
К планируемым результатам обучения по каждому модулю относятся:
1) нормативно-правовой – умение ориентироваться в законодательстве и НПА в области образования и обороны РК;
2) психолого-педагогический – владение методами инклюзивного образования;
3) содержательный – умение обучать основам военной подготовки, способность проектировать задания по таксономии Блума;
4) Технологический – умение использовать ИКТ в процессе обучения, внедрять и использовать цифровые ресурсы, включая VR/AR.
Каждый модуль программы способствует развитию конкретных компетенций: нормативно-правовой – правовая; психолого-педагогический – коммуникативная и инклюзивная; содержательный – методическая и воспитательная; технологический – цифровая и ИКТ-компетенции, включая eGov, Kundelik, Askeri Ziyat, цифровую гигиену и информационную безопасность.
Глава 5. Структура и содержание Программы
Программа состоит из 4 модулей:
1) нормативно-правовой;
2) психолого-педагогический;
3) содержательный;
4) технологический.
Модуль 1. Нормативно-правовой модуль. В модуле рассматриваются внесенные изменения в Закон Республики Казахстан "Об образовании". Данный модуль направлен на формирование компетентности педагогов в вопросах нормативно-правового обеспечения организации образовательного процесса по предмету "Начальная военная и технологическая подготовка" в общеобразовательных школах.
Модуль 2. Психолого-педагогический модуль. В модуле отражены вопросы психологической и педагогической направленности в организации учебной деятельности на уроках НВП. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием педагогов.
Модуль 3. Содержательный модуль. Содержание модуля способствует развитию профессиональных компетенций учителя, соответствующих видам педагогической деятельности–организация урочной деятельности, внеурочной деятельности, методическая работа по самообразованию и повышению профессиональной компетентности. Модуль направлен на совершенствование методического мастерства преподавателей- организаторов начальной военной и технологической подготовки.
Модуль 4. Технологический модуль. В модуле рассматриваются вопросы использования вспомогательных средств в процессе обучения, также совершенствование информационно-коммуникационных компетентностей (далее - ИКТ) педагогов в условиях модернизации содержания образования, мобильное и смарт обучения в современной школе.
Глава 6. Организация учебного процесса
Курсы повышения квалификации организуются в режиме:
1) очного обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса в режиме очного обучения. Продолжительность очных курсов составляет 86 часов. При организации очных однонедельных курсов количество часов в УТП сокращается в два раза, темы и форма проведения занятий остаются без изменений;
2) онлайн обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса в режиме онлайн обучения включает два этапа обучения: онлайн - 32 часа, самостоятельное - 54 часа.
Образовательный процесс включает интерактивные формы и методы обучения: лекция, семинар, практическая работа, выездное практическое занятие, тренинг, мастер-класс, презентация мини-урока, ролевые игры, метод кейсов, обсуждение видеофильмов, совместное решение вопросов, а также вебинар, онлайн-лекция, онлайн-практика, онлайн-консультация и самостоятельное обучение слушателя для курса в режиме смешанного, онлайн обучения.
При организации образовательного процесса в очном и онлайн режимах в целях контроля и оценки знаний слушателей проводятся входное и выходное анкетирование, итоговое тестирование.
Глава 7. Учебно-методическое обеспечение Программы
Модуль 1. Нормативно-правовой модуль.
В режиме очного обучения: продолжительность 6 часов (лекция).
В режиме онлайн обучения: продолжительность 6 часов (онлайн-лекция)
Модуль 2. Психолого-педагогический модуль.
В режиме очного обучения: продолжительность 13 часов (4 часа- лекция, 3 часа-семинар, 6 часов-тренинг).
В режиме онлайн обучения: продолжительность 13 часов (2часа-онлайн-лекция, 11 часов-самостоятельная работа).
Модуль 3. Содержательный модуль.
В режиме очного обучения: продолжительность 45 часа (19 часов- лекция, 2 часа-семинар, 20 часов-практические занятия, 2 часа-тренинг, 2 часа-презентация мини-урока).
В режиме онлайн обучения: продолжительность 49 часов (8 часов -онлайн-лекция, 6 часов-онлайн-практика, 4 часа-вебинар, 31 час- самостоятельная работа).
Модуль 4. Технологический модуль.
В режиме очного обучения: продолжительность 22 часа (8 часов- лекция, 12 часов-практические занятия, 2 часа-тестирование).
В режиме онлайн обучения: продолжительность 18 часов (2 часа -онлайн-лекция, 2 часа-онлайн-консультация, 2 часа-онлайн-тестирование, 12 часов- самостоятельная работа).
