В соответствии с подпунктом 3-1) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила разработки, согласования, утверждения, реализации и мониторинга программ развития внутристрановой ценности;
2) типовую форму программ развития внутристрановой ценности.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан.
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
|
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
| Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан 11 ноября 2025 года № 958 |
Правила разработки, согласования, утверждения, реализации и мониторинга программ развития внутристрановой ценности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки, согласования, утверждения, реализации и мониторинга программ развития внутристрановой ценности (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3-1) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике" (далее – Закон) и определяют порядок разработки, согласования, утверждения, реализации и мониторинга программ развития внутристрановой ценности.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) крупные заказчики – недропользователи, обладающие правом на добычу твердых полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; отдельные субъекты квазигосударственного сектора; субъекты естественных монополий, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности; системообразующие предприятия;
2) уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере промышленности, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственного стимулирования промышленности.
3. Программы развития внутристрановой ценности (далее – программы) разрабатываются крупными заказчиками сроком от трех лет в целях повышения доли внутристрановой ценности в их закупках.
Глава 2. Порядок разработки программ
4. Программы предусматривают следующие направления:
1) повышение доли внутристрановой ценности в закупках товаров;
2) планирование, заключение и исполнение договоров, направленных на развитие промышленности;
3) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) иные направления.
5. По каждому направлению программ предусматриваются планы мероприятий, содержащие конкретные действия крупных заказчиков, а также меры государственной поддержки частного предпринимательства, определяемые Предпринимательским кодексом Республики Казахстан в отношении таких субъектов, и иные мероприятия с конкретными целевыми показателями.
6. Программы разрабатываются крупными заказчиками на основании:
1) показателей по фактической доле внутристрановой ценности в закупках товаров за последние три года (в случае, если срок осуществления деятельности составляет менее трех лет, предоставляются фактические показатели за весь период осуществления деятельности);
2) плановых показателей доли внутристрановой ценности на период срока программы путем проведения анализа планируемых закупок для установления целевых показателей по доле внутристрановой ценности в закупках товаров;
3) проведенного анализа потребности крупных заказчиков и объема производства предприятиями обрабатывающей промышленности на предмет возможности:
поставки выпускаемой продукции – для установления целевых индикаторов по договорам гарантированного закупа;
расширения и/или создания нового производства предприятиями обрабатывающей промышленности – для установления целевых индикаторов по офтейк-контрактам;
поставки товаров, работ и услуг на принципах офсетной политики - для установления целевых индикатор по договорам контрактных закупок.
7. Целевые индикаторы устанавливаются по:
1) доле внутристрановой ценности в закупаемых товарах (при этом для недропользователей в разрезе контрактов и лицензий на недропользование целевые индикаторы по доле внутристрановой ценности в закупаемых товарах устанавливаются по отдельности);
2) количеству заключаемых и исполненных договоров, направленных на развитие промышленности, в количественном и денежном выражении.
При установлении целевых индикаторов учитываются действующие договора, направленные на развитие промышленности, заключенные до утверждения программ.
8. Программы разрабатываются по типовой форме, утверждаемой в соответствии с подпунктом 3-1) статьи 8 Закона.
9. В программы могут быть включены и иные направления по развитию внутристрановой ценности по инициативе крупного заказчика или соответствующего государственного органа.
Глава 3. Порядок согласования и утверждения программ
10. Разработанные крупными заказчиками программы направляются на согласование в уполномоченный орган.
11. Программы субъектов естественных монополий, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности, вносятся на согласование в уполномоченный орган после получения согласования государственного органа, осуществляющего руководство в соответствующих сферах естественных монополий.
12. Государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих сферах естественных монополий, и уполномоченный орган рассматривают программы на предмет обоснованности и актуальности целевых индикаторов, а также наличия мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства.
13. Государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих сферах естественных монополий, согласовывает программы в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления на согласование.
Уполномоченный орган осуществляет согласование программ в течение двадцати рабочих дней со дня их поступления.
Согласование программ соответствующими государственными органами осуществляется в обязательном порядке в пределах установленного срока.
14. Основаниями для отказа в согласовании программ соответствующими государственными органами являются:
1) заниженные целевые индикаторы по доле внутристрановой ценности в закупках товаров;
2) несоответствующие индикаторы по планированию, заключению договоров, направленных на развитие промышленности, исходя из количества заявок субъектов промышленно-инновационной деятельности;
3) отсутствие мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства.
15. В случае отказа в согласовании программ крупный заказчик в течение десяти рабочих дней со дня получения отказа дорабатывает программы и повторно представляет их на согласование соответствующим государственным органам, которые рассматривают доработанные программы в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.
16. В случае отсутствия оснований для отказа в согласовании программ, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, соответствующие государственные органы направляют крупному заказчику уведомление о согласовании программ.
17. Программы утверждаются крупными заказчиками до 1 декабря, предшествующего планируемому периоду реализации программ.
18. В программы могут быть внесены изменения и (или) дополнения до 1 мая по инициативе:
1) крупного заказчика по согласованию с соответствующим государственным органом;
2) соответствующего государственного органа по согласованию с крупным заказчиком.
Глава 4. Реализация и мониторинг программ
19. Реализацией программ является процесс достижения крупным заказчиком целевых индикаторов, предусмотренных в них.
20. Мониторингом программ являются сбор, систематизация, анализ и обобщение информации о ходе их реализации.
