Об утверждении образовательной программы повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку

Новый

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 7 августа 2025 года № 997

      В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую образовательную программу повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку.

      2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан по воспитательной и идеологической работе.

      3. Настоящий приказ довести до заинтересованных должностных лиц и структурных подразделений.

      Министр обороны
Республики Казахстан
генерал-лейтенант авиации
Д. Косанов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу

Образовательная программа повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку

1. Общие положения

      1.1 Образовательная программа повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку (далее – Программа), направлена на совершенствование профессиональных компетенций и педагогических навыков лиц, привлекаемых к преподаванию указанных дисциплин в организациях среднего образования.

      1.2 Программа подготовлена на основе анализа законодательства Республики Казахстан и практики реализации начальной военной, допризывной и углубленной допризывной подготовки, с учетом предложений Министерства обороны и Министерства просвещения Республики Казахстан.

      1.3 Продолжительность курса повышения квалификации (далее – Курс) составляет 80 академических часов и реализуется в очной (офлайн) форме. Допускается корректировка тематики Программы с учетом обновлений в науке и педагогических технологиях.

      1.4 Образовательный процесс Курса включает интерактивные формы обучения – лекции, семинары, вебинары, практические занятия, воркшопы, мастер-классы, работа в малых группах, круглые столы, конференции, тренинги, эссе, защита проектов.

      1.5. Программа позволяет слушателям Курса получить актуальную информацию об обновлениях нормативной правовой базы, психолого-педагогическую и методическую поддержку в реализации подходов к патриотическому воспитанию детей.

      1.6. Программа способствует обучению и воспитанию патриотов Казахстана, обладающих чувством гражданского достоинства, любви к своей Родине, своему народу, формированию духовно-нравственных ценностей и устойчивой гражданской позиции.

2. Глоссарий

      2.1 Воинская часть – республиканское государственное учреждение, являющееся организационно-самостоятельной единицей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, которому присваивается условное и (или) действительное наименования.

      2.2 Воинский учет – система количественных и качественных данных о призывниках, военнослужащих и мобилизационных ресурсах.

      2.3 Воинская дисциплина – строгое и точное соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, общевоинскими уставами, другими нормативными правовыми актами и приказами (распоряжениями) командиров (начальников).

      2.4 Виртуальный симулятор тактической подготовки – программный комплекс, предназначенный для моделирования геолокационных задач, ведения боя, ориентирования на местности и выполнения учебных заданий по тактической подготовке. Может использоваться при проведении занятий как в очном формате, так и в режиме онлайн-обучения.

      2.5 Вооруженные Силы Республики Казахстан – основа военной организации государства, создаваемая и содержащаяся Республикой Казахстан для обеспечения обороны, отражения агрессии или предотвращения непосредственной внешней угрозы, а также выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан.

      2.6 Оборона Республики Казахстан –система государственных мер политического, военного, экономического, информационного, экологического, социально-правового и иного характера по обеспечению военной безопасности, вооруженной защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Государственной границы Республики Казахстан.

      2.7 Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимается возможность нанесения вреда имущественного, физического или морального ущерба личности, обществу и государству.

      2.8 Кибербезопасность – комплекс мер по обеспечению безопасности конфиденциальных данных и их целостности.

      2.9 Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, стремление к защите интересов Родины и служению своему народу.

      2.10 Портфолио педагога – форма представления результатов профессиональной деятельности преподавателя, отражающая уровень его компетентности и достижений.

      2.11 Психолого-педагогическая диагностика – комплекс мероприятий, направленных на изучение индивидуальных и групповых характеристик, обучающихся с целью оптимизации образовательного процесса.

      2.12 Военно-патриотический клуб – организация, осуществляющая деятельность по патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию гражданской идентичности и пропаганде здорового образа жизни.

      2.13 Военно-патриотическое воспитание – системная деятельность государственных и общественных организаций, направленная на формирование у молодежи чувства патриотизма, ответственности за защиту Родины и готовности к выполнению гражданского долга.

      2.14 Военные симуляции (военные игры) – симуляции, в которых теории ведения войны могут быть проверены и уточнены без необходимости реальных военных действий. Военное моделирование рассматривается как полезный способ разработки тактических, стратегических и доктринальных решений.

      2.15 Техническая безопасность – система организационных и технических мероприятий, технических способов и средств, обеспечивающих, с определенной вероятностью, защиту человека от опасных факторов, приводящих к его травмированию и гибели.

      2.16 Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

      2.17 Основы безопасности жизнедеятельности – междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

      2.18 Экологическая безопасность – совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и непроводящая к жизненно важным ущербам, наносимым природной среде и человеку.

      2.19 SMART – метод создания тщательно спланированной, ясной и отслеживаемой цели. Он помогает расписать цель по пунктам, чтобы сосредоточить усилия на конкретных шагах и обеспечить результат.

      2.20 SOFT SKILLS – умение налаживать контакт с людьми, быстро действовать в непредвиденных ситуациях, креативно мыслить, взаимодействовать с командой, способность учиться и адаптироваться к изменениям.

      2.21 STEAM – универсальный практико-ориентированный подход, который позволяет ученикам справляться с задачами любой сложности.

3. Тематика Программы

3.1. Для преподавателей-организаторов начальной военной подготовки

      Тематика Программы проведения Курсов в режиме очного обучения (офлайн) рассчитана на продолжительность в 80 академических часов, с разбивкой на теоретические и практические часы:

Тематический план курса повышения квалификации на 80 академических часов (очная форма)

№ п/п Темы занятий Всего часов Теория Практика

1.

Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования

1.1

Законодательство в области обороны и безопасности государства и его роль в обеспечении национальной безопасности

1

1


Правовые основы обороны, воинской службы и статуса военнослужащих в Республике Казахстан

Структура, содержание и функции военной доктрины государства. Основные положения Военной доктрины Республики Казахстан

Основы подготовки государства к обороне. Подготовка граждан к воинской службе

Совместный приказ МО, МВД, МИОР, МОН РК "Об утверждении Программы военно-патриотического воспитания молодежи "Біртұтас ұлт - біртұтас әскер" от 30.11.2020 № 501.

1.2

Требования к аттестации и психолого-педагогическое сопровождение преподавателей-организаторов начальной военной подготовки.

1

1


2.

Модуль 2. Совершенствование содержания методов обучения, воспитания и развития, в контексте повышения качества образования

2.1

Характер современных военных конфликтов и их влияние на развитие тактики.

1

1


2.2

Методика подготовки и проведения занятий по тактической подготовке

1

1


2.3

Основные виды вооружения и военной техники Вооруженных Сил Республики Казахстан

1

1


2.4

Методика подготовки и проведения занятий по огневой подготовке

1

1


2.5

"Огневая подготовка" – выполнение практических упражнений (по согласованию на базе военных учреждений): стрельба из стрелкового оружия (ПМ, АК-74 (АКМ)); метание ручных гранат (учебные РГД-5, Ф-1); управление огнем подразделения

1


1

2.6

"Строевая подготовка" – отработка методики обучения выполнения строевых приемов (по согласованию на базе военных учреждений):
а) одиночная подготовка – строевые приемы и движения без оружия: строевая стойка; повороты на месте и в движении; движение строевым шагом; выход из строя и возращение в строй; подход к начальнику и отход от него;
б) строи отделения – строевые приемы и движения без оружия: развернутый строй: повороты на месте и в движении в составе отделения; движение строевым шагом в составе отделения; походный строй – перестроение отделения в движении из колонны по два в колонну по одному и наоборот

1


1

2.7

Развитие у учащихся на уроках начальной военной подготовки soft skills на основе теории поколений.

