Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению устойчивости государственных финансов и повышению сбалансированности макроэкономической политики Республики Казахстан на 2025 – 2027 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2025 года № 765

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по обеспечению устойчивости государственных финансов и повышению сбалансированности макроэкономической политики Республики Казахстан на 2025 – 2027 годы (далее – План).

      2. Центральным государственным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), иным организациям (по согласованию):

      1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий, предусмотренных Планом;

      2) ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять информацию о ходе исполнения Плана в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан по итогам полугодия, не позднее 15 июля и 15 января, представлять в Аппарат Правительства Республики Казахстан сводную информацию о ходе исполнения Плана.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 18 сентября 2025 года № 765

План мероприятий
по обеспечению устойчивости государственных финансов и повышению сбалансированности макроэкономической политики Республики Казахстан на 2025 – 2027 годы

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма завершения

Срок завершения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

1.

Правительству обеспечить достижение следующих целевых показателей устойчивости государственных финансов

1.1

Снижение уровня ненефтяного дефицита республиканского бюджета до 7,3 % к валовому внутреннему продукту в 2025 году, 5,9 % – в 2026 – 2027 годах, 5,5 % – в 2028 – 2029 годах, закрепив роль ненефтяного дефицита в качестве основного показателя
(ковенанта) республиканского бюджета

информация в Правительство

ежегодно, декабрь 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

1.2

Снижение уровня дефицита республиканского бюджета до 2,7 % к ВВП в 2025 году, 2,5 % – в 2026 году, 2,3 % – в 2027 году, 2,1 % – в 2028 году, 2,1 % – в 2029 году

информация в Правительство

ежегодно, декабрь 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ

1.3

Сохранение объема государственного долга в размере, не превышающем 27,2 % к ВВП в 2025 году, 28,1 % – в 2026

информация в Правительство

ежегодно, декабрь

МНЭ, МФ

1

2

3

4

5


году, 29,0 % – в 2027 году, 29,9 % – в 2028 году, 30,8 % – в 2029 году


2025 – 2027 годы


1.4

Сохранение объема правительственного долга на уровне не выше 23,2 % к ВВП в 2025 году, 24,0 % – в 2026 году, 24,8 % – в 2027 году, 25,6 % – в 2028 году, 26,4 % – в 2029 году

информация в Правительство

ежегодно, декабрь 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ

1.5

Доведение доходов республиканского бюджета (без учета трансфертов) до 10,4 % к ВВП в 2025 году, 10,6 % к ВВП в 2026 году, 10,4 % – в 2027 году, 10,2 % – в 2028 году, 10,2 % – в 2029 году

информация в Правительство

ежеквартально, 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ

1.6

Закрепление лимита внешних обязательств государственного сектора (сумма внешнего государственного долга, внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора и гарантированного внешнего долга) на уровне не более 0,85 чистых валютных активов Национального фонда Республики Казахстан

информация в Правительство

ежегодно, декабрь 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ

2.

Правительству для повышения сбалансированности государственных финансов

2.1

Обеспечить проведение контрцикличной налогово-бюджетной политики путем неукоснительного соблюдения бюджетных правил и целевых ориентиров

2.1.1

Соблюдение обоих компонентов бюджетных правил на стадиях планирования бюджета, включая утверждение и уточнение бюджета

информация в Правительство

ежегодно, 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

2.2

Расширить периметр бюджетных правил и целевых ориентиров путем обеспечения полноценного охвата всех форм изъятий из Национального фонда

2.2.1

Определение объемов целевых трансфертов только по решению Совета по управлению Национальным фондом на очных заседаниях

информация в Правительство

по мере необходимости, 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

2.2.2

Обеспечение запрета на приобретение за счет средств Национального фонда Республики Казахстан акций компаний квазигосударственного сектора

информация в Правительство

сентябрь, 2025 год

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Самрук- Қазына" (по согласованию)

2.3

Для усиления подотчетности Правительства по соблюдению бюджетных правил совместно с Высшей аудиторской палатой и Национальным Банком

2.3.1

Рассмотрение результатов оценки воздействия бюджетных рисков на параметры социально-экономического развития на прогнозируемый период в рамках аналитического отчета о бюджетных рисках на заседаниях Совета по экономической политике

информация в Правительство

ежегодно, 2025 – 2027 годы

МНЭ, АСПиР (по согласованию), МФ,
НБ (по согласованию)

