В соответствии с подпунктом 444) пункта 15 Положения о Министерстве промышленности и строительства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 864 "Некоторые вопросы Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов.
2. Признать утратившими силу Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 158 "Об утверждении Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов" (Зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10659).
3. Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра промышленности и строительства Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
|
Министр промышленности и строительства Республики Казахстан |
Е. Нагаспаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
| Утвержден приказом Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 22 октября 2025 года № 446 |
Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 444) пункта 15 Положения о Министерстве промышленности и строительства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 864 "Некоторые вопросы Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан" (далее - Положения) определяют требования по технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) водоотведение – совокупность мероприятий, обеспечивающих сбор, транспортировку, очистку и сброс сточных вод через системы водоотведения в водные объекты, накопители сточных вод или на рельеф местности;
2) Система водоотведения населенных пунктов подразделяется на:
централизованную систему водоотведения – комплекс инженерных сетей и сооружений населенного пункта, предназначенный для сбора, очистки сточных вод, включая переработку иловых осадков, и сброса очищенных сточных вод в водные объекты, накопители сточных вод;
нецентрализованную систему водоотведения – систему водоотведения единичного водопотребителя или группы водопотребителей (выгребные ямы, септики, локальные очистные сооружения), не присоединенную к централизованной системе водоотведения населенных пунктов.
3) водоснабжение – совокупность мероприятий, обеспечивающих забор, хранение, подготовку, подачу и распределение водных ресурсов;
4) организация по водоснабжению и (или) водоотведению (далее – организация) – водохозяйственная организация, осуществляющая технологическую и техническую эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах, находящихся на ее балансе или иных законных основаниях;
5) Система питьевого водоснабжения населенных пунктов подразделяется на:
централизованную систему водоснабжения – комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенный для забора, подготовки, хранения, транспортировки, подачи и распределения питьевой воды водопотребителям;
нецентрализованную систему водоснабжения – водозаборные и водоочистные сооружения, предназначенные для забора, подготовки, хранения и подачи питьевой воды без транспортировки по трубопроводам.
3. Техническая эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, осуществляется организацией по водоснабжению и (или) водоотведению и включает в себя организационно-технические мероприятия по осмотру, техническому обследованию, технологическому, техническому контролю, все виды ремонта, осуществляемые периодически по утвержденному плану технической эксплуатации, а также внеплановый ремонт по устранению аварий и неисправностей.
Организация обеспечивает функционирование систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором, заключенным между организацией по водоснабжению и (или) водоотведению и собственником систем водоснабжения и (или) водоотведения.
4. Организация при надлежащей технической эксплуатации обеспечивает бесперебойную и безаварийную работу всех элементов:
1) по системам водоснабжения:
водозаборных сооружений, очистных сооружений, водопроводных сетей и сооружений на них, насосных станций, регулирующих емкостей (резервуаров) и водонапорных башен, зон санитарной охраны;
2) по системам водоотведения:
коллекторов и сетей водоотведения, насосных станций, очистных сооружений, выпусков сточных вод, накопителей сточных вод (при наличии).
5. Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения осуществляется организацией в соответствии с настоящими Правилами, Правилами пользования системами водоснабжения и водоотведения населенных пунктов утвержденными приказом Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 29 августа 2025 года № 340 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 36783), Правилами приема сточных вод в системы водоотведения населенных пунктов, утверждаемых уполномоченным органом в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства согласно подпункту 382) пункта 15 Положения.
Глава 2. Порядок технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов
6. Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с разделом II Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 (далее – Единый перечень) подлежат государственной регистрации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
7. Аккредитованные лаборатории организации или иная аккредитованная лаборатория, с которой заключен договор, осуществляют контроль за качеством питьевой и сточных вод, и испытания полученной продукции в соответствии с Гигиеническим нормативом показателей безопасности хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, утвержденного Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № ҚР ДСМ-138 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 30713) (далее - Гигиенические нормативы) и экологическим законодательством.
