Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 5 апреля 2019 года № 135 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 апреля 2019 года № 30 "Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18616), следующие изменения:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1) критерии оценки степени рисков в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан (далее – Критерии) согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан в отношении субъектов контроля и надзора, осуществляющих забор и (или) использование водных ресурсов и эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также в отношении аттестованных организаций на право проведения работ в области безопасности гидротехнических сооружений согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
3) проверочный лист в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан в отношении субъектов контроля и надзора, осуществляющих размещение, проектирование и строительство, реконструкцию сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;
4) проверочный лист в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан в отношении субъектов контроля и надзора, осуществляющих забор и (или) использование водных ресурсов и эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также в отношении аттестованных организаций на право проведения работ в области безопасности гидротехнических сооружений согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;
5) проверочный лист в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан в отношении субъектов контроля и надзора осуществляющих размещение, проектирование и строительство, реконструкцию сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах согласно приложению 5 к настоящему совместному приказу.";
приложения 1, 2, 3, 4 и 5 изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение пяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан для размещения в информационной системе "Единый реестр субъектов и объектов проверок".
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пунктов 19 и 25 приложения 3 к Критериям оценки степени рисков в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан, утвержденным указанным совместным приказом, пунктов 19 и 25 приложения 4 к настоящему совместному приказу, которые вводятся в действие с 1 января 2027 года.
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени рисков в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
Настоящие Критерии оценки степени рисков в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан (далее – Критерии) разработаны в соответствии c пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577).
В настоящих Критериях используются следующие основные понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) незначительные нарушения – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан, несоблюдение которых не создают предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровья населения, окружающей среде, но выполнение, которых является обязательным для физических и юридических лиц;
3) гидротехнические сооружения – сооружения для регулирования использования водных ресурсов (в том числе забора, хранения, транспортировки, распределения вод поверхностных водных объектов и отвода дренажных вод), а также иные сооружения, предназначенные для защиты от вредного воздействия вод (водоподпорные, водосбросные и водовыпускные сооружения, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов);
4) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
5) значительные нарушения – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан, безопасности гидротехнических сооружений, создающие предпосылки для возникновения угрозы здоровью населения и окружающей среде;
6) многофакторное обследование – оценка технического состояния гидротехнических сооружений и основного оборудования, определение остаточного ресурса их элементов методом визуального осмотра и проведением комплекса инженерных исследований (геодезических, геофизических, геотехнических, гидрографических и других);
7) риск в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан – вероятность снижения водообеспеченности населения, возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, нарушения прав водопользователей на получение водных ресурсов в соответствии с выделенными лимитами, а также вредного воздействия вод на населенные пункты в результате деятельности водопользователей, отсутствия согласований на производство работ на водных объектах и их водоохранных зонах и полосах, возникновения и предупреждения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, с учетом степени тяжести его последствий;
8) грубые нарушения – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан, безопасности гидротехнических сооружений, невыполнение которых создают угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, дефициту и (или) ненадлежащему качеству водных ресурсов, негативным изменениям растительного и животного мира, материального ущерба, так же нарушения, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства;
9) объекты, отрицательно влияющие на состояние вод – здания, строения, сооружения и устройства, эксплуатация которых может повлечь загрязнение и (или) засорение, и (или) истощение, и (или) вредное воздействие вод;
10) водный режим – естественное или искусственное изменение во времени уровней, расходов и объемов поверхностных и подземных вод;
11) удельная норма водопотребления и водоотведения – установленное количество потребляемой или отводимой сточной воды на единицу производимой продукции (на определенный объем выполняемой работы или оказываемой услуги);
12) водохозяйственные сооружения – сооружения и устройства, предназначенные для забора, очистки, хранения, распределения вод и отвода дренажных вод;
13) объекты, отрицательно влияющие на состояние вод, – здания, строения, сооружения и устройства, эксплуатация которых может повлечь загрязнение и (или) засорение, и (или) истощение, и (или) вредное воздействие вод;
14) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля и надзора по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля и надзора и (или) проводимых на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – на соответствие разрешительным требованиям) с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и надзора и (или) освобождения такого субъекта контроля и надзора от профилактического контроля с посещением субъекта контроля и надзора и (или) проверок на соответствие разрешительным требованиям;
15) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля и надзора, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты контроля и надзора к различным степеням риска;
16) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля и надзора в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля и надзора;
17) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля и надзора в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля и надзора;
18) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
19) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов, относимых к однородной группе субъектов контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
Глава 2. Порядок формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие разрешительным требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля и надзора
Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки на соответствие разрешительным требованиям, критерии оценки степени риска для проведения проверок на соответствие разрешительным требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля и надзора формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).
