О внесении изменений в приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 53 "Об утверждении Типовой методики описания процесса производства статистической информации государственными органами"

Новый

Приказ и.о. Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 29 июля 2025 года № 1

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 53 "Об утверждении Типовой методики описания процесса производства статистической информации государственными органами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10893) следующие изменения:

      преамбулу приказа изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 33) пункта 15 Положения об Агентстве по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 427 и с подпунктом 19) пункта 15 Положения о Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 9-нқ, ПРИКАЗЫВАЮ:";

      в Типовой методике описания процесса производства статистической информации государственными органами, утвержденной указанным приказом:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящая типовая методика описания процесса производства статистической информации государственными органами (далее – Типовая методика) разработана в соответствии с подпунктом 33) пункта 15 Положения об Агентстве по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 427 и с подпунктом 19) пункта 15 Положения о Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 9-нқ";

      в пункте 4:

      подпункты 5), 6), 7) и 8) изложить в следующей редакции:

      "5) официальная статистическая информация – статистическая информация, формируемая органами государственной статистики в соответствии с планом статистических работ и при проведении национальной переписи;

      6) статистическая информация – агрегированные данные, полученные в процессе обработки первичных статистических данных и (или) административных, и (или) альтернативных данных;

      7) статистические показатели – это количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе, отображающая сущность явления или процесса в конкретных условиях места и времени;

      8) выборочная совокупность (выборка) – множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определенной процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании;";

      подпункт 14) исключить;

      подпункт 4) пункта 5 изложить в следующей редакции:

      "4) сбор первичных статистических данных и (или) административных, и (или) альтернативных данных (далее – сбор данных):";

      подпункт 5) пункта 6 изложить в следующей редакции:

      "5) для установления соответствия используемых источников данных потребностям пользователей, определения условий, при которых будут получены данные, включая любые ограничения на их использование, а также проверку на предмет дублирования показателей, госорганом-разработчиком проводится проверка наличия данных. Она предусматривает оценку правовой основы, в рамках которой будет осуществляться сбор данных и его использование, вследствие чего может возникнуть потребность рассмотрения предложений о внесении изменений в существующее законодательство или установление новых законодательных рамок;";

      подпункты 3), 4), 5) и 6) пункта 7 изложить в следующей редакции:

      "3) определяет методы и механизмы, наиболее подходящие для сбора данных. Фактически работы в рамках этого субпроцесса варьируются в зависимости от типа механизмов сбора. Субпроцесс включает в себя проектирование механизмов сбора, типовых вопросов и ответов, а также проектирование любых официальных соглашений, связанных с предоставлением данных, таких как меморандумы о взаимопонимании, и подтверждение сбора данных;

      4) проектирование генеральной совокупности и выборки применяют только к процессам, связанным со сбором данных на основе выборки, например, посредством статистических наблюдений. Субпроцесс используется при составлении плана формирования выборки и используемого при этом регистра, а также устанавливает наиболее подходящие критерии и методы формирования выборки. Источниками для формирования выборки служат административные и статистические регистры, переписи и информация, полученная в ходе других выборочных обследований. При необходимости госорган-разработчик комбинирует источники;

      5) проектирование обработки и анализа предлагает методологию процесса обработки статистической информации для ее реализации на этапах ""Обработки первичных статистических данных и (или) административных, и (или) альтернативных данных" (далее – обработка данных) и "Анализа данных". Включает в себя уточнение методов кодирования, редактирования, исчисления, оценки, интегрирования, подтверждения и окончательного оформления в совокупности данных;

      6) определяет производственный процесс, начиная со сбора данных и заканчивая распространением официальной статистической информации, обеспечивая общий обзор процессов, требуемых в рамках всего цикла производства статистической информации, а также обеспечивает эффективность взаимодействия без каких-либо пробелов или избыточности. Субпроцесс прослеживает анализ взаимодействия сотрудников с системами, а также определяет их ответственность.";

      в пункте 8:

