В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую образовательную программу повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан по воспитательной и идеологической работе.
3. Настоящий приказ довести до заинтересованных должностных лиц и структурных подразделений.
Министр обороны Республики Казахстан генерал-лейтенант авиации |
Д. Косанов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу |
Образовательная программа повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку
1. Общие положения
1.1 Образовательная программа повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку (далее – Программа), направлена на совершенствование профессиональных компетенций и педагогических навыков лиц, привлекаемых к преподаванию указанных дисциплин в организациях среднего образования.
1.2 Программа подготовлена на основе анализа законодательства Республики Казахстан и практики реализации начальной военной, допризывной и углубленной допризывной подготовки, с учетом предложений Министерства обороны и Министерства просвещения Республики Казахстан.
1.3 Продолжительность курса повышения квалификации (далее – Курс) составляет 80 академических часов и реализуется в очной (офлайн) форме. Допускается корректировка тематики Программы с учетом обновлений в науке и педагогических технологиях.
1.4 Образовательный процесс Курса включает интерактивные формы обучения – лекции, семинары, вебинары, практические занятия, воркшопы, мастер-классы, работа в малых группах, круглые столы, конференции, тренинги, эссе, защита проектов.
1.5. Программа позволяет слушателям Курса получить актуальную информацию об обновлениях нормативной правовой базы, психолого-педагогическую и методическую поддержку в реализации подходов к патриотическому воспитанию детей.
1.6. Программа способствует обучению и воспитанию патриотов Казахстана, обладающих чувством гражданского достоинства, любви к своей Родине, своему народу, формированию духовно-нравственных ценностей и устойчивой гражданской позиции.
2. Глоссарий
2.1 Воинская часть – республиканское государственное учреждение, являющееся организационно-самостоятельной единицей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, которому присваивается условное и (или) действительное наименования.
2.2 Воинский учет – система количественных и качественных данных о призывниках, военнослужащих и мобилизационных ресурсах.
2.3 Воинская дисциплина – строгое и точное соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, общевоинскими уставами, другими нормативными правовыми актами и приказами (распоряжениями) командиров (начальников).
2.4 Виртуальный симулятор тактической подготовки – программный комплекс, предназначенный для моделирования геолокационных задач, ведения боя, ориентирования на местности и выполнения учебных заданий по тактической подготовке. Может использоваться при проведении занятий как в очном формате, так и в режиме онлайн-обучения.
2.5 Вооруженные Силы Республики Казахстан – основа военной организации государства, создаваемая и содержащаяся Республикой Казахстан для обеспечения обороны, отражения агрессии или предотвращения непосредственной внешней угрозы, а также выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан.
2.6 Оборона Республики Казахстан –система государственных мер политического, военного, экономического, информационного, экологического, социально-правового и иного характера по обеспечению военной безопасности, вооруженной защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Государственной границы Республики Казахстан.
2.7 Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимается возможность нанесения вреда имущественного, физического или морального ущерба личности, обществу и государству.
2.8 Кибербезопасность – комплекс мер по обеспечению безопасности конфиденциальных данных и их целостности.
2.9 Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, стремление к защите интересов Родины и служению своему народу.
2.10 Портфолио педагога – форма представления результатов профессиональной деятельности преподавателя, отражающая уровень его компетентности и достижений.
2.11 Психолого-педагогическая диагностика – комплекс мероприятий, направленных на изучение индивидуальных и групповых характеристик, обучающихся с целью оптимизации образовательного процесса.
2.12 Военно-патриотический клуб – организация, осуществляющая деятельность по патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию гражданской идентичности и пропаганде здорового образа жизни.
2.13 Военно-патриотическое воспитание – системная деятельность государственных и общественных организаций, направленная на формирование у молодежи чувства патриотизма, ответственности за защиту Родины и готовности к выполнению гражданского долга.
2.14 Военные симуляции (военные игры) – симуляции, в которых теории ведения войны могут быть проверены и уточнены без необходимости реальных военных действий. Военное моделирование рассматривается как полезный способ разработки тактических, стратегических и доктринальных решений.
2.15 Техническая безопасность – система организационных и технических мероприятий, технических способов и средств, обеспечивающих, с определенной вероятностью, защиту человека от опасных факторов, приводящих к его травмированию и гибели.
2.16 Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
2.17 Основы безопасности жизнедеятельности – междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.
2.18 Экологическая безопасность – совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и непроводящая к жизненно важным ущербам, наносимым природной среде и человеку.
2.19 SMART – метод создания тщательно спланированной, ясной и отслеживаемой цели. Он помогает расписать цель по пунктам, чтобы сосредоточить усилия на конкретных шагах и обеспечить результат.
2.20 SOFT SKILLS – умение налаживать контакт с людьми, быстро действовать в непредвиденных ситуациях, креативно мыслить, взаимодействовать с командой, способность учиться и адаптироваться к изменениям.
2.21 STEAM – универсальный практико-ориентированный подход, который позволяет ученикам справляться с задачами любой сложности.
3. Тематика Программы
3.1. Для преподавателей-организаторов начальной военной подготовки
Тематика Программы проведения Курсов в режиме очного обучения (офлайн) рассчитана на продолжительность в 80 академических часов, с разбивкой на теоретические и практические часы:
Тематический план курса повышения квалификации на 80 академических часов (очная форма)
Примечание: 1 академический час – 40 минут.
3.2. Для преподавателей-организаторов допризывной военной подготовки
Тематика Программы проведения Курсов в режиме очного обучения (офлайн) рассчитана на продолжительность в 80 академических часов, с разбивкой на теоретические и практические часы:
Тематический план курса повышения квалификации на 80 академических часов (очная форма обучения) для преподавателей допризывной подготовки
Примечание: 1 академический час – 40 минут.
3.3. Для преподавателей-организаторов углубленной допризывной военной подготовки
Тематика Программы проведения Курсов в режиме очного обучения (офлайн) рассчитана на продолжительность в 80 академических часов, с разбивкой на теоретические и практические часы:
Тематический план курса повышения квалификации на 80 академических часов (очная форма обучения) для преподавателей-организаторов углубленной допризывной подготовки
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | Теория | Практика |
---|---|---|---|---|
1. | Модуль 1. Нормативно-правовые основы и организация углубленной допризывной подготовки | |||
1.1 | Обзор действующего законодательства РК в сфере военной службы и образования. Особенности углубленной подготовки. | 2 | 2 | |
1.2 | Приказы, программы и стандарты: правовое обеспечение углубленного уровня подготовки. | 2 | 2 | |
1.3 | Совместный приказ МО, МВД, МИОР, МОН РК "Об утверждении Программы военно-патриотического воспитания молодежи "Біртұтас ұлт - біртұтас әскер": цели и задачи | 1 | 1 | |
2. | Модуль 2. Тактическая, огневая и инженерная подготовка | |||
2.1 | Тактические действия отделения и взвода в обороне и наступлении. | 8 | 2 | 6 |
2.2 | Огневая подготовка: основы стрельбы и виды оружия ВС РК. | 7 | 2 | 5 |
2.3 | Методика метания гранат и отработка нормативов. | 5 | 2 | 3 |
2.4 | Использование инженерных средств, установка мин, организация заграждений. | 4 | 2 | 2 |
3. | Модуль 3. Военная топография и ориентирование на местности | |||
3.1 | Работа с картами. Определение координат, ориентирование без компаса. | 3 | 1 | 2 |
3.2 | Использование GPS и цифровых топографических инструментов. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Практикум: полевые занятия по ориентированию и целеуказанию. | 4 | 4 | |
4. | Модуль 4. Первая медицинская помощь и тактическая медицина | |||
4.1 | Имитирование ранений, наложение жгутов, перевязка, эвакуация условно раненого. | 8 | 4 | 4 |
5. | Модуль 5. Цифровые технологии и симуляторы в военной подготовке | |||
5.1 | Использование приложений: Google Drive, Kahoot, LearningApps, Padlet. | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Использование цифровых симуляторов и военно-игровых платформ в обучении тактическим действиям. | 4 | 1 | 3 |
5.3 | Создание цифровых кейсов и заданий для онлайн-моделирования тактических действий. | 4 | 2 | 2 |
6. | Модуль 6. Строевая, физическая и специальная подготовка | |||
6.1 | Подготовка отделения к строевым смотрам. | 2 | 1 | 1 |
6.2 | Физическая подготовка: методика развития выносливости и силы. | 2 | 1 | 1 |
6.3 | Тренировки по стандартам боевой готовности. | 4 | 4 | |
7. | Модуль 7. Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики | |||
7.1 | Формирование казахстанского патриотизма: современные подходы. | 2 | 1 | 1 |
7.2 | Профориентационная агитация: как мотивировать учащихся к поступлению в военные учебные заведения | 2 | 1 | 1 |
7.3 | Герои Отечества: примеры мужества и служения Родине. | 1 | 1 | |
7.4 | Организация военно-патриотических мероприятий. | 2 | 1 | 1 |
8. | Модуль 8. Рефлексия и повышение профессионального уровня преподавателя | |||
8.1 | Ведение портфолио педагога, самооценка профессиональных достижений. | 2 | 1 | 1 |
8.2 | Современные подходы к оценке результатов обучения. Критериальное оценивание. | 2 | 1 | 1 |
8.3 | Организация обратной связи и обмена опытом в профессиональном сообществе. | 1 | 1 | |
9 | Модуль 9. Итоговое тестирование | |||
9.1 | Итоговое тестирование и практическая демонстрация методических умений преподавателя | 3 | 2 | 1 |
Всего академических часов | 80 | 47 | 33 |
Примечание: 1 академический час – 40 минут.
3.4. Для преподавателей, имеющих педагогическое образование, не соответствующее профилю военной подготовки
Тематика Программы проведения Курсов в режиме очного обучения (офлайн) рассчитана на продолжительность в 80 академических часов, с разбивкой на теоретические и практические часы:
Тематический план курса повышения квалификации на 80 академических часов (очная форма обучения) для преподавателей, не имеющих профильного военного образования
Примечание: 1 академический час – 40 минут.
4. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы
4.1. Цель Программы
Цель программы заключается в комплексной подготовке преподавателей, включая преподавателей начальной военной подготовки, углубленной допризывной военной подготовки, а также преподавателей, не имеющих профильного педагогического образования в области военной подготовки. Программа направлена на развитие у педагогов знаний, компетенций и навыков, соответствующих современным требованиям образовательной системы Республики Казахстан в сфере военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе.
