Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 5.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 12 июля 2017 года № 347 "Об утверждении Правил начальной военной подготовки" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15725) следующее изменение:
Правила начальной военной подготовки, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции (далее – Правила) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту организационно-мобилизационной работы Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после дня его первого официального опубликования;
3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении подпунктов 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня первого официального опубликования настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра обороны ‒ начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ довести до заинтересованных должностных лиц и структурных подразделений.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:
1) главы 3 Правил, которая вводится в действие с 1 января 2026 года;
2) подпункта 1) пункта 2 Правил, который вводится в действие с 1 сентября 2026 года.
|
Министр обороны Республики Казахстан |
Д. Косанов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
| Приложение к приказу Министр обороны Республики Казахстан от 4 ноября 2025 года № 1540 |
|
| Утверждены приказом Министра обороны Республики Казахстан от 12 июля 2017 года № 347 |
Правила начальной военной подготовки
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила начальной военной подготовки (далее – Правила) определяют порядок организации и проведения начальной военной подготовки в организациях среднего, технического и профессионального образования.
2. В настоящих правилах используются следующие понятия:
1) начальная военная подготовка (далее – НВП) – обязательный предмет обучения (учебная дисциплина) по основам военного дела в рамках подготовки к воинской службе и военно-патриотического воспитания допризывников в организациях среднего, технического и профессионального образования;
2) педагог-организатор НВП (далее – педагог НВП) – педагогический работник организации среднего, технического и профессионального образования, соответствующий Типовым квалификационным характеристикам должностей педагогов, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750);
3) повышение квалификации – форма профессионального обучения, позволяющая приобретать новые, а также поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции для повышения качества преподавания и обучения.
3. НВП включает в себя:
1) теоретическую и практическую подготовку;
2) проведение учебно-полевых (лагерных) занятий (далее - УПЗ);
3) проведение соревнований по НВП (районного (города областного значения), областного масштабов, в масштабе города республиканского значения и столицы).
4. НВП организуется уполномоченным органом в области образования совместно с местными исполнительными органами и осуществляется в организациях образования в соответствии с требованиями уполномоченных органов в области обороны, здравоохранения, в сфере гражданской защиты независимо от принадлежности и форм собственности.
5. Основной целью НВП является овладение базовыми навыками в военном деле, развитие физической выносливости, морально-психологической устойчивости и готовности к выполнению воинского долга, а также воспитания у обучающихся чувства патриотизма.
Основными задачами НВП являются:
1) формирование у обучающихся высокого чувства ответственности перед Родиной, уважения к государственным символам, армии и воинской службе, военно-патриотическое воспитание молодежи;
2) подготовка к воинской службе, изучение основ военного дела, строевой, огневой, тактической, военно-медицинской подготовки;
3) развитие физических и психологических качеств, способствующих устойчивости к стрессу, выносливости, организованности, дисциплине и коллективизму;
4) развитие интереса молодежи к воинской службе и овладения ими основ военной профессии через практико-ориентированные формы подготовки.
6. НВП проводится с обучающимися допризывного возраста на базе основного среднего образования в организациях образования (кроме специальных), реализующих общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального образования, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (далее – организации образования) педагогами НВП.
Глава 2. Порядок организации и проведения начальной военной подготовки
7. НВП организуется в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами общего среднего, технического и профессионального образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
8. Основной формой НВП является проведение теоретических и практических занятий, а также УПЗ.
9. Занятия по НВП проводятся в учебное время и включаются в основное расписание занятий. Занятия по НВП проводятся в составе учебных взводов, формируемых на базе классов (учебных групп), состоящих из 2-3 отделений по 8-10 обучающихся. Командиры взводов и отделений назначаются приказом руководителя организации образования по предложениям педагога НВП.
10. Организация учебного процесса по НВП включает:
1) формирование классов и учебных групп;
2) составление расписания и календарно-тематического плана;
3) обеспечение учебной и материально-технической базы;
4) закрепление педагогов НВП;
5) проведение текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков;
6) ведение документации (журналов, ведомостей, отчетов).
11. Занятия по НВП проводятся еженедельно в соответствии с учебной программой, не менее 1 раза в неделю.
