В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" и пунктом 12 Правил распределения и использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2025 года № 551, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Правила представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов, согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Перечень материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов, согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 14 апреля 2021 года № 170 "Об утверждении Правил и перечня представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22543).
3. Департаменту ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
К. Турсынбаев |
Приложение 1 к приказу И.о. Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 24 сентября 2025 года № 416 |
Правила
представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов
Глава 1. Общие положения
1. Правила представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов (далее – Правила) разработаны в соответствии c пунктом 12 Правил распределения и использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2025 года № 551 (далее – Правила распределения и использования резервов) и определяют порядок представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов.
Глава 2. Порядок представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера регионального или глобального масштаба, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов
2. При возникновении на территории Республики Казахстан чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера регионального или глобального масштаба, а также проведении мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, государственные органы, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в соответствующей отрасли и местные исполнительные органы (далее – соответствующие органы), представляют в уполномоченный орган в сфере гражданской защиты (далее – уполномоченный орган) материалы, обосновывающие наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера регионального или глобального масштаба, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов в соответствии с Перечнем материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов утвержденных уполномоченным органом (далее – Перечень).
3. Уполномоченный орган в течение двух рабочих дней проверяет полноту представленных материалов и в случае установления факта неполных сведений направляет замечания в соответствующие органы.
Соответствующие органы дорабатывают материалы с учетом замечаний уполномоченного органа и (или) в случае несогласия с замечаниями предоставляют свои обоснования.
4. При соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней представляет на рассмотрение в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ходатайство о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва Правительства Республики Казахстан с соответствующими обоснованиями и расчетами и посредством интернет-портала государственных органов соответствующий проект постановления.
5. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета проверяет представленные материалы на достоверность и полноту и в случае отсутствия необходимых обоснований и расчетов, посредством интернет-портала государственных органов отклоняет проект постановления без его согласования с указанием причин отклонения.
При соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает проект постановления о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва Правительства Республики Казахстан.
Глава 3. Порядок представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера и их последствий, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения местного масштаба, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов
6. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, а также проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения местного масштаба, территориальные органы государственных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной политики в соответствующих отраслях и исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета (далее – территориальные органы и исполнительные органы, финансируемые из МБ) представляют в территориальное органы уполномоченного органа материалы, обосновывающие наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера местного масштаба, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов в соответствии с Перечнем.
7. Территориальный орган уполномоченного органа в течение двух рабочих дней проверяет полноту представленных материалов и в случае установления факта неполных сведений направляет замечания в территориальные органы и исполнительные органы, финансируемые из МБ.
Территориальные органы и исполнительные органы, финансируемые из МБ дорабатывают материалы с учетом замечаний уполномоченного органа и (или) в случае несогласия с замечаниями предоставляют свои обоснования.
8. При соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, территориальный орган уполномоченного органа в течение трех рабочих дней, представляет на рассмотрение в местный уполномоченный орган по исполнению бюджета ходатайство о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва, соответствующего местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) с обоснованиями и расчетами, и соответствующий проект постановления.
9. Местный уполномоченный орган по исполнению бюджета проверяет представленные материалы на достоверность и полноту и в случае отсутствия необходимых обоснований и расчетов возвращает ходатайство с письменным обоснованием.
10. При соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, местный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает проект постановления о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва местного исполнительного органа.
Приложение 2 к приказу |
Перечень материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов
Перечень материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов:
1) решение акима (области, города республиканского значения, столицы) акима района (города) или председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций о проведении обследования пострадавших объектов и населения с участием членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций созданной распоряжением акима по вопросам административно-распорядительного или оперативного характера и представителей заинтересованных государственных органов;
2) решение руководителя государственного органа по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера, областного (города республиканского значения, столицы) оперативного штаба по введению в отдельных местностях правового режима чрезвычайной ситуации социального характера;
3) акт обследования территории и объектов, на которой возникла чрезвычайная ситуация (с указанием основных сведений о произошедшей чрезвычайной ситуации, площади зоны чрезвычайной ситуации, степени и характере повреждений и разрушений зданий и сооружений, количестве пострадавших, размере ущерба, мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации), подписанный и заверенный печатями членов комиссии;
4) сведения о количестве пострадавших жилых и административных зданий с приложением предварительного расчета стоимости восстановительных работ;
5) проектно-сметная документация на неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, с приложением сводного сметного расчета затрат (с детальной расшифровкой сумм по видам первоочередных работ и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов) на запрашиваемую сумму, указанную в ходатайстве заявителя, подписанные членами Комиссии и руководителем финансово-экономической службы акима (области, города республиканского значения, столицы), акима района (города).
В проектно-сметную документацию не включается стоимость утраченных товарно-материальных ценностей;
6) при выполнении мероприятий, предусмотренных пунктом 2 статьи 60 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" предоставляются дефектные ведомости, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ, составленные в соответствии с требованиями государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также предварительные затраты, составленные в соответствии с приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № 223-НҚ "Об утверждении нормативных документов по ценообразованию в строительстве";
7) информация об отсутствии средств, предусмотренных в местном бюджете для проведения первоочередных видов работ, за подписью акима области (города республиканского значения, столицы) района (сельского округа) или лица его замещающего, а также руководителя финансово-экономической службы акимата области (города республиканского значения, столицы), района (города);
8) при необходимости выделения средств из чрезвычайного резерва на строительство или капитальный ремонт разрушенных объектов, в числе документов представляется также положительное заключение уполномоченного органа по строительству в произвольной форме;
9) сведения о страховых возмещениях пострадавших зданий, сооружений, имущества граждан и выплате страховых премий, если таковые были;
10) список граждан, составляемый на основании заявлений граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, на получение социальной помощи на имя акима (области, города республиканского значения, столицы), акима района (города);
11) сведения о предварительном количестве граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, претендующих на социальную помощь;
12) заключение в произвольной форме заинтересованных государственных органов, подтверждающее масштаб произошедшей чрезвычайной ситуации, нанесенного ущерба и последствий от чрезвычайных ситуаций, за подписью руководителя либо лица его замещающего и заверенная печатью;
13) обоснование выделения средств из резерва Правительства Республики Казахстан или из резерва соответствующего местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы (города областного значения) и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов (с указанием видов работ, запрашиваемых сумм).
Примечание: в случае выделения денег из резерва Правительства на социальную помощь, строительство или капитальный ремонт разрушенных объектов, на первоначальном этапе для обеспечения предварительного финансирования предоставляются документы, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 5), 6), 7), 8), 10), 11), 12) настоящего Перечня.