Особое внимание уделяется совершенствованию методов преподавания и организации образовательного процесса с учетом использования актуальных педагогических технологий, включая цифровые образовательные платформы, симуляторы и виртуальные лаборатории. Цель программы — подготовить преподавателей к эффективному обучению школьников, включая развитие критического мышления, лидерских качеств, навыков безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи, а также укреплению гражданской ответственности и патриотизма. Программа также нацелена на формирование у педагогов навыков работы в условиях инклюзивного образования и развитие softskills у учащихся.
4.2. Задачи Программы
1) Обеспечение высококачественной подготовки преподавателей по всем уровням военной подготовки (начальная, углубленная и военно-патриотическая подготовка), с фокусом на актуальные требования образовательной системы Республики Казахстан.
2) Развитие профессиональных компетенций преподавателей, включая знание нормативно-правовых актов и методических рекомендаций, а также освоение эффективных методов преподавания, применяемых в области военной подготовки.
3) Повышение квалификации преподавателей в области применения активных методов обучения, цифровых образовательных ресурсов и инновационных технологий, способствующих созданию интерактивных, заинтересовывающих и безопасных образовательных процессов.
4) Формирование у преподавателей навыков организации и проведения практических занятий, включая обучение основам медицинской подготовки, безопасной жизнедеятельности, а также эффективное использование симуляторов и цифровых платформ для моделирования военных и патриотических действий.
5) Развитие у преподавателей навыков работы с инклюзивным образовательным процессом, обеспечивая индивидуальный подход к обучению учащихся с учетом их разнообразных потребностей и возможностей.
6) Укрепление военно-патриотической и гражданской ответственности у молодежи путем разработки и внедрения мероприятий, направленных на формирование патриотизма, лидерских качеств, а также подготовку учащихся к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан.
7) Поддержка и развитие у преподавателей навыков критической рефлексии и самооценки для повышения качества образовательного процесса и профессионального роста педагогов.
8) Стимулирование преподавателей к участию в процессе постоянного профессионального развития через использование портфолио и современных методов оценки, таких как критерийное и квалиметрическое оценивание.
4.3. Ожидаемые результаты обучения
По завершении Программы слушатели смогут:
– знать основные нормативные документы и правовые акты, регулирующие деятельность по начальному, допризывному и углубленному допризывному обучению;
– применять эффективные методики преподавания и воспитания, включая элементы инклюзивного и проектного подходов;
– разрабатывать и адаптировать учебные материалы, задания и проекты, ориентированные на формирование компетенций учащихся;
– владеть навыками работы с цифровыми образовательными инструментами (Kahoot, Padlet, Google Drive и др.) и интегрировать их в образовательную практику;
– организовывать и проводить занятия с использованием ИКТ, мобильных приложений и симуляционных решений, приближенных к реальным условиям обучения;
– формировать у учащихся навыки безопасного поведения, выживания в экстремальных условиях и оказания первой медицинской помощи;
– развивать у обучающихся патриотизм, дисциплину и гражданскую ответственность через участие в военно-патриотических мероприятиях и клубах;
– создавать и вести профессиональное портфолио, отражающее профессиональный рост и достижения в педагогической деятельности.
5. Структура и содержание Программы
5.1. Общие положения
Программа организована в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования и обороны. Она направлена на системное повышение квалификации преподавателей-организаторов начальной и углубленной допризывной подготовки, а также педагогов, не имеющих профильного военного образования. Программа реализуется в очной форме и включает теоретическую и практическую подготовку, ориентированную на современные педагогические технологии, цифровые инструменты и задачи патриотического воспитания молодежи.
5.2. Глоссарий
В Программе используются следующие ключевые термины и определения (глоссарий включает понятия: "начальная военная подготовка", "углубленная допризывная подготовка", "симулятор", "педагогическая рефлексия", "soft skills", "цифровая грамотность" и др.).
5.3. Тематика Программы
Темы курса сгруппированы по модулям и охватывают:
– нормативно-правовые основы;
– методику военной, строевой, огневой, тактической и медицинской подготовки;
– цифровые образовательные технологии;
– аспекты гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности;
– патриотическое воспитание и профориентацию;
– оценку образовательных результатов и профессиональную рефлексию.
5.4. Цель, задачи и ожидаемые результаты
Данный раздел включает цель Программы, задачи и результаты, к которым должны прийти слушатели по завершении курса (раздел изложен выше — см. пункт 4 настоящего документа).
5.5. Структура и содержание Программы
Основной компонент, включающий тематические планы с распределением по категориям преподавателей:
1) для преподавателей-организаторов начальной военной подготовки;
2) для преподавателей-организаторов допризывной военной подготовки;
3) для преподавателей-организаторов углубленной допризывной военной подготовки;
4) для преподавателей, имеющих педагогическое образование, не соответствующее профилю военной подготовки.
Каждая из программ содержит разбивку по модулям, темам, объему академических часов, а также балансу теоретических и практических занятий.
6. Организация учебного процесса
Курсы повышения квалификации проводятся в очной (офлайн) форме.
1) Очная форма обучения
Образовательный процесс организуется согласно утвержденному учебно-тематическому плану, прилагаемому к настоящей Программе. Продолжительность очного курса составляет 80 академических часов и реализуется в течение двух недель.
2) Формы оценки и контроля
В целях контроля усвоения материала предусмотрены следующие виды учебной деятельности:
– выполнение самостоятельной работы;
– выполнение проектных заданий;
– презентация мини-урока.
