Об утверждении отчета о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка за 2024 год

Новый

Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 1 августа 2025 года № 32.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Соглашения о гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года и пунктом 1.4.1 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 4:

      1. Утвердить прилагаемый отчет о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка за 2024 год.

      2. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.

      Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

От Республики
Армения
От Республики
Беларусь
От Республики
Казахстан
От Кыргызской
Республики
От Российской
Федерации
М. Григорян Н. Петкевич С. Жумангарин Д. Амангельдиев А. Оверчук

  УТВЕРЖДЕН
распоряжением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 1 августа 2025 г. № 32

ОТЧЕТ
о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка за 2024 год

1. Введение

      Настоящий отчет подготовлен во исполнение пункта 3 статьи 6 Соглашения о гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года (далее – Соглашение о гармонизации) и пункта 1.4.1 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 4, в целях информирования о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 27 (далее – план гармонизации).

      Выполнение плана гармонизации осуществляется рабочей группой по вопросам гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в финансовой сфере при Консультативном комитете по финансовым рынкам (далее соответственно – рабочая группа, Консультативный комитет), в состав которой входят 3 подгруппы по сферам финансового рынка: банковскому сектору, страховому сектору и рынку ценных бумаг.

      Проведение гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Стороны, Союз) в сфере финансового рынка осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), Соглашением о гармонизации, планом гармонизации, Концепцией формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. № 20 (далее – Концепция), планом мероприятий ("дорожной картой") по формированию общего биржевого пространства в рамках Евразийского экономического союза, утвержденным распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2020 г. № 159.

      Отчет подготовлен по итогам проведенной Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) работы по гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка (далее – гармонизация) на основании указанных актов органов Союза по состоянию на 31 декабря 2024 г.

      Отчеты о ходе исполнения плана гармонизации за 2022 год и 2023 год утверждены соответственно распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2023 г. № 18 и распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2024 г. № 26.

2. Подходы к работе по выполнению плана гармонизации

      Гармонизация проводится тремя подгруппами рабочей группы с разбивкой на ключевые этапы по 3 секторам одновременно, но с разным временем проведения, что учитывает модели и особенности правового регулирования финансовых рынков государств-членов.

      В своей деятельности подгруппы руководствуются следующими положениями Соглашения о гармонизации:

      предложения по гармонизации разрабатываются Сторонами;

      согласованные Сторонами предложения по гармонизации и сроки их имплементации утверждаются Советом Комиссии.

      Предложения по гармонизации имплементируются путем заключения международных договоров в рамках Союза и (или) внесения изменений в законодательство государств-членов.

      При этом Комиссия координирует деятельность подгрупп по разработке предложений по гармонизации в соответствии с планом гармонизации, а также на ежегодной основе готовит отчет и представляет его для рассмотрения Советом Комиссии.

      Реализация поставленной задачи с учетом мероприятий, определенных планом гармонизации, осуществляется по следующему алгоритму действий подгрупп:

      по каждому направлению плана гармонизации проводится сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов, выявляются сходства и различия в правовом регулировании;

      дается оценка существенности различий с точки зрения рисков возникновения регуляторного арбитража, их критичности для общего финансового рынка Союза и создания условий для взаимного признания лицензий;

      разрабатываются согласованные предложения по гармонизации, сгруппированные по тематическим блокам в соответствии с планом гармонизации. Предложения по гармонизации включают в себя нормы, регулирование которых в государствах-членах является сопоставимым, а также нормы, требующие гармонизации законодательства;

      осуществляется подготовка проектов рекомендаций Совета Комиссии по использованию согласованных государствами-членами предложений при разработке проектов международных договоров в рамках Союза, а также при совершенствовании их законодательства в сфере регулирования финансового рынка;

      указанные согласованные предложения, а также проекты соответствующих рекомендаций Совета Комиссии рассматриваются и одобряются Консультативным комитетом;

      принятые Советом Комиссии рекомендации по использованию согласованных предложений по гармонизации в установленном порядке размещаются на правовом портале Союза.

      Стороны согласились с целесообразностью размещения на официальном сайте Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" пресс-релизов, содержащих информацию о принятых рекомендациях.

      В июне 2024 г. на заседании Консультационного совета по валютной политике национальных (центральных) банков государств – членов Евразийского экономического союза был согласован следующий подход к гармонизации и формированию общего финансового рынка Союза:

      применение гармонизированных (единых) требований осуществляется только в отношении организаций, зарегистрированных в одном государстве-члене, планирующих осуществлять свою деятельность на территории другого и (или) других государств-членов в рамках общего финансового рынка Союза;

      к участникам, оказывающим услуги только на территории государства происхождения, применяются требования законодательства этого государства-члена.

      Данный разноуровневый подход предложен с учетом того, что Договором допускается сохранение различий, не препятствующих эффективному функционированию общего финансового рынка Союза.

      Реализация данного подхода позволит:

      продолжить совершенствовать регулирование доступа на финансовые рынки государств-членов и деятельности на них в той мере, которая комплементарна уровню и динамике развития национальных финансовых рынков без ущерба для их стабильности и сокращения количества финансовых организаций, действующих на рынках государств-членов;

      избежать необоснованного ужесточения национальных требований, одновременно установив максимальные требования для организаций, функционирующих на общем финансовом рынке Союза;

      участникам финансового рынка самостоятельно принимать решение об экономической целесообразности выхода на общий финансовый рынок Союза.

      Применение разноуровневого подхода также позволит создать дополнительные возможности по допуску на общий финансовый рынок Союза и деятельности на нем организаций, соответствующих наднациональным гармонизированным требованиям, без установления дополнительных барьеров по допуску организаций только на внутренний финансовый рынок государства-члена в соответствии с его законодательством и деятельности на нем.

      Помимо этого, на заседании Консультационного совета по валютной политике национальных (центральных) банков государств – членов Евразийского экономического союза решением руководителей финансовых регуляторов было одобрено предложение о внесении изменений в Договор и некоторые акты органов Союза, определяющие сроки гармонизации законодательства государств-членов в финансовой сфере путем отсылки на положения Концепции.

      Стороны по итогам заседания Консультативного комитета, состоявшегося в июне 2024 г., согласились с необходимостью изменения сроков гармонизации, установленных Договором, а также Соглашением о гармонизации, исходя из положений Концепции о том, что проведение гармонизации будет продолжено после 2025 года.

      В связи с этим Комиссией были подготовлены проекты протоколов о внесении изменений в Договор, а также в Соглашение о гармонизации. Указанные проекты протоколов в июле 2024 г. были направлены в государства-члены для рассмотрения и обсуждены на совещании представителей уполномоченных органов государств-членов в октябре 2024 г., а также на заседании рабочей группы в ноябре 2024 г. Работа над данными проектами продолжается.

      На заседании Консультативного комитета в декабре 2024 г. были рассмотрены предложения Центрального банка Российской Федерации о дальнейшей работе по формированию общего финансового рынка Союза и гармонизации законодательства, в том числе по выполнению плана гармонизации, с учетом разноуровневого подхода. Проработка указанных предложений Российской Стороны будет продолжена.

      Вопросы подходов к гармонизации и сроков ее проведения были рассмотрены на заседании Совета Комиссии в октябре 2024 г. В соответствии с пунктом 2 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2024 г. № 26 Комиссии совместно с государствами-членами поручено продолжить работу по подготовке проекта соответствующего распоряжения Высшего Евразийского экономического совета (далее – Высший совет).

      Высшим советом информация о ходе гармонизации была рассмотрена на заседании в декабре 2024 г. По итогам рассмотрения Комиссии совместно с государствами-членами дано поручение от 26 декабря 2024 г. № 4 продолжить подготовку предложений по подходам к гармонизации и дальнейшему формированию общего финансового рынка Союза и представить их для рассмотрения Высшим советом.

3. Банковский сектор

      Раздел I плана гармонизации, включающий в себя 28 пунктов, предусматривает 3 этапа проведения гармонизации законодательства государств-членов в банковском секторе:

      первый этап – 2020 – 2021 год;

      второй этап – 2021 – 2024 год;

      третий этап – 2022 – 2025 год.

