Об утверждении Правил управления строительными отходами на территории города Астаны

Новый

Решение маслихата города Астаны от 13 мая 2025 года № 293/37-VIII. Зарегистрировано Департаментом юстиции города Астаны 29 мая 2025 года № 1413-01

      В соответствии с пунктом 5 статьи 319 Экологического кодекса Республики Казахстан, статьи 7 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", маслихат города Астаны РЕШИЛ:

      1. Утвердить Правила управления строительными отходами на территории города Астаны согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель маслихата города Астаны Т. Зейнұлқабден

  Приложение
к решению маслихата
города Астаны
от 13 мая 2025 года № 293/37-VIII

Правила управления строительными отходами на территории города Астаны

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила управления строительными отходами на территории города Астаны (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьями 319, 321, 322, 351, 365, 376, 380 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", национальным стандартом Республики Казахстан 3792–2022 "Отходы. Требования по управлению строительными отходами. Основные положения".

      2. Основной целью Правил является создание в городе Астане эффективной системы управления строительными отходами, направленной на недопущение образования несанкционированных свалок, минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

      3. Задачами Правил являются:

      1) разработка и внедрение требований по сбору, транспортировке, операциям по восстановлению и (или) удалению строительных отходов;

      2) обеспечение соблюдения экологических норм и требований в процессе управления со строительными отходами;

      3) повышение осведомленности и ответственности участников процесса строительства, сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) объектов капитального и некапитального строительства в вопросах управления строительными отходами;

      4) внедрение цифровых технологий в систему управления строительными отходами на всех этапах их жизненного цикла.

      4. Правила обязательны для исполнения государственными органами, предприятиями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, включая физических лиц и субъектов предпринимательства, деятельность которых связана с управлением строительными отходами.

      5. В Правилах применяются следующие термины и определения:

      1) строительные отходы – отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства жилых или производственных зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций;

      2) образователь/владелец строительных отходов – любое лицо, в процессе осуществления деятельности которого образуются строительные отходы (первичный образователь строительных отходов), или любое лицо, осуществляющее обработку, смешивание или иные операции, приводящие к изменению свойств таких отходов или их состава (вторичный образователь строительных отходов);

      3) управление строительными отходами – деятельность по сбору, транспортировке, обработке, выполнение операций по восстановлению и (или) удалению строительных отходов;

      4) учет строительных отходов – система непрерывного электронного документального отражения информации о количественных и качественных показателях строительных отходов, а также управлении ими;

      5) накопление строительных отходов – содержание отходов в специально оборудованных местах для временного хранения в целях их последующего использования или обезвреживания, сроком не более шести месяцев;

      6) раздельный сбор строительных отходов – сбор строительных отходов раздельно по видам или группам в целях упрощения дальнейшего специализированного управления ими;

      7) контейнер для раздельного сбора строительных отходов – емкость в виде бункера-накопителя емкостью 8–12 м3 с соответствующей контрастной маркировкой, предназначенная для раздельного сбора отдельных видов строительных отходов, изготовленная в соответствии с требованиями документов по стандартизации, и размещающаяся в специально отведенных для этого местах объекта образования строительных отходов;

      8) объект образования строительных отходов – строительная площадка или участок производства субъектами бизнеса строительных, монтажных, ремонтных и иных работ, на которых образуются отходы строительства;

      9) транспортировка строительных отходов – деятельность, связанная с перемещением строительных отходов при помощи специализированных транспортных средств от мест их образования (накопления) в процессе сбора до мест сортировки, обработки, восстановления и (или) удаления;

      10) обезвреживание строительных отходов – механическая, физико-химическая или биологическая обработка отходов для уменьшения или устранения их опасных свойств;

      11) утилизация строительных отходов – процесс использования отходов в различных целях, помимо переработки, включая их применение в качестве вторичного энергетического ресурса для извлечения тепловой или электрической энергии, производства различных видов топлива, а также в качестве вторичного материального ресурса для строительства, заполнения (закладки, засыпки) выработанных пространств (пустот) в земле или недрах, либо для инженерных целей, связанных с созданием или изменением ландшафтов;