Темы и критерии оценки самостоятельных и проектных работ, а также требования к проведению мини-урока содержатся в учебно-методическом комплексе Курса.
3) Формы и методы обучения
Программа предусматривает активные и интерактивные формы обучения, включая:
– лекции, семинары, тренинги, вебинары;
– групповые обсуждения и дискуссии (в том числе с участием педагогов-практиков в формате team-teaching);
– ролевые и деловые игры;
– метод кейсов;
– анализ и обсуждение видеоматериалов и аннотированной литературы;
– выездные практические занятия;
– защита проектных работ и эссе.
4) Образовательная среда и ресурсы
Созданы все необходимые условия для проявления педагогического творчества, применения современных образовательных технологий, включая цифровые платформы и симуляционные инструменты. Особое внимание уделяется внедрению инновационных методов военно-патриотического воспитания, соответствующих современным требованиям системы образования Республики Казахстан.
5) Целевая группа слушателей
Слушателями Курса являются преподаватели-организаторы начальной военной подготовки и углубленной допризывной подготовки, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности организации, в которой они осуществляют образовательную деятельность.
7. Учебно-методическое обеспечение Программы
Учебно-методическое обеспечение Программы осуществляется по каждому из модулей, с целью создания полноценного учебного процесса, который включает как теоретическую, так и практическую составляющие.
7.1. Материалы лекций
Каждый модуль Программы будет сопровождаться лекциями, подготовленными в печатном или электронном виде. Лекционные материалы обеспечат слушателей основными теоретическими знаниями, необходимыми для освоения предмета. Они могут включать:
– Подробные теоретические пособия и конспекты лекций.
– Презентации с визуальными материалами для лучшего усвоения материала.
– Электронные и печатные версии нормативных документов, актов и стандартов, соответствующих тематике каждого модуля.
7.2. Учебные пособия и методические материалы
В каждом модуле предусмотрены учебные пособия, которые включают теоретический материал, а также инструкции и рекомендации по организации практических занятий. Методические материалы включают:
– Пошаговые методики для организации и проведения занятий.
– Примеры задач и кейсов для обсуждения на занятиях.
– Методики разработки и проведения практических занятий, с учетом особенностей военной подготовки.
7.3. Практические занятия и тренажеры
Для эффективного освоения практических навыков преподаватели будут обеспечены методическими рекомендациями и материалами для организации практических занятий. Включают:
– Инструкции по проведению практических тренингов: для выполнения огневых упражнений, тактических маневров и других видов тренировки.
– Модели и тренажеры: обучающие инструменты для выполнения тактических заданий, включая цифровые тренажеры и симуляторы (например, приложения для моделирования боевых действий).
7.4. Цифровые ресурсы и онлайн-платформы
В рамках курса будет активно использоваться современная образовательная техника, включая:
– Цифровые учебники и лекции: доступные как для очного, так и для дистанционного обучения.
– Интерактивные платформы и приложения: такие как GoogleDrive, Kahoot, LearningApps, Padlet, которые помогут слушателям усваивать материал через тесты, викторины, задания в формате онлайн.
– тактический симулятор "ГеоТактика".
– Симуляторы и военно-игровые платформы: для практических занятий, моделирования ситуаций и тренировки.
7.5. Методические рекомендации по оценке знаний
Для мониторинга и оценки усвоения материала будут разработаны методические рекомендации, включающие:
– Критериальное оценивание: развернутые инструкции по оценке учебных достижений слушателей в различных формах: тесты, практические задания, проекты.
– Методика проведения проектных и самостоятельных работ: предоставление темы проектных работ, критериев оценки и рекомендаций по выполнению мини-уроков.
7.6. Обратная связь и самооценка
В рамках программы предусмотрены регулярные сессии для обратной связи, где преподаватели будут предоставлять анализ результатов обучающихся. Самооценка и рефлексия будут осуществляться через:
– Портфолио преподавателя: инструмент для саморефлексии и анализа профессионального роста.
– Оценочные анкеты и тесты: для самооценки и получения объективной обратной связи по процессу обучения.
– Рефлексия по результатам практических занятий: обсуждение и анализ выполненных проектов, мини-уроков и практических заданий.
7.7. Дополнительные ресурсы и литература
Все участники курса будут обеспечены списком основной и дополнительной литературы, которая будет актуальна для углубленного изучения каждой темы программы. Литература будет включать:
– Основную литературу: учебники.
– Дополнительные источники: статьи, исследования, видеоуроки, кейс-методики.
7.8. Методические рекомендации для преподавателей
Для эффективного внедрения методов обучения будут разработаны рекомендации, включая:
– Использование инновационных методик преподавания: кейс-метод, ролевые игры, активные формы обучения.
– Методики военно-патриотического воспитания: подходы и практические рекомендации по формированию патриотизма у молодежи через занятия военно-прикладной подготовкой.
Учебно-методическое обеспечение программы направлено на обеспечение высокого уровня преподавания, активное вовлечение обучающихся в учебный процесс и развитие необходимых профессиональных компетенций.
Каждый модуль закрепляется материалами лекций в печатном или электронном вариантах.
