"Қазақстан Республикасының Жасанды интеллект және цифрлық даму министрлiгiнiң Жасанды интеллект және деректерді басқару комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесі туралы ережені бекіту туралы"

Қазақстан Республикасы Жасанды интеллект және цифрлық даму министрінің м.а. 2025 жылғы 4 қарашадағы № 555/НҚ бұйрығы

      ЗҚАИ-ның ескертпесі!
      Қолданысқа енгізілу тәртібін 5-тармақтан қараңыз.

      "Мемлекеттік басқару жүйесін одан әрі жетілдіру жөніндегі шаралар туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2025 жылғы 18 қыркүйектегі № 997 Жарлығын іске асыру жөніндегі шаралар туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2025 жылғы 9 қазандағы № 846 қаулысына сәйкес, БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған "Қазақстан Республикасының Жасанды интеллект және цифрлық даму министрлiгiнiң Жасанды интеллект және деректерді басқару комитеті туралы" (бұдан әрі - Ереже) республикалық мемлекеттік мекемесінің ережесі бекітілсін.

      2. Мыналардың:

      1) "Қазақстан Республикасы Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігінің Жасанды интеллект және инновацияларды дамыту комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесінің ережесін бекіту туралы Қазақстан Республикасының Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрінің 2024 жылғы 17 мамырдағы № 278/НҚ бұйрығының;

      2) Қазақстан Республикасының Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрінің 2024 жылғы 10 желтоқсандағы № 784/НҚ бұйрығымен бекітілген Қазақстан Республикасы Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігінің өзгерістер мен толықтырулар енгізілетін кейбір бұйрықтарының тізбесіның 5 тармағының күші жойылды деп танылсын.

      3. Қазақстан Республикасының Жасанды интеллект және цифрлық даму министрлiгiнiң Жасанды интеллект және деректерді басқару комитеті Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрыққа қол қойылған күнінен бастап күнтізбелік бес жұмыс күні ішінде оны қазақ және орыс тілдеріндегі электрондық түрдегі көшірмесін Қазақстан Республикасы нормативтік құқықтық актілерінің эталондық бақылау банкіне ресми жариялау және енгізу үшін Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Қазақстан Республикасының Заңнама және құқықтық ақпарат институты" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорнына жіберуді;

      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Жасанды интеллект және цифрлық даму министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      4. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Жасанды интеллект және цифрлық даму вице-министріне жүктелсін.

      5. Осы бұйрық 2026 жылғы 1 қаңтардан бастап қолданысқа енгізілетін Ереженің 15-тармағының 40, 54) тармақшасын қоспағанда, қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасы
Жасанды интеллект және цифрлық
даму министрінің міндетін атқарушы
Д. Мун

  Қазақстан Республикасы
Жасанды интеллект және
цифрлық даму министрінің
міндетін атқарушы
2025 жылғы 4 қарашадағы
№ 555/НҚ бұйрығымен
бекiтілген

"Қазақстан Республикасының Жасанды интеллект және цифрлық даму министрлігінің Жасанды интеллект және деректерді басқару комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесінің ережесі

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Қазақстан Республикасының Жасанды интеллект және цифрлық даму министрлігінің Жасанды интеллект және деректерді басқару комитеті (бұдан әрі – Комитет) Қазақстан Республикасының Жасанды интеллект және цифрлық даму министрлігінің (бұдан әрі – Министрлік) іске асырушылық функцияларын жүзеге асыратын жасанды интеллект, электронды өнеркәсіп, цифрлық активтер және ақпараттық технологиялар салаларындағы реттеушілік функцияларын орындауға қатысатын Министрліктің ведомствосы болып табылады.

      2. Комитет өз қызметінде Қазақстан Республикасының Конституциясына және заңдарына, Қазақстан Республикасының Президенті мен Үкіметінің актілеріне, өзге де нормативтік құқықтық актілерге, сондай-ақ осы Ережеге сәйкес жүзеге асырады.

      3. Комитет мемлекеттік мекеменің ұйымдық-құқықтық нысанындағы заңды тұлғасы болып табылады, оның өз атауы қазақ тілінде көрсетілген мөрі мен мөртаңбалары, белгіленген үлгідегі бланкілері, Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қазынашылық органдарында шоттары болады.

      4. Комитет азаматтық-құқықтық қатынастарды өз атынан жасайды.

      5. Егер Комитетке Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес уәкілеттік берілетін болса, ол мемлекеттің атынан азаматтық-құқықтық қатынастардың тарапы болуға құқылы.

      6. Комитет өз құзыретіндегі мәселелер бойынша заңнамада белгіленген тәртіппен Комитет төрағасының бұйрықтарымен және Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген басқа да актілермен ресімделетін шешімдер қабылдайды.

      7. Комитеттің құрылымы мен штат саны лимиті Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес бекітіледі.

      8. Комитеттің орналасқан жері: Қазақстан Республикасы, 010000, Астана қаласы, Есіл ауданы, Мәңгілік Ел даңғылы, 55/5 ғимарат.

