Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

Обновленный

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 апреля 2016 года № 13584.

      Сноска. В заголовок приказа внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 30.10.2018 № 34 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:

      Сноска. Преамбула - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 04.05.2023 № 156-НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 04.05.2023 № 59 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      3) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 3 к настоящему приказу.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 04.05.2023 № 156-НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 04.05.2023 № 59 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 471 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11807, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 11 сентября 2015 года).

      3. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнений мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр


национальной экономики


Республики Казахстан

Е. Досаев

      "СОГЛАСОВАН"

      Председатель Комитета по правовой

      статистике и специальным учетам

      Генеральной прокуратуры

      Республики Казахстан

      _____________________ С. Айтпаева

      9 марта 2016 год

  Приложение 1 к приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

      Сноска. Приложение 1 - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 04.05.2023 № 156-НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 04.05.2023 № 59 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан "О товарных биржах", приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577).

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) балл – количественная мера исчисления риска;

      2) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;

      2-1) значительные нарушения – нарушения товарными биржами, биржевыми брокерами и клиринговыми центрами товарных бирж требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, установленных настоящими Критериями, которые приведут к распространению коммерческой тайны и повлекут нарушение естественного ценообразования и дестабилизацию товарного рынка;

      2-2) грубые нарушения – нарушения товарными биржами, биржевыми брокерами и клиринговыми центрами товарных бирж требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, установленных настоящими Критериями, которые влекут за собой распространение коммерческой тайны, вмешательство в естественное ценообразование и дестабилизацию товарного рынка, а также нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства;

      3) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      4) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля и (или) проверок на соответствие квалификационным требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и (или) освобождения такого субъекта контроля от профилактического контроля с посещением субъекта контроля;

      5) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;

      6) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты контроля к различным степеням риска;

      7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;

      8) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства;

      9) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов, относимых к однородной группе субъектов контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.

      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными совместным приказом и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

Глава 2. Способы проведения профилактического контроля с посещением субъектов контроля и проверок на соответствие квалификационным требованиям

      3. Управление рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).

      На первом этапе по объективным критериям субъекты контроля распределяются к высокой степени риска.

      Для сфер деятельности субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводится проверка на соответствие квалификационным требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта контроля, профилактический контроль без посещения субъекта контроля и внеплановая проверка.

      На втором этапе по субъективным критериям субъекты контроля товарной биржи относятся к следующей степени риска:

      высокий риск.

      По показателям степени риска по субъективным критериям субъект контроля относится к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным совместным приказом и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      4. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Глава 3. Объективные критерии

      5. По объективным критериям к высокой степени риска относятся товарные биржи, биржевые брокеры и клиринговые центры товарных бирж.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      6. Отнесение субъектов контроля к высокой степени риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанной с обеспечением сохранности коммерческой тайны на товарной бирже, защиты прав участников биржевой торговли и добросовестной конкуренции между ними, которое может привести к незаконному распространению коммерческой тайны и повлечь нарушение естественного ценообразования и дестабилизацию товарного рынка.

      7. Для деятельности субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся проверка на соответствие квалификационным требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта контроля, профилактический контроль без посещения субъекта контроля и внеплановая проверка.

      8. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.

      9. При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта контроля и (или) на соответствие квалификационным требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.

Глава 4. Субъективные критерии

      10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      11. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан о товарных биржах.

      Для оценки степени рисков в целях осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля используются следующие источники информации:

      1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля;

      2) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями;

      3) результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля).

      Для оценки степени рисков в целях осуществления проверки на соответствие квалификационным требованиям, используются следующие источники информации:

      1) результаты предыдущих проверок;

      2) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.

      Сноска. Пункт 11 - в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      12. На основании источников информации, определенных в пункте 11 настоящих Критериев, определяются субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящим Критериям.

Глава 5. Управление рисками

      13. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов (объектов) контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям на период, определяемый субъективными критериями оценки степени риска.

      14. Субъекты (объекты) контроля по субъективным критериям переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов (объектов) контроля в случаях:

      1) если такие субъекты (объекты) заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;

      2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на соответствие квалификационным требованиям;

      3) если субъекты (объекты) являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.

      15. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.

Глава 6. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям

      16. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.

