Об утверждении Правил распределения и использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2025 года № 551

      Примечание ИЗПИ!
Введение в действие см. п. 3.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Бюджетного кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила распределения и использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов (далее – Правила).

      2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

      3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, при этом подпункт 3) пункта 30 Правил действует по 31 декабря 2025 года включительно.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 июля 2025 года № 551

Правила распределения и использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила распределения и использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют порядок распределения и использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов.

      2. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов имеют строго целевое назначение, распределяются и используются на нужды, определенные статьей 20 Бюджетного кодекса, постановлениями Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о выделении бюджетных средств из резерва.

      Выделение бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов осуществляется на основании ходатайства при условии отсутствия альтернативных источников в бюджете на соответствующие затраты и невозможности их планирования при разработке соответствующего бюджета.

      3. Государственный орган, которому выделены средства соответствующим постановлением Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, обеспечивает целевое использование выделенных бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан или соответствующего местного исполнительного органа и достижение конечных результатов.

      4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) непредвиденные затраты ‒ затраты, не запланированные при разработке республиканского и местных бюджетов на текущий финансовый год в силу их непредвиденности и требующие безотлагательного финансирования в текущем финансовом году;

      2) официальная гуманитарная помощь Республики Казахстан – помощь, безвозмездно оказываемая Республикой Казахстан другим государствам, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, военного, экологического, природного и техногенного характера на территории других государств;

      3) комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи – консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан по вопросам международной гуманитарной помощи, образованный для выработки предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Республики Казахстан.

Глава 2. Организация выделения средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов

      5. Выделение бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов осуществляется постановлениями, соответственно, Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов (далее – постановление), а также правовыми актами уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, которые утрачивают силу по завершении финансового года.

      Ходатайство, сводные расчеты о выделении бюджетных средств из резерва Правительства Республики Казахстан, а также расчеты и обоснования к ним подписываются заместителем первого руководителя центрального исполнительного органа.

      Если ходатайство о выделении средств из резерва Правительства Республики Казахстан предоставляется по запросу местных исполнительных органов, то:

      сводный расчет утверждается акимом области, города республиканского значения, столицы или лицом, им уполномоченным, и согласовывается заместителем первого руководителя центрального исполнительного органа;

      обоснование и расчеты к ходатайству подписываются первым руководителем исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета, или лицом, им уполномоченным.

      Ходатайство и сводные расчеты о выделении бюджетных средств из резерва местных исполнительных органов, а также расчеты и обоснования к ним подписываются первым руководителем местного исполнительного органа или лицом, им уполномоченным.

      При выделении средств, соответственно, из резервов местного исполнительного органа области, района (города областного значения) по запросу местных исполнительных органов районов (городов областного значения), городов районного значения, сел, поселков, сельских округов:

      сводный расчет утверждается акимом района (города областного значения), города районного значения, села, поселка, сельского округа и согласовывается с первым руководителем исполнительного органа, финансируемого из бюджета области, района (города областного значения);

      обоснование и расчеты подписываются первым руководителем исполнительного органа, финансируемого из районного (городского) бюджета, бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа, или лицом, им уполномоченным.

      6. После принятия постановления о выделении средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов администраторы бюджетных программ в течение трех рабочих дней вносят изменения в соответствующие планы финансирования в соответствии с Правилами исполнения бюджета и его кассового обслуживания на 2025 финансовый год, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 мая 2025 года № 272 (далее – Правила № 272).

      7. Выделение бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местного исполнительного органа области, района (города областного значения) нижестоящему бюджету осуществляется в виде целевых трансфертов.

      В случае выделения средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов в виде целевых трансфертов из вышестоящего бюджета первое перечисление средств нижестоящим бюджетам осуществляется в соответствии с индивидуальным планом финансирования по платежам.

      8. В случаях наличия образовавшейся экономии, неиспользования в течение финансового года или частичного использования выделенных из резервов Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов бюджетных средств соответствующий администратор бюджетной программы до 20 декабря текущего финансового года обеспечивает их возврат путем восстановления резерва Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа посредством внесения изменений в соответствующие планы финансирования в соответствии с Правилами № 272.

      При выделении бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местного исполнительного органа области, района (города областного значения) нижестоящему бюджету в виде целевых трансфертов в случаях, определенных частью первой настоящего пункта, местный исполнительный орган нижестоящего бюджета уведомляет об этом администратора бюджетных программ вышестоящего бюджета, выделившего средства.

      Местный уполномоченный орган по исполнению нижестоящего бюджета после внесения изменений в соответствующие планы финансирования администратором бюджетных программ вышестоящего бюджета осуществляет корректировку соответствующего местного бюджета в соответствии с Правилами № 272.

      Возврат неиспользованных бюджетных средств, образовавшейся экономии и (или) остатка неиспользованной части бюджетных средств, полученных из резерва вышестоящего бюджета, осуществляется местным уполномоченным органом по исполнению нижестоящего бюджета с соответствующего кода классификации поступлений бюджета путем восстановления кассовых расходов администратора бюджетной программы вышестоящего бюджета.

      По итогам возврата бюджетных средств, предусмотренных настоящим пунктом, администратор бюджетной программы в течение трех рабочих дней посредством электронного документооборота в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" уведомляет, соответственно, центральный или местный уполномоченный орган по исполнению бюджета с указанием суммы и причины возврата.

      9. В случаях неиспользования или частичного использования в течение финансового года бюджетных средств, выделенных из резервов Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов и сконвертированных в иностранную валюту, администратор бюджетной программы в соответствии с Правилами № 272 обеспечивает возврат неиспользованной части иностранной валюты в пересчете на рыночный курс обмена валюты, по которому было произведено первоначальное выделение средств из резервов.

      10. Выделение средств из резервов Правительства Республики Казахстан в виде целевых трансфертов нижестоящим бюджетам после 20 декабря допускается в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, возникновения ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей.

Глава 3. Использование чрезвычайного резерва

Параграф 1. Использование чрезвычайного резерва на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а также проведение мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения

      11. Деньги чрезвычайного резерва направляются на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и их последствий, а также обеспечению правового режима чрезвычайного положения, предусмотренные законами Республики Казахстан "О чрезвычайном положении" и "О гражданской защите".

      Финансирование мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и их последствий, а также обеспечение правового режима чрезвычайного положения осуществляется из чрезвычайного резерва на основании постановления Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, а также по рекомендациям республиканского оперативного штаба по координации противопаводковых мероприятий и ликвидации последствий паводкового периода.

      12. Порядок и перечень предоставления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов определяются уполномоченным органом в сфере гражданской защиты.

      13. Для выделения бюджетных средств из чрезвычайного резерва при возникновении на территории Республики Казахстан чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера регионального или глобального масштаба, а также проведении мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения уполномоченный орган в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите представляет на рассмотрение в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ходатайство о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва Правительства Республики Казахстан с соответствующими обоснованиями и расчетами, определяемыми уполномоченным органом в сфере гражданской защиты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, и посредством интернет-портала государственных органов соответствующий проект постановления.

      В случае выделения средств из чрезвычайных резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов на строительство и (или) приобретение жилища взамен разрушенного вследствие чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера местными исполнительными органами представляется список пострадавших граждан, чье жилище признано аварийным в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о гражданской защите, подписанный заместителем акима области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), курирующим данный вопрос.

      Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета проверяет представленные материалы на достоверность и полноту и в случае отсутствия необходимых обоснований и расчетов, определяемых уполномоченным органом в сфере гражданской защиты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, посредством интернет-портала государственных органов отклоняет проект постановления без его согласования с указанием причин отклонения.

      При соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает проект постановления о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва Правительства Республики Казахстан.

      14. По итогам согласования проекта постановления центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета уполномоченный орган в сфере гражданской защиты вносит в Правительство Республики Казахстан проект постановления о выделении бюджетных средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и их последствий и (или) проведение мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения.

      15. Для выделения бюджетных средств из чрезвычайного резерва в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и их последствий, а также проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения местного масштаба территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты представляет на рассмотрение в местный уполномоченный орган по исполнению бюджета ходатайство о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва соответствующего местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) с обоснованиями и расчетами, определяемыми уполномоченным органом в сфере гражданской защиты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, и проект постановления о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва.