12. В организациях среднего образования на НВП отводится 64 учебных часов, из которых на УПЗ должны выделяться в 10-м классе не менее 30 учебных часов, в 11-м классе не менее 32 учебных часов.
13. В организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, количество учебных часов определяется в соответствии с рабочими учебными программами, не менее 136 учебных часов, из которых не менее 30 учебных часов на УПЗ.
14. Занятия по НВП для девушек и юношей проводятся совместно, за исключением практических занятий по разделу "Основы медицинских знаний", которые проводятся отдельно для девушек под руководством медицинского работника организации образования параллельно с УПЗ для юношей.
15. На учебный год организацией образования разрабатывается план военно-патриотической работы, включающий дополнительные мероприятия, укрепляющие знания по НВП.
16. В план военно-патриотической работы включаются следующие дополнительные мероприятия в рамках НВП: лекции приглашенных военнослужащих по направлениям военного дела (сухопутные войска, силы воздушной обороны, военно-морские силы и др.), встречи с ветеранами военных конфликтов и Вооруженных Сил Республики Казахстана (далее – ВС РК), экскурсии в воинские части, участие в кружках допризывной подготовки, военно-патриотических клубах, соревнованиях, смотрах и др.
17. В организациях образования для проведения НВП наносится соответствующая разметка на площадке для строевой подготовки, оборудуются учебные классы, а также оформляется наглядная агитация, включающая в себя плакаты, стенды и другие средства, направленные на формирование у обучающихся знаний и навыков военного дела, а также воспитание патриотизма, гражданственности и уважения к воинской службе.
18. Разметка на площадке наносится в соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года № 364.
Наглядная агитация классов НВП оборудуется согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
19. Оценка знаний обучающихся осуществляется по балльно-рейтинговой системе. Итоговая оценка на основании годовых (курсовых) оценок, полученных обучающимися по учебной программе (за исключением лиц, которые по состоянию здоровья освобождены от занятий), выставляется в документ об окончании организации образования.
20. Педагог НВП для организации занятий руководствуется планами проведения занятий, в том числе проводимых во внеурочное время, а также личным планом, утвержденным руководителем организации образования.
21. Внешний вид обучающихся на занятиях НВП соответствует установленной форме одежды, которую отличают сдержанность и аккуратность (чистая, опрятная, разглаженная одежда).
Для юношей: брюки черного (темно-синего) цвета, рубашка военного образца цвета серой полыни с длинным рукавом, галстук черного цвета, зажим для галстука. Закрытая обувь классического стиля, темного цвета. Короткая стрижка или аккуратно зачесанные волосы.
Для девушек: юбка (брюки) черного (темно-синего) цвета, рубашка военного образца цвета серой полыни с длинным рукавом, галстук черного цвета, зажим для галстука. Закрытая обувь классического стиля, темного цвета. Волосы собраны (хвост, коса, пучок), чтобы не мешали на занятиях.
При физических нагрузках во время проведения занятий рекомендуется исключение ношения массивных украшений.
По решению руководителя организации образования допускается ношение полевой формы одежды, в том числе при проведении УПЗ.
22. Педагогам НВП разрешается ношение военной формы одежды с особенностями ношения отдельных предметов военной формы одежды и знаков различия в порядке, определяемом настоящими Правилами.
23. Шевроны военной формы одежды педагогов НВП носятся согласно приложению 2 к настоящим Правилам. Нагрудные знаки военной формы одежды педагогов НВП носятся согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
24. Организация и проведение НВП возлагаются на руководителей организаций образования и педагогов НВП.
25. Местными органами военного управления (далее – МОВУ) в рамках взаимодействия по вопросам подготовки допризывной молодежи оказывается содействие организациям образования в вопросах повышения качества проведения НВП.
26. Координация НВП осуществляется:
1) на республиканском уровне – уполномоченными органами в области обороны и образования;
2) на местном уровне – местными исполнительными органами (далее – МИО) и МОВУ.
27. Уполномоченный орган в области обороны:
1) координирует организацию НВП, взаимодействуя с уполномоченным органом в области образования;
2) содействует в разработке учебно-методических материалов, учебников и аудиовизуальных средств по НВП;
3) осуществляет мониторинг и анализ качества преподавания НВП.