8. Организация при предоставлении услуг водоснабжения и (или) водоотведении, осуществляет соблюдение обязательных требований Гигиенических нормативов и стандартов, Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов", утвержденные Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 февраля 2023 года № 26 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 31934) (далее - Санитарные Правила), значений параметров потребительских свойств этих услуг, пределов их отклонений и условий договора.
Соблюдение стандартов качества питьевой воды и сточных вод обеспечивается при удовлетворительном состоянии инженерной инфраструктуры (мощности, состава и износа основных объектов и элементов систем водоснабжения и водоотведения).
9. При предоставлении услуг водоснабжения и водоотведения организация выявляет критические точки (узлы) технологического, эксплуатационного процесса и устанавливает параметры и условия наблюдения за ними.
10. Вся документация пересматривается по мере истечения срока действия, обновляется, в ее структуру вводятся параметры, ориентированные на обеспечение качества питьевой воды и очищенной сточной воды в соответствии с Гигиеническим нормативом и экологическим законодательством, с учетом назначения и области деятельности конкретного подразделения соответствующие Санитарным правилам.
11. В организации постоянно осуществляется обслуживание и управление за контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, средств измерений, предназначенными для подтверждения соответствия качества воды установленным Гигиеническим нормативам и нормам Санитарных правил.
Используемые средства измерения и оборудование должны соответствовать контрольным функциям.
Погрешность измерений допускается в пределах установленных границ (допустимые значения).
Закупка испытательного, измерительного оборудования и средств измерения производится при наличии сертификатов соответствия и прошедшие регистрацию в Государственном реестре средств измерений.
12. На системах водоснабжения и (или) водоотведения суточной производительностью более 25 тысяч метров кубических в сутки, организации по водоснабжению и (или) водоотведению осуществляют поэтапный переход к управлению ими на основе внедрения современных геоинформационных технологий и гидравлического моделирования.
13. Организация, осуществляет контроль на всех этапах технологического цикла по обеспечению качества питьевой воды и очищенных сточных вод в соответствии с Гигиеническими нормативами и экологическим законодательством. Разрабатывает инструкции, содержащие мероприятия, направленные для обеспечения качества питьевой воды в требуемом объеме или очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, в случаях несоответствия их качества установленным нормам и правилам.
14. Организации устанавливает (определяет) потребность в специальной подготовке кадров. Разрабатывают планы подготовки, переподготовки специалистов различных уровней, подготавливают программы обучения специалистов различных уровней и профилей, в том числе по вопросам сертификации.
15. Организация для обеспечения эффективной работы, достижения установленных показателей качества питьевой воды и очищенной сточной воды, потребительских свойств и режимов предоставления услуг осуществляют внедрение системы управления качеством на основе международного стандарта 180 (International Standard for Organization) серии 9001.
16. Производственная деятельность персонала, выполняющих эксплуатационные и ремонтные работы на сооружениях систем водоснабжения и водоотведения, регламентируется положением о структурном подразделении, должностными инструкциями, методическими рекомендациями, указаниями, приказами вышестоящих органов управления. Работа по обслуживанию оборудования и сооружений систем водоснабжения и водоотведения осуществляется круглосуточно соответствующими структурными подразделениями. Основой формирования структурных подразделений является их специализация по видам обслуживания оборудования, сооружений, видам работ, а также разделение обслуживания по территориальным районам (участкам).
17. Организация имеет:
1) техническую, эксплуатационную и исполнительную документацию;
2) материалы инвентаризации и паспортизации;
3) инструкции по эксплуатации объектов;
4) рабочие чертежи и исполнительная документация на строительство (реконструкцию) зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций;
5) полные комплекты утвержденных технических проектов на строительство (реконструкцию) систем водоснабжения и водоотведения со всеми приложениями;
6) оперативные схемы систем водоснабжения и водоотведения населенного пункта в целом или его обособленных районов с указанием расположения всех сооружений, основных коммуникаций, средств регулирования, автоматизации и диспетчеризации в масштабе 1:2000-1:5000. На схеме наносится сетка с указанием номеров планшетов;
7) планшеты в масштабе 1:2000, выполненные на геодезической подоснове, размером 50 х 50 см (1 км 2).