На первом этапе по объективным критериям относят субъекты (объекты) контроля и надзора к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой и средней степеням риска по объективным критериям, проводятся проверка на соответствие разрешительным требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора и внеплановая проверка.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска по объективным критериям, проводятся проверка на соответствие разрешительным требованиям и внеплановая проверка.
На втором этапе по субъективным критериям относят субъекты (объекты) контроля и надзора к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля и надзора относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие разрешительным требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля и надзора формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
5. Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие разрешительным требованиям составляет один раз в год.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к средней степени риска, кратность проведения проверок на соответствие разрешительным требованиям составляет один раз в два года.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие разрешительным требованиям составляет один раз в три года.
Глава 3. Объективные критерии оценки степени риска
6. По объективным критериям все субъекты контроля и надзора в зависимости от стратегической значимости водных объектов и объемов водозабора распределяются по трем степеням риска:
1) высокая степень риска – субъекты (объекты) контроля и надзора, которые:
осуществляют хозяйственную деятельность в пределах водоохранных зон и полос, на водных объектах особого государственного значения, на средних и малых водных объектах, на водно-болотных угодьях, на трансграничных, на подземных водных объектах и на минеральных и термоминеральных подземных водах;
эксплуатируют объекты, отнесенные к перечню стратегических водохозяйственных и гидротехнических сооружений, имеющих стратегическое значение;
эксплуатируют гидротехнические сооружения I, II, III, а также IV класса, представляющих потенциальную опасность при чрезвычайных ситуациях;
эксплуатируют гидротехнические сооружения, отнесенные к потенциально опасным сооружениям;
осуществляют забор и (или) использование поверхностных и подземных вод от 100 и более кубических метров в сутки;
2) средняя степень риска - субъекты (объекты) контроля и надзора, которые:
осуществляют хозяйственную деятельность в пределах водоохранных зон и полос, на водных объектах;
эксплуатируют объекты, не отнесенные к перечню стратегических водохозяйственных и гидротехнических сооружений, имеющих стратегическое значение;
эксплуатируют гидротехнические сооружения IV класса, не представляющих потенциальную опасность при чрезвычайных ситуациях;
осуществляют забор и (или) использование поверхностных и подземных вод от 50 до 100 кубических метров в сутки;
3) низкая степень риска – субъекты (объекты) контроля и надзора, которые:
осуществляют хозяйственную деятельность в пределах водоохранных зон и полос, на водных объектах;
эксплуатируют объекты, не отнесенные к перечню стратегических водохозяйственных и гидротехнических сооружений, имеющих стратегическое значение;
осуществляют забор и (или) использование поверхностных и подземных вод до 50 кубических метров в сутки.
7. В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных по объективным критериям к высокой и средней степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения проверки на соответствие разрешительным требованиям и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора и внеплановая проверка.
В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, проводятся проверка на соответствие разрешительным требованиям и внеплановая проверка.
8. В отношении субъектов контроля и надзора, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие разрешительным требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.
9. При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов контроля и надзора, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта контроля и надзора и (или) на соответствие разрешительным требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
Глава 4. Субъективные критерии оценки степени риска
10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
11. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля и надзора.
12. Для оценки степени риска при формировании списка профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора используются результаты предыдущих проверок, профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора.
13. Для оценки степени риска при формировании графика проверок на соответствие разрешительным требованиям используются результаты предыдущих проверок.
14. На основании информационных источников, определенных в пунктах 12 и 13 настоящих Критериев, определяются субъективные критерии согласно приложениям 1, 2, 3, 4 к настоящим Критериям.
15. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в главе 5 настоящих Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.
Показатели субъективных критериев определяются для каждой однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора в области охраны и использования водного фонда. Удельный вес по значимости показателей субъективных критериев определяется в зависимости от важности показателя в оценке риска для каждой однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора в области охраны и использования водного фонда. Допустимые значения показателей субъективных критериев регламентируются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Глава 5. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям
16. Для отнесения субъекта контроля и надзора к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля и надзора (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту контроля и надзора однородной группы субъектов контроля и надзора каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов контроля и надзора, относимых к однородной группе субъектов контроля и надзора одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
17. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля и надзора, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пунктах 12, 13 настоящих Критериев, субъекту контроля и надзора приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля и надзора.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
18. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:

xi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
19. Рассчитанные по субъектам значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:

R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта контроля и надзора,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам, входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам, входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 16 настоящих Критериев.
Глава 6. Меры оперативного реагирования в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан
20. К мерам оперативного реагирования, применяемым в рамках настоящих Критериев, относятся:
1) сокращение разрешенного объема водопользования - до 60 дней;
2) приостановление действия разрешения на специальное водопользование - до 45 дней;
3) лишение разрешения на специальное водопользование - до 60 дней.
21. Основаниями для применения мер оперативного реагирования в виде сокращения разрешенного объема водопользования являются нарушения, указанные в пунктах 23, 24, 25, 26, 27, 28 приложения 4 к настоящему совместному приказу.
22. Основаниями для применения мер оперативного реагирования в виде приостановления действия разрешения на специальное водопользование являются нарушения, указанные в пунктах 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 приложения 4 к настоящему совместному приказу.
23. Основаниями для применения мер оперативного реагирования в виде лишения разрешения на специальное водопользование является нарушение, указанное в пункте 21 приложения 4 к настоящему совместному приказу.
| Приложение 1 к Критериям оценки степени рисков в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан |
Степени нарушения требований к субъектам (объектам) контроля и надзора в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан, для профилактического контроля с посещением в отношении субъектов контроля и надзора осуществляющих забор и (или) использование водных ресурсов и эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также в отношении аттестованных организаций на право проведения работ в области безопасности гидротехнических сооружений
№ | Требования | Степень нарушения |
1 | Уничтожение или повреждение государственных пунктов наблюдений за водными объектами и водными ресурсами, специальных информационных знаков и знаков ограничений | Незначительное |
2 | Незаконный захват водных объектов, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на водный фонд | Грубое |
3 | Повреждение водохозяйственных и гидротехнических сооружений, устройств, средств измерений объема забранных и сброшенных водных ресурсов | Грубое |
4 | Эксплуатация гидротехнических сооружений без наличия декларации безопасности гидротехнических сооружений | Грубое |
5 | Нарушение требований ввода в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние водных объектов | Грубое |
6 | Непроведение мероприятий, определенных водным законодательством Республики Казахстан, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, непроведение санации поверхностных водных объектов | Грубое |
7 | Непроведение или ненадлежащее проведение многофакторного обследования гидротехнических сооружений, представляющих повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также нарушение сроков его проведения | Грубое |
8 | Отсутствие и несоблюдение утвержденного водного режима работы гидротехнического сооружения при регулировании поверхностного стока | Значительное |
9 | Отсутствие паспорта гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнических сооружений и декларации безопасности гидротехнических сооружений, а также отсутствие критериев безопасности гидротехнических сооружений на стадии эксплуатации | Грубое |
10 | На эксплуатируемых гидротехнических сооружениях непроведение технического обслуживания, плановых ремонт и модернизации, объем которых определяется необходимостью обеспечения безопасности сооружения и поддержания его в исправном и работоспособном состоянии | Грубое |