1

1


2.8

Современная военная топография: инновационные подходы к обучению.

1

1


2.9

Военная топография (по согласованию на базе военных учреждений): определение своего местоположения, ориентирование и целеуказание на местности по карте и без карты; определение сторон горизонта различными способами; особенности ориентирования в горной и пустынно-степной местности; простейшие приемы измерения расстояний на местности; определение расстояний по звуку и вспышке выстрела.

1


1

2.10

Методология изучения и практического применения требований по дисциплине "Общевоинские уставы ВС, других войск и воинских формирований РК".
Проведение практического занятия (по согласованию с МО РК) на базе войсковой части – в специально оборудованных городках, парках и других местах расположения личного состава, где имеется возможность показать обустройство, жизнь, быт и несение службы военнослужащими в строгом соответствии с общевоинскими уставами ВС РК.

4

3

1

2.11

Методология подготовки и проведения занятий по тактической подготовке и мобильному приложению "Гео Тактика".
Практическое занятие (по согласованию с МО РК) на базе войсковой части – тренировка в компьютерном классе, с использованием многоцелевых аркадных военных симуляторов (видеоигры), по тактике действий командира и солдат в бою в составе отделения, взвода в обороне и наступлении.

8

2

6

2.12

Особенности организации и методики преподавания строевой, огневой, тактической, медицинской подготовки, военной топографии.

28

14

14

2.13

Гражданская оборона. Работа по снижению рисков стихийных бедствий и деятельность человека в чрезвычайных ситуациях.

3

3


2.14

Критериальное оценивание учебных достижений учащихся на уроках начальной военной подготовки. Обучение учащихся технике самооценки и анализа на уроках.

1

1


2.15

Развитие критического мышления учащихся на уроках начальной военной подготовки.

1

1


2.16

ВС РК на современном этапе. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

2

2


2.17

Краткосрочное и долгосрочное планирование уроков начальной военной подготовки.

1

1


2.18

Порядок информирования учащихся о получении повестки на срочную воинскую службу

1

1


2.19

Портфолио педагога – как средство рефлексии и самооценки профессионального развития. Портфолио преподавателя-организатора начальной военной подготовки.

1

1


3.

Модуль 3. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагога

3.1

Возможности и условия применения информационных технологий в образовательном процессе (общие положения, основы кибербезопасности, юридические аспекты работы в интернете).

4

2

2

3.2

Существующие цифровые образовательные ресурсы и виртуальные лаборатории в воспитательном процессе.
Платформы и ресурсы:
1)oborona.kz, defense.oborona.kz: информационно-справочные системы по вооружению и ВС РК.
2)Тактический симулятор "Геотактика" — специализированный цифровой ресурс, предназначенный для моделирования тактических задач, боевых ситуаций и полевых условий. Позволяет отрабатывать командные навыки, элементы тактической подготовки и принятие решений в условиях, приближенных к реальной обстановке. Используется в практических занятиях, военных играх, конкурсах и тренингах.

2

1

1

3.3

Методика использования цифровых симуляторов в тактической подготовке (по согласованию с МО РК)

2

1

1

4.

Модуль 4. Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики

4.1

Современные подходы к формированию казахстанского патриотизма. "Защита Отечества – престижная профессия".

1


1

4.2

Методика проведения и подготовки к участию республиканском военно-патриотическом сборе молодежи "Айбын"

2

1

1

4.3

Герои Отечества: примеры мужества и служения Родине.

1

1


4.4

Современные медиаформаты в военно-патриотическом воспитании: проект "Срочники 2.0" Получение льгот после срочной воинской службы.

1

1


4.5

Профориентационная агитация: как мотивировать учащихся к поступлению в военные учебные заведения

1

1


4.6

Планирование внеклассной работы по начальной военной подготовки.

1


1

5.

Модуль 5. Основы медицинской подготовки и безопасности

5.1

Основы первой медицинской помощи:
1) Искусственное дыхание (рот в рот, рот в нос), наружный массаж сердца.
2) Основы медицинской обработки ран, использование перевязочных материалов.
3) Обеззараживание воды и подготовка шприц-тюбика для введения антидотов.

3

2

1

6.

Модуль 6. Итоговое тестирование




6.1

Итоговое тестирование и практическая демонстрация методических умений преподавателя НВП

1


1

Всего академических часов

80

47

33

      Примечание: 1 академический час – 40 минут.

3.2. Для преподавателей-организаторов допризывной военной подготовки

      Тематика Программы проведения Курсов в режиме очного обучения (офлайн) рассчитана на продолжительность в 80 академических часов, с разбивкой на теоретические и практические часы:

Тематический план курса повышения квалификации на 80 академических часов (очная форма обучения) для преподавателей допризывной подготовки

№ п/п Темы занятий Всего часов Теория Практика

1

Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования

1.1

Законодательство РК в области обороны и подготовки граждан к военной службе

1

1


1.2

Приказ МО РК "Об утверждении Правил допризывной военной подготовки" от 12.07.2017 № 347.

1

1


1.3

Программа военно-патриотического воспитания молодежи "Біртұтас ұлт - біртұтас әскер" от 30.11.2020 № 501.

1

1


1.4.

Анализ международного опыта допризывной подготовки (например, модели стран НАТО, СНГ)

2

2


1.5.

Этика преподавателя и правовые аспекты педагогической ответственности

2

2


2

Модуль 2. Совершенствование методов обучения, воспитания и развития в контексте допризывной подготовки

2.1

Основы военного дела и службы

2

1

1

2.2

Проектирование учебных заданий по допризывной подготовке с учетом компетентного подхода.

2

1

1

2.3

Развитие критического мышления учащихся через занятия по допризывной подготовке.

2

2


2.4

Методика преподавания профильной подготовки в 9–11 классах (освещает специфику выбора профилей: автодело, связь, медицина, ИТ и т.д.)

2

1

1

2.5

Разработка и применение обучающих заданий для формирования военно-прикладных навыков у учащихся.

3

2

1

2.6

Методика разработки и реализации индивидуальных образовательных планов для учащихся.

3

2

1

2.7

Обучение основам военной дисциплины и нормативам ВС РК.

4

2

2

2.8

Методика преподавания начальной военной подготовки в условиях инклюзивного образования

2

2


3.

Модуль 3. Практические занятия и обучение навыкам безопасности жизнедеятельности

3.1

Основы медицинской подготовки в условиях военной службы и экстренных ситуаций.

2

1

1

3.2

Топография и ориентирование

3

2

1

3.3

Способы и методы оказания первой помощи.

3

2

1

3.4

Основы безопасности жизнедеятельности. Преодоление опасных ситуаций.

3

2

1

3.5

Строевая подготовка, огневая подготовка и тактическая подготовка.

12

6

6

3.6

Применение СИЗ, противогазов, ОЗК

5

3

2

4.

Модуль 4. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности для педагогов

4.1

Существующие цифровые образовательные ресурсы и виртуальные лаборатории в воспитательном процессе
Платформы и ресурсы:
1) oborona.kz, defense.oborona.kz: информационно-справочные системы по вооружению и ВС РК.
2) Использование цифровых симуляторов для моделирования тактических задач и обучения в условиях, приближенных к реальной обстановке.

10

5

5

5.

Модуль 5. Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики

5.1

Организация и проведение военно-патриотических мероприятий для учащихся.