      12) площадка по приему и переработке строительных отходов (далее – площадка) – специально установленное место для проведения операций по восстановлению и (или) удалению строительных отходов;

      13) система мониторинга управления строительными отходами (далее – Система мониторинга) – автоматизированная система экологического мониторинга в городе Астане, предназначенная для регистрации субъектов бизнеса, в деятельности которых образуются строительные отходы. Система мониторинга отслеживает сбор, транспортировку с доставкой и последующую передачу строительных отходов на площадку для проведения операций по восстановлению и (или) удалению этих отходов в цифровом формате;

      14) специализированное транспортное средство – транспортное средство, зарегистрированное в Системе мониторинга, оборудованное "GPS"-устройством и предназначенное для транспортировки строительных отходов;

      15) перевозчик строительных отходов – субъект предпринимательства (специализированная организация по транспортировке), осуществляющие деятельность по транспортировке строительных отходов специализированным транспортным средством в Системе мониторинга;

      16) снос зданий и сооружений – полное или частичное устранение зданий и сооружений или их элементов путем демонтажа или разрушения, осуществляемые в соответствии с требованиями Правил выдачи решения на проведение комплекса работ по постутилизации объектов (снос зданий и сооружений), утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2021 года № 202;

      17) сбор строительных отходов – деятельность по организованному приему строительных отходов от физических и юридических лиц специализированными организациями для транспортировки их на площадку для проведения операций по восстановлению и (или) удалению;

      18) база данных строительных отходов – совокупность структурированных данных о строительных отходах, организованных согласно концептуальной структуре, описывающей характеристики этих данных, а также взаимосвязи между их объектами;

      19) цифровые инструменты – программное обеспечение либо приложения, которые позволяют создавать, управлять и обмениваться информацией в электронном виде;

      20) лизингополучатель – участник лизинговой сделки, который принимает на условиях договора лизинга предмет лизинга в виде специализированного транспортного средства для перевозки строительных или коммунальных отходов.

Глава 2. Общие требования к управлению строительными отходами

      6. Субъекты предпринимательства, в ходе деятельности которых образуются строительные отходы, должны осуществлять их раздельный сбор и временное хранение на объекте образования до момента транспортировки на площадку.

      7. Опасные составляющие строительных отходов на площадке должны быть отсортированы от неопасных отходов и переданы специализированным предприятиям, обладающим соответствующей лицензией, для проведения операций по восстановлению и (или) удалению опасных отходов.

      Опасные составляющие строительных отходов должны подвергаться операциям по обезвреживанию, восстановлению или удалению специализированными предприятиями, обладающими соответствующей лицензией согласно статье 336 Кодекса, а также в соответствии с Главой 24 Кодекса.

      8. До начала осуществления деятельности на объекте образования строительных отходов образователь/владелец строительных отходов должен зарегистрироваться в Системе мониторинга и заключить в ней договор с площадкой.

      9. В договоре указывается условно расчетный объем образования строительных отходов и способ транспортировки на площадку (самостоятельно или с использованием перевозчика строительных отходов).

      При этом расходы по утилизации строительных отходов являются ответственностью образователя/владельца строительных отходов.

      10. Работы по строительству объектов, а также их ремонту и реконструкции, в результате которых образуются строительные отходы, производятся по проекту, разрабатываемому в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      11. В проектной документации по строительству, ремонту и реконструкции объектов, а также в проекте производства работ по сносу должны быть указаны планируемый объем образования строительных отходов и стоимость на их сбор, транспортировку и операции по восстановлению и (или) удалению (утилизация).

      12. Строительные отходы подлежат обязательной сортировке от других видов отходов непосредственно на объекте образования, где для их раздельного сбора выделяется специальное место. Ответственность за раздельный сбор, накопление и учет строительных отходов на месте их образования несут образователи/владельцы строительных отходов.