      В рамках выполнения плана гармонизации в 2024 году осуществлялась работа по банковскому сектору по следующим направлениям:

      согласование замечаний, полученных от Сторон по итогам проведения государствами-членами внутригосударственного согласования проекта Соглашения о стандартизированной лицензии в банковском и страховом секторах услуг в рамках Евразийского экономического союза (далее – Соглашение о стандартизированной лицензии) (пункты 1 разделов I и II плана гармонизации);

      согласование замечаний, полученных от Сторон по итогам направления финансовым регуляторам Сторон (июль 2023 г.) и в правительства государств-членов (март 2024 г.) проекта рекомендации Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в сфере допуска банков на рынок банковских услуг (пункты 2 – 9, 14 и 28 раздела I плана гармонизации);

      с целью подготовки очередного проекта рекомендации Совета Комиссии проводился анализ законодательства государств-членов по вопросам, относящимся к обеспечению финансовой надежности банков, банковских групп, банковских холдингов и осуществлению надзора за их деятельностью (пункты 15, 16, 18, 19, 23 – 26 раздела I плана гармонизации);

      подготовка и согласование экспертных заключений по вопросам функционирования систем страхования вкладов (включая создание, функционирование, взносы, суммы выплат (возмещений) по вкладам) с целью разработки проекта рекомендации Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в части вопросов функционирования систем страхования вкладов (пункт 21 раздела I плана гармонизации).

      В части, касающейся Соглашения о стандартизированной лицензии, была проделана следующая работа.

      Внутригосударственное согласование проекта Соглашения о стандартизированной лицензии было завершено государствами-членами в марте 2024 г. В рамках совещаний с заинтересованными органами государств-членов документ был доработан с учетом поступивших от государств-членов замечаний и согласован, спорные вопросы урегулированы.

      Вопрос о проекте распоряжения Совета Комиссии, который предусматривает направление проекта Соглашения о стандартизированной лицензии в государства-члены для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания, был включен к рассмотрению на заседании Коллегии Комиссии 2 декабря 2024 г. К заседанию Коллегии Комиссии поступили замечание от Республики Беларусь по редакции части второй пункта 4 статьи 6 проекта Соглашения и предложения от Республики Казахстан и Кыргызской Республики о снятии данного вопроса с рассмотрения Коллегией Комиссии.

      По итогам совещания с представителями финансовых регуляторов и иных органов Сторон, состоявшегося 24 декабря 2024 г., предложение Республики Беларусь поддержали Республика Армения, Республика Казахстан и Кыргызская Республика. Резерв взяла Российская Федерация, Кыргызская Республика сняла свое замечание, Республика Казахстан продолжает формирование позиции по проекту Соглашения о стандартизированной лицензии.

      Повторное внесение на заседание Коллегии Комиссии проекта Соглашения о стандартизированной лицензии планируется после согласования со Сторонами.

      В части, касающейся согласованных предложений по гармонизации в сфере допуска банков на рынок банковских услуг, была проделана следующая работа.

      По итогам рассмотрения финансовыми регуляторами государств-членов проекта указанных согласованных предложений по гармонизации получены замечания, которые отработаны на заседаниях подгруппы по банковскому сектору рабочей группы (далее – банковская подгруппа) в 2023 – 2024 годах. Проект согласованных предложений согласован банковской подгруппой и направлен в марте 2024 г. в правительства государств-членов для рассмотрения.

      В июне 2024 г. данный проект был рассмотрен и в целом одобрен на заседании Консультативного комитета.

      После получения в сентябре 2024 г. информации о завершении рассмотрения проекта согласованных предложений всеми государствами-членами поступившие замечания отрабатывались на заседаниях банковской подгруппы, неурегулированными остались два вопроса. Их обсуждение предлагается продолжить на площадке Комиссии в рамках совещания высокого уровня под председательством члена Коллегии (Министра) по экономике и финансовой политике.

      После урегулирования спорных вопросов проект согласованных предложений планируется к внесению для рассмотрения Коллегией Комиссии в качестве проекта рекомендации Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в сфере допуска банков на рынок банковских услуг.

      В части, касающейся согласованных предложений по гармонизации в сфере обеспечения финансовой надежности банков, банковских групп, банковских холдингов и осуществления надзора за их деятельностью, была проделана следующая работа.

