Об утверждении образовательной программы педагогической переподготовки

Новый

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 8 сентября 2025 года № 1227

      Вводится в действие 16 сентября 2025 года.

      В соответствии с подпунктом 35) пункта 2 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую образовательную программу педагогической переподготовки.

      2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан по воспитательной и идеологической работе.

      3. Настоящий приказ вводится в действие 16 сентября 2025 года и подлежит официальному опубликованию.

      4. Настоящий приказ довести до заинтересованных должностных лиц и структурных подразделений.

      Министр обороны
Республики Казахстан
Д. Косанов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу
Министр обороны
Республики Казахстан
от 8 сентября 2025 года № 1227

Образовательная программа педагогической переподготовки

Глава 1. Общие положения

      Образовательная программа курсов педагогических кадров "Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога в предметной области "Начальная военная подготовка" (далее - Программа) предназначена для подготовки преподавателей начальной военной подготовки организаций среднего образования.

      Программа направлена на приобретение военнослужащими офицерского состава (на базе первичного высшего образования и опыта воинской службы) квалификации преподавателей начальной военной и технологической подготовки организаций среднего образования (далее - НВП) по вопросам обновления содержания среднего образования, проектирования и реализации образовательного процесса с учетом новых требований к обеспечению качества образования.

Глава 2. Глоссарий

      Инновационный подход в системе образования - это процессы совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

      Инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон РК "Об образовании", п. 21-7).

      Критическое мышление - мышление, обеспечивающее умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику; умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, принять.

      Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

      Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере.

      Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

      Таксономия - принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.

      Таксономия Блума - это система учебных целей, которую разработали ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом. Впервые идеи Блума увидели свет в 1956 году

Глава 3. Тематика Программы

Модуль 1
Нормативно- правовой модуль

1.1 Концептуальные основы и нормативное правовое обеспечение преподавания НВПв условиях обновления содержания образования

1.2 Основные направления и принципы государственной политики в системе среднего образования, закрепленные нормативными правовыми актами

1.3 Единая программа воспитания, нормативно-правовые документы в воспитательной работе организаций среднего образования, регулирующие деятельность педагога

Модуль2
Психолого-педагогический модуль

2.1 Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности на уроках НВП

2.2 Психолого-педагогические подходы к обучению детей НВП со специальными образовательными потребностями

2.3 Воспитание этнической и религиозной толерантности у обучающихся на уроках НВП. Мероприятия по профилактике суицида среди обучающихся и молодежи

Модуль3
Содержательный модуль

3.1 Стратегии эффективного преподавания и обучения предмета НВП

3.2 Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций, обучающихся на уроках НВП. Проектирование учебных заданий по НВП в соответствии с таксономией Б. Блума

3.3 Военное искусство и традиции культурное наследие казахской государственности

3.4 Методика разработки практико-ориентированных проектов по НВП

3.5 Организация дифференцированного обучения на уроках НВП. Методика работы с одаренными обучающимися: подготовка к военно-техническим конкурсам

3.6 Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся по НВП

3.7 Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках НВП на тему: "Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан"

3.8 Применение графических органайзеров в процессе обучения НВП по теме "Общевоинские Уставы" Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан"

3.9 Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке

3.10 Реализация деятельностного подхода при изучении раздела "Основы медицинских знаний"

3.11 Повышение качества преподавания и обучения в педагогическом процессе через стратегии развития профессиональной профориентационной деятельности педагога и технологии психолого-педагогического развития самосознания учащихся

3.12 Военно-патриотическое воспитание в условиях цифровой среды.

3.13 Этические аспекты преподавания НВП.

Модуль 4 Технологический модуль

4.1 Цифровые образовательные ресурсы. Технология проектирования электронного образовательного контента по НВП средствами стандартного программного обеспечения

4.2 Создание и установка приложений для мобильных устройств

4.3 Мобильное и смарт – обучение в условиях онлайн обучения

4.4 Работа с порталом электронного правительства (EGov). Работа с АИС"Күнделік"

4.5 Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителя

4.6 Личность педагога и технологии психолого- педагогического самопознания. Формы, методы, технологии формирования навыков педагогического общения, рефлексия, самоанализ, самообразование, обучение, опыт выбора стратегии и тактики нравственного поведения в жизненных ситуациях

4.7 Информационная безопасность и цифровая гигиена при обучении онлайн.

4.8 Применение симуляторов и VR/AR-технологий в преподавании военной подготовки.

Глава 4. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

      Целью Программы является приобретение необходимого уровня профессиональной компетентности преподавателей НВП в условиях модернизации образования.

      Для достижения цели Программы определены следующие задачи:

      1) изучить внесенные изменения в нормативно-правовые акты в области образования;

      2) обобщить и углубить знания по вопросам преподавания и обучения основ военного дела в условиях модернизации образования и сформировать способы использования критериального оценивания в практике преподавания и обучения НВП;

      3) раскрыть сущность и значение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, механизмы его реализации, определить основные подходы к выбору технологии обучения НВП с учетом возрастных особенностей обучающихся;

      4) расширить и углубить знания в области приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания: концептуальные основы воспитания, типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения в организациях среднего образования;

      5) расширить знания и сформировать умения по использованию современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий (далее – IT), профориентация на военные профессии и подготовку обучающихся к службе Родине;

      6) развить навыки проектирования учебных заданий по НВП в соответствии с таксономией Б.Блума, направленных на развитие функциональной грамотности, критического мышления и самостоятельности обучающихся.

      Ожидаемые результаты по завершению курса слушатели:

      1) знания концептуальных основ военного дела, основные направления, содержания и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования, приоритетные направления государственной политики в сфере воспитания, современных подходов к преподаванию, обучение, оценивание учебных достижений, обучающихся;

      2) умение проектировать и реализовывать образовательный процесс по НВП в условиях модернизации образования, применять различные современные технологии обучения, в том числе IT, применять методы и приемы, направленные на развитие критического мышления и самостоятельности обучающихся, организовывать профориентационные работы на военные профессии и подготовки, обучающихся к службе Родине, оценивать проблемы и возможные пути их решения в организации учебного процесса по НВП;

      3) владение навыками проектирования образовательного процесса по НВП в условиях модернизации образования, формирования гражданского патриотизма, этнической и религиозной толерантности обучающихся посредством предмета НВП, навыками анализа средств обучения, учебно-методическими материалами по НВП с целью выбора адекватных современным условиям обновления содержания образования, способами проектирования учебных заданий по НВП, направленных на развитие функциональной грамотности, критического мышления и самостоятельности обучающихся.

      К планируемым результатам обучения по каждому модулю относятся:

      1) нормативно-правовой – умение ориентироваться в законодательстве и НПА в области образования и обороны РК;

      2) психолого-педагогический – владение методами инклюзивного образования;

      3) содержательный – умение обучать основам военной подготовки, способность проектировать задания по таксономии Блума;

      4) Технологический – умение использовать ИКТ в процессе обучения, внедрять и использовать цифровые ресурсы, включая VR/AR.

      Каждый модуль программы способствует развитию конкретных компетенций: нормативно-правовой – правовая; психолого-педагогический – коммуникативная и инклюзивная; содержательный – методическая и воспитательная; технологический – цифровая и ИКТ-компетенции, включая eGov, Kundelik, Askeri Ziyat, цифровую гигиену и информационную безопасность.

Глава 5. Структура и содержание Программы

      Программа состоит из 4 модулей:

      1) нормативно-правовой;

      2) психолого-педагогический;

      3) содержательный;

      4) технологический.

      Модуль 1. Нормативно-правовой модуль. В модуле рассматриваются внесенные изменения в Закон Республики Казахстан "Об образовании". Данный модуль направлен на формирование компетентности педагогов в вопросах нормативно-правового обеспечения организации образовательного процесса по предмету "Начальная военная и технологическая подготовка" в общеобразовательных школах.

