Об утверждении Положения о Комитете по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан

Обновленный

Приказ Министра водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан от 16 июля 2024 года № 115-НҚ.

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан "Некоторые вопросы Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан от 10 июля 2024 года №540, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Положение о Комитете по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) направление копии настоящего приказа в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан.

      3) принятие иных мер, вытекающих из настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

      Министр Н. Нуржигитов

  Приложение
к приказу Министра
водных ресурсов и ирригации
Республики Казахстан
от 16 июля 2024 года № 115-НҚ

Положение о Комитете по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Республиканское государственное учреждение "Комитет по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан" (далее – Комитет) является ведомством в пределах компетенции Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан (далее – Министерство), осуществляющим стратегические, регулятивные, реализационные, контрольные и надзорные функции в области охраны и использования водного фонда.

      Сноска. Пункт 1 – в редакции приказа и.о. Министра водных ресурсов и ирригации РК от 29.07.2025 № 187-НҚ.

      2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.

      4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если он уполномочено на это в соответствии с законодательством.

      6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами председателя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

      7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      8. Местонахождение Комитета: Республика Казахстан, 010000, город Астана, Есильский район, проспект Мәңгілік ел, 8, административное здание "Дом министерств".

      9. Полное наименование государственного органа – республиканское государственное учреждение "Комитет по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.

      11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.

      12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Министерства.

      Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные доходы направляются в государственный бюджет.

Глава 2. Задачи, права и обязанности Комитета

      13. Задача – обеспечение координации по вопросам реализации государственной политики, выполнение стратегических, регулятивных, реализационных, контрольно-надзорных функций в сфере управления водными ресурсами.

      14. Права Комитета:

      1) вступать во взаимоотношения со структурными подразделениями Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан для обеспечения оперативного решения вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию Комитета;

      2) запрашивать и получать от государственных и не государственных органов и организаций, должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции Комитета;

      3) вносить предложения по совершенствованию деятельности, регулируемой Комитетом;

      4) осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      Обязанности Комитета:

      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц, в том числе:

      обеспечение доступности государственных услуг;

      обеспечение информированности получателей государственных услуг о порядке оказания государственных услуг;

      участие в предоставлении соответствующей информации в уполномоченный орган по оценке качества оказания государственных услуг и контроля за качеством оказания государственных услуг, уполномоченный орган в сфере информатизации для проведения оценки качества оказания государственных услуг;

      участие в предоставлении соответствующей информации некоммерческим организациям, проводящим общественный мониторинг, в установленном законодательством порядке;

      рассмотрение жалоб и обращений получателей государственных услуг;

      принимать и рассматривать обращения физических и юридических лиц в порядке и сроки, установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

      осуществление анализа и выявление системных проблем, поднимаемых заявителями;

      2) своевременно и качественно выполнять возложенные в соответствии с настоящим Положением на Комитет функции.

      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра водных ресурсов и ирригации РК от 29.07.2025 № 187-НҚ.

      15. Функции:

      1) осуществляет стратегические, регулятивные, реализационные, контрольные и надзорные функции в пределах своей компетенции;

      2) разрабатывает подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственных услуг в регулируемой сфере;

      3) разрабатывает критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и проверок на соответствие требованиям;

      4) разрабатывает полугодовые графики проведения проверок;

      5) осуществляет мониторинг эффективности государственного контроля и надзора в регулируемой сфере;

      6) координирует осуществление государственного контроля и надзора в области охраны и использования водного фонда;

      7) рассматривает и участвует в рассмотрении дел об административных правонарушениях в области охраны и использования водного фонда в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

      8) разрабатывает перечень требований, нарушение которых влечет применение мер оперативного реагирования, а также определяет в отношении конкретных нарушений требований конкретный вид меры оперативного реагирования, условия ее применения и срок действия данной меры (при необходимости);

      9) разрабатывает правила сокращения разрешенных объемов водопользования при невыполнении водопользователями плана мероприятий по сокращению потерь воды и внедрению наилучших имеющихся технологий;

      10) разрабатывает форму заявления на получение разрешения на специальное водопользование и форму разрешения на специальное водопользование;

      11) разрабатывает форму акта о результатах проверки и предписание об устранении выявленных нарушений;

      12) разрабатывает форму акта о результатах проверки;

      13) разрабатывает порядок отнесения категорий государственных служащих структурных подразделений государственного контроля уполномоченного органа в области охраны и использования водного фонда к должностным лицам, осуществляющим государственный контроль и надзор в области охраны и использования водного фонда;

      14) разрабатывает форму постановления о применении мер оперативного реагирования;

      15) разрабатывает форму планов водопользования;

      16) разрабатывает правила первичного учета вод;

      17) разрабатывает методику расчета удельных норм водопотребления и водоотведения;

      18) разрабатывает правила установления границ водоохранных зон и полос;

      19) разрабатывает требования, предъявляемые к организациям, аттестуемым на право проведения работ в области безопасности гидротехнических сооружений;

      20) разрабатывает методику расчета ставок платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан;