      В рамках подготовки проекта указанных согласованных предложений по гармонизации продолжено проведение сравнительного анализа законодательства государств-членов в отношении:

      требований к пруденциальным нормативам (нормативам ликвидности, применяемым к системно значимым банкам, нормативам ограничения концентрации риска и их максимальным значениям, нормативам максимального размера риска на одного должника или группу взаимосвязанных должников, нормативам суммарной величины крупных рисков, нормативам риска для одного лица и всех лиц, связанных с банком);

      плана (политики) банка по управлению риском ликвидности;

      требований к регуляторной отчетности банков (в том числе на консолидированной основе) (в соответствии с пунктом 2 протокола заседания банковской подгруппы от 17 января 2025 г. № 09-4/пр члены подгруппы согласились с тем, что состав и периодичность представления отчетности банков на консолидированной основе подлежат обсуждению в рамках отдельного заседания банковской подгруппы);

      требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности банков на основе международных стандартов финансовой отчетности и проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе международных стандартов аудита.

      По итогам анализа эксперты Сторон договорились, что на данном этапе не требуется изменение законодательства государств-членов в отношении нормативов ликвидности, применяемых для системно значимых банков. Стороны согласились вернуться к рассмотрению данного вопроса на более позднем этапе работы для детального сопоставления регулирования, поскольку данные нормативы характеризуют риски, присущие значимым участникам рынка.

      Различия в методиках расчетов нормативов ограничения концентрации риска и их количественных значений на текущем этапе не несут рисков при допуске банков на общий финансовый рынок посредством открытия дочернего банка и не требуют внесения изменений в законодательство государств-членов в целях гармонизации. Указанные различия могут привести к возникновению регуляторного арбитража и оказывать существенное влияние на финансовую стабильность как на уровне финансовых рынков отдельных стран, так и на общем финансовом рынке в целом при допуске банков на общий финансовый рынок посредством открытия трансграничных филиалов, а также при оказании финансовых услуг без коммерческого присутствия на территории государства-члена (трансграничное предоставление услуг). Поэтому эксперты Сторон согласились, что при определении подходов к практической реализации поставки финансовых услуг на общем финансовом рынке посредством открытия трансграничных филиалов банков либо оказания финансовых услуг без коммерческого присутствия на территории государства-члена (трансграничное предоставление услуг) с учетом пунктов 31 и 32 приложения № 17 к Договору целесообразно дополнительно обсудить необходимость гармонизации нормативов ограничения концентрации риска.

      На основании проведенного анализа законодательства государств-членов по указанным пунктам плана гармонизации, оценки существенности различий и выработанных предложений по гармонизации будут подготовлены и направлены на согласование финансовым регуляторам государств-членов проекты рекомендаций Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в сфере обеспечения финансовой надежности банков и осуществления надзора за их деятельностью и о согласованных предложениях по гармонизации в сфере обеспечения финансовой надежности банковских групп, банковских холдингов и осуществления надзора за их деятельностью.

      В части, касающейся согласованных предложений по гармонизации в сфере страхования вкладов, была проделана следующая работа.

      В рамках подготовки проекта рекомендации Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в сфере страхования вкладов Департамент финансовой политики Комиссии ведет работу по гармонизации законодательства в сфере страхования (гарантирования) банковских вкладов (депозитов), ликвидации, финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций на территориях государств-членов в рамках профильной экспертной группы по вопросам гармонизации законодательства в сфере страхования (гарантирования) банковских вкладов (депозитов), ликвидации, финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций на территории Евразийского экономического союза при Консультативном комитете.

      Экспертной группой продолжена работа по ревизии 25 экспертных заключений, ранее рассмотренных регуляторами финансового рынка, с целью подготовки проекта рекомендации Совета Комиссии, из которых в 2024 году были обновлены 15 заключений. Работа будет продолжена. Результатом должны стать согласованные с национальными регуляторами предложения по гармонизации в сфере страхования (гарантирования) банковских вкладов (депозитов).

      Таким образом, в 2024 году работа экспертов по направлениям первого этапа раздела I плана гармонизации завершена, частично выполнена работа по второму этапу, ведется работа по третьему этапу.

4. Страховой сектор

      План гармонизации в страховом секторе предусматривает 3 этапа выполнения:

      первый этап – 2020 – 2021 год;

      второй этап – 2021 – 2023 год;

      третий этап – 2023 – 2025 год.     

      Согласно третьему этапу раздела II плана гармонизации в страховом секторе осуществлялась работа по следующим направлениям:

      надзор за деятельностью профессиональных участников страхового рынка со стороны компетентных органов государств-членов;

      санкции в отношении участников страхового рынка;

      финансовая устойчивость участников страхового рынка;

      состав страховых групп и холдингов;

      права и интересы потребителей финансовых услуг и их защита;

      отчетность участников страхового рынка и аудит этой отчетности;

      требования к системе корпоративного управления участников страхового рынка;

      требования к системе управления рисками, организации внутреннего аудита, внутреннего контроля и комплаенс-контроля (в контексте противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ)) и осуществлению процедур, направленных на ПОД/ФТ.

      По итогам работы по первому и второму этапу плана гармонизации по страховому сектору в 2024 году разработан и согласован с государствами-членами проект предложений по гармонизации в сфере допуска страховых организаций на общий финансовый рынок Союза, в рамках которого определены основные понятия, относящиеся к страховому рынку, требования к наименованию, уставу, деловой репутации страховой организации, а также порядок учреждения и лицензирования страховой организации.

      По итогам согласования указанного проекта предложений по гармонизации осталось четыре развилки:

      требования к наименованию;

      требования к уставному капиталу и собственным средствам;

      организационно-правовые формы участников финансового рынка;

      ограничения (запреты) на прямое или косвенное участие в уставном капитале участников финансового рынка для юридических лиц, зарегистрированных в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых определен в соответствии с законодательством государств-членов.

      В настоящее время Сторонами проводится работа по снятию указанных развилок, часть вопросов была рассмотрена на заседании Консультативного комитета 11 декабря 2024 г.

      При рассмотрении вопроса о гармонизации требований к системе корпоративного управления участников страхового рынка эксперты Сторон приняли решение о нецелесообразности на данном этапе проведения гармонизации требований к системе корпоративного управления участников финансового рынка. Была достигнута договоренность, что требования к системе корпоративного управления участников страхового рынка определяются в соответствии с законодательством государств-членов. В связи со сложностью данного вопроса эксперты Сторон договорились, что принятие окончательного решения по нему будет перенесено на более поздний этап работы по гармонизации.

      Стороны посчитали преждевременным обсуждение порядка осуществления надзора за деятельностью профессиональных участников страхового рынка на данном этапе, поскольку не определен подход к требованиям законодательства государств-членов для внутренних поставщиков финансовых услуг и для поставщиков услуг на общем финансовом рынке Союза.

      В 2024 году Комиссией совместно со Сторонами был также проведен сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов в части:

      порядка осуществления компетентными органами государств-членов надзора за деятельностью профессиональных участников страхового рынка;

      оснований, условий, порядка применения и размеров санкций в отношении участников страхового рынка за правонарушения на финансовом рынке;

      обеспечения финансовой устойчивости профессиональных участников страхового рынка;

      требований к составу страховых групп, страховых холдингов и их финансовой надежности;

      требований по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг на страховом рынке;

      требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности участников страхового рынка на основе международных стандартов финансовой отчетности и проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе международных стандартов аудита.

      По результатам анализа в государства-члены направлены материалы, содержащие законодательные нормы, применяемые в каждом государстве-члене и касающиеся указанных вопросов.

      Работа по реализации третьего этапа гармонизации согласно разделу II плана гармонизации продолжается. Так, из 10 пунктов, входящих в третий этап, рассмотрено 2 пункта (пункты 17 и 24 раздела II плана гармонизации), по пяти пунктам (пункты 18 – 22 раздела II плана гармонизации) работа находится в высокой степени исполнения и по пункту 23 раздела II плана гармонизации завершается процесс согласования проекта предложений по гармонизации в части ПОД/ФТ.

