В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую типовую методику расчетов трансфертов общего характера.
2. Департаменту бюджетной политики Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить в течении пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа его направление для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан и на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра – Министр национальной экономики Республики Казахстан |
С. Жумангарин |
Типовая методика расчетов трансфертов общего характера
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Типовая методика расчетов трансфертов общего характера (далее – Типовая методика) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и применяется при планировании трансфертов общего характера для определения бюджетных субвенций и изъятий на трехлетний период для местных бюджетов и при их изменении через каждые три года.
Бюджетными субвенциями являются трансферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском, областном или районном (города областного значения) бюджете.
Бюджетными изъятиями являются трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском, областном или районном (города областного значения) бюджете.
При превышении прогнозного объема доходов над прогнозным объемом затрат местного бюджета (ТОХi > 0) устанавливаются бюджетные изъятия из местного бюджета в вышестоящий бюджет.
При превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов местного бюджета (ТОХi < 0) устанавливаются бюджетные субвенции в местный бюджет из вышестоящего бюджета.
Процесс планирования трансфертов общего характера начинается в год завершения действующего закона или решения маслихата о трансфертах общего характера.
2. В настоящей Типовой методике используются следующие понятия:
1) целевые трансферты общего характера – трансферты, передаваемые в нижестоящие бюджеты, согласно пункту 18 статьи 75 Бюджетного кодекса и используются местными исполнительными органами, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в соответствии с их целевым назначением;
2) нецелевые трансферты общего характера – трансферты, предназначенные для финансового обеспечения предоставления гарантированных государством услуг, реализации задач и функций местного исполнительного органа и предоставляемые на безвозмездной и невозвратной основе без установления направлений их использования.
Глава 2. Определение объемов трансфертов общего характера
3. Объемы трансфертов общего характера определяются как сумма целевых и нецелевых трансфертов общего характера, рассчитываются по следующей формуле:
ТОХi=ТОХцi +ТОХнц, где:
ТОХi –трансферты общего характера i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа;
ТОХцi– целевые трансферты общего характера i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа;
ТОХнцi – нецелевые трансферты общего характера i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа.
Глава 3. Прогноз доходов местных бюджетов для определения объемов трансфертов общего характера
4. Доходы местных бюджетов определяются и используются для расчетов трансфертов общего характера с соблюдением тенденции роста за последние три года в целом по четырҰм категориям:
1) налоговые поступления;
2) неналоговые поступления;
3) поступления от продажи основного капитала;
4) специальные поступления.
5. В расчетах исключаются поступления несистемного характера (разовые), представленные соответствующим уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Параграф 1. Налоговые поступления
6. При определении объемов доходов местных бюджетов для установления трансфертов общего характера используются следующие методы расчета оценки доходного потенциала по текущему финансовому году:
1) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году, по формуле:
Poц = Рфт/Uотч, где:
Poц – доходный потенциал по текущему финансовому году;
Рфт – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;
Uотч – удельный вес аналогичного периода в отчетном финансовом году, %;
2) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году, по формуле:
Poц = Рфт /Kб(отч) * 12, где:
Poц – доходный потенциал по текущему финансовому году;
Рфт – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;
Kб(отч) – количество месяцев в определенном периоде текущего финансового года;
12 – количество месяцев в году;
3) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:
Poц = Pотч * (100% + Iб), или Poц =
(Pотч * (100% + Iб))/12 * Кб + Nб(отч), где:
Poц – доходный потенциал по текущему финансовому году;
Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;
Iб – уровень инфляции по текущему финансовому году, %.
12 – количество месяцев в году;
Кб – прогнозируемый период (количество месяцев) по текущему финансовому году;
Nб(отч) – фактическое поступления налога за определенный период текущего финансового года;
4) усредненный расчет, осуществляемый на основании темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает три года по формуле:
Poц = Pотч * Trсрд, где:
Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;
Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;
Trсрд – средний темп роста за три года, %,
при этом:
Trсрд = (Trотч(1год) + Trотч(2год) + Trотч(3год))/3, где:
Trотч(1год) – темп роста поступлений первого года, %;
Trотч(2год) – темп роста поступлений второго года, %;
Trотч (3год) – темп роста поступлений третьего года, %;
5) путем экстраполяции по формуле:
Poц = Pотч + Sсрд, где:
Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;
Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;
Sсрд – сумма прироста в среднем за три года,
при этом:
Sсрд = ((Sотч (1год) – Sотч(пред.год)) + (Sотч (2год)
– Sотч (1год)) + (Sотч (3год) – Sотч (2 од)))/3, где:
Sотч(пред.год) – сумма поступлений года, предшествующего первому году;
Sотч(1год) – сумма поступлений первого года, предшествующего второму году;
Sотч(2год) – сумма поступлений второго года, предшествующего третьему году;
Sотч(3год) – сумма поступлений третьего года, предшествующего текущему финансовому году.