      9. Комитеттің толық атауы – "Қазақстан Республикасының Жасанды интеллект және цифрлық даму министрлігінің Жасанды интеллект және деректерді басқару комитеті" республикалық мемлекеттiк мекемесi.

      10. Осы Ереже Комитеттің құрылтай құжаты болып табылады.

      11. Комитеттің қызметін қаржыландыру республикалық бюджеттен жүзеге асырылады.

      12. Комитетке кәсiпкерлiк субъектiлерiмен Комитеттің өкілеттіктері болып табылатын мiндеттердi орындау тұрғысында шарттық қатынастарға түсуге тыйым салынады.

      Егер Комитетке заңнамалық актілермен кірістер әкелетін қызметті жүзеге асыру құқығы берілсе, онда осындай қызметтен алынған кірістер мемлекеттік бюджеттің кірісіне жіберіледі.

2-тарау. Комитеттің негізгі міндеттері, функциялары, құқықтары мен міндеттемелері

      13. Комитеттің міндеттері:

      1) жасанды интеллект саласын қалыптастыру және олардың дамуын қамтамасыз ету, электронды өнеркәсіп, цифрлық активтер және ақпараттық технологиялар салаларында мемлекеттік саясатты қалыптастыру және жүзеге асыру (бұдан әрі – реттелетін салалар);

      2) жасанды интеллект, электронды өнеркәсіп, цифрлық активтер және ақпараттық технологиялар дамыту үшін жағдайлар жасау;

      3) жасанды интеллект, электронды өнеркәсіп, цифрлық активтер және ақпараттық технологиялар дамыту үшін жағдайлар жасау.

      14. Құқықтары мен міндеттемелері:

      1) Комитетке жүктелген міндеттер мен функцияларды іске асыруды қамтамасыз етеді;

      2) Қазақстан Республикасының заңнамасын жетілдіру бойынша ұсыныстар енгізеді;

      3) өзге мемлекеттік органдар мен лауазымды тұлғалардан Комитет құзыретіне кіретін мәселелерді шешуге қажетті ақпаратты, құжаттар мен материалдарды сұратады және алады;

      4) өз қызметінің барлық мәселелері бойынша ұсыныстар енгізеді;

      5) мемлекеттік көрсетілетін қызмет тәртібін айқындайтын заңға тәуелді нормативтік құқықтық актілеріне қолжетімділікті қамтамасыз етеді;

      6) мемлекеттік көрсетілетін қызметті тұтынушылардың мемлекеттік қызметті көрсету тәртібі туралы хабардарлығын қамтамасыз етеді;

      7) Қазақстан Республикасының заңдарында белгіленген жағдайларды қоспағанда, өз өкілеттіктерін жүзеге асыру кезінде алынған коммерциялық, қызметтік, заңмен қорғалатын өзге де құпияны құрайтын ақпаратты жария етпейді;

      8) жетекшілік ететін қызмет бағыттары бойынша консультативтік-кеңесші органдар (жұмыс топтарын, комиссиялар, кеңестер) құру жөнінде ұсыныс енгізеді;

      9) Комитеттің құзыретіне кіретін мәселелер бойынша кеңестер, конференциялар, дөңгелек үстелдер, конкурстар және өзге де іс-шаралар өткізеді;

      10) өз құзыретіне жатқызылған мәселелер бойынша сараптамаларға қатысу үшін тиісті мамандарды тартады;

      11) қоғамдық мониторинг жүргізетін коммерциялық емес ұйымдарға заңнамада белгіленген тәртіппен тиісті ақпарат беруге қатысады;

      12) Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен және мерзімдерде жеке және заңды тұлғалардың өтініштерін қабылдайды және қарайды;

      13) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес өзге де құқықтар мен міндеттемелерді жүзеге асырады.

      15. Комитеттің функциялары:

      1) реттелетін салаларда мемлекеттік саясатты қалыптастыру және іске асыруды қамтамасыз ету;

      2) реттелетін саласындағы нормативтік құқықтық реттеу бойынша ұсыныстар әзірлеу және іске асыру;

      3) реттелетін саласындағы сараптама кеңесінің құрамын және оның қызметі туралы ережені бекіту жөніндегі жұмысты қамтамасыз ету;

      4) реттелетін саласындағы Қазақстан Республикасы Мемлекеттік жоспарлау жүйесінің құжаттарын реттелетін саласындағы дамыту бөлігінде келісу бекіту жөніндегі жұмысты қамтамасыз ету;

      5) реттелетін салаларда салааралық үйлестіруді жүзеге асыру;

      6) реттелетін салаларда консультативті-кеңестік органдардың қызметін ұйымдастырады қамтамасыз етеді;

      7) дауыс беретін акцияларының (жарғылық капиталға қатысу үлестерінің) елу және одан да көп пайызы мемлекетке тиесілі заңды тұлғалардың, олармен үлестес заңды тұлғалардың, ұлттық басқарушы холдингтердің (ұлттық әл-ауқат қорын қоспағанда), ұлттық холдингтердің, ұлттық компаниялардың (ұлттық әл-ауқат қорының тобына кіретін ұлттық компанияларды қоспағанда) және олармен үлестес заңды тұлғалардың реттелетін салалар бөлігінде даму стратегиялары мен жоспарларын келісу;