      Rпром = SP + SC, где

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,

      SР – показатель степени риска по нарушениям,

      SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев.

      Расчет производится по каждому субъекту контроля однородной группы субъектов контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов контроля, относимых к однородной группе субъектов контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.

      17. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.

      При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 11 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.

      При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн, где:

      SР – показатель степени риска по нарушениям;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      18. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 11 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:

     


      xi – показатель субъективного критерия,

      wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,

      n – количество показателей.

      Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 11 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      19. Рассчитанные по субъектам значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:

     


      R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта контроля,

      Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам, входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),

      Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам, входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев.

  Приложение
к Критериям оценки
степени риска
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан
о товарных биржах

Степени нарушений требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля

      Сноска. Приложение – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

Требования (степень тяжести устанавливается при несоблюдении указанного требования)

Степень нарушений

1. Для профилактического контроля с посещением в отношении товарных бирж

1

Наличие утвержденных размеров вступительных и ежегодных взносов членов, платежей за пользование имуществом биржи, регистрацию и оформление биржевых сделок

Значительное

2

Представление ежемесячного отчета по проведенным биржевым торгам в соответствии с формой, утвержденной антимонопольным органом

Грубое

3

Своевременное предоставление ежемесячного отчета по проведенным биржевым торгам антимонопольному органу (не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом)

Значительное

4

Размещение в специальном разделе собственного интернет-ресурса котировок на биржевые товары в установленный срок

Значительное

5

Наличие резервного фонда не менее двадцати тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете

Грубое

6

Размещение актуального перечня аккредитованных членов товарной биржи в специальном разделе собственного интернет-ресурса

Значительное

7

Проведение биржевых торгов с учетом особенностей режима торговли

Грубое

8

Соблюдение требования о реализации биржевых товаров, указанных в перечне биржевых товаров, исключительно в режиме двойного встречного аукциона

Грубое

9

Предоставление отказа в принятии заявки на продажу (покупку) биржевого товара, при наличии оснований для предоставления отказа в ее принятии

Грубое

10

Обеспечение всем участникам биржевой торговли равных условий по заключению биржевых сделок

Грубое

11

Своевременное размещение результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе (не позднее следующего рабочего дня по итогам каждого торгового дня)

Грубое

12

Хранение сведений о сделках, заключаемых на товарной бирже, а также результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе на протяжении всего периода действия лицензии

Грубое

13

Соблюдение требования о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках, также использования коммерческой информации в собственных интересах

Грубое

14

Соблюдение требования о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи

Грубое

15

Размещение утвержденных внутренних документов на своем интернет-ресурсе

Значительное

16

Своевременное размещение графика проведения биржевых торгов на своем интернет-ресурсе (не менее чем за пять рабочих дней до начала торгов)

Грубое

17

Своевременное принятие решения об аккредитации претендента (в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления и соответствующих документов)

Грубое

18

Соблюдение товарной биржей оснований при отказе в аккредитации претендента

Грубое

19

Соблюдение оснований при приостановлении аккредитации члена товарной биржи

Грубое

20

Соблюдение оснований при прекращении аккредитации в товарной бирже

Грубое

21

Принятие обоснованного решения об аннулировании брокерской и дилерской аккредитации на товарной бирже

Грубое

22

Соблюдение требования о запрете осуществления иной деятельности, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли

Грубое

23

Размещение котировок на биржевые товары на собственном интернет-ресурсе

Значительное

24

Соблюдение запрета на обслуживание несколькими клиринговыми центрами

Грубое

25

Соблюдение максимальных размеров вступительных взносов для членов товарной биржи и платежей за участие в биржевых торгах, утвержденных уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности

Грубое

26

Своевременное предоставление уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) сведения и информацию об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу

Значительное

27

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения)

Грубое

28

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной)

Грубое

29

Своевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг (по запросу, связанному с анализом подозрительной операции, субъект контроля предоставляет необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса)

Грубое

30

Наличие разработанной товарной биржей программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Значительное

31

Соблюдение требований по принятию мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников (Программа идентификации клиента его представителя и бенефициарного собственника заключается в проведении субъектами финансового мониторинга мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, сведений о клиенте и их представителях)

Значительное

32

Исполнение субъектами контроля обязанностей по отказу клиенту в проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) прекратить деловые отношения с клиентом