2.3.2

Проведение Высшей аудиторской палатой государственного аудита средств, выделенных на льготных условиях на поддержку экономики из Национального фонда с момента его образования, внебюджетных вливаний с целью переориентации на более приоритетные направления и (или) обеспечения возврата в Национальный фонд Республики Казахстан

информация ВАП по аудиту

по итогам проведенного государственного аудита

ВАП (по согласованию)

1

2

3

4

5

2.3.3

Усиление внешней независимой оценки прогноза социально-экономического развития на предмет реалистичности заложенных в них параметров и полноты учета бюджетных рисков в рамках формирования заключения к проекту республиканского бюджета

информация в Правительство

по мере необходимости, 2025 – 2027 годы

АСПиР (по согласованию), ВАП (по согласованию), МНЭ, МФ,
НБ (по согласованию)

2.4

Обеспечить учет активов и обязательств государства для строгого соблюдения принципа единства государственных финансов

2.4.1

Проведение ревизии на предмет целесообразности функционирования субъектов квазигосударственного сектора, созданных в форме внебюджетных фондов, как самостоятельных организаций с введением запрета на создание новых

информация в Правительство

ежеквартально, 2025 – 2027 годы

МФ, МНЭ, НБ (по согласованию), ВАП (по согласованию), АО "Самрук- Қазына" (по согласованию)

2.4.2

Установление временных ограничений по сроку действия налоговых стимулов исходя из целей и социально- экономического эффекта

информация в Правительство

сентябрь, 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

2.4.3

Исключение неэффективных налоговых льгот, преференций через строгую регламентацию предоставления и учета налоговых льгот

информация в Правительство

сентябрь, 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию)

2.4.4

Принятие действенных мер по снижению уровня ненаблюдаемой экономики

информация в Правительство

октябрь, 2025 год

МФ, АФМ (по согласованию), МНЭ, НБ (по согласованию)

1

2

3

4

5

2.4.5

Проведение ревизии парафискальных платежей и анализа эффективности деятельности организаций, взимающих парафискальные платежи, для принятия решений по их упразднению или передаче в бюджет

информация в Правительство

ежегодно с 2026 года

МНЭ, МФ

2.4.6

Введение публичной базы данных о налоговых льготах, освобождениях и иных преференциях, получателях и бенефициарах, сроках действия, отчетных суммах налоговых льгот, а также прогнозных суммах потерь новых налоговых льгот и ожидаемом социально- экономическом эффекте

информация в Правительство

ежегодно с 2027 года

МНЭ, МФ

2.5

Улучшить процесс анализа и планирования параметров государственных финансов, а также макроэкономического прогнозирования

2.5.1

Завершение работы по обеспечению конкретной классификации институциональных единиц экономики с разбивкой по секторам государственного управления и государственного сектора, а также гармонизации классификации институциональных единиц для повышения достоверной статистики

информация в Правительство

декабрь, 2027 год

МНЭ, МФ, АСПиР (по согласованию), НБ (по согласованию)

2.5.2

Создание специализированного рабочего органа по вопросам управления государственного долга (Debt Management Office) с последующей разработкой совместно с Национальным Банком среднесрочного плана действий для эффективного управления государственным долгом

информация в Правительство

декабрь, 2025 год

МФ, НБ (по согласованию),
АСПиР (по согласованию), МНЭ

2.6

Повысить качество и эффективность предоставления мер государственной поддержки

1

2

3

4

5

2.6.1

Проведение оценки эффективности действующих мер государственной поддержки субъектов предпринимательства

информация в Правительство

декабрь, 2025 года

МНЭ, МПС, МТСЗН, МФ,
МНВО, МП, МЗ, МЦРИАП, МТС, МКИ, МСХ, НБ (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Самрук-Қазына" (по согласованию)

2.6.2

Совершенствование ИС "Baqylauda" для мониторинга предоставления и использования мер государственной поддержки предпринимательства, включая их получателей, на основе двухуровневой системы

информация в Правительство

постоянно, 2025 – 2027 годы

МФ, МНЭ, НБ (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Самрук-Қазына" (по согласованию)

1

2

3

4

5

2.6.3

Разработка и внедрение стандартизированных паспортов для всех действующих мер государственной поддержки частного предпринимательства

информация в Правительство

февраль, 2026 год

МНЭ, МПС, МТСЗН, МТ, МТИ, МИД, МВРИ, МТС, МЭПР, МСХ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Самрук- Қазына" (по согласованию)

2.6.4

Проведение микроэкономического исследования эффективности государственной поддержки на примере предприятий, получивших прямые и косвенные меры стимулирования