      13. Сортировка и восстановление строительных отходов производится согласно требованиям статей 323, 326 Экологического кодекса Республики Казахстан.

      14. Требования по переработке, обезвреживанию и дальнейшему использованию строительных отходов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе, но не ограничиваясь, национальным стандартом Республики Казахстан 3792–2022 "Отходы. Требования по управлению строительными отходами. Основные положения".

      15. Работы по сносу зданий осуществляются на основании решения собственника или застройщика, либо на основании решения суда или структурного подразделения акимата города Астаны (далее – акимат), а также на основании проектной документации, разработанной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      16. Место накопления строительных отходов на объекте образования должно быть огорожено специальной сеткой, исключающей разнос крупно- и мелкодисперсных частиц за пределы объекта образования строительных отходов.

      17. Объем строительных отходов, образуемых субъектами бизнеса, должен равняться объему строительных отходов, переданных ими самостоятельно или через специализированную организацию по транспортировке на площадку.

      18. В проектно-сметной и иной документации по сносу, разборке, реконструкции, ремонту (в том числе капитального) или строительству жилых или производственных зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций, осуществляемых субъектами предпринимательства, должен быть предусмотрен условно расчетный объем образования строительных отходов по видам и объемам со стоимостью, предусматривающей их сбор, транспортировку и операции по восстановлению и (или) удалению.

      19. Система мониторинга обеспечивает регистрацию участников, к которым относятся:

      1) образователи/владельцы строительных отходов;

      2) перевозчики строительных отходов;

      3) физические лица, которым необходимо осуществить вывоз строительных отходов;

      4) площадка.

      20. Запрещается:

      1) принимать строительные отходы на полигонах для захоронения;

      2) использование транспортных средств для транспортировки строительных отходов, не оборудованных функционирующим "GPS"-устройством;

      3) смешивание строительных отходов между собой и с другими видами отходов, кроме случаев восстановления строительных отходов в соответствии с утвержденными проектными решениями;

      4) накопление и складирование (размещение) строительных отходов вне специально установленных мест;

      5) осуществление физическими лицами и субъектами бизнеса любых действий по управлению строительными отходами вне Системы мониторинга;

      6) внесение в Систему мониторинга полностью или частично недостоверных сведений;

      7) складирование коммунальных и строительных отходов вне контейнеров, установленных на контейнерных площадках.

Глава 3. Оснащение строительных площадок контейнерами

      21. Все объекты образования строительных отходов на территории города Астаны должны быть оборудованы контейнерными площадками, исключающими контакт отходов с землей (грунтом).

      Контейнерные площадки предназначены для установки контейнеров в целях временного складирования и раздельного сбора коммунальных и строительных отходов.

      22. Оборудование для сбора строительных отходов должно соответствовать требованиям документов по стандартизации Республики Казахстан.

      23. Контейнеры открытого типа в виде бункера-накопителя должны иметь крепления для установки тента.

      24. На строительных площадках необходимо вести раздельный сбор по следующим категориям:

      1) коммунальные отходы, генерируемые персоналом объекта образования строительных отходов, с разделением на "сухую" и "мокрую" фракции;

      2) отходы керамических изделий, кирпича, бетона и железобетона;

      3) полимерсодержащие отходы и стекло;

      4) отходы древесины;

      5) опасные составляющие строительных отходов (например, лакокрасочные материалы, растворители и т.д.);

      6) смешанные строительные отходы.

      Для "сухих" фракций коммунальных и строительных отходов применяется окраска контейнеров желтого цвета, для "мокрых" фракций – зеленого цвета.

      25. Тип и необходимое количество оборудования для сбора и временного складирования строительных отходов в контейнерах рассчитывается образователем/владельцем строительных отходов в зависимости от планируемого объема образования и необходимой периодичности вывоза.

      26. Ответственность за обслуживание контейнерных площадок (оборудование для сбора строительных отходов) возлагается на образователя/владельца строительных отходов – застройщика или генерального подрядчика, который должен обеспечивать своевременное удаление и замену заполненных бункеров-накопителей и контейнеров.

