В соответствии с подпунктом 64) пункта 15 Положения о Министерстве культуры и информации Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 866 "О некоторых вопросах Министерства культуры и информации Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов Центров поддержки семей.
2. Комитету по делам молодежи и семьи Министерства культуры и информации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его копии в электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и информации Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и информации Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
| Министр | А. Балаева |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
| Приложение к приказу Министра культуры и информации Республики Казахстан |
Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов Центров поддержки семьи
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов Центров поддержки семей (далее – квалификационные характеристики) призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, аттестации работников, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей данных категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по категориям оплаты труда.
2. Квалификационные характеристики должностей специалистов: бухгалтера, экономиста, юриста и других служащих, определены в квалификационных характеристиках отдельных должностей специалистов государственных учреждений и казенных предприятий, общих для всех сфер деятельности, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 1 сентября 2016 года № 775 "Об утверждении Квалификационных характеристик отдельных должностей специалистов государственных учреждений и казенных предприятий, общих для всех сфер деятельности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14281).
Квалификационные характеристики должностей инженера, главного инженера, инженера по защите информации, контрольно-измерительных приборов и автоматики, по научно-технической информации, безопасности и охране труда, пожарной безопасности, комплектации оборудования, ремонту, инженера-программиста (программиста), инженера-лаборанта, инженера-электрика, инженера-электроника, инспектора по кадрам, документоведа, старшего научного сотрудника, менеджера по государственным закупкам определены в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22003).
3. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.
Глава 2. Квалификационные характеристики должностей руководителей
Параграф 1. Директор Центра поддержки семьи
4. Должностные обязанности:
руководит производственной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Центра поддержки семьи (далее – Центр);
принимает решения, обеспечивает сохранность и эффективное использование имущества Центра;
определяет политику, стратегию деятельности Центра и механизм ее реализации;
организует работу и эффективное взаимодействие структурных подразделений Центра, направляет их деятельность на развитие и совершенствование сферы государственной семейной политики;
принимает меры по обеспечению Центра квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, систематическому повышению квалификации работников, созданию оптимальных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства, трудовой дисциплины;
обеспечивает реализацию мер государственной семейной политики, в том числе просветительских работ среди населения, направленных на укрепление семьи, по созданию семьи, а также на профилактику бытового насилия, информационно-разъяснительную работу о направлениях и мерах государственной семейной политики;
обеспечивает мониторинг и анализ тенденции государственной семейной политики;
способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников;
принимает меры по противодействию коррупции и несет персональную ответственность;
издает распоряжения, приказы и дает поручения, обязательные для всех работников;
осуществляет прием и увольнение работников, кроме назначаемых вышестоящим органом, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников;
распределяет обязанности заместителей, руководителей и работников структурных подразделений;
утверждает планы работы Центра, организует и контролирует их выполнение;
утверждает индивидуальный план работы и контролирует их выполнение;
организует работу мобильной группы по раннему выявлению и организации оказания поддержки лицам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации;
координирует работу по временному проживанию лиц (семей) с признаками бытового насилия;
организует подготовку и представление планово-отчетной документации в вышестоящий орган;
издает приказы о возложении своих полномочий на одного из заместителей на период своего отсутствия;
распоряжается имуществом, в случаях и пределах, установленных законодательством;
утверждает порядок и планы по командировкам, стажировкам, обучению сотрудников в казахстанских и зарубежных учебных центрах и повышения квалификации сотрудников;
заключает договора, выдает доверенности;
представляет имущественные и иные интересы Центра в суде, государственных органах и иных организациях;
принимает меры по внедрению в практику рациональных форм и методов работы, развитию материально-технической базы Центра.
5. Должен знать:
Конституцию Республики Казахстан (далее – Конституция);
Кодекс Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" (далее – Кодекс "О браке (супружестве) и семье");
Бюджетный кодекс Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс);
Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее – Трудовой кодекс);
Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – Гражданский кодекс);
Социальный Кодекс Республики Казахстан (далее – Социальный кодекс);
Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК);
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках";
постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий" (далее – постановление Правительства № 1193);
подзаконные нормативные правовые акты в сфере государственной семейной политики;
основы, принципы и направления реализации государственной семейной политики;
отечественный и зарубежный опыт в сфере государственной семейной политики;
основы организации труда и управления;
порядок внутреннего трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарные правила.