7. При использовании в расчетах нескольких методов в прогнозе учитывается метод, обеспечивающий реалистичное поступление доходов.
8. Налоговый потенциал регионов на прогнозируемые годы определяется по следующей формуле:
PD=RD+ NPR, где:
PD – прогнозные доходы;
RD – рассчитанные доходы;
NPR – налоговый потенциал регионов, при этом
NPR=(Nтр*40%)+(VRPтр*30%)+(Iпр*30%), где:
Nтр – средний рост налоговых поступлений за отчетные три года,%;
VRPтр – средний рост ВРП региона за отчетные три года, %;
Iпр – прогнозная инфляция, %.
Параграф 2. Индивидуальный подоходный налог
9. Налоговой базой для исчисления индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, является заработная плата в номинальном выражении.
Прогнозируемый фонд заработной платы определяется путем применения усредненного темпа роста фонда заработной платы за предыдущие годы, не менее чем за три года, к отчетным (статистическим) данным фонда заработной платы, отдельно по хозяйствующим субъектам и бюджетным учреждениям по каждому региону.
10. В оценке доходного потенциала по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты, на плановый период учитывается изменение доходного потенциала по индивидуальному подоходному налогу в регионе, связанное с изменением места регистрации налогоплательщика (передислокация), изменение количества работников на отдельных предприятиях (завершение проекта, открытие дополнительно рабочих мест). Расчет изменения доходного потенциала по индивидуальному подоходному налогу производится отдельно по определенным налогоплательщикам по сведениям соответствующего уполномоченного органа по исполнению бюджета.
11. Прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты, на плановый год определяется следующими методами:
1) путем применения эффективной ставки налога к прогнозируемому объему фонда заработной платы по следующей формуле:
IPN (об)п = (Dfzp * Sотч) ± Iipn
Sотч = IPN (об)отч /Dотч * 100, где:
IPN (об)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу на плановый год;
Dfzp – прогнозируемый объем фонда заработной платы на плановый год;
Sотч – эффективная ставка за отчетный финансовый год, %;
Iipn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах;
IPN (об)отч – фактические поступления налогов за отчетный финансовый год;
Dотч – фонд заработной платы за отчетный финансовый год;
2) путем применения налоговой ставки к прогнозируемому объему облагаемого фонда заработной платы (для вновь созданных предприятий) по следующей формуле:
IPN (об)п = (Ofzp * Fipn) ± Iipn, где:
IPN (об)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу на плановый год;
Ofzp – размер прогнозируемого облагаемого фонда заработной платы;
Fipn – ставка индивидуального подоходного налога в соответствии с Налоговым кодексом, %;
Iipn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах.
12. Прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, не облагаемых у источника выплаты, на плановый год определяется по следующей формуле:
IPN (ноб)п = IPN (ноб)оц * (100% + Iп), где:
IPN (ноб)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, не облагаемых у источника выплаты, на плановый год;
IPN (ноб)оц – оценка доходного потенциала по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 3. Корпоративный подоходный налог
13. Прогноз по корпоративному подоходному налогу, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства, зачисляемых в республиканский бюджет, и поступлений от организаций нефтяного сектора рассчитывается следующими методами:
1) путем применение среднего темпа роста валового регионального продукта (далее – ВРП) региона за три года по следующей формуле:
KPNп = KPNоц * Trсрд(врп)/100, где:
KPNп – прогноз по корпоративному подоходному налогу;
KPNоц – оценка доходного потенциала по корпоративному подоходному налогу по текущему финансовому году;
Trсрд(врп)– средний темп роста ВРП за три года, %.
2) для определения трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и бюджетами областей, городов республиканского значения, столицы на основе объема валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) ненефтяного сектора ПСЭР по следующей формуле:
KPNп = KPNоц * T(вдс)/100, где:
KPNп – прогноз по корпоративному подоходному налогу;
KPNоц – оценка доходного потенциала по корпоративному подоходному налогу по текущему финансовому году;
T(вдс) – прогноз темпа роста ВДС ненефтяного сектора, %.