      Также со Сторонами ведется работа по согласованию позиций государств-членов относительно целесообразности заключения Соглашения о порядке обмена сведениями, входящими в состав страховых историй, в рамках Союза, которое предоставляет возможность определить порядок обмена сведениями, входящими в состав страховых историй, и использования данной информации в целях углубления интеграционных процессов в сфере финансовых рынков и формирования общего финансового рынка Союза, обеспечения равных прав и возможностей для потребителей финансовых услуг, а также наличие доступного инструмента (ресурса) для поставщиков финансовых услуг.

      Работа по реализации третьего этапа плана гармонизации по страховому сектору будет продолжаться Комиссией совместно с экспертами Сторон с учетом решений по применению разноуровневого подхода к дальнейшей гармонизации и формированию общего финансового рынка Союза.

5. Сектор рынка ценных бумаг

      В соответствии с разделом III плана гармонизации в секторе рынка ценных бумаг предусматривается 3 этапа его реализации:

      первый этап – 2020 – 2023 год;

      второй этап – 2021 – 2025 год;

      третий этап – 2024 – 2029 год.

      Гармонизация на рынке ценных бумаг в 2024 году осуществлялась по следующим направлениям, предусмотренным первым этапом, а также отдельными пунктами второго (пункт 14 раздела III плана гармонизации) и третьего (пункты 19, 21, 22, 28 – 30 раздела III плана гармонизации) этапов осуществления гармонизации в соответствии с планом гармонизации:

      гармонизация основных понятий, относящихся к рынку ценных бумаг (пункты 1 и 11 раздела III плана гармонизации), определение видов деятельности на рынке ценных бумаг, организационно-правовых форм участников рынка ценных бумаг – рыночных посредников, инфраструктурных организаций и учетных институтов (далее – участники рынка ценных бумаг) (пункт 2 раздела III плана гармонизации), классификация ценных бумаг и финансовых инструментов (пункт 3 раздела III плана гармонизации);

      определение перечня органов управления и должностных лиц участников рынка ценных бумаг, к которым предъявляются требования к квалификации и деловой репутации (пункт 5 раздела III плана гармонизации);

      гармонизация требований к:

      рыночным посредникам (брокерам, дилерам и доверительным управляющим), в том числе к порядку формирования уставного капитала, собственным средствам, иным экономическим показателям, методике их расчета (пункт 4 раздела III плана гармонизации);

      деловой репутации акционеров (участников, учредителей) участников рынка ценных бумаг и лиц, осуществляющих контроль в отношении их акционеров (участников, учредителей) (в том числе для участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги по управлению активами клиентов либо услуги номинального держателя), квалификации и деловой репутации лиц, входящих в органы управления участников рынка ценных бумаг, квалификации их должностных лиц (пункты 6 и 29 раздела III плана гармонизации);

      системам учета прав на ценные бумаги и учетным институтам (пункт 7 раздела III плана гармонизации);

      центральному контрагенту, клиринговым организациям на рынке ценных бумаг (пункт 8 раздела III плана гармонизации);

      организатору торговли (бирже) на рынке ценных бумаг (пункт 9 раздела III плана гармонизации);

      центральному депозитарию, расчетному депозитарию (пункт 10 раздела III плана гармонизации);

      деятельности участников рынка ценных бумаг, в том числе к раскрытию и представлению документов и информации, системе управления рисками, системе внутреннего контроля и аудита, системе внутреннего учета (пункт 14 раздела III плана гармонизации);

      порядку осуществления уполномоченными органами государств-членов надзора и (или) контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг (пункт 19 раздела III плана гармонизации);

      надзорной отчетности участников рынка ценных бумаг и эмитентов (за исключением бухгалтерской отчетности) (пункт 30 раздела III плана гармонизации);

      системе корпоративного управления участников рынка ценных бумаг и эмитентов (пункт 28 раздела III плана гармонизации);

      а также гармонизация требований:

      по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг на рынке ценных бумаг (пункт 21 раздела III плана гармонизации – рассмотрен частично в рамках описания требований к брокерам и доверительным управляющим в отношении работы с клиентами и их средствами, а также соответствующих требований к инфраструктурным организациям и учетным институтам);

      в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию на рынке ценных бумаг (пункт 22 раздела III плана гармонизации – рассмотрен частично в рамках описания требований к организаторам торговли по наличию систем противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации, манипулированию и применению недобросовестных практик).