7.9. Модуль – "Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования"
Модуль направлен на ознакомление с новыми нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность преподавателей, осуществляющих начальную военную подготовку, а также на рассмотрение аспектов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
В рамках модуля рассматриваются: изучение приказа Министра обороны Республики Казахстан от 12 июля 2017 года № 347 "Об утверждении Правил начальной военной подготовки"; изменения действующих и появление новых требований в нормативных правовых актах, регулирующих проведение занятий в условиях обновленного содержания образования; цели и задачи развития современного образования и требования к уровням образования; теоретические основы психолого-педагогических аспектов, необходимых для повышения квалификации и подготовки преподавателей-организаторов начальной военной подготовки к аттестации.
Задачи модуля:
1) Ознакомить слушателей с основными направлениями и принципами государственной политики в сфере среднего образования, закрепленными в нормативных правовых актах Республики Казахстан.
2) Развить у слушателей навыки диагностики и поддержки развития познавательных способностей учащихся, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ожидаемые результаты:
По завершении модуля слушатели:
1) Владей навыками применения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность преподавателей, осуществляющих обучение в системе среднего образования.
2) Применяют методики диагностики и развития познавательных способностей учащихся в образовательной практике.
7.10. Модуль – "Совершенствование содержания методов обучения, воспитания и развития в контексте повышения качества образования"
Цель модуля является повышение квалификации преподавателей начальной военной подготовки в области разработки и совершенствования методов обучения, воспитания и развития учащихся.
Модуль направлен на формирование у педагогов навыков эффективного использования современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса в условиях обновленного содержания образования.
Задачи модуля:
1) Ознакомить преподавателей с современными методами обучения и воспитания, применяемыми в рамках начальной военной подготовки.
2) Сформировать навыки использования инновационных педагогических подходов и приемов, направленных на повышение мотивации обучающихся.
3) Разработать и внедрить практико-ориентированные методы воспитательной работы, способствующие формированию у учащихся патриотизма, гражданской ответственности и уважительного отношения к военной службе.
4) Овладеть инструментарием мониторинга и оценки качества образовательного процесса.
5) Развить у преподавателей способности к педагогическому анализу, а также навыки применения психолого-педагогических подходов при обучении и воспитании школьников.
Ожидаемые результаты:
По завершении модуля слушатели смогут:
1) Эффективно применять современные методы обучения и воспитания в рамках предмета "Начальная военная подготовка".
2) Использовать разнообразные педагогические технологии с целью повышения качества образовательного процесса.
3) Осуществлять объективную оценку и анализ учебных достижений учащихся с применением критериев оценивания.
4) Применять психолого-педагогические подходы для построения конструктивного взаимодействия с обучающимися.
5) Интегрировать элементы патриотического воспитания и гражданской ответственности в содержание и формы учебной и внеурочной деятельности.
7.11. Модуль - Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагога
Целью модуля является развитие IT-компетентностей и цифровой грамотности преподавателей, необходимых для организации современного образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования.
Модуль направлен на формирование навыков использования цифровых образовательных технологий, мультимедийных ресурсов и онлайн-платформ, применяемых в очном и дистанционном обучении. Особое внимание уделяется работе с многофункциональными сервисами, такими как Google Drive, ClassTime, Kahoot, LearningApps, Padlet и другими цифровыми инструментами для контроля знаний, взаимодействия с учащимися и организации учебного контента.
Модуль также предусматривает совершенствование медиа- и информационной грамотности преподавателей, включая умение отбирать, критически оценивать и применять цифровые ресурсы в учебной деятельности.
Задачи модуля:
1) развивать навыки классификации и использования цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе;
2) формировать навыки использования компьютерных программ при осуществлении обратной связи с учащимися.
Ожидаемые результаты:
По завершению модуля слушатели:
1) осуществляют отбор и применение цифровых образовательных ресурсов и средств;
2) применяют компьютерные программы для осуществления обратной связи с учащимися.
7.12. Модуль – "Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики"
Целью модуля является совершенствование профессиональных компетенций преподавателей в области патриотического воспитания, а также внедрение эффективных педагогических практик с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Модуль направлен на изучение современных подходов к формированию у обучающихся патриотизма, гражданской ответственности, устойчивой мотивации к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан, а также на освоение методов планирования внеурочной деятельности и применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Особое внимание уделяется диагностике затруднений, обучающихся и подбору индивидуальных педагогических стратегий, способствующих эффективному усвоению учебного материала.
Задачи модуля:
1) Совершенствовать профессиональные навыки педагогов, исходя из потребностей;
2) рассмотреть преимущества использования самоменеджмента в организации деятельности.
Ожидаемые результаты:
По завершению модуля слушатели:
1) демонстрируют профессиональные навыки;
2) проектируют маршрут своего профессионального развития, используя самоменеджмент.
7.13 Модуль – "Основы медицинской подготовки и безопасности"
Целью модуля является формирование у преподавателей базовых знаний и практических навыков по оказанию первой медицинской помощи и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, включая компоненты подготовки к действиям в боевых условиях.
Модуль включает изучение теоретических основ и практических методов оказания неотложной медицинской помощи, обеспечение безопасной жизнедеятельности и выработку алгоритмов поведения в экстремальных ситуациях. Слушатели также осваивают методику преподавания данных тем обучающимся.
Задачи модуля:
1) Изучить основы первой медицинской помощи, включая сердечно-легочную реанимацию, оказание помощи при травмах, ожогах и других экстренных состояниях.
2) Ознакомить слушателей с основами безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
3) Развить практические навыки по оказанию медицинской помощи и применению полученных знаний в условиях боевых действий.
Ожидаемые результаты:
По завершению модуля слушатели смогут:
1) Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях, включая сердечно-легочную реанимацию и помощь при травмах.