информация в Правительство

декабрь, 2026 год

МНЭ, МТСЗН, МТ, МПС, МТИ, МИД, МВРИ,
МТС, МЭПР, МСХ,
НБ (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Самрук-Қазына" (по согласованию)

2.7

Оптимизировать государственные расходы для их высвобождения в целях финансирования приоритетных направлений развития экономики

2.7.1

Закрепление за конкретным должностным лицом – первым руководителем государственного органа-инициатора пула проектов, включенных в портфель государственных инвестиций, права самостоятельного распоряжения средствами (выбор поставщика, срока реализации и др.) с введением его единоличной ответственности за реализацию

информация в Правительство

декабрь, 2025 год

МНЭ, МФ

2.7.2

Введение моратория на строительство новых административных зданий государственных органов и организаций на период 2025 – 2027 годы (включительно), финансируемых за счет средств государственного бюджета, за исключением объектов административно- территориальных единиц, образованных с 2022 года, и завершения уже начатых строительных работ, а также реализуемых по прямому поручению Президента Республики Казахстан при предварительном согласовании с Премьер-Министром Республики Казахстан

информация в Правительство

сентябрь, 2025 год

МНЭ, МФ

2.7.3

Принятие системных решений против завышения текущих и капитальных затрат, финансируемых за счет бюджета, в рамках Строительного кодекса Республики Казахстан с целью их сокращения не менее чем на 15 %, в том числе с внедрением цифровых инструментов и использованием механизма "маркировки" цифрового тенге в расчетах между экономическими субъектами в строительной сфере

информация в Правительство

сентябрь, 2025 год

МПС, МФ, МНЭ, НБ (по согласованию)

2.7.4

Совершенствование социальных обязательств государства через внедрение цифровизации и усовершенствование критериев, процедур получения населением социальной поддержки

информация в Правительство

ежеквартально, 2025 – 2027 годы

МТСЗН, МЦРИАП, МФ, НБ (по согласованию)

3.

Национальному Банку для повышения эффективности управления активами Национального фонда и пенсионными активами Единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ)

3.1

Пересмотр структуры сберегательного портфеля Национального фонда в сторону увеличения инвестиций в высокодоходные классы активов с учетом

протокол СФС

сентябрь, 2025 год

НБ (по согласованию), МНЭ, МФ

1

2

3

4

5


Сбалансированной стратегической аллокации и реализации инициатив, направленных на развитие локальной экономики




3.2

Повышение общей долгосрочной доходности активов Национального фонда Республики Казахстан не менее чем на 1% в годовом выражении относительно консервативного распределения активов

отчет о результатах доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан

ежегодно, 2025 – 2027 годы

НБ (по согласованию), МФ, МНЭ

3.3

Принятие мер, направленных на обеспечение в долгосрочном периоде ежегодной доходности по пенсионным активам ЕНПФ выше инфляции на 150-200 базисных пунктов

протокол СФС

ежегодно, 2025 – 2027 годы

НБ (по согласованию), МТСЗН, МФ, МНЭ

4.

Для устойчивого снижения инфляции, повышения роли частного сектора в финансировании экономики, содействия либерализации экономики и развития рыночных механизмов, снижения системных рисков в финансовом секторе и стимулирования банков второго уровня к кредитованию бизнеса

4.1

Активирование секторального контрциклического буфера капитала в сегменте кредитования физических лиц

информация в Правительство

апрель, 2026 год

НБ (по согласованию),
АРРФР (по согласованию)

4.2

Усиление эффективности управления избыточной ликвидностью путем активного использования механизма минимальных резервных требований для снижения инфляционного давления, сокращения расходов на проведение операций денежно-кредитной политики

постановление Правления Национального Банка

3 квартал,
2025 года

НБ (по согласованию)

4.3

Принятие мер по сокращению структурного профицита ликвидности путем осуществления операций по зеркалированию операций Национального Банка в рамках

информация в Правительство

ежегодно, 2025 – 2027 годы

НБ (по согласованию)

1

2

3

4

5


Реализации приоритетного права на приобретение аффинированного золота




4.4

Проработка вопроса по стимулированию экспорта золота, повышению конкурентоспособности слитков аффинированного золота, произведенных в Республике Казахстан, на мировом рынке и привлечению инвестиций, в том числе путем поэтапного отказа от практики 100 процентной покупки аффинированного золота у отечественных производителей

информация в Правительство

декабрь, 2025 год

МПС, МФ, МНЭ,
АО "Самрук- Қазына" (по согласованию), НБ (по согласованию)

4.5

Обеспечение нормативно-правовой регламентации постоянной координации валютных операций компаний и субьектов квазигосударственного сектора с Национальным Банком

информация в Правительство

по мере необходимости, 2025 – 2027 годы

НБ (по согласованию), МФ, МНЭ, АО
"НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Самрук- Қазына" (по согласованию)

5.