Грубое

33

Наличие правил внутреннего контроля, содержащие требования в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Грубое

34

Соответствие принятых правил внутреннего контроля и программ

Грубое

2. Для профилактического контроля с посещением в отношении биржевых брокеров

1

Соблюдение условий совершения сделки, указанных в приказе клиента

Грубое

2

Согласование изменения условий сделки со своим клиентом при возникновении необходимости изменения условий при ее совершении

Грубое

3

Утверждение стандарта по предупреждению коррупции и принятие соответствующих мер, в том числе по минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений

Грубое

4

Ведение учета совершаемых биржевых сделок отдельно по каждому клиенту и хранение сведений об этих сделках в течение пяти лет со дня совершения сделки

Грубое

5

Предоставление информации товарной бирже о расторжении договора с клиентом в качестве участника биржевых торгов

Грубое

6

Не представление одновременно интересов продавца и покупателя, при участии в биржевых торгах биржевыми товарами в режиме двойного встречного аукциона

Грубое

7

Представление своему клиенту отчета по биржевой сделке после получения от товарной биржи по окончании торговой сессии и клиринга

Грубое

8

Своевременное предоставление уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) сведения и информацию об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу

Значительное

9

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения)

Грубое

10

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной)

Грубое

11

Своевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг (по запросу, связанному с анализом подозрительной операции, субъект контроля предоставляет необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса)

Грубое

12

Наличие разработанной программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Значительное

13

Соблюдение требований по принятию мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников (Программа идентификации клиента его представителя и бенефициарного собственника заключается в проведении субъектами финансового мониторинга мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, сведений о клиенте и их представителях)

Значительное

14

Исполнение субъектами контроля обязанностей по отказу клиенту в проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) прекратить деловые отношения с клиентом

Грубое

15

Наличие правил внутреннего контроля, содержащие требования в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Грубое

16

Соответствие принятых правил внутреннего контроля и программ

Грубое

3. Для профилактического контроля с посещением в отношении клиринговых центров товарных бирж

1

Выполнение функций по сбору и обработке информации по заключенным биржевым сделкам, учету и подтверждении условий заключенных биржевых сделок, зачету взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах, осуществляемых в результате совершения биржевых сделок, принятию и учету биржевого обеспечения участников биржевых торгов, определению требования и (или) обязательства сторон по биржевым сделкам, организуют по ним расчеты и оказанию поддержки в исполнении биржевых сделок

Грубое

2

Наличие заключенного договора о клиринговом обслуживании с товарной биржей, содержащего условия о порядке взаимодействия сторон, обмене информацией, совершении процедур в процессе осуществления биржевой торговли

Грубое

3

Наличие заключенного договора с расчетной организацией о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах

Грубое

4

Соблюдение требования о не заключении договора о клиринговом обслуживании с членом товарной биржи

Грубое

5

Обеспечение раскрытия информации о своей деятельности и свободный доступ к ознакомлению с информацией, не составляющей коммерческую тайну, всем заинтересованным лицам в средствах массовой информации

Грубое

6

Хранение информации и документов, связанных с клиринговой деятельностью, и ежедневное резервное копирование такой информации в резервном техническом центре клирингового центра товарной биржи

Грубое

7

Открытие каждому участнику биржевых торгов торговых счетов с рездельными регистрами по учету биржевого обеспечения и денег, внесенных для оплаты товара по биржевой сделке

Грубое

8

Ведение раздельного учета денег брокера и его клиентов

Грубое

9

Ведение учета заблокированного биржевого обеспечения по каждой совершенной сделке

Грубое

10

Внесение денежных средств члена товарной биржи в клиринговый регистр учета денежных средств не позднее одного рабочего дня с даты обращения члена товарной биржи в клиринговый центр товарной биржи

Грубое

11

Возврат биржевого обеспечения члена товарной биржи не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления на возврат биржевого обеспечения

Грубое

12

Своевременное предоставление уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) сведения и информацию об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу

Значительное

13

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения)

Грубое

14

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной)

Грубое

15

Своевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг (по запросу, связанному с анализом подозрительной операции, субъект контроля предоставляет необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса)

Грубое

16

Соблюдение требований по принятию мер в части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов

Грубое

17

Наличие разработанной программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Значительное