2) Разрабатывать планы действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
3) Применять полученные знания и навыки в условиях военной службы и других экстремальных ситуаций.
7.14. Модуль – "Практические занятия и обучение навыкам безопасности жизнедеятельности"
Целью модуля является сформировать у преподавателей начальной военной подготовки знаний, умений и практических навыков, необходимых для подготовки учащихся к действиям в условиях угроз и чрезвычайных ситуаций, а также обучению основам безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи.
Задачи модуля:
1) Изучить основы первой медицинской помощи, включая основные приемы сердечно-легочной реанимации и оказания помощи при травмах, ожогах и других экстренных состояниях.
2) Ознакомить преподавателей с техникой безопасности и действиями в чрезвычайных ситуациях (пожары, землетрясения, аварии и т. п.).
3) Развить практические навыки оказания медицинской помощи в условиях боевых действий и других экстремальных ситуаций.
4) Научить применять полученные знания в условиях военной службы, в том числе в условиях боевых действий и чрезвычайных ситуаций.
5) Повысить уровень готовности преподавателей обучать учащихся основам выживания в экстремальных условиях.
Ожидаемые результаты:
6) Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях, включая сердечно-легочную реанимацию и помощь при травмах.
7) Применять знания и навыки безопасности жизнедеятельности в условиях боевых действий и чрезвычайных ситуаций.
8) Разрабатывать и проводить обучающие занятия и тренировки по безопасности жизнедеятельности и медицинской помощи для учащихся.
9)Эффективно обучать учащихся поведению в условиях опасности и чрезвычайных ситуаций.
7.15. Модуль – "Дополнительные аспекты патриотического воспитания и педагогики"
Целью модуля является развить у преподавателей начальной военной подготовки углубленных знаний и практических навыков в области патриотического воспитания, формирования гражданской ответственности, подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, а также педагогических компетенций с учетом современных образовательных подходов.
Задачи модуля:
1) Ознакомить преподавателей начальной военной подготовки с современными подходами к патриотическому воспитанию молодежи.
2) Обучить методам эффективного формирования гражданской ответственности у учащихся.
3) Развить у преподавателей начальной военной подготовки навыки проведения воспитательных мероприятий, направленных на формирование патриотизма и гражданской ответственности.
4) Изучить методы работы с молодежью в контексте современной педагогики, с учетом возрастных и психологических особенностей.
5) Подготовить преподавателей начальной военной подготовки к проведению мероприятий и акций, направленных на повышение значимости военной службы как престижной профессии.
Ожидаемые результаты:
1) Эффективно проводить занятия и воспитательные мероприятия, направленные на формирование патриотизма у учащихся.
2) Разрабатывать и реализовывать проекты и акции по патриотическому воспитанию, направленные на развитие гражданской ответственности.
3) Применять современные педагогические технологии и подходы в работе с молодежью.
4) Осуществлять взаимодействие с родителями и другими заинтересованными сторонами для эффективного воспитания патриотизма и формирования гражданской ответственности.
7.16. Модуль - "Рефлексия и самооценка преподавателя"
Целью модуля является развить у преподавателей начальной военной подготовки навыков рефлексии и самооценки, необходимых для объективного анализа собственной педагогической деятельности, выявления зон профессионального роста и постоянного повышения качества образовательного процесса.
Задачи модуля:
1) Ознакомить преподавателей начальной военной подготовки с основами рефлексии и самооценки как инструментами профессионального роста.
2) Научить использовать методы самоанализа в педагогической практике.
3) Развить навыки постановки целей для профессионального развития.
4) Формировать у преподавателей способность к конструктивному восприятию критики и самоанализу.
5) Помочь преподавателям начальной военной подготовки выработать личную стратегию повышения квалификации и улучшения качества образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1) Проводить рефлексию своей педагогической деятельности и выявлять области для улучшения.
2) Применять методы самооценки для повышения личной эффективности и качества работы.
3) Устанавливать реалистичные цели для профессионального роста и развития.
4) Анализировать результаты своей работы, выявлять проблемы и разрабатывать планы для их решения.
5) Включать рефлексию и самооценку в повседневную педагогическую практику для постоянного совершенствования.
7.17. Модуль – "Тактическая, огневая и инженерная подготовка"
Целью модуля является развить у преподавателей начальной военной подготовки практические и теоретические знания и навыки, необходимые для эффективного обучения учащихся тактическим действиям, огневой и инженерной подготовке. Модуль направлен на освоение основ тактической подготовки, обучения стрельбе и использования военной техники, а также ознакомление с основами инженерных навыков, которые могут быть применены в реальных боевых условиях.
Задачи модуля:
1) Изучить основы тактической подготовки, включая основы планирования и выполнения боевых задач.
2) Научить методике обучения огневой подготовке, включая использование стрелкового оружия и другие средства ведения огня.
3) Ознакомить с основами инженерной подготовки, включая создание оборонительных сооружений и работу с инженерным оборудованием.
4) Развить практические навыки по обучению учащихся основам военной тактики, стрельбы и инженерной работы.
5) Научить эффективно применять полученные знания и навыки в ходе занятий с учащимися, учитывая реальные боевые и экстремальные условия.
Ожидаемые результаты:
1) Обучать учащихся тактическим действиям в боевых условиях.
2) Осуществлять подготовку учащихся к стрельбе из стрелкового оружия, а также проводить другие виды огневой подготовки.