3

1

2

5.2

Методика проведения и подготовки к участию республиканском военно-патриотическом сборе молодежи "Айбын"

3

1

2

5.3

Интеграция допризывной подготовки в общешкольные мероприятия (Жас сарбаз, Жас Айбын и др.)

1


1

5.4

Профориентационная агитация: как мотивировать учащихся к поступлению в военные учебные заведения

1

1


6.

Модуль 6. Формирование навыков педагогической рефлексии и самооценки у преподавателей допризывной подготовки

6.1

Использование портфолио педагога для оценки профессионального развития.

2

1

1

6.2

Развитие критической рефлексии и самооценки у преподавателей допризывной подготовки.

2

1

1

6.3

Обмен опытом между преподавателями: кейс-анализ и обсуждение успешных практик

2

1

1

7

Модуль 7. Итоговое тестирование




7.1

Итоговое тестирование и практическая демонстрация методических умений преподавателя

1


1

Всего академических часов

80 47 33

      Примечание: 1 академический час – 40 минут.

3.3. Для преподавателей-организаторов углубленной допризывной военной подготовки

      Тематика Программы проведения Курсов в режиме очного обучения (офлайн) рассчитана на продолжительность в 80 академических часов, с разбивкой на теоретические и практические часы:

Тематический план курса повышения квалификации на 80 академических часов (очная форма обучения) для преподавателей-организаторов углубленной допризывной подготовки

№ п/п Темы занятий Всего часов Теория Практика

1.

Модуль 1. Нормативно-правовые основы и организация углубленной допризывной подготовки

1.1

Обзор действующего законодательства РК в сфере военной службы и образования. Особенности углубленной подготовки.

2

2


1.2

Приказы, программы и стандарты: правовое обеспечение углубленного уровня подготовки.

2

2


1.3

Совместный приказ МО, МВД, МИОР, МОН РК "Об утверждении Программы военно-патриотического воспитания молодежи "Біртұтас ұлт - біртұтас әскер": цели и задачи

1

1


2.

Модуль 2. Тактическая, огневая и инженерная подготовка

2.1

Тактические действия отделения и взвода в обороне и наступлении.

8

2

6

2.2

Огневая подготовка: основы стрельбы и виды оружия ВС РК.

7

2

5

2.3

Методика метания гранат и отработка нормативов.

5

2

3

2.4

Использование инженерных средств, установка мин, организация заграждений.

4

2

2

3.

Модуль 3. Военная топография и ориентирование на местности

3.1

Работа с картами. Определение координат, ориентирование без компаса.

3

1

2

3.2

Использование GPS и цифровых топографических инструментов.

2

1

1

3.3

Практикум: полевые занятия по ориентированию и целеуказанию.

4


4

4.

Модуль 4. Первая медицинская помощь и тактическая медицина

4.1

Имитирование ранений, наложение жгутов, перевязка, эвакуация условно раненого.

8

4

4

5.

Модуль 5. Цифровые технологии и симуляторы в военной подготовке

5.1

Использование приложений: Google Drive, Kahoot, LearningApps, Padlet.

2

1

1

5.2

Использование цифровых симуляторов и военно-игровых платформ в обучении тактическим действиям.

4

1

3

5.3

Создание цифровых кейсов и заданий для онлайн-моделирования тактических действий.

4

2

2

6.

Модуль 6. Строевая, физическая и специальная подготовка

6.1

Подготовка отделения к строевым смотрам.

2

1

1

6.2

Физическая подготовка: методика развития выносливости и силы.

2

1

1

6.3

Тренировки по стандартам боевой готовности.

4


4

7.

Модуль 7. Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики

7.1

Формирование казахстанского патриотизма: современные подходы.

2

1

1

7.2

Профориентационная агитация: как мотивировать учащихся к поступлению в военные учебные заведения

2

1

1

7.3

Герои Отечества: примеры мужества и служения Родине.

1

1


7.4

Организация военно-патриотических мероприятий.

2

1

1

8.

Модуль 8. Рефлексия и повышение профессионального уровня преподавателя

8.1

Ведение портфолио педагога, самооценка профессиональных достижений.

2

1

1

8.2

Современные подходы к оценке результатов обучения. Критериальное оценивание.

2

1

1

8.3

Организация обратной связи и обмена опытом в профессиональном сообществе.

1


1

9

Модуль 9. Итоговое тестирование




9.1

Итоговое тестирование и практическая демонстрация методических умений преподавателя

3

2

1

Всего академических часов

80

47

33

      Примечание: 1 академический час – 40 минут.

3.4. Для преподавателей, имеющих педагогическое образование, не соответствующее профилю военной подготовки

      Тематика Программы проведения Курсов в режиме очного обучения (офлайн) рассчитана на продолжительность в 80 академических часов, с разбивкой на теоретические и практические часы:

Тематический план курса повышения квалификации на 80 академических часов (очная форма обучения) для преподавателей, не имеющих профильного военного образования

№ п/п Темы занятий Всего часов Теория Практика

1.

Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования

1.1

Законодательство в области обороны и безопасности государства и его роль в обеспечении национальной безопасности

1

1


Правовые основы обороны, воинской службы и статуса военнослужащих в Республике Казахстан

Структура, содержание и функции военной доктрины государства. Основные положения Военной доктрины Республики Казахстан

Основы подготовки государства к обороне. Подготовка граждан к воинской службе

Совместный приказ МО, МВД, МИОР, МОН РК "Об утверждении Программы военно-патриотического воспитания молодежи "Біртұтас ұлт - біртұтас әскер" от 30.11.2020№501.

1.2

Требования к аттестации и психолого-педагогическое сопровождение преподавателей-организаторов начальной военной подготовки.

1

1


2.

Модуль 2. Совершенствование содержания методов обучения, воспитания и развития, в контексте повышения качества образования

2.1

Характер современных военных конфликтов и их влияние на развитие тактики.

1

1


2.2

Методика подготовки и проведения занятий по тактической подготовке

1

1


2.3

Основные виды вооружения и военной техники Вооруженных Сил Республики Казахстан

1

1


2.4

Методика подготовки и проведения занятий по огневой подготовке

1

1


2.5

"Огневая подготовка" – выполнение практических упражнений (по согласованию на базе военных учреждений): стрельба из стрелкового оружия (ПМ, АК-74 (АКМ)); метание ручных гранат (учебные РГД-5, Ф-1); управление огнем подразделения

1


1

2.6

"Строевая подготовка" – отработка методики обучения выполнения строевых приемов (по согласованию на базе военных учреждений):
а) одиночная подготовка – строевые приемы и движения без оружия: строевая стойка; повороты на месте и в движении; движение строевым шагом; выход из строя и возращение в строй; подход к начальнику и отход от него;
б) строи отделения – строевые приемы и движения без оружия: развернутый строй: повороты на месте и в движении в составе отделения; движение строевым шагом в составе отделения; походный строй – перестроение отделения в движении из колонны по два в колонну по одному и наоборот

1


1

2.7

Развитие у учащихся на уроках начальной военной подготовки soft skills на основе теории поколений.

1

1


2.8

Современная военная топография: инновационные подходы к обучению.

1

1


2.9

Военная топография (по согласованию на базе военных учреждений): определение своего местоположения, ориентирование и целеуказание на местности по карте и без карты; определение сторон горизонта различными способами; особенности ориентирования в горной и пустынно-степной местности; простейшие приемы измерения расстояний на местности; определение расстояний по звуку и вспышке выстрела.

1


1

2.10

Методология изучения и практического применения требований по дисциплине "Общевоинские уставы ВС, других войск и воинских формирований РК".
Проведение практического занятия (по согласованию с МО РК) на базе войсковой части – в специально оборудованных городках, парках и других местах расположения личного состава, где имеется возможность показать обустройство, жизнь, быт и несение службы военнослужащими в строгом соответствии с общевоинскими уставами ВС РК.