      Местный уполномоченный орган по исполнению бюджета проверяет представленные материалы на достоверность и полноту и в случае отсутствия необходимых обоснований и расчетов, определяемых уполномоченным органом в сфере гражданской защиты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, возвращает ходатайство с письменным обоснованием.

      При соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, местный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает проект постановления о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва местного исполнительного органа.

      16. По итогам согласования проекта постановления местным уполномоченным органом по исполнению бюджета территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты вносит в местный исполнительный орган проект постановления о выделении бюджетных средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и их последствий и (или) проведение мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения.

      17. Возмещение затрат за материальные ценности, выпущенные из государственного материального резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и их последствий, и расходов транспортных организаций по их перевозке осуществляется из чрезвычайного резерва Правительства Республики Казахстан на основании постановления Правительства Республики Казахстан.

      18. При финансировании расходов из чрезвычайного резерва на мероприятия для ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и их последствий, а также проведение мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, предусмотренных постановлениями, соответственно, Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов, разрешается (предварительная) оплата в размере не более пятидесяти процентов от выделенных средств по каждому виду расходов.

      Дальнейшее финансирование указанных расходов осуществляется уполномоченными органами по исполнению бюджета по мере представления администраторами бюджетных программ обосновывающих документов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите.

      19. Необходимые объемы затрат с расчетами на реализацию долгосрочных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также на их предупреждение представляются администраторами бюджетных программ в уполномоченный орган по бюджетному планированию для рассмотрения.

Параграф 2. Использование чрезвычайного резерва при оказании официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан и Республике Казахстан

      20. Финансирование мероприятий, направленных на оказание гуманитарной помощи Республикой Казахстан и Республике Казахстан, осуществляется из чрезвычайного резерва Правительства Республики Казахстан в случаях, предусмотренных Правилами оказания гуманитарной помощи, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2019 года № 743.

      21. В целях ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, военного, экологического, природного и техногенного характера на территории других государств соответствующий центральный государственный орган на основании рекомендации Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи разрабатывает проект постановления Правительства Республики Казахстан на оказание официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан в денежной или в товарной форме и вносит его в Правительство Республики Казахстан.

      22. За счет средств чрезвычайного резерва на основании постановления Правительства Республики Казахстан возмещается стоимость:

      расходов, связанных с направлением спасательных и медицинских формирований уполномоченных органов в сфере гражданской защиты и области здравоохранения;

      расходов транспортных организаций по их перевозке, а также расходов, связанных с отправкой и доставкой материальных ценностей;

      товаров, предоставленных для оказания официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан в товарной форме.

      23. Возмещение расходов транспортных организаций по перевозке товаров, представленных для оказания официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан в товарной форме, а также расходов, связанных с отправкой и доставкой материальных ценностей, осуществляется в течение восемнадцати месяцев со дня принятия постановления Правительства Республики Казахстан об оказании официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан.

Глава 4. Использование резерва для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

      24. Финансирование мероприятий, направленных на сохранение жизни и поддержание здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых людей, осуществляется из резервов Правительства Республики Казахстан для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального и глобального масштабов на основании правового акта уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.

      В случае поручения Премьер-Министра Республики Казахстан допускается выделение средств из резервов Правительства Республики Казахстан при чрезвычайной ситуации местного масштаба.

      25. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета до 15 января текущего финансового года на основании ходатайства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты выделяет бюджетные средства в размере годовых плановых назначений, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.

      26. Для выделения бюджетных средств из резерва для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера акимы областей, городов республиканского значения, столицы представляют в уполномоченный орган в сфере гражданской защиты ходатайство с соответствующими обосновывающими материалами и сводными расчетами согласно Правилам представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов, утвержденным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 7 ноября 2015 года № 890 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12396).

      Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты проверяет представленные материалы на достоверность и полноту и в случае отсутствия необходимых обоснований и расчетов возвращает ходатайство с письменным обоснованием.

      При соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, уполномоченный орган в сфере гражданской защиты принимает правовой акт и выделяет средства из резерва для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты обеспечивает достоверность, обоснованность и целевое использование средств, выделенных из резерва для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      27.    В случаях неиспользования или частичного использования в течение финансового года бюджетных средств, выделенных из резерва для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соответствующий местный исполнительный орган уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере гражданской защиты.