      8) Ұлттық басқарушы холдингтермен, ұлттық холдингтермен, ұлттық компаниялармен және олармен үлестес заңды тұлғалармен реттелетін салалар мәселелерін қамтитын технологиялық меморандумдар жасасу;

      9) әзірлеуші Комитет болып табылатын немесе өз құзыретіне жататын актілерге қатысты құқықтық мониторинг жүргізу;

      10) жасанды интеллект, электронық өнеркәсіп, цифрлық активтер және ақпараттық техноллогиялар бойынша оның ішінде халықаралық тәжірибе негізінде ұсыныстарды әзірлейді;

      11) Қазақстан Республикасының халықаралық міндеттемелерін ескере отырып, шикізаттық емес экспортты ілгерілету жөніндегі шараларды құзыреті шегінде әзірлеуді қамтамасыз ету және оны ілгерілетуді жүзеге асыру;

      12) қолданыстағы инвесторлардың құзыреті шегінде қайта инвестициялауды жүзеге асыруға ынталандыруды қамтамасыз ету;

      13) бірлескен өндірістер құру үшін құзыреті шегінде инвесторларды, оның ішінде шетелдік инвесторларды тартуды қамтамасыз ету;

      14) өз құзыреті шегінде қосылған құнның жаһандық тізбегіне кіру үшін трансұлттық корпорацияларды тартуды қамтамасыз ету;

      15) цифрлық майнинг жөніндегі қызметті лицензиялау Қағидаларын әзірлеу рұқсаттар және хабарламалар саласындағы уәкілетті органмен келісім бойынша;

      16) цифрлық майнингтік пулдарды аккредиттеу қағидаларын әзірлеу;

      17) цифрлық майнингке арналған аппараттық-бағдарламалық кешенді есепке алу және тіркеу қағидаларын әзірлеу;

      18) цифрлық майнерлер мен цифрлық майнинг пулдарының кірістері туралы мәліметтерді оларды салық салу мақсаттары үшін ұсыну қағидаларын әзірлеу салықтар мен басқа да міндетті төлемдер бюджетке түсуін қамтамасыз ету саласында басшылықты жүзеге асыратын уәкілетті органмен келісім бойынша;

      19) кәсіпкерлік жөніндегі уәкілетті органмен бірлесіп Қазақстан Республикасының Кәсіпкерлік кодексіне сәйкес цифрлық майнерлерге және цифрлық майнингтік пулдарға қатысты цифрлық активтер саласындағы тексеру парақтарын әзірлеу;

      20) цифрлық майнинг жөніндегі қызметті жүзеге асыруға қойылатын біліктілік талаптарын және оларға сәйкестікті растайтын құжаттардың тізбесін әзірлеу;

      21) цифрлық майнинг жөніндегі қызметті жүзеге асыруға лицензия беру, оның қолданысын тоқтата тұру және қайта бастау;

      22) цифрлық майнинг пулдарын аккредиттеуді жүзеге асырады;

      23) цифрлық активтер саласында, сондай-ақ қамтамасыз етілген цифрлық активтерді шығаруды және олардың айналымын жүзеге асыратын тұлғалардың Қазақстан Республикасының қылмыстық жолмен алынған кірістерді заңдастыруға (жылыстатуға) және терроризмді қаржыландыруға қарсы іс-қимыл туралы заңнамасын сақтауын мемлекеттік бақылауды жүзеге асыру;

      24) Қазақстан Республикасының аумағында танылатын қамтамасыз етілген цифрлық актив түрлерінің тізбесін әзірлеу;

      25) қамтамасыз етілген цифрлық активтерді шығару жөніндегі қызметті жүзеге асыратын тұлғалардың мемлекеттік тізілімін жүргізу;

      26) қамтамасыз етілген цифрлық активтерді шығару туралы шешімді ресімдеу қағидаларын әзірлеу;

      27) қамтамасыз етілген цифрлық активтерді шығаруға және олардың айналысына рұқсат беру;

      28) цифрлық майнингке арналған аппараттық-бағдарламалық кешен тізілімін жүргізеді;

      29) Қазақстан Республикасының Цифрлық активтер саласындағы әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодексінде белгіленген тәртіппен хаттамалар жасау, әкімшілік құқық бұзушылық туралы істерді қарау және әкімшілік жазалар қолдану;

      30) ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық жұмыстарды жүргізуді қоса алғанда, электрондық өнеркәсіп саласындағы жобалар мен бағдарламалардың іске асырылуын қамтамасыз ету;

      31) ғылыми-зерттеу, тәжірибелік-конструкторлық жұмыстарды жүргізу және қазіргі заманғы технологияларды ендіру;

      32) электрондық өнеркәсіп саласындағы жобаларға салалық сараптаманы жүзеге асыру;