4

3

1

2.11

Методология подготовки и проведения занятий по тактической подготовке и мобильному приложению "Гео Тактика".
Практическое занятие (по согласованию с МО РК)на базе войсковой части – тренировка в компьютерном классе, с использованием многоцелевых аркадных военных симуляторов (видеоигры), по тактике действий командира и солдат в бою в составе отделения, взвода в обороне и наступлении.

8

2

6

2.12

Особенности организации и методики преподавания строевой, огневой, тактической, медицинской подготовки, военной топографии.

28

15

13

2.13

Гражданская оборона. Работа по снижению рисков стихийных бедствий и деятельность человека в чрезвычайных ситуациях.

3

3


2.14

Критериальное оценивание учебных достижений учащихся на уроках начальной военной подготовки. Обучение учащихся технике самооценки и анализа на уроках.

1

1


2.15

Развитие критического мышления учащихся на уроках начальной военной подготовки.

1

1


2.16

ВС РК на современном этапе. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

2

2


2.17

Краткосрочное и долгосрочное планирование уроков начальной военной подготовки.

1

1


2.18

Порядок доведения до учащихся информации о получении повестки на срочную воинскую службу

1

1


2.19

Портфолио педагога – как средство рефлексии и самооценки профессионального развития. Портфолио преподавателя-организатора начальной военной подготовки.

2

1

1

3.

Модуль 3. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагога

3.1

Возможности и условия применения информационных технологий в образовательном процессе (общие положения, основы кибербезопасности, юридические аспекты работы в интернете).

3

1

2

3.2

Существующие цифровые образовательные ресурсы и виртуальные лаборатории в воспитательном процессе.
Платформы и ресурсы:
3) oborona.kz, defense.oborona.kz: информационно-справочные системы по вооружению и ВС РК.
4) Тактический симулятор "Геотактика" — специализированный цифровой ресурс, предназначенный для моделирования тактических задач, боевых ситуаций и полевых условий. Позволяет отрабатывать командные навыки, элементы тактической подготовки и принятие решений в условиях, приближенных к реальной обстановке. Используется в практических занятиях, военных играх, конкурсах и тренингах.

2

1

1

3.3

Практическое применение программного продукта приложения "ГеоТактика"

2

1

1

4.

Модуль 4. Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики

4.1

Современные подходы к формированию казахстанского патриотизма. "Защита Отечества – престижная профессия".

1


1

4.2

Методика проведения и подготовки к участию республиканском военно-патриотическом сборе молодежи "Айбын"

2

1

1

4.3

Герои Отечества: примеры мужества и служения Родине.

1

1


4.4

Современные медиаформаты в военно-патриотическом воспитании: проект "Срочники 2.0" Получение льгот после срочной воинской службы.

1

1


4.5

Профориентационная агитация: как мотивировать учащихся к поступлению в военные учебные заведения

1

1


4.6

Планирование внеклассной работы по начальной военной подготовки.

1


1

5.

Модуль 5. Основы медицинской подготовки и безопасности

5.1

Основы оказания первой медицинской помощи: искусственное дыхание, перевязка, обеззараживание воды, применение антидотов

3

2

1

6.

Модуль 6. Итоговое тестирование




6.1

Итоговое тестирование и практическая демонстрация методических умений преподавателя НВП

1


1

Всего академических часов

80 47 33

      Примечание: 1 академический час – 40 минут.

4. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

4.1. Цель Программы

      Цель программы заключается в комплексной подготовке преподавателей, включая преподавателей начальной военной подготовки, углубленной допризывной военной подготовки, а также преподавателей, не имеющих профильного педагогического образования в области военной подготовки. Программа направлена на развитие у педагогов знаний, компетенций и навыков, соответствующих современным требованиям образовательной системы Республики Казахстан в сфере военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе.

      Особое внимание уделяется совершенствованию методов преподавания и организации образовательного процесса с учетом использования актуальных педагогических технологий, включая цифровые образовательные платформы, симуляторы и виртуальные лаборатории. Цель программы — подготовить преподавателей к эффективному обучению школьников, включая развитие критического мышления, лидерских качеств, навыков безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи, а также укреплению гражданской ответственности и патриотизма. Программа также нацелена на формирование у педагогов навыков работы в условиях инклюзивного образования и развитие softskills у учащихся.

4.2. Задачи Программы

      1) Обеспечение высококачественной подготовки преподавателей по всем уровням военной подготовки (начальная, углубленная и военно-патриотическая подготовка), с фокусом на актуальные требования образовательной системы Республики Казахстан.

      2) Развитие профессиональных компетенций преподавателей, включая знание нормативно-правовых актов и методических рекомендаций, а также освоение эффективных методов преподавания, применяемых в области военной подготовки.

      3) Повышение квалификации преподавателей в области применения активных методов обучения, цифровых образовательных ресурсов и инновационных технологий, способствующих созданию интерактивных, заинтересовывающих и безопасных образовательных процессов.

      4) Формирование у преподавателей навыков организации и проведения практических занятий, включая обучение основам медицинской подготовки, безопасной жизнедеятельности, а также эффективное использование симуляторов и цифровых платформ для моделирования военных и патриотических действий.

      5) Развитие у преподавателей навыков работы с инклюзивным образовательным процессом, обеспечивая индивидуальный подход к обучению учащихся с учетом их разнообразных потребностей и возможностей.

      6) Укрепление военно-патриотической и гражданской ответственности у молодежи путем разработки и внедрения мероприятий, направленных на формирование патриотизма, лидерских качеств, а также подготовку учащихся к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

      7) Поддержка и развитие у преподавателей навыков критической рефлексии и самооценки для повышения качества образовательного процесса и профессионального роста педагогов.

      8) Стимулирование преподавателей к участию в процессе постоянного профессионального развития через использование портфолио и современных методов оценки, таких как критерийное и квалиметрическое оценивание.

4.3. Ожидаемые результаты обучения

      По завершении Программы слушатели смогут:

      – знать основные нормативные документы и правовые акты, регулирующие деятельность по начальному, допризывному и углубленному допризывному обучению;

      – применять эффективные методики преподавания и воспитания, включая элементы инклюзивного и проектного подходов;

      – разрабатывать и адаптировать учебные материалы, задания и проекты, ориентированные на формирование компетенций учащихся;

      – владеть навыками работы с цифровыми образовательными инструментами (Kahoot, Padlet, Google Drive и др.) и интегрировать их в образовательную практику;

      – организовывать и проводить занятия с использованием ИКТ, мобильных приложений и симуляционных решений, приближенных к реальным условиям обучения;

      – формировать у учащихся навыки безопасного поведения, выживания в экстремальных условиях и оказания первой медицинской помощи;

      – развивать у обучающихся патриотизм, дисциплину и гражданскую ответственность через участие в военно-патриотических мероприятиях и клубах;

      – создавать и вести профессиональное портфолио, отражающее профессиональный рост и достижения в педагогической деятельности.

5. Структура и содержание Программы

5.1. Общие положения

      Программа организована в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования и обороны. Она направлена на системное повышение квалификации преподавателей-организаторов начальной и углубленной допризывной подготовки, а также педагогов, не имеющих профильного военного образования. Программа реализуется в очной форме и включает теоретическую и практическую подготовку, ориентированную на современные педагогические технологии, цифровые инструменты и задачи патриотического воспитания молодежи.