      27. На каждом бункере-накопителе и контейнере для сбора коммунальных отходов должна быть размещена информация о типе отходов, для которых он предназначен, а также контактные данные ответственного лица.

      28. Образователь/владелец строительных отходов обязан вести учет количества и типов отходов и представлять регулярные отчеты в Государственное учреждение "Управление охраны окружающей среды и природопользования города Астаны" (далее – Управление) и уполномоченный орган в области охраны окружающей среды – Республиканское государственное учреждение "Департамент экологии по городу Астане" Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее – Департамент).

      29. Порядок сбора и вывоза коммунальных отходов с объекта образования отходов должен осуществляться в соответствии с Правилами управления коммунальными отходами, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508.

      30. Наличие подъездных путей для специализированного транспортного средства к местам накопления строительных отходов обеспечивает образователь/владелец строительных отходов.

      31. Контроль за соблюдением требований настоящей главы Правил осуществляется Управлением и Департаментом, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Транспортировка строительных отходов

      32. Транспортировка строительных отходов с объектов их образования и мест хранения осуществляется непосредственно образователем/владельцем строительных отходов либо перевозчиком строительных отходов.

      33. Контейнеры для строительных отходов, не оснащенные крышкой, при их перемещении должны оснащаться (накрываться, обеспечиваться) тентовым укрытием. Ответственность за оснащение вывозимых бункеров-накопителей тентовыми укрытиями несут перевозчики строительных отходов.

      34. Специальные транспортные средства, используемые для перевозки негабаритных строительных отходов в рассыпном виде, должны быть оснащены согласно пункту 33 настоящих Правил. Ответственность за оснащение транспортных средств, согласно пункту 33 настоящих Правил, возлагается на перевозчиков строительных отходов.

      35. Сроки и условия вывоза строительных отходов с объектов их образования выполняются образователем/владельцем строительных отходов либо перевозчиком строительных отходов согласно заключенных договоров, в соответствии с нормами экологического законодательства и настоящеми Правилами.

      36. Специальные транспортные средства, используемые для транспортировки строительных отходов от места образования до площадки, в обязательном порядке оборудуются "GPS"-устройством, позволяющим в режиме реального времени отслеживать маршрут движения.

      37. Транспортировка строительных отходов не допускается без предварительной регистрации рейса специального транспортного средства в Системе мониторинга, начиная от места образования строительных отходов и до площадки по приему и переработке строительных отходов.

      38. Вывоз (транспортировка) строительных отходов с объектов образования отходов и мест их хранения должен осуществляться по наиболее оптимальным транспортным схемам и маршрутам.

      39. Перевозчик строительных отходов обязан:

      1) соблюдать общие требования, предъявляемые к грузоперевозчикам;

      2) осуществить регистрацию субъекта предпринимательства в Системе мониторинга;

      3) выполнять указания образователя/владельца строительных отходов относительно пункта назначения вывоза строительных отходов;

      4) при следовании к указанному пункту назначения вывоза строительных отходов, по возможности, придерживаться транспортных схем перемещения строительных отходов;

      5) при доставке строительных отходов на площадку оформить факт отгрузки строительных отходов в Системе мониторинга.

      40. Образователь/владелец строительных отходов в отношении перевозчика строительных отходов осуществляет контроль за:

      1) количеством перемещенных строительных отходов в Системе мониторинга;

      2) качеством оказания услуг в соответствии с условиями договора и экологического законодательства Республики Казахстан посредством цифровых инструментов в Системе мониторинга;

      3) исполнением иных договорных обязательств с перевозчиком строительных отходов.

Глава 5. Требования к перевозчику строительных отходов

      41. Перевозчик строительных отходов должен иметь как прямой собственник или лизингополучатель специализированные транспортные средства для безопасной транспортировки строительных отходов, включая самосвалы, контейнеровозы и мусоровозы, оборудованные "GPS"-устройством.

      42. Перевозчик строительных отходов заключает договоры на транспортировку строительных отходов в Системе мониторинга.

