Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 3
В соответствии с подпунктом 3) пункта 6 и пунктами 8, 13 и 16 статьи 154, пунктом 2 статьи 156 и пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Процедуры по предоставлению бюджетных кредитов, в том числе перечень документов, необходимых при их представлении, а также способы предоставления бюджетного кредита, график погашения и обслуживания бюджетного кредита, процедуры реструктуризации бюджетного кредита и замены заемщика, условия исковой давности, условия перевода долга по бюджетному кредиту, прекращение требований кредиторов и прекращение гарантии по бюджетным кредитам, процедуры контроля по бюджетным кредитам согласно приложению 1 к настоящему приказу (далее – Приложение 1);
2) Правила определения полномочий поверенного (агента), размер и условия оплаты его вознаграждения, согласно приложению 2 к настоящему приказу (далее – Приложение 2);
3) Правила осуществления контроля за использованием бюджетных кредитов по целевому назначению и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему, согласно приложению 3 к настоящему приказу (далее – Приложение 3);
4) Критерии кредитоспособности заемщика, согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) Правила включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетных кредитов из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств, согласно приложению 5 к настоящему приказу (далее – Приложение 5).
2. Департаменту бюджетного кредитования, Национального фонда Республики Казахстан и взаимодействия по вопросам финансового сектора Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан после дня его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
При этом установить, что пункты 20, 22, 35 и 37 Приложения 1 к настоящему приказу, пункт 8 Приложения 2 к настоящему приказу, пункты 4 и 7 Приложения 3 к настоящему приказу и пункт 3 Приложения 5 к настоящему приказу действуют по 31 декабря 2025 года включительно.
Министр финансов Республики Казахстан |
М. Такиев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу | |
Министр финансов | |
Республики Казахстан | |
от 26 июня 2025 года | |
№ 325 |
Процедуры по предоставлению бюджетных кредитов, в том числе перечня документов, необходимых при их представлении, а также способы предоставления бюджетного кредита, графика погашения и обслуживания бюджетного кредита, процедуры реструктуