О внесении изменений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 945 "Об утверждении Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время"

Новый

Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 19 августа 2025 года № 340. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 августа 2025 года № 36646

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 945 "Об утверждении Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10151) следующие изменения:

      заголовок приказа изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, органов управления при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время";

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 49) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите", ПРИКАЗЫВАЮ:";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемые Правила организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, органов управления при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.";

      Правила организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту информатизации, цифровизации и связи Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
Ч. Аринов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство юстиции
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство науки
и высшего образования
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство труда
и социальной защиты
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство транспорта
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и информации
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство промышленности и строительства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство водных ресурсов и ирригации
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство туризма и спорта
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство экологии
и природных ресурсов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан

  Приложение
к приказу Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 19 августа 2025 года № 340
  Утверждены
приказом Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 26 декабря 2014 года № 945

Правила организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, органов управления при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, органов управления при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время (далее - Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 49) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите", которые определяют порядок организации и задействования системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, органов управления при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

      2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) гражданская защита – общегосударственный комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, организацию и ведение гражданской обороны, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, включающий в себя мероприятия по обеспечению пожарной, промышленной и сейсмической безопасности, формированию, хранению и использованию государственного материального резерва;

      2) силы гражданской защиты – воинские части гражданской обороны, аварийно-спасательные службы и формирования, подразделения государственной, профессиональной, отраслевой противопожарных служб, формирования гражданской защиты, авиация и морская организация уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования;

      3) службы гражданской защиты – республиканские, областные, городские, районные системы органов управления и сил гражданской защиты, предназначенные для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты;

      4) система оповещения гражданской защиты (далее - система оповещения) – совокупность программных и технических средств, обеспечивающих доведение информации до населения и органов управления об угрозе жизни и здоровью людей, о порядке действий в сложившейся обстановке;

      5) уполномоченный орган в сфере гражданской защиты (далее - уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере гражданской защиты в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания экстренной медицинской и психологической помощи населению, обеспечения пожарной безопасности и организации Гражданской обороны;

      6) сигнал оповещения "Внимание всем!" – единый сигнал оповещения, передаваемый посредством сирен или других сигнальных средств, для привлечения внимания населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

      7) оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигнала оповещения "Внимание всем!" и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о правилах поведения населения в сложившейся ситуации.

      3. Задачей системы оповещения является своевременное, гарантированное и достоверное доведение сигналов и информации оповещения до населения и органов управления, а также круглогодичное функционирование и постоянная готовность к применению во всех режимах функционирования государственной системы гражданской защиты в мирное и военное время.

Глава 2. Порядок организации системы оповещения

      4. Система оповещения организуется на:

      1) республиканском уровне – республиканская система оповещения с охватом территории Республики Казахстан;

      2) территориальном уровне – система оповещения области, города республиканского значения, столицы с охватом территорий области, города республиканского значения, столицы;

      3) объектовом уровне – локальная система оповещения с охватом территории и населения, попадающего в расчетную зону распространения чрезвычайной ситуации:

      объекта с массовым пребыванием людей;

      опасного производственного объекта;

      гидротехнического сооружения.

      5. Республиканская система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:

      1) населения Республики Казахстан;

      2) органов управления гражданской защиты;

      3) сил гражданской защиты;

      4) территориальных органов уполномоченного органа.

      6. Система оповещения области, города республиканского значения, столицы обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:

      1) населения области (части территории области), города республиканского значения, столицы либо до населения района, города областного значения, района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа по распоряжению акима соответствующей административно-территориальной единицы;

      2) местных исполнительных органов и иных государственных органов;

      3) экстренных и аварийных служб;

      4) сил гражданской защиты на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

      7. Локальная система оповещения (далее - ЛСО) обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:

      1) населения, попадающего в расчетную зону распространения чрезвычайной ситуации;

      2) работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект и гидротехническое сооружение;

      3) физических лиц, находящихся на территории объекта с массовым пребыванием людей;

      4) аварийно-спасательных служб и формирований, обслуживающих опасные производственные объекты;

      5) руководителей и дежурно-диспетчерских служб юридических лиц, расположенных в расчетной зоне распространения чрезвычайной ситуации.

      8. Создание, развитие и поддержание в постоянной готовности системы оповещения республиканского и территориального уровней, в том числе эксплуатация, техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования, организация и содержание каналов связи систем оповещения, осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами и местными исполнительными органами.

      Определение единой технической политики по созданию, доукомплектованию, модернизации и дооснащению основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения) системы оповещения осуществляется уполномоченным органом в соответствии с Национальным стандартом СТ РК 3432-2019 "Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".