На планшетах наносятся все имеющиеся в натуре строения, подземные коммуникации и сооружения на них. При нанесении коммуникаций систем водоснабжения и водоотведения указываются диаметр, длина, материал трубопроводов, оборудование колодцев (камер), присоединения водопотребителей.
18. Для обеспечения эффективной работы администрация организации:
1) организует повышение технических знаний эксплуатационного персонала за счет проведения технического обучения, инструктажа на рабочих местах, обмена передовым опытом, общественного разбора рационализаторских предложений и предложений по организации труда;
2) проводит анализ и обсуждение причин нарушений и аварий в работе сетей и сооружений и рассматривает мероприятия по их предотвращению с участием эксплуатационного персонала и ремонтных бригад;
3) проводит с эксплуатационным персоналом и ремонтными бригадами занятия по обнаружению, локализации и ликвидации наиболее характерных аварий и противоаварийные тренировки;
4) соблюдает установленные лимиты водопользования;
5) проверяет знания нормативных документов по технической эксплуатации и правил техники безопасности рабочими и инженерно-техническим персоналом и проводит обучение;
6) создает условия для осуществления эксплуатации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения в соответствии санитарно-эпидемиологическим, экологическими гигиеническим требованиям.
19. При возникновении аварий на сооружениях, сетях, оборудовании систем водоснабжения и водоотведения организация принимает меры для незамедлительного обнаружения, локализации и полной ликвидации возникших аварий и их последствий.
20. При аварийных ситуациях организация незамедлительно информирует местные исполнительные органы, территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
21. Организация, обеспечивает бесперебойное водоснабжение водопотребителей при минимально свободных напорах для создания условий рационального использования воды в жилищном фонде и другими водопотребителями. Систематически осуществляет мониторинг расхода воды водопотребителями и требует от организаций, эксплуатирующих внутридомовые системы водоснабжения, сокращения утечек и поддержания фактических расходов воды на уровне утвержденных норм водопотребления.
22. На сетях водоснабжения населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении минимальный свободный напор на вводе в здание над поверхностью земли при одноэтажной застройке принимается не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж увеличивается на 4 м.
При этом, в часы минимального водопотребления напор на каждый этаж, кроме первого, принимается равным 3 м, при этом обеспечивается подача воды в емкости для хранения.
Для отдельных многоэтажных зданий или группы их, расположенных в районах с меньшей этажностью застройки или на повышенных местах, допускается предусматривать местные насосные установки для повышения напора.
Свободный напор в сети у водоразборных колонок устанавливается не менее 10 м.
23. Организация, осуществляют измерения и учет расходов и объемов воды:
1) забираемой из природных источников водоснабжения или групповых систем водоснабжения;
2) подаваемой насосными станциями второго подъема;
3) потребляемой предприятиями и организациями;
4) потребляемой в жилых и общественных зданиях;
5) поквартирно.
24. Учету подлежат расходы и объемы сточных вод от водопотребителей и очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
25. Организация обеспечивают полную автоматизацию, цифровизацию и диспетчеризацию на системах водоснабжения и (или) водоотведения для осуществления:
1) поддержания заданного технологического режима и нормативных условий работы сооружений установок основного и вспомогательного оборудования и коммуникаций;
2) сигнализации отклонений и нарушений от заданных режимов и условий работы сооружений, установок, оборудования и коммуникаций;
3) сигнализации возникновения аварийных ситуаций на контролируемых объектах, включая возникновение пожара;
4) возможности оперативного устранения отклонений и нарушений от заданных условий эксплуатации;
5) быстрой локализации и ликвидации аварий;
6) повышения технологической и санитарной надежности систем и сооружений.