3) для определения трансфертов общего характера между областными бюджетами и районными (городов областного значения) бюджетами на основе объема валового регионального продукта (далее – ВРП) региона по следующей формуле:
KPNп = KPNоц * T(врп)/100, где:
KPNп – прогноз по корпоративному подоходному налогу;
KPNоц – оценка доходного потенциала по корпоративному подоходному налогу по текущему финансовому году;
T(врп) – прогноз темпа роста ВРП региона, %.
Параграф 4. Социальный налог
14. Налоговой базой для исчисления социального налога является заработная плата в номинальном выражении.
Прогнозируемый фонд заработной платы определяется путем применения усредненного темпа роста фонда заработной платы за предыдущие годы, не менее чем за три года, к отчетным (статистическим) данным фонда заработной платы, отдельно по хозяйствующим субъектам и бюджетным учреждениям по каждому региону.
15. В оценке доходного потенциала по социальному налогу на плановый период учитывается изменение доходного потенциала по налогу в регионе, связанное с изменением места регистрации налогоплательщика (передислокация), изменение количества работников на отдельных предприятиях (завершение проекта, открытие дополнительно рабочих мест). Расчет изменения доходного потенциала по социальному налогу производится отдельно по определенным налогоплательщикам по сведениям соответствующего уполномоченного органа по исполнению бюджета.
16. Прогноз по социальному налогу на плановый год рассчитывается следующими методами:
1) путем применения эффективной ставки налога к прогнозируемому объему фонда заработной платы по следующей формуле:
SNп = (Dfzp * Sотч) ± Isn
Sотч= SNотч /Dотч * 100, где:
SNп – прогноз по социальному налогу на плановый год;
Dfzp – прогнозируемый объем фонда заработной платы на плановый год;
Sотч – эффективная ставка за отчетный финансовый год, %;
Isn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах;
SNотч – фактические поступления налогов за отчетный финансовый год;
Dотч – фонд заработной платы за отчетный финансовый год;
2) путем применения налоговой ставки к прогнозируемому объему облагаемого фонда заработной платы (для вновь созданных предприятий) по следующей формуле:
SNп = (Ofzp * Fsn) ± Isn, где:
SNп – прогноз по социальному налогу на плановый год;
Ofzp – размер прогнозируемого облагаемого фонда заработной платы;
Fsn – ставка социального налога в соответствии с Налоговым кодексом, за минусом отчислений в Государственный фонд социального страхования, %;
Isn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах.
Параграф 5. Налог на имущество
17. Расчет прогнозного объема поступлений налога на имущество производится отдельно по налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и по налогу на имущество физических лиц.
18. Прогноз на плановый год по налогу на имущество рассчитывается следующими методами:
1) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:
NIп = NIоц * (100% + Iп), где:
NIп – прогноз по налогу на имущество на плановый год;
NIоц – оценка доходного потенциала налога на имущество по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;
2) усредненный расчет, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года по следующей формуле:
NIп = NIоц * Тp, где:
NIп – прогноз по налогу на имущество на плановый год;
NIоц – оценка доходного потенциала по налогу на имущество по текущему финансовому году;
Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.
Параграф 6. Земельный налог
19. Прогноз по земельному налогу на плановый год рассчитывается усредненным расчетом, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года, по следующей формуле:
Zп = Zоц * Тp, где:
Zп – прогноз по земельному налогу на плановый год;
Zоц – оценка доходного потенциала по земельному налогу по текущему финансовому году;
Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.
Параграф 7. Налог на транспортные средства
20. Расчет прогнозного объема поступлений налога на транспортные средства производится отдельно по налогу на транспортные средства юридических лиц и по налогу на транспортные средства с физических лиц.
21. Прогноз на плановый год по налогу на транспортные средства рассчитывается следующими методами:
1) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:
NTп = NTоц * (100% + Iп), где:
NТп – прогноз по налогу на транспортные средства на плановый год;
NТоц – оценка доходного потенциала по налогу на транспортные средства по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;
2) усредненный расчет, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года по следующей формуле:
NTп = NТоц * Тp, где:
NTп – прогноз по налогу на транспортные средства на плановый год;
NТоц – оценка доходного потенциала по налогу на транспортные средства по текущему финансовому году;
Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.