6. Требования к квалификации:
высшее (или послевузовское) (социальное, педагогическое, юридическое, экономическое, гуманитарное) образование и стаж работы в системе социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения и правоохранительных органов (в организациях всех форм собственности) не менее 3 лет или на руководящих должностях в соответствующем по профилю организации виде экономической деятельности не менее 2 лет.
Параграф 2. Заместитель руководителя (директора) Центра
7. Должностные обязанности:
осуществляет руководство и организует работу под общим руководством директора в соответствии с распределением обязанностей;
организует разработку и реализацию стратегии развития Центра по курируемому направлению;
принимает участие в разработке планов, контролирует работу по их выполнению;
обеспечивает представление необходимой достоверной отчетности;
обеспечивает проведение научных исследований, разработку методических документов в сфере государственной семейной политики;
контролирует своевременность исполнения приказов и решений директора Центра;
осуществляет руководство работой хозяйственной и технической служб, обеспечивающих функционирование систем освещения, отопления, вентиляции, кондиционирования и другого оборудования в пределах предоставленных полномочий;
решает вопросы финансовой, экономической, производственно-хозяйственной деятельности в пределах компетенции;
обеспечивает внедрение новых и совершенствование существующих организационных форм и методов работы работников, направленного на развитие и совершенствование деятельности Центра;
участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы;
координирует работу мобильной группы;
координирует работу по временному проживанию лиц (семей) с признаками бытового насилия;
координирует выявление и ведения учета, осуществления сбора, проведения анализа причин, мониторинг статистических данных лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации;
координирует реализацию мер государственной семейной политики, в том числе просветительских работ среди населения, направленных на укрепление семьи, по созданию семьи, а также на профилактику бытового насилия, информационно-разъяснительную работу о направлениях и мерах государственной семейной политики;
проводит мониторинг и анализ тенденции государственной семейной политики;
обеспечивает разработку мероприятий по проведению аттестации работников и рационализации рабочих мест;
осуществляет подбор кадров для структурных подразделений Центра и рекомендует их директору Центра;
разрабатывает перспективный план повышения квалификации работников;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, правил пожарной безопасности, санитарных правил, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны Центра.
8. Должен знать:
Конституцию;
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
Бюджетный кодекс;
Трудовой кодекс;
Гражданский кодекс;
Социальный кодекс;
АППК;
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках";
постановление Правительства № 1193;
подзаконные нормативные правовые акты в сфере государственной семейной политики;
основы, принципы и направления реализации государственной семейной политики;
отечественный и зарубежный опыт в сфере государственной семейной политики;
перечень государственных услуг;
основы организации труда и управления;
порядок внутреннего трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарные правила.
9. Требования к квалификации:
высшее (или послевузовское) (социальное, педагогическое, юридическое, экономическое, гуманитарное) образование и стаж работы в системе социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения и правоохранительных органов (в организациях всех форм собственности) не менее 3 лет или на руководящих должностях в соответствующем по профилю организации виде экономической деятельности не менее 1 года.