26. Организация при эксплуатации контрольно-измерительных приборов и систем автоматизации:
1) поддерживает нормативные условия работы контрольно-измерительных приборов, устройств автоматики и телемеханики, микропроцессоров и компьютеров путем систематической проверки состояния, исправности, правильности показаний и функционирования датчиков, вторичных приборов, преобразователей, контролеров;
2) регулярно проверяет состояние и исправность систем сигнализации, блокировок, систем автоматического регулирования и управления;
3) при обнаружении неисправности в работе элементов системы автоматизации технологического процесса обеспечивает своевременное переключение на резервные элементы, либо переход на дистанционное, местное или ручное управление этим технологическим процессом;
4) выполняет профилактику и ремонт систем, приборов и средств автоматизации и диспетчеризации контрольно-измерительных приборов в сроки, предусмотренные инструкциями или по утвержденным графикам;
5) выполняет калибровку и поверку средств измерения, автоматического контроля, регулирования и управления работой сооружений и оборудования, на которые установлены требования обязательной государственной поверки.
27. Оперативное руководство технической эксплуатацией обеспечивается диспетчерской службой организации водоснабжения и водоотведения, которая участвует в разработке эксплуатационных режимов систем водоснабжения и водоотведения, разрабатывает предложения по оптимизации режимов работы всей системы, а также отдельных ее объектов, обеспечивает оперативную связь с территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, местными исполнительными органами.
На диспетчерском пункте организацией водоснабжения и водоотведения устанавливается круглосуточное дежурство по графику.
28. Система планово-предупредительного ремонта сооружений и оборудования организации водоснабжения и водоотведения включает организационно-технические мероприятия по надзору и уходу за сооружениями и всеми видами ремонта, осуществляемые периодически по заранее составленному плану в соответствии со строительные нормами "Организация и проведение планово-предупредительного ремонта водопроводно-канализационных сетей и сооружений СН РК 1.04-07-2001".
29. Технический надзор за строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) систем водоснабжения и (или) водоотведения в целом и отдельных элементов или сооружений, осуществляет ответственный представитель, назначенный руководителем организации по водоснабжению и (или) водоотведению или привлеченный на договорной основе специалист (эксперт) инжиниринговой компании. Замечания и предложения представитель записывает в журнал строительства объекта, который ведет строительная организация.
Представитель, назначенный руководителем организации по водоснабжению и (или) водоотведению или привлеченный на договорной основе специалист (эксперт) инжиниринговой компании:
1) осуществляет постоянное техническое сопровождение строительства объектов водоснабжения и водоотведения на всех стадиях (этапах) производства строительно-монтажных работ;
2) принимает решение о приостановлении работы и устранении обнаруженных дефектов и отклонений от проекта и технических условий с указанием конкретных сроков и способов их устранения;
3) вносит в администрацию организации по согласованию с разработчиком проектно-сметной документации предложения по улучшению производства работ, направленных на снижение себестоимости строительства, использование передовых технологий, применение современных материалов;
4) участвует в приемке скрытых работ;
5) участвует в работе приемочных комиссий.
30. Организация при эксплуатации систем водоснабжения обеспечивает:
1) бесперебойную, надежную и эффективную работу всех элементов систем водоснабжения - водозаборных сооружений, очистных сооружений, водопроводных сетей, резервуаров и водонапорных башен, насосных станций;
2) осуществляет производство и подачу питьевой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
3) осуществляет производственный контроль за качеством воды на всех этапах технологического цикла соответствии с Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2023 года № 62 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 32276) (далее - Санитарные правила производственного контроля);
4) приемку в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных сооружений;
5) осуществление пробной и временной эксплуатации сооружений.
31. Эксплуатация водозаборных сооружений включает:
1) систематический контроль за состоянием источников водоснабжения и работой сооружений и оборудования, а также учет контролируемых показателей с регистрацией их в специальных журналах;
2) учет количества забираемой из источников воды и контролируемых показателей ее качества;
3) проведение плановых осмотров и ремонтов сооружений и оборудования, своевременное устранение нарушений и аварий.