Параграф 8. Единый земельный налог
22. Прогноз по единому земельному налогу рассчитывается по следующей формуле:
EZп =EZоц * (100% + Iп), где:
EZп – прогноз по единому земельному налогу на плановый год;
EZоц – оценка доходного потенциала по единому земельному налогу по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;
Усредненный расчет, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года по следующей формуле:
EZп = EZоц * Тp, где:
EZп – прогноз по единому земельному налогу на плановый год;
EZоц – оценка доходного потенциала по единому земельному налогу по текущему финансовому году;
Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.
Параграф 9. Акцизы на товары, производимые в Республике Казахстан
23. Расчет прогноза по акцизам на товары, производимые в Республике Казахстан, на плановый год осуществляется отдельно по видам подакцизной продукции следующими методами:
1) на основе прогнозируемого объема производства подакцизной продукции и ставки акциза по следующей формуле:
Aп = Vп * S, где:
Aп – прогноз по акцизам на плановый год;
Vп – прогнозируемый объем производства подакцизной продукции;
S – ставка акциза в соответствии с Налоговым кодексом, где:
Vп = Vоц * Тр, где:
Vп – прогнозируемый объем производства подакцизной продукции;
Vоц – объем производства подакцизной продукции по текущему финансовому году;
Тр – средний темп роста объема производства подакцизной продукции, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %;
2) на основе оценки текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции по следующей формуле:
Ап =Аоц * (100% + Iп) + Iаk, где:
Aп – прогноз по акцизам на плановый год;
Аоц – доходный потенциал по акцизам по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;
Iаk – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах.
Параграф 10. Налог на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи
24. Прогноза по налогу на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи на плановый год, осуществляется следующими методами:
1) путем применения усредненного темпа роста годовых объемов доходов за три года по формуле:
NDPI = NDPIоц * Trсрд, где:
NDPIп – прогноз по налогу на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи;
NDPIоц – оценка доходного потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи, по текущему финансовому году;
Trсрд – средний темп роста за три года, %;
2) путем индексации доходного потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:
NDPIп = NDPIоц * (100% + Iп), где:
NDPIp – прогноз по налогу на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи;
NDPIоц – оценка доходного потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи, по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 11. Платеж по возмещению исторических затрат
25. Прогноз поступлений платежа по возмещению исторических затрат определяется методом усредненного расчета по формуле:
Piп = Piоц * Trсрд, где:
Piп – прогнозная сумма платежа по возмещению исторических затрат;
Pioц – оценка платежа по возмещению исторических затрат по текущему финансовому году;
Trсрд – средний темп роста за три года, %.
Параграф 12. Платы и сборы, зачисляемый в местный бюджет
26. Прогноз по платам и сборам, зачисляемый в местный бюджет, осуществляется следующими методами:
1) путем применения усредненного темпа роста годовых объемов доходов за три года по формуле:
SPп = SPоц * Trсрд, где:
SPп – прогноз по платам и сборам, зачисляемой в местный бюджет;
Spоц – оценка доходного потенциала по платам и сборам, зачисляемой в местный бюджет по текущему финансовому году;
Trсрд – средний темп роста за три года, %;
2) путем индексации доходного потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:
SPп =Spоц * (100% + Iп), где:
SPп – прогноз плат и сборов на плановый год;
Spоц – оценка доходного потенциала плат и сборов по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 13. Налог на игорный бизнес
27. Прогноз по налогу на игорный бизнес, осуществляется следующими методами:
1) путем применения усредненного темпа роста годовых объемов доходов за три года по формуле:
IBп = IBоц * Trсрд, где:
IBп – прогноз по налогу на игорный бизнес;
IBоц – оценка доходного потенциала по налогам на игорный бизнес по текущему финансовому году;
Trсрд – средний темп роста за три года, %;
2) путем индексации доходного потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:
IBп =IBоц * (100% + Iп), где:
IBп – прогноз налога на игорный бизнес на плановый год;
IBоц – оценка доходного потенциала по налогам на игорный бизнес по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 14. Государственная пошлина, зачисляемая в местный бюджет
28. Расчет прогноза по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет на плановый год, осуществляется следующими методами:
1) путем применения усредненного темпа роста годовых объемов доходов за три года по формуле:
GPп = GPоц * Trсрд, где:
GPп – прогноз по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет;
Gpоц – оценка доходного потенциала по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет по текущему финансовому году;
Trсрд – средний темп роста за три года, %;
2) путем индексации доходного потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:
GPп = Gpоц * (100% + Iп), где:
GPp – прогноз по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет;
Gpоц – оценка доходного потенциала по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 15. Прочие налоги
29. Расчет прогноза по прочим налогам на плановый год осуществляется по динамике поступлений прочих налогов.