      В случае частичного использования в течение финансового года бюджетных средств, выделенных из резерва для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уполномоченный орган в сфере гражданской защиты вносит изменения в свой правовой акт о выделении средств из резерва Правительства Республики Казахстан.

      В случае неиспользования в течение финансового года бюджетных средств, выделенных из резерва для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уполномоченный орган в сфере гражданской защиты ставит на отмену свой правовой акт о выделении средств из резерва Правительства Республики Казахстан.

      Порядок возврата неиспользованных бюджетных средств и (или) остатка неиспользованной части бюджетных средств осуществляется в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.

Глава 5. Использование резерва на неотложные затраты

      28. Из резервов Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа на неотложные затраты финансируются мероприятия, направленные на устранение ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, жизни и здоровью людей, а также при наличии потребности в деньгах на иные непредвиденные затраты.

      29. Для выделения бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа на неотложные затраты соответствующий государственный орган представляет в уполномоченный орган по исполнению бюджета ходатайство в соответствии пунктом 5 настоящих Правил.

      При этом обосновывается стоимость единицы товаров (работ, услуг), а по капитальному (восстановительному) ремонту, за исключением капитального ремонта индивидуального жилищного строительства, и на реализацию государственных инвестиционных проектов необходимо обязательное наличие:

      1) положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы к проектной (проектно-сметной) документации;

      2) утвержденного администратором бюджетных программ (первым руководителем либо лицом, уполномоченным первым руководителем) технико-экономического обоснования или проектно-сметной документации на строительство объектов (зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций), финансируемых за счет целевых бюджетных средств;

      3) сводных сметных расчетов, локальных смет по видам работ, утвержденных заказчиком и подписанных проектировщиком на запрашиваемую сумму;

      4) других документов, установленных законодательством Республики Казахстан.

      По капитальному ремонту индивидуального жилищного строительства необходимая документация представляется в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Республики Казахстан.

      В случае выделения бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов на увеличение (формирование) уставного капитала юридических лиц соответствующий государственный орган представляет в уполномоченный орган по исполнению бюджета ходатайство о выделении бюджетных средств с соответствующими обоснованиями, а также утвержденными финансово-экономическими обоснованиями и положительным экономическим заключением уполномоченного органа по государственному планированию.

      30. Подготовка постановления Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о выделении бюджетных средств, соответственно, из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов на неотложные затраты осуществляется:

      1) для финансирования затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса;

      2) когда потребность в деньгах резерва Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов возникла в текущем финансовом году и необходимость в них не связана с прошлыми обязательствами администратора бюджетной программы;

      3) для субсидирования убытков (долгов) энергопроизводящих организаций, находящихся в коммунальной собственности, сто процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и осуществляющих одновременно деятельность по производству электрической энергии, воды (дистиллята) и тепловой энергии.

      31. Уполномоченный орган по исполнению бюджета на основании представленного ходатайства государственного органа дает заключение о возможности либо невозможности выделения бюджетных средств в пределах средств, предусмотренных в резервах на неотложные затраты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов.

      32. При положительном заключении на ходатайство государственного органа проект постановления Правительства Республики Казахстан или соответствующего местного исполнительного органа о выделении бюджетных средств, соответственно, из резервов Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа на неотложные затраты подготавливается данным государственным органом.

      33. В соответствии с частью третьей пункта 7 статьи 20 Бюджетного кодекса не допускается финансирование из резерва на неотложные затраты расходов, финансируемых за счет Специального государственного фонда.

Глава 6. Использование резерва на исполнение обязательств по решениям судов

Параграф 1. Использование резерва на исполнение обязательств Правительства Республики Казахстан и центральных государственных органов по решениям судов

      34. Исполнение обязательств Правительства Республики Казахстан, центральных государственных органов, их ведомств и территориальных подразделений по решениям судов обеспечивается из резервов Правительства Республики Казахстан на исполнение обязательств по решениям судов при наличии судебных исполнительных документов на основании постановления Правительства Республики Казахстан.

      35. Государственные органы (ведомства), причинившие вред, обязанные по решениям судов производить выплаты, в случае наличия оснований принимают меры по обжалованию судебных решений во всех судебных инстанциях.