      33) мемлекеттік органдар мен жергілікті атқарушы органдардың біріздендірілген жұмыс орнына немесе терминалдық жүйесіне қойылатын талаптарды, сондай-ақ ақпараттық-коммуникациялық инфрақұрылым объектілерінің құрауыштарын біріздендіру жөніндегі талаптарды әзірлейді;

      34) сенім білдірілген бағдарламалық қамтылым мен электрондық өнеркәсіп өнімдерінің тізілімін қалыптастыру және жүргізу қағидаларын, сондай-ақ бағдарламалық қамтылым мен электрондық өнеркәсіп өнімдерін сенім білдірілген бағдарламалық қамтылым мен электрондық өнеркәсіп өнімдерінің тізіліміне енгізу жөніндегі өлшемшарттарды әзірлейді;

      35) сенім білдірілген бағдарламалық қамтылым және электрондық өнеркәсіп өнімдерінің тізілімін қалыптастыру және жүргізу;

      36) электрондық өнеркәсіп саласында салалық сараптаманы жүзеге асыру қағидаларын әзірлейді;

      37) ақпараттық-коммуникациялық технологиялар саласын дамыту үшін жағдайлар жасау;

      38) өнеркәсіптік-инновациялық қызмет субъектілері ұсынатын мамандарға деген қажеттілік туралы мәліметтер негізінде экономиканың басым секторлары үшін мамандар даярлау талап етілетін мамандықтар тізбесін айқындау жөніндегі ұсыныстарды қалыптастыру және жұмыспен қамту мәселелері жөніндегі уәкілетті органға жіберу;

      39) жасанды интеллект технологияларын дамыту саласындағы нормативтік құқықтық реттеу бойынша ұсыныстар әзірлеу және іске асыру;

      40) импорты қосылған құн салығынан босатылатын тауарлардың тізбесін мемлекеттік жоспарлау жөніндегі орталық уәкілетті органмен және салықтар мен бюджетке төленетін басқа да міндетті төлемдердің түсуін қамтамасыз ету саласындағы уәкілетті органмен келісу бойынша әзірлеу;

      Ескерту. 40) тармақша 01.01.2026 бастап қолданысқа енгізіледі – осы бұйрықтың 5-тармағымен.

      41) "Астана Хаб" халықаралық технологиялық паркі қызметінің қағидаларын, оның ішінде қызметтерді көрсету және олардың құнын айқындау тәртібін әзірлеу;

      42) "Астана Хаб" халықаралық технологиялық паркі қызметінің үйлестірілуін жүзеге асыру;

      43) халықтың көші-қоны мәселелері жөніндегі уәкілетті органмен және Қазақстан Республикасының Ұлттық қауіпсіздік комитетімен келісу бойынша халықтың көші-қоны мәселелері жөніндегі уәкілетті органға және Қазақстан Республикасының Ұлттық қауіпсіздік комитетіне ұсынылатын "Астана Хаб" халықаралық технологиялық паркі тартқан шетелдіктер мен азаматтығы жоқ адамдар туралы мәліметтерді ұсыну қағидаларын, олардың құрамы мен мерзімділігін әзірлеу;

      44) Комитеттің құзыреті шегінде кәсіптік біліктілік жөніндегі салалық кеңеспен келісу бойынша жыл сайынғы негізде кәсіптік біліктілікті тану саласындағы уәкілетті органға кәсіптер тізіліміне өзгерістер мен толықтырулар енгізу жөнінде ұсыныстарды енгізу;

      45) Комитеттің құзыреті шегінде кәсіптік біліктілік жөніндегі салалық кеңеспен келісу бойынша жыл сайынғы негізде кәсіптік стандарттарды әзірлеу және (немесе) жаңарту жөнінде ұсыныстар әзірлеу және оларды кәсіптік біліктілікті тану саласындағы уәкілетті органға жіберу;

      46) Комитеттің құзыреті шегінде кәсіптік біліктілік жөніндегі салалық кеңеспен келісу бойынша кәсіптік біліктілікті тану саласындағы уәкілетті органға Кәсіптік біліктілік жөніндегі ұлттық кеңестің отырысында қарау үшін кәсіптік біліктілікті тану шарттары бойынша ұсыныстар енгізу;

      47) Комитеттің құзыреті шегінде кәсіптік біліктілікті тану саласындағы уәкілетті орган айқындаған тәртіппен салалық біліктілік шеңберлерін әзірлеу және (немесе) жаңарту бойынша ұсыныстарды енгізу;

      48) Комитеттің құзыреті шегінде кәсіптік біліктілікті тану саласындағы уәкілетті орган айқындаған тәртіппен Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіптер сыныптауышының, салалық біліктілік шеңберлерінің негізінде кәсіптік стандарттарды әзірлеу және (немесе) жаңарту бойынша ұсыныстарды енгізу;

      49) Қазақстан Республикасы Ұлттық кәсіпкерлер палатасының қорытындысын ескере отырып, кәсіптік біліктілік жөніндегі салалық кеңеспен және кәсіптік біліктілікті тану саласындағы уәкілетті органмен келісу бойынша кәсіптік стандарттарды бекіту;

      50) облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың жергілікті атқарушы органдарымен келісу бойынша жыл сайынғы негізде ағымдағы және болашақ кезеңдерде кәсіптердің өзектілігін ескере отырып, еңбек нарығының кәсіптік біліктілікті танудағы қажеттілігін кәсіптік біліктілікті тану саласындағы уәкілетті орган айқындаған тәртіппен қалыптастыру;

      51) реттелетін салаларда халықаралық ынтымақтастықты жүзеге асыру, халықаралық ұйымдар мен шетел мемлекеттерінде Қазақстан Республикасының мүдделерін ұсыну;

      52) Қазақстан Республикасының заңдары мен өзге нормативтік құқықтық актілерінің сақталуын қамтамасыз ету;

      53) "Инновациялық технологиялар паркі" дербес кластерлік қорының Басқарушы комитетінің құрамы мен ережесін бекіту;

      54) мемлекеттік жоспарлау жөніндегі орталық уәкілетті органмен, техникалық реттеу саласындағы уәкілетті органмен, инновациялық қызметті мемлекеттік қолдау саласындағы уәкілетті органмен және салықтардың және бюджетке төленетін басқа да міндетті төлемдердің түсуін қамтамасыз ету саласындағы уәкілетті органмен келісу бойынша ақпараттық-коммуникациялық технологиялар саласындағы қызметтің басым түрлерінің тізбесін және өз өндірісінің өлшемшарттарын әзірлеу;

      Ескерту. 54) тармақша 01.01.2026 бастап қолданысқа енгізіледі – осы бұйрықтың 5-тармағымен.

      55) әлеуетті инвесторлармен, оның ішінде шетелдік инвесторлармен оларды өнеркәсіптік-инновациялық жобаларды іске асыруға қатысуға тарту мақсатында оларды іздеу және келіссөздер жүргізу;

      56) инвестициялық тақырып бойынша бизнес-форумдарға, конференциялар мен семинарларға қатысуға өнеркәсіптік-инновациялық қызмет субъектілерін тарту;

      57) өнеркәсіптік-инновациялық жобалар туралы ақпаратты бұқаралық ақпарат құралдарында, оның ішінде шетелдік жобаларда шетелдік мекемелер арқылы, сондай-ақ Қазақстан Республикасының аумағындағы шетелдік дипломатиялық және оларға теңестірілген өкілдіктер мен консулдық мекемелер арқылы тарату;

      58) Ұлттық инновациялық жүйенің "Бірыңғай терезе" ақпараттық жүйесін басқаруды, жүргізуді, сүйемелдеуді, жұмыс істеуін және пайдалануды қамтамасыз ету;

      59) Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасында көзделген өзге де өкілеттіктерді жүзеге асыру.

3-тарау. Комитеттің қызметін ұйымдастыру кезіндегі Комитет төрағасының мәртебесі және өкілеттіктері

      16. Комитетті басқаруды Комитетке жүктелген міндеттердің орындалуына және оның өкілеттіктерін жүзеге асыруға дербес жауапты болатын төраға жүзеге асырады.

      17. Комитет төрағасы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес лауазымға тағайындалады және лауазымнан босатылады.

      18. Комитет төрағасының Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес лауазымға тағайындалатын және лауазымнан босатылатын орынбасарлары болады.

      19. Комитет төрағасының өкілеттігі:

      1) Комитеттің құрылымдық бөлімшелері басшыларының міндеттері мен өкілеттіктерін айқындайды;

      2) Комитеттің құрылымдық бөлімшелері туралы ережені бекітеді;

      3) өз құзыретінің мәселелері бойынша бұйрықтар шығарады;

      4) мемлекеттік органдарда, өзге де ұйымдарда Комитет атынан өкілдік етеді;

      5) орындаушылық және еңбек тәртібін сақтауды бақылайды;

      6) мемлекеттік сатып алу рәсімдерін өткізу үшін конкурстық құжаттарды бекітеді, техникалық ерекшеліктерді бекітеді, Министрліктің мемлекеттік сатып алу жоспарларын келіседі, мемлекеттік сатып алу туралы шарттарға, азаматтық-құқықтық мәмілелер туралы шарттарға қол қояды, берілген (көрсетілген) қызметтер, тауарлар жұмысы актілерін бекітеді;

      7) еңбек қатынастары мәселелері жоғары тұрған мемлекеттік органдардың және лауазымды адамдардың құзыретіне жататын қызметкерлерді қоспағанда, Комитеттің қызметкерлерін лауазымға тағайындайды және лауазымнан босатады;

      8) Комитет қызметкерлерін іссапарға жіберу, оларға еңбек демалысын беру, материалдық көмек көрсету, көтермелеу, үстемақы төлеу және сыйлықақы беру мәселелерін шешеді;

      9) еңбек қатынастары мәселелері жоғары тұрған мемлекеттік органдардың және лауазымды адамдардың құзыретіне жататын қызметкерлерді қоспағанда, Комитет қызметкерлерінің тәртіптік жауапкершілік мәселелерін шешеді;