      подпункт 1) изложить в следующей редакции:

      "1) построение механизма сбора данных описывает работы по построению механизма сбора данных, который будет использоваться на этапе "Сбор данных". Сбор осуществляется с использованием одного или нескольких методов получения данных, таких как: личные или телефонные опросы, бумажные, электронные или онлайн вопросники. Механизм сбора создается в соответствии с планами, разработанными на этапе "Проектирование процесса производства". Этот субпроцесс также включает в себя подготовку и тестирование содержания, функционирование соответствующего инструментария, например, проверку вопросов в статистической форме;";

      подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:

      "3) построение или укрепление компонентов распространения описывает работы по построению новых и укреплению существующих компонентов и услуг, необходимых для распространения официальной статистической информации, определенных в субпроцессе "Проектирование статистической публикации". Включает в себя все компоненты и услуги по распространению официальной статистической информации, начиная от тех, что используются для производства традиционных бумажных и (или) интерактивных публикаций, заканчивая теми, что обеспечивают веб-услуги, производство открытых данных;

      4) компоновка производственных процессов обеспечивает компоновку производственных процессов, систем и преобразований, используемых в рамках статистического производства, начиная со сбора данных и заканчивая распространением официальной статистической информации. Субпроцесс обеспечивает функционирование практического производственного процесса, созданного в субпроцессе "Проектирование производственных систем и процесса;";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Сбор данных включает в себя сбор всей необходимой информации с использованием различных методов, а также ее загрузка в соответствующую среду для дальнейшей обработки. Процесс сбора разбит на четыре субпроцесса:

      1) формирование генеральной совокупности и выборки для данного процесса предусматривает координацию выборок между событиями одного и того же статистического процесса и между различными процессами, использующими общую основу или общий регистр. Также в рамках данного субпроцесса осуществляется работа по обеспечению качества и утверждению генеральной совокупности и выборки;

      2) организация сбора данных обеспечивает готовность сотрудников, процессов и технологии к сбору информации во всех запланированных режимах и включает в себя:

      подготовку к сбору данных;

      обучение сотрудников, а также интервьюеров, осуществляющих сбор данных;

      обеспечение наличия средств для проведения сбора данных;

      комплектование систем сбора для запроса и получения данных;

      обеспечение защиты подлежащих сбору данных;

      подготовку средств сбора данных (распечатку вопросников, загрузку вопросников и данных в компьютеры счетчиков).

      Для не связанных с обследованием источников данных субпроцесс включает обеспечение наличия процессов, систем и процедур конфиденциальности для получения и извлечения необходимой информации из источника;

      3) проведение сбора данных осуществляется с использованием различных средств для сбора информации, включает в себя:

      необработанные данные или агрегированные данные, получаемые от источника информации;

      первоначальный контакт с респондентами и любые дальнейшие меры, связанные с последующей деятельностью.

      Возможен также ручной ввод информации в месте контакта или контроль работы на местах, в зависимости от источника и способа сбора;

      4) завершение сбора данных предусматривает загрузку собранных данных в соответствующую электронную среду для дальнейшей обработки. Включает в себя ручную или автоматическую загрузку данных.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Обработка данных включает в себя:

      описание процесса очистки данных и их подготовку для анализа;

      состоит из субпроцессов, посвященных проверке, очистке и преобразованию вводимых данных с целью анализа и распространения в качестве официальной статистической информации:

      1) интеграция данных основана на объединении результатов процесса "Сбор данных". Вводные данные поступают из различных внешних и внутренних источников и являются результатом различных методов сбора. Результат представляет собой набор увязанных данных. После интеграции, в зависимости от требований защиты, данные могут быть обезличены (лишены таких идентификаторов, как имя и адрес) в целях защиты конфиденциальности;

      2) классификация и кодирование осуществляются автоматически (или вручную), выполняются посредством присвоения цифровых кодов текстовым ответам в соответствии с предварительно определенной национальной справочной информацией;