32. Для проведения наблюдений за работой сооружений персонал обеспечивается необходимыми контрольно-измерительными приборами, оборудованием, транспортом и плавательными средствами.
33. В процессе эксплуатации в техническую документацию водозаборных сооружений вносят данные о результатах плановых проверок, освидетельствований технического состояния сооружений, наблюдениях за режимом работы сооружений, анализах воды, а также сведения обо всех изменениях и переустройствах в схеме коммуникаций, замене оборудования и проведенных ремонтах.
34. В процессе эксплуатации водозаборных сооружений поверхностных источников водоснабжения (речных русел, водохранилищ) организация:
1) ведет систематическое наблюдение за состоянием источника водоснабжения (качество воды и санитарно-эпидемиологическое состояние водного объекта, уровень воды в нем, изменение фарватера, состояние берегов, движение наносов и заиление, зимний режим водного объекта - ледостав, ледоход, шуга, донный лед, состояние водной растительности);
2) осуществляет постоянный технический контроль за работой водозаборных сооружений: водоприемников, ковшовой части, рыбо-шуго-наносозащитных устройств, самотечных и сифонных линий, берегового колодца и его элементов, насосных агрегатов, гидротехнических сооружений;
3) выполняет своевременную промывку и очистку сооружений, оборудования и коммуникаций от наносов и засорений плавающими предметами, водорослями, льдом, шугой;
4) ведет систематическое наблюдение за перепадом уровней в водоисточнике и водоприемном колодце на выходе самотечных или сифонных линий от водоприемников;
5) очищает решетки, сетки, объемные фильтры выносного затопленного или берегового водоприемника от засорения плавающими предметами, остатками водной растительности, льдом, шугой, а самотечные и сифонные трубопроводы, водоприемный колодец - от осадка, размещенные в нем сетки - от загрязнений;
6) очищает водоприемные ковши, дно перед береговыми совмещенными насосными станциями 1-ого подъема, вокруг выносных затопленных водоприемников от илистых отложений, донных наносов;
7) осуществляет эффективное рыбо-шуго-наносоотведение от водоприемного фронта водозаборных сооружений различной конструкции.
35. Для наблюдения за уровнем воды в поверхностном источнике водоснабжения организуется водомерный пост.
36. В процессе эксплуатации водозаборных сооружений подземных источников водоснабжения организация:
1) ведет систематическое наблюдение за состоянием источника водоснабжения (уровней воды по наблюдательным скважинам режимной сети и качества подземных вод в пределах первого пояса зоны санитарной охраны);
2) осуществляет постоянный контроль за работой водозаборных сооружений и оборудования (дебита эксплуатационных скважин и качества воды, откачиваемой из них, динамического уровня при работе водоподъемного оборудования и условно статического уровня при остановке скважины);
3) обеспечивает заданные режимы работы эксплуатационных скважин и насосных агрегатов.
37. При использовании подземных вод, обезжелезиваемых непосредственно в пласте, персонал осуществляет постоянный технический контроль за состоянием системы аэрации воды, подаваемой в скважину, режимом подачи аэрированной воды, регламентом откачки и содержанием железа в откачиваемой воде.
38. При снижении производительности скважин или ухудшении качества воды в них организация проводит специальное обследование скважин и принимает меры по их устранению. При невозможности добиться положительных результатов скважина подлежит тампонированию.
39. До ввода в эксплуатацию очистных сооружений проводятся пусконаладочные работы, выполняемые специализированными организациями.
