Об утверждении Правил разработки генерального плана интегрированного управления водными ресурсами и бассейнового плана охраны и использования водных ресурсов

Новый

Приказ Министра водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан от 23 июля 2025 года № 180-НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 июля 2025 года № 36502

      В соответствии с подпунктом 23) пункта 1 статьи 23 Водного кодекса Республики Казахстан и пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила разработки генерального плана интегрированного управления водными ресурсами и бассейнового плана охраны и использования водных ресурсов, согласно приложению 1 к настоящему приказу.

      2. Признать утратившими силу некоторые приказы, согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      3. Департаменту водной политики Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Министр водных ресурсов и
ирригации Республики Казахстан
Н. Нуржигитов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство экологии и природных
ресурсов Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство промышленности и строительства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу
Министр водных
ресурсов и ирригации
Республики Казахстан
от 23 июля 2025 года № 180-НҚ

Правила разработки генерального плана интегрированного управления водными ресурсами и бассейнового плана охраны и использования водных ресурсов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки генерального плана интегрированного управления водными ресурсами и бассейнового плана охраны и использования водных ресурсов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 23) пункта 1 статьи 23 Водного кодекса (далее – Кодекс), и определяют порядок разработки генерального плана интегрированного управления водными ресурсами и бассейнового плана охраны и использования водных ресурсов.

      2. В Правилах используются следующие основные понятия:

      1) генеральный план интегрированного управления водными ресурсами (далее – генеральный план) – документ, определяющий цели, задачи и подходы по обеспечению водной безопасности исходя из прогнозов водообеспеченности;

      2) бассейновый план охраны и использования водных ресурсов (далее – бассейновый план) – документ, определяющий основные мероприятия для охраны водных объектов, удовлетворения перспективных потребностей окружающей среды, населения и отраслей экономики в водных ресурсах, а также предупреждения вредного воздействия вод и предотвращения искусственных засух на территории соответствующего водохозяйственного бассейна;

      3) водохозяйственный баланс – документ, в котором отражается соотношение между наличием и использованием водных ресурсов за определенный период времени для определенного объекта;

      4) водопользователь – физическое или юридическое лицо, которое в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обладает правом водопользования и реализует его;

      5) национальная информационная система водных ресурсов – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, а также средства, обеспечивающие их функционирование для информационного обеспечения разработки и реализации государственной политики в области охраны и использования водного фонда, разработки нормативных правовых актов, координации деятельности государственных органов, осуществления международного сотрудничества, принятия стратегических и оперативных решений, а также информационного обеспечения деятельности водопользователей, физических и юридических лиц;

      6) трансграничные водные объекты – поверхностные или подземные водные объекты, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах;

      7) экологический сток – обязательная доля речного стока, предназначенная для сохранения речной, озерной и морской экологической системы и подлежащая оставлению в природе.

      3. Основной задачей генерального и бассейнового планов является формирование инструментов (меры, способы достижения результатов и решения задач) принятия управленческих решений в ходе государственного планирования по достижению устанавливаемых ими целей, задач и целевых индикаторов.

Глава 2. Порядок разработки генерального и бассейновых планов

      4. Разработка генерального и бассейновых планов основывается на:

      1) прогнозе социально-экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы в разрезе отраслей экономики, регионов и в целом по республике;

      2) утвержденных документах Системы государственного планирования;

      3) данных государственного учета водного фонда;

      4) укрупненных нормах водопотребления и водоотведения;

      5) положениях международных договоров, заключенных Республикой Казахстан в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов (для охватываемых Генеральным и бассейновыми планами трансграничных водных объектов);

      6) рекомендациях Водного совета Республики Казахстан и бассейновых советов;

      7) отчетах бассейновых водных инспекций по охране и регулированию использования водных ресурсов;

      8) сведениях о сумме налогов и платежей, поступивших в бюджет за пользование водными ресурсами;

      9) официальной статистической информации органов государственной статистики;

      10) материалах и данных Национального фонда пространственных данных;

      11) данных Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан;

      12) данных о состоянии и использовании земель Республики Казахстан;

      13) результатах, ранее проведенных изыскательских и научно-исследовательских работ по изучению водосборной территории и водных объектов рассматриваемого речного бассейна.