      В случае отсутствия оснований для дальнейшего обжалования при поступлении, заполненного судом в соответствии с законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей исполнительного документа, центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета разрабатывает проект постановления о выделении средств из резерва Правительства Республики Казахстан на исполнение обязательств по решениям судов.

      Разработанный проект постановления о выделении средств из резервов Правительства Республики Казахстан на исполнение обязательств по решениям судов направляется на согласование соответствующим государственным органам. При этом к проекту постановления прилагаются копии исполнительных документов и судебных актов всех инстанций.

      36. Государственные органы (ведомства), обязанные по решениям судов производить выплаты, в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления судебных актов принимают меры по обжалованию судебных актов.

      При возбуждении исполнительного производства в случае необходимости государственные органы (ведомства) должны внести ходатайство в суд о его приостановлении либо предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.

      37. Государственные органы (ведомства), причинившие вред, за свои неправомерно принятые акты, а также неправомерные действия своих должностных лиц в области административного управления, возмещают ущерб за счет денег, находящихся в распоряжения этих органов.

      38. Государственные органы (ведомства), возместившие ущерб, причиненный должностными лицами органов, ведущих уголовный процесс, когда вина таких лиц установлена приговором суда, вступившим в законную силу, принимают в установленном законодательством порядке меры по возмещению средств, отвлеченных из резервов Правительства Республики Казахстан, в порядке регресса.

Параграф 2. Использование резерва на исполнение обязательств местных исполнительных органов по решениям судов

      39. Исполнение обязательств соответствующих местных исполнительных органов по решениям судов обеспечивается из резервов исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы или районов (городов областного значения) на исполнение обязательств соответствующего местного исполнительного органа по решениям судов при наличии судебных исполнительных документов.

      Местные исполнительные органы, обязанные по решениям судов производить выплаты, в случае наличия оснований принимают меры по обжалованию указанных решений во всех судебных инстанциях в соответствии с законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.

      В случае отсутствия оснований для дальнейшего обжалования при поступлении, заполненного судом в установленном законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей порядке исполнительного документа, местный уполномоченный орган по исполнению бюджета в установленном законодательством Республики Казахстан порядке разрабатывает проект постановления о выделении средств из резерва местного исполнительного органа на исполнение обязательств по решениям судов.

      40. Местные исполнительные органы за свои неправомерно принятые акты, а также неправомерные действия своих должностных лиц в области административного управления возмещают ущерб за счет денег, находящихся в распоряжения этих органов.

      41. Проект постановления соответствующего местного исполнительного органа о выделении бюджетных средств из резервов местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы или районов (городов областного значения) на исполнение обязательств соответствующего местного исполнительного органа по решениям судов подготавливается соответствующим исполнительным органом.

      При этом к проекту постановления о выделении бюджетных средств из резервов местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы или районов (городов областного значения) на исполнение обязательств соответствующего местного исполнительного органа по решениям судов прилагаются копии судебных актов и исполнительных документов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.

Глава 7. Использование резервов на покрытие дефицита наличности

Параграф 1. Предоставление бюджетных кредитов из резерва Правительства Республики Казахстан на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы

      42. Резерв на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы предусматривается в республиканском бюджете в очередном финансовом году для кредитования областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы в случае прогноза дефицита наличности их бюджетов.

      При выделении бюджетных средств для кредитования из резерва Правительства Республики Казахстан на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы в случае его прогноза акимы областей, городов республиканского значения, столицы представляют в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.

      43. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета на основании представленных документов, а также исходя из ранее принятых Правительством Республики Казахстан постановлений по аналогичным вопросам и данных о ранее выданных областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы кредитах дает заключение о возможности либо невозможности выделения бюджетных средств из резерва Правительства Республики Казахстан на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы в случае его прогноза.

      Обязательными условиями при выделении бюджетных средств для кредитования из резерва Правительства Республики Казахстан на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы в случае его прогноза являются:

      1) наличие сумм, предусмотренных в республиканском бюджете на текущий финансовый год для кредитования областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы;

      2) направление выделяемых бюджетных средств на финансирование расходов областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, утвержденных решениями маслихатов и не обеспеченных текущими поступлениями в областной бюджет, бюджеты городов республиканского значения, столицы и финансированием дефицита областного бюджета, бюджетов городов республиканского значения, столицы за определенный отчетный период;

      3) отсутствие задолженности местных исполнительных органов по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета;

      4) сумма выделяемого кредита не должна приводить к превышению лимита долга местного исполнительного органа, установленного на соответствующий финансовый год центральным уполномоченным органом по бюджетной политике по согласованию с уполномоченным органом по исполнению бюджета.

