В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, подпунктом 15) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" Бородулихинский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами по Бородулихинскому району на 2025-2029 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
| Председатель районного маслихата | С. Урашева |
| Приложение к решению Бородулихинского районного маслихата от 3 ноября 2025 года № 37-2-VIII |
ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ БОРОДУЛИХИНСКОГО РАЙОНА на 2025-2029 годы
| Утверждаю Заместитель акима Бородулихинского района Н.О. Казембеков ______________________ "_____" ___________2025г. |
Бородулихинский район
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование | |
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Термины и определения | 6 |
3 | Введение | 8 |
4 | 1. Реализация государственной политики в области управления коммунальными отходами | 9 |
5 | 2. Обязанности участников централизованной системы сбора твердых бытовых отходов | 10 |
6 | 3. Обязанности участников нецентрализованной системы сбора твердых бытовых отходов | 11 |
7 | 4. Общие сведения региона | 11 |
8 | 5. Анализ текущего состояния управления отходами | 12 |
9 | 6. Цели, задачи и целевые показатели | 22 |
10 | 7. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры | 24 |
11 | 8. План мероприятий | 28 |
1. Паспорт программы
Название программы | Программа управления коммунальными отходами Бородулихинского района области Абай на 2025-2029 годы |
Причины разработки программы | Статья 365 Экологического Кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК |
Срок реализации программы | 2025 – 2029 года |
Ответственный государственный орган | Государственное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" |
Цели программы |
Создание эффективной системы управления коммунальными отходами на территории Бородулихинского района области Абай, обеспечивающей ответственное обращение с отходами производства и потребления, предотвращение и сокращение образования отходов, привлечение их во вторичный хозяйственный оборот, включая: |
Основные мероприятия программы |
1) формирование организационных и экономических основ комплексного управления коммунальными отходами Бородулихинского района области Абай; |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1) достижение охвата населения услугами по сбору и транспортировке отходов - 100%; |
Организация контроля реализации программы | Контроль реализации программных мероприятий осуществляется ответственным исполнителем программы. |
Исполнители Программы | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", субъекты по сбору, вывозу, переработке, утилизации и захоронению коммунальных отходов; государственные учреждения, социальные объекты, юридические лица, индивидуальные предприниматели, неправительственные организации, население и пр. заинтересованные стороны. |
Объем источников финансирования программы |
Местный бюджет |
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, а также пищевые отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.
Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие:
1) смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;
2) смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.
Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.
Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, а также пищевые отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.
Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.
Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.
Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме.
Централизованная система сбора твердых бытовых отходов (далее - централизованная система) — система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов.
Контейнерные площадки - специальные площадки для накопления отходов, на которых размещаются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, с наличием подъездных путей для специализированного транспорта, осуществляющего транспортировку твердых бытовых отходов.
Принятые сокращения:
ПСД – проектно-сметная документация
СМР – строительно-монтажные работы
ЭК – Экологический кодекс
РК – Республика Казахстан
ПУКО – Программа управления коммунальными отходами
МВО – Мусоровывозящая организация
МЭПР – Министерство экологии и природных ресурсов
МИО – Местный исполнительный орган
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Программа управления коммунальными отходами (далее - Программа) составлена согласно статье 365 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее - ЭК РК).
Проведен анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в Бородулихинском районе области Абай, определены направления и разработан комплекс мер организации системы управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Программа разработана на период 2025-2029гг. с учетом приоритетов национальных стратегических, программных и концептуальных документов, а также международного опыта и устанавливает цели, задачи и показатели совершенствования этой системы и меры по их достижению.
Реализация Программы приведет к совершенствованию системы управления коммунальными отходами в Бородулихинском районе области Абай, в частности к обеспечению сбором ТБО всех населенных пунктов района, созданию системы раздельного сбора, транспортировки, переработки коммунальных отходов, внедрению утилизации и переработки отходов, уменьшению объемов отходов, направляемых на захоронение, повышению осведомленности населения по обращению с отходами. Реализация Программы будет способствовать минимизации негативного влияния коммунальных отходов на окружающую среду в Бородулихинском районе области Абай.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами и нормативными документами:
- Экологический Кодекс РК от 2 января 2021 года № 400-VI;
- Земельный Кодекс РК от 20 июня 2003 года № 442;
- Водный кодекс РК от 9 июля 2003 года № 481;
- Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК № 318 от 9 августа 2021 года "Об утверждении правил разработки программы обращения с отходами";
- Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154 П "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами";
- Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 6 августа 2021 года № 314 "Об утверждении классификатора отходов";
- Приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 25 декабря 2020 года № ДСМ-331/2020 "Об утверждении Санитарных основ санитарно-эпидемиологических требований к сбору, использованию, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления";
- Постановление Министерства экологии и биоресурсов РК от 29 августа 1997 года 03.3.0.4.01-96. "Методическое руководство по определению уровня загрязнения компонентов окружающей среды токсичными веществами отходов производства и потребления".
1. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
В соответствии с требованиями п.3 Статьи 365 Экологического Кодекса РК районный маслихат Бородулихинского района области Абай реализует государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством утверждения в пределах своей компетенции программы по управлению коммунальными отходами (далее - Программа).
В рамках данной Программы акимат Бородулихинского района области Абай, реализует государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством:
1) организации разработки программы по управлению коммунальными отходами и обеспечения ее реализации;
2) выделения земельных участков под строительство и размещение объектов по управлению коммунальными отходами, в том числе для обустройства контейнерных площадок и пунктов приема вторичного сырья;
3) обеспечения достижения целевых показателей качества окружающей среды при управлении коммунальными отходами;
4) стимулирования раздельного сбора коммунальных отходов;
5) осуществления контроля за обращением коммунальных отходов в соответствии с Экологическим Кодексом, правилами управления коммунальными отходами, а также разработки мероприятий и экономических инструментов, направленных на снижение объемов образования коммунальных отходов, повышение уровня их подготовки к повторному использованию, переработки, утилизации и сокращению объемов коммунальных отходов, подлежащих захоронению;
6) информирования населения об эффективности системы сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов, включая раздельный сбор;
7) организации работы по вывозу отходов для владельцев объектов бизнеса;
8) местные исполнительные органы сел, сельских округов, входящих в состав Бородулихинского района области Абай, реализуют государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством:
1) стимулирования раздельного сбора коммунальных отходов;
2) организации регулярного вывоза коммунальных отходов.
2. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ СБОРА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Централизованная система сбора отходов – система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах, либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке ТБО.
В Бородулихинском районе области Абай не организована централизованная система сбора твердых бытовых отходов.
Местные исполнительные органы района должны организовать централизованную систему с учетом технической, экономической и экологической целесообразности посредством:
1) проведения конкурса (тендера) по определению участников рынка обращения с коммунальными отходами, осуществляющими сбор и транспортировку ТБО в соответствии с пунктом 4 Статьи 367 Экологического Кодекса и правилами по управлению коммунальными отходами, утвержденными государственным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 365 Экологического Кодекса;
2) организации установки необходимого количества контейнеров для раздельного сбора (не менее 2) на контейнерных площадках в соответствующем населенном пункте, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их факторов;
3) определения месторасположения контейнерных площадок в населенном пункте и пунктов приема вторичного сырья;
4) реализации единообразного строительства или реконструкции контейнерных площадок и используемых контейнеров в соответствии со статьей 365 Экологического Кодекса и национальными стандартами в области управления отходами, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 5 статьи 368 Экологического Кодекса;
5) организации транспортировки раздельно собранных отходов;
6) организации разъяснительной и информационной работы с населением по раздельному сбору отходов.
3. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ НЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ СБОРА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отдельно стоящих зданиях (сооружениях), при пользовании услугами субъектов предпринимательства в сфере управления отходами, не относящихся к централизованной системе, обязаны заключить договор на транспортировку твердых бытовых отходов с субъектами предпринимательства в сфере управления отходами, включенными в реестр разрешений и уведомлений в соответствии с Законом.
4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ РЕГИОНА
В состав Бородулихинского района области Абай входит 17 сельских округов и 1 поселковый округ в составе которых находится 49 сел (Таблица 1). Население проживает в основном в частном секторе, общая численность населения составляет 36 775 человек.
Таблица 1
Сельские округа | Населенные пункты | Численность населения |
Андреевский сельский округ | село Михайличенково | 609 |
Бакинский сельский округ | село Коростели | 1 134 |
село Тарск | ||
Бель-Агачский сельский округ-5 | село Бель-Агач | 5 323 |
село Зенковка | ||
село Бековка | ||
село Беккарьер | ||
село Умурзак | ||
Бородулихинский сельский округ | село Бородулиха | 6 288 |
село Успенка | ||
село Знаменка | ||
село Барышовка | ||
село Поднебесное | ||
Дмитриевский сельский округ | село Дмитриевка | 1 100 |
село Боровое | ||
Жезкентский поселковый округ | посҰлок Жезкент | 8 638 |
Жерновский сельский округ | село Жерновка | 959 |
село Боровлянка | ||
село Поллог | ||
Зубаировский сельский округ | село Зубаир | 407 |
село Байтанат | ||
село Жанаауыл | ||
Красноярский сельский округ | село Красный Яр | 543 |
село Уба-Форпост | ||
село Речное | ||
Кунарлинский сельский округ | село Песчанка | 798 |
село Жарбулак | ||
Новодворовский сельский округ | село Ивановка | 1 143 |
село Сосновка | ||
подхоз Березовка | ||
санаторий Березовка | ||
Новопокровский сельский округ | село Новопокровка | 2 445 |
село Сарногай | ||
село Карагайлы | ||
Новошульбинский сельский округ | село Новая Шульба | 2 739 |
село Пролетарка | ||
село Солоновка | ||
Переменовский сельский округ | село Переменовка | 1 945 |
село Орловка | ||
село Андроновка | ||
село Ремки | ||
Петропавловский сельский округ | село Петропавловка | 1 145 |
село Изатула | ||
Подборный сельский округ | село Камышенка | 856 |
село Михайловка | ||
Степной сельский округ | село Шелехово | 280 |
село Орловка | ||
Таврический сельский округ | село Буркотово | 423 |
село Сахновка |
5. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Объемы образованных отходов ТБО за 2021-2023гг. составили 14724 тонн:
• 2021 – 5 068 тонн.
• 2022 – 4 561 тонна;
• 2023 – 5 095 тонн.
По итогам 2023 года:
- собрано и транспортировано юридическим лицом – 4 105 тонн;
- от домашних хозяйств – 3 668 тонн;
- самовывезено – 990 тонн, в том числе 710 тонн от домашних хозяйств.
По состоянию на сентябрь 2024 года в Бородулихинском районе области Абай имеется 13 свалок твердых бытовых отходов, из них на 2 участка необходимо получение соответствующего разрешения (Таблица 2).