      По итогам 2024 года экспертами Сторон совместно с Комиссией в рамках подгруппы по рынку ценных бумаг рабочей группы на основе проведенного верхнеуровневого сравнительно-правового анализа требований к рыночным посредникам (брокерам, дилерам и доверительным управляющим) на рынке ценных бумаг, устанавливаемых законодательством государств-членов по основным аспектам брокерской и дилерской деятельности, а также деятельности по доверительному управлению (финансовые требования, требования к системам управления рисками и внутреннего контроля, требования к руководителям, персоналу, учредителям, акционерам, участникам, бенефициарам брокеров, дилеров и доверительных управляющих, их квалификации и деловой репутации, требования к организационной структуре, работе с клиентами и средствами клиентов, программному обеспечению, взаимодействию с уполномоченным органом и отчетности, раскрытию информации, а также требования по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг на рынке ценных бумаг и в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию на рынке ценных бумаг), с учетом принципов регулирования деятельности рыночных посредников на рынке ценных бумаг, сформулированных Международной организацией комиссий по ценным бумагам, подготовлены:

      проект рекомендации Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в части основных понятий и определений, используемых в сфере регулирования рынка ценных бумаг, и установления требований к рыночным посредникам (брокерам) на рынке ценных бумаг. Указанный проект планировался к рассмотрению Коллегией Комиссии на заседании 3 декабря 2024 г., но в связи с поступившими замечаниями от Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации вопрос был перенесен. Поступившие замечания были проработаны и сняты в рамках состоявшихся в декабре 2024 г. заседания Консультативного комитета, а также совещания экспертов регуляторов Сторон;

      проекты рекомендаций Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в части установления требований:

      к рыночным посредникам (дилерам) на рынке ценных бумаг. По итогам рассмотрения в государствах-членах проект доработан с учетом полученных замечаний. Консолидированная позиция Российской Стороны по замечаниям, высказанным Министерством иностранных дел Российской Федерации, ожидается;

      к рыночным посредникам (доверительным управляющим) на рынке ценных бумаг. В декабре 2024 г. проект направлен в адрес регуляторов государств-членов для экспертного обсуждения.

      Также на основе проведенного сравнительного анализа требований к функционированию учетной, расчетной и торговой инфраструктуры рынка ценных бумаг с учетом принципов регулирования организованного рынка ценных бумаг, а также принципов для инфраструктур финансового рынка, сформулированных Международной организацией комиссий по ценным бумагам, подготовлен проект рекомендации Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в части установления требований к системам учета прав на ценные бумаги, учетным институтам, центральному и расчетному депозитариям, организатору торговли (бирже), клиринговой организации, центральному контрагенту на рынке ценных бумаг. Были проанализированы требования к функционированию систем учета прав на ценные бумаги, деятельности учетных институтов (на примере депозитариев), центральных и расчетных депозитариев, организаторов торговли (бирж), клиринговых организаций и центральных контрагентов, в том числе требования к размеру собственных средств, их составу и качеству, наличию специального оборудования и программного обеспечения, выполнению лицами, осуществляющими указанные виды деятельности, пруденциальных нормативов, системе обеспечения контроля рисков, должностным лицам, работникам, учредителям, акционерам, бенефициарам и лицам, осуществляющим контроль в отношении акционеров, их квалификации и деловой репутации, а также специальные требования к работе с клиентами и средствами клиентов, программному обеспечению, взаимодействию с уполномоченным органом и отчетности, раскрытию информации, требования по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг на рынке ценных бумаг, требования в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию на рынке ценных бумаг.

      Указанный проект был согласован на экспертном уровне и направлен в государства-члены. Информация о завершении рассмотрения проекта во всех государствах-членах поступила в Комиссию в декабре 2024 г.

      На заседании рабочей группы, состоявшемся в феврале 2024 г., эксперты Сторон, принимая во внимание пункт 10 протокола заседания Консультативного комитета от 2 октября 2019 г. № 2-ТЖ/ККФ, согласились считать текущий уровень гармонизации требований к системе корпоративного управления на рынке ценных бумаг, устанавливаемых законодательством государств-членов на основе международных принципов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), достаточным для формирования общего финансового рынка Союза. В дальнейшем при необходимости по инициативе Сторон возможно повторное обсуждение данного вопроса.