5.2. Глоссарий

      В Программе используются следующие ключевые термины и определения (глоссарий включает понятия: "начальная военная подготовка", "углубленная допризывная подготовка", "симулятор", "педагогическая рефлексия", "soft skills", "цифровая грамотность" и др.).

5.3. Тематика Программы

      Темы курса сгруппированы по модулям и охватывают:

      – нормативно-правовые основы;

      – методику военной, строевой, огневой, тактической и медицинской подготовки;

      – цифровые образовательные технологии;

      – аспекты гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности;

      – патриотическое воспитание и профориентацию;

      – оценку образовательных результатов и профессиональную рефлексию.

5.4. Цель, задачи и ожидаемые результаты

      Данный раздел включает цель Программы, задачи и результаты, к которым должны прийти слушатели по завершении курса (раздел изложен выше — см. пункт 4 настоящего документа).

5.5. Структура и содержание Программы

      Основной компонент, включающий тематические планы с распределением по категориям преподавателей:

      1) для преподавателей-организаторов начальной военной подготовки;

      2) для преподавателей-организаторов допризывной военной подготовки;

      3) для преподавателей-организаторов углубленной допризывной военной подготовки;

      4) для преподавателей, имеющих педагогическое образование, не соответствующее профилю военной подготовки.

      Каждая из программ содержит разбивку по модулям, темам, объему академических часов, а также балансу теоретических и практических занятий.

6. Организация учебного процесса

      Курсы повышения квалификации проводятся в очной (офлайн) форме.

      1) Очная форма обучения

      Образовательный процесс организуется согласно утвержденному учебно-тематическому плану, прилагаемому к настоящей Программе. Продолжительность очного курса составляет 80 академических часов и реализуется в течение двух недель.

      2) Формы оценки и контроля

      В целях контроля усвоения материала предусмотрены следующие виды учебной деятельности:

      – выполнение самостоятельной работы;

      – выполнение проектных заданий;

      – презентация мини-урока.

      Темы и критерии оценки самостоятельных и проектных работ, а также требования к проведению мини-урока содержатся в учебно-методическом комплексе Курса.

      3) Формы и методы обучения

      Программа предусматривает активные и интерактивные формы обучения, включая:

      – лекции, семинары, тренинги, вебинары;

      – групповые обсуждения и дискуссии (в том числе с участием педагогов-практиков в формате team-teaching);

      – ролевые и деловые игры;

      – метод кейсов;

      – анализ и обсуждение видеоматериалов и аннотированной литературы;

      – выездные практические занятия;

      – защита проектных работ и эссе.

      4) Образовательная среда и ресурсы

      Созданы все необходимые условия для проявления педагогического творчества, применения современных образовательных технологий, включая цифровые платформы и симуляционные инструменты. Особое внимание уделяется внедрению инновационных методов военно-патриотического воспитания, соответствующих современным требованиям системы образования Республики Казахстан.

      5) Целевая группа слушателей

      Слушателями Курса являются преподаватели-организаторы начальной военной подготовки и углубленной допризывной подготовки, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности организации, в которой они осуществляют образовательную деятельность.

7. Учебно-методическое обеспечение Программы

      Учебно-методическое обеспечение Программы осуществляется по каждому из модулей, с целью создания полноценного учебного процесса, который включает как теоретическую, так и практическую составляющие.

7.1. Материалы лекций

      Каждый модуль Программы будет сопровождаться лекциями, подготовленными в печатном или электронном виде. Лекционные материалы обеспечат слушателей основными теоретическими знаниями, необходимыми для освоения предмета. Они могут включать:

      – Подробные теоретические пособия и конспекты лекций.

      – Презентации с визуальными материалами для лучшего усвоения материала.

      – Электронные и печатные версии нормативных документов, актов и стандартов, соответствующих тематике каждого модуля.

7.2. Учебные пособия и методические материалы

      В каждом модуле предусмотрены учебные пособия, которые включают теоретический материал, а также инструкции и рекомендации по организации практических занятий. Методические материалы включают:

      – Пошаговые методики для организации и проведения занятий.

      – Примеры задач и кейсов для обсуждения на занятиях.

      – Методики разработки и проведения практических занятий, с учетом особенностей военной подготовки.

7.3. Практические занятия и тренажеры

      Для эффективного освоения практических навыков преподаватели будут обеспечены методическими рекомендациями и материалами для организации практических занятий. Включают:

      – Инструкции по проведению практических тренингов: для выполнения огневых упражнений, тактических маневров и других видов тренировки.

      – Модели и тренажеры: обучающие инструменты для выполнения тактических заданий, включая цифровые тренажеры и симуляторы (например, приложения для моделирования боевых действий).

7.4. Цифровые ресурсы и онлайн-платформы

      В рамках курса будет активно использоваться современная образовательная техника, включая:

      – Цифровые учебники и лекции: доступные как для очного, так и для дистанционного обучения.

      – Интерактивные платформы и приложения: такие как GoogleDrive, Kahoot, LearningApps, Padlet, которые помогут слушателям усваивать материал через тесты, викторины, задания в формате онлайн.

      – тактический симулятор "ГеоТактика".

      – Симуляторы и военно-игровые платформы: для практических занятий, моделирования ситуаций и тренировки.

7.5. Методические рекомендации по оценке знаний

      Для мониторинга и оценки усвоения материала будут разработаны методические рекомендации, включающие:

      – Критериальное оценивание: развернутые инструкции по оценке учебных достижений слушателей в различных формах: тесты, практические задания, проекты.

      – Методика проведения проектных и самостоятельных работ: предоставление темы проектных работ, критериев оценки и рекомендаций по выполнению мини-уроков.

7.6. Обратная связь и самооценка

      В рамках программы предусмотрены регулярные сессии для обратной связи, где преподаватели будут предоставлять анализ результатов обучающихся. Самооценка и рефлексия будут осуществляться через:

      – Портфолио преподавателя: инструмент для саморефлексии и анализа профессионального роста.

      – Оценочные анкеты и тесты: для самооценки и получения объективной обратной связи по процессу обучения.

      – Рефлексия по результатам практических занятий: обсуждение и анализ выполненных проектов, мини-уроков и практических заданий.

7.7. Дополнительные ресурсы и литература

      Все участники курса будут обеспечены списком основной и дополнительной литературы, которая будет актуальна для углубленного изучения каждой темы программы. Литература будет включать:

      – Основную литературу: учебники.

      – Дополнительные источники: статьи, исследования, видеоуроки, кейс-методики.

7.8. Методические рекомендации для преподавателей

      Для эффективного внедрения методов обучения будут разработаны рекомендации, включая:

      – Использование инновационных методик преподавания: кейс-метод, ролевые игры, активные формы обучения.

      – Методики военно-патриотического воспитания: подходы и практические рекомендации по формированию патриотизма у молодежи через занятия военно-прикладной подготовкой.

      Учебно-методическое обеспечение программы направлено на обеспечение высокого уровня преподавания, активное вовлечение обучающихся в учебный процесс и развитие необходимых профессиональных компетенций.

      Каждый модуль закрепляется материалами лекций в печатном или электронном вариантах.

7.9. Модуль – "Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования"

      Модуль направлен на ознакомление с новыми нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность преподавателей, осуществляющих начальную военную подготовку, а также на рассмотрение аспектов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

      В рамках модуля рассматриваются: изучение приказа Министра обороны Республики Казахстан от 12 июля 2017 года № 347 "Об утверждении Правил начальной военной подготовки"; изменения действующих и появление новых требований в нормативных правовых актах, регулирующих проведение занятий в условиях обновленного содержания образования; цели и задачи развития современного образования и требования к уровням образования; теоретические основы психолого-педагогических аспектов, необходимых для повышения квалификации и подготовки преподавателей-организаторов начальной военной подготовки к аттестации.