      9. Организация размещения технических средств оповещения осуществляется местными исполнительными органами.

      10. Создание, развитие и поддержание в постоянной готовности системы оповещения объектового уровня, в том числе эксплуатация, техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования систем оповещения, а также организация и содержание необходимых для их бесперебойного функционирования каналов связи, в том числе до управляющего оборудования системы оповещения территориального уровня, осуществляются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения и объекты с массовым пребыванием людей (далее – организации).

      11. Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия опасных факторов от аварий на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, с риском причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами территорий размещения данных объектов и сооружений.

      Границы зоны действия ЛСО определяются при разработке технического задания на создание (реконструкцию):

      опасных производственных объектов в соответствии с зонами действия основных поражающих факторов (оценка зоны действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий, инцидентов), определяемыми Правилами разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 341 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10257);

      гидротехнических сооружений в соответствии с зонами затопления, границами зон вредного воздействия на окружающую среду, определяемые Регламентом о безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Водного кодекса Республики Казахстан.

      12. ЛСО на гидротехнических сооружениях организуется в соответствии с Перечнем гидротехнических сооружений, представляющих угрозу населению.

      13. При размещении нескольких опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, эксплуатируемых разными организациями в близости друг от друга, по совместному решению руководства данных организаций допускается создание единой ЛСО.

      При этом каждая организация имеет отдельную объектовую систему оповещения в пределах своей территории.

      14. В случае попадания населенных пунктов в зону действия основных поражающих факторов и зону затопления, границы зон вредного воздействия на окружающую среду при возможных авариях на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, допускается создание системы оповещения указанных населенных пунктов совместно с местными исполнительными органами.

      ЛСО задействуются с управляющего оборудования системы оповещения территориального уровня.

      15. Передача информационных видео- и аудиосообщений путем прерывания трансляций телерадиовещания для оповещения и доведения информации до населения осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О масс-медиа".

      16. При нарушении работы сетей энергоснабжения и телекоммуникаций, оповещение населения организуется с использованием доступных средств информирования, автомобилей оповещения уполномоченного органа, служебных транспортных средств государственных органов и служб гражданской защиты, имеющих громкоговорящие установки.

      17. Уполномоченным органом и его территориальными органами в целях своевременного оповещения органов управления государственной системы гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, формируются списки лиц, для их оповещения с использованием существующих технических средств (далее – списки оповещения).

      Информация для формирования списков представляется органами управления государственной системы гражданской защиты уполномоченному органу и его территориальным органам, ежемесячно к 5 числу следующего месяца и/или незамедлительно при изменении соответствующих сведений.

      18. В целях обеспечения надежности систем оповещения всех уровней, не реже одного раза в год осуществляется проверка готовности республиканской системы оповещения и не реже одного раза в квартал проверка готовности системы оповещения области, городов республиканского значения, столицы с подачей единого сигнала оповещения "Внимание всем!" и передачей населению информационных сообщений по средствам массовой информации, путем передачи текстовых сообщений по сетям операторов сотовой связи на мобильные телефоны населения, в том числе посредством технологии широковещательной передачи сообщений (далее – Cell Broadcast).

      19. Для осуществления технической проверки республиканской системы оповещения и при проведении республиканских учений по гражданской защите, распоряжение по задействованию системы оповещения республиканского уровня отдает руководитель уполномоченного органа.

      Для осуществления технической проверки системы оповещения области, городов республиканского значения, столицы и проведения учений по гражданской защите, распоряжение на задействование системы оповещения территориального уровня отдает руководитель территориального органа уполномоченного органа.

Глава 3. Порядок оповещения населения и органов управления при чрезвычайных ситуациях

      20. Порядок оповещения заключается в оперативном доведении до органов управления информации об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации для принятия соответствующих мер реагирования, а также доведения до населения единого сигнала оповещения "Внимание всем!" и информационных сообщений об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

      21. С момента поступления информации об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации глобального масштаба, уполномоченный орган согласовывает с Премьер-Министром Республики Казахстан – начальником гражданской обороны Республики Казахстан задействование системы оповещения республиканского уровня, посредством которой незамедлительно оповещаются население, территориальные органы уполномоченного органа, органы государственного управления и местные исполнительные органы.

      При угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации регионального масштаба распоряжение о задействовании системы оповещения отдает руководитель уполномоченного органа, при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации местного масштаба – руководитель территориального органа.