Параграф 16. Неналоговые поступления
30. Неналоговые поступления прогнозируются по следующим методом:
1) путем применения усредненного темпа роста годовых объемов доходов за три года по формуле:
NPп = NPоц * Trсрд, где:
NPп – прогноз по неналоговым поступлениям;
Npоц – оценка доходного потенциала по неналоговым поступлениям по текущему финансовому году;
Trсрд – средний темп роста за три года, %;
2) путем индексации доходного потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:
NPп =Npоц * (100% + Iп), где:
NPп – прогноз по неналоговым поступлениям на плановый год;
Npоц – оценка доходного потенциала по неналоговым поступлениям по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
31. Прогнозирование неналоговых поступлений в местные бюджеты в виде административных штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского или местных бюджетов, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, и (или) штрафов, пеней, санкций, взысканий по бюджетным кредитам (займам), выданным из бюджета, не осуществляется.
Параграф 17. Поступления от продажи основного капитала
32. Прогнозирование поступлений от продажи земли и нематериальных активов, имущества, закрепленного за государственными учреждениями, за исключением поступлений от продажи гражданам квартир, осуществляется, исходя из оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году.
Параграф 18. Специальные поступления
33. К специальным поступлениям относятся:
1) по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
2) отчисления недропользователей, установленные законодательством о недрах и недропользовании на социально-экономическое развитие региона, развитие его инфраструктуры;
3) финансирование обучения казахстанских кадров;
4) средства, полученные от недропользователей и организаций нефтяного сектора по искам о возмещении вреда, штрафы в области охраны окружающей среды, налагаемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Прогноз по специальным поступлениям, зачисляемый в местный бюджет, осуществляется следующими методами:
1) путем применения усредненного темпа роста годовых объемов доходов за три года по формуле:
СПп = СПоц * Trсрд, где:
СПп – прогноз по специальным поступлениям, зачисляемым в местный бюджет;
Споц – оценка доходного потенциала по специальным поступлениям, зачисляемым в местный бюджет по текущему финансовому году;
Trсрд – средний темп роста за три года, %;
2) путем индексации доходного потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:
СПп =Споц * (100% + Iп), где:
СПп – прогноз специальных поступлений на плановый год;
Споц – оценка доходного потенциала специальных поступлений по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Глава 4. Определение объемов целевых трансфертов общего характера
34. Целевые трансферты общего характера в соответствии с частью второй пункта 18 статьи 75 Бюджетного кодекса формируются за счет:
1) затрат, передаваемых в нижестоящие бюджеты, утвержденные в соответствующем бюджете в виде целевых текущих трансфертов в период действующих трехлетних объемов трансфертов общего характера, с сохранением их целевого назначения;
При этом, допускается исключение затрат, включенных в предыдущие финансовые годы в базу расходов местных бюджетов в виде целевых текущих трансфертов по решению соответствующей бюджетной комиссии.
2) затрат на новые направления расходов местного бюджета, связанные с принятием или изменением документов Системы государственного планирования, нормативных правовых актов.
Объемы целевых трансфертов общего характера определяются местным уполномоченным органом по государственному планированию, центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
35. Объемы целевых трансфертов общего характера рассчитываются по следующей формуле:
ТОХцi= (ЦТТдi- ЦТТобратi) +ЦТТнi, где:
ЦТТдi – действующие целевые текущие трансферты на соответствующий плановый период, i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа;
ЦТТобратi - обратные целевые текущие трансферты нижестоящими бюджетами в вышестоящие;
ЦТТнi – целевые текущие трансферты i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа на новые инициативы, направленные на финансирование новых направлений расходов местного бюджета, имеющих положительное решение соответствующей бюджетной комиссии.
Глава 5. Определение объемов нецелевых трансфертов общего характера
36. Нецелевые трансферты общего характера предназначены для финансового обеспечения предоставления гарантированных государством услуг, реализации задач и функций местного исполнительного органа и предоставляются на безвозмездной и невозвратной основе без установления направлений их использования.