11 | Необеспечение собственником (владельцем) гидротехнических сооружений контроля за техническим состоянием гидротехнических сооружений, их механическим оборудованием, невыполнения объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, несвоевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и строительными материалами, а также за сроками и качеством выполненных ремонтных работ | Грубое |
12 | Необеспечение собственником (владельцем) гидротехнических сооружений сохранности и развития системы контрольно-измерительной аппаратуры для проведения качественного мониторинга состояния сооружений | Грубое |
13 |
Неприменение следующих мер собственниками (владельцами) гидротехнических сооружений, для обеспечения их безопасной эксплуатации: | Грубое |
14 | Отсутствие у собственника (владельца) графика и программы для проведения обследования технического состояния гидротехнических сооружений | Грубое |
15 | Воспрепятствование регулированию водными ресурсами в интересах их комплексного использования, экологии и вододеления | Грубое |
16 | Нарушение установленных водных сервитутов | Значительное |
| Приложение 2 к Критериям оценки степени рисков в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан |
Степени нарушения требований к субъектам (объектам) контроля и надзора в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан, для профилактического контроля с посещением в отношении субъектов контроля и надзора осуществляющих размещение, проектирование и строительство, реконструкцию сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах
№ | Требования | Степень нарушения |
1 | Отсутствие согласования размещения, проектирования и строительства, реконструкции сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах | Значительное |
2 |
На поверхностных водных объектах проведения операций по недропользованию, за исключением поисково-оценочных работ на подземные воды и их забора, операций по разведке или добыче углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря, а также старательства, добычи соли поваренной, лечебных грязей. | Грубое |
3 |
Осуществление в пределах водоохранных полос любых видов хозяйственной деятельности, а также предоставление земельных участков для ведения хозяйственной и иной деятельности, кроме: | Грубое |
4 |
Осуществление ввода в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не обеспеченных сооружениями и устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение поверхностных водных объектов, водоохранных зон и полос в пределах водоохранных зон. | Грубое |
| Приложение 3 к Критериям оценки степени рисков в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан |
Степени нарушения требований к субъектам (объектам) контроля и надзора в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан, для проверок на соответствие разрешительным требованиям в отношении субъектов контроля и надзора, осуществляющих забор и (или) использование водных ресурсов и эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также в отношении аттестованных организаций на право проведения работ в области безопасности гидротехнических сооружений
№ | Требования | Степень нарушения |
1 | Отсутствие разрешения на специальное водопользование | Грубое |
2 | Отсутствие расчетов по обоснованию объемов водопотребления и водоотведения у водопользователей и водопотребителей, осуществляющих изъятие водных ресурсов для централизованного питьевого водоснабжения | Грубое |
3 | Предоставление недостоверных данных о заборе, использовании вод и водоотведении, а также их несвоевременное представление следующие сроки: для нужд сельского хозяйства – ежегодно, не позднее 1 декабря отчетного периода, для производственных, коммунально-бытовых нужд и гидроэнергетики – ежегодно, не позднее 10 января после отчетного периода, для первичных водопользователей – ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | Грубое |
4 | Срыв наложенных на приборы учета пломб | Значительное |
5 |
Отсутствие схемы расположения водохозяйственных сооружений и технических устройств с указанием нумераций мест измерения, забора и сброса воды, при помощи которых осуществляется забор или сброс вод, а также узлов учета передачи таких вод вторичным водопользователям. | Незначительное |
6 |
Неосуществление измерения расходов воды на каждом водозаборном сооружении и выпуске сточных вод: | Незначительное |
7 | Неприменение стандартных водосливов и лотков, а также измерительных приборов и установок, внесенных в реестр государственной системы обеспечения единства измерений для измерения расходов воды в открытых безнапорных каналах | Незначительное |
8 |
Отсутствие прошнурованного, пронумерованного, а также заверенного подписью первого руководителя или лица его замещающего и печатью (при наличии) журнала для ведения первичного учета вод. | Незначительное |
9 | Нецелевое использование водных ресурсов, превышение разрешенных объемов водопользования | Грубое |
10 | Отсутствие на основании права собственности или пользования водохозяйственным и гидротехническим сооружениями и (или) техническим устройством, при помощи которого осуществляется специальное водопользование | Грубое |
11 | Отсутствие паспорта и правил эксплуатации водохозяйственного сооружения, а для потенциально опасных гидротехнических сооружений – также декларации безопасности | Грубое |
12 | Несоответствие объема водопользования утвержденному оперативному лимиту водопользования | Грубое |
13 | Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при заборе поверхностных и (или) подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также отсутствие зон санитарной охраны водозаборных сооружений питьевого водоснабжения | Грубое |