      С момента поступления информации об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации местного масштаба, оперативный дежурный территориального органа незамедлительно информирует оперативного дежурного уполномоченного органа и непосредственного руководителя территориального органа, который с использованием всех доступных средств связи в кратчайшие сроки согласовывает с акимом соответствующей административно-территориальной единицы, распоряжение о задействовании системы оповещения территориального уровня.

      При угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, требующих незамедлительного оповещения населения, задействование системы оповещения допускается должностными лицами оперативно-дежурной службы уполномоченного органа и его территориальных органов без получения распоряжения от уполномоченных должностных лиц.

      Руководители организаций или их дежурно-диспетчерские службы по команде оперативного дежурного территориального органа, или самостоятельно в случае угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации на объекте, осуществляют оповещение работников организации, аварийно-спасательные службы, дежурно-диспетчерские службы и население, проживающее в зоне распространения чрезвычайной ситуации путем задействования систем оповещения объектового уровня.

      22. В период действия чрезвычайного положения, распоряжение о задействовании системы оповещения территориального уровня отдает комендант местности, где введено чрезвычайное положение в соответствии с Законом Республики Казахстан "О чрезвычайном положении".

      23. После получения распоряжения о задействовании системы оповещения, оперативным дежурным территориальных органов организуется оповещение должностных лиц в соответствии со списками оповещения, а также осуществляется подача единого сигнала оповещения "Внимание всем!" для привлечения внимания населения.

      24. С момента подачи единого сигнала оповещения "Внимание всем!", оперативным дежурным территориальных органов незамедлительно организуется передача информационных сообщений об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации и инструкции о действиях населения в сложившейся ситуации посредством:

      1) передачи информационных видео- и аудиосообщений путем прерывания трансляции каналов эфирного телерадиовещания;

      2) передачи текстовых сообщений по сетям операторов сотовой связи на мобильные телефоны населения, в том числе посредством технологии Cell Broadcast;

      3) передачи звуковых, графических, текстовых и голосовых сообщений с использованием мобильных приложений по беспроводным сетям передачи данных;

      4) передачи звуковых и голосовых сообщений с использованием сиренно-речевых устройств и подвижных средств оповещения различной ведомственной принадлежности;

      5) передачи текстовых сообщений с использованием информационных терминалов в местах массового пребывания населения;

      6) размещение информации на ведомственном интернет-ресурсе, официальных аккаунтах в социальных сетях уполномоченного органа и его территориальных органов, а также в иных доступных средствах массовой информации.

      25. При задействовании сигнала оповещения "Внимание всем!" система оповещения обеспечивает одновременное и многократно повторяемое доведение информации об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации до населения и порядке действий людей в сложившейся ситуации.

      26. Продолжительность подачи единого сигнала оповещения "Внимание всем!" составляет 1 минуту. После сигнала осуществляется трансляция информационного сообщения продолжительностью до 5 минут на государственном и русском языках. В течение одного часа допускается повторение информационного сообщения не более трех раз и прекращается после принятия решения об окончании использования системы оповещения.

      27. По сигналу оповещения "Внимание всем!" население использует доступные средства приема информации для получения и выполнения инструкций о действиях в сложившейся обстановке.

      28. Информация об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения формируется службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, в том числе сейсмологической службой, системами селевого оповещения, контроля за радиационной обстановкой и иными компетентными организациями независимо от их формы собственности и передается в оперативно-дежурные службы территориальных органов и уполномоченного органа.

      Получение оперативно-дежурными службами территориальных органов и уполномоченного органа вышеуказанной информации является основанием для организации оповещения населения и органов управления в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

      29. Порядок оповещения и доведения информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения, до личного состава воинских частей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан и населения военных городков определяется соответствующими командирами соединений, частей и подразделений совместно с территориальными органами уполномоченного органа.

      30. При задействовании систем оповещения, действия оперативных дежурных и тексты информационных сообщений разрабатываются и принимаются территориальными органами уполномоченного органа.

      31. Для доведения до населения информации информационного (профилактического) характера, не связанной с угрозой или возникновением чрезвычайной ситуации, используется система оповещения (без подачи единого сигнала "Внимание всем!"). Передача информации осуществляется путем трехкратного воспроизведения через сиренно-речевые устройства, перехвата сетей теле- и радиовещания, публикации в мобильных приложениях, на официальных интернет-ресурсах и в аккаунтах социальных сетей, а также посредством рассылки текстовых сообщений по сетям операторов сотовой связи, включая технологию Cell Broadcast.

      Доведение информации через сиренно-речевые устройства осуществляется в период с 08:00 до 22:00 часов.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.