      10) Комитеттің жыл сайынғы жұмыс жоспары мен оның қызметінің нәтижелері туралы жыл сайынғы есепті әзірлейді және Министрлік басшылығына бекітуге ұсынады;

      11) Комитеттің бюджеттік өтінімдерін дайындауды, Республикалық бюджет комиссиясының қарауына енгізуі үшін Министрге ұсынылатын бюджеттік өтінімдерді Министрліктің аппарат басшысына ұсынуды, сондай-ақ бюджет процесінің өзге де рәсімдерінің орындалуын қамтамасыз етеді;

      12) Комитеттің қаржыландыру жоспарын әзірлеуді қамтамасыз етеді және Министрліктің аппарат басшысының бекітуіне енгізеді;

      13) Комитеттің құзыреті шегінде нормативтік құқықтық актілердің жобаларын әзірлеуді ұйымдастырады;

      14) оның құзыретіне жататын басқа да мәселелер бойынша шешімдер қабылдайды;

      15) өз құзыреті шегінде Комитетте сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимылға бағытталған шараларды қабылдайды және сыбайлас жемқорлыққа қарсы шаралардың қабылдануына дербес жауапкершілікте болады;

      16) Қазақстан Республикасының заңнамасымен жүктелген өзге де өкілеттіктерді жүзеге асырады.

      Комитет төрағасы болмаған кезде оның өкілеттіктерін қолданыстағы заңнамаға сәйкес оны алмастыратын тұлға орындайды. Комитет төрағасы болмаған кезеңде, оның өкілеттіктерін орындауды қолданыстағы заңнамаға сәйкес оны алмастыратын тұлға жүзеге асырады.

      20. Төраға өз орынбасарларының өкілеттіктерін қолданыстағы заңнамаға сәйкес белгілейді.

4-тарау. Комитеттің мүлкі

      21. Комитеттің жедел басқару құқығындағы оқшауланған мүлікке иелік етуге құқығы бар.

      Комитеттің мүлкі оған иесі өткізген мүлік есебінен, сондай-ақ өз қызметі нәтижесінде сатып алынған мүлік (ақшалай кірістерді қоса алғанда) және Қазақстан Республикасының заңнамасымен тыйым салынбаған өзге де көздерден құралады.

      22. Комитетке бекітілген мүлік республикалық меншікке жатады.

      23. Комитеттің өзіне бекітілген мүлікті және оған қаржыландыру жоспары бойынша берілген қаражат есебінен сатып алынған мүлікті егер заңнамада өзгесі белгіленбесе, дербес иеліктен айыруға немесе оған басқадай жолмен иелік етуге құқығы жоқ.

5-тарау. Комитетті қайта ұйымдастыру және тарату

      24. Комитетті қайта ұйымдастыру және тарату Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.

Об утверждении Положения о республиканском государственном учреждении "Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан"

Приказ и.о. Министра искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан от 4 ноября 2025 года № 555/НҚ

      Примечание ИЗПИ!
Введение в действие см. п. 5.

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2025 года № 846 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2025 года № 997 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о республиканском государственном учреждении "Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан" (далее - Положение).

      2. Признать утратившими силу:

      1) приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 17 мая 2024 года № 278/НҚ "Об утверждении Положения о республиканском государственном учреждении "Аэрокосмический комитет Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан";

      2) пункт 5 Перечня некоторых приказов Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 10 декабря 2024 года № 784/НҚ.

      3. Комитету искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра искусственного интеллекта и цифрового развития, Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания, за исключением подпунктов 40), 54) пункта 15 Положения, которые вводятся в действие с 1 января 2026 года.

      Исполняющий обязанности
Министра искусственного интеллекта и
цифрового развития Республики Казахстан
Д. Мун

  Утверждено
приказом исполняющего
обязанности Министра
искусственного интеллекта и
цифрового развития
Республики Казахстан
от 4 ноября 2025 года № 555/НҚ

Положение о республиканском государственном учреждении "Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан"

Глава 1. Общие положения

      1. Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан (далее – Комитет) является ведомством Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан (далее – Министерство), осуществляющим руководство в сферах искусственного интеллекта, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий.

      2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.

      4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

      6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

      7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждается в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      8. Местонахождение Комитета: Республика Казахстан, 010000, город Астана, район Есиль, проспект Мангилик Ел, здание № 55/5.

      9. Полное наименование Комитета – республиканское государственное учреждение "Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.

      11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.

      12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Комитета.

      Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход государственного бюджета.

Глава 2. Основные задачи, функции, права и обязанности Комитета

      13. Задачи Комитета:

      1) формирование и реализация государственной политики в сферах искусственного интеллекта, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий (далее – регулируемые сферы);

      2) создание условий для развития искусственного интеллекта, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий;

      3) участие в планировании, мониторинге, стимулировании и развитии инновационной системы.