28. Уполномоченный орган в области образования:
1) осуществляет координацию и обеспечивает проведение НВП и военно-патриотического воспитания обучающихся;
2) осуществляет разработку учебных программ, издание учебников и учебно-методических комплексов, аудио-видео фильмов по НВП;
3) изучает, обобщает и распространяет положительный опыт проведения НВП и военно-патриотического воспитания обучающихся.
29. Управления (отделы) образования МИО:
1) осуществляют обеспечение учебно-материальной базы НВП;
2) контролируют качество организации и проведения занятий по НВП;
3) организовывают проведение соревнований по НВП;
4) ведут отчетность по НВП.
30. Руководители организаций образования:
1) отвечают за организацию и качество проведения НВП, а также военно-патриотического воспитания обучающихся;
2) осуществляют подбор кандидатов и назначают на должность педагогов НВП в соответствии с Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогов, утвержденными приказом Министра образования и науки от 13 июля 2009 года № 338 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750);
3) направляют преподавателей НВП на повышение квалификации;
4) обеспечивают своевременное планирование и организацию учебного процесса, полное и качественное выполнение программы НВП;
5) выделяют помещения, площадки и места для отработки практических занятий НВП, в том числе с применением трехмерных симуляторов с набором интерактивных занятий по военной подготовке, принимают меры к постоянному совершенствованию учебно-материальной базы в соответствии нормами оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 70 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13272) и нормами оснащения оборудованием и мебелью организаций технического и профессионального образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 марта 2012 года № 97 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7574);
6) оказывают педагогу НВП учебно-методическую помощь, обеспечивают организацию и проведение допризывной подготовки по образовательным программам дополнительного образования;
7) представляют отчеты о состоянии НВП, а также военно-патриотической работы в МОВУ и управления (отделы) образования по подчиненности;
8) участвуют в организации и проведении соревнований по НВП.
31. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты:
1) осуществляет координацию по обучению основам безопасности жизнедеятельности человека;
2) согласовывает раздел программы по основам безопасности жизнедеятельности.
32. МОВУ:
1) ведут отчетность по количеству допризывников, проходящих НВП;
2) организуют и проводят трехдневные учебно-методические сборы перед началом учебного года;
3) оказывают содействие организациям образования в проведении занятий по НВП;
4) оказывают содействие в организации и проведении УПЗ, соревнований по НВП;
5) информируют уполномоченный орган в области обороны и МИО о состоянии НВП и военно-патриотического воспитания в организациях образования по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
6) участвуют в проведении мониторинга и анализа качества НВП в организациях образования.
33. Начальники гарнизонов совместно с МОВУ закрепляют организации образования за воинскими частями, военными учебными заведениями Министерства обороны Республики Казахстан (далее - МО РК), военными кафедрами (военными факультетами) организаций высшего и (или) послевузовского образования для оказания помощи в организации и проведении НВП, военно-патриотической и воспитательной работе с обучающимися.
34. Командиры воинских частей, начальники военных учебных заведений, военных кафедр (военных факультетов) организаций высшего и (или) послевузовского образования:
1) оказывают помощь организациям образования по проведению НВП, а также военно-патриотическому воспитанию обучающихся;
2) оказывают помощь МОВУ в проведении трехдневных учебно-методических сборов с педагогами НВП, а также в проведении соревнований по НВП и военно-патриотических мероприятий.
35. Педагог НВП:
1) организует и проводит занятия по НВП в учебное время и факультативно (во внеурочное время) руководит допризывной подготовкой по образовательным программам дополнительного образования;
2) отвечает за строгое соблюдение установленных правил и мер безопасности при проведении занятий;
3) проходит повышение квалификации не менее одного раза в три года;
4) совместно с педагогическим коллективом организации образования проводит работу по военно-патриотическому воспитанию обучающихся;
5) оказывает помощь МОВУ по отбору юношей для поступления в военные учебные заведения МО РК;
6) готовит обучающихся к участию в соревнованиях по НВП, участвует в организации и проведении соревнований по НВП.