Параграф 3. Руководитель структурного подразделения (службы, отдела)
10. Должностные обязанности:
осуществляет руководство по соответствующим направлениям деятельности Центра;
контролирует надлежащее выполнение задач и функций, определенных положением о структурном подразделении (службе, отделе);
анализирует состояние работы структурного подразделения (службы, отдела) и готовит предложения к проектам программ развития и планов работы Центра по направлению деятельности структурного подразделения (службы, отдела);
выявляет и ведет учет, осуществляет сбор, проводит анализ причин, системный мониторинг статистических данных лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации;
разрабатывает и участвует в выполнении перспективных и текущих планов работы структурного подразделения (службы, отдела);
устанавливает плановые задания работникам структурного подразделения (службы, отдела), контролирует их выполнение;
организует своевременное составление и представление отчетов о работе структурного подразделения (службы, отдела) руководству Центра;
организует взаимодействие структурного подразделения (службы, отдела) с другими структурными подразделениями Центра;
участвует в разработке научно-исследовательских тем и методических документов по направлению деятельности структурного подразделения (службы, отдела);
готовит представление по назначению, перемещению, освобождению от должности работников структурного подразделения (службы, отдела), поощрению и наложению на них взысканий, повышению их квалификации;
участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы;
координирует качественное выполнение индивидуального плана работы лиц (семей);
организует работу по временному проживанию лиц (семей) с признаками бытового насилия;
консультирует по вопросам, относящимся к деятельности структурного подразделения (службы, отдела);
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарных правил, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны Центра, участвует в организации мобилизационной подготовки Центра.
11. Должен знать:
Конституцию;
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
Бюджетный кодекс;
Трудовой кодекс;
Гражданский кодекс;
Социальный кодекс;
АППК;
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках";
постановление Правительства № 1193;
подзаконные нормативные правовые акты в сфере государственной семейной политики;
основы, принципы и направления реализации государственной семейной политики;
отечественный и зарубежный опыт в сфере государственной семейной политики;
реестр государственных услуг;
основы организации труда и управления;
порядок внутреннего трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарные правила.
12. Требования к квалификации:
высшее (или послевузовское) (социальное, педагогическое, юридическое, экономическое, гуманитарное) образование и стаж работы в системе социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения и правоохранительных органов (в организациях всех форм собственности) не менее 2 лет.
Параграф 4. Социальный работник
13. Должностные обязанности:
осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами органов внутренних дел и организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, организаций, уполномоченных для работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
проводит оценку и определяет потребность в специальных социальных услугах;
проводит беседы с заявителем, выезжает по месту жительства заявителя, готовит запросы в соответствующие организации и опрашивает соседей на предмет наличия объективных причин, позволяющих получать услуги;
оценивает социальную среду, недостаточность или отсутствие материальных, экономических, социальных и духовных условий существования;
готовит заключение, в котором определяются вид услуги, категория получателя, место предоставления, продолжительность предоставления услуги, содержание услуги, индивидуальные особенности и направляет его в местные исполнительные органы районов (городов областного, республиканского значения, столицы);
разрабатывает индивидуальный план работы и координирует его эффективную реализацию;
оказывает консультативную помощь помощи по вопросам профилактики наступления трудной жизненной ситуации;
осуществляет консультативную помощь, проводит оценку и определяет потребность лица (семьи) в мерах государственной поддержки;
разрабатывает индивидуальный план работы и координирует его эффективную реализацию;
осуществляет мониторинг работы по динамике вывода лиц (семей) из трудной жизненной ситуации;
выявляет и ведет учет, осуществляет сбор, проводит анализ причин, системный мониторинг статистических данных лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации;
организует работу мобильных групп по раннему выявлению и координацию работы по охвату лиц (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, координирует работу государственных органов и организаций по оказанию всесторонней поддержки лицам (семьям), оказавшихся в трудной жизненной ситуации в пределах своей компетенций;
организует временное проживание лиц с признаками бытового насилия;
осуществляет взаимодействие с заинтересованными местными исполнительными органами по вопросам трудоустройства лиц, ищущих работу, самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных;
организует работу по формированию базы лиц, обратившихся в Центр;
обеспечивает выполнение мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов работы с различными категориями семей;
обеспечивает предоставление необходимой достоверной отчетности;
участвует в формировании антикоррупционной культуры и несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарных правил, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны Центра, участвует в организации мобилизационной подготовки Центра.
14. Должен знать:
Конституцию Республики Казахстан;
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
Социальный кодекс;
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с инвалидностью", "О правах ребенка";
Стандарты оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения, утвержденными уполномоченным государственным органом, в соответствии с абзацем пятым подпункта 5) статьи 12 Социального кодекса Республики Казахстан;
Правил оценки и определения потребности в специальных социальных услугах, утвержденными уполномоченным государственным органом, в соответствии с абзацем двадцать седьмым подпункта 5) статьи 12 Социального кодекса Республики Казахстан.