      5. В генеральном и бассейновых планах оценка и прогноз водных ресурсов проводятся по следующим уровням:

      современный уровень (год разработки генерального или бассейнового плана);

      расчетный уровень (пять лет от года разработки генерального или бассейнового плана);

      среднесрочный уровень (10 лет от года разработки генерального или бассейнового плана);

      долгосрочный уровень (15 лет от года разработки генерального или бассейнового плана).

      6. Водохозяйственные расчеты, а также мероприятия и предполагаемые объемы необходимых для их реализации финансовых средств в генеральных и бассейновых планах проводятся по уровням, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

      7. Для достижения установленных целей в составе генерального и бассейновых планов предусматриваются количественные целевые индикаторы

      8. Разработка генерального и бассейновых планов проводится по следующим этапам:

      1) на первом этапе проводится сбор, первичная обработка и анализ исходной информации для выявления и анализа проблем управления водными ресурсами;

      2) на втором этапе проводится выявление и ранжирование по степени значимости проблем и угроз в части наличия водных ресурсов и их использования, а также прогнозирование и оценка рисков вредного воздействия вод;

      3) на третьем этапе осуществляется разработка основных целей, задач, целевых индикаторов и оценка их достижимости в течение планируемого периода реализации;

      4) на четвертом этапе осуществляется разработка набора (вариантов) водохозяйственных и водоохранных мероприятий по поэтапному достижению установленных целей и задач;

      5) на пятом этапе проводится социально-экономическая и экологическая оценка разработанных наборов (вариантов) водохозяйственных и водоохранных мероприятий;

      6) на шестом этапе проводится выбор окончательной программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий, определяются этапы их реализации.

      9. Бассейновый план содержит:

      1) оценку и прогноз водных ресурсов, в том числе трансграничных, и их использования с учетом текущей и прогнозируемой социально-экономической, демографической, экологической, климатической и иной ситуации;

      2) водохозяйственный баланс соответствующего бассейна;

      3) объемы экологического стока и перспективные лимиты водопользования;

      4) предложения по решению вопросов по трансграничным водным объектам;

      5) меры по модернизации водохозяйственных и гидротехнических сооружений;

      6) меры по развитию устойчивого механизма использования водных ресурсов и альтернативных источников воды;

      7) мероприятия, направленные на восстановление поверхностных водных объектов, находящихся под угрозой исчезновения;

      8) карту территорий, подверженных вредному воздействию вод и засух, а также меры по их предупреждению;

      9) оценку затрат бюджетных средств на строительство, ремонт, реконструкцию водохозяйственных и гидротехнических сооружений, а также на охрану и восстановление водных объектов;

      10) предложения по определению размеров платежей и налогов за пользование водными ресурсами поверхностных и подземных водных объектов;

      11) комплекс мероприятий по защите и восстановлению малых водных объектов.

      10. Бассейновый план предусматривает мероприятия, направленные на:

      1) сохранение экологических систем как основы устойчивого развития водохозяйственного бассейна;

      2) экономное и комплексное использование поверхностных и подземных водных ресурсов на основе применения наилучших имеющихся технологий;

      3) сокращение безвозвратных потерь водных ресурсов в отраслях экономики и объемов сброса неочищенных сточных вод;

      4) предупреждение вредного воздействия вод и предотвращение искусственных засух.

      11. Бассейновые планы разрабатываются на долгосрочный период сроком на пятнадцать лет за счет бюджетных средств научными, информационно-аналитическими организациями, находящимися в ведении в ведении уполномоченного органа в области охраны и использования водного фонда (далее – уполномоченный орган).

      Срок разработки бассейновых планов не превышает двух лет.

      12. Обновление бассейнового плана осуществляется на основании рекомендаций и предложений бассейновых советов.

      13. Генеральный план разрабатывается по итогам разработки бассейновых планов.

      14. Генеральный план содержит:

      1) оценку и прогноз водных ресурсов, в том числе трансграничных, и их использования с учетом текущей и прогнозируемой социально-экономической, демографической, экологической, климатической и иной ситуации;

      2) водохозяйственный баланс Республики Казахстан;

      3) экологические и социально-экономические индикаторы использования воды в отраслях экономики, в том числе экономическую продуктивность воды;

      4) экологические, социально-экономические и научно обоснованные выводы и рекомендации для дальнейшего государственного планирования в Республике Казахстан с учетом достижения индикаторов, указанных в подпункте 3) настоящего пункта;

      5) оценку затрат бюджетных средств на строительство, ремонт, реконструкцию водохозяйственных и гидротехнических сооружений, а также на охрану и восстановление водных объектов;

      6) предложения по определению размеров платежей и налогов за пользование водными ресурсами поверхностных и подземных водных объектов;

      7) комплекс мероприятий по защите и восстановлению малых водных объектов.