Организация до ввода в эксплуатацию очистных сооружений:
1) обеспечивает комплектацию кадрами специалистов, имеющими опыт работы на соответствующих должностях, проводит стажировку эксплуатационного персонала на аналогичных действующих сооружениях;
2) обеспечивает резерв оборудования, требуемый запас материалов, реагентов, защитных средств;
3) обеспечивает все технологические участки и структурные подразделения положениями о них, должностными инструкциями, плакатами по технике безопасности, журналами для регистрации эксплуатационных показателей очистных сооружений;
4) осуществляет проверку готовности лабораторий к лабораторно-производственному и технологическому контролю;
5) проводит инструктаж эксплуатационного персонала о целях и задачах пробной эксплуатации и технике безопасности при ее проведении.
40. Пробную эксплуатацию очистных сооружений производят при предусмотренном проектом эксплуатационном режиме (по расходам и технологии обработки воды). В процессе пробной эксплуатации проверяют работоспособность всех очистных сооружений, их элементов, коммуникаций, запорно-распределительного и контрольно-измерительного оборудования.
Сооружения биологической очистки вводятся в пробную эксплуатацию в теплое время года при гарантированной температуре сточных вод 10-12 оС после завершения наращивания биологической пленки или накопления активного ила в количестве, необходимом для осуществления проектного технологического режима.
Продолжительность пробной эксплуатации определяют временем достижения качества питьевой воды и степени очистки сточных вод удовлетворяющимсанитарно-эпидемиологическим требованиям.
Не допускается подача водопроводной воды водопотребителям в период пробной эксплуатации.
По окончании пробной эксплуатации очистные сооружения по согласованию с территориальными подразделениями ведомств государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения вводятся во временную эксплуатацию.
41. Подача питьевой воды водопотребителю в период временной эксплуатации осуществляется не ранее, чем через двадцать четыре часа после ее начала, установления всех нормативных показателей качества воды.
В процессе временной эксплуатации:
1) производится технологическая наладка очистных сооружений;
2) отрабатываются заданные проектом эксплуатационные режимы;
3) уточняются дозы применяемых реагентов;
4) проводятся испытания сооружений на проектную производительность и форсированные режимы (на случай аварии);
5) выявляются и устраняются недостатки в работе очистных сооружений, коммуникаций, запорно-регулирующего оборудования и средств контроля и автоматизации.
Испытания на проектную производительность и наладку очистных сооружений водоснабжения осуществляют во все характерные по изменению качества воды в источнике в течение года.
42. При малых объемах сточных вод поступающих на очистные сооружения, чем предусмотрено проектом, предусматривается поэтапная наладка и пуск в эксплуатацию очистных сооружений.
43. Контроль качества воды по физико-химическим, микробиологическим, паразитологическим, радиологическим и органолептическим показателям проводится аккредитованной лабораторией в местах водозаборов, в процессе ее обработки, перед поступлением в сеть, а также в самой сети по утвержденному графику.
44. Организация проводит все виды окончательного контроля и лабораторных исследований питьевой воды в соответствии с требованиями Санитарных правил и Гигиенических нормативов.
45. Производственный контроль организуется на всех этапах и стадиях обработки воды согласно Санитарных правил производственного контроля. Систематический анализ результатов производственного контроля направлен на своевременное обнаружение нарушений в технологии очистки воды, предупреждение поступления в резервуары чистой воды, не отвечающей по своим показателям санитарно-эпидемиологическим требованиям, Гигиеническим нормативам, и на интенсификацию работы водоочистной станции.
46. В зависимости от производительности очистных сооружений и степени сложности применяемой технологии обработки воды для производственного контроля создаются физико-химическая, бактериологическая, паразитологическая, радиологическая, гидробиологическая, технологическая и другие лаборатории, а также отдел контрольно-измерительных приборов и автоматизации.
При невозможности организации производственного контроля по радиологическим показателям исследования проводятся на договорной основе в аккредитованных лабораториях.
47. Объем и график работы производственного контроля определяются с учетом местных условий и утверждаются руководителем организации по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
48. Эксплуатация водоочистных установок заводского изготовления на водопроводах с производительностью до 5,0 тыс. м3/сут осуществляется на основании паспортов и инструкций по эксплуатации, входящих в комплект поставки.
