В соответствии с подпунктом 9-1) статьи 99 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по разработке Цифровой карты бизнеса.
2. Департаменту политики развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после дня его первого официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан |
А. Амрин |
Утверждена приказом исполняющий обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 июня 2025 года № 60 |
Методика по разработке Цифровой карты бизнеса
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика по разработке Цифровой карты бизнеса (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 9-1) статьи 99 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и применяется для разработки Цифровой карты бизнеса.
2. Основные понятия, используемые в Методике:
1) Цифровая карта бизнеса – комплексный, интегрированный информационно-аналитический проект, объединяющий данные и процессы, связанные с осуществлением деятельности субъектами предпринимательства;
2) реестр мер государственной поддержки частного предпринимательства – перечень инструментов финансовой, имущественной, нефинансовой поддержки, регламентированных в Кодексе;
3) уполномоченный орган по предпринимательству – государственный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области развития и поддержки частного предпринимательства;
4) субъекты предпринимательства – граждане, кандасы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства), государственные предприятия (субъекты государственного предпринимательства);
5) встречные обязательства – взаимные обязательства субъекта предпринимательства и государства, принимаемые при предоставлении мер государственной поддержки в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) получатели мер государственной поддержки – субъекты частного предпринимательства и население с предпринимательской инициативой (далее – получатель).
3. Целью разработки Цифровой карты бизнеса является создание единого цифрового проекта, обеспечивающего прозрачное, эффективное и технологичное взаимодействие между государством и бизнесом, позволяющего оценить состояние развития предпринимательства с выработкой индивидуальных рекомендаций для предпринимателей, упростить доступ к мерам государственной поддержки и оценить их эффективность на основе достоверной аналитики.
4. Цифровая карта бизнеса формируется на основании данных о субъектах предпринимательства, получаемых в рамках интеграционного взаимодействия с объектами информатизации "электронного правительства" и информационными системами организаций в соответствии законодательством Республики Казахстан об информатизации.
Глава 2. Структура и направления Цифровой карты бизнеса
5. Цифровая карта бизнеса имеет основные направления:
1) предоставление государственных услуг для осуществления предпринимательской деятельности по принципу "одного окна";
2) государственное регулирование предпринимательской деятельности;
3) предоставление мер государственной поддержки по принципу "одного окна" и анализ их эффективности;
4) формирование аналитических и прогнозных решений;
5) иные направления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
6. Направление Цифровой карты бизнеса по предоставлению государственных услуг и иных услуг для осуществления предпринимательской деятельности по принципу "одного окна" реализуется на веб-портале "электронного правительства" в соответствии с законодательством о государственных услугах.
7. Направление Цифровой карты бизнеса по государственному регулированию предпринимательской деятельности реализуется в соответствии со статьей 81 Кодекса в рамках реализации следующих регуляторных инструментов:
1) разрешительный или уведомительный порядок осуществления субъектами предпринимательства отдельных видов деятельности или действий (операций);
2) установление законами Республики Казахстан ответственности субъектов предпринимательства;
3) информационные инструменты;
4) саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в саморегулируемой организации.
8. Предоставление мер государственной поддержки осуществляется на основании данных Реестра мер государственное поддержки и в рамках двухуровневой системы государственной поддержки, включающей:
1) первый уровень – регистраторская система, интегрированная с системами второго уровня, содержащая эталонный электронный реестр заявок получателей, где посредством окончательного постформатно-логического контроля определяется соответствие получателя базовым требованиям;
2) второй уровень – отраслевые государственные или негосударственные информационные системы, посредством которых осуществляется прием заявок от получателей, их обработка с применением форматно-логического контроля и передача обработанных заявок на первый уровень.
9. Аналитические и прогнозные решения формируются на основании данных о субъектах предпринимательства в разрезе отраслевой и региональной специализации с учетом следующих основных сведений о субъектах предпринимательства:
1) регистрационные и общие данные;
2) экономические показатели;
3) инвестиционная активность;
4) участие в мерах государственной поддержки;
5) взаимодействие с государственными органами;
6) открытые данные и публичная аналитика;
7) иная информация.
К регистрационным и общим данным о субъектах предпринимательства относятся сведения о:
1) наименовании индивидуального предпринимателя или юридического лица;
2) дате регистрации и (или) перерегистрации юридического лица (с указанием номера решения о перерегистрации юридического лица, перерегистрирующего органа);
3) местонахождении и реквизитах юридического лица;
4) способе образования юридического лица;
5) учредителях юридического лица, в том числе с указанием пола учредителя;
6) наличии иностранного участия;
7) категории в соответствии со статьей 24 Кодекса;
8) прекращении деятельности юридического лица;
9) виде деятельности в соответствии с Национальным классификатором Республики Казахстан;
10) наличии разрешительных документов и перечень обязательных требований, необходимых для начала и последующего осуществления отдельных видов деятельности или действий (операций) субъектом предпринимательства;
11) статусе: начинающий, действующий, ликвидированный, приостановленный;
12) ином статусе: отечественный товаропроизводитель, иностранный или национальный инвестор, экспортер/импортер;
13) выходе на внешние рынки.
К экономическим показателям субъектов предпринимательства относятся сведения о наличии, росте и (или) спаде уплаченных налогов, фонда оплаты труда, доходов, экпортной выручки, закредитованности.
К инвестиционной активности субъектов предпринимательства относятся данные об уровне и источнике инвестиций, инвестиционном проекте и стадии его реализации, наличии инвестиционных преференций.
К данным об участии субъекта предпринимательства в мерах государственной поддержки относятся сведения о:
полученных мерах государственной поддержки, предусмотренных в Реестре мер государственной поддержки;
бизнес-проекте и стадии его реализации;
принятых встречных обязательств в обмен на меры государственной поддержки и уровне их исполнения.
Глава 3. Базовый механизм расчета и учета встречных обязательств субъектов предпринимательства на Цифровой карте бизнеса
10. На Цифровой карте бизнеса обеспечивается учет встречных обязательств, предусмотренных в стандартизированном паспорте по мере государственной поддержки.
11. При предоставлении субъекту предпринимательства нескольких мер государственной поддержки, расчет встречных обязательств формируются в совокупности.
12. В случае повторного обращения субъекта предпринимательства за мерой государственной поддержки в течение 1 (одного) календарного года с момента получения предыдущей, расчет встречных обязательств по каждой мере применяется раздельно.
13. Встречные обязательства определяются с учетом отраслевой специфики в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
14. Мониторинг исполнения встречных обязательств осуществляется автоматически на Цифровой карте бизнеса путем интеграционного взаимодействия с информационными системами государственных органов и организаций.
15. Субъект предпринимательства, воспользовавшийся нефинансовыми мерами государственной поддержки, подвергается анализу эффективности мер поддержки в соответствии с Методикой осуществления анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 июня 2023 года № 119 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32872).
16. Субъект предпринимательства, воспользовавшийся финансовыми и (или) имущественными мерами государственной поддержки, подвергается анализу эффективности мер поддержки в соответствии с Методикой осуществления анализа эффективности финансовых и имущественных государственных мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой, утвержденной приказом Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 декабря 2024 года № 106 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 35445).