15. Требования к квалификации:
специалист высшего уровня квалификации:
высшей категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;
первой категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;
второй категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) без требований к стажу работы по специальности.
специалист среднего уровня квалификации:
высшей категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;
первой категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;
второй категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке.
Параграф 5. Специалист по социальной работе
16. Должностные обязанности:
осуществляет взаимодействие со специалистами органов и организации социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов внутренних дел, организаций, уполномоченных для работы с престарелыми и лицами с инвалидностью, в том числе детьми с инвалидностью, жертвами бытового насилия, жертвами торговли людьми;
проводит мониторинг работы по динамике вывода лиц (семей) из трудной жизненной ситуации;
организует работу мобильных групп по раннему выявлению и координацию работы по охвату лиц (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, координирует работу государственных органов и организаций по оказанию всесторонней поддержки лицам (семьям), оказавшихся в трудной жизненной ситуации в пределах своей компетенций;
организует временное проживание лиц с признаками бытового насилия;
осуществляет взаимодействие с заинтересованными местными исполнительными органами по вопросам трудоустройства лиц, ищущих работу, самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных;
организует работу по формированию базы лиц, обратившихся в Центр;
обеспечивает выполнение мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов работы с различными категориями семей;
обеспечивает предоставление необходимой достоверной отчетности;
участвует в формировании антикоррупционной культуры и несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарных правил, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны Центра, участвует в организации мобилизационной подготовки Центра.
17. Должен знать:
Конституцию Республики Казахстан;
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
Социальный кодекс; законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с инвалидностью", "О правах ребенка";
безопасность и охрану труда на рабочем месте;
теорию и практику социальной работы;
особенности психологии личности и отдельных категорий граждан;
основы психологии, педагогики, геронтологии, этики;
программно-методическую литературу по социальной работе;
системы социальных гарантий и преимуществ, установленные для лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;
формы и методы воспитательной и социальной работы;
специфику работы в различной социальной среде;
отечественную и международную практику оказания социальных услуг;
особенности быта и семейного воспитания.
18. Требования к квалификации:
специалист высшего уровня квалификации:
высшей категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 3 лет;
первой категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 2 лет;
второй категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы;
специалист среднего уровня квалификации:
высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) образование и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 3 лет;
первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 2 лет;
второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 6. Психолог (социальный психолог)
19. Должностные обязанности:
оказывает психологическую помощь социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
взаимодействует с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;
организует психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;
оказывает психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;
оказывает психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;
применяет конкретные психологические технологии для преодоления клиентами трудностей социализации;
ведет психологическую просветительскую деятельность среди населения;
осуществляет взаимодействие с иными работниками органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
разрабатывает программы индивидуальной работы с клиентами;
разрабатывает программы групповой работы с клиентами;
разрабатывает программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию;
ведет базу данных клиентов;
ведет делопроизводство и обеспечивает конфиденциальность полученных сведений о клиенте;
разрабатывает планы, согласование форм и условий оказания психологической помощи;
оказывает индивидуальную психологическую помощь;
проведит психологические тренинги, занятия и консультирования;
организует работу по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
20. Должен знать:
Конституцию Республики Казахстан;
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
Социальный кодекс;
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с инвалидностью", "О правах ребенка";
современные направления, актуальные проблемы и методы работы в социальной психологии;
психологию кризисных состояний, горя, потери и утраты;
психологию экстремальных ситуаций;
психологию личности и малых групп;
психологию семьи и семейных отношений;
психологию зависимости, аддикций, девиантология;
возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;
проблемы социализации;
особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;
основы психологического консультирования;
основы организации и проведения социально психологического тренинга.
21. Требования к квалификации:
Психолог I категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности психолога II категории не менее 2 лет.
Психолог II категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности психолога без категории не менее 3 лет.
