Об утверждении Правил деятельности центров психологической поддержки

Новый

Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 24 ноября 2025 года № 264. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 ноября 2025 года № 37482

      В соответствии с подпунктом 69) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности центров психологической поддержки.

      2. Департаменту воспитательной работы и дополнительного образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение пяти рабочих дней после исполнения подпунктов 1) и 2) пункта 2 настоящего приказа, представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан информации об исполнении.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
Министра просвещения
Республики Казахстан
М. Мелдебекова

  Утверждены приказом
Исполняющий обязанности
Министра просвещения
Республики Казахстан
от 24 ноября 2025 года № 264

Правила деятельности центров психологической поддержки

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила деятельности центров психологической поддержки (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 69) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок организации и осуществления деятельности центров психологической поддержки.

      2. Центры психологической поддержки (далее – Центр) создаются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы в форме государственного учреждения.

      3. Центры оказывают психологические, консультационные и методические услуги, за исключением лицензируемых видов деятельности в области психотерапии и медицинской психологии.

      4. Центры в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и настоящими Правилами.

      5. Координация деятельности Центров осуществляется ведомством уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан по направлениям: организация взаимодействия между центрами, мониторинг и изучение деятельности центров.

      6. Первые руководители Центров осуществляют общее руководство всеми направлениями деятельности Центров в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан, определяют и утверждают штатное расписание, стратегию, цель и задачи развития, обеспечивают безопасные условия труда и создают условия для регулярного повышения профессионального уровня специалистов.

Глава 2. Цели, задачи и принципы деятельности Центра

      7. Целью деятельности Центров является обеспечение комплексной психологической поддержки и безопасности детей в образовательной среде региона, через осуществление методического руководства, мобильного реагирования, участие в системе сопровождения детей с участием органов и организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, а также координация деятельности служб психолого-педагогического сопровождения (далее – СППС), за исключением услуг по специальной психолого-педагогической поддержке.

      8. Задачи Центров:

      1) координация деятельности СППС организаций образования;

      2) оказание психологической помощи детям;

      3) консультирование и методическое сопровождение родителей или иных законных представителей и педагогов по вопросам воспитания, развития и безопасности детей;

      4) профилактика девиантного (аутодеструктивного, аддиктивного и асоциального) поведения, в том числе травли (буллинга), насилия, суицидального поведения в рамках психолого-педагогического сопровождения;

      5) участие в межведомственном взаимодействии при угрозах жизни и здоровью ребенка.

      9. Принципы деятельности Центров: законность, конфиденциальность, добровольность получения помощи, приоритет наилучших интересов ребенка, равенства.

Глава 3. Порядок деятельности Центров

      10. Центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям деятельности:

      1) консультационно-развивающее;

      2) методическое;

      3) психолого-педагогическое просвещение;

      4) мобильное реагирование.

      11. Основные виды деятельности:

      1) оказание психологической помощи в рамках консультационно-развивающего направления, включая проведение диагностики, консультаций и тренингов для обучающихся, воспитанников и законным представителям ребенка, направленных на повышение осознанного и ответственного отношения к становлению личности, психологического благополучия, на решение психоэмоциональных, поведенческих и психосоциальных проблем, кризисных ситуаций, в том числе связанных с аутодеструктивным поведением, насилием, травлей (буллингом), проблем, в том числе и в каникулярный период;

      2) обеспечение систематизации и координации деятельности СППС в организациях образования в рамках методического направления, включая: повышение профессиональных психолого-педагогических компетенции, обобщение и трансляцию инновационного психолого-педагогического опыта, в том числе международного и отечественного, реализацию мероприятий в соответствии с годовым планом работы;

      3) организация и проведение мероприятий по повышению профессиональной квалификации специалистов Центров, СППС путем проведения занятий психологических разборов, методического сопровождения ведения документации и другим вопросам психолого-педагогического сопровождения (интервизии);

      4) осуществление консультации, направленных на разбор сложных и спорных случаев, возникающих в процессе диагностической, коррекционной и психолого-педагогической деятельности (супервизии);

      5) психолого-педагогическое просвещение через проведение информационных кампаний по повышению психологической грамотности, благополучия и безопасности несовершеннолетних;

      6) осуществление мобильного реагирования, включающего анализ проблем и потребностей участников образовательного процесса в психологической помощи по запросу, оперативное подключение специалистов, проведение первичных консультаций, а при необходимости — направление на дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение.

      12. Основаниями для оказания помощи являются письменные и/или устные онлайн и/или оффлайн запросы, поступившие посредством доступных средств связи, включая электронной почты, телефонных звонков, сообщений мессенджеров, а также через официальные платформы:

      1) несовершеннолетних с согласия законных представителей, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, и несовершеннолетних, достигших 16 лет;

      2) организаций образования;

      3) контакт-центра "111", службы доверия;

      4) государственных органов.

      Основаниями для оказания помощи являются информация в масс-медиа об угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.

      13. Все запросы фиксируются в журналах учета и (или) информационных системах Центров.

      14. Центры обеспечивают конфиденциальность персональных данных и информации ограниченного доступа в соответствии с законодательством.

      15. Психологические услуги несовершеннолетним до 16 лет оказываются при наличии письменного или информированного согласия родителей или иных законных представителей, согласно Кодексу Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", за исключением случаев непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка, когда помощь оказывается незамедлительно с одновременным информированием родителей и компетентных органов.

