В соответствии с пунктом 4 статьи 10-13 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации, формирования и функционирования единой государственной информационной системы управления водоснабжением и водоотведением.
2. Департаменту цифровой трансформации Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра промышленности и строительства Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр промышленности и строительства Республики Казахстан |
Е. Нагаспаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
Приложение к приказу Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 15 сентября 2025 года № 365 |
Об утверждении Правил организации, формирования и функционирования единой государственной информационной системы управления водоснабжением и водоотведением
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации, формирования, ведения и функционирования единой государственной информационной системы управления водоснабжением и водоотведением (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 10-13 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" (далее – Закон) и определяют порядок организации, формирования и функционирования единой государственной информационной системы управления водоснабжением и водоотведением.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства;
2) водоснабжение – совокупность мероприятий, обеспечивающих забор, хранение, подготовку, подачу и распределение водных ресурсов;
3) водоотведение – совокупность мероприятий, обеспечивающих сбор, транспортировку, очистку и сброс сточных вод через системы водоотведения в водные объекты, накопители сточных вод или на рельеф местности;
4) пользователь единой государственной информационной системы управления водоснабжением и водоотведением (далее – Информационная система) – уполномоченный орган, местные исполнительные органы, субъекты естественных монополий, объединения собственников имущества, простые товарищества, управляющие многоквартирным жилым домом, управляющие компании, субъекты сервисной деятельности, собственники квартир, нежилых помещений и иные субъекты.
Глава 2. Организация и формирование Информационной системы
3. В целях организации и формирования Информационной системы предусматриваются следующие основные направления:
1) организация процессов сбора, обработки и хранения информации, поступающей от субъектов водоснабжения и водоотведения, с последующим ее включением в Информационную систему, обеспечением доступа к ней и распространением;
2) обеспечение функционирования механизмов мониторинга и формирования аналитической информации о состоянии сферы водоснабжения и водоотведения;
3) реализация инструментов прогнозирования и моделирования развития сферы водоснабжения и водоотведения на основе данных, предоставляемых субъектами водоснабжения и водоотведения;
4) обеспечение условий для повышения качества реализации и доступности услуг, предоставляемых уполномоченным органом через Информационную систему;
5) установление организационно-технических механизмов, направленных на обеспечение надежности и безопасности функционирования Информационной системы и ее взаимодействия с субъектами в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
4. Структура Информационной системы состоит из следующих элементов:
1) информационная система;
2) подсистемы, обеспечивающие функционирование Информационной системы;
3) пользователи, взаимодействующие с Информационной системой.
Глава 3. Порядок функционирования Информационной системы
5. Функционирование Информационной системы обеспечивается за счет интеграции данных и информации, централизованного управления, автоматизации процессов, стандартизации процедур, а также регулярного мониторинга и контроля ее работы. Информационная система предусматривает сбор и анализ обратной связи от пользователей с целью постоянного повышения ее функциональности, качества и эффективности предоставляемых услуг.
6. Создание, развитие и эксплуатация Информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:
1) полнота, достоверность, своевременность предоставления информации для включения в Информационную систему;
2) непрерывность сбора, обработки информации для включения в Информационную систему;
3) взаимодействие Информационной системы с другими информационными системами;
4) обеспечение информационной безопасности в сфере водоснабжения и водоотведения при создании, развитии и эксплуатации Информационной системы.
7. Создание, развитие и эксплуатация Информационной системы осуществляется уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Казахстан "Об информатизации".
8. Обеспечение информационной безопасности Информационной системы осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об информатизации", а также с действующими на территории Республики Казахстан требованиями в области стандартов информационной безопасности
9. Информационное взаимодействие пользователей Информационной системы осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан "Об информатизации".
10. Используемые в процессе информационного взаимодействия сведения равнозначны сведениям из документов на бумажном носителе.
11. Внесение информации в Информационную систему осуществляется пользователями через личный кабинет в рамках ее взаимодействия с другими информационными системами, а также в отношении иной информации, обрабатываемой пользователями, в соответствии с настоящими Правилами и Перечнем информационных инструментов, утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 107 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18117).
12. Информация для включения в Информационную систему предоставляется пользователями Информационной системы посредством информационно-коммуникационных технологий в форме электронных документов, подписанных посредством ЭЦП, которые направляются в уполномоченный орган с использованием Информационной системы.
13. Доступ к информации, содержащейся в Информационной системе, обеспечивается уполномоченным органом в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "Об информатизации", с учетом положений настоящих Правил.