Таблица 2
Наименование объекта, принадлежность | Место расположения объекта с указанием ближайших объектов жилья и других объектов | Наличие разрешительной документации, №, дата, кем выдано | Площадь полигона, свалки, емкость шламохранилища и другое. | Год начала работы (закрытия, возобновления работы) объекта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Полигон ТБО ГУ "Аппарат акима Бородулихинского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Бородулиха | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 6 га | 1980 |
Полигон ТБО ГУ "Аппарат акима Новошульбинского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Новая Шульба | Без разрешения | 3 га | 1998 |
ГУ "Аппарат акима Петропавловского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Петропавловка | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 3 га | 2014 |
ТОО "Трансэкосервис" | п.Жезкент | Без разрешения | 5 га | 1980 |
ГУ "Аппарат акима Кунарлинского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с. Песчанка | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 1 га | 2014 |
ГУ "Аппарат акима Дмитриевского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Дмитриевка | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 3 га | 2000 |
ГУ "Аппарат акима Бакинского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Коростели | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 6 га | 2005 |
ГУ "Аппарат акима Красноярского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Красный Яр | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 5 га | 2007 |
ГУ "Аппарат акима Новопокровского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Новопокровка | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 5 га | 1995 |
ГУ "Аппарат акима Бельагачского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Бель-Агач | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 3 га | 1999 |
ГУ "Аппарат акима Бельагачского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Зенковка | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 3 га | 2000 |
ГУ "Аппарат акима Зубаирского сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Зубаир | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 3 га | 2010 |
ГУ "Аппарат акима Степного сельского округа Бородулихинского района области Абай" | с.Шелехово | Оформлен госакт на землю под обслуживание полигона ТБО | 3 га | 2011 |
По данным космического мониторинга "Ғарыш Сапары" на территории Петропавловского сельского округа Бородулихинского района в 2024 году выявлены 2 участка образования несанкционированных свалок, которые ликвидированы 12 августа 2024 года силами акимата Петропавловского сельского округа и филиалом ГЛПР "Семей орманы" в селе Изатула.
Деятельность по сбору и вывозу ТБО к местам накопления проводится:
- ТОО "ТрансЭкоСервис" (Бородулихинский сельский округ);
- ИП "Жданов Роман Сергеевич" (Жезкентский сельский округ);
- ИП "Добро" (Жезкентский сельский округ).
В других сельских округах Бородулихинского района не имеется организаций по сбору и вывозу коммунальных отходов, вывоз ТБО осуществляется местными жителями к местам складирования.
Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами представлены в Таблице 3.
Таблица 3
№п/п | Показатели | Единица измерения | Количество |
2024 | |||
1 | Раздельный сбор | тонна | отсутствует |
2 | Обеспеченность контейнерами | единица | 50 |
3 | Спецтехника по транспортировке отходов | единица | 3 |
4 | Сортировка коммунальных отходов | м3 | отсутствует |
5 | Переработка коммунальных отходов | м3 | отсутствует |
6 | Ежегодное захоронение коммунальных отходов | тонна | отсутствует |
7 | Оборудованные полигоны | единица | отсутствует |
Сбор, сортировка и транспортировка отходов
Разработаны новые тарифы для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по Бородулихинскому району области Абай.
Наименование | Норма на копления на 1-го жителя в год м3 | Расчетная единица | Стоимость услуги ТБО (тенге без НДС) | Всего (тенге без НДС) | ||
Сбор, транспорти-ровка | Захоро-нение | Сорти-ровка | ||||
Домовладения благоустроенные | 1,92 | в месяц с 1-го жителя | 429,88 | - | - | 429,88 |
Домовладения не благоустроенные | 2,0 | 447,79 | - | - | 447,79 | |
Годовой тариф на единицу (объем) для юридических и физических лиц | - | 1 м3 | 2686,77 | - | - | 2686,77 |
Также разработаны нормы образования и накопления коммунальных отходов по Бородулихинскому району для отдельных видов объектов накопления бытовых отходов.
Порядок сбора и транспортировки отходов производится в соответствии с требованиями по обращению с коммунальными отходами.
Сортировка, утилизация, нейтрализация, реализация отходов не осуществляются.
Переработка отходов
В Бородулихинском районе области Абай отсутствуют объекты по переработке отходов.
Необходимо организовать объекты по сортировке и переработке ТБО, а также в каждом населҰнном пункте организовать пункты приема стеклотары, картона и лома черных и цветных металлов для направления на переработку.
Утилизация и размещение отходов
Некоторые виды отходов подлежат размещению на специально отведҰнных участках, а также утилизации специализированными организациям согласно Таблице 5.
Таблица 5
№ п/п | Вид отходов | Единица измерения | Необходимые способы утилизации |
1 | Отходы в жидкой форме | м3 |
Специально отведенные |
2 |
Медицинские отходы | кг |
Уничтожение |
3 | Биологические отходы (ветеринария) | кг |
размещение в |
4 | Отходы пластмасс | т | Переработка |
5 | Макулатура, картон и отходы бумаги | т | Переработка |
6 | Ртуть содержащие лампы и приборы | шт. | Утилизация спец.организацией |
7 | Стеклянная тара | бут | Переработка |
8 | Стеклобой | т | Полигон ТБО |
9 | Лом цветных и черных металлов | т | Переработка |
10 | Батареи литиевые, свинцово-кислотные | кг | Утилизация спец.организацией |
11 |
Электронное и электрическое | кг | Утилизация спец.организацией |
12 | Вышедшие из эксплуатации транспортные средства | шт. | Утилизация спец.организацией |
13 | Строительные отходы | м3 |
Специально отведенные |
14 | Пищевые отходы | м3 |
Специально отведенные |
В Бородулихинском районе области Абай в основном коммунальные отходы представляют собой:
- пищевые отходы, которые используются в сельском хозяйстве или сжигаются;
- строительные отходы, которые подлежат размещению на специальных участках полигона ТБО;
- макулатура, также может быть утилизирована в хозяйстве;
- стеклотара;
- лом металлов;
- биологические отходы;
- медицинские отходы.
Анализ существующей ситуации с вывозом и утилизацией пищевых отходов предприятиями общественного питания
На момент составления данной Программы управления коммунальными отходами ситуация с вывозом и утилизацией пищевых отходов предприятиями общественного питания не сформирована в определенный механизм в связи с нерентабельностью. В районе доля пищевых отходов, образующихся в частных домовладениях и пунктах общественного питания, отделяется и используется для корма животных.
Количественные и качественные показатели текущей ситуации с отходами за 2024 год
Основная доля коммунальных отходов приходится на отходы домашних хозяйств – более 70%, 15% составили отходы производства (приравненные к бытовым), 10% - смет с улиц, 5% - отходы с мест торговли.