      Задачи модуля:

      1) Ознакомить слушателей с основными направлениями и принципами государственной политики в сфере среднего образования, закрепленными в нормативных правовых актах Республики Казахстан.

      2) Развить у слушателей навыки диагностики и поддержки развития познавательных способностей учащихся, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями.

      Ожидаемые результаты:

      По завершении модуля слушатели:

      1) Владей навыками применения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность преподавателей, осуществляющих обучение в системе среднего образования.

      2) Применяют методики диагностики и развития познавательных способностей учащихся в образовательной практике.

7.10. Модуль – "Совершенствование содержания методов обучения, воспитания и развития в контексте повышения качества образования"

      Цель модуля является повышение квалификации преподавателей начальной военной подготовки в области разработки и совершенствования методов обучения, воспитания и развития учащихся.

      Модуль направлен на формирование у педагогов навыков эффективного использования современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса в условиях обновленного содержания образования.

      Задачи модуля:

      1) Ознакомить преподавателей с современными методами обучения и воспитания, применяемыми в рамках начальной военной подготовки.

      2) Сформировать навыки использования инновационных педагогических подходов и приемов, направленных на повышение мотивации обучающихся.

      3) Разработать и внедрить практико-ориентированные методы воспитательной работы, способствующие формированию у учащихся патриотизма, гражданской ответственности и уважительного отношения к военной службе.

      4) Овладеть инструментарием мониторинга и оценки качества образовательного процесса.

      5) Развить у преподавателей способности к педагогическому анализу, а также навыки применения психолого-педагогических подходов при обучении и воспитании школьников.

      Ожидаемые результаты:

      По завершении модуля слушатели смогут:

      1) Эффективно применять современные методы обучения и воспитания в рамках предмета "Начальная военная подготовка".

      2) Использовать разнообразные педагогические технологии с целью повышения качества образовательного процесса.

      3) Осуществлять объективную оценку и анализ учебных достижений учащихся с применением критериев оценивания.

      4) Применять психолого-педагогические подходы для построения конструктивного взаимодействия с обучающимися.

      5) Интегрировать элементы патриотического воспитания и гражданской ответственности в содержание и формы учебной и внеурочной деятельности.

7.11. Модуль - Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагога

      Целью модуля является развитие IT-компетентностей и цифровой грамотности преподавателей, необходимых для организации современного образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования.

      Модуль направлен на формирование навыков использования цифровых образовательных технологий, мультимедийных ресурсов и онлайн-платформ, применяемых в очном и дистанционном обучении. Особое внимание уделяется работе с многофункциональными сервисами, такими как Google Drive, ClassTime, Kahoot, LearningApps, Padlet и другими цифровыми инструментами для контроля знаний, взаимодействия с учащимися и организации учебного контента.

      Модуль также предусматривает совершенствование медиа- и информационной грамотности преподавателей, включая умение отбирать, критически оценивать и применять цифровые ресурсы в учебной деятельности.

      Задачи модуля:

      1) развивать навыки классификации и использования цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе;

      2) формировать навыки использования компьютерных программ при осуществлении обратной связи с учащимися.

      Ожидаемые результаты:

      По завершению модуля слушатели:

      1) осуществляют отбор и применение цифровых образовательных ресурсов и средств;

      2) применяют компьютерные программы для осуществления обратной связи с учащимися.

7.12. Модуль – "Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики"

      Целью модуля является совершенствование профессиональных компетенций преподавателей в области патриотического воспитания, а также внедрение эффективных педагогических практик с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

      Модуль направлен на изучение современных подходов к формированию у обучающихся патриотизма, гражданской ответственности, устойчивой мотивации к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан, а также на освоение методов планирования внеурочной деятельности и применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

      Особое внимание уделяется диагностике затруднений, обучающихся и подбору индивидуальных педагогических стратегий, способствующих эффективному усвоению учебного материала.

      Задачи модуля:

      1) Совершенствовать профессиональные навыки педагогов, исходя из потребностей;

      2) рассмотреть преимущества использования самоменеджмента в организации деятельности.

      Ожидаемые результаты:

      По завершению модуля слушатели:

      1) демонстрируют профессиональные навыки;

      2) проектируют маршрут своего профессионального развития, используя самоменеджмент.

7.13 Модуль – "Основы медицинской подготовки и безопасности"

      Целью модуля является формирование у преподавателей базовых знаний и практических навыков по оказанию первой медицинской помощи и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, включая компоненты подготовки к действиям в боевых условиях.

      Модуль включает изучение теоретических основ и практических методов оказания неотложной медицинской помощи, обеспечение безопасной жизнедеятельности и выработку алгоритмов поведения в экстремальных ситуациях. Слушатели также осваивают методику преподавания данных тем обучающимся.

      Задачи модуля:

      1) Изучить основы первой медицинской помощи, включая сердечно-легочную реанимацию, оказание помощи при травмах, ожогах и других экстренных состояниях.

      2) Ознакомить слушателей с основами безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

      3) Развить практические навыки по оказанию медицинской помощи и применению полученных знаний в условиях боевых действий.

      Ожидаемые результаты:

      По завершению модуля слушатели смогут:

      1) Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях, включая сердечно-легочную реанимацию и помощь при травмах.

      2) Разрабатывать планы действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

      3) Применять полученные знания и навыки в условиях военной службы и других экстремальных ситуаций.

7.14. Модуль – "Практические занятия и обучение навыкам безопасности жизнедеятельности"

      Целью модуля является сформировать у преподавателей начальной военной подготовки знаний, умений и практических навыков, необходимых для подготовки учащихся к действиям в условиях угроз и чрезвычайных ситуаций, а также обучению основам безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи.

      Задачи модуля:

      1) Изучить основы первой медицинской помощи, включая основные приемы сердечно-легочной реанимации и оказания помощи при травмах, ожогах и других экстренных состояниях.

      2) Ознакомить преподавателей с техникой безопасности и действиями в чрезвычайных ситуациях (пожары, землетрясения, аварии и т. п.).

      3) Развить практические навыки оказания медицинской помощи в условиях боевых действий и других экстремальных ситуаций.

      4) Научить применять полученные знания в условиях военной службы, в том числе в условиях боевых действий и чрезвычайных ситуаций.

      5) Повысить уровень готовности преподавателей обучать учащихся основам выживания в экстремальных условиях.

      Ожидаемые результаты:

      6) Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях, включая сердечно-легочную реанимацию и помощь при травмах.

      7) Применять знания и навыки безопасности жизнедеятельности в условиях боевых действий и чрезвычайных ситуаций.

      8) Разрабатывать и проводить обучающие занятия и тренировки по безопасности жизнедеятельности и медицинской помощи для учащихся.

      9)Эффективно обучать учащихся поведению в условиях опасности и чрезвычайных ситуаций.

7.15. Модуль – "Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики"

      Целью модуля является развить у преподавателей начальной военной подготовки углубленных знаний и практических навыков в области патриотического воспитания, формирования гражданской ответственности, подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, а также педагогических компетенций с учетом современных образовательных подходов.

      Задачи модуля:

      1) Ознакомить преподавателей начальной военной подготовки с современными подходами к патриотическому воспитанию молодежи.

      2) Обучить методам эффективного формирования гражданской ответственности у учащихся.