3) Применять основы инженерной подготовки для создания оборонительных сооружений и работы с инженерным оборудованием.
4) Организовывать и проводить практические занятия по тактической, огневой и инженерной подготовке с учетом безопасности и реалистичности.
5) Развить в учащихся навыки, которые можно применять в условиях реальных боевых действий и чрезвычайных ситуаций.
7.18. Модуль – "Военная топография и ориентирование на местности"
Целью модуля является ознакомить преподавателей начальной военной подготовки с основами военной топографии и методами ориентирования на местности.
Модуль направлен на развитие навыков использования карт и других навигационных инструментов для ориентирования в условиях боевой обстановки, а также на обучение методикам ориентирования без использования карт, используя природные ориентиры и другие способы.
Задачи модуля:
1) Изучить основы военной топографии, включая чтение карт, определение азимута и использование навигационных приборов.
2) Ознакомить с методами ориентирования на местности как в условиях нормальной, так и в экстремальной обстановке.
3) Научить использованию как традиционных, так и современных цифровых технологий для ориентирования, включая мобильные приложения (в офлайн-режиме при отсутствии интернета).
4) Развить у преподавателей практические навыки определения местоположения и движения по местности с помощью различных средств ориентирования.
Ожидаемые результаты:
1) Применять знания по военной топографии для точного определения местоположения и планирования маршрутов.
2) Осуществлять ориентирование на местности с использованием карт, компасов и других навигационных инструментов.
3) Использовать современные цифровые средства и мобильные приложения для эффективного ориентирования.
4) Обучать учащихся методам ориентирования на местности и безопасному передвижению в различных условиях.
7.19. Модуль – "Итоговое тестирование"
Целью модуля является оценить уровень усвоения знаний и навыков, приобретенных преподавателями в процессе обучения по программе начальной военной подготовки. Модуль направлен на проведение итогового тестирования, которое позволит выявить уровень готовности преподавателей к самостоятельной педагогической деятельности в рамках начальной военной подготовки.
Задачи модуля:
1) Провести итоговое тестирование для оценки теоретических знаний и практических навыков преподавателей.
2) Оценить умения преподавателей по организации и проведению занятий по начальной военной подготовке.
3) Проверить способность преподавателей к решению педагогических задач, связанных с обучением и воспитанием учащихся.
4) Оценить готовность преподавателей к использованию полученных знаний и навыков в реальной образовательной практике.
8. Оценивание результатов обучения
8.1 Контроль и оценка знаний слушателей осуществляется путем проектной работы или презентацией демо-урока (мини-мероприятия) и через итоговое тестирование.
Структура презентации демо-урока/проекта, критериев и параметры оценки
Слушатели планируют урок по предмету и предоставляют фрагмент урока на разных этапах в качестве действий по планированию преподавания, с учетом современных требований.
Требования к планированию демо-урока
Цель – оценить понимание и применение педагогических подходов, системы критериального оценивания в соответствии с обновленной программой по учебному предмету.
План урока должен содержать:
1. Постановку целей обучения:
- цели мини-урока согласованы с целями обучения;
- ориентация на особенности предмета;
- цели сформулированы в формате SMART.
2. Поддержку достижений учащихся:
- использовать методы, способствующие достижению целей урока;
- приемы и методы, направленные на вовлечение субъектов образования в процесс обучения.
3. Использование дифференцированного подхода:
- разработать дифференцированные задания, с учетом потребностей учащихся;
- определить способы дифференциации заданий.
4. Организацию оценивания учащихся:
- выбранные стратегии оценивания соответствуют целям обучения;
- формативное оценивание поддерживает обучение;
- к заданиям разработаны дескрипторы.
Критерии оценивания демо-уроков
№ п/п | Критерии | Балл |
---|---|---|
1. | Цель урока сформулирована в формате SMART. | |
2. | Активные методы вовлекают всех участвующих в процесс обучения и направлены на реализацию цели обучения. | |
3. | Оценивание способствует улучшению результатов обучения. | |
4. | Учет потребностей учащихся. Применение дифференциального подхода. | |
5. | Использование ресурсов, в т.ч. ИКТ. | |
6. | Доступность и достоверность изложения. | |
7. | Соблюдение тайм-менеджмента. |
Для оценивания презентации демо-урока выставляются следующие баллы:
0 баллов – отсутствует элемент оценивания;
1 балл – доказательства слабые;
2 балла – доказательства средние;
3 балла – доказательства сильные.
Оценка знаний слушателей по презентации демо-урока осуществляется переводом сумм баллов в традиционные оценочные нормы по следующей схеме:
"Отлично" – 19-21 баллов;
"Хорошо" – 15-18 баллов;
"Удовлетворительно" – 11-14 баллов.
Требования к презентации
Время для презентации – 5–7 минут.
Структура презентации
Титульный слайд должен содержать следующую информацию:
1) тема урока, цели обучения и цели урока;
2) фамилия, имя, место работы.
Оформление слайдов
1. Для основного текста – рекомендуемый размер шрифта 24 пт.
2. Поля слайдов – не менее 0,5 см с каждой стороны.
3. Файл презентации должен быть выполнен в программе по выбору педагога (MSPowerPoint, Google Презентация, Prezi, Sway, Canva).
4. В процессе выступления не допускается переход на интернет-ресурсы, всю дополнительную информацию необходимо предварительно разместить в одной папке с презентацией (т.е. ссылки только локальные).