49. При постоянной эксплуатации работу очистных сооружений учитывают путем регулярных записей в журналах на бумажном носителе и электронном виде:
1) технической эксплуатации, где ежедневно регистрируют количество очищенной воды и обработанных осадков; количество израсходованных реагентов и их дозы; количество воды, израсходованной на собственные нужды; наименования сооружений, агрегатов и оборудования, находящихся в работе, очистке, ремонте;
2) анализов, куда ежедневно вносят результаты анализов по определению состава поступающих и очищенных вод, а также воды на отдельных стадиях ее очистки, данные анализа сырых и обработанных осадков;
3) учета использования материалов, где ведутся записи о поступлении и расходовании реагентов и других материалов, хранящихся на складах очистных сооружений.
На очистных сооружениях производительностью более 25 тысяч метров кубических в сутки оперативная документация и журналы ведутся в электронном виде.
50. Производственный контроль организуется на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков для оценки качественных и количественных показателей работы сооружений.
51. В процессе эксплуатации очистных сооружений постоянно анализируются результаты производственного контроля для обеспечения наиболее высоких технико-экономических показателей работы сооружений, совершенствования технологических процессов, уточнения доз применяемых реагентов для очистки сточных вод санитарно-эпидемиологическим требованиям.
52. Технологический контроль обеспечивает всестороннюю оценку технологической эффективности работы очистных сооружений по требуемой степени очистки воды и обработки осадков.
53. На весь комплекс и каждое сооружение в отдельности составляется технологический паспорт с указанием технических данных, проектной и фактической производительности сооружений.
54. Эксплуатацию всех типов компактных установок осуществляют в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей или фирм-поставщиков.
55. Техническая эксплуатация водопроводной сети осуществляется по средствам:
1) технического надзора за состоянием и сохранностью сети, сооружений, устройств и оборудования на ней, технического содержания сети;
2) разработки совместно с другими подразделениями организации по водоснабжению и (или) водоотведению мероприятий по совершенствованию системы подачи и распределения воды, а также мероприятий по предотвращению перерывов в подаче воды в неблагоприятно расположенные районы и микрорайоны при аварийных ситуациях, выполнение переключений на сети в соответствии с указанием диспетчера для установления режима работы системы оптимального при фактическом водопотреблении и его прогнозируемых изменениях в предстоящем периоде времени, подготовки информации по техническому состоянию сети, насосных станций и регулирующих емкостей при нормальных и аварийных режимах работы системы, проведение натурных измерений расходов воды и давлений, сопоставления данных измерений с результатами расчетов для проверки соответствия расчетной схемы фактическому техническому состоянию системы и фактическому водопотреблению в период проведения натурных измерений;
3) планово-предупредительного и капитального ремонта на сети, ликвидации аварий;
4) ведения технической документации и отчетности;
5) анализа условий работы сети, подготовки предложений по совершенствованию системы и управлению ее работой, применению новых типов конструкций труб и трубопроводной арматуры, новых методов восстановления и ремонта трубопроводов;
6) сбора, хранения и систематизации данных по всем повреждениям и авариям на сети, сооружениях на ней с целью анализа их причин, оценки и контроля показателей надежности;
7) обеспечения эффективного функционирования установок электрозащиты.
56. Эксплуатацию водопроводной сети производят службы, которые в зависимости от протяженности сети и объемов работ используются в виде участков, управлений, служб сети, а для крупных городов - в виде самостоятельных эксплуатационно-аварийных производственных управлений с подразделением на районные эксплуатационные участки водопроводной сети.
57. Распределение водопроводной сети производят с таким расчетом, чтобы протяженность сети района не превышала 300-350 км, а расстояние до наиболее удаленной точки сети не более 10 км.
58. Технический контроль за состоянием сети осуществляется путем осмотра трубопроводов и проверки действия сооружений и оборудования сети.
59. На основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надежности разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию сети, проведению профилактических, текущих и капитальных ремонтов.