      Модуль 2. Психолого-педагогический модуль. В модуле отражены вопросы психологической и педагогической направленности в организации учебной деятельности на уроках НВП. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием педагогов.

      Модуль 3. Содержательный модуль. Содержание модуля способствует развитию профессиональных компетенций учителя, соответствующих видам педагогической деятельности–организация урочной деятельности, внеурочной деятельности, методическая работа по самообразованию и повышению профессиональной компетентности. Модуль направлен на совершенствование методического мастерства преподавателей- организаторов начальной военной и технологической подготовки.

      Модуль 4. Технологический модуль. В модуле рассматриваются вопросы использования вспомогательных средств в процессе обучения, также совершенствование информационно-коммуникационных компетентностей (далее - ИКТ) педагогов в условиях модернизации содержания образования, мобильное и смарт обучения в современной школе.

Глава 6. Организация учебного процесса

      Курсы повышения квалификации организуются в режиме:

      1) очного обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса в режиме очного обучения. Продолжительность очных курсов составляет 86 часов. При организации очных однонедельных курсов количество часов в УТП сокращается в два раза, темы и форма проведения занятий остаются без изменений;

      2) онлайн обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса в режиме онлайн обучения включает два этапа обучения: онлайн - 32 часа, самостоятельное - 54 часа.

      Образовательный процесс включает интерактивные формы и методы обучения: лекция, семинар, практическая работа, выездное практическое занятие, тренинг, мастер-класс, презентация мини-урока, ролевые игры, метод кейсов, обсуждение видеофильмов, совместное решение вопросов, а также вебинар, онлайн-лекция, онлайн-практика, онлайн-консультация и самостоятельное обучение слушателя для курса в режиме смешанного, онлайн обучения.

      При организации образовательного процесса в очном и онлайн режимах в целях контроля и оценки знаний слушателей проводятся входное и выходное анкетирование, итоговое тестирование.

Глава 7. Учебно-методическое обеспечение Программы

      Модуль 1. Нормативно-правовой модуль.

      В режиме очного обучения: продолжительность 6 часов (лекция).

      В режиме онлайн обучения: продолжительность 6 часов (онлайн-лекция)

      Модуль 2. Психолого-педагогический модуль.

      В режиме очного обучения: продолжительность 13 часов (4 часа- лекция, 3 часа-семинар, 6 часов-тренинг).

      В режиме онлайн обучения: продолжительность 13 часов (2часа-онлайн-лекция, 11 часов-самостоятельная работа).

      Модуль 3. Содержательный модуль.

      В режиме очного обучения: продолжительность 45 часа (19 часов- лекция, 2 часа-семинар, 20 часов-практические занятия, 2 часа-тренинг, 2 часа-презентация мини-урока).

      В режиме онлайн обучения: продолжительность 49 часов (8 часов -онлайн-лекция, 6 часов-онлайн-практика, 4 часа-вебинар, 31 час- самостоятельная работа).

      Модуль 4. Технологический модуль.

      В режиме очного обучения: продолжительность 22 часа (8 часов- лекция, 12 часов-практические занятия, 2 часа-тестирование).

      В режиме онлайн обучения: продолжительность 18 часов (2 часа -онлайн-лекция, 2 часа-онлайн-консультация, 2 часа-онлайн-тестирование, 12 часов- самостоятельная работа).

      Учебно-методическое обеспечение программы педагогической переподготовки преподавателей НВП включает:

      1. Нормативные правовые акты:

      1) Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года

      2) Закон Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих";

      3) Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденный приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348;

      4) Профессиональные стандарты для педагогов организаций образования, утвержденные приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 24 февраля 2025 года № 31;

      5) Правила начальной военной подготовки утвержденные приказом Министра обороны Республики Казахстан от 12 июля 2017 года № 347;

      2. Основные учебники и методические пособия:

      1) программы и методические рекомендации по предмету "Начальная военная подготовка" для организаций среднего образования;

      2) учебники и учебно-методические комплексы по НВП (последние издания, утвержденные МО РК);

      3) сборники нормативных документов по военной подготовке;

      4) методические пособия по инклюзивному образованию и критериальному оцениванию.