      15. Генеральный план разрабатывается на долгосрочный период сроком на пятнадцать лет за счет бюджетных средств научными, информационно-аналитическими организациями, находящимися в ведении уполномоченного органа.

      Срок разработки генерального плана не превышает двух лет.

      16. Выводы и рекомендации генерального плана в части прогнозов водообеспеченности и возможных к использованию вод принимаются во внимание при разработке документов Системы государственного планирования Республики Казахстан.

      17. Внесение изменений и (или) дополнений в генеральный план осуществляется на основании рекомендаций и предложений Водного совета и бассейновых советов Республики Казахстан.

Параграф 1. Первый этап. Сбор, первичная обработка и анализ исходной информации для выявления и анализа проблем управления водными ресурсами

      18. В целях проведения оценки текущего состояния водных объектов, основных природно-климатических факторов, влияющих на их состояние, наличия и доступности водных ресурсов для использования, вероятности наступления событий, вызывающих вредное воздействие вод и засухи, осуществляется сбор следующей физико-географической, гидрологической, гидрогеологической и гидрометеорологической информации по водосбору и водным объектам рассматриваемого водохозяйственного бассейна:

      1) характеристики рельефа, почв, лесного покрова и ландшафтов речного бассейна (картографические материалы, длины водотоков, площади водосборных бассейнов притоков различного порядка, густота речной сети, лесистость, озерность, заболоченность, типы почв);

      2) метеорологическая, гидрологическая, гидрохимическая и гидрогеологическая изученность водохозяйственного бассейна (существующая сеть пунктов наблюдений за показателями состояния водных объектов, существовавшие ранее пункты наблюдений за показателями состояния водных объектов, наблюдаемые параметры, длительность, частота и периоды наблюдений);

      3) основные гидрологические и морфометрические (для поверхностных водных объектов), и гидрогеологические (для подземных водных объектов) характеристики;

      4) гидрофизические, гидрохимические и гидробиологические характеристики водных объектов;

      5) гидрометеорологические (климатические) характеристики (осадки, испарение, температуры, влажность);

      6) данные по гидротехническим сооружениям и водохозяйственным системам (паспорта, правила эксплуатации).

      19. Для проведения работ, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил, в пределах территории рассматриваемого водохозяйственного бассейна составляется перечень водных объектов. Реки длиной менее 10 километров, озера и пруды площадью менее 1 квадратного километра в перечень не включаются.

      20. Для оценки уровня антропогенной нагрузки на водные объекты, выявления причин и источников загрязнения водных объектов в результате хозяйственной деятельности, разработки целевых показателей качества поверхностных и подземных вод и мероприятий по их достижению, осуществляется сбор следующей информации:

      1) характеристики забора водных ресурсов для питьевого водоснабжения и сброса сточных вод (водные объекты, используемые для питьевого водоснабжения, направления сброса сточных вод, техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, внутригодовое распределение и динамика заборов воды и сброса сточных вод, суточное водопотребление, аварии и потери в системах водоснабжения и водоотведения);

      2) характеристики забора и (или) использования водных ресурсов для промышленности и теплоэнергетики (внутригодовое распределение и динамика заборов свежей воды и сбросов сточных вод, величина оборотного и (или) повторного использования воды, укрупненные нормы водопотребления и водоотведения, применяемые водосберегающие технологии, объемы выработки тепловой и электрической энергии);

      3) характеристики забора водных ресурсов для нужд сельского хозяйства (состав и площади возделываемых культур, применяемая агротехника, состав и масштабы использования удобрений, пестицидов, ядохимикатов, площади орошаемых земель, технологии орошения и дренажа, водные объекты, используемые для орошения, состав дренажных вод, ирригационные и коллекторно-дренажные системы, виды и масштабы производства животноводческой продукции, объемы водопотребления на эти цели, объемы, способы хранения и утилизации отходов животноводства);