Анализ мероприятий по управлению отходами за 2024 год
На территории Бородулихинского района области Абай все отходы вывозятся на свалки для накопления, при этом на сегодняшний день, свалки ТБО не соответствует требованиям санитарных правил и экологическим нормам утилизации.
Необходимо восстановление, обеспечение экологической безопасности, а также установка ограждений на территории свалок.
Согласно предоставленной информации в Бородулихинском районе области Абай контейнерными площадками и контейнерами для сбора коммунальных отходов обеспечены только жители Бородулихинского и Жезкентского сельских округов (15 и 35 контейнеров соответственно). В остальных сельских округах контейнеры и контейнерные площадки отсутствуют.
Также спецтехника обслуживает только Бородулихинский и Жезкентский районы (1 и 2 мусоровоза соответственно).
Система раздельного сбора отходов от источников образования отходов отсутствует.
Органическая часть отходов не вывозится на свалки. Значительная часть органических отходов используется в качестве корма домашним животным или компостируется в домашних условиях.
Решениями маслихата Бородулихинского района области Абай в бюджете района на 2024-2026гг. на обеспечение санитарии населенных пунктов:
- Новошульбинского сельского округа на 2024 год выделено 646 тыс.тенге (2025 – 675 тыс.тенге, 2026г. – 705 тыс. тенге);
- Таврического сельского округа на 2024 год выделено 240 тыс. тенге (2025 г. – 251 тыс. тенге, 2026 – 262 тыс. тенге);
- Зубаирского сельского округа на 2024 год выделено 298 тыс. тенге (2025 г. – 311 тыс. тенге, 2026 г. - 325 тыс. тенге);
- Степного сельского округа на 2024 год выделено 401 тыс. тенге (2025 г. – 419 тыс. тенге, 2026 г. - 438 тыс. тенге);
- Подборного сельского округа на 2024 год выделено 810 тыс. тенге (2025 г. – 324 тыс. тенге, 2026 г. - 339 тыс. тенге);
- Жезкентского поселкового округа на 2024 год выделено 1360 тыс. тенге (2025 г. – 690 тыс. тенге, 2026 г. - 721 тыс. тенге);
- Бакинского сельского округа на 2024 год выделено 390 тыс. тенге (2025 г. – 627 тыс. тенге, 2026 г. - 655 тыс. тенге);
- Переменовского сельского округа на 2024 год выделено 744 тыс. тенге (2025 г. – 777 тыс. тенге, 2026 г. - 812 тыс. тенге);
- Новодворовского сельского округа на 2024 год выделено 865 тыс. тенге (2025 г. – 538 тыс. тенге, 2026 г. - 562 тыс. тенге);
- Новопокровского сельского округа на 2024 год выделено 306 тыс. тенге (2025 г. – 359 тыс. тенге, 2026 г. - 376 тыс. тенге);
- Андреевского сельского округа – не предусмотрено финансирование на санитарию населенных пунктов;
- Дмитриевского сельского округа на 2024 год выделено 7474 тыс. тенге (2025 г. – 558 тыс. тенге, 2026 г. - 583 тыс. тенге);
- Бель-Агачского сельского округа на 2024 год выделено 496,4 тыс. тенге (2025 г. – 629 тыс. тенге, 2026 г. - 657 тыс. тенге);
- Бородулихинского сельского округа на 2024 год выделено 7474 тыс. тенге (2025 г. – 7810 тыс. тенге, 2026 г. - 8162 тыс. тенге);
- Петропавловского сельского округа на 2024 год выделено 290 тыс. тенге (2025 г. – 672 тыс. тенге, 2026 г. - 702 тыс. тенге).
Данных средств недостаточно для оперативного и качественного управления коммунальными отходами, кроме того.
Ресурсы, необходимые для обеспечения санитарии населенных пунктов, учитывая тарифы на сбор и переработку отходов необходимо выделять исходя из утвержденных тарифов на сбор и переработку отходов.
Информационно-разъяснительная работа и обеспечение информацией населения о необходимости раздельного сбора мусора не проводится.
Необходимо:
- обеспечить контейнерами для раздельного сбора мусора каждый сельский округ в количестве 50 контейнеров на 1 сельский округ (всего 900 контейнеров);
- организовать в каждом сельском округе пункты приема стеклотары, макулаторы, лома металлов;
- приобрести дополнительно спецтехнику для сбора и вывоза коммунальных отходов в количестве 10 единиц для обеспечения сбором твердых бытовых отходов от населения по всем сельским округам Бородулихинского района;
- пересчитать потребность финансирования на обеспечение санитарии округов;
- разработать мероприятия по пропаганде и информированию ответственного сбора коммунальных отходов.
Для реализации программы управления коммунальными отходами Бородулихинского района области Абай предлагается следующее процентное соотношение: на 2025г - 50% местный бюджет и 50% инвестиции, с постепенным достижением показателей к 2029 году: 10% местный бюджет, 90% - инвестиции.
Характеристика потребности района в пунктах приема вторсырья с привязкой к местности (земельному участку, соответствующего для его размещения) и предприятиях по переработке отходов
Существует несколько потребностей в пунктах приема вторсырья, которые можно выделить в следующие группы:
• Пункты должны принимать различные виды материалов, такие как бумага, картон, пластик, стекло, металл и электронные отходы;
• необходимо выделить зоны для раздельного сбора различных типов вторсырья;
• Проведение информационных кампаний о важности переработки и правильного сбора вторсырья;
• Информационные знаки и указатели на пунктах приема для упрощения процесса сортировки для населения;
• Взаимодействие с местными предприятиями для обеспечения сбора и переработки вторсырья;
• Пункты должны быть оснащены необходимым оборудованием для приема и временного хранения вторсырья;
• Использование технологий для отслеживания объемов собранного вторсырья и его переработки.