Психолог без категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 7. Специалист по работе со средствами массовой информации и общественностью
22. Должностные обязанности:
выполняет работу по реализации политики организации в области связей с общественностью и отдельных ее этапов;
участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики организации в области связей с общественностью;
осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, подготавливает ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации;
участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, иных мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием представителей средств массовой информации и общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение;
готовит пресс-релизы и иные информационные материалы для представителей средств массовой информации, проводит мониторинг электронных и печатных средств массовой информации, участвует в подготовке информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования;
разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для корпоративного издания, официального "WEB"-ресурса организации;
участвует в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера;
выполняет работу по сбору, хранению, использованию и распространению информационных материалов, подготовке документов для сдачи в архив;
обеспечивает исполнение решений руководства, своевременно информирует его о текущем ходе работ и их результатах.
23. Должен знать:
постановления, распоряжения, приказы, иные руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам организации связей с общественностью;
основы законодательства о средствах массовой информации и рекламе;
международные и национальные кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью;
специализацию, особенности деятельности и перспективы развития организации;
основы политологии, социологии, психологии;
основные методы проведения качественных и количественных социологических исследований;
методику ведения мониторинга средств массовой информации;
законы композиции и стиля рекламных сообщений, статей, обращений, публичных выступлений;
методы анализа статистической информации;
методы и средства формирования и использования собственной базы данных организации;
методы сбора и обработки информации с применением современных технических средств и компьютерных технологий;
основы экономики, организации производства, труда и управления;
трудовое законодательство, порядок внутреннего трудового распорядка, по безопасности и охране труда, производственной санитарии, требования пожарной безопасности.
24. Требования к квалификации:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) или высшее образование по соответствующему направлению подготовки кадров без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 8. Специалист по аналитике и мониторингу
25. Должностные обязанности:
составляет аналитические записки и отчеты, проводит мониторинг эффективности оказываемой помощи и поддержки лицам (семьям);
осуществляет взаимодействие с заинтересованными местными исполнительными органами по вопросам трудоустройства лиц, ищущих работу, самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных;
организует работу по формированию базы лиц, обратившихся в Центр;
обеспечивает выполнение мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов работы с различными категориями семей;
обеспечивает предоставление необходимой достоверной отчетности;
участвует в формировании антикоррупционной культуры и несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарных правил, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны Центра, участвует в организации мобилизационной подготовки Центра.
26. Должен знать:
Конституцию;
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
Трудовой кодекс;
Гражданский кодекс;
Социальный кодекс;
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с инвалидностью", "О правах ребенка";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере государственной семейной политики;
основы, принципы и направления реализации государственной семейной политики;
реестр государственных услуг;
отечественный и зарубежный опыт в сфере государственной семейной политики;
основы организации труда и управления;
порядок внутреннего трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарные правила.
27. Требования к квалификации:
среднее специальное образование (юридическое, экономическое, педагогическое, социальные или гуманитарные науки) и стаж работы в соответствующем по профилю организации в виде экономической деятельности не менее одного года или высшее (или послевузовское) образование (юридическое, экономическое, педагогическое, социальные или гуманитарные науки) без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 9. Специалист по защите информации/информационных технологий
28. Должностные обязанности:
исполняет свои обязанности под общим руководством первого руководителя организации и его заместителей и во взаимодействии с руководителями иных подразделений и служб;
в пределах своей компетенции осуществляет руководство деятельностью соответствующих структурных подразделений (служб) по направлению и координации работы подразделения, решает административные вопросы;
руководит выполнением работ по комплексной защите информации в виде экономической деятельности, в организации, обеспечивая эффективное применение всех имеющихся организационных и технических мер в целях защиты секретных сведений и обеспечения режима секретности;
участвует в разработке технической политики и определении перспектив развития технических средств контроля, организует разработку и внедрение новых технических и программно-математических средств защиты, исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный доступ к секретной информации;