      4) характеристики использования водных ресурсов для целей гидроэнергетики (водные объекты, используемые для выработки электрической энергии, объемы выработки электрической энергии, потенциал развития гидроэнергетики);

      5) характеристики сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения пастбищ (водные объекты, используемые для сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения пастбищ, состояние систем водоснабжения и водоотведения внутригодовое распределение и динамика заборов воды и сброса сточных вод, суточное водопотребление на одного сельского жителя, на одно животное, использование объектов пастбищной инфраструктуры);

      6) характеристики использования водных ресурсов для ведения рыболовства и аквакультуры (современное состояние рыбного хозяйства, объемы вылова рыбы, товарное выращивание рыбы, количество субъектов аквакультуры);

      7) характеристики использования водных объектов для транспорта (судоходные пути и их параметры, сроки навигации, объемы грузоперевозок, состояние судоходных шлюзов);

      8) характеристики использования водных объектов в оздоровительных и рекреационных целях (направление и структура использования водных объектов в оздоровительных и рекреационных целях, инфраструктура туризма);

      9) характеристики водных объектов особого государственного значения (границы и площади, условия хозяйственной деятельности, объемы природоохранных попусков воды по руслам водных объектов);

      10) характеристики особо охраняемых природных территорий и водных объектов, входящих в их состав (границы и площади, правовой статус, рекреационная ценность, режимы охраны, целевое использование и разрешенные виды деятельности, количественные и качественные показатели водных объектов).

      21. Для определения возможности повышения эффективности управления водными ресурсами, предупреждения вредного воздействия вод и разработки мероприятий по реконструкции и строительству водохозяйственных и гидротехнических сооружений осуществляется сбор следующей информации о водохозяйственной инфраструктуре:

      1) общие характеристики регулирующих емкостей водохранилищ и прудов, систем распределения (перераспределения) речного стока;

      2) характеристики водозаборных сооружений;

      3) характеристики водозаборов подземных вод;

      4) характеристики групповых водоводов, систем лиманного орошения, магистральных, межхозяйственных и внутрихозяйственных каналов, коллекторно-дренажных систем;

      5) характеристики систем водоснабжения и водоотведения;

      6) характеристики инженерных систем защиты от паводковых и талых вод.

      22. Для анализа социально-экономических аспектов охраны и использования водного фонда, разработки мероприятий по повышению эффективности управления в области охраны и использования водного фонда, экономической оценки потенциальных наборов водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также экономической продуктивности воды осуществляется сбор информации по использованию воды в отраслях экономики, включая:

      1) характеристики выданных разрешений на специальное водопользование;

      2) решения местных представительных и исполнительных органов, регулирующие вопросы охраны и использования водного фонда предупреждения вредного воздействия вод и предотвращения искусственных засух;

      3) характеристики документов Системы государственного планирования и иных документов планирования, определяющих социально-экономическое развитие регионов (демографическая ситуация, миграционные процессы, здоровье населения, санитария, состояние экологии, экономика и сельское хозяйство, чрезвычайные ситуации, связанные с вредным воздействие вод);

      4) оценку затрат бюджетных средств на водоохраные мероприятия, строительство, ремонт и реконструкцию водохозяйственных и гидротехнических сооружений;

      5) оценку существующих механизмов тарифообразования и налогового регулирования.

      23. К основным социально-экономическим показателям развития республики и его регионов относятся: численность проживающего населения, валовой региональный продукт, объемы промышленной продукции и продукции сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, численность занятых в экономике, среднемесячная номинальная заработная плата, уровень безработицы.

      24. В зависимости от специфики конкретного водохозяйственного бассейна используются дополнительные социально-экономические показатели.

      25. Выявленные ходе реализации первого этапа пробелы в требуемой информации учитываются при определении необходимых программ развития мониторинга и проведения научно-исследовательских и изыскательских работ в составе водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

      26. Результаты исследований и аналитических проработок первого этапа формируются в краткий аналитический доклад "Анализ современного состояния и утверждаемые основные положения", в котором описываются общая характеристика, проблемы управления водными ресурсами и пути их решения.