Обзор методов управления отходами производства и потребления в Казахстане и за рубежом
В Казахстане внедряются программы по раздельному сбору отходов, однако это пока на начальной стадии. Многие города начинают устанавливать контейнеры для разных видов отходов.
Утилизация ТБО в основном происходит на свалках. Переработка отходов развивается, но еще недостаточно распространена. Существуют инициативы по созданию перерабатывающих заводов.
Проводятся кампании по повышению осведомленности населения о необходимости разделения отходов и их переработки.
Приняты законы, направленные на улучшение управления ТБО, однако их реализация требует доработки и контроля.
Опыт Швеции
Любые отходы рассматриваются в этой стране как важный источник вторичного сырья, энергии и питательных веществ. Планирование переработки и утилизации отходов оценивается как насущная структурная задача по обеспечению нормального функционирования общества и осуществляется на государственном уровне. Успешная реализация планируемых государством мер обеспечена рыночными механизмами и налоговыми рычагами, применяемыми на уровне местных органов самоуправления – коммун (муниципалитетов).
В сфере переработки отходов Швеция стала флагманом по части преобразования утиля в полноценное энергетическое сырье. В пригороде столицы работает один из самых модернизированных и крупных заводов. Здесь до 95% ежедневно поступающего мусора трансформируется в необходимые для страны энергию и ресурсы, направляясь на последующий обогрев домов и частично покрывая нужды города в горячем водоснабжении. В управлении отходами участвуют все. При этом сферы ответственности четко разделены. Рядовые шведы отвечают за домашнюю сортировку отходов и их доставку в ближайшие пункты сбора. Жители страны раздельно собирают бумагу, пластик, металл, стекло, батарейки. Для утилизации бытовых отходов используются специальные контейнеры. Муниципалитеты несут ответственность за весь сбор городского мусора — того, который производят не только обычные горожане, но и рестораны, магазины и офисы. Кроме того, город занимается его транспортировкой на перерабатывающие заводы. Каждый муниципалитет имеет детальный план действий по управлению отходами. В нем прописана подробная информация о том, как он намерен сокращать количество отходов и уменьшать опасность, которую они представляют. Подготовка к вторичному использованию отходов также является муниципальной обязанностью. Пропаганда в этом направлении ведется в Швеции многие годы, и если еще в восьмидесятых годах о такой системе сортировки не было и речи, то сегодня десяток мешков для различных видов мусора — обыденность для любой шведской городской квартиры. В последние годы активно внедряются автоматизированные системы сбора ТБО, во многих домах уже есть вторая канализация — подземный мусоропровод. Одновременно повышается и общий культурный уровень, в крупных городах стало значительно чище.
Переработка и сжигание превратились в эффективные методы управления отходами, помогая стране резко сократить количество мусора, попадающего на свалки. Эти усилия также помогают снизить зависимость от ископаемых видов топлива.
Опыт Нидерландов
В Нидерландах раздельный сбор отходов широко распространен. Жители сортируют мусор на органические, пластик, стекло, бумагу и остаточные отходы.
Высокий уровень переработки отходов (более 60%). Нидерланды используют современные технологии переработки, включая компостирование и энергетическую утилизацию.
В стране активно применяются инновационные технологии для управления отходами, такие как термическая переработка и системы сбора отходов с использованием мобильных приложений.
Строгие экологические нормы и активная государственная политика по уменьшению объемов отходов. Существует система налогов и сборов, направленных на поощрение переработки.
Опыт Германии
Жители Германии начали раздельно собирать мусор еще в конце 1980-х годов, и сейчас в Германии сложилась система глубокой сортировки. Государственные программы Германии направлены на комплексную работу всех отраслей, в том числе и науки в области управления отходами.
На приписанной к дому площадке должно быть, как минимум, три контейнера — для пищевых отходов, для пластика, пакетов и упаковок и для бумаги и картона. Стеклянные бутылки и банки — из-под вина, масла или джема — относят в отдельные общественные баки на улице. А тару от напитков можно сдать в специальные приемники — фандоматы, установленные во всех сетевых магазинах. При этом стоимость пластиковой бутылки или банки включена в цену почти каждого напитка, и, сдав емкость, эту переплату можно вернуть.
Крупногабаритные отходы вывозятся на свалки самостоятельно, либо при помощи грузчиков. Одежду принимают благотворительные организации, а батарейки — магазины, где для этого устанавливают специальные коробки. Для жителей главное правильно расфасовать отходы по контейнерам общего пользования. Штрафы за нарушение этих норм во всех федеральных землях существенно отличаются — за выкинутые в неположенном месте отходы можно заплатить от €30 до €75. Оставленный у бака старый шкаф или холодильник обойдется в €50–2500. При этом если нарушителя не получится найти, то расходы за вывоз такого мусора управляющая компания поделит поровну между всеми квартирами в подъезде.
В системе управления отходами рециклируется свыше 90 % отходов домохозяйств. По данным за 2021 г. из "вторичных" материалов произведено 68 % бумаги, 94 % стекла и 45 % стали. Германия - страна с самым высоким уровнем переработки в мире. Несмотря на то, что существуют различные способы расчета общего показателя вторичной переработки, Германия перерабатывает около 56% всех отходов, которые она производит.
Требования и критерии, предъявляемые к мусоровывозящим организациям
Мусоровывозящие организации обязаны:
• иметь лицензии на осуществление своей деятельности, выданные государственными органами.
• иметь разрешения на спец.технику, используемую для сбора и транспортировки отходов;
• в случае сборы медицинских отходов, необходимо иметь специально оборудованный транспорт и средства индивидуальной защиты для работников;
• обеспечить спец.технику GPS-навигаторами для отслеживания передвижения транспорта, с целью исключения образования несанкционированных свалок.
• предоставлять отчеты о количестве собранных и утилизированных отходов.