      3) субпроцесс проверки и валидации позволяет осуществлять проверку данных на предмет возможного выявления потенциальных проблем, ошибок и расхождений, таких как резко отклоняющиеся значения, отсутствие ответов на вопрос и ошибочное кодирование;

      4) редактирование и импутация подразумевает добавление новых значений с применением разнообразных методов, если данные признаны неточными, отсутствующими и ненадежными. Конкретные шаги:

      проверка достоверности данных;

      определение добавления и изменения данных;

      отбор показателей;

      импутация;

      5) в рамках формирования новых производных переменных и статистических единиц производится расчет данных по переменным и статистическим единицам, которые явно не выделялись на этапе сбора, однако являются необходимыми для производства искомых данных. Данный субпроцесс формирует новые производные переменные, применяя арифметические формулы по отношению к одной или более переменным, которые уже присутствуют в наборе данных, или применяя различные модельные гипотезы;

      6) расчет веса индекса создает весовые коэффициенты для индивидуальных массивов данных согласно статистической методологии, созданной в рамках субпроцесса "Проектирование обработки и анализа";

      7) расчет агрегатов предусматривает суммирование данных из учетных записей, обладающих общими определенными характеристиками, а также определение средних показателей и показателей дисперсии, взвешивание;

      8) завершение формирования данных основано на своде результатов других субпроцессов этого этапа в один массив данных, который используется в качестве вводимого ресурса на этапе "Анализ данных".";

      в пункте 12:

      подпункт 3) изложить в следующей редакции:

      "3) обеспечение компонентов распространения официальной статистической информации, включая соблюдение сроков опубликования. Предусматривает проведение мероприятий (презентации, интерактивные дашборды) для конкретных групп пользователей, а также введение любых запретов на разглашение статистической информации до ее опубликования. Случаи изъятия опубликованной официальной статистической информации также являются частью данного субпроцесса;";

      подпункт 5) изложить в следующей редакции:

      "5) обеспечение регистрации запросов и заявок пользователей, а также предоставление ответов на них в установленные сроки. Запросы и заявки должны регулярно анализироваться в целях информационного обеспечения сквозного процесса управления качеством, поскольку указывают на новые или меняющиеся потребности пользователей.";

      пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. Бюро изучает информационную базу на соответствие подпункту 18) статьи 1 и статьи 5 Закона, а также требованиям настоящей Типовой методики.";

      пункт 18 изложить в следующей редакции:

      "18. Соблюдение принципов государственной статистики и требований настоящей Типовой методики, является условием для включения ведомственных статистических наблюдений, планируемых к проведению государственными органами, в План статистических работ, утверждаемого на три календарных года.";

      пункт 4 приложения 1 к указанной Типовой методике изложить в следующей редакции:

      "4. Сбор данных

      1) формирование генеральной совокупности и выборки

      2) организация сбора данных

      3) проведение сбора данных

      4) завершение сбора данных";

      в приложении 2 к указанной Типовой методике:

      пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

      "2. Основание для сбора данных (с приложением копий соответствующих документов).

      3. Метод сбора данных (на бумажном носителе и (или) в электронном виде).";

      пункт 6 изложить в следующей редакции:

      "6. Обеспечение конфиденциальности при сборе данных (условия хранения бумажных носителей, наличие защищенной транспортной среды, разработанная и утвержденная политика безопасности).";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. Перечень используемой национальной справочной информации.".

      2. Департаменту стратегического планирования и методологической координации совместно с Юридическим департаментом Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) направление настоящего приказа на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Департаменту стратегического планирования и методологической координации довести настоящий приказ до структурных и территориальных подразделений Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан для руководства и использования в работе.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Қазақстан Республикасы
Стратегиялық жоспарлау және реформалар
агенттігінің Ұлттық статистика
бюросы басшының м.а.
Ә. Шауенова

      Согласован"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "Согласован"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан

      "Согласован"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "Согласован"
Министерство культуры и информации
Республики Казахстан

      "Согласован"
Национальный банк
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.