21. Мониторинг программ проводится уполномоченным органом ежегодно до 15 марта на основании отчетов, представляемых крупными заказчиками в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил.
22. Мониторинг программ обеспечивает:
1) ежегодное получение информации о текущем состоянии реализации программ;
2) своевременную актуализацию целевых показателей программ.
23. Крупные заказчики представляют отчет о реализации программ в уполномоченный орган в следующем порядке:
1) по подпункту 1) пункта 7 настоящих Правил:
недропользователи по форме, согласно Правилам представления недропользователями отчетов при проведении операций по разведке и добыче твердых полезных ископаемых, добыче общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 374 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17063);
отдельные субъекты квазигосударственного сектора, системообразующие предприятия и субъекты естественных монополий, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности, отчеты по формам предоставления организациями информации по внутристрановой ценности в закупках товаров, работ и услуг, утвержденным приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 25 октября 2013 года № 331 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8923);
2) по подпункту 2) пункта 7 настоящих Правил:
по форме, согласно отчету о ходе исполнения договоров, направленных на развитие промышленности, предусмотренному Правилами планирования и заключения договоров, направленных на развитие промышленности, утвержденными приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 8 июня 2022 года № 325 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28451).
3) отчет о фактическом исполнении целевых индикаторов и мероприятий в соответствии с формой, утверждаемой уполномоченным органом на основании подпункта 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике", и с приложением подтверждающих документов (копии договоров, направленных на развитие промышленности, электронные счета-фактуры, акты приема-передачи товаров).
24. Признание обязательств в рамках программ исполненными осуществляется при достижении целевых индикаторов, предусмотренных программами.
25. Обязательным условием признания программ исполненными являются подтверждение выполнения предусмотренных программами мероприятий, включая заключение договоров гарантированного закупа, офтейк-контрактов и (или) договоров контрактных закупок, и исполнение обязательств по ним.
26. Факт исполнения программ подтверждается уполномоченным органом по итогам ежегодного мониторинга программ на основании представленных в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил отчетов, содержащих сведения о выполнении всех мероприятий и достигнутых показателях, предусмотренных программами.
27. Несвоевременное представление и (или) непредставление отчета в порядке, установленном пунктом 23 настоящих Правил, являются неисполнением программ.
28. В случае неисполнения программ к крупным заказчикам применяются меры, предусмотренные статьей 61-1 Закона, за исключением случаев, когда такое неисполнение произошло не по вине крупного заказчика.
При неисполнении программы не по вине крупного заказчика и вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение), обязательства в рамках программы, неисполненные из-за таких обстоятельств, признаются исполненными.
| Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан 11 ноября 2025 года № 958 |
Типовая форма программ развития внутристрановой ценности
1. Текущая ситуация
1. Описание текущей ситуации показателей внутристрановой ценности в закупаемых товарах крупных заказчиков, в том числе согласно таблице 1.
| Таблица 1 |
№ п/п | Показатель | Фактические показатели за последние 3 года | |||||
______ год | ______ год | _____ год | |||||
тыс. тенге | доля ВЦ, % | тыс. тенге | доля ВЦ, % | тыс. тенге | доля ВЦ, % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Общий объем закупок ТРУ, в том числе: | ||||||
1.1 | товары | ||||||
1.2 | работы | ||||||
1.3 | услуги | ||||||
2. Описание проблемных вопросов в увеличении доли внутристрановой ценности.
2. Планы мероприятий
По повышению доли внутристрановой ценности в закупках товаров
| Таблица 2 |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Единица измерения | Целевые показатели | Примечание | ||
______ год | ______ год | ______ год | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Повышение доли внутристрановой ценности в закупках товаров (%) | |||||||
Увеличение общего объема закупок товаров у казахстанских товаропроизводителей (млн.тенге) | |||||||
1.1 | Мероприятие 1 | ||||||
1.2 | Мероприятие 2 | ||||||
… | Мероприятие … | ||||||
По планированию и заключению договоров, направленных на развитие промышленности
| Таблица 3 |
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Целевые показатели по заключению договоров, направленных на развитие промышленности | Примечание | |||||
_____год | _____год | _____год | |||||||
количество | млн тенге | количество | млн тенге | количество | млн тенге | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Договора гарантированного закупа | |||||||||
1.1 | Мероприятие 1 | ||||||||
1.2 | Мероприятие 2 | ||||||||
… | Мероприятие … | ||||||||
Офтейк-контракты | |||||||||
2.1 | Мероприятие 1 | ||||||||
2.2 | Мероприятие 2 | ||||||||
2.3 | Мероприятие 3 | ||||||||
Договора контрактных закупок | |||||||||
3.1 | Мероприятие 1 | ||||||||
3.2 | Мероприятие 2 | ||||||||
3.3 | Мероприятие 3 | ||||||||
По развитию субъектов малого и среднего предпринимательства
| Таблица 4 |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Примечание | ||
_____ | _____ год |
______ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Мероприятие 1 | ||||
2 | Мероприятие 2 | ||||
… | Мероприятие … | ||||
По иным направлениям
| Таблица 5 |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Примечание | ||
______ год | ______ год | ______ год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Мероприятие 1 | ||||
2 | Мероприятие 2 | ||||
… | Мероприятие … | ||||
Меры государственной поддержки предпринимательства
| Таблица 6 |
№ п/п | Мера поддержки | Срок реализации | Описание меры | Ответственные органы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.1 | ||||
1.2 | ||||
… |