36. УПЗ являются обязательной частью курса НВП и проводятся в виде лагерного сбора продолжительностью 5 дней (или 30 учебных часов, распределенных по согласованному графику).
37. Организация и проведение УПЗ осуществляется МИО совместно с МОВУ, территориальными органами гражданской защиты, органами управления образованием и организациями образования.
38. МИО:
1) обеспечивают условия для проведения УПЗ;
2) предоставляют необходимую учебно-материальную базу для проведения УПЗ;
3) организуют транспортировку обучающихся и педагогов НВП к месту проведения УПЗ и обратно;
4) обеспечивают медицинским сопровождением, включая наличие медицинского пункта и медицинского работника;
5) организуют и обеспечивают обучающихся проживанием и питанием;
6) организуют взаимодействие с родителями обучающихся;
7) осуществляют взаимодействие с МОВУ.
39. МОВУ:
1) определяют время проведения УПЗ;
2) согласовывают вопросы организации размещения и питания обучающихся с командирами воинских частей;
3) для проведения занятий при необходимости привлекают военнослужащих.
40. Организации образования формируют списки обучающихся привлекаемых на УПЗ.
41. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты:
1) в пределах своей компетенции производит обследование мест проведения УПЗ;
2) контролирует обеспечение мер безопасности во время проведения УПЗ.
42. УПЗ включают в себя:
1) развертывание лагерного сбора (при наличии палаток и условий – палаточного городка);
2) прохождение тактической полосы препятствий;
3) выполнение нормативов военно-прикладной направленности, элементов рукопашного боя;
4) выполнение нормативов по строевой подготовке и передвижению отделений;
5) практические действия по выполнению обязанностей часового;
6) стрельбы из пневматического оружия или в лазерном тире;
7) сборку-разборку макета стрелкового оружия;
8) оказание первой доврачебной помощи и транспортировку условно раненого;
9) применение на практике средств индивидуальной радиационной, химической и биологической защиты;
10) практическое освоение основ гражданской и территориальной обороны, действий при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного положения;
11) смотровой и итоговый зачет по огневой, тактической, строевой, физической и военно-медицинской подготовке.
43. УПЗ проводятся с юношами на базе:
1) организаций образования, обладающих необходимой учебно-материальной базой (тир, плац, городок для изучения обязанностей часового);
2) воинских частей ВС РК, других войск и воинских формирований РК по согласованию с командованием части.
44. УПЗ на базе воинских частей предполагают пребывание обучающихся на закрытой территории воинской части с проживанием в палаточном или казарменном лагере.
45. В случае отсутствия возможности проведения УПЗ на базе воинской части допускается их проведение на территории организации образования с обязательным выполнением всех нормативных требований по безопасности, учебно-методическому обеспечению и содержанию практических занятий.
46. Во время УПЗ соблюдается распорядок дня с учетом проверки наличия личного состава, утренней физической зарядки, практических занятий и зачетов, подведения итогов, военно-патриотических мероприятий.
47. При проведении УПЗ трехразовое питание обучающихся организуется согласно норме № 1 "Общевойсковой паек" в соответствии с требованиями норм снабжения продовольствием, кормами, оборудованием, столово-кухонной посудой и техникой продовольственной службы ВС РК на мирное время, утвержденными приказом МО РК от 18 июня 2015 года № 353 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11844) за счет средств, выделенных МИО.
48. Безопасность, медицинское сопровождение и контроль за дисциплиной обеспечиваются совместными усилиями педагогов НВП, медицинского персонала и командного состава принимающей воинской части (при наличии).
49. Результаты прохождения УПЗ фиксируются в журналах успеваемости, сдаются итоговые нормативы. Информация о результатах включается в общую оценку по дисциплине НВП.
50. К УПЗ допускаются обучающиеся с согласия родителей (законных представителей), прошедшие предварительный инструктаж по технике безопасности и медицинский осмотр (при необходимости).
51. По результатам УПЗ педагог НВП и руководитель организации образования готовят отчет по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам, который хранится в организации образования не менее 3 лет. В течении 10 календарных дней после завершения УПЗ, отчет направляется в МОВУ.
52. Соревнования по НВП (далее – соревнования) проводятся среди обучающихся средних школ и организаций технического и профессионального образования ежегодно. Организаторами соревнований по НВП являются организации образования, МИО, МОВУ.