14 | Отсутствие экологического разрешения для объектов I и II категорий либо декларации о воздействии на окружающую среду для объектов III категории при сбросе очищенных сточных и производственных вод в поверхностные водные объекты, недра, накопители сточных вод и на рельеф местности | Грубое |
15 | Не проведение своевременного и достоверного производственного контроля за использованием водных ресурсов физическими и юридическими лицами, имеющими разрешение на специальное водопользование | Грубое |
16 | Отсутствие согласования удельных норм водопотребления и водоотведения | Грубое |
17 |
Использование подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей, кроме случаев, когда отсутствуют иные источники водоснабжения и когда данные подземные воды не являются безальтернативным источником питьевого водоснабжения. | Грубое |
18 | nullОтсутствие рыбозащитного и (или) рыбопропускного устройства | Грубое |
19 | nullОтсутствие у промышленных организаций и теплопроизводящих субъектов плана поэтапного (не более чем пять лет) перехода к системам оборотного и (или) повторного водоснабжения, за исключением промышленных организаций и теплопроизводящих субъектов, имеющих такие системы водоснабжения | Грубое |
20 | Отсутствие у физических и юридических лиц утвержденного водного режима работы гидротехнического сооружения при регулировании поверхностного стока | Грубое |
21 | Неиспользование водных объектов (неиспользования водных объектов (водных ресурсов), предназначенных для питьевого водоснабжения, в течение одного года; неиспользования водных объектов (водных ресурсов) в течение трех лет, а также неустранения нарушений, явившихся основанием для приостановления действия разрешения на специальное водопользование | Значительное |
22 | Нарушение законодательства Республики Казахстан при проведении аттестуемых видов работ в области безопасности гидротехнических сооружений, в том числе выдачи экспертных заключений, разработки деклараций безопасности гидротехнических сооружений, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию о их соответствии (несоответствии) | Грубое |
23 | Невыполнение в установленные сроки обязательств, предусмотренных в бассейновых соглашениях | Грубое |
24 | Превышение разрешенных объемов водопользования, влекущее нарушение прав и законных интересов других водопользователей и природопользователей | Грубое |
25 | Невыполнение либо нарушение планов мероприятий по сокращению объемов забора и потерь воды | Грубое |
26 | Содержание в неисправном состоянии водохозяйственных сооружений и технических устройств, влияющих на состояние вод | Грубое |
27 | Отсутствие средств измерений или водоизмерительных приборов на водозаборах и водосбросных сооружениях | Грубое |
28 | Несвоевременное осуществление платы за водопользование | Грубое |
| Приложение 4 к Критериям оценки степени рисков в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан |
Степени нарушения требований к субъектам (объектам) контроля и надзора в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан, для проверок на соответствие разрешительным требованиям в отношении субъектов контроля и надзора осуществляющих размещение, проектирование и строительство, реконструкцию сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах
№ | Требования | Степень нарушения |
1 | Нарушение условий согласования проектов документов на проведение работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах | Грубое |
Проверочный лист в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан в соответствии со статьями 138 и 139 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении субъектов контроля и надзора, осуществляющих забор и (или) использование водных ресурсов и эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также в отношении аттестованных организаций на право проведения работ в области безопасности гидротехнических сооружений
__________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля и надзора
__________________________________________________________________
__________________________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля и надзора
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля и надзора
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Охрана или сохранение государственных пунктов наблюдений за водными объектами и водными ресурсами, специальных информационных знаков и знаков ограничений | ||
2 | Незаконный захват водных объектов, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на водный фонд | ||
3 | Сохранение водохозяйственных и гидротехнических сооружений, устройств, средств измерений объема забранных и сброшенных водных ресурсов | ||
4 | Эксплуатация гидротехнических сооружений с наличием декларации безопасности гидротехнических сооружений | ||
5 | Соблюдение требований ввода в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние водных объектов | ||
6 | Проведение мероприятий, определенных водным законодательством Республики Казахстан, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, непроведение санации поверхностных водных объектов | ||
7 | Проведение или надлежащее проведение многофакторного обследования гидротехнических сооружений, представляющих повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также соблюдение сроков его проведения | ||
8 | Наличие и соблюдение утвержденного водного режима работы гидротехнического сооружения при регулировании поверхностного стока | ||
9 | Наличие паспорта гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнических сооружений, а также наличие критериев безопасности гидротехнических сооружений на стадии эксплуатации | ||
10 | На эксплуатируемых гидротехнических сооружениях проведение технического обслуживания, плановых ремонт и модернизации, объем которых определяется необходимостью обеспечения безопасности сооружения и поддержания его в исправном и работоспособном состоянии | ||
11 | Обеспечение собственником (владельцем) гидротехнических сооружений контроля за техническим состоянием гидротехнических сооружений, их механическим оборудованием, выполнения объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и строительными материалами, а также за сроками и качеством выполненных ремонтных работ | ||
12 | Обеспечение собственником (владельцем) гидротехнических сооружений сохранность и развитие системы контрольно-измерительной аппаратуры для проведения качественного мониторинга состояния сооружений | ||
13 |
Применение следующих мер собственниками (владельцами) гидротехнических сооружений, для обеспечения их безопасной эксплуатации: | ||
14 | Наличие у собственника (владелеца) графика и программы для проведения обследования технического состояния гидротехнических сооружений | ||
15 | Содействие регулированию водными ресурсами в интересах их комплексного использования, экологии и вододеления | ||
16 | Соблюдение установленных водных сервитутов |
Должностное (-ые) лицо (-а) __________________________ ____________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
Руководитель субъекта контроля и надзора ___________________ ______
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
Проверочный лист в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан в соответствии со статьями 138 и 139 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении субъектов контроля и надзора осуществляющих размещение, проектирование и строительство, реконструкцию сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах
__________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/ профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля и надзора ________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля и надзора
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля и надзора
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения ____________________________________________
__________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Наличие согласования размещения, проектирования и строительства, реконструкции сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах | ||
2 |
Недопущение на поверхностных водных объектах проведения операций по недропользованию, за исключением поисково-оценочных работ на подземные воды и их забора, операций по разведке или добыче углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря, а также старательства, добычи соли поваренной, лечебных грязей. | ||
3 |
Недопущение в пределах водоохранных полос любых видов хозяйственной деятельности, а также предоставление земельных участков для ведения хозяйственной и иной деятельности, кроме: | ||
4 |
Недопущение осуществления ввода в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не обеспеченных сооружениями и устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение поверхностных водных объектов, водоохранных зон и полос в пределах водоохранных зон. |
Должностное (-ые) лицо (-а) __________________________ ____________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
Руководитель субъекта контроля и надзора ___________________ ______
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
Проверочный лист в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан в соответствии со статьями 138 и 139 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении субъектов контроля и надзора, осуществляющих забор и (или) использование водных ресурсов и эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также в отношении аттестованных организаций на право проведения работ в области безопасности гидротехнических сооружений
__________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора
Государственный орган, назначивший проверку________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Акт о назначении проверки _________________________________________
_________________________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля и надзора ___________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля и надзора
_________________________________________________________________
Адрес места нахождения ___________________________________________
_________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Наличие разрешения на специальное водопользование | ||
2 | Наличие расчетов по обоснованию объемов водопотребления и водоотведения у водопользователей и водопотребителей, осуществляющих изъятие водных ресурсов для централизованного питьевого водоснабжения | ||
3 | Предоставление достоверных данных о заборе, использовании вод и водоотведении, а также их своевременное представление следующие сроки: для нужд сельского хозяйства – ежегодно, не позднее 1 декабря отчетного периода, для производственных, коммунально-бытовых нужд и гидроэнергетики – ежегодно, не позднее 10 января после отчетного периода, для первичных водопользователей – ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | ||
4 | Сохранение наложенных на приборы учета пломб | ||
5 |
Наличие схемы расположения водохозяйственных сооружений и технических устройств с указанием нумераций мест измерения, забора и сброса воды, при помощи которых осуществляется забор или сброс вод, а также узлов учета передачи таких вод вторичным водопользователям. | ||
