В соответствии с подпунктом 69) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности центров психологической поддержки.
2. Департаменту воспитательной работы и дополнительного образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение пяти рабочих дней после исполнения подпунктов 1) и 2) пункта 2 настоящего приказа, представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан информации об исполнении.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
|
Исполняющий обязанности Министра просвещения Республики Казахстан |
М. Мелдебекова |
| Утверждены приказом Исполняющий обязанности Министра просвещения Республики Казахстан от 24 ноября 2025 года № 264 |
Правила деятельности центров психологической поддержки
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила деятельности центров психологической поддержки (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 69) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок организации и осуществления деятельности центров психологической поддержки.
2. Центры психологической поддержки (далее – Центр) создаются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы в форме государственного учреждения.
3. Центры оказывают психологические, консультационные и методические услуги, за исключением лицензируемых видов деятельности в области психотерапии и медицинской психологии.
4. Центры в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и настоящими Правилами.
5. Координация деятельности Центров осуществляется ведомством уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан по направлениям: организация взаимодействия между центрами, мониторинг и изучение деятельности центров.
6. Первые руководители Центров осуществляют общее руководство всеми направлениями деятельности Центров в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан, определяют и утверждают штатное расписание, стратегию, цель и задачи развития, обеспечивают безопасные условия труда и создают условия для регулярного повышения профессионального уровня специалистов.
Глава 2. Цели, задачи и принципы деятельности Центра
7. Целью деятельности Центров является обеспечение комплексной психологической поддержки и безопасности детей в образовательной среде региона, через осуществление методического руководства, мобильного реагирования, участие в системе сопровождения детей с участием органов и организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, а также координация деятельности служб психолого-педагогического сопровождения (далее – СППС), за исключением услуг по специальной психолого-педагогической поддержке.
8. Задачи Центров:
1) координация деятельности СППС организаций образования;
2) оказание психологической помощи детям;
3) консультирование и методическое сопровождение родителей или иных законных представителей и педагогов по вопросам воспитания, развития и безопасности детей;
4) профилактика девиантного (аутодеструктивного, аддиктивного и асоциального) поведения, в том числе травли (буллинга), насилия, суицидального поведения в рамках психолого-педагогического сопровождения;
5) участие в межведомственном взаимодействии при угрозах жизни и здоровью ребенка.
9. Принципы деятельности Центров: законность, конфиденциальность, добровольность получения помощи, приоритет наилучших интересов ребенка, равенства.
Глава 3. Порядок деятельности Центров
10. Центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям деятельности:
1) консультационно-развивающее;
2) методическое;
3) психолого-педагогическое просвещение;
4) мобильное реагирование.
11. Основные виды деятельности:
1) оказание психологической помощи в рамках консультационно-развивающего направления, включая проведение диагностики, консультаций и тренингов для обучающихся, воспитанников и законным представителям ребенка, направленных на повышение осознанного и ответственного отношения к становлению личности, психологического благополучия, на решение психоэмоциональных, поведенческих и психосоциальных проблем, кризисных ситуаций, в том числе связанных с аутодеструктивным поведением, насилием, травлей (буллингом), проблем, в том числе и в каникулярный период;
2) обеспечение систематизации и координации деятельности СППС в организациях образования в рамках методического направления, включая: повышение профессиональных психолого-педагогических компетенции, обобщение и трансляцию инновационного психолого-педагогического опыта, в том числе международного и отечественного, реализацию мероприятий в соответствии с годовым планом работы;
3) организация и проведение мероприятий по повышению профессиональной квалификации специалистов Центров, СППС путем проведения занятий психологических разборов, методического сопровождения ведения документации и другим вопросам психолого-педагогического сопровождения (интервизии);
4) осуществление консультации, направленных на разбор сложных и спорных случаев, возникающих в процессе диагностической, коррекционной и психолого-педагогической деятельности (супервизии);
5) психолого-педагогическое просвещение через проведение информационных кампаний по повышению психологической грамотности, благополучия и безопасности несовершеннолетних;
6) осуществление мобильного реагирования, включающего анализ проблем и потребностей участников образовательного процесса в психологической помощи по запросу, оперативное подключение специалистов, проведение первичных консультаций, а при необходимости — направление на дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение.
12. Основаниями для оказания помощи являются письменные и/или устные онлайн и/или оффлайн запросы, поступившие посредством доступных средств связи, включая электронной почты, телефонных звонков, сообщений мессенджеров, а также через официальные платформы:
1) несовершеннолетних с согласия законных представителей, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, и несовершеннолетних, достигших 16 лет;
2) организаций образования;
3) контакт-центра "111", службы доверия;
4) государственных органов.
Основаниями для оказания помощи являются информация в масс-медиа об угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.
13. Все запросы фиксируются в журналах учета и (или) информационных системах Центров.
14. Центры обеспечивают конфиденциальность персональных данных и информации ограниченного доступа в соответствии с законодательством.
15. Психологические услуги несовершеннолетним до 16 лет оказываются при наличии письменного или информированного согласия родителей или иных законных представителей, согласно Кодексу Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", за исключением случаев непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка, когда помощь оказывается незамедлительно с одновременным информированием родителей и компетентных органов.
16. Запрос рассматривается в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней, а при непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего – незамедлительно, в день поступления обращения.