      3. Дополнительная литература:

      1) монографии и статьи по вопросам военной педагогики и патриотического воспитания;

      2) учебные пособия по психологии, педагогике, дидактике;

      3) литература по современным образовательным технологиям, ИКТ, цифровой гигиене, VR/AR-технологиям.

      4. Электронные ресурсы и платформы:

      1) eGov - Портал электронного правительства Республики Казахстан;

      2) Күнделік - Автоматизированная информационная система для организаций среднего образования;

      3) Askeri Ziyat - военная образовательная платформа (ЦОР МО РК);

      4) Международные открытые образовательные платформы (Coursera, EdX, Khan Academy - отдельные курсы по педагогике и цифровым технологиям).

      5. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР):

      1) Интерактивные симуляторы по тактической подготовке;

      2) VR/AR-программы по основам военной медицины, строевой и огневой подготовке;

      3) Видеоуроки и учебные фильмы МО РК;

      4) Электронные учебники и мультимедийные модули по НВП.

      6. Материально-техническая база:

      1) компьютерные классы с доступом в интернет;

      2) интерактивные доски и проекторы;

      3) учебно-методические полигоны, макеты вооружения, средства индивидуальной защиты;

      4) медицинское оборудование и учебные комплекты для занятий по разделу "Основы медицинских знаний".

Глава 8. Учебно-тематический план курса в режиме очного обучения

Тематика занятий

Лекция

Семинар

Практические занятия

Тренинг

ВПЗ

Презентация мини-урока

Тестирование

Всего

1

Нормативно-правовой модуль

6







6

1.1

Концептуальные основы и нормативное правовое обеспечение преподавания НВП в условиях обновления содержания образования

2








1.2

Основные направления и принципы государственной политики в системе среднего образования, закрепленные нормативными правовыми актами

2








1.3

Единая программа воспитания, нормативно-правовые документы в воспитательной работе организаций среднего образования, регулирующие деятельность педагога

2








2

Психолого-педагогический модуль

4

3


6




13

2.1

Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности на уроках НВП

2



2





2.2

Психолого-педагогические подходы к обучению детей НВП со специальными образовательными потребностями

2

3


2





2.3

Воспитание этнической и религиозной толерантности у обучающихся на уроках НВП. Мероприятия по профилактике суицида среди обучающихся и молодежи




2





3

Содержательный модуль

19

2

20

2


2


45

3.1

Стратегии эффективного преподавания и обучения предмета НВП



2






3.2

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций, обучающихся на уроках НВП. Проектирование учебных заданий по НВП в соответствии с таксономией Б.Блума

2


2



2



3.3

Военное искусство и традиции – культурное наследие Казахской Государственности

2


2






3.4

Методика разработки практикоориентированных проектов по НВП

2


2






3.5

Организация дифференцированного обучения на уроках НВП. Методика работы с одаренными обучающимися: подготовка к военно-техническим конкурсам

2


2






3.6

Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся по НВП

1


2






3.7

Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках НВП на тему: "Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан"

2


3






3.8

Применение графических органайзеров в процессе обучения НВП по теме "Общевоинские Уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан"

2


3






3.9

Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке

2


2






3.10

Реализация деятельностного подхода при изучении раздела "Основы медицинских знаний"

2

2


2





3.11

Повышение качества преподавания и обучения в педагогическом процессе через стратегии развития профессиональной профориентационной деятельности педагога и технологии психолого-педагогического развития самосознания учащихся

2








4

Технологический модуль

8


12




2

22

4.1

Цифровые образовательные ресурсы. Технология проектирования электронного образовательного контента по НВП средствами стандартного программного обеспечения

2


2






4.2

Создание и установка приложений для мобильных устройств



4






4.3

Мобильное и смарт – обучение в условиях онлайн обучения

2


2






4.4

Работа с порталом электронного правительства (EGov) Работа с АИС "Күнделік"