      21) разрабатывает правила согласования размещения, проектирования и строительства, реконструкции сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах;

      22) разрабатывает правила проведения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и форму декларации безопасности гидротехнических сооружений;

      23) разрабатывает правила ведения государственного мониторинга водных объектов и водных ресурсов;

      24) разрабатывает правила ведения государственного водного кадастра;

      25) осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны и использования водного фонда;

      26) согласовывает водоохранные мероприятия, проводимые физическими и юридическими лицами, направленные на предотвращение истощения водных объектов;

      27) осуществляет выдачу, продление, переоформление, приостановление и прекращение действия разрешения на специальное водопользование в порядке, установленном водным законодательством Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";

      28) участвует в обеспечении доступа заинтересованных физических и юридических лиц к общедоступной информации, содержащейся в национальной информационной системе водных ресурсов и государственном водном кадастре;

      29) согласовывает удельные нормы водопотребления и водоотведения;

      30) осуществляет государственный контроль за соблюдением местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, возложенных на них функций в области охраны и использования водного фонда;

      31) осуществляет государственный контроль за наличием разрешения на специальное водопользование;

      32) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований по ведению первичного учета вод и своевременному представлению отчетности по нему;

      33) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований по безопасности гидротехнических сооружений;

      34) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в пределах границ водоохранных зон и полос поверхностных водных объектов, а также непосредственно на водных объектах, в том числе:

      наличием согласования с бассейновой водной инспекцией размещения, проектирования и строительства, реконструкции сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах;

      наличием согласования условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах;

      соблюдением условий:

      согласованной с бассейновой водной инспекцией проектной документации на строительство, реконструкцию сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах;

      согласований с бассейновой водной инспекцией условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах;

      35) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением правил эксплуатации водохозяйственных и гидротехнических сооружений;

      36) осуществляет государственный контроль и надзор за наличием, исправным состоянием (исправностью) и соблюдением сроков поверки средств измерений для учета объема забранных водных ресурсов и сброса очищенных сточных вод;

      37) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением условий и требований, установленных разрешением;

      38) осуществляет государственный контроль за недопущением самовольного водопользования и соблюдением установленных Водным кодексом Республики Казахстан запретов на осуществление хозяйственной деятельности на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах;

      39) разрабатывает перспективные лимиты водопользования на десятилетний период при разработке перспективных водохозяйственных балансов в разрезе водных объектов или их участков, водохозяйственных бассейнов и областей, городов республиканского значения, столицы для категорий водопользователей на основе научных обоснований и бассейновых планов охраны и использования водных ресурсов;

      40) осуществляет координацию деятельности субъектов водных отношений;

      41) осуществляет подготовку и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов в пределах соответствующего бассейна;

      42) организует ведение государственного учета использования водных ресурсов, государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов и водных ресурсов;

      43) осуществляет согласование:

      на предоставление права на земельный участок, землеустроительный проект и изменение целевого назначения земельного участка из состава земель водного фонда и в пределах водоохранных зон;

      комплексных схем градостроительного планирования территорий, генеральные планы населенных пунктов, проекты детальной планировки;

      планов развития областей, городов республиканского значения, столицы в части мероприятий по охране водного фонда, использованию водных ресурсов и развитию водохозяйственных систем;

      перечня рыбохозяйственных водоемов и (или) участков местного значения;

      перечня рыбохозяйственных водоемов и (или) участков, на которых имеются водохозяйственные и (или) гидротехнические сооружения, до их выставления на конкурс для ведения рыболовства и аквакультуры;

      44) осуществляет согласование размещения, проектирования и строительства, реконструкции сооружений и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также условий проведения работ, связанных со строительной деятельностью, лесоразведением, операциями по недропользованию, бурением скважин, санацией поверхностных водных объектов, рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов, сельскохозяйственными и иными работами на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах;

      45) определяет оперативные лимиты водопользования;

      46) участвует в разработке и утверждает водохозяйственные балансы по соответствующему водохозяйственному бассейну;

      47) информируют население о проводимой работе по охране и использованию водного фонда;

      48) взаимодействует с местными исполнительными органами областей (городов республиканского значения, столицы) и другими заинтересованными государственными органами по вопросам в регулируемой сфере;

      49) пломбирует приборы учета вод, устанавливаемых на измерительных приборах и (или) устройствах сооружений по забору или сбросу вод физическими и юридическими лицами, осуществляющими право специального водопользования;

      50) организовывает деятельность бассейновых советов, размещает на интернет-ресурсе информацию о проведенных заседаниях бассейновых советов и их рекомендациях;

      51) утверждает водный режим работы гидротехнических сооружений при регулировании поверхностного стока;

      52) предъявляет в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, требования о прекращении строительства водохозяйственных, гидротехнических сооружений и иных объектов на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах, осуществляемого с нарушением установленных норм и правил в области охраны и использования водного фонда;

      53) направляет материалы о нарушении водного законодательства Республики Казахстан в правоохранительные органы и суд для привлечения нарушителей к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан;