      16. Запрос рассматривается в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней, а при непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего – незамедлительно, в день поступления обращения.

      17. При поступлении запроса Центрами создаются группы мобильного реагирования из числа специалистов Центров.

      Группа мобильного реагирования беспрепятственно посещают организаций образования для анализа проблемы и выработки алгоритма действий психолого-педагогической поддержки, с определением видов, форм и сроков помощи, по форме согласно приложению 1 приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 3 марта 2023 года № 61 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению внутришкольного учета в организациях образования".

      При необходимости привлекаются специалисты заинтересованных государственных органов и иных организаций, для совместных действий в пределах компетенции.

      18. При поступлении запроса о непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего группа мобильного реагирования, руководство Центров незамедлительно сообщает в органы здравоохранения, внутренних дел и других уполномоченных органов для их дальнейшей совместной работы в пределах своих компетенций под координацией местных исполнительных органов по вопросам защиты прав детей.

      19. Специалистами группы мобильного реагирования оказывается психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, педагогам, родителям и/или законным представителям по решению психоэмоцональных, поведенческих, психосоциальных проблем, кризисных ситуаций (развод родителей и законных представителей, смерть близких, острые стрессовые расстройства, посттравматические стрессовые расстройства, паническая атака, поственция), в том числе связанных с аутодеструктивным, суицидальным поведением, насилием, травлей (буллингом), кибербуллингом, согласно приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 29 апреля 2025 года № 92 "Об утверждении Правил деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в организациях образования", приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года № 506 "Об утверждении Правил профилактики травли (буллинга) ребенка", совместному приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 июля 2024 года № 419 и Министра просвещения Республики Казахстан от 4 июля 2024 года № 170 "Об утверждении единого алгоритма выявления несовершеннолетних с признаками суицидального поведения и дальнейшей работы с ними, а также алгоритма действия государственных органов по оказанию помощи ребенку, совершившему попытку суицида", приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 3 марта 2023 года № 61 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению внутришкольного учета в организациях образования", совместному приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 декабря 2023 года № 742, Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 20 декабря 2023 года № 515, Министра культуры и информации Республики Казахстан от 21 декабря 2023 года № 531-НҚ, Министра просвещения Республики Казахстан от 21 декабря 2023 года № 386, Министра внутренних дел Республики Казахстан от 21 декабря 2023 года № 917 "Методика по раннему выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, подвергшимся или ставшим свидетелями насилия, травли (буллинга), кибербуллинга", приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 13 февраля 2024 года № 31 "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности Центров педагогической поддержки при управлениях образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент".

      20. Центры координируют деятельность СППС организаций образования: собирают отчетность, проводят анализ, осуществляют мониторинг деятельности СППС по психолого-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подвергшихся травле (буллингу), насилию, аутодеструктивного и девиантного поведения.

      Центры предоставляют в письменной форме рекомендации по систематизации и повышению качества психолого-педагогической поддержки в организациях образования, которые направляются в органы управления образованием и организаций образования для ознакомления и принятия соответствующих мер.

      21. Специалистами Центров в рамках методического сопровождения не реже одного раза в полугодие осуществляется мониторинг при необходимости с выездом в организации образования с целью изучения деятельности служб психолого-педагогического сопровождения, по проведению психолого-педагогической диагностики состояния обучающихся и воспитанников, по составлению психолого-педагогических заключений и рекомендации для оказания психологической помощи несовершеннолетним, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении.

      По результатам изучения специалисты Центра составляют аналитическую справку с рекомендациями по улучшению работы психолого-педагогического сопровождения детей, которая направляется в органы управления образованием и организацию образования для ознакомления и принятия соответствующих мер.

      22. Центры ежемесячно осуществляют взаимодействие и обмен информацией с ведомством уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан. Информация о случаях поступления запросов о непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних направляется незамедлительно.

      23. Один раз до начало учебного года центрами составляются годовые планы работы, которые утверждаются их первыми руководителями. Аналитический отчет предоставляется в исполнительный орган в области образования, финансируемые из местного бюджета в соответствии с установленными сроками и формами.

      24. В целях обеспечения эффективной деятельности Центров устанавливается минимальный штатный норматив численностью не менее 55 штатных единиц, распределенных по следующим категориям персонала:

      1) административно-управленческий персонал (не менее 10 штатных единиц, который включает работников, осуществляющих общее руководство, административно-управленческое, правовое, кадровое, бухгалтерское сопровождение деятельности Центров);

      2) основной персонал (не менее 30 штатных единиц, который включает специалистов, непосредственно реализующих основные направления деятельности Центров, включая психолого-педагогическую, методическую, социальную, информационно-коммуникационную, медиа поддержку и организационно-координационное сопровождение деятельности Центров);

      3) вспомогательный персонал (не более 15 штатных единиц, который включает работников, обеспечивающих хозяйственное, техническое, транспортное и санитарно-бытовое обслуживание инфраструктуры Центров).

      25. Квалификационные требования к специалистам предъявляются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      26. Центр обеспечивает доступность услуг, в том числе посредством дистанционных форм, и условий для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.

      27. Материально-техническое обеспечение Центров осуществляется исполнительными органами в области образования, финансируемые из местного бюджета в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 13 февраля 2024 года № 31 "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности Центров педагогической поддержки при управлениях образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент".

      28. Финансирование Центров осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.