Правительству совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка в рамках проекта Налогового кодекса с 2026 года в целях устранения налогового арбитража, создания стимула для кредитования бизнеса и уплаты налогов на безрисковые доходы

5.1

Отмена льгот резидентов – плательщиков корпоративного подоходного налога по налогообложению доходов от государственных ценных бумаг, за исключением АО "НУХ "Байтерек" и его дочерних организаций

информация в Правительство

декабрь, 2025 год

МНЭ, МФ, НБ (по согласованию),
АРРФР (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)

6.

Правительству совместно с агентствами по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, регулированию и развитию финансового рынка и Национальным Банком для предотвращения случаев искусственного дробления бизнеса

1

2

3

4

5

6.1

В целях снижения влияния на инфляцию, а также обеспечения защиты потребителей принятие мер по регулированию краткосрочного финансирования потребителей в виде рассрочек

информация в Правительство

декабрь, 2025 год

АРРФР (по согласованию), МНЭ, МФ, МТИ, АЗРК (по согласованию), НБ (по согласованию), АО "Самрук- Қазына" (по согласованию

6.2

Определение увеличения налоговых поступлений и фонда оплаты труда в качестве ключевых критериев оказания государственной поддержки бизнесу

информация в Правительство

по мере необходимости, 2025 – 2027 годы

МНЭ, МФ,
НБ (по согласованию)

6.3

Установление во внутренних нормативных документах институтов развития при финансировании крупных инвестиционных проектов обязательного требования по привлечению средств частных финансовых институтов с постепенным увеличением их доли в среднесрочной перспективе

информация в Правительство

декабрь, 2025 – 2027 годы

АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Самрук- Қазына" (по согласованию), МНЭ, МФ, АРРФР (по согласованию)

6.4

Усовершенствование полномочий и функций акционерных обществ "Аграрная кредитная корпорация" и "КазАгроФинанс" в финансировании субъектов агропромышленного комплекса с усилением их деятельности по созданию инфраструктуры для формирования устойчивых цепочек поставок в АПК, включающих все этапы от закупа сырья, производства, переработки, транспортировки, хранения до реализации сельскохозяйственной продукции конечным потребителям, а также использованию инструментов гарантирования, страхования при финансировании субъектов АПК

информация в Правительство

декабрь, 2025 год

МСХ, МНЭ, МФ, МПС, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), МНЭ, АО "АКК" (по согласованию)

6.5

Обеспечение создания гарантийного фонда по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса на базе акционерного общества "Фонд развития предпринимательства "Даму" с участием банков второго уровня

информация в Правительство

декабрь, 2025 года

МНЭ, МФ, АРРФР (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)

6.6

Внесение изменений в условия программных документов, предусматривающих      льготное лизинговое финансирование субъектов предпринимательства и реализуемых через дочерние организации АО "НУХ "Байтерек", с установлением целей по обеспечению участия в их реализации частных лизинговых компаний с долей в совокупном объеме мер финансовой поддержки лизинга на уровне не менее 10 %

информация в Правительство

ноябрь, 2025 год

МПС, МСХ, МНЭ, МФ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), МНЭ

      Примечание: расшифровка аббревиатур ИС – информационная система

      АКК – акционерное общество "Аграрная кредитная корпорация" АПК – агропромышленный комплекс

      МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

      АО "НУХ "Байтерек" – акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" ЕНПФ – акционерное общество "Единый накопительный пенсионный фонд"

      АЗРК – Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан МНВО – Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан

      МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан ВАП – Высшая аудиторская палата Республики Казахстан

      ВВП – валовой внутренний продукт

      МТ – Министерство транспорта Республики Казахстан

      МФ – Министерство финансов Республики Казахстан

      АФМ – Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу

      АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка СФС – Совет по финансовой стабильности

      МКИ – Министерство культуры и информации Республики Казахстан МП – Министерство просвещения Республики Казахстан

      МПС– Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан

      АО "Самрук-Қазына" – акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына"

      МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

      АСПИР – Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан МВРИ – Министерство водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан

      МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан МТС – Министерство туризма и спорта Республики Казахстан НБ – Национальный Банк Республики Казахстан

      МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан

      МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан МЭПР – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.