ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 53 "Об утверждении Типовой методики описания процесса производства статистической информации государственными органами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10893) следующие изменения:
преамбулу приказа изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 33) пункта 15 Положения об Агентстве по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 427 и с подпунктом 19) пункта 15 Положения о Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 9-нқ, ПРИКАЗЫВАЮ:";
в Типовой методике описания процесса производства статистической информации государственными органами, утвержденной указанным приказом:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящая типовая методика описания процесса производства статистической информации государственными органами (далее – Типовая методика) разработана в соответствии с подпунктом 33) пункта 15 Положения об Агентстве по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 427 и с подпунктом 19) пункта 15 Положения о Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 9-нқ";
в пункте 4:
подпункты 5), 6), 7) и 8) изложить в следующей редакции:
"5) официальная статистическая информация – статистическая информация, формируемая органами государственной статистики в соответствии с планом статистических работ и при проведении национальной переписи;
6) статистическая информация – агрегированные данные, полученные в процессе обработки первичных статистических данных и (или) административных, и (или) альтернативных данных;
7) статистические показатели – это количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе, отображающая сущность явления или процесса в конкретных условиях места и времени;
8) выборочная совокупность (выборка) – множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определенной процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании;";
подпункт 14) исключить;
подпункт 4) пункта 5 изложить в следующей редакции:
"4) сбор первичных статистических данных и (или) административных, и (или) альтернативных данных (далее – сбор данных):";
подпункт 5) пункта 6 изложить в следующей редакции:
"5) для установления соответствия используемых источников данных потребностям пользователей, определения условий, при которых будут получены данные, включая любые ограничения на их использование, а также проверку на предмет дублирования показателей, госорганом-разработчиком проводится проверка наличия данных. Она предусматривает оценку правовой основы, в рамках которой будет осуществляться сбор данных и его использование, вследствие чего может возникнуть потребность рассмотрения предложений о внесении изменений в существующее законодательство или установление новых законодательных рамок;";
подпункты 3), 4), 5) и 6) пункта 7 изложить в следующей редакции:
"3) определяет методы и механизмы, наиболее подходящие для сбора данных. Фактически работы в рамках этого субпроцесса варьируются в зависимости от типа механизмов сбора. Субпроцесс включает в себя проектирование механизмов сбора, типовых вопросов и ответов, а также проектирование любых официальных соглашений, связанных с предоставлением данных, таких как меморандумы о взаимопонимании, и подтверждение сбора данных;
4) проектирование генеральной совокупности и выборки применяют только к процессам, связанным со сбором данных на основе выборки, например, посредством статистических наблюдений. Субпроцесс используется при составлении плана формирования выборки и используемого при этом регистра, а также устанавливает наиболее подходящие критерии и методы формирования выборки. Источниками для формирования выборки служат административные и статистические регистры, переписи и информация, полученная в ходе других выборочных обследований. При необходимости госорган-разработчик комбинирует источники;
5) проектирование обработки и анализа предлагает методологию процесса обработки статистической информации для ее реализации на этапах ""Обработки первичных статистических данных и (или) административных, и (или) альтернативных данных" (далее – обработка данных) и "Анализа данных". Включает в себя уточнение методов кодирования, редактирования, исчисления, оценки, интегрирования, подтверждения и окончательного оформления в совокупности данных;
6) определяет производственный процесс, начиная со сбора данных и заканчивая распространением официальной статистической информации, обеспечивая общий обзор процессов, требуемых в рамках всего цикла производства статистической информации, а также обеспечивает эффективность взаимодействия без каких-либо пробелов или избыточности. Субпроцесс прослеживает анализ взаимодействия сотрудников с системами, а также определяет их ответственность.";
в пункте 8:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) построение механизма сбора данных описывает работы по построению механизма сбора данных, который будет использоваться на этапе "Сбор данных". Сбор осуществляется с использованием одного или нескольких методов получения данных, таких как: личные или телефонные опросы, бумажные, электронные или онлайн вопросники. Механизм сбора создается в соответствии с планами, разработанными на этапе "Проектирование процесса производства". Этот субпроцесс также включает в себя подготовку и тестирование содержания, функционирование соответствующего инструментария, например, проверку вопросов в статистической форме;";
подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:
"3) построение или укрепление компонентов распространения описывает работы по построению новых и укреплению существующих компонентов и услуг, необходимых для распространения официальной статистической информации, определенных в субпроцессе "Проектирование статистической публикации". Включает в себя все компоненты и услуги по распространению официальной статистической информации, начиная от тех, что используются для производства традиционных бумажных и (или) интерактивных публикаций, заканчивая теми, что обеспечивают веб-услуги, производство открытых данных;
4) компоновка производственных процессов обеспечивает компоновку производственных процессов, систем и преобразований, используемых в рамках статистического производства, начиная со сбора данных и заканчивая распространением официальной статистической информации. Субпроцесс обеспечивает функционирование практического производственного процесса, созданного в субпроцессе "Проектирование производственных систем и процесса;";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Сбор данных включает в себя сбор всей необходимой информации с использованием различных методов, а также ее загрузка в соответствующую среду для дальнейшей обработки. Процесс сбора разбит на четыре субпроцесса:
1) формирование генеральной совокупности и выборки для данного процесса предусматривает координацию выборок между событиями одного и того же статистического процесса и между различными процессами, использующими общую основу или общий регистр. Также в рамках данного субпроцесса осуществляется работа по обеспечению качества и утверждению генеральной совокупности и выборки;
2) организация сбора данных обеспечивает готовность сотрудников, процессов и технологии к сбору информации во всех запланированных режимах и включает в себя:
подготовку к сбору данных;
обучение сотрудников, а также интервьюеров, осуществляющих сбор данных;
обеспечение наличия средств для проведения сбора данных;
комплектование систем сбора для запроса и получения данных;
обеспечение защиты подлежащих сбору данных;
подготовку средств сбора данных (распечатку вопросников, загрузку вопросников и данных в компьютеры счетчиков).