      3) Развить у преподавателей начальной военной подготовки навыки проведения воспитательных мероприятий, направленных на формирование патриотизма и гражданской ответственности.

      4) Изучить методы работы с молодежью в контексте современной педагогики, с учетом возрастных и психологических особенностей.

      5) Подготовить преподавателей начальной военной подготовки к проведению мероприятий и акций, направленных на повышение значимости военной службы как престижной профессии.

      Ожидаемые результаты:

      1) Эффективно проводить занятия и воспитательные мероприятия, направленные на формирование патриотизма у учащихся.

      2) Разрабатывать и реализовывать проекты и акции по патриотическому воспитанию, направленные на развитие гражданской ответственности.

      3) Применять современные педагогические технологии и подходы в работе с молодежью.

      4) Осуществлять взаимодействие с родителями и другими заинтересованными сторонами для эффективного воспитания патриотизма и формирования гражданской ответственности.

7.16. Модуль - "Рефлексия и самооценка преподавателя"

      Целью модуля является развить у преподавателей начальной военной подготовки навыков рефлексии и самооценки, необходимых для объективного анализа собственной педагогической деятельности, выявления зон профессионального роста и постоянного повышения качества образовательного процесса.

      Задачи модуля:

      1) Ознакомить преподавателей начальной военной подготовки с основами рефлексии и самооценки как инструментами профессионального роста.

      2) Научить использовать методы самоанализа в педагогической практике.

      3) Развить навыки постановки целей для профессионального развития.

      4) Формировать у преподавателей способность к конструктивному восприятию критики и самоанализу.

      5) Помочь преподавателям начальной военной подготовки выработать личную стратегию повышения квалификации и улучшения качества образовательного процесса.

      Ожидаемые результаты:

      1) Проводить рефлексию своей педагогической деятельности и выявлять области для улучшения.

      2) Применять методы самооценки для повышения личной эффективности и качества работы.

      3) Устанавливать реалистичные цели для профессионального роста и развития.

      4) Анализировать результаты своей работы, выявлять проблемы и разрабатывать планы для их решения.

      5) Включать рефлексию и самооценку в повседневную педагогическую практику для постоянного совершенствования.

7.17. Модуль – "Тактическая, огневая и инженерная подготовка"

      Целью модуля является развить у преподавателей начальной военной подготовки практические и теоретические знания и навыки, необходимые для эффективного обучения учащихся тактическим действиям, огневой и инженерной подготовке. Модуль направлен на освоение основ тактической подготовки, обучения стрельбе и использования военной техники, а также ознакомление с основами инженерных навыков, которые могут быть применены в реальных боевых условиях.

      Задачи модуля:

      1) Изучить основы тактической подготовки, включая основы планирования и выполнения боевых задач.

      2) Научить методике обучения огневой подготовке, включая использование стрелкового оружия и другие средства ведения огня.

      3) Ознакомить с основами инженерной подготовки, включая создание оборонительных сооружений и работу с инженерным оборудованием.

      4) Развить практические навыки по обучению учащихся основам военной тактики, стрельбы и инженерной работы.

      5) Научить эффективно применять полученные знания и навыки в ходе занятий с учащимися, учитывая реальные боевые и экстремальные условия.

      Ожидаемые результаты:

      1) Обучать учащихся тактическим действиям в боевых условиях.

      2) Осуществлять подготовку учащихся к стрельбе из стрелкового оружия, а также проводить другие виды огневой подготовки.

      3) Применять основы инженерной подготовки для создания оборонительных сооружений и работы с инженерным оборудованием.

      4) Организовывать и проводить практические занятия по тактической, огневой и инженерной подготовке с учетом безопасности и реалистичности.

      5) Развить в учащихся навыки, которые можно применять в условиях реальных боевых действий и чрезвычайных ситуаций.

7.18. Модуль – "Военная топография и ориентирование на местности"

      Целью модуля является ознакомить преподавателей начальной военной подготовки с основами военной топографии и методами ориентирования на местности.

      Модуль направлен на развитие навыков использования карт и других навигационных инструментов для ориентирования в условиях боевой обстановки, а также на обучение методикам ориентирования без использования карт, используя природные ориентиры и другие способы.

      Задачи модуля:

      1) Изучить основы военной топографии, включая чтение карт, определение азимута и использование навигационных приборов.

      2) Ознакомить с методами ориентирования на местности как в условиях нормальной, так и в экстремальной обстановке.

      3) Научить использованию как традиционных, так и современных цифровых технологий для ориентирования, включая мобильные приложения (в офлайн-режиме при отсутствии интернета).

      4) Развить у преподавателей практические навыки определения местоположения и движения по местности с помощью различных средств ориентирования.

      Ожидаемые результаты:

      1) Применять знания по военной топографии для точного определения местоположения и планирования маршрутов.

      2) Осуществлять ориентирование на местности с использованием карт, компасов и других навигационных инструментов.

      3) Использовать современные цифровые средства и мобильные приложения для эффективного ориентирования.

      4) Обучать учащихся методам ориентирования на местности и безопасному передвижению в различных условиях.

7.19. Модуль – "Итоговое тестирование"

      Целью модуля является оценить уровень усвоения знаний и навыков, приобретенных преподавателями в процессе обучения по программе начальной военной подготовки. Модуль направлен на проведение итогового тестирования, которое позволит выявить уровень готовности преподавателей к самостоятельной педагогической деятельности в рамках начальной военной подготовки.

      Задачи модуля:

      1) Провести итоговое тестирование для оценки теоретических знаний и практических навыков преподавателей.

      2) Оценить умения преподавателей по организации и проведению занятий по начальной военной подготовке.

      3) Проверить способность преподавателей к решению педагогических задач, связанных с обучением и воспитанием учащихся.

      4) Оценить готовность преподавателей к использованию полученных знаний и навыков в реальной образовательной практике.

8. Оценивание результатов обучения

      8.1 Контроль и оценка знаний слушателей осуществляется путем проектной работы или презентацией демо-урока (мини-мероприятия) и через итоговое тестирование.

      Структура презентации демо-урока/проекта, критериев и параметры оценки

      Слушатели планируют урок по предмету и предоставляют фрагмент урока на разных этапах в качестве действий по планированию преподавания, с учетом современных требований.

      Требования к планированию демо-урока

      Цель – оценить понимание и применение педагогических подходов, системы критериального оценивания в соответствии с обновленной программой по учебному предмету.

      План урока должен содержать:

      1. Постановку целей обучения:

      - цели мини-урока согласованы с целями обучения;

      - ориентация на особенности предмета;

      - цели сформулированы в формате SMART.

      2. Поддержку достижений учащихся:

      - использовать методы, способствующие достижению целей урока;

      - приемы и методы, направленные на вовлечение субъектов образования в процесс обучения.

      3. Использование дифференцированного подхода:

      - разработать дифференцированные задания, с учетом потребностей учащихся;

      - определить способы дифференциации заданий.

      4. Организацию оценивания учащихся:

      - выбранные стратегии оценивания соответствуют целям обучения;

      - формативное оценивание поддерживает обучение;

      - к заданиям разработаны дескрипторы.

      Критерии оценивания демо-уроков

№ п/п Критерии Балл

1.

Цель урока сформулирована в формате SMART.


2.

Активные методы вовлекают всех участвующих в процесс обучения и направлены на реализацию цели обучения.


3.

Оценивание способствует улучшению результатов обучения.


4.

Учет потребностей учащихся. Применение дифференциального подхода.


5.

Использование ресурсов, в т.ч. ИКТ.


6.

Доступность и достоверность изложения.


7.