53. Соревнования проводятся в трех этапах:
1) первый этап – в организациях образования (до 30 января);
2) второй этап – районный/городской (до конца февраля);
3) третий этап – областной (до 30 апреля).
54. Основные виды соревнований:
1) военно-прикладной направленности:
разборка/сборка АК-74;
стрельба из пневматического оружия или в лазерном тире;
метание гранаты;
марш-бросок с экипировкой;
надевание средств индивидуальной защиты (ОЗК, противогаз);
командные соревнования по тактическому взаимодействию.
2) военно-спортивной направленности:
военизированная эстафета (дуатлон, триатлон);
преодоление полосы препятствий;
ориентирование на местности с картой и компасом.
55. Перечень и порядок выполнения упражнений определяются организаторами соревнований.
56. Для каждого этапа соревнований создаются организационные комитеты, состав и полномочия которых утверждаются территориальными управлениями (отделами) образования по согласованию с МОВУ.
57. Территориальный организационный комитет:
1) разрабатывает регламент соревнований, критерии оценки, перечень заданий для первого-третьего этапов;
2) утверждает состав команд и их руководителей;
3) утверждает состав и функции судейства (жюри) первого-третьего этапа соревнований;
4) организовывает публикацию итогов первого-третьего этапов соревнований и аналитических материалов;
5) организовывает награждение победителей соревнований.
58. Руководитель команды участников соревнований отвечает за безопасность участников на всех этапах соревнований в пути следования.
59. В состав судейства (жюри) всех этапов соревнований входят: председатель, секретарь и нечетное количество членов.
60. Судейство (жюри) первого-третьего этапов утверждает результаты, оформляет соответствующие протоколы.
61. Награждение осуществляется в следующем порядке: победители и призеры районных, городских и областных этапов. Педагоги НВП, подготовившие победителей (призеров), награждаются грамотами, дипломами, медалями и призами.
Глава 3. Организация и проведение повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку
62. Повышение квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку, проводится на базе военных учебных заведений и военных кафедрах (военных факультетах) организаций высшего и (или) послевузовского образования (далее – ВВУЗ и ВК) а также в организациях, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан (далее - Центр обучения), в соответствии с настоящими Правилами в программном обеспечении трехмерного симулятора с набором интерактивных занятий для военной подготовки (далее – ПО для военной подготовки).
63. Повышение квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку, проводится не реже 1 раза в 3 года.
64. Центр обучения совместно с ВВУЗами и ВК ежегодно до 1 августа разрабатывает график проведения повышения квалификации на учебный год по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам на основе заявок от организаций среднего и технического и профессионального образования (в том числе дополнительного образования), в котором указываются виды повышения квалификации, периоды, сроки, место и форма проведения повышения квалификации. График проведения повышения квалификации на учебный год утверждается руководителем Центра обучения.
65. Группы слушателей формируются Центром обучения на основе договоров на повышение квалификации, и за 2 недели до начала повышения квалификации списки групп направляются в ВВУЗы и ВК для организации курсов. Списочный состав групп регистрируется Центром обучения до начала повышения квалификации в ПО для военной подготовки.
66. Расписание учебных занятий составляется ВВУЗами и ВК на основе графика и списков слушателей, утверждается руководителем ВВУЗ или ВК за 5 рабочих дней до начала проведения повышения квалификации и размещается в ПО для военной подготовки.
67. Учебные материалы разрабатываются Центром обучения на основе образовательной программы повышения квалификации. Обновление учебного материала осуществляется Центром обучения по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
68. По завершении повышения квалификации проводится итоговое оценивание в форме онлайн тестирования в ПО для военной подготовки. База тестовых вопросов составляется Центром обучения и утверждается структурным подразделением МО РК, курирующим вопросы военного образования.
69. Слушателям, успешно освоившим повышение квалификации и прошедшим итоговое тестирование в объеме не менее 70 % от максимального балла в ПО для военной подготовки, формируется сертификат по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам, выдаваемый слушателям в торжественной обстановке. Слушатели, не получившие сертификат, имеют возможность на повторное оценивание знаний повышения квалификации в течение 10 рабочих дней с момента завершения обучения.