14. Сведения, содержащиеся в Информационной системе, относятся к информации с ограниченным доступом, за исключением информации, доступ к которой не подлежит ограничению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
15. Правом доступа к информации, включая информацию ограниченного доступа, содержащейся в Информационной системе, с возможностью ее обработки обладает уполномоченный орган, обеспечивающий использование Информационной системы в соответствии с ее назначением. Корректировка, модификация и устранение дефектов программного обеспечения допускаются исключительно в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами и законодательством Республики Казахстан, с обязательной фиксацией всех изменений в журнале аудита (дата, время, пользователь, основание и содержание изменения) и уведомлением субъектов, чьи сведения подвергались изменениям, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Иные пользователи Информационной системы получают доступ к информации в пределах предоставленных им полномочий и прав, определенных законодательством Республики Казахстан.
16. Уполномоченным органом обеспечивается доступ к информации, содержащейся в Информационной системе, с использованием технических (программно-технических) средств Информационной системы:
1) субъектам водоснабжения и водоотведения, в отношении предоставленной ими информации;
2) пользователям Информационной системы — в отношении информации, содержащейся в ней, при наличии у указанных пользователей права доступа, установленного законодательством Республики Казахстан.
17. Интеграция Информационной системы с объектами информатизации "электронного правительства", государственными или иными базами данных и информационными системами осуществляется в соответствии законодательством Республики Казахстан в области информатизации.
18. Информационная система обеспечивает сбор и передачу данных об учете производства, передачи и распределения, потребления воды, а также мониторинг состояния объектов водоснабжения и водоотведения в реальном времени или в установленные интервалы времени в зависимости от степени критичности соответствующего объекта
19. Процесс сбора данных осуществляется с использованием автоматизированных систем мониторинга и учета, устройств измерения и других технологий, которые обеспечивают регулярную передачу данных в информационную систему, в соответствии с требованиями настоящих Правил.
20. Все собранные данные подлежат обязательной обработке, в том числе анализу для определения эффективности использования и оценки рисков водных ресурсов.
21. Обработка данных осуществляется на централизованных серверных мощностях с обеспечением хранения данных в течение сроков, установленных законодательством Республики Казахстан.
22. Обработка данных необходима для выявления тенденций, прогнозирования потребностей в воде, а также для выявления и устранения отклонений, аварий и других нежелательных ситуаций в реальном времени.
23. Обработка данных позволяет формировать отчеты и предупреждения для оперативного реагирования на отклонения.
24. Программное обеспечение Информационной системы обеспечивает автоматическую обработку данных, в том числе:
1) фильтрацию и нормализацию данных;
2) преобразование данных в формат, удобный для дальнейшего анализа;
3) идентификацию аномальных ситуаций (например, чрезмерные колебания напряжения или превышение норм по потреблению воды).
25. Для обработки данных применяются системы машинного обучения и аналитические платформы, предназначенные для прогнозирования потребности в воде, выявления технических сбоев, а также оптимизации функционирования объектов водоснабжения и водоотведения.
26. Устройства и оборудование подлежат интеграции с иными информационными системами отрасли с учетом внешних факторов, влияющих на их функционирование.
27. Система мониторинга Информационной системы обеспечивает:
1) отслеживание работы всех подключенных объектов и устройств в реальном времени;
2) уведомления о нарушениях в технологическом процессе, неисправностях оборудования или угрозах безопасности.
28. Анализ данных Информационной системы направлен на:
1) прогнозирование потребности в водных ресурсах на основе данных о текущем потреблении и состоянии оборудования;
2) определение и устранение причин сбоев и аварий, а также повышение эффективности работы объектов водоснабжения и водоотведения;
3) оценку воздействия внешних факторов на потребление и распределение воды.
29. В целях анализа используется программное обеспечение Информационной системы для комплексной обработки данных, обеспечивающее формирование отчетов, графиков и прогнозов, необходимых для принятия управленческих решений на всех уровнях.
30. На основе собранных и обработанных данных автоматически формируются регулярные и экстренные отчеты для различных уровней управления (локальный, региональный, национальный).
31. В случае выявления отклонений система формирует рекомендации по корректировке технологических и управленческих процессов.
32. Все данные и отчеты подлежат архивированию и хранению в соответствии с требованиями закона Республики Казахстан в области информатизации.
33. В случае выявления ошибок или несоответствий в собранных данных Информационная система обеспечивает возможность их корректировки в пределах установленного уровня доступа пользователя.
34. В целях обеспечения надежности и безопасности функционирования и взаимодействия с Информационной системой объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры субъектов водоснабжения и водоотведения, предназначенные для хранения, обработки и передачи информации, должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан в области информатизации и информационной безопасности, а также национальным стандартам в указанных сферах.
35. Требования для технических средств, предназначенных для измерений, и имеющие метрологические характеристики для передачи данных в Информационную систему определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, а также национальными стандартами в области обеспечения единства измерений.
36. Объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры субъектов водоснабжения и водоотведения обеспечиваются источниками бесперебойного питания, каналами связи с использованием серверного оборудования, способными обеспечить сбор, обработку и передачу данных в Информационную систему и уровень криптографической и иной защиты в соответствии с Едиными требованиями в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832.