      44. При прогнозе в очередном финансовом году дефицита наличности заимствование в виде получения бюджетных кредитов из республиканского бюджета местными исполнительными органами осуществляется на срок до шести месяцев в пределах финансового года и не требует уточнения республиканского или местных бюджетов.

      45. При положительном заключении по ходатайству акима области, города республиканского значения, столицы, проект постановления Правительства Республики Казахстан о выделении бюджетных средств из резерва Правительства Республики Казахстан для кредитования на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.

      При выделении бюджетных средств из резерва Правительства Республики Казахстан в постановлении Правительства Республики Казахстан указываются конкретный срок кредитования областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы на покрытие дефицита наличности и график погашения кредита.

Параграф 2. Предоставление бюджетных кредитов из резерва местного исполнительного органа на покрытие дефицита наличности нижестоящих бюджетов

      46. Резерв на покрытие дефицита наличности районных (городских) бюджетов предусматривается в областном (города республиканского значения, столицы) бюджете для кредитования районных (городских) бюджетов в случае прогноза дефицита наличности их бюджетов.

      При выделении бюджетных средств для кредитования из резерва исполнительных органов областей на покрытие дефицита наличности районных (городов областного значения) бюджетов в случае его прогноза акимы районов (городов областного значения) представляют в областной уполномоченный орган по исполнению бюджета документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.

      47. Областной уполномоченный орган по исполнению бюджета на основании представленных документов, а также исходя из ранее принятых постановлений акимата области по аналогичным вопросам и данных о ранее выданных нижестоящим бюджетам кредитах дает заключение о возможности либо невозможности выделения бюджетных средств из резервов исполнительных органов областей на покрытие дефицита наличности районных (городов областного значения) бюджетов в случае его прогноза.

      Обязательными условиями для выделения бюджетных средств из резерва исполнительных органов областей для кредитования на покрытие дефицита наличности районных (городов областного значения) бюджетов в случае его прогноза являются:

      1) наличие сумм, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год для кредитования районных (городов областного значения) бюджетов;

      2) направление выделяемых бюджетных средств на финансирование расходов районных (городов областного значения) бюджетов, утвержденных решениями маслихатов и не обеспеченных текущими поступлениями в районные (городов областного значения) бюджеты и финансированием дефицита районных (городов областного значения) бюджетов за определенный отчетный период;

      3) отсутствие задолженности местных исполнительных органов районов (городов областного значения) по ранее выданным кредитам из областного бюджета.

      48. При прогнозе в очередном финансовом году дефицита наличности заимствование в виде получения бюджетных кредитов из областного бюджета местными исполнительными органами районов (городов областного значения) осуществляется на срок до шести месяцев в пределах финансового года и не требует уточнения местных бюджетов.

      49. При положительном заключении по ходатайству акима района (города областного значения) проект постановления о выделении бюджетных средств из резерва исполнительных органов областей или районов (городов областного значения) для кредитования на покрытие дефицита наличности районных (городов областного значения) бюджетов в случае его прогноза вносит на рассмотрение акимата области областной уполномоченный орган по исполнению бюджета, соответственно.

      При выделении бюджетных средств из резерва исполнительных органов областей в постановлении исполнительных органов областей указываются конкретный срок кредитования районных (городов областного значения) бюджетов на покрытие дефицита наличности и график погашения кредита.

      50. Резерв на покрытие дефицита наличности бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа предусматривается в районном (городском) бюджете для кредитования бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа в случае прогноза дефицита наличности их бюджетов.

      При выделении бюджетных средств для кредитования из резерва исполнительных органов районов (городов областного значения) на покрытие дефицита наличности бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа в случае его прогноза акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа представляют в районный (городов областного значения) уполномоченный орган по исполнению бюджета документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.