70. Центр обучения, ВВУЗы и ВК проводят анализ повышения квалификации, который отражается в отчете. Отчет ежегодно до 15 июля представляется в структурное подразделение МО РК, курирующее вопросы военного образования в электронной форме.
71. Центр обучения, ВВУЗы и ВК, реализующие образовательные программы повышения квалификации граждан, осуществляющих начальную военную, допризывную и углубленную допризывную подготовку, в течение одного календарного года осуществляют посткурсовое сопровождение деятельности педагогов, прошедших повышение квалификации, для качественной реализации на практике полученных знаний. Цель посткурсового сопровождения – обеспечение эффективного внедрения полученных знаний в образовательную практику, оказание методической поддержки и мониторинг педагогической деятельности. Формы проведения посткурсового сопровождения деятельности педагога включают:
оказание методической, консультационной помощи слушателям в их педагогической деятельности;
оказание консультационной помощи в подготовке публикации результатов педагогической деятельности.
Глава 4. Порядок организации и проведения педагогической переподготовки
72. В целях социальной адаптации лиц, уволенных с воинской службы, МО РК по согласованию с уполномоченными органами в области образования, науки и высшего образования разрабатывает и утверждает образовательную программу педагогической переподготовки.
73. Педагогическую переподготовку на безвозмездной основе в военных учебных заведениях вправе пройти лица, увольняемые или уволенные с воинской службы (за исключением лиц, уволенных по отрицательным мотивам без права повторного поступления на воинскую службу), проходившие воинскую службу на должностях офицерского, старшего или высшего сержантского составов, имеющие высшее и (или) послевузовское образование и выслугу не менее десяти лет.
74. Порядок прохождения педагогической переподготовки лиц, увольняемых из ВС РК, осуществляется в соответствии с Правилами по организации социальной адаптации лиц, увольняемых из Вооруженных Сил Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра обороны РК от 26 сентября 2022 года № 834 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29856).
75. МОВУ принимают заявления от лиц, уволенных с воинской службы, осуществляют проверку соответствия их требованиям настоящих Правил. Департаменты по делам обороны делают общий свод и формируют списки лиц, подлежащих социальной адаптации, и ежеквартально представляют в структурное подразделение МО РК, курирующее вопросы организации воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы в ВС РК.
76. Итоговый список лиц, подлежащих педагогической переподготовке, утверждается заместителем Министра обороны РК по воспитательной и идеологической работе и опубликовывается на официальном сайте МО РК с указанием даты и времени проведения педагогической переподготовки.
77. Лица, уволенные с воинской службы и изъявившие желание пройти педагогическую переподготовку, подают заявление на имя начальника МОВУ. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия удостоверения личности гражданина Республики Казахстан (подлинник для сверки);
2) копия военного билета (подлинник для сверки);
3) копия документа о высшем образовании (подлинник для сверки).
На основании опубликованного списка лиц, подлежащих педагогической переподготовке, на официальном сайте МО РК кандидаты самостоятельно проходят педагогическую переподготовку в онлайн режиме.
78. Педагогическая переподготовка организовывается структурным подразделением МО РК, курирующим вопросы военного образования, на основании утвержденных списков не реже одного раза в полугодие.
79. Обучение проходит дистанционно на онлайн-платформе согласно графику, утвержденному структурным подразделением МО РК, курирующим вопросы военного образования.
80. Образовательные программы педагогической переподготовки по профилю НВП, разрабатываются и утверждаются МО РК по согласованию с уполномоченными органами в области образования, науки и высшего образования.
81. При освоении образовательной программы педагогической переподготовки по профилю НВП и успешной сдаче итоговой аттестации лицам в течение 3 рабочих дней выдается бессрочный сертификат согласно приложению 8 к настоящим Правилам, подтверждающий право преподавания НВП в организациях среднего, технического и профессионального образования РК.