2


4






4.5

Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителя







2


4.6

Личность педагога и технологии психолого- педагогического самопознания. Формы, методы, технологии формирования навыков педагогического общения, рефлексия, самоанализ, самообразование, обучение, опыт выбора стратегии и тактики нравственного поведения в жизненных ситуациях

2








Итого:

 37

 5

32 

 0

2

86

      Примечание:1 академический час– 40 минут

Глава 9. Учебно-тематический план курса в режиме онлайн обучения

 

Тематика занятий

Онлайн-обучение

Самостоятельное обучение (работа)

Всего

Онлайн лекция

Онлайн практика

Вебинар

Онлайн- консультация

Онлайн-тестирование

1

Нормативно-правовой модуль

6






6

1.1

Концептуальные основы и нормативное правовое обеспечение преподавания НВП в условиях обновления содержания образования

2







1.2

Основные направления и принципы государственной политики в системе среднего образования, закрепленные нормативными правовыми актами

2







1.3

Единая программа воспитания, нормативно-правовые документы в воспитательной работе организаций среднего образования, регулирующие деятельность педагога

2







2

Психолого-педагогический модуль

2





11

13

2.1

Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности на уроках НВП






4


2.2

Психолого-педагогические подходы к обучению детей НВП со специальными образовательными потребностями






5


2.3

Воспитание этнической и религиозной толерантности у обучающихся на уроках НВП. Мероприятия по профилактике суицида среди обучающихся и молодежи

2





2


3

Содержательный модуль

8

6

4



31

49

3.1

Стратегии эффективного преподавания и обучения предмета НВП






4


3.2

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках НВП. Проектирование учебных заданий по НВП в соответствии с таксономией Б.Блума



2



2


3.3

Военное искусство и традиции – культурное наследие Казахской Государственности

2





4


3.4

Методика разработки практико-ориентированных проектов по НВП

2





4


3.5

Организация дифференцированного обучения на уроках НВП. Методика работы с одаренными обучающимися: подготовка к военно-техническим конкурсам


2




4


3.6

Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся по НВП






4


3.7

Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках НВП на тему: "Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан"

2





2


3.8

Применение графических органайзеров в процессе обучения НВП по теме "Общевоинские Уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан"


2




2


3.9

Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке


2

2



2


3.10

Реализация деятельностного подхода при изучении раздела "Основы медицинских знаний"






3


3.11

Повышение качества преподавания и обучения в педагогическом процессе через стратегии развития профессиональной профориентационной деятельности педагога и технологии психолого-педагогического развития самосознания учащихся

2







4

Технологический модуль

2



2

2

12

18

4.1

Цифровые образовательные ресурсы. Технология проектирования электронного образовательного контента по НВП средствами стандартного программного обеспечения




2


4


4.2

Создание и установка приложений для мобильных устройств






2


4.3

Мобильное и смарт – обучение в условиях онлайн обучения






4


4.4

Работа с порталом электронного правительства (EGov) Работа с АИС "Күнделік"






2


4.5

Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителя





2



4.6

Личность педагога и технологии психолого- педагогического самопознания. Формы, методы, технологии формирования навыков педагогического общения, рефлексия, самоанализ, самообразование, обучение, опыт выбора стратегии и тактики нравственного поведения в жизненных ситуациях

2







Итого:

18

6

4

2

2

54

86

      Примечание:1 академический час– 40 минут

Глава 10. Оценивание результатов обучения.

Итоговое тестирование

Наименование модуля

Количество часов

Количество вопросов

1

Нормативно-правовой модуль

6/6

4

2

Психолого-педагогический модуль

13/13

4

4

Содержательный модуль

45/49

18

5

Технологический модуль

22/18

4

ИТОГО

86

30

Шкала перевода баллов

Итоговое оценивание

Доля от максимально возможного балла, %

Баллы

зачтено

50-100

15-30

не зачтено

Менее 50

Меньше 15


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.