      54) предъявляет в суд иски о возмещении ущерба, нанесенного государству, в случае нарушения водного законодательства Республики Казахстан;

      55) согласовывает проектную документацию по установлению водоохранных зон и полос, их границ и режим их хозяйственного использования;

      56) регистрирует декларацию безопасности гидротехнических сооружений для присвоения регистрационных шифров;

      57) осуществляет аттестацию организаций на право проведения работ в области безопасности гидротехнических сооружений;

      58) разрабатывает и утверждает лимиты водопользования в разрезе бассейнов и областей (городов республиканского значения, столицы);

      59) участвует в выработке приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества в области охраны и использования водного фонда;

      60) участвует в организации проведения публичных слушаний по обсуждению проектов тарифов субъектов естественных монополий, а также заслушиваний ежегодных отчетов субъектов естественных монополий перед потребителями;

      61) участвует в организации совещаний и встреч с потребителями, субъектами естественных монополий, местными исполнительными органами и другими заинтересованными лицами по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

      62) утверждает положение республиканских государственных учреждений в регулируемой сфере, внесение в него изменений и дополнений;

      63) осуществляет организацию проведения государственных закупок;

      64) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 15 – в редакции приказа и.о. Министра водных ресурсов и ирригации РК от 29.07.2025 № 187-НҚ.

Глава 3. Статус, полномочия Председателя Комитета при организации деятельности

      16. Руководство Комитета осуществляет Председатель Комитета, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.

      17. Председатель Комитета, назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      19. Полномочия председателя Комитета:

      1) в пределах своей компетенции подписывает приказы;

      2) представляет в Министерство предложения по структуре и штатной численности Комитета, и его территориальных подразделений;

      3) назначает на должности и освобождает от должностей работников Комитета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых в соответствии с законодательными актами отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

      4) назначает на должности и освобождает от должностей заместителей руководителей территориальных подразделений;

      5) вносит предложения в Министерство о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных подразделений;

      6) утверждает должностные инструкции работников Комитета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых в соответствии с законодательными актами отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

      7) в пределах своей компетенции принимает меры по противодействию коррупции в Комитете и его территориальных подразделениях, организует мероприятия по противодействию коррупции и несет персональную ответственность в Комитете, территориальных подразделениях;

      8) осуществляет общее руководство финансово-хозяйственной деятельности и проведения государственных закупок в Комитете;

      9) поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на работников Комитета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых в соответствии с законодательными актами отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

      10) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников Комитета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых в соответствии с законодательными актами отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

      11) решает вопросы командирования (за исключением командировки заграницу), оказание материальной помощи, подготовки, переподготовки и повышение квалификации, поощрения, выплаты надбавок руководителям территориальных подразделений;

      12) решает вопросы командирования, оказание материальной помощи, подготовки, переподготовки и повышение квалификации, поощрения, выплаты надбавок, налагает дисциплинарные взыскания на заместителей руководителей территориальных подразделений Комитета;

      13) вносит предложения по возложению на время отсутствия руководителя территориального подразделения Комитета временное исполнение его обязанностей на заместителя руководителя или другого работника территориального подразделения Комитета;

      14) утверждает положения структурных подразделений, а также положения территориальных подразделений, находящихся в ведении Комитета;

      15) вырабатывает предложения по формированию государственной политики в регулируемой сфере;

      16) определяет компетенцию и порядок взаимодействия территориальных подразделений с Комитетом;

      17) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов территориальных подразделений;

      18) представляет Комитет в государственных органах и иных организациях без доверенности;

      19) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и актами Президента Республики Казахстан.

      Исполнение полномочий председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      20. Председатель Комитета определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4. Имущество Комитета

      21. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.

      Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      22. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности

      23. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета

      24. Реорганизация и упразднение Комитета осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Перечень территориальных органов, находящихся в ведении Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан

      1. Республиканское государственное учреждение "Арало-Сырдарьинская бассейновая водная инспекция по охране и регулированию использования водных ресурсов Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      2. Республиканское государственное учреждение "Балхаш-Алакольская бассейновая водная инспекция по охране и регулированию использования водных ресурсов Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      3. Республиканское государственное учреждение "Ертисская бассейновая водная инспекция по охране и регулированию использования водных ресурсов Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      4. Республиканское государственное учреждение "Есильская бассейновая водная инспекция по охране и регулированию использования водных ресурсов Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      5. Республиканское государственное учреждение "Нура-Сарысуская бассейновая водная инспекция по охране и регулированию использования водных ресурсов Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      6. Республиканское государственное учреждение "Тобол-Торгайская бассейновая водная инспекция по охране и регулированию использования водных ресурсов Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      7. Республиканское государственное учреждение "Жайык-Каспийская бассейновая водная инспекция по охране и регулированию использования водных ресурсов Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      8. Республиканское государственное учреждение "Шу-Таласская бассейновая водная инспекция по охране и регулированию использования водных ресурсов Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан".

      Сноска. Пункт 24 – в редакции приказа и.о. Министра водных ресурсов и ирригации РК от 29.07.2025 № 187-НҚ.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.