Об утверждении Правил рассмотрения заявок субъектов естественных монополий для определения механизма финансирования и (или) субсидирования части ставки вознаграждения по займу по проектам модернизации, строительства энергетической и коммунальной инфраструктуры

Новый

Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 сентября 2025 года № 88. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 сентября 2025 года № 36799

      В соответствии с подпунктом 33-1) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения заявок субъектов естественных монополий для определения механизма финансирования и (или) субсидирования части ставки вознаграждения по займу по проектам модернизации, строительства энергетической и коммунальной инфраструктуры.

      2. Комитету по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после дня его первого официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Заместитель Премьер-Министра –
Министр национальной экономики Республики Казахстан
С. Жумангарин

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство промышленности
и строительства Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Заместитель Премьер-
Министра–Министр
национальной экономики
Республики Казахстан
от 4 сентября 2025 года № 88

Правила рассмотрения заявок субъектов естественных монополий для определения механизма финансирования и (или) субсидирования части ставки вознаграждения по займу по проектам модернизации и строительства энергетической и коммунальной инфраструктуры

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила рассмотрения заявок субъектов естественных монополий для определения механизма финансирования и (или) субсидирования части ставки вознаграждения по займу по проектам модернизации и строительства энергетической и коммунальной инфраструктуры (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 33-1) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и определяют порядок рассмотрения заявок субъектов естественных монополий для определения механизма финансирования и (или) субсидирования части ставки вознаграждения по займу по проектам модернизации и строительства энергетической и коммунальной инфраструктуры.

      2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) финансовый оператор – акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек";

      2) технический оператор – юридическое лицо со стопроцентным участием государства в уставном капитале, определенное Правительством Республики Казахстан в качестве технического оператора в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов;

      3) тарифный регулятор – уполномоченный орган в сфере регулирования естественных монополий;

      4) электронная платформа закупок национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов (далее – электронная платформа) – информационная система, обеспечивающая проведение электронных закупок в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов, предоставляющая электронные услуги по обеспечению точки доступа для приобретения товаров, работ и услуг, заключения договора о строительстве "под ключ", а также отбора и мониторинга проектов в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов;

      5) заем – денежные средства, предоставляемые заемщику за счет средств, привлеченных от банков второго уровня, международных финансовых организации, акционерного общества "Банк развития Казахстана" или путем размещения государственных ценных бумаг (облигаций) местными исполнительными органами, на условиях срочности, платности и возвратности;

      6) субъект естественной монополии – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, предоставляющее потребителям регулируемые услуги;

      7) финансовый институт – банк второго уровня и (или) международная финансовая организация, которые потенциально заинтересованы в участии в финансировании проектов;

      8) дочерние организации финансового оператора – акционерное общество "Банк развития Казахстана", акционерное общество "Казахстанская Жилищная Компания", акционерное общество "Жилищный строительный сберегательный банк Отбасы банк", акционерное общество "Экспортно-кредитное агентство Казахстана", акционерное общество "Qazaqstan Investment Corporation", акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму", акционерное общество "Аграрная кредитная корпорация";

      9) проект – проект модернизации и строительства энергетической и коммунальной инфраструктуры в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов;

      10) заявка – предварительная заявка субъекта естественной монополий и местных исполнительных органов по проектам, участвующим в модернизации и строительстве энергетической и коммунальной инфраструктуры, в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов;

      11) уполномоченный государственный орган в соответствующей сфере – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства и/или центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области теплоэнергетики, и государственным органом, осуществляющим руководство в области электроэнергетики.

Глава 2. Порядок рассмотрения заявок субъектов естественных монополий для определения механизма финансирования и (или) субсидирования части ставки вознаграждения по займу по проектам модернизации, строительства энергетической и коммунальной инфраструктуры

      3. Финансовый оператор в соответствии с настоящими Правилами рассматривает заявки на корректность заполнения и полноту прилагаемых документов согласно Правилам планирования, отбора, согласования проектов, мониторинга процессов проектирования, строительства и (или) эксплуатации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов, утвержденным приказом Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 12 августа 2025 года № 297 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 36606) (далее – Правила планирования, отбора, согласования проектов, мониторинга процессов проектирования).

      4. Рассмотрение заявки финансовым оператором осуществляется после получения на электронной платформе согласования заявки техническим оператором, а также получения заключения и определения предварительного уровня тарифа тарифным регулятором в соответствии с Правилами планирования, отбора, согласования проектов, мониторинга процессов проектирования в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.

      5. В случае, если на момент подачи заявки электронная платформа не введена в эксплуатацию либо временно не функционирует, подача заявки с приложением подтверждающих документов осуществляется посредством единого портала поддержки бизнеса (https://bgov.kz).

      6. Рассмотрение заявки финансовым оператором осуществляется в течение 7 (семи) рабочих дней.

      Днем подачи заявки субъектом естественных монополий считается рабочий день ее поступления к финансовому оператору.

      7. Финансовый оператор определяет механизм финансирования в соответствии с Национальным проектом "Модернизация энергетического и коммунального секторов", утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2024 года № 1102 (далее – Национальный проект) на основании технических, финансовых и юридических критериев, установленных в соответствии с пунктами 8, 9 и 10 настоящих Правил.