Учебно-методическое обеспечение программы педагогической переподготовки преподавателей НВП включает:
1. Нормативные правовые акты:
1) Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года
2) Закон Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих";
3) Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденный приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348;
4) Профессиональные стандарты для педагогов организаций образования, утвержденные приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 24 февраля 2025 года № 31;
5) Правила начальной военной подготовки утвержденные приказом Министра обороны Республики Казахстан от 12 июля 2017 года № 347;
2. Основные учебники и методические пособия:
1) программы и методические рекомендации по предмету "Начальная военная подготовка" для организаций среднего образования;
2) учебники и учебно-методические комплексы по НВП (последние издания, утвержденные МО РК);
3) сборники нормативных документов по военной подготовке;
4) методические пособия по инклюзивному образованию и критериальному оцениванию.
3. Дополнительная литература:
1) монографии и статьи по вопросам военной педагогики и патриотического воспитания;
2) учебные пособия по психологии, педагогике, дидактике;
3) литература по современным образовательным технологиям, ИКТ, цифровой гигиене, VR/AR-технологиям.
4. Электронные ресурсы и платформы:
1) eGov - Портал электронного правительства Республики Казахстан;
2) Күнделік - Автоматизированная информационная система для организаций среднего образования;
3) Askeri Ziyat - военная образовательная платформа (ЦОР МО РК);
4) Международные открытые образовательные платформы (Coursera, EdX, Khan Academy - отдельные курсы по педагогике и цифровым технологиям).
5. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР):
1) Интерактивные симуляторы по тактической подготовке;
2) VR/AR-программы по основам военной медицины, строевой и огневой подготовке;
3) Видеоуроки и учебные фильмы МО РК;
4) Электронные учебники и мультимедийные модули по НВП.
6. Материально-техническая база:
1) компьютерные классы с доступом в интернет;
2) интерактивные доски и проекторы;
3) учебно-методические полигоны, макеты вооружения, средства индивидуальной защиты;
4) медицинское оборудование и учебные комплекты для занятий по разделу "Основы медицинских знаний".
Глава 8. Учебно-тематический план курса в режиме очного обучения
№ | Тематика занятий | Лекция | Семинар | Практические занятия | Тренинг | ВПЗ | Презентация мини-урока | Тестирование | Всего |
1 | Нормативно-правовой модуль | 6 | 6 | ||||||
1.1 | Концептуальные основы и нормативное правовое обеспечение преподавания НВП в условиях обновления содержания образования | 2 | |||||||
1.2 | Основные направления и принципы государственной политики в системе среднего образования, закрепленные нормативными правовыми актами | 2 | |||||||
1.3 | Единая программа воспитания, нормативно-правовые документы в воспитательной работе организаций среднего образования, регулирующие деятельность педагога | 2 | |||||||
2 | Психолого-педагогический модуль | 4 | 3 | 6 | 13 | ||||
2.1 | Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности на уроках НВП | 2 | 2 | ||||||
2.2 | Психолого-педагогические подходы к обучению детей НВП со специальными образовательными потребностями | 2 | 3 | 2 | |||||
2.3 | Воспитание этнической и религиозной толерантности у обучающихся на уроках НВП. Мероприятия по профилактике суицида среди обучающихся и молодежи | 2 | |||||||
3 | Содержательный модуль | 19 | 2 | 20 | 2 | 2 | 45 | ||
3.1 | Стратегии эффективного преподавания и обучения предмета НВП | 2 | |||||||
3.2 | Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций, обучающихся на уроках НВП. Проектирование учебных заданий по НВП в соответствии с таксономией Б.Блума | 2 | 2 | 2 | |||||
3.3 | Военное искусство и традиции – культурное наследие Казахской Государственности | 2 | 2 | ||||||
3.4 | Методика разработки практикоориентированных проектов по НВП | 2 | 2 | ||||||
3.5 | Организация дифференцированного обучения на уроках НВП. Методика работы с одаренными обучающимися: подготовка к военно-техническим конкурсам | 2 | 2 | ||||||
3.6 | Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся по НВП | 1 | 2 | ||||||
3.7 | Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках НВП на тему: "Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан" | 2 | 3 | ||||||
3.8 | Применение графических органайзеров в процессе обучения НВП по теме "Общевоинские Уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан" | 2 | 3 | ||||||
3.9 | Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке | 2 | 2 | ||||||
3.10 | Реализация деятельностного подхода при изучении раздела "Основы медицинских знаний" | 2 | 2 | 2 | |||||
3.11 | Повышение качества преподавания и обучения в педагогическом процессе через стратегии развития профессиональной профориентационной деятельности педагога и технологии психолого-педагогического развития самосознания учащихся | 2 | |||||||