В случае утраты слушатель обращается с заявлением в Центр обучения, для выдачи дубликата сертификата.
| Приложение 1 к Правилам начальной военной подготовки |
Минимальный перечень наглядной агитации и оборудования классов начальной военной подготовки
№ | Наименование | Единица измерения | Количество |
1 | Изображения: государственного флага, герба, гимна, эмблемы Вооруженных Сил Республики Казахстан | комплект | 1 |
2 | Текст военной присяги | комплект | 1 |
3 | Права и обязанности военнослужащих | комплект | 1 |
4 | Информация о структуре Вооруженных Сил | комплект | 1 |
5 | Портрет Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан | комплект | 1 |
6 | Гарантии при исполнении гражданами Республики Казахстан обязанностей воинской службы | комплект | 1 |
7 | Мультимедийные средства отображения информации (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, мультимедийные экраны и т.п.) | комплект | 1 |
8 | Лазерный тир | штук | 1 |
9 | Макеты стрелкового оружия (АК-74, ПМ) | штук | 1 |
10 | Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения | комплект | 1 |
| Приложение 2 к Правилам начальной военной подготовки |
Общий вид шевронов военной формы одежды, предназначенных для ношения педагогами НВП (на левом рукаве)

(на полевой форме) (на повседневной форме)
| Приложение 3 к Правилам начальной военной подготовки |
Общий вид нагрудных нашивок военной формы одежды, предназначенных для ношения педагогами НВП

Государственный флаг (носится на груди слева на повседневной форме)

Знак военной подготовки (носится на груди справа на повседневной форме)
| Приложение 4 к Правилам начальной военной подготовки |
|
| Форма |
Сводная информация о состоянии начальной военной подготовки (НВП) (области, города республиканского значения)
1. Общая информация
Наименование органа военного управления:
Отчетный период: (указать квартал/год)
Ответственный исполнитель (ФИО, должность, контакт):
2. Количественные показатели
№ | Наименование показателя | Значение | Примечание |
1 | Общее количество школ, реализующих курс НВП | ||
2 | Общее количество преподавателей НВП | ||
3 | Количество преподавателей НВП, прошедших повышение квалификации (в отчетном периоде) | ||
4 | Количество проведенных учебно-методических занятий с преподавателями НВП | ||
5 | Количество УПЗ, проведенных в регионе | ||
6 | Количество обучающихся, участвовавших в УПЗ | ||
7 | Количество соревнований по НВП | ||
8 | Количество юношей, рекомендованных к поступлению в военные учебные заведения |
3. Оценка состояния учебно-материальной базы
№ | Параметр | Оценка | Примечание |
1 | Наличие оборудованных кабинетов НВП | ||
2 | Наличие плаца или площадки для строевой подготовки | ||
3 | Наличие учебных макетов оружия (АК-74 и др.) | ||
4 | Наличие лазерного тира или стрелковой площадки | ||
5 | Использование 3D-симуляторов / программного обеспечения |
4. Проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию
Перечень ключевых мероприятий (названия, даты, количество участников):
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Взаимодействие с организациями образования
Количество совместных мероприятий с управлением образования:
________________________________________________________
Проблемные вопросы, выявленные в ходе взаимодействия:
________________________________________________________
Предложения по улучшению организации НВП:
________________________________________________________
6. Информация по преподавателям НВП
№ | ФИО преподавателя | Организация образования | Повышение квалификации | Подготовка к УПЗ | Участие в учебно-методической работе |
1 | |||||
2 | |||||
… |
7. Итоги и рекомендации
Общая оценка уровня НВП в регионе:
_____________________________________________________________
Основные достижения: _________________________________________
Основные проблемы: __________________________________________
Предложения к Министерству обороны / местным исполнительным органам:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Подпись ответственного лица:
(ФИО, должность, дата)
| Приложение 5 к Правилам начальной военной подготовки |
|
| Форма |
Отчет по результатам проведения УПЗ
(хранится в организации образования не менее 3 лет)
1. Общая информация
Наименование организации образования:
Регион / населенный пункт:
Класс / возраст обучающихся:
Количество участников УПЗ:
Сроки проведения УПЗ: с "____" ______ 20__ г. по "____" ______ 20___ г.