60. К профилактическому обслуживанию относится проведение мероприятий по предохранению устройств и оборудования на сети от замерзания (постановка и снятие утепления, отколка льда).
61. Данные осмотров и профилактического обслуживания с проверкой состояния сооружений, действия оборудования и устройств на сети используют при составлении дефектных ведомостей, разработке проектно-сметной документации и для производства планово-предупредительных и капитального ремонтов.
62. К планово-предупредительному ремонту на сети относятся:
1) профилактические мероприятия - промывка и прочистка сети, околка льда, очистка колодцев и камер от грязи, откачка воды;
2) ремонтные работы - замена люков, скоб, ремонт горловины колодца, подъем и спуск люков.
63. К капитальному ремонту на сети относятся работы по:
1) сооружению новых, либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер);
2) прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб;
3) замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей;
4) ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб;
5) защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами;
6) ликвидации повреждений дюкеров и переходов путей.
64. Сети водоотведения организации (далее - сети) обеспечивает отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.
65. Техническая эксплуатация сети включает:
1) технический контроль за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети;
2) устранение засоров и излива сточных вод на поверхность;
3) предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидация;
4) профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов;
5) технический контроль за эксплуатацией сети и сооружений абонентов согласно договорам;
6) технический контроль за строительством сети, приемка в эксплуатацию новых и реконструированных линий;
7) ведение отчетной и технической документации;
8) изучение режимов работы сети;
9) разработку перспективных планов развития сети.
66. На основании данных наружного и технического осмотров сети составляют дефектные ведомости, разрабатывают сметы и производят текущий и капитальный ремонты.
67. Обеззараживание питьевой воды и сточных вод обеспечивает величины микробиологических показателей качества питьевой воды и сточных вод, удовлетворяющих санитарно-эпидемиологическим требованиям и Гигиенических нормативов.
68. При эксплуатации систем обеззараживания воды и сточных вод организация:
1) поддерживает заданный режим работы основного и вспомогательного оборудования, обеспечивает их безаварийную работу;
2) следит за соблюдением установленного расхода обеззараживающего агента;
3) контролирует концентрацию остаточного хлора в воде (сточная вода) в установленном интервале времени;
4) проводит ревизию хлораторов и запорной арматуры не реже 1 раза в квартал (с заменой сальниковой набивки), ревизию грязевиков - не реже 1 раза в два года при двух хлораторах и ежегодно - при большем числе хлораторов;
5) своевременно по графику выполняет планово-предупредительные ремонты оборудования;
6) периодически отбирает пробы воды после обеззараживания для ее микробиологического анализа;
7) следит за показаниями контрольно-измерительных приборов и функционированием средств автоматизации;
8) принимает меры к устранению неполадок в работе установок;
9) следит за работой систем вентиляции, в том числе аварийной;
10) следит за системой контроля содержания хлора в воздухе рабочей зоны;
11) ведет учет расхода реагентов, электроэнергии, воды на собственные нужды установок для обеззараживания;
12) выполняет требования техники безопасности.
69. Сооружения и установки для обработки осадков природных и сточных вод обеспечивают прием и обработку образующихся осадков, их стабилизацию, обезвоживание и обеззараживание для последующей утилизации.
70. Водопроводные насосные станции обеспечивают бесперебойную подачу воды потребителю при соблюдении заданного напора в контрольных точках водопроводной сети в соответствии с реальным режимом водопотребления и с учетом необходимости минимизации затрат по электроэнергии.
71. Насосные станции водоотведения обеспечивают бесперебойную перекачку сточных вод в соответствии с режимом водоотведения.
72. Организация устанавливает эксплуатационные режимы работы насосных станций. Оперативное управление режимами работы станций осуществляется диспетчерской службой.
Режимы работы насосных станций взаимоувязываются с режимами работы системы водоснабжения и водоотведения в целом, с учетом режимов работы остальных сооружений: сетей водоснабжения и водоотведения, резервуаров, очистных сооружений.