18

Соблюдение требований по принятию мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников (Программа идентификации клиента его представителя и бенефициарного собственника заключается в проведении субъектами финансового мониторинга мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, сведений о клиенте и их представителях)

Значительное

19

Исполнение субъектами контроля обязанностей по отказу клиенту в проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) прекратить деловые отношения с клиентом

Грубое

20

Наличие правил внутреннего контроля, содержащие требования в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Грубое

21

Соответствие принятых правил внутреннего контроля и программ

Грубое

4. Для проверок на соответствие квалификационным требованиям в отношении товарных бирж

1

Наличие фирменного наименования товарной биржи, включающее в себя наименование "акционерное общество" товарная биржа" и название общества

Грубое

2

Наличие электронной торговой системы товарной биржи, обеспечивающий автоматизацию процесса заключения биржевых сделок, а также сбора, хранения, обработки и раскрытия информации

Грубое

3

Наличие собственного интернет-ресурса товарной биржи, имеющего уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующего в Интернете

Грубое

4

Наличие клирингового центра товарной биржи, имеющего аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процесса клиринговой деятельности

Грубое

5

Наличие уставного капитала в размере не менее двух миллиардов тенге, при этом не менее одного миллиарда тенге должны быть внесены деньгами

Грубое

6

Наличие квалифицированного состава работников товарной биржи, соответствующего образовательному уровню (для первого руководителя – высшее образование, для работников, не занимающих руководящие должности – высшее и (или) послесреднее образование) и опыту практической деятельности (для первого руководителя – стаж работы в сфере биржевой деятельности и (или) в финансовых организациях не менее трех лет) и отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлений (для первого руководителя)

Грубое

7

Наличие внутренних документов товарной биржи, согласованных с уполномоченным органом (если такое согласование является обязательным) и утвержденных (принятых) товарной биржей, регулирующих условия и порядок деятельности участников на товарной бирже, работу товарной биржи, ее органов, структурных подразделений, оказание, порядок и размер оплаты услуг, коммерческую тайну на товарной бирже, а также постоянно действующего биржевого арбитража

Грубое

5. Для проверок на соответствие квалификационным требованиям в отношении биржевых брокеров

1

Наличие квалифицированного состава работников брокера, соответствующего образовательному уровню (для первого руководителя – высшее образование, для работников, не занимающих руководящие должности – высшее и (или) послесреднее образование) и опыту практической деятельности (для первого руководителя – стаж работы в сфере биржевой деятельности и (или) в финансовых организациях не менее трех лет) и отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлений (для первого руководителя)

Грубое

2

Наличие внутренних документов брокера, регулирующих условия оказании брокерских услуг и порядок деятельности брокера на товарной бирже, работу брокера, его органов, структурных подразделений, оказание, порядок и размер оплаты услуг, коммерческую тайну на товарной бирже, а также стандартов по предупреждению коррупции

Грубое

6. Для проверок на соответствие квалификационным требованиям в отношении клиринговых центров товарных бирж

1

Наличие аппаратно-программного комплекса, обеспечивающий автоматизацию процесса клиринговой деятельности

Грубое

2

Наличие квалифицированного состава работников клирингового центра, соответствующего образовательному уровню (для первого руководителя – высшее образование, для работников, не занимающих руководящие должности – высшее и (или) послесреднее образование) и опыту практической деятельности (для первого руководителя – стаж работы в сфере биржевой деятельности и (или) в финансовых организациях не менее трех лет) и отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлений (для первого руководителя)

Грубое

3

Наличие внутренних документов клирингового центра, регулирующих условия клирингового обслуживания, порядка деятельности клирингового центра на товарной бирже, работу клирингового центра, его органов, структурных подразделений, оказание, порядок и размер оплаты услуг, коммерческую тайну на товарной бирже

Грубое

4

Наличие собственного интернет-ресурса клирингового центра, имеющего уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующего в Интернете

Грубое

5

Наличие договора о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах с банком второго уровня или организацией, осуществляющие отдельные виды банковских операций

Грубое

  Приложение 1
к Критериям оценки
степени риска
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан
о товарных биржах

Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

      Сноска. Приложение 1 - в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

№ п/п

Показатель субъективного критерия

Источник информации по показателю субъективного критерия

Удельный вес по значимости, балл
(в сумме не должен превышать 100 баллов), wi

Условия /значения, xi

условие 1/значение

условие 2/значение

условие 3/значение

1

2

3

4

5

6

7

Для профилактического контроля с посещением

1

Неустранение в установленный срок нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля

Результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта контроля)

100

0

1

0

0%

100%

0%

Для проверок на соответствие квалификационным требованиям

1

Отсутствие фирменного наименования товарной биржи, включающее в себя наименование "акционерное общество "товарная биржа" и название общества

Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями

100

0

1

0

0%

100%

0%

  Приложение 2 к приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

Проверочный лист

      Сноска. Приложение 2 - в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      За соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
в отношении товарной биржи
__________________________________________________________________
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку/ профилактический контроль
с посещением субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта контроля
__________________________________________________________________
___________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения ____________________________________________
__________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Наличие утвержденных размеров вступительных и ежегодных взносов членов, платежей за пользование имуществом биржи, регистрацию и оформление биржевых сделок



2

Представление ежемесячного отчета по проведенным биржевым торгам в соответствии с формой, утвержденной антимонопольным органом



3

Своевременное предоставление ежемесячного отчета по проведенным биржевым торгам антимонопольному органу (не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом)



4

Размещение в специальном разделе собственного интернет-ресурса котировок на биржевые товары в установленный срок



5

Наличие резервного фонда не менее двадцати тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете



6

Размещение актуального перечня аккредитованных членов товарной биржи в специальном разделе собственного интернет-ресурса



7

Проведение биржевых торгов с учетом особенностей режима торговли



8

Соблюдение требования о реализации биржевых товаров, указанных в перечне биржевых товаров, исключительно в режиме двойного встречного аукциона



9

Предоставление отказа в принятии заявки на продажу (покупку) биржевого товара, при наличии оснований для предоставления отказа в ее принятии



10

Обеспечение всем участникам биржевой торговли равных условий по заключению биржевых сделок



11

Своевременное размещение результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе (не позднее следующего рабочего дня по итогам каждого торгового дня)



12

Хранение сведений о сделках, заключаемых на товарной бирже, а также результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе на протяжении всего периода действия лицензии



13

Соблюдение требования о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках, также использования коммерческой информации в собственных интересах



14

Соблюдение требования о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи



15

Размещение утвержденных внутренних документов на своем интернет-ресурсе



16

Своевременное размещение графика проведения биржевых торгов на своем интернет-ресурсе (не менее чем за пять рабочих дней до начала торгов)



17

Своевременное принятие решения об аккредитации претендента (в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления и соответствующих документов)



18

Соблюдение товарной биржей оснований при отказе в аккредитации претендента



19

Соблюдение оснований при приостановлении аккредитации члена товарной биржи



20

Соблюдение оснований при прекращении аккредитации в товарной бирже



21

Принятие обоснованного решения об аннулировании брокерской и дилерской аккредитации на товарной бирже



22

Соблюдение требования о запрете осуществления иной деятельности, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли



23

Размещение котировок на биржевые товары на собственном интернет-ресурсе



24

Соблюдение запрета на обслуживание несколькими клиринговыми центрами



25

Соблюдение максимальных размеров вступительных взносов для членов товарной биржи и платежей за участие в биржевых торгах, утвержденных уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности



26

Своевременное предоставление уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) сведения и информацию об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу



27

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения)



28

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной)



29

Своевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг (по запросу, связанному с анализом подозрительной операции, субъект контроля предоставляет необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса)



30

Наличие разработанной товарной биржей программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения



31

Соблюдение требований по принятию мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников (Программа идентификации клиента его представителя и бенефициарного собственника заключается в проведении субъектами финансового мониторинга мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, сведений о клиенте и их представителях)



32

Исполнение субъектами контроля обязанностей по отказу клиенту в проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) прекратить деловые отношения с клиентом



33

Наличие правил внутреннего контроля, содержащие требования в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения



34

Соответствие принятых правил внутреннего контроля и программ



      Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)

  Приложение 3 к приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

Проверочный лист

      Сноска. Приказ дополнен приложением 3 в соответствии с совместным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 04.05.2023 № 156-НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 04.05.2023 № 59 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      За соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
в отношении товарной биржи
__________________________________________________________________
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса
Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки
__________________________________________________________________
___________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Наличие фирменного наименования товарной биржи, включающее в себя наименование "акционерное общество" товарная биржа" и название общества