Параграф 2. Второй этап. Выявление и ранжирование по степени значимости проблем и угроз в части наличия водных ресурсов и их использования, а также прогнозирование и оценка рисков вредного воздействия вод

      27. На основании анализа информации, собранной в ходе выполнения первого этапа:

      1) определяются величины антропогенного воздействия на водные объекты рассматриваемого водохозяйственного бассейна и осуществляется оценка их состояния;

      2) определяются факторы, в том числе трансграничные, влияющие или которые могут оказать негативное влияние на социально-экономическую ситуацию (снижение качества жизни, повышение заболеваемости, дефицит водных ресурсов для питьевого водоснабжения и отраслей экономики);

      3) выявляются проблемы экологического состояния водных объектов и водообеспеченности на современном и расчетных уровнях, включая проблемы трансграничного, информационного, технологического, управленческого и институционального характера;

      4) выявляются проблемы вредного воздействия вод, включая проблемы информационного, трансграничного, технологического, управленческого характера, а также виды такого воздействия на современном и расчетных уровнях (затопление и подтопление территорий населенных пунктов, промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий, разрушение берегов водных объектов, водохозяйственных и гидротехнических сооружений заболачивание и засоление земель, эрозия почв, образование оползней, селевых потоков).

      При выполнении оценки состояния водных объектов используются результаты расчетов водохозяйственных балансов, а также информация о поступлении загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе за счет трансграничного загрязнения.

      28. В случаях, когда замыкающий створ главной реки одного речного бассейна является входным створом для другого речного бассейна, все расчетные характеристики для данного створа каждого речного бассейна принимаются полностью идентичными.

      29. Оценка риска вредного воздействия вод определяется как произведение риска паводков и суммарной стоимости всех теряемых при затоплении объектов в опасной зоне.

      30. Выявленные проблемы группируются с указанием численных параметров и причин возникновения:

      1) проблемы экологического состояния водных объектов и их бассейнов (экологических систем);

      2) проблемы водообеспечения населения и отраслей экономики;

      3) проблемы вредного воздействии вод и искусственных засух;

      4) проблемы организационно-управленческого характера.

      31. Выполняется комплексная сравнительная оценка проблем, на решение которых направлены все мероприятия генерального и бассейновых планов, с последующим их ранжирование по приоритетности решения на основе экологических и социально-экономических критериев.

      32. Результаты исследований и аналитических проработок второго этапа формируются в краткий доклад "Ключевые".

Параграф 3. Третий этап. Разработка основных целей, задач, целевых индикаторов и оценка их достижимости в течение планируемого периода реализации

      33. На третьем этапе разработки генерального и бассейновых планов осуществляется формулирование основных целей и задач реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, определяются целевые индикаторы с оценкой их достижимости в течение планируемого периода реализации.

      34. Цели устанавливаются для каждой из проблем (согласно приоритетам) и формулируются в измеримых количественных показателях, предусматривающих возможность контролируемого поэтапного достижения. Цели устанавливаются как реалистичные, при этом обеспечивается их сбалансированность с ресурсами, необходимыми для решения выделенных проблем.

      35. Система целевых индикаторов разрабатывается в части:

      1) установления количественных и качественных показателей состояния водных объектов;

      2) развития системы мониторинга водных объектов и водных ресурсов;

      3) обеспечения экологического стока для сохранения и улучшения состояния экосистем;

      4) водообеспечения населения и отраслей экономики;

      5) экономного и комплексного использования поверхностных и подземных водных ресурсов на основе применения наилучших имеющихся технологий;

      6) сокращение безвозвратных потерь водных ресурсов в отраслях экономики и объемов сброса неочищенных сточных вод;

      7) развития водохозяйственных и гидротехнических сооружений.

      36. Итоги третьего этапа разработки формируются в краткий доклад "Целевое состояние водохозяйственного бассейна, основные цели и целевые индикаторы его достижения".

Параграф 4. Четвертый этап. Разработка набора (вариантов) водохозяйственных и водоохранных мероприятий по поэтапному достижению установленных целей и задач

      37. На четвертом этапе проводится разработка нескольких наборов (вариантов) программ мероприятий, отражающих возможные (альтернативные) пути достижения установленных целей и задач.

      38. По каждому набору (варианту) мероприятий учитываются:

      1) экологический сток для всех водных объектов, рассматриваемого водохозяйственного бассейна;

      2) лимиты водопользования по водохозяйственным участкам рассматриваемого водохозяйственного бассейна;

      3) лимиты водопользования по регионам входящих в тот или иной водохозяйственный бассейн;

      39. Потенциальный набор (вариант) водохозяйственных и водоохранных мероприятий включает мероприятия по следующим направлениям:

      1) фундаментальные (базисные) мероприятия;

      2) институциональные мероприятия;

      3) мероприятия по улучшению оперативного управления;

      4) мероприятия по строительству и реконструкции водохозяйственных и гидротехнических сооружений.