      14. Права и обязанности:

      1) обеспечивает реализацию возложенных на Комитет задач и функций;

      2) вносит предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;

      3) запрашивает и получает от иных государственных органов и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции Комитета;

      4) вносит предложения по всем вопросам своей деятельности;

      5) обеспечивает доступность подзаконных актов, определяющие порядок оказания государственных услуг;

      6) обеспечивает информированность потребителей государственных услуг о порядке оказания государственных услуг;

      7) не разглашает информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;

      8) вносит предложения по созданию консультативно-совещательных органов (рабочих групп, комиссий, советов) по курируемым направлениям деятельности;

      9) проводит совещания, семинары, конференции, круглые столы, конкурсы и иные мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;

      10) привлекает соответствующих специалистов для участия в экспертизах по вопросам, отнесенным к своей компетенции;

      11) участвует в предоставлении соответствующей информации некоммерческим организациям, проводящим общественный мониторинг, в установленном законодательством порядке;

      12) принимает и рассматривает обращения физических и юридических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;

      13) осуществляет иные права и обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      15. Функции Комитета:

      1) обеспечение формирования и реализации государственной политики в регулируемых сферах;

      2) выработка и реализация нормативного правового регулирования в регулируемых сферах;

      3) обеспечение работы по утверждению состава и положения о деятельности экспертных советов в регулируемых сферах;

      4) обеспечение работы по согласованию документов Системы государственного планирования в Республике Казахстан в регулируемых сферах;

      5) осуществление межотраслевой координации в регулируемых сферах;

      6) организация и обеспечение деятельности консультативно-совещательных органов в регулируемых сферах;

      7) согласование стратегий и планов развития юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, аффилированных с ними юридических лиц, национальных управляющих холдингов (за исключением Фонда национального благосостояния), национальных холдингов, национальных компаний (за исключением национальных компаний, входящих в группу Фонда национального благосостояния) и аффилированных с ними юридических лиц, в регулируемых сферах;

      8) заключение с национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и аффилированными с ними юридическими лицами технологических меморандумов, содержащих вопросы регулируемых сфер;

      9) проведение правового мониторинга в отношении нормативных-правовых актов, разработчиком которых является Комитет, либо относящихся к их компетенции;

      10) выработка предложений по развитию искусственного интеллекта и цифровых активов в Республики Казахстан, в том числе на основе международного опыта, осуществление мониторинга и координация ее элементов;

      11) обеспечение разработки в пределах компетенции мер по продвижению несырьевого экспорта с учетом международных обязательств Республики Казахстан и осуществление его продвижения;

      12) обеспечение стимулирования в пределах компетенции действующих инвесторов на осуществление реинвестирования;

      13) обеспечение привлечения в пределах компетенции инвесторов, в том числе иностранных, для создания совместных производств;

      14) обеспечение привлечения в пределах компетенции транснациональных корпораций для вхождения в глобальные цепочки добавленной стоимости;

      15) разработка правил лицензирования деятельности по цифровому майнингу по согласованию с уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений;

      16) разработка правил аккредитации цифровых майнинговых пулов;

      17) разработка правил учета и ведения реестра аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга;

      18) разработка правил представления сведений о доходах цифровых майнеров и цифровых майнинговых пулов для целей их налогообложения, по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;

      19) разработка совместно с уполномоченным органом по предпринимательству проверочных листов в сфере цифровых активов в отношении цифровых майнеров и цифровых майнинговых пулов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

      20) разработка квалификационных требований для осуществления деятельности по цифровому майнингу и перечня документов, подтверждающих соответствие им;

      21) выдача, приостановление и возобновление действия лицензии на осуществление деятельности по цифровому майнингу;

      22) проведение аккредитации цифровых майнинговых пулов;

      23) осуществление государственного контроля в сфере цифровых активов, а также за соблюдением лицами, осуществляющими выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов, законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      24) разработка перечня видов обеспеченных цифровых активов, признаваемых на территории Республики Казахстан;

      25) ведение государственного реестра лиц, осуществляющих деятельность по выпуску обеспеченных цифровых активов;

      26) разработка правил оформления решения о выпуске обеспеченных цифровых активов;

      27) выдача разрешения на выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов;

      28) ведение реестра аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга;

      29) составление протоколов, рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, в сфере цифровых активов;

      30) обеспечение реализации проектов и программ в области электронной промышленности, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

      31) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрение современных технологий;

      32) осуществление отраслевой экспертизы проектов в сфере электронной промышленности;

      33) разработка требований к унифицированному рабочему месту или терминальной системе государственных органов и местных исполнительных органов, а также требований по унификации компонентов объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры;

      34) разработка правил формирования и ведения реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности, а также критериев по включению программного обеспечения и продукции электронной промышленности в реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности;

      35) формирование и ведение реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности;

      36) разработка правил осуществления отраслевой экспертизы в сфере электронной промышленности;

      37) создание условий для развития отрасли информационно-коммуникационных технологий;

      38) формирование предложений по определению перечня специальностей, по которым требуется подготовка специалистов для приоритетных секторов экономики, на основе представляемых субъектами промышленно-инновационной деятельности сведений о потребностях в специалистах и направление в уполномоченный орган по вопросам занятости населения;

      39) выработка и реализация нормативного правового регулирования в области развития технологий искусственного интеллекта;

      40) разработка перечня товаров, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость, по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;

      Сноска. Подпункт 40) вводится в действие с 01.01.2026 в соответствии с пунктом 5 настоящего приказа.