4 | Технологический модуль | 8 | 12 | 2 | 22 | ||||
4.1 | Цифровые образовательные ресурсы. Технология проектирования электронного образовательного контента по НВП средствами стандартного программного обеспечения | 2 | 2 | ||||||
4.2 | Создание и установка приложений для мобильных устройств | 4 | |||||||
4.3 | Мобильное и смарт – обучение в условиях онлайн обучения | 2 | 2 | ||||||
4.4 | Работа с порталом электронного правительства (EGov) Работа с АИС "Күнделік" | 2 | 4 | ||||||
4.5 | Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителя | 2 | |||||||
4.6 | Личность педагога и технологии психолого- педагогического самопознания. Формы, методы, технологии формирования навыков педагогического общения, рефлексия, самоанализ, самообразование, обучение, опыт выбора стратегии и тактики нравственного поведения в жизненных ситуациях | 2 | |||||||
Итого: | 37 | 5 | 32 | 8 | 0 | 2 | 2 | 86 |
Примечание:1 академический час– 40 минут
Глава 9. Учебно-тематический план курса в режиме онлайн обучения
| Тематика занятий | Онлайн-обучение | Самостоятельное обучение (работа) | Всего | ||||
Онлайн лекция | Онлайн практика | Вебинар | Онлайн- консультация | Онлайн-тестирование | ||||
1 | Нормативно-правовой модуль | 6 | 6 | |||||
1.1 | Концептуальные основы и нормативное правовое обеспечение преподавания НВП в условиях обновления содержания образования | 2 | ||||||
1.2 | Основные направления и принципы государственной политики в системе среднего образования, закрепленные нормативными правовыми актами | 2 | ||||||
1.3 | Единая программа воспитания, нормативно-правовые документы в воспитательной работе организаций среднего образования, регулирующие деятельность педагога | 2 | ||||||
2 | Психолого-педагогический модуль | 2 | 11 | 13 | ||||
2.1 | Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности на уроках НВП | 4 | ||||||
2.2 | Психолого-педагогические подходы к обучению детей НВП со специальными образовательными потребностями | 5 | ||||||
2.3 | Воспитание этнической и религиозной толерантности у обучающихся на уроках НВП. Мероприятия по профилактике суицида среди обучающихся и молодежи | 2 | 2 | |||||
3 | Содержательный модуль | 8 | 6 | 4 | 31 | 49 | ||
3.1 | Стратегии эффективного преподавания и обучения предмета НВП | 4 | ||||||
3.2 | Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках НВП. Проектирование учебных заданий по НВП в соответствии с таксономией Б.Блума | 2 | 2 | |||||
3.3 | Военное искусство и традиции – культурное наследие Казахской Государственности | 2 | 4 | |||||
3.4 | Методика разработки практико-ориентированных проектов по НВП | 2 | 4 | |||||
3.5 | Организация дифференцированного обучения на уроках НВП. Методика работы с одаренными обучающимися: подготовка к военно-техническим конкурсам | 2 | 4 | |||||
3.6 | Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся по НВП | 4 | ||||||
3.7 | Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках НВП на тему: "Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан" | 2 | 2 | |||||
3.8 | Применение графических органайзеров в процессе обучения НВП по теме "Общевоинские Уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан" | 2 | 2 | |||||
3.9 | Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке | 2 | 2 | 2 | ||||
3.10 | Реализация деятельностного подхода при изучении раздела "Основы медицинских знаний" | 3 | ||||||
3.11 | Повышение качества преподавания и обучения в педагогическом процессе через стратегии развития профессиональной профориентационной деятельности педагога и технологии психолого-педагогического развития самосознания учащихся | 2 | ||||||
4 | Технологический модуль | 2 | 2 | 2 | 12 | 18 | ||
4.1 | Цифровые образовательные ресурсы. Технология проектирования электронного образовательного контента по НВП средствами стандартного программного обеспечения | 2 | 4 | |||||
4.2 | Создание и установка приложений для мобильных устройств | 2 | ||||||
4.3 | Мобильное и смарт – обучение в условиях онлайн обучения | 4 | ||||||
4.4 | Работа с порталом электронного правительства (EGov) Работа с АИС "Күнделік" | 2 | ||||||
4.5 | Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителя | 2 | ||||||
4.6 | Личность педагога и технологии психолого- педагогического самопознания. Формы, методы, технологии формирования навыков педагогического общения, рефлексия, самоанализ, самообразование, обучение, опыт выбора стратегии и тактики нравственного поведения в жизненных ситуациях | 2 | ||||||
Итого: | 18 | 6 | 4 | 2 | 2 | 54 | 86 |
Примечание:1 академический час– 40 минут
Глава 10. Оценивание результатов обучения.
Итоговое тестирование
№ | Наименование модуля | Количество часов | Количество вопросов |
1 | Нормативно-правовой модуль | 6/6 | 4 |
2 | Психолого-педагогический модуль | 13/13 | 4 |
4 | Содержательный модуль | 45/49 | 18 |
5 | Технологический модуль | 22/18 | 4 |
ИТОГО | 86 | 30 |
Шкала перевода баллов
Итоговое оценивание | Доля от максимально возможного балла, % | Баллы |
зачтено | 50-100 | 15-30 |
не зачтено | Менее 50 | Меньше 15 |