Требования и критерии по определению участников рынка твердых бытовых отходов, осуществляющих сбор и транспортировку твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями Экологического Кодекса и правилами управления коммунальными отходами.
Согласно статьи 337 Экологического Кодекса РК:
1. Субъекты предпринимательства, планирующие или осуществляющие предпринимательскую деятельность по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов, восстановлению и (или) уничтожению неопасных отходов, обязаны подать уведомление о начале или прекращении деятельности в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".
Участники рынка должны иметь:
- талон уведомления о начале предпринимательской деятельности по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов;
- действующую спец.технику для сбора и вывоза бытовых отходов, в количестве, необходимом для обеспечение ежедневного вывоза твердых-бытовых отходов;
- квалифицированных (стаж работы) водителей спец.техники;
- на ежемесячной основе предоставлять отчеты о вывозе и размещении твердых бытовых отходах на свалках/полигонах с отметкой работника свалки/полигона.
6. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
6.1 Цель и задачи
Целями Программы являются:
Создание эффективной системы управления коммунальными отходами на территории Бородулихинского района области Абай, обеспечивающей ответственное обращение с отходами производства и потребления, сокращение образования отходов, привлечение их во вторичный хозяйственный оборот, включая:
- создание и развитие инфраструктуры экологически ориентированного сбора, хранения, размещения, переработки, утилизации отходов;
- определение объектов для рекультивации территорий, не соответствующих требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, либо их ликвидации;
- обеспечение условий для достижения доли переработки отходов - 20% от общего оъема собранных отходов;
- экологическое просвещение и формирование экологической культуры населения по ответственному обращению с отходами.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих основных задач:
1) формирование организационных и экономических основ комплексного управления коммунальными отходами Бородулихинского района области Абай;
2) инвентаризация контейнерных площадок и контейнеров в разрезе населенных пунктов района;
3) разработка тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по району;
4) определение норм образования и накопления коммунальных отходов;
5) организация системы сбора и транспортировки различных видов отходов, в том числе опасных;
6) внедрение раздельного сбора мусора от организаций объектов инфраструктуры;
7) внедрение систем сортировки и переработки ТБО;
8) проведение мероприятий и акций по разъяснению и вовлечению населения в мероприятия по раздельному сбору отходов;
9) конкурсный отбор региональных операторов по управлению коммунальными отходами в целях:
- строительства объектов по работе с твердыми бытовыми отходами;
- вывод из эксплуатации и рекультивация объектов размещения твердых бытовых отходов, не соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;
- оказание государственной поддержки инвестиционным проектам в сфере обращения с отходами, заключение договоров (договоров) в целях строительства и (или) реконструкции объектов системы обращения с отходами.
Для оценки достижения поставленных целей, выполнения задач и мероприятий Программы установлены целевые показатели, которые представлены в Таблице 7. В процессе реализации Программы перечень целевых показателей может дополняться и/или корректироваться.
6.2 Целевые показатели
Таблица 7
№ п/п | Наименование целевого показателя | 2025г. | 2026г. | 2027г. | 2028г. | 2029г. |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Пересмотр выделяемого финансирования на обеспечение санитарии населенных пунктов с учетом тарифов на сбор, вывоз, размещение, сортировку, захоронение ТБО и т.д. | + | - | - | - | - |
2 | Достижение охвата населения услугами по сбору и транспортировке отходов | 20% | 50% | 100% | 100% | 100% |
3 | Увеличение количества пунктов приема вторичных ресурсов от населения | 1 | 3 | 10 | 18 | |
4 | Доля населения, вовлеченного в процесс сортировки твердых коммунальных отходов | 0% | 20% | 30% | 40% | 50% |
5 | Достижение доли переработанных твердых бытовых отходов | 0% | 3% | 6% | 10% | 15% |
6 | Сокращение доли твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение твердых коммунальных отходов | - | 3% | 6% | 10% | 15% |
7 | Строительство полигона ТБО с сортировочной линией | - | - | 1 | - | - |
8 | Обеспеченность мусорными контейнерами, ед. | 100 | 100 | 100 | 100 | 50 |
9 | Обеспечение контейнерами для раздельного сбора мусора | 100 | 100 | 100 | 100 | 50 |
10 | Обеспечение мусоровозами в достаточном количестве | 2 | 5 | 3 | ||
11 | Приведение свалок в соответствие с санитарными нормами | - | 100% | - | - | - |
12 | Рекультивация земель несанкционированных свалок | 100% | 100% | 100% | 100% |
7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРЫ
7.1 Создание механизма по управлению коммунальными отходами
Комплексный подход к переработке отходов должен базироваться на долговременном стратегическом планировании, чтобы адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве отходов.
Мониторинг и оценка результатов мероприятий должны непрерывно сопровождать разработку и реализацию этапов Программы управления коммунальными отходами.
Рассмотрев систему управления можно сделать следующие выводы и дать рекомендации:
- Провести работы по определению норм образования и накопления коммунальных отходов и разработке тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по району;
- Привести в соответствие имеющиеся контейнерные площадки по району, а также определить место и установить специально оборудованную площадку для контейнеров по сбору отходов с установкой необходимого количества контейнеров и/или бункеров-накопителей для населенных пунктов, где отсуствуют такие площадки;
- Оборудовать все площадки контейнерами единого образца и провести их маркировку по видам отходов;
- Обеспечить контроль за соблюдением требований по раздельному сбору на специально оборудованных площадках;
- С целью снижения нагрузок на свалки и уменьшения количества стихийных свалок, поручить назначение ответственного лица за обращение с отсортированными по видам ТБО при помощи отслеживания всей цепочки транспортировки отходов до пункта приема, ТБО в качестве вторичного сырья;
- С определҰнной периодичностью проводить обучение персонала по правилам сбора отходов. Для персонала, ответственного за вывоз и учҰт отходов, проводить дополнительные тренинги, в которых обучать их правилам ведения документации и работе с подрядными организациями. С новыми сотрудниками при приеме на работу проводить инструктаж по обращению с отходами в Бородулихинском районе области Абай;
- Обеспечить контроль за своевременным заключением необходимых договоров со специализированными организациями, т.е. индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, сортировке, транспортировке, восстановлению и/или удалению коммунальных отходов для населенных пунктов Бородулихинском районе области Абай.