Для не связанных с обследованием источников данных субпроцесс включает обеспечение наличия процессов, систем и процедур конфиденциальности для получения и извлечения необходимой информации из источника;
3) проведение сбора данных осуществляется с использованием различных средств для сбора информации, включает в себя:
необработанные данные или агрегированные данные, получаемые от источника информации;
первоначальный контакт с респондентами и любые дальнейшие меры, связанные с последующей деятельностью.
Возможен также ручной ввод информации в месте контакта или контроль работы на местах, в зависимости от источника и способа сбора;
4) завершение сбора данных предусматривает загрузку собранных данных в соответствующую электронную среду для дальнейшей обработки. Включает в себя ручную или автоматическую загрузку данных.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Обработка данных включает в себя:
описание процесса очистки данных и их подготовку для анализа;
состоит из субпроцессов, посвященных проверке, очистке и преобразованию вводимых данных с целью анализа и распространения в качестве официальной статистической информации:
1) интеграция данных основана на объединении результатов процесса "Сбор данных". Вводные данные поступают из различных внешних и внутренних источников и являются результатом различных методов сбора. Результат представляет собой набор увязанных данных. После интеграции, в зависимости от требований защиты, данные могут быть обезличены (лишены таких идентификаторов, как имя и адрес) в целях защиты конфиденциальности;
2) классификация и кодирование осуществляются автоматически (или вручную), выполняются посредством присвоения цифровых кодов текстовым ответам в соответствии с предварительно определенной национальной справочной информацией;
3) субпроцесс проверки и валидации позволяет осуществлять проверку данных на предмет возможного выявления потенциальных проблем, ошибок и расхождений, таких как резко отклоняющиеся значения, отсутствие ответов на вопрос и ошибочное кодирование;
4) редактирование и импутация подразумевает добавление новых значений с применением разнообразных методов, если данные признаны неточными, отсутствующими и ненадежными. Конкретные шаги:
проверка достоверности данных;
определение добавления и изменения данных;
отбор показателей;
импутация;
5) в рамках формирования новых производных переменных и статистических единиц производится расчет данных по переменным и статистическим единицам, которые явно не выделялись на этапе сбора, однако являются необходимыми для производства искомых данных. Данный субпроцесс формирует новые производные переменные, применяя арифметические формулы по отношению к одной или более переменным, которые уже присутствуют в наборе данных, или применяя различные модельные гипотезы;
6) расчет веса индекса создает весовые коэффициенты для индивидуальных массивов данных согласно статистической методологии, созданной в рамках субпроцесса "Проектирование обработки и анализа";
7) расчет агрегатов предусматривает суммирование данных из учетных записей, обладающих общими определенными характеристиками, а также определение средних показателей и показателей дисперсии, взвешивание;
8) завершение формирования данных основано на своде результатов других субпроцессов этого этапа в один массив данных, который используется в качестве вводимого ресурса на этапе "Анализ данных".";
в пункте 12:
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) обеспечение компонентов распространения официальной статистической информации, включая соблюдение сроков опубликования. Предусматривает проведение мероприятий (презентации, интерактивные дашборды) для конкретных групп пользователей, а также введение любых запретов на разглашение статистической информации до ее опубликования. Случаи изъятия опубликованной официальной статистической информации также являются частью данного субпроцесса;";
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
"5) обеспечение регистрации запросов и заявок пользователей, а также предоставление ответов на них в установленные сроки. Запросы и заявки должны регулярно анализироваться в целях информационного обеспечения сквозного процесса управления качеством, поскольку указывают на новые или меняющиеся потребности пользователей.";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Бюро изучает информационную базу на соответствие подпункту 18) статьи 1 и статьи 5 Закона, а также требованиям настоящей Типовой методики.";
пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Соблюдение принципов государственной статистики и требований настоящей Типовой методики, является условием для включения ведомственных статистических наблюдений, планируемых к проведению государственными органами, в План статистических работ, утверждаемого на три календарных года.";
пункт 4 приложения 1 к указанной Типовой методике изложить в следующей редакции:
"4. Сбор данных
1) формирование генеральной совокупности и выборки
2) организация сбора данных
3) проведение сбора данных
4) завершение сбора данных";
в приложении 2 к указанной Типовой методике:
пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. Основание для сбора данных (с приложением копий соответствующих документов).
3. Метод сбора данных (на бумажном носителе и (или) в электронном виде).";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Обеспечение конфиденциальности при сборе данных (условия хранения бумажных носителей, наличие защищенной транспортной среды, разработанная и утвержденная политика безопасности).";
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Перечень используемой национальной справочной информации.".
2. Департаменту стратегического планирования и методологической координации совместно с Юридическим департаментом Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) направление настоящего приказа на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Департаменту стратегического планирования и методологической координации довести настоящий приказ до структурных и территориальных подразделений Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан для руководства и использования в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Қазақстан Республикасы Стратегиялық жоспарлау және реформалар агенттігінің Ұлттық статистика бюросы басшының м.а. |
Ә. Шауенова |
Согласован"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"Согласован"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"Согласован"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"Согласован"
Министерство культуры и информации
Республики Казахстан
"Согласован"
Национальный банк
Республики Казахстан