      8. Техническим критерием рассмотрения заявки финансовым оператором для определения механизма финансирования, является наличие устойчивого роста численности населения на соответствующей территории.

      9. Финансовыми критериями для рассмотрения заявки на предмет финансовой устойчивости и платежеспособности являются:

      1) отсутствие признаков банкротства;

      2) отсутствие просроченных обязательств перед государственным бюджетом или кредиторами;

      3) наличие денежных средств на обслуживание текущих обязательств;

      4) наличие отрицательной динамики финансовых показателей;

      5) для инструмента, предусмотренного пунктом 7 настоящих Правил наличие обязательства соответствующего местного исполнительного органа о полном покрытии суммы вознаграждения и основного долга за счет местного бюджета или покрытии не менее 10% ставки вознаграждения по облигационному займу и основного долга за счет тарифа, отраженной в финансовой модели проекта;

      6) для инструмента прямого кредитования, покрытие не менее 10% ставки вознаграждения по займу и основного долга за счет тарифа, отраженной в финансовой модели проекта.

      10. Юридическими критериями являются:

      1) регистрация юридического лица субъекта естественных монополий на территории Республики Казахстан;

      2) отсутствие судебных разбирательств по банкротству, а также по вопросам, в результате которых имеется возможность отчуждения имущества, стоимость которого составляет 25 (двадцать пять) и более процентов от общего размера балансовой стоимости активов общества, включая ареста имущества.

      11. При несоответствии проекта критериям, установленным пунктами 8, 9 и 10 настоящих Правил, проект возвращается на доработку посредством электронной платформы с перечнем рекомендаций необходимых корректировок.

      Срок рассмотрения проекта после внесения субъектом естественных монополий соответствующих корректировок начинается с даты его повторного направления посредством электронной платформы.

      12. В случае отсутствия возможности корректировки, финансовый оператор направляет уведомление о повторном рассмотрении уполномоченным органом совместно с тарифным регулятором, местным исполнительным органом и субъектом естественных монополий для определения иных нерыночных источников финансирования, включая рекомендации по улучшению (оздоровлению) финансовых показателей проекта.

      13. Срок рассмотрения прерывается в случае необходимости получения предварительной позиции от дочерних организаций финансового оператора и финансовых институтов о заинтересованности и/или возможности финансирования проекта посредством электронной платформы или иного способа взаимодействия.

      Финансовый оператор в течение 2 (двух) рабочих дней с момента поступления заявки субъекта естественной монополии с прилагаемыми документами, и в случае, если это необходимо для определения конкретного механизма финансирования, направляет письма в финансовые институты для получения их предварительных позиций. Финансовые институты в течении 10 (рабочих дней с момента поступления письма финансового оператора представить свои предварительные позиции о потенциальной возможности финансировать проект.

      14. Финансовый оператор в рамках рассмотрения заявки одновременно направляет в дочерние организации финансового оператора, банки второго уровня и международные финансовые институты информацию о предполагаемом механизме финансирования в соответствии внутренними нормативными документами и/или нормативными правовыми актами, на предмет:

      1) индикативного рассмотрения проекта со стороны акционерного общества "Банк Развития Казахстана", банков второго уровня и международных финансовых институтов в случае механизма прямого финансирования;

      2) проверки долгового лимита местного исполнительного органа со стороны акционерного общества "Казахстанская Жилищная Компания" в случае механизма финансирования через выпуск государственных ценных бумаг.

      15. В случаях, когда лимиты долга местных исполнительных органов не позволяют финансировать проект, финансовый оператор дает субъекту естественной монополии рекомендацию об определении иных нерыночных механизмов финансирования или иных нерыночных источников финансирования с уведомлением посредством электронной платформы уполномоченного органа, тарифного регулятора и местного исполнительного органа.

      16. Повторная заявка субъекта естественных монополий, поступившая в течение одного года с новым проектом строительства не рассматривается финансовым оператором при условии, что в документы не вносились изменения и (или) дополнения до поступления новой заявки.

      17. Заявки субъектов естественных монополий, не имеющие государственной доли участия, стоимость проектов которых составляет менее 3 (трех) миллиардов тенге, при соответствии критериям, установленным пунктами 8, 9 и 10 настоящих Правил, автоматически направляются на рассмотрение проектного офиса при финансовом операторе для определения возможности финансирования со стороны банков второго уровня.

      18. Дальнейшая реализация проекта определяется в зависимости от механизма финансирования и (или) субсидирования части ставки вознаграждения по займу.

      При принятии решения по итогам определения финансовым оператором механизма финансирования, финансовым оператором также указывается на потенциальную возможность и условия применения субсидирования части ставки вознаграждения по проекту.

      19. По результатам рассмотрения соответствующей заявки, дочерней организацией финансового оператора, банком второго уровня или международным финансовым институтом, направляется уведомление финансовому оператору и субъекту естественных монополии в зависимости от выбранного механизма финансирования согласно условиям Национального проекта.

      20. После завершения всех процедур и определения финансовым оператором механизма финансирования, субъект естественных монополий и местный исполнительный орган уведомляются о выбранном механизме финансирования в соответствии с Национальным проектом посредством электронной платформы.

      Письменное заключение финансового оператора размещается на электронной платформе не позднее одного рабочего дня с момента его подписания.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.