Место проведения УПЗ:
Ответственный за организацию УПЗ (ФИО, должность):
Форма проведения УПЗ: палаточный сбор / на базе организации / смешанная форма
Наличие медицинского и продовольственного обеспечения: да / нет
2. Перечень проведенных мероприятий
№ | Этап УПЗ | Форма проведения | Кол-во участников | Успешно завершили (%) | Примечания |
1 | Развертывание лагеря (городка) | практическое занятие | |||
2 | Тактическая полоса препятствий | практическое занятие | |||
3 | Нормативы военно-прикладной направленности, элементы рукопашного боя | тест / практика | |||
4 | Строевая подготовка, перемещение отделений | командное занятие | |||
5 | Обязанности часового | ролевая тренировка | |||
6 | Стрельба (пневматика / лазерный тир) | практическое упражнение | |||
7 | Сборка-разборка автомата Калашникова (макет) | индивидуальное задание | |||
8 | Оказание первой доврачебной помощи и эвакуация "раненого" | практика | |||
9 | Применение средств РХБЗ защиты | практическое занятие | |||
10 | Основы ГО, действия в ЧС / ВП | теоретико-практическое | |||
11 | Марш-бросок (при наличии условий) | групповое задание | |||
12 | Смотровой и итоговый зачет (по разделам) | комплексный зачет |
3. Итоги итогового зачета (оценка по направлениям)
Направление подготовки | Средний балл / % выполнения | Примечания |
Огневая подготовка | ||
Тактическая подготовка | ||
Строевая подготовка | ||
Физическая подготовка | ||
Военно-медицинская | ||
Гражданская и тероборона и ЧС | ||
Защита в ЧС |
4. Участники (сводная таблица)
№ | ФИО | Класс | Присутствие | Сдал итоговый зачет | Примечания |
1 | |||||
2 | |||||
… |
5. Обеспечение и условия проведения
Показатель | Наличие | Примечание |
Медицинское сопровождение | ||
Питание участников | ||
Транспортировка к месту | ||
Оборудование и инвентарь | ||
Средства РХБЗ | ||
Полевые условия (палатки) | ||
Подключение к ПО (если применимо) |
6. Общая оценка и предложения
Общее количество успешно завершивших УПЗ: ___ человек
Проблемы / затруднения, выявленные при проведении УПЗ:
____________________________________________________
____________________________________________________
Предложения по улучшению организации УПЗ:
____________________________________________________
____________________________________________________
Руководитель организации образования
Подпись: ____________ / ФИО /
Дата: "____" ____________ 20____ г.
Педагог НВП Подпись: ____________ / ФИО /
Дата: "____" ____________ 20____ г.
| Приложение 6 к Правилам начальной военной подготовки |
|
| Форма |
График проведения повышения квалификации на 20___ год
№ п/п | Виды | Периоды | Сроки | Место | Форма проведения | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Приложение 7 к Правилам начальной военной подготовки |
|
| Форма Логотип организации |
Официальное
наименование организации
СЕРТИФИКАТ
Настоящим подтверждает, что ______________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
прошел(ла) повышение квалификации на тему ________________________
(тема курса)
в объеме ____ академических часов.
Руководитель организации
_______________________________________________ _______________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись) Место печати
Регистрационный номер № _________
Дата выдачи: "__" ___________ 20 __ года
| Форма Логотип организации |
Официальное
наименование организации
Приложение к сертификату
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
за время прохождения повышения квалификации показал(а)
соответствующие знания и навыки по следующим модулям:
№ | Наименование модулей программы | Количество часов | Оценка |
Руководитель организации
_____________________________________________ ____________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись) Место печати
Регистрационный номер № _________
Дата выдачи: "__" ___________ 20 __ года
| Приложение 8 к Правилам начальной военной подготовки |
|
| Форма |
Сертификат
Выдан _____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))
в том, что он(а) с "___" ______ 20__ года по " ___" ________ 20__ года
прошел(а) курс педагогической переподготовки по образовательной программе
педагогической переподготовки "Развитие профессиональных компетенций
и мастерства педагога в предметной области
"Начальная военная подготовка" в объеме _________________ академических
кредитов ___________________________________________________________
___________________________________________________________________
(название военного учебного заведения)
Начальник _________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись))
Дата выдачи "___" ____________ 20___ года
Регистрационный номер: № ___ от "___" _______ 20__ года.