      40. В состав фундаментальных (базисных) мероприятий входят следующие направления:

      1) осуществление идентификации, классифицирование водных объектов по типу и состоянию;

      2) развитие учета водных ресурсов и их использования;

      3) развитие научно-методической базы изучения, управления охраной и использованием водных объектов, включая разработку экономических механизмов стимулирования эффективного водопользования;

      4) комплексное развитие системы государственного мониторинга водных объектов в речном бассейне, восстановление и развитие наблюдательной сети за состоянием водных объектов (поверхностных и подземных);

      5) развитие системы дистанционного мониторинга во взаимосвязи с системой наземного мониторинга;

      6) разработка имитационных математических моделей;

      7) определение зон, подверженных риску затопления в период паводков, их классифицирование и картографирование;

      8) разработка и развитие национальной информационной системы водных ресурсов, с включением в них разработанных имитационных математических моделей и баз данных дистанционного мониторинга;

      9) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области водного хозяйства.

      41. В состав институциональных мероприятий входят следующие направления:

      1) мероприятия, направленные на соблюдение лимитов водопользования и сброса очищенных сточных вод;

      2) развитие нормативно-технической и методологической базы функционирования водохозяйственного комплекса и регулирования водопользования, а также по проектированию и строительству зданий и сооружений);

      3) мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, а также по адаптации к негативным последствиям засух и предотвращению искусственных засух;

      4) разработка предложений по определению размеров платежей и налогов за пользование водными ресурсами поверхностных и подземных водных объектов.

      42. В состав мероприятий по улучшению оперативного управления охраны и использования водных объектов входят следующие направления:

      1) развитие автоматизированных систем управления, а также инструментов математического моделирования и прогнозирования состояния водных объектов;

      2) обеспечение развития национальной информационной системы водных ресурсов;

      3) обеспечение ведения и развития системы государственного водного кадастра.

      43. В состав мероприятий по строительству и реконструкции водохозяйственных и гидротехнических сооружений входят следующие направления:

      1) строительство и реконструкция водохозяйственных и гидротехнических сооружений;

      2) пересмотр режимов работы водохранилищ и строительство новых емкостей;

      3) строительство и реконструкция систем межбассейнового перераспределения стока;

      4) строительство и реконструкция очистных сооружений;

      5) проведение санации поверхностных водных объектов;

      6) строительство и реконструкция инженерных систем защиты от паводковых и талых вод. 44. По каждому из мероприятий, включаемых в состав разработанного проекта Плана, указываются:

      1) водохозяйственный участок и водный объект, на котором реализуется мероприятие;

      2) решаемые приоритетные проблемы и целевые индикаторы, на достижение которых нацелено мероприятие;

      3) сроки и этапы реализации мероприятия;

      4) физические объемы работ по реализации мероприятий;

      5) укрупненная оценка необходимых финансовых затрат на реализацию мероприятий;

      6) предполагаемые источники финансирования мероприятия;

      7) ожидаемые эффекты от реализации мероприятия (экономические (финансовые выгоды), экологические, социальные).

      45. Оценка необходимых для реализации мероприятий финансовых ресурсов осуществляется на основании укрупненных показателей стоимости водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также по укрупненным расценкам выполнения различных видов работ на основе нормативных документов по ценообразованию в строительстве, утвержденные приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № 223-НҚ.

Параграф 5. Пятый этап. Социально-экономическая и экологическая оценка разработанных наборов (вариантов) водохозяйственных и водоохранных мероприятий

      46. На пятом этапе выполняется социально-экономическая и экологическая оценка набора (вариантов) водохозяйственных и водоохранных мероприятий, определенных на четвертом этапе, в том числе оценка финансовых затрат, объемов экономии водных ресурсов, объемов предотвращаемых ущербов, изменения качества жизни в рассматриваемом водохозяйственном бассейне, экологическую и социальную приемлемость каждого из вариантов мероприятий.