Глава 6. Порядок регистрации и контроля в Системе мониторинга

      43. Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере управления строительными отходами, регистрируются в Системе мониторинга путем внесения информации о своей деятельности, самостоятельно заполняют формы в личном кабинете Системы мониторинга и предоставляют:

      1) перевозчик строительных отходов:

      свидетельство о регистрации юридического лица;

      технический паспорт транспортного средства по перевозке строительных отходов, зарегистрированный за предприятием;

      удостоверение личности, водительское удостоверение;

      договоры на оборудование траспортных средств "GPS"-устройством и обслуживание последних с платежными поручениями за последние три месяца;

      2) образователи/владельцы строительных отходов (с приложением свидетельства о регистрации, основанием для осуществления работ (соответствующее постановление акимата, договор и т.д.):

      полное наименование компании, бизнес-идентификационный номер (далее – БИН);

      юридический и фактический адрес строительной площадки;

      сведения о руководителе;

      наименование объекта;

      сроки начала и завершения работ;

      планируемый объем/масса образования строительных отходов по видам;

      3) площадка по приему и переработке строительных отходов:

      полное наименование компании, БИН;

      юридический и фактический адрес;

      сведения о руководителе;

      наименование объекта;

      график приема строительных отходов;

      планируемый объем принятия строительных отходов по видам.

      44. Регистрация субъектов предпринимательства по управлению строительными отходами осуществляется в соответствующем разделе Системы мониторинга. Субъекты предпринимательства по управлению строительными отходами заполняют формализованный бланк в электронной форме и осуществляют загрузку требуемых документов.

      45. По завершении процедуры регистрации субъекты предпринимательства получают доступ к личному кабинету в Системе мониторинга.

      46. Организации обязаны на постоянной основе вносить данные о количестве и видах собранных, транспортированных и утилизированных строительных отходов.

      47. Система мониторинга автоматически генерирует отчеты, которые могут быть использованы для внутреннего контроля за исполнением договорных обязательств и предоставления отчетности в Управление и Департамент.

      48. Доступ к аналитическим инструментам для оценки эффективности управления строительными отходами и принятия решений предоставляется Системой мониторинга Управлением и Департаментом.

      49. В установленном порядке допускается предоставление общественности отчетов оценки эффективности управления строительных отходов.

      50. Система мониторинга отслеживает выполнение договорных обязательств субъектами предпринимательства по объему и качеству оказания услуг в соответствии с условиями договора (договоров) и экологического законодательства Республики Казахстан посредством цифровых инструментов в режиме реального времени.

      51. Уполномоченные органы города Астаны (Управление, Департамент и другие) имеют право доступа к данным Системы мониторинга для контроля за соблюдением субъектами предпринимательства норм и требований экологического законодательства Республики Казахстан.

Глава 7. Порядок формирования и ведения базы данных строительных отходов, образуемых на территории города Астаны

      52. Формирование и ведение базы данных строительных отходов, образуемых на территории города Астаны, осуществляется Управлением на основании сведений, представляемых образователями/владельцами строительных отходов по окончании работ, в цифровом формате.

      53. Занесение сведений о строительных отходах в базу данных осуществляется Управлением согласно выданным заключениям государственной экологической экспертизы и (или) экологического разрешения.

      54. При изменении проектной документации, влекущей за собой изменение процесса по управлению строительными отходами, экологическое заключение, разрешение подлежит повторному согласованию.

      55. При ведении базы данных строительных отходов обеспечивается:

      учет количества образующихся строительных отходов;

      учет количества строительных отходов, передаваемых на операции по восстановлению и (или) удалению;

      анализ текущего состояния и перспективное прогнозирование в сфере управления строительными отходами на территории города Астаны.

Глава 8. Ответственность за нарушение требований Правил

      56. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      57. Ответственность за нарушение требований Правил несут все государственные органы, предприятия и организации независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, включая физических лиц и субъектов предпринимательства, деятельность которых связана с управлением строительными отходами.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.