      41) разработка правил деятельности международного технологического парка "Астана Хаб", включая порядок оказания услуг и определения их стоимости;

      42) осуществление координации деятельности международного технологического парка "Астана Хаб";

      43) разработка правил представления сведений о привлеченных иностранцах и лицах без гражданства международным технологическим парком "Астана Хаб", представляемых уполномоченному органу по вопросам миграции населения и Комитету национальной безопасности Республики Казахстан, их состава и периодичности по согласованию с уполномоченным органом по вопросам миграции населения и Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан;

      44) на ежегодной основе по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям внесение предложений в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций по внесению изменений и дополнений в реестр профессий в пределах компетенции Комитета;

      45) на ежегодной основе по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям разработка предложений по разработке и (или) актуализации профессиональных стандартов и направление их в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций в пределах компетенции Комитета;

      46) по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям внесение предложений в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций по условиям признания профессиональных квалификаций для рассмотрения на заседании Национального совета по профессиональным квалификациям в пределах компетенции Комитета;

      47) внесение предложений по разработке и (или) актуализации отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций, в пределах компетенции Комитета;

      48) внесение предложений по разработке и (или) актуализации профессиональных стандартов на основе Национального классификатора занятий Республики Казахстан, отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций, в пределах компетенции Комитета;

      49) внесение предложений по утверждению профессиональных стандартов по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям и уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций с учетом заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан;

      50) внесение предложений на ежегодной основе по согласованию с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы формирование потребности рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций, в пределах компетенции Комитета;

      51) осуществление международного сотрудничества в регулируемых сферах, представление интересов Республики Казахстан в международных организациях и иностранных государствах;

      52) обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      53) утверждение состава и положения Управляющего комитета автономного кластерного фонда "Парк инновационных технологий";

      54) разработка перечня приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий и критериев собственного производства по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию, уполномоченным органом в области технического регулирования, уполномоченным органом в области государственной поддержки инновационной деятельности и уполномоченным органом в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;

      55) поиск и проведение переговоров с потенциальными инвесторами, в том числе иностранными, с целью привлечения их к участию в реализации промышленно-инновационных проектов;

      56) привлечение субъектов промышленно-инновационной деятельности к участию в бизнес-форумах, конференциях и семинарах по инвестиционной тематике;

      57) распространение информации о промышленно-инновационных проектах в средствах массовой информации, в том числе иностранных, посредством загранучреждений, а также через иностранные дипломатические и приравненные к ним представительства и консульские учреждения на территории Республики Казахстан;

      58) обеспечение управления, ведения, сопровождения, функционирования и использования информационной системы "Единое окно" Национальной инновационной системы;

      59) осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством Республиики Казахстан.

Глава 3. Статус и полномочия Председателя Комитета при организации его деятельности

      16. Руководство Комитетом осуществляется председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих полномочий.

      17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      19. Полномочия председателя Комитета:

      1) определяет обязанности и полномочия руководителей структурных подразделений Комитета;

      2) утверждает положение о структурных подразделениях Комитета;

      3) по вопросам своей компетенции издает приказы;

      4) представляет Комитет в государственных органах, иных организациях;

      5) контролирует соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;

      6) утверждает конкурсные документации для проведения процедур государственных закупок, утверждают технические спецификации, согласуют план государственных закупок Министерства, подписывает договора о государственных закупках, договора о гражданско-правовых сделках, утверждает акты выполненных (оказанных) услуг, работ товаров.

      7) назначает на должности и освобождает от должностей работников Комитета за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

      8) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказание материальной помощи, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников Комитета;

      9) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников Комитета за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

      10) разрабатывает и представляет на утверждение руководству Министерства ежегодный план работы Комитета и ежегодный отчет о результате его деятельности;

      11) обеспечивает подготовку бюджетной заявки Комитета, представление бюджетной заявки Руководителю аппарата Министерства, который представляет его Министру для внесения ее на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии, а также выполнение иных процедур бюджетного процесса;

      12) обеспечивает разработку плана финансирования Комитета и вносит на утверждение Руководителю аппарата Министерства;

      13) организует разработку проектов нормативных правовых актов в пределах компетенции Комитета;

      14) принимает решения по другим вопросам, отнесенных к его компетенции;

      15) в пределах своей компетенции принимает меры, направленные на противодействие коррупции в Комитете, и несет персональную ответственность;

      16) осуществляет иные полномочия, возложенные законодательством Республики Казахстан.

      Исполнение полномочий Председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством.

      20. Председатель определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4. Имущество Комитета

      21. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.

      Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      22. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.

      23. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.

Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета

      24. Реорганизация и упразднение Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.