      47. Комплексная (интегральная) оценка каждого набора (вариантов) водохозяйственных и водоохранных мероприятий осуществляется на основании следующих методик:

      1) метод анализа выгод и затрат. Данный метод позволяет оценить финансово-экономические аспекты, рассчитывая чистую приведенную стоимость, внутреннюю норму доходности и другие экономические показатели. Метод включает экологические и социальные факторы через использование специальных коэффициентов или добавочных затрат, например, связанных с восстановлением экосистем или улучшением социальных условий;

      2) анализ мультикритериального выбора. Данный метод позволяет учитывать несколько критериев одновременно и применяется для интегральной оценки, когда к экономическим показателям добавляются социальные и экологические аспекты. Мультикритериальный анализ предполагает, что каждому фактору присваивается вес (значимость), затем рассчитывается общий интегральный показатель для каждого варианта. Метод используется для выбора приоритетных мероприятий, помогая определить, какие проекты принесут наибольшие выгоды с минимальным ущербом для водных экологических систем;

      3) метод анализа жизненного цикла. Данный метод используется для оценки экологических последствий на всех стадиях реализации мероприятия, от производства ресурсов до их утилизации. Этот метод позволяет оценить полный экологический след проекта, включая выбросы парниковых газов, использование воды и энергоҰмкость. В программу допускается включение комплексной оценки на основе экологической целесообразности проекта. Метод особенно важен при оценке инфраструктурных решений (мероприятий), таких как строительство плотин и каналов, чтобы оценить их долговременное воздействие на гидрологический цикл и экологическое состояние рек;

      4) методы экологической и социальной устойчивости. Данные методы включают оценку социально-экологических рисков, таких как последствия для здоровья населения, качество среды обитания и воздействие на биоразнообразие. Методы включают индикаторы устойчивого развития (экологическая емкость, индекс социальной устойчивости) и могут быть адаптированы под конкретные условия проекта;

      5) эколого-экономическое моделирование. Данный метод оценивает стоимость природных ресурсов, например, стоимости экосистемных услуг и возможного ущерба от потери природного капитала. В результате создается интегральная оценка, которая позволяет понять стоимость природных ресурсов, используемых в рамках программы. Метод позволяет учитывать стоимость водных ресурсов в денежном выражении, что помогает интегрировать экологические и экономические цели, делая мероприятия финансово оправданными.

      48. При комплексной оценке вариантов применяется не менее двух методов. Выбор конкретных методов зависит от особенностей водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

      49. При проведении комплексной оценки каждого из вариантов программы мероприятий проводится обоснование реальных сроков их реализации, исходя из имеющихся водных и финансовых ресурсов, промышленного, интеллектуального, социально-культурного и кадрового потенциала территории рассматриваемого водохозяйственного бассейна, наличия соответствующих инновационных технологий для разных секторов экономики.

      50. Результаты выполнения четвертого и пятого этапов разработки формируются в краткий сводный доклад "Варианты программ, их основные экологические, технико-экономические и социальные показатели, сравнительная комплексная оценка" и приложений к нему (по количеству альтернативных вариантов программ мероприятий).

Параграф 6. Шестой этап. Выбор окончательной программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий, определение этапов их реализации

      51. На шестом этапе проводится выбор основного варианта (набора) водохозяйственных и водоохранных мероприятий (далее – программа мероприятий) для реализации генерального и бассейнового планов.

      52. При подготовке программы мероприятий:

      1) формулируются главные положения;

      2) выделяются этапы реализации и соответствующие целевые индикаторы;

      3) уточняются лимиты водопользования и сброса очищенных сточных вод;

      4) уточняются необходимые финансовые затраты на реализацию мероприятий;

      5) разрабатывается общая оценка вероятных последствий реализации мероприятий на окружающую среду.

      53. Разрабатываемая в программе мероприятий система индикаторов достижения установленных целевых показателей учитывает объективную временную задержку эффектов от реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

  Приложение 2 приказу
Министр водных
ресурсов и ирригации
Республики Казахстан
от 23 июля 2025 года № 180-НҚ

Перечень утративших силу некоторых приказов

      1. Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 19-1/277 "Об утверждении Правил разработки и утверждения генеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11524).

      2. Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 19-1/1052 "О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 19-1/277 "Об утверждении Правил разработки и утверждения генеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12609).

      3. Приказ Министра водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан от 27 августа 2024 года № 134-НҚ "О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 19-1/277 "Об утверждении Правил разработки и утверждения генеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 34990).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.