5. Для всех слайдов применять один эффект перехода и стилевое решение.
Структура проекта
Проектную работу составляет группа слушателей из 4-5 преподавателей-организаторов НВДП. Каждая группа готовит свой проект.
Проект состоит из следующих структурных элементов:
1) титульный лист (указывается наименование организации, ФИО разработчика(ов), год, город).
2) оглавление (введение, основная часть, заключение, приложение);
3) введение (обоснование актуальности выбранной темы, цели и задачи работы, используемые источники, формулировка и краткая характеристика основной проблемы).
4) основная часть (последовательно раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, отражается аргументированная позиция, описываются различные точки зрения на нее и выражается отношение автора к ним);
5) заключение (подводятся главные итоги исследования, в соответствии с выдвинутой целью и задачами проекта, делаются обобщенные выводы или даются практические рекомендации по конкретному использованию результатов исследования).
6) список использованной литературы;
7) приложение (при необходимости);
8) презентация в виде слайдов.
Критерии оценивания проекта
Для оценивания презентации проектной работы выставляются следующие баллы:
0 баллов – не реализовано;
1 балл – реализовано частично;
2 балла – реализовано полностью.
Максимальное количество баллов по проекту – 20.
Перевод сумм баллов в традиционные оценочные нормы:
Оценка "5" (отлично) – выставляется за сумму 17-20 баллов.
Оценка "4" (хорошо) – соответствует сумме 14-16 баллов.
Оценка "3" (удовлетворительно) – соответствует сумме баллов 10-13.
Итоговое тестирование
Перевод баллов в оценки
Баллы | Диапазон исполнения (%) | Оценка |
---|---|---|
27-30 | 90-100 | 5 |
23-26 | 75-89 | 4 |
15-22 | 50-74 | 3 |
менее 20 | менее 50 | 2 |
9. Посткурсовое сопровождение
9.1 Посткурсовое сопровождение ориентировано на решение частных задач педагога, состоит из следующих элементов: самоопределение; актуальность компетенций; обратная связь; непрерывность.
Посткурсовой период предполагает полномасштабную рефлексию, творческий отчет об осуществляемой им деятельности после Курса.
В посткурсовом сопровождении деятельности педагога используются следующие формы:
1) результаты профессионального развития;
2) организация и проведение, в течение первого календарного года, после прохождения Курса, не менее одной самостоятельной работы педагогом и участие его в двух общих веб-семинарах;
3) привлечение педагогов, прошедших Курс и успешно применяющих полученные знания, умения, навыки на практике, к участию в мероприятиях по обмену опытом, публичное признание их опыта (публикации в средствах массовой информации);
4) корректировка Программы Курса.
Мониторинг посткурсового сопровождения деятельности педагога проводится в течение одного года заочно, либо в дистанционной форме.
10. Список основной и дополнительной литературы
1) Конституция Республики Казахстан;
2) Закон Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих";
3) Закон Республики Казахстан "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан";
4) Закон Республики Казахстан "О статусе педагога";
5) Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан Указ Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года № 364;
6) Приказ Министра обороны Республики Казахстан "Об утверждении Правил начальной военной подготовки" от 12 июля 2017 года № 347;
7) Приказ Министра просвещения Республики Казахстан "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" от 3 августа 2022 года № 348;
8) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан "Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога" от 28 января 2016 года № 95;
9) Тасбулатов А., Майхиев Д. Начальная военная и технологическая подготовка. – Алматы: Мектеп, 2018 – 127 с.
10) Тасбулатов А., Майхиев Д. Начальная военная и технологическая подготовка. Дистанционное обучение. Методические указания – Алматы, 2020 – 30 с.
11) Начальная военная и технологическая подготовка. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы + CD В 2 частях. Ч 1/ А.Н.Рыспаев, Е.А. Адельбаев, Н.Т. Асилов, А.И. Рихтер, А.М. Ерекешев, А.У. Усербаев, Ж.А. Саткулов, С.К. Кутпилеуова. – Кокшетау: Келешек-2030, 2019 – 224 с.
12) Рихтер А.И. Начальная военная и технологическая подготовка. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы + CD В 2 частях. Ч 1/ Рихтер, А.М. В.Л.Яковенко. – Кокшетау: Келешек-2030 Баспасы, 2020 – 224 с.
13) Алғашқы әскери және технологиялық дайындық: Әдістемелік нұсқау. Жалпы білім беретін мектептің 10-сынып мұғалімдеріне арналған құрал. 1- және 2-бөлімдер. – Алматы: Мектеп, 2019. – 237 б.
14) Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета "Начальная военная и технологическая подготовка" (10-11 классы) по программам обновленного содержания образования. – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2020. – 194 с.
Электронные ресурсы:
http://egov.kz/cms/ru – электронное правительство Республики Казахстан.
https://pki.gov.kz/ – Национальный удостоверяющий Центр Республики Казахстан.
https://portal.kundelik.kz/ – АИС Kundelik.
https://bilimland.kz/kk – образовательная платформа для школьников, студентов и педагогов.
https://infourok.ru/sinip-alashi-skeri-dayindi-pninen-saba-zhospari-802970. html – АСИ "ИНФОУРОК".
https://mektep.kz/userfiles/44689b66883e6f03a1a9ea53c7ccf96f.pdf – электронный учебник Майхиева Д