Нецелевые трансферты общего характера включают в себя текущие затраты и затраты на развитие.
К затратам на развитие относятся затраты, направленные на реализацию бюджетных инвестиционных проектов.
Иные затраты относятся к текущим.
37. Объемы нецелевых трансфертов общего характера рассчитываются по следующей формуле:
ТОХнцi = ПОДi - (ТЗi+КЗi+ЗБРi), где:
ПОДi – прогноз объема доходов i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа,
ТЗi – прогнозный объем текущих затрат i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа,
KЗi – прогнозный объем капитальных затрат i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа,
ЗБРi – прогнозный объем затрат на развитие i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа.
Глава 6. Определение прогнозных объемов затрат местных бюджетов
38. Прогнозные объемы затрат местных бюджетов рассчитываются как сумма прогнозных объемов затрат по текущим бюджетным программам и по бюджетным программам развития с учетом установленных статьями 31, 32, 33 и 34 Бюджетного кодекса направлений расходов по функциональному признаку.
Расчет прогнозного объема затрат местных бюджетов производится по следующей формуле:
ПОЗi=(ТЗi-(ЦТi+ Рпi+ Бкi+Пдi+Огчпi+Имi+ Грi+ Кзi+ Нзi)+КЗi+ЗБПРi, где:
ПОЗi – прогнозные объемы затрат местных бюджетов i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа i-й;
ТЗi – прогнозный объем текущих затрат без учета расходов, не учитываемых при планировании, согласно приложениям 22, 24 и 26 Правил;
ЦТi – целевые текущие трансферты из вышестоящего бюджета;
Рпi – резерв Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов;
Бкi – бюджетные кредиты;
Пдi – затраты на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа;
Огчпi – государственные обязательства по проектам государственно-частного партнерства;
Имi – имиджевые и представительские расходы;
Грi - расходы на предоставление грантов;
Кзi – расходы на проведение исследований и консалтинговые услуги за счет средств местных бюджетов;
Нзi - расходы на научно-технические проекты и программы
КЗi – прогнозный объем капитальных затрат i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа,
ЗБРi – прогнозный объем затрат на развитие i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа.
С учетом результатов мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Бюджетного кодекса, применяется дополнительный коэффициент к прогнозному объему затрат местных бюджетов, по которым прогнозируются бюджетные изъятия, и имеющего положительное предложение соответствующей бюджетной комиссии.
СЗi=ПОЗi*(1+Kd), где:
СЗi - итоговый объем затрат местных бюджетов i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа;
ПОЗi- прогнозный объем затрат местных бюджетов i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа,
Кd - дополнительный коэффициент, который применяется при прогнозировании бюджетного изъятия из местного бюджета в вышестоящий бюджет.
39. Прогнозные объемы текущих затрат состоят из затрат, связанных с обеспечением деятельности администраторов бюджетных программ в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, имеющих постоянный характер, а также направленных на достижение цели, решение конкретных стратегических целей государственного управления.
За расчетную базу прогнозирования объема текущих затрат местных бюджетов принимается утвержденный бюджет на плановый период с учетом проведенного обзора расходов.
Параграф 1. Расчет прогнозных объемов текущих затрат местных бюджетов
40. Расчет прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов производится в разрезе функциональных подгрупп осуществляемых государственные функций с учетом показателей и коэффициентов.
41. Расчет текущих затрат отдельного местного бюджета по отдельной функциональной подгруппе производится по следующей формуле:
РЗji= Oзji+(Oзji * Кji* Пji), где:
Рзji – расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа по j-й функциональной подгруппе;
Озji – объем текущих затрат i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа по j-й функциональной подгруппе;
Кji – коэффициент, в i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа по j-й функциональной подгруппе;
Пji – показатели, i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа по j-й функциональной подгруппе.
42. Прогнозный объем текущих затрат местных бюджетов рассчитывается с учетом индексации, предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан (за исключением заработной платы).
Расчет прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов производится по следующей формуле:
Зv = (Зi –Зпi)*(1+И n) +Зпi, где:
Зv – общий объем текущих затрат i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа;
Зi – объем текущих затрат i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа;
Зпi – объем текущих затрат на заработную плату i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа;
И n –прогнозируемый уровень инфляции, %;
43. При расчете прогнозного объема текущих затрат для отдельных расходов применяется коэффициент прироста численности населения, который учитывает населения каждого возраста, пола, рождаемости, смертности и миграции.
Расчет коэффициента прироста численности населения производится по следующей формуле:
Ri=(R2-R1)/R2, где:
Ri- коэффициент прироста численности населения i-й области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) или села, поселка, сельского округа;
R2- численность населения прогнозного года;
R1 –численность населения предыдущего года;
При снижении прогноза численности населения, применяется оценка численности года, предшествующего трехлетнему планируемому периоду.
44. Расчет прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов производится с учетом показателей и коэффициентов, согласно приложениям 6, 12 и 18 Правил планирования трансфертов общего характера, взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, представления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера, и проведения мониторинга их использования, утверждаемых в соответствии с пунктом 6 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
Параграф 2. Общий расчет прогнозных объемов затрат капитального характера
45. Прогнозные объемы капитальных затрат местных бюджетов рассчитываются в соответствии с отраслевыми методиками, разрабатываемыми центральными уполномоченными органами соответствующих отраслей (сфер), и включаются в объемы нецелевых трансфертов общего характера абсолютными суммами после расчета прогнозных объемов текущих затрат.
Параграф 3. Общий расчет прогнозных объемов затрат по бюджетным программам развития местных бюджетов
46. Прогнозные объемы затрат на развитие местных бюджетов рассчитывается в соответствии с отраслевыми методиками их финансирования, разрабатываемыми и утверждаемыми соответствующими центральными отраслевыми государственными органами по согласованию с местными исполнительными органами, центральными уполномоченными органами по региональной политике, бюджетной политике и бюджетному планированию, и включаются в объемы нецелевых трансфертов общего характера в соответствии с типовой методикой расчетов трансфертов общего характера, с учетом минимальных стандартов и системы региональных стандартов для населенных пунктов.
За расчетную базу бюджета развития принимается утвержденный бюджет на плановый период
Общий прогнозный объем бюджета развития с учетом минимальных стандартов и системы региональных стандартов для населенных пунктов определяется по следующей формуле:
1) Расчет для городов республиканского значения, столицы
ЗБПРi= БРn *Кn, где:
ЗБПРi - затраты на бюджетные программы развития для i-х городов республиканского значения, столицы;
БРn – утвержденный объем бюджета развития n- го направления;
Кn – коэффициент наивысшего показателя СРС, n- го направления который определяет на сколько % нужно дотянуть уровень города республиканского значения, столицы;
n- направление отраслей.
2) Расчет бюджета развития для сел, поселков, сельских округов:
ЗБПРi= БРn*Кn,
Кn = (1+((Оn - Оis)/On), где:
ЗБПРi – прогнозный объем бюджета развития села, поселка, сельского округа;
БРn – утвержденный объем бюджета развития n- го направления;
Оn – фактическая обеспеченность продвинутого села, поселка, сельского округа объектами в соответствии с СРС n- го направления;
Оis – обеспеченность объектами в соответствии с требованиями СРС отстающего села, поселка, сельского округа;
Кn – коэффициент наивысшего показателя СРС, n- го направления, который определяет на сколько % нужно дотянуть уровень отстающего села, поселка, сельского округа до продвинутого показывающие высокий уровень развития и активности;
n- направление отраслей.
2.1) Расчет бюджета развития для города областного или районного значения:
ЗБПРi= БРn* Кn,
Кn= (1+((Оn – Оis)/On), где:
ЗБПРi -прогнозный объем бюджета развития для города областного или районного значения;
БРn – утвержденный объем бюджета развития n- го направления;
Оn - фактическая обеспеченность продвинутого города областного или районного значения объектами в соответствии с СРС n- го направления;
Оis - обеспеченность объектами в соответствии с требованиями СРС отстающего города областного или районного значения;
Кn – коэффициент наивысшего показателя СРС, n- го направления который определяет на сколько % нужно дотянуть уровень отстающего района до продвинутого района, показывающие высокий уровень развития и активности;
n- направление отраслей.
2.2) Общий прогнозный объем бюджета развития для области:
БРv = ЗБПРi1+…… ЗБПРi2, где:
БРv - общий прогнозный объем бюджета развития для области;
ЗБПРi1 -прогнозный объем бюджета развития города областного или районного значения;
ЗБПРi2 -прогнозный объем бюджета развития села, поселка, сельского округа.