6 |
Осуществление измерения расходов воды на каждом водозаборном сооружении и выпуске сточных вод: | ||
7 | Для измерения расходов воды в открытых безнапорных каналах применяются стандартные водосливы и лотки, а также измерительные приборы и установки, внесенные в реестр государственной системы обеспечения единства измерений | ||
8 | Журнал для ведения первичного учета вод должен быть прошнурован, пронумерован, а также заверен подписью первого руководителя или лица его замещающего и печатью (при наличии). В журнале указывается дата начала ведения измерений | ||
9 | Целевое использование водных ресурсов, соблюдение разрешенных объемов водопользования | ||
10 | Наличие на основании права собственности или пользования водохозяйственным и гидротехническим сооружениями и (или) техническим устройством, при помощи которого осуществляется специальное водопользование | ||
11 | Наличие паспорта и правил эксплуатации водохозяйственного сооружения, а для потенциально опасных гидротехнических сооружений – также декларации безопасности | ||
12 | Соответствие объема водопользования утвержденному оперативному лимиту водопользования | ||
13 | Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при заборе поверхностных и (или) подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также наличие зон санитарной охраны водозаборных сооружений питьевого водоснабжения | ||
14 | Наличие экологического разрешения для объектов I и II категорий либо декларации о воздействии на окружающую среду для объектов III категории при сбросе очищенных сточных и производственных вод в поверхностные водные объекты, недра, накопители сточных вод и на рельеф местности | ||
15 | Проведение своевременного и достоверного производственного контроля за использованием водных ресурсов осуществляется физическими и юридическими лицами, имеющими разрешение на специальное водопользование | ||
16 | Наличие согласования удельных норм водопотребления и водоотведения | ||
17 |
Использование подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей не допускается, кроме случаев, когда отсутствуют иные источники водоснабжения и когда данные подземные воды не являются безальтернативным источником питьевого водоснабжения. | ||
18 | Наличие рыбозащитного и (или) рыбопропускного устройства | ||
19 | Наличие у промышленных организаций и теплопроизводящих субъектов плана поэтапного (не более чем пять лет) перехода к системам оборотного и (или) повторного водоснабжения, за исключением промышленных организаций и теплопроизводящих субъектов, имеющих такие системы водоснабжения | ||
20 | Наличие у физических и юридических лиц утвержденного водного режима работы гидротехнического сооружения при регулировании поверхностного стока | ||
21 | Использование водных объектов (использование водных объектов (водных ресурсов), предназначенных для питьевого водоснабжения, в течение одного года; использование водных объектов (водных ресурсов) в течение трех лет, а также устранение нарушений, явившихся основанием для приостановления действия разрешения на специальное водопользование | ||
22 | Соблюдение законодательства Республики Казахстан при проведении аттестуемых видов работ в области безопасности гидротехнических сооружений, в том числе выдачи экспертных заключений, разработки деклараций безопасности гидротехнических сооружений, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию о их соответствии (несоответствии) | ||
23 | Выполнение в установленные сроки обязательств, предусмотренных в бассейновых соглашениях | ||
24 | Соблюдение разрешенных объемов водопользования, влекущее нарушение прав и законных интересов других водопользователей и природопользователей | ||
25 | Выполнение либо соблюдение планов мероприятий по сокращению объемов забора и потерь воды | ||
26 | Содержание в исправном состоянии водохозяйственных сооружений и технических устройств, влияющих на состояние вод | ||
27 | Наличие средств измерений или водоизмерительных приборов на водозаборах и водосбросных сооружениях | ||
28 | Своевременное осуществление платы за водопользование |
Должностное (-ые) лицо (-а) __________________________ ____________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
Руководитель субъекта контроля и надзора__________________ ________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
Проверочный лист в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан в соответствии со статьями 138 и 139 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении субъектов контроля и надзора осуществляющих размещение, проектирование и строительство, реконструкцию сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах
__________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора
Государственный орган, назначивший проверку ________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки _________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля и надзора ___________________
__________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля и надзора___________________________
Адрес места нахождения ____________________________________________
__________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Соблюдение условий согласования проектов документов на проведение работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах |
Должностное (-ые) лицо (-а) __________________________ ____________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
Руководитель субъекта контроля и надзора _____________ ____________
(должность) (подпись)
______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