2

Наличие электронной торговой системы товарной биржи, обеспечивающий автоматизацию процесса заключения биржевых сделок, а также сбора, хранения, обработки и раскрытия информации



3

Наличие собственного интернет-ресурса товарной биржи, имеющего уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующего в Интернете



4

Наличие клирингового центра товарной биржи, имеющего аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процесса клиринговой деятельности



5

Наличие уставного капитала в размере не менее двух миллиардов тенге, при этом не менее одного миллиарда тенге должны быть внесены деньгами



6

Наличие квалифицированного состава работников товарной биржи, соответствующего образовательному уровню (для первого руководителя – высшее образование, для работников, не занимающих руководящие должности – высшее и (или) послесреднее образование) и опыту практической деятельности (для первого руководителя – стаж работы в сфере биржевой деятельности и (или) в финансовых организациях не менее трех лет) и отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлений (для первого руководителя)



7

Наличие внутренних документов товарной биржи, согласованных с уполномоченным органом (если такое согласование является обязательным) и утвержденных (принятых) товарной биржей, регулирующих условия и порядок деятельности участников на товарной бирже, работу товарной биржи, ее органов, структурных подразделений, оказание, порядок и размер оплаты услуг, коммерческую тайну на товарной бирже, а также постоянно действующего биржевого арбитража



      Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)

  Приложение 4 к приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

Проверочный лист

      Сноска. Приказ дополнен приложением 4 в соответствии с совместным приказом и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      За соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
в отношении биржевого брокера
__________________________________________________________________
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса
Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку/ профилактический контроль
с посещением субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта контроля
__________________________________________________________________
___________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Соблюдение условий совершения сделки, указанных в приказе клиента



2

Согласование изменения условий сделки со своим клиентом при возникновении необходимости изменения условий при ее совершении



3

Утверждение стандарта по предупреждению коррупции и принятие соответствующих мер, в том числе по минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений



4

Ведение учета совершаемых биржевых сделок отдельно по каждому клиенту и хранение сведений об этих сделках в течение пяти лет со дня совершения сделки



5

Предоставление информации товарной бирже о расторжении договора с клиентом в качестве участника биржевых торгов



6

Не представление одновременно интересов продавца и покупателя, при участии в биржевых торгах биржевыми товарами в режиме двойного встречного аукциона



7

Представление своему клиенту отчета по биржевой сделке после получения от товарной биржи по окончании торговой сессии и клиринга



8

Своевременное предоставление уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) сведения и информацию об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу



9

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения)



10

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной)



11

Своевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг (по запросу, связанному с анализом подозрительной операции, субъект контроля предоставляет необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса)



12

Наличие разработанной программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения



13

Соблюдение требований по принятию мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников (Программа идентификации клиента его представителя и бенефициарного собственника заключается в проведении субъектами финансового мониторинга мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, сведений о клиенте и их представителях)



14

Исполнение субъектами контроля обязанностей по отказу клиенту в проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) прекратить деловые отношения с клиентом



15

Наличие правил внутреннего контроля, содержащие требования в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения



16

Соответствие принятых правил внутреннего контроля и программ



      Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)

  Приложение 5 к приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

Проверочный лист

      Сноска. Приказ дополнен приложением 5 в соответствии с совместным приказом и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      За соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
в отношении биржевого брокера
__________________________________________________________________
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса
Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки
__________________________________________________________________
___________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Наличие квалифицированного состава работников брокера, соответствующего образовательному уровню (для первого руководителя – высшее образование, для работников, не занимающих руководящие должности – высшее и (или) послесреднее образование) и опыту практической деятельности (для первого руководителя – стаж работы в сфере биржевой деятельности и (или) в финансовых организациях не менее трех лет) и отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлений (для первого руководителя)



2

Наличие внутренних документов брокера, регулирующих условия оказании брокерских услуг и порядок деятельности брокера на товарной бирже, работу брокера, его органов, структурных подразделений, оказание, порядок и размер оплаты услуг, коммерческую тайну на товарной бирже, а также стандартов по предупреждению коррупции



      Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)

  Приложение 6 к приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

Проверочный лист

      Сноска. Приказ дополнен приложением 6 в соответствии с совместным приказом и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      За соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
в отношении клирингового центра товарной биржи
__________________________________________________________________
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса
Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку/ профилактический контроль
с посещением субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта контроля
__________________________________________________________________
___________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Выполнение функций по сбору и обработке информации по заключенным биржевым сделкам, учету и подтверждении условий заключенных биржевых сделок, зачету взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах, осуществляемых в результате совершения биржевых сделок, принятию и учету биржевого обеспечения участников биржевых торгов, определению требования и (или) обязательства сторон по биржевым сделкам, организуют по ним расчеты и оказанию поддержки в исполнении биржевых сделок.