      51. Районный (городской) уполномоченный орган по исполнению бюджета на основании представленных документов, а также исходя из ранее принятых постановлений акимата района (города областного значения) по аналогичным вопросам и данных о ранее выданных нижестоящим бюджетам кредитах дает заключение о возможности либо невозможности выделения бюджетных средств из резервов исполнительных органов районов (городов областного значения) на покрытие дефицита наличности бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа, соответственно, в случае его прогноза.

      Обязательными условиями для выделения бюджетных средств из резерва исполнительных органов районов (городов областного значения) для кредитования на покрытие дефицита наличности бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа, соответственно, в случае его прогноза являются:

      1) наличие сумм, предусмотренных в районном (городском) бюджете на текущий финансовый год для кредитования бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа, соответственно;

      2) направление выделяемых бюджетных средств на финансирование расходов бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа, утвержденных решениями маслихатов и не обеспеченных текущими поступлениями бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа и финансированием дефицита бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа, соответственно, за определенный отчетный период;

      3) отсутствие задолженности аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по ранее выданным кредитам из районных (городских) бюджетов.

      52. При прогнозе в очередном финансовом году дефицита наличности заимствование в виде получения бюджетных кредитов из районного бюджета местными исполнительными органами города районного значения, села, поселка, сельского округа осуществляется на срок до шести месяцев в пределах финансового года и не требует уточнения местных бюджетов.

      53. При положительном заключении по ходатайству города районного значения, села, поселка, сельского округа проект постановления о выделении бюджетных средств из резерва исполнительных органов районов (городов областного значения) для кредитования на покрытие дефицита наличности бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа, соответственно, в случае его прогноза вносит на рассмотрение акимата района (города областного значения) районный (города областного значения) уполномоченный орган по исполнению бюджета, соответственно.

      При выделении бюджетных средств из резерва исполнительных органов районов (городов областного значения) в постановлении исполнительных органов районов (городов областного значения) указываются конкретный срок кредитования бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа, соответственно, на покрытие дефицита наличности и график погашения кредита.

Глава 8. Предоставление отчетности и осуществление контроля за использованием средств, выделенных из резервов Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов

      54. Администраторы бюджетных программ, получающие бюджетные средства, выделенные из резервов Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов, по итогам финансового года предоставляют отчеты об их использовании, объемах и стоимости выполненных работ, соответственно, в центральный или местные уполномоченные органы по исполнению бюджета в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 мая 2025 года № 262 "Об утверждении Правил составления и предоставления бюджетной отчетности".

      55. Центральный уполномоченный орган по внешнеполитической деятельности представляет в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета и уполномоченный орган в области государственного материального резерва соответствующую информацию о получении страной-получателем оказанной Республикой Казахстан официальной гуманитарной помощи.

      56. Контроль за соблюдением требований по использованию резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о гражданской защите.

      57. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета, местный уполномоченный орган по исполнению бюджета и администраторы бюджетных программ, которым были выделены средства из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, обеспечивают публикацию отчетности об использовании резервов Правительства Республики Казахстан и местного исполнительного органа в соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса.

      ___________________________

  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 21 июля 2025 года № 551

Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

      1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 968 "О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 2015 года № 1027 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 493 "О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2017 года № 668 "О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 58 "О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2018 года № 294 "О внесении изменений и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Казахстан".

      8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2018 года № 312 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2018 года № 330 "О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 2018 года № 706 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 893 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      12. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 492 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      13. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 августа 2019 года № 595 "О внесении изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      14. Пункт 5 постановления Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2019 года № 938 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      15. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 мая 2020 года № 265 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      16. Пункт 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 2 октября 2020 года № 641 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан".

      17. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 2020 года № 775 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2021 года № 88 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      19. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2021 года № 533 "О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      20. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2021 года № 658 "О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      21. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2022 года № 95 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      22. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2022 года № 448 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      23. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 2022 года № 671 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      24. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2022 года № 782 "О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      25. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2022 года № 917 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      26. Подпункт 1) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2023 года № 932 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан" и от 8 октября 2019 года № 743 "Об утверждении Правил оказания гуманитарной помощи"".

      27. Подпункт 1) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 24 января 2024 года № 29 "О внесении изменений в постановления Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан" и от 24 августа 2017 года № 503 "Об утверждении Правил составления и представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета"".

      28. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2024 года № 272 "О внесении изменения и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      29. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2024 года № 1153 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325 "Об утверждении Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      ___________________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.