      Таким образом, по итогам 2024 года завершена работа экспертов по направлениям первого этапа гармонизации на рынке ценных бумаг согласно разделу III плана гармонизации.

      Из 8 пунктов, входящих во второй этап, рассмотрен 1 пункт. Из 14 пунктов, входящих в третий этап, рассмотрено 6 пунктов.

      Реализация второго и третьего этапов гармонизации согласно плану гармонизации будет продолжаться Комиссией совместно с экспертами Сторон с учетом решений о подходах к дальнейшей гармонизации и формированию общего финансового рынка Союза.

6. Общее биржевое пространство Союза

      В 2024 году Комиссией совместно со Сторонами велась работа над разработкой следующих документов, направленных на построение общего биржевого пространства Союза:

      проект Соглашения о допуске брокеров и дилеров одного государства-члена к участию в организованных торгах бирж (организаторов торговли) других государств-членов, целью которого является предоставление права биржам государств-членов признавать лицензии брокеров и дилеров, выданные уполномоченными органами государств-членов, и обеспечивать им возможность непосредственного участия в торгах для заключения договоров купли-продажи ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

      Указанный проект Соглашения направлен в государства-члены для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания, в соответствии с распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 29 ноября 2024 г. № 33. Срок для информирования Комиссии о ходе выполнения внутригосударственных процедур установлен не позднее 90 календарных дней с даты вступления данного распоряжения в силу. Информация от государств-членов о ходе выполнения внутригосударственных процедур ожидается;

      проект Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах, целью которого является обеспечение трансграничного допуска ценных бумаг из котировального списка высшей категории к размещению и обращению на организованных торгах в других государствах-членах, а также обеспечение свободы эмиссионных и торговых операций с ценными бумагами на общем биржевом пространстве Союза, условий для роста ликвидности биржевых рынков и укрепление торгового и инвестиционного сотрудничества.

      Информация о завершении во всех государствах-членах внутригосударственных процедур, необходимых для подписания указанного проекта Соглашения, поступила в Комиссию в декабре 2024 г. Осуществляется подготовка к его подписанию.

      Работа над указанными Соглашениями будет продолжена.

7. Гармонизация требований в сфере ПОД/ФТ

      В соответствии с пунктом 26 третьего этапа раздела I (банковский сектор) и пунктом 23 третьего этапа раздела II (страховой сектор) плана гармонизации было продолжено проведение сравнительно-правового анализа законодательства государств-членов, выявление различий в регулировании и выработка предложений по вопросам гармонизации требований и процедур, направленных на ПОД/ФТ. Ранее на площадке Комиссии при участии представителей органов финансовой разведки и регуляторов финансового рынка государств-членов рассмотрены следующие вопросы, касающиеся возникновения риска регуляторного арбитража, для подготовки предложений по гармонизации требований и процедур в сфере ПОД/ФТ:

      целевые финансовые санкции, относящиеся к противодействию финансирования терроризма;

      надлежащая проверка клиента;

      хранение данных;

      публичные должностные лица;

      банки-корреспонденты;

      услуги перевода денег или ценностей;

      новые технологии;

      доверие мерам третьих сторон;

      внутренний контроль;

      зарубежные филиалы и представительства;

      страны повышенного риска.

      По итогам обсуждения данных вопросов в 2024 г. подготовлен и проработан на экспертном уровне проект рекомендации Совета Комиссии о согласованных предложениях по гармонизации в части требований и процедур, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данные согласованные предложения разработаны с учетом международных стандартов в сфере ПОД/ФТ и законодательства государств-членов.

      Указанный проект был направлен Комиссией в государства-члены для рассмотрения в октябре 2024 г. Получены позиции от Республики Армения (без замечаний), Республики Беларусь и Банка России (с некоторыми предложениями по тексту). Росфинмониторинг направил в Комиссию письмо о том, что позиция формируется.

      Позиции Республики Казахстан и Кыргызской Республики ожидаются. Выработка и согласование редакции проекта с учетом поступивших замечаний и предложений будет продолжена.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.