17. При поступлении запроса Центрами создаются группы мобильного реагирования из числа специалистов Центров.
Группа мобильного реагирования беспрепятственно посещают организаций образования для анализа проблемы и выработки алгоритма действий психолого-педагогической поддержки, с определением видов, форм и сроков помощи, по форме согласно приложению 1 приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 3 марта 2023 года № 61 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению внутришкольного учета в организациях образования".
При необходимости привлекаются специалисты заинтересованных государственных органов и иных организаций, для совместных действий в пределах компетенции.
18. При поступлении запроса о непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего группа мобильного реагирования, руководство Центров незамедлительно сообщает в органы здравоохранения, внутренних дел и других уполномоченных органов для их дальнейшей совместной работы в пределах своих компетенций под координацией местных исполнительных органов по вопросам защиты прав детей.
19. Специалистами группы мобильного реагирования оказывается психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, педагогам, родителям и/или законным представителям по решению психоэмоцональных, поведенческих, психосоциальных проблем, кризисных ситуаций (развод родителей и законных представителей, смерть близких, острые стрессовые расстройства, посттравматические стрессовые расстройства, паническая атака, поственция), в том числе связанных с аутодеструктивным, суицидальным поведением, насилием, травлей (буллингом), кибербуллингом, согласно приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 29 апреля 2025 года № 92 "Об утверждении Правил деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в организациях образования", приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года № 506 "Об утверждении Правил профилактики травли (буллинга) ребенка", совместному приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 июля 2024 года № 419 и Министра просвещения Республики Казахстан от 4 июля 2024 года № 170 "Об утверждении единого алгоритма выявления несовершеннолетних с признаками суицидального поведения и дальнейшей работы с ними, а также алгоритма действия государственных органов по оказанию помощи ребенку, совершившему попытку суицида", приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 3 марта 2023 года № 61 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению внутришкольного учета в организациях образования", совместному приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 декабря 2023 года № 742, Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 20 декабря 2023 года № 515, Министра культуры и информации Республики Казахстан от 21 декабря 2023 года № 531-НҚ, Министра просвещения Республики Казахстан от 21 декабря 2023 года № 386, Министра внутренних дел Республики Казахстан от 21 декабря 2023 года № 917 "Методика по раннему выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, подвергшимся или ставшим свидетелями насилия, травли (буллинга), кибербуллинга", приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 13 февраля 2024 года № 31 "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности Центров педагогической поддержки при управлениях образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент".
20. Центры координируют деятельность СППС организаций образования: собирают отчетность, проводят анализ, осуществляют мониторинг деятельности СППС по психолого-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подвергшихся травле (буллингу), насилию, аутодеструктивного и девиантного поведения.
Центры предоставляют в письменной форме рекомендации по систематизации и повышению качества психолого-педагогической поддержки в организациях образования, которые направляются в органы управления образованием и организаций образования для ознакомления и принятия соответствующих мер.
21. Специалистами Центров в рамках методического сопровождения не реже одного раза в полугодие осуществляется мониторинг при необходимости с выездом в организации образования с целью изучения деятельности служб психолого-педагогического сопровождения, по проведению психолого-педагогической диагностики состояния обучающихся и воспитанников, по составлению психолого-педагогических заключений и рекомендации для оказания психологической помощи несовершеннолетним, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении.
По результатам изучения специалисты Центра составляют аналитическую справку с рекомендациями по улучшению работы психолого-педагогического сопровождения детей, которая направляется в органы управления образованием и организацию образования для ознакомления и принятия соответствующих мер.
22. Центры ежемесячно осуществляют взаимодействие и обмен информацией с ведомством уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан. Информация о случаях поступления запросов о непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних направляется незамедлительно.
23. Один раз до начало учебного года центрами составляются годовые планы работы, которые утверждаются их первыми руководителями. Аналитический отчет предоставляется в исполнительный орган в области образования, финансируемые из местного бюджета в соответствии с установленными сроками и формами.
24. В целях обеспечения эффективной деятельности Центров устанавливается минимальный штатный норматив численностью не менее 55 штатных единиц, распределенных по следующим категориям персонала:
1) административно-управленческий персонал (не менее 10 штатных единиц, который включает работников, осуществляющих общее руководство, административно-управленческое, правовое, кадровое, бухгалтерское сопровождение деятельности Центров);
2) основной персонал (не менее 30 штатных единиц, который включает специалистов, непосредственно реализующих основные направления деятельности Центров, включая психолого-педагогическую, методическую, социальную, информационно-коммуникационную, медиа поддержку и организационно-координационное сопровождение деятельности Центров);
3) вспомогательный персонал (не более 15 штатных единиц, который включает работников, обеспечивающих хозяйственное, техническое, транспортное и санитарно-бытовое обслуживание инфраструктуры Центров).
25. Квалификационные требования к специалистам предъявляются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
26. Центр обеспечивает доступность услуг, в том числе посредством дистанционных форм, и условий для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
27. Материально-техническое обеспечение Центров осуществляется исполнительными органами в области образования, финансируемые из местного бюджета в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 13 февраля 2024 года № 31 "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности Центров педагогической поддержки при управлениях образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент".
28. Финансирование Центров осуществляется за счет средств местных бюджетов.