- Государственному учреждению "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" своевременно осуществлять контроль вывоза отходов подрядными организациями.
7.2 Меры по внедрению раздельного сбора отходов
Для внедрения системы раздельного сбора необходимо выполнение следующих мер:
1. Проведение инвентаризации контейнерных площадок и контейнеров в разрезе населенных пунктов Бородулихинского района;
2. Обеспечения установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех контейнерных площадках и обеспечения раздельного вывоза вторичного сырья;
3. Организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов;
4. Организация специальных мест и определения специализированной компании для транспортировки коммунальных отходов и строительных отходов, образующихся у населения.
7.3 Снижение количества образования коммунальных отходов
Разработанный и представленный ниже План мероприятий по реализации Программы учитывает качественные и количественные показатели, сроки исполнения и предполагаемые расходы. Данное мероприятие дает значительный экологический эффект, поскольку уменьшает объҰмы размещения основных отходов и таким образом снижает техногенную нагрузку на окружающую среду.
В Бородулихинском районе области Абай будут исследоваться:
- экономическая эффективность и пути вовлечения большего количества отходов в переработку и вторичное использование;
- анализ состава вида отходов для оценки пригодности к использованию;
- наличие новых технологических решений на рынке технологий переработки, анализ их целесообразности и возможных путей внедрения в производственные процессы.
Решающим фактором, обеспечивающим снижение негативного влияния на окружающую среду отходов, размещаемых в Бородулихинском районе области Абай, является процесс их утилизации.
7.4 Определение субъектов по сбору, транспортировке и захоронению ТБО посредством проведения конкурса (тендера) и установление требований согласно экологическому законодательству
Согласно п.4, ст. 367 ЭК РК и п.4 Приказа и. о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 "Об утверждении правил управления коммунальными отходами" централизованная система сбора ТБО организовывается МИО посредством проведения конкурса (тендера) по определению участников рынка ТБО в соответствии с Главой 4 Закона РК "О государственных закупках".
Глава 4 Закона РК "О государственных закупках" устанавливает осуществление государственных закупок способом конкурса. Конкурсная документация организатора государственных закупок (МИО) должна содержать, в том числе проект договора о государственных закупках товаров, работ или услуг, который является типовым. В Приложениях к Договору указывается объем, условия оказания услуг/выполнения работ, техническая спецификация.
Сбором и транспортировкой ТБО должны заниматься специализированные предприятия, деятельность которых в первую очередь должна соответствовать требованиям экологического законодательства РК.
Одно из основных требований при выборе МВО - присутствие компании по сбору и вывозу ТБО в реестре МЭПР РК, то есть подача уведомления о начале осуществления деятельности. Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов, обязаны подать уведомление о начале деятельности в МЭПР РК согласно Закону РК "О разрешениях и уведомлениях". МВО которые не соответствуют уведомительному порядку, не будут допущены к конкурсу и не смогут оказывать услуги по сбору и вывозу ТБО. Так как осуществление деятельности по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов без подачи уведомления в МЭПР РК запрещается.
Если субъекты предпринимательства оказывают работу по переработке, обезвреживанию, утилизации и уничтожению опасных отходов, то они обязаны получить лицензию на выполнение работ по соответствующему подвиду деятельности согласно требованиям Закона Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".
На обращение с медицинскими отходами, ртутьсодержащими отходами, опасными отходами электрического и электронного оборудования, то специализированные организации должны иметь Лицензию.
Для повышения качества услуг по сбору и вывозу ТБО необходимо заключение долгосрочных контрактов на управление коммунальными отходами на конкурентной основе. Долгосрочные контракты позволять субъектам по сбору и вывозу ТБО вкладывать собственные средства в развитие компаний.
7.5 Предоставление доступа к сведениям о регистрации населения для МВО без передачи персональных данных
Для повышения собираемости тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО и своевременной оплаты населением планируется усиление взаимодействие МИО со специализированными организациями в отношении доступа к сведениям о регистрации населения.
При регистрации граждан по месту жительства, временного пребывания (проживания) сведения о новом адресе регистрации передаются в режиме реального времени из информационной системы МВД в Государственную базу данных "Физические лица" (администратор - МЮ РК), которая является эталонным банком данных и доступ к которой обеспечен всем государственным и местным исполнительным органам (акиматы).
В рамках данной интеграции МИО будет предоставлять МВО сведения о количестве зарегистрированных граждан по адресу в обезличенном виде (без передачи персональных данных), что позволит корректно начислять платежи за сбор, вывоз, переработку и захоронение ТБО.
8. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Для достижения целей и выполнения задач разработан План мероприятий по реализации Программы, который приведен в Таблице 8.
План мероприятий сгруппирован по задачам и показателями, указаны ответственные исполнители. План мероприятий обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех ответственных исполнителей Программы с целью достижения ожидаемых результатов.
Мероприятия по разработке типовой технической и проектной документации, включенные в Программу, должны предусматривать использование наилучших доступных техник, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности деятельности в сфере управления коммунальными отходами, корректировка Плана мероприятий осуществляется по мере необходимости, при наличии обоснованных предложений по результатам мониторинга. По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных целей, задач и целевых показателей определяются иные мероприятия, и принимаются меры по выявленным проблемным вопросам.
По результатам мониторинга Государственное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" выносит решения, нацеленные на:
1) Повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) в целях достижения установленных целей и задач Программ;
2) Принятие мер по выявленным проблемным вопросам.
ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", как Заказчик Программы осуществляет следующие функции:
1) Формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере управления коммунальными отходами на территории Бородулихинском районе области Абай, координируя действия всех исполнителей Программы;
2) Взаимодействует с уполномоченными структурными подразделениями акимата Бородулихинского района области Абай по организационным вопросам реализации Программы;
3) Осуществляет взаимодействие с субъектами по сбору и вывозу коммунальных отходов, государственными учреждениями, социальными объектами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами по вопросам реализации мероприятий Программы;
4) Осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения на заседаниях Общественного совета;
5) Осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Программу;
6) Участвует в проверках хода реализации мероприятий Программы;
7) Размещает Программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Программы на официальном сайте ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай".
Исполнителями Программы являются: Акимат Бородулихинского района области Абай (ответственный исполнитель ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай") по согласованию с уполномоченными структурными подразделениями акимата Бородулихинского района области Абай, субъекты по сбору, вывозу, восстановлению и захоронению коммунальных отходов, государственные учреждения, социальные объекты, юридические лица, индивидуальные предприниматели, НПО и прочие заинтересованные стороны
Таблица 8
План мероприятий по реализации Программы управления коммунальными отходами Бородулихинского района на 2025-2029гг.
№ п/п | Мероприятия | Форма завершения | Ответственные за исполнение | Источник финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 |
1 | Создание и развитие инфраструктуры экологически ориентированного сбора, хранения, размещения, переработки, утилизации отходов; | |||
1.1 | Инвентаризация контейнерных площадок и контейнеров в разрезе населенных пунктов района | Информация | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", акиматы сельских округов | Не требуется |
1.2 | Строительство полигона с сортировочной линией ТБО Бородулих инского района | Информация | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", акиматы сельских округов | Местный бюджет |
1.3 | Предоставление доступа к сведениям о регистрации населения для МВО без передачи персональных данных | Информация | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО | Не требуется |
1.4 |
Доукомплектование парка контейнеров | Отчет | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО | Средства МВО |
1.5 | Ремонт контейнерных площадок и приведение их в соответствие санитарным нормам и требованиям законодательства (установка ограждений) | Отчет | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", акиматы сельских округов | Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС |
1.6 | Обновление и закуп мусоровозов для обеспечения своевременного вывоза ТБО | Отчет | МВО | Средства МВО, частные инвестиции |
1.7 | Профилактическая работа с ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях, при пользовании централизованной системой по обязательному заключению договора на транспортировку ТБО, со специализированными организациями, определенными МИО по результатам конкурса (тендера) | Отчет, информационные письма направлены во все организации | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО | Не требуется |
1.8 | Финансирование для обеспечение санитарии всех населенных пунктов | Отчет, сметный расчет | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", акиматы сельских округов | Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС |
1.9 | Рассмотрение инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами в целях предоставления налоговых льгот инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты | Отчет по результатам анализа | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" | не требуется |
2.0 | Рассмотреть возможность заключения инвестиционных обязательств и договоров государственно-частного партнерства в целях строительства и (или) реконструкции объектов системы обращения с отходами. | Договора (в случае определения возможности) | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" | не требуется |
2 | Определение объектов для рекультивации территорий, не соответствующих требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, либо их ликвидации; | |||
2.1 | Найм подрядных организаций, имеющих специальное оборудование (беспилотные летательные аппараты и др.) с целью выявления и ликвидация несанкционированных свалок (стихийных навалов) коммунальных и строительных отходов | Отчеты | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" | Местный бюджет |
2.2 | Рекультивация земли по завершению ликвидации свалок | Отчеты | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" | Местный бюджет |
2.3 | Строительство станции сортировки мусора | Отчет, акты выполненных работ, акт вводы в эксплуатацию | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" | Инвестиции |
3 | Обеспечение условий для достижения доли переработки отходов | |||
3.1 | Обеспечение установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех КП и обеспечения раздельного вывоза вторичного сырья | Отчет | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО | Инвестиции |
3.2 | Организация конкурса и определения мероприятия подрядной организации для обеспечения раздельного сбора, транспортировки и переработки опасных видов отходов | Итоги конкурса | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" | Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС |
3.3 | Организация стационарных пунктов/точек сбора отходов от населения по раздельным видам отходов, включая отдельные площадки для сбора строительных отходов и опасных отходов | Отчет | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО | Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС |
4 | Экологическое просвещение и формирование экологической культуры населения по ответственному обращению с отходами. | |||
4.1 | Разъяснительная работа с населением, малым и средним бизнесом по раздельному сбору отходов, организация акций по управлению коммунальными отходами | Отчет | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО | Не требуется |
4.2 | Организация мероприятий по определению подрядной организации для раздельного сбора пищевых отходов с сельских учреждений социальной сферы (школы, детские сады и пр.), предприятий, малого и среднего бизнеса сферы общественного питания с целью осуществления сбора и переработки пищевых и других органических отходов | Отчет | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай" | Не требуется |
4.3 | Создание, размещение и распространение социальной рекламы, направленной на привлечение внимания общественности к проблеме ТБО | Отчеты | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО, НПО | Местный бюджет |
4.4 | Обеспечение информирования населения об организованных пунктах приема отходов (пластик, картон и отходы бумаги, стекло) | Отчеты | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО, НПО | Не требуется |
4.5 | Обеспечение информирования населения об опасных составляющих коммунальных отходов и пропаганды безопасного обращения с ними путем распространения информации в социальных сетях, на сайте акимата района | Отчеты | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО, НПО | Не требуется |
4.6 | Разработка и реализация плана информационной работы по обращению с ТБО организациями образования, включающего регулярную работу с учениками, педагогическим составом и техническим персоналом | Информация о разработке плана и отчеты о его реализации | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО, НПО | Не требуется |
4.7 | Проведение социологического опроса в целях оценки уровня информированности населения о необходимости эффективного управления отходами | Отчет, опрос | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района области Абай", МВО, НПО | Не требуется |