2

Наличие у клирингового центра заключенного договора о клиринговом обслуживании с товарной биржей, содержащего условия о порядке взаимодействия сторон, обмене информацией, совершении процедур в процессе осуществления биржевой торговли



3

Наличие у клирингового центра заключенного договора с расчетной организацией о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах



4

Соблюдение клиринговым центром требования о не заключении договора о клиринговом обслуживании с членом товарной биржи



5

Обеспечение раскрытия клиринговым центром информации о своей деятельности и свободный доступ к ознакомлению с информацией, не составляющей коммерческую тайну, всем заинтересованным лицам путем публикации (размещения) информации в средствах массовой информации



6

Хранение клиринговым центром информации и документов, связанных с клиринговой деятельностью, и ежедневное резервное копирование такой информации



7

Открытие клиринговым центром каждому участнику биржевых торгов торговых счетов с раздельными регистрами по учету биржевого обеспечения и денег, внесенных для оплаты товара по биржевой сделке



8

Ведение клиринговым центром раздельного учета денег брокера и его клиентов



9

Ведение клиринговым центром учета заблокированного биржевого обеспечения по каждой совершенной сделке



10

Внесение клиринговым центром денежных средств члена товарной биржи в клиринговый регистр учета денежных средств не позднее одного рабочего дня с даты обращения члена товарной биржи в клиринговый центр товарной биржи



11

Возврат клиринговым центром товарной биржи биржевого обеспечения члена товарной биржи не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления на возврат биржевого обеспечения



12

Своевременное предоставление уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) сведения и информацию об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу



13

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения)



14

Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной)



15

Своевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг (по запросу, связанному с анализом подозрительной операции, субъект контроля предоставляет необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса)



16

Соблюдение требований по принятию мер в части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов



17

Наличие разработанной клиринговым центром товарной биржи программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения



18

Соблюдение требований по принятию мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников (Программа идентификации клиента его представителя и бенефициарного собственника заключается в проведении субъектами финансового мониторинга мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, сведений о клиенте и их представителях)



19

Исполнение субъектами контроля обязанностей по отказу клиенту в проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) прекратить деловые отношения с клиентом



20

Наличие правил внутреннего контроля, содержащие требования в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения



21

Соответствие принятых правил внутреннего контроля и программ



      Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)

  Приложение 7 к приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

Проверочный лист

      Сноска. Приказ дополнен приложением 7 в соответствии с совместным приказом и.о. Министра торговли и интеграции РК от 20.03.2025 № 117-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 20.03.2025 № 12 (вводится в действие с 10.07.2025).

      За соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
в отношении клирингового центра товарной биржи
__________________________________________________________________
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса
Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки
__________________________________________________________________
___________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Наличие аппаратно-программного комплекса, обеспечивающий автоматизацию процесса клиринговой деятельности



2

Наличие квалифицированного состава работников клирингового центра, соответствующего образовательному уровню (для первого руководителя – высшее образование, для работников, не занимающих руководящие должности – высшее и (или) послесреднее образование) и опыту практической деятельности (для первого руководителя – стаж работы в сфере биржевой деятельности и (или) в финансовых организациях не менее трех лет) и отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлений (для первого руководителя)



3

Наличие внутренних документов клирингового центра, регулирующих условия клирингового обслуживания, порядка деятельности клирингового центра на товарной бирже, работу клирингового центра, его органов, структурных подразделений, оказание, порядок и размер оплаты услуг, коммерческую тайну на товарной бирже, в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа



4

Наличие собственного интернет-ресурса клирингового центра, имеющего уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующего в Интернете



5

Наличие договора о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах с банком второго уровня или организацией, осуществляющие отдельные виды банковских операций



      Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)


     
     

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.