Соблюдение тайм-менеджмента.


      Для оценивания презентации демо-урока выставляются следующие баллы:

      0 баллов – отсутствует элемент оценивания;

      1 балл – доказательства слабые;

      2 балла – доказательства средние;

      3 балла – доказательства сильные.

      Оценка знаний слушателей по презентации демо-урока осуществляется переводом сумм баллов в традиционные оценочные нормы по следующей схеме:

      "Отлично" – 19-21 баллов;

      "Хорошо" – 15-18 баллов;

      "Удовлетворительно" – 11-14 баллов.

      Требования к презентации

      Время для презентации – 5–7 минут.

      Структура презентации

      Титульный слайд должен содержать следующую информацию:

      1) тема урока, цели обучения и цели урока;

      2) фамилия, имя, место работы.

      Оформление слайдов

      1. Для основного текста – рекомендуемый размер шрифта 24 пт.

      2. Поля слайдов – не менее 0,5 см с каждой стороны.

      3. Файл презентации должен быть выполнен в программе по выбору педагога (MSPowerPoint, Google Презентация, Prezi, Sway, Canva).

      4. В процессе выступления не допускается переход на интернет-ресурсы, всю дополнительную информацию необходимо предварительно разместить в одной папке с презентацией (т.е. ссылки только локальные).

      5. Для всех слайдов применять один эффект перехода и стилевое решение.

      Структура проекта

      Проектную работу составляет группа слушателей из 4-5 преподавателей-организаторов НВДП. Каждая группа готовит свой проект.

      Проект состоит из следующих структурных элементов:

      1) титульный лист (указывается наименование организации, ФИО разработчика(ов), год, город).

      2) оглавление (введение, основная часть, заключение, приложение);

      3) введение (обоснование актуальности выбранной темы, цели и задачи работы, используемые источники, формулировка и краткая характеристика основной проблемы).

      4) основная часть (последовательно раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, отражается аргументированная позиция, описываются различные точки зрения на нее и выражается отношение автора к ним);

      5) заключение (подводятся главные итоги исследования, в соответствии с выдвинутой целью и задачами проекта, делаются обобщенные выводы или даются практические рекомендации по конкретному использованию результатов исследования).

      6) список использованной литературы;

      7) приложение (при необходимости);

      8) презентация в виде слайдов.

      Критерии оценивания проекта

№ п/п Критерии Баллы Комментарии

1.

Формулирование проблемы исследования. Значимость и актуальность проблемы.



2.

Соответствие поставленных проблем, целей и задач тематике проекта.



3.

Структурирование содержание проекта: логичность и последовательность.



4.

Соответствие содержания тематике проекта:
- степень раскрытия проблемы;
- соответствие плану.



5.

Перспективность работы:
- практическая значимость результатов работы;
- возможность продолжения работы.



6.

Использование в проекте инновационных подходов.



7.

Активность каждого ученика (слушателя).



8.

Ораторское мастерство.



9.

Ответы на вопросы.



10.

Творческий подход.



      Для оценивания презентации проектной работы выставляются следующие баллы:

      0 баллов – не реализовано;

      1 балл – реализовано частично;

      2 балла – реализовано полностью.

      Максимальное количество баллов по проекту – 20.

      Перевод сумм баллов в традиционные оценочные нормы:

      Оценка "5" (отлично) – выставляется за сумму 17-20 баллов.

      Оценка "4" (хорошо) – соответствует сумме 14-16 баллов.

      Оценка "3" (удовлетворительно) – соответствует сумме баллов 10-13.

      Итоговое тестирование


п/п
Наименование модулей Количество часов Количество вопросов

1.

Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования.

2

10

2.

Совершенствование содержания методов обучения, воспитания и развития в контексте повышения качества образования.

60

60

3.

Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагога.

10

10

4.

Вариантное содержание.

8

-

Итого

80 80

      Перевод баллов в оценки

Баллы Диапазон исполнения (%) Оценка

27-30

90-100

5

23-26

75-89

4

15-22

50-74

3

менее 20

менее 50

2

9. Посткурсовое сопровождение

      9.1 Посткурсовое сопровождение ориентировано на решение частных задач педагога, состоит из следующих элементов: самоопределение; актуальность компетенций; обратная связь; непрерывность.

      Посткурсовой период предполагает полномасштабную рефлексию, творческий отчет об осуществляемой им деятельности после Курса.

      В посткурсовом сопровождении деятельности педагога используются следующие формы:

      1) результаты профессионального развития;

      2) организация и проведение, в течение первого календарного года, после прохождения Курса, не менее одной самостоятельной работы педагогом и участие его в двух общих веб-семинарах;

      3) привлечение педагогов, прошедших Курс и успешно применяющих полученные знания, умения, навыки на практике, к участию в мероприятиях по обмену опытом, публичное признание их опыта (публикации в средствах массовой информации);

      4) корректировка Программы Курса.

      Мониторинг посткурсового сопровождения деятельности педагога проводится в течение одного года заочно, либо в дистанционной форме.

10. Список основной и дополнительной литературы

      1) Конституция Республики Казахстан;

      2) Закон Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих";

      3) Закон Республики Казахстан "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан";

      4) Закон Республики Казахстан "О статусе педагога";

      5) Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан Указ Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года № 364;

      6) Приказ Министра обороны Республики Казахстан "Об утверждении Правил начальной военной подготовки" от 12 июля 2017 года № 347;

      7) Приказ Министра просвещения Республики Казахстан "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" от 3 августа 2022 года № 348;

      8) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан "Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога" от 28 января 2016 года № 95;

      9) Тасбулатов А., Майхиев Д. Начальная военная и технологическая подготовка. – Алматы: Мектеп, 2018 – 127 с.

      10) Тасбулатов А., Майхиев Д. Начальная военная и технологическая подготовка. Дистанционное обучение. Методические указания – Алматы, 2020 – 30 с.

      11) Начальная военная и технологическая подготовка. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы + CD В 2 частях. Ч 1/ А.Н.Рыспаев, Е.А. Адельбаев, Н.Т. Асилов, А.И. Рихтер, А.М. Ерекешев, А.У. Усербаев, Ж.А. Саткулов, С.К. Кутпилеуова. – Кокшетау: Келешек-2030, 2019 – 224 с.

      12) Рихтер А.И. Начальная военная и технологическая подготовка. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы + CD В 2 частях. Ч 1/ Рихтер, А.М. В.Л.Яковенко. – Кокшетау: Келешек-2030 Баспасы, 2020 – 224 с.

      13) Алғашқы әскери және технологиялық дайындық: Әдістемелік нұсқау. Жалпы білім беретін мектептің 10-сынып мұғалімдеріне арналған құрал. 1- және 2-бөлімдер. – Алматы: Мектеп, 2019. – 237 б.

      14) Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета "Начальная военная и технологическая подготовка" (10-11 классы) по программам обновленного содержания образования. – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2020. – 194 с.

      Электронные ресурсы:

      http://egov.kz/cms/ru – электронное правительство Республики Казахстан.

      https://pki.gov.kz/ – Национальный удостоверяющий Центр Республики Казахстан.

      https://portal.kundelik.kz/ – АИС Kundelik.

      https://bilimland.kz/kk – образовательная платформа для школьников, студентов и педагогов.

      https://infourok.ru/sinip-alashi-skeri-dayindi-pninen-saba-zhospari-802970. html – АСИ "ИНФОУРОК".

      https://mektep.kz/userfiles/44689b66883e6f03a1a9ea53c7ccf96f.pdf – электронный учебник Майхиева Д

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.