участвует в рассмотрении технических заданий на проекты изделий, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подлежащие защите, осуществляет контроль над включением в них требований нормативно-технических и методических документов по защите информации и выполнением этих требований;
готовит предложения для включения в планы и программы работ организационных и инженерно-технических мер по защите информационных систем;
участвует в работе по созданию безопасных информационных технологий, отвечающих требованиям комплексной защиты информации;
организует проведение научно-исследовательских работ в области совершенствования систем защиты информации и повышения их эффективности;
выполняет весь комплекс (в том числе особо сложных) работ, связанных с контролем и защитой информации, на основе разработанных программ и методик;
организует сбор и анализ материалов о возможных каналах утечки информации, в том числе по техническим каналам, при проведении исследований и разработок, связанных с созданием и производством специальных изделий (продукции), необходимых для проведения работ по обеспечению защиты информации;
обеспечивает координацию проводимых организационно-технических мероприятий, разработку методических и нормативных материалов и оказание необходимой методической помощи в проведении работ по защите информации, оценке технико-экономической эффективности предлагаемых и реализуемых организационно-технических решений;
организует работу по сбору и систематизации необходимой информации об объектах, подлежащих защите, и охраняемых сведениях, осуществляет методическое руководство и контроль над работой по оценке технико-экономического уровня и эффективности разрабатываемых мер по защите информации;
возглавляет работу по обобщению данных о потребности в технических и программно-математических средствах защиты информации, аппаратуре контроля, составлению заявок на изготовление этих средств, организует их получение и распределение между объектами защиты;
содействует распространению передового опыта и внедрению современных организационно-технических мер, средств и способов защиты информации с целью повышения ее эффективности;
обеспечивает контроль над выполнением требований нормативно-технической документации, за соблюдением установленного порядка выполнения работ, а также действующего законодательства при решении вопросов, касающихся защиты информации;
координирует деятельность подразделений и специалистов по защите информации в виде экономической деятельности, в организации;
организует обучение персонала по охране секретной информации.
29. Должен знать:
законодательные, иные нормативные правовые акты и методические, нормативно-технические материалы, касающиеся государственных секретов, обеспечения защиты информации;
перспективы развития, специализацию и направления деятельности организации и их подразделений, характер взаимодействия подразделений в процессе исследований и разработок и порядок прохождения служебной информации;
систему организации комплексной защиты информации, действующую в виде экономической деятельности, в организации;
перспективы и направления развития технических и программно-математических средств защиты информации;
методы и средства контроля охраняемых сведений, выявления каналов утечки информации;
организацию технической разведки;
методы планирования и организации проведения научных исследований, разработок, выполнения работ по защите информации;
порядок заключения договоров на проведение специальных исследований и проверок, работ по защите технических средств передачи, обработки, отображения и хранения информации;
отечественный и зарубежный опыт в области технической разведки и защиты информации;
основы экономики, организации производства, труда и управления;
трудовое законодательство, порядок внутреннего трудового распорядка, по безопасности и охране труда, производственной санитарии, требования пожарной безопасности.
30. Требования к квалификации:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) или высшее образование по соответствующему направлению подготовки кадров без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 10. Специалист по профилактической работе с населением
31. Должностные обязанности:
осуществляет проведение обучающих и просветительских мероприятий среди населения, направленных на укрепление семьи, в том числе по созданию семьи, на повышение осведомленности населения о мерах государственной поддержки лиц (семей), а также на профилактику бытового насилия;
составляет аналитические записки и отчеты, проводит мониторинг эффективности оказываемой помощи и поддержки лицам (семьям);
осуществляет взаимодействие с заинтересованными местными исполнительными органами по вопросам трудоустройства лиц, ищущих работу, самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных;
организует работу по формированию базы лиц, обратившихся в Центр;
обеспечивает выполнение мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов работы с различными категориями семей;
обеспечивает реализацию мер государственной семейной политики, в том числе просветительских работ среди населения, направленных на укрепление семьи, по созданию семьи, а также на профилактику бытового насилия, информационно-разъяснительную работу о направлениях и мерах государственной семейной политики;
обеспечивает предоставление необходимой достоверной отчетности;
участвует в формировании антикоррупционной культуры и несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарных правил, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны Центра, участвует в организации мобилизационной подготовки Центра.
32. Должен знать:
Конституцию;
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
Трудовой кодекс;
Гражданский кодекс;
Социальный кодекс;
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с инвалидностью", "О правах ребенка";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере государственной семейной политики;
основы, принципы и направления реализации государственной семейной политики;
реестр государственных услуг;
отечественный и зарубежный опыт в сфере государственной семейной политики;
основы организации труда и управления;
порядок внутреннего трудового распорядка, требования безопасности и охраны труда, правила пожарной безопасности, санитарные правила.
33. Требования к квалификации:
среднее специальное образование (юридическое, экономическое, педагогическое, социальные или гуманитарные науки) и стаж работы в соответствующем по профилю организации в виде экономической деятельности не менее одного года или высшее (или послевузовское) образование (юридическое, экономическое, педагогическое, социальные или гуманитарные науки) без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 11. Социальный работник кейс-менеджер
34. Должностные обязанности:
координирует деятельность мультидисциплинарной команды по выводу лица (семьи) из ТЖС;
проводит комплексную оценку потребности и комплексное предоставление социальной помощи и услуг лицу (семье), оказавшемуся в ТЖС с применением инструментов кейс-менеджмента;
организует работу супервизионных групп в составе мультидисциплинарной команды;
организует спектр социальной помощи и услуг через мультидисциплинарную команду;
применяет инструмент кейс-менеджмента;
эффективно взаимодействует с лицом (семьей), оказавшейся в ТЖС и адаптирование под различные потребности;
мотивирует к активному участию лиц (семей) на всех этапах ведения случая и разделению ответственности за улучшение жизненной ситуации;
оформляет документацию по кейс–менеджменту;
разрабатывает карту ресурсов лица (семьи) с использованием инструмента кейс- менеджмента;
привлекает ресурсы социума, в котором функционирует лицо (семья);
устраняет факторы риска и решать актуальные проблемы лица (семьи) через микросоциум;
владеет технологиями управления конфликтами, гневом, страхом.
35. Должен знать:
Конституцию Республики Казахстан;
Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения";
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
Социальный кодекс;
Трудовой кодекс;
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с инвалидностью", "О правах ребенка";
этапы проведения социального сопровождения по технологии кейс-менеджмента;
теории социальной оценки, инструментов и методов проведения первичной и глубинной оценки в социальной работе;
экологической модели социальной работы, теории и инструментов оценки, основанной на сильных сторонах лица (семьи);
технологии взаимодействия на уровне личности, семьи, сообщества, общества.
36. Требования к квалификации:
высшее образование (социальная работа, дошкольное воспитание и обучение, педагогика и методика начального обучения, профессиональное обучение, сестринское дело, физическая культура и спорт).
высшая категория - в должности специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 3 лет;
первая категория - в должности специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 2 лет;
вторая категория - в должности специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года;
без категории - без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 12. Юрист
37. Должностные обязанности:
осуществляет консультирование по вопросам опеки, соблюдения прав ребенка;
осуществляет оказание юридических услуг отдельным категориям граждан, в том числе путем составления исковых заявлений о расторжении брака, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
осуществляет консультирование по порядку обращения к взысканию исполнительных листов, судебных приказов, в том числе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
консультирует отдельные категории граждан;
осуществляет функции по оказанию комплексных консультационных услуг многодетным, неполным, малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, организации и проведению мероприятий по укреплению института семьи.
38. Должен знать:
Конституцию Республики Казахстан,
Социальный кодекс;
Трудовой кодекс;
Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
законы Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия", "О государственных секретах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с инвалидностью", "О правах ребенка";
трудовое, гражданское, административное, семейное, экологическое, налоговое законодательство и финансовое право;
правила оформления, заключения договоров и иных соглашений;
подзаконные нормативные правовые акты в сфере государственной семейной политики;
основы, принципы и направления реализации государственной семейной политики;
реестр государственных услуг;
организует работу по формированию базы лиц, обратившихся в Центр.
39. Требования к квалификации:
высшее (или послевузовское) образование (юридическое) стаж работы в соответствующем по профилю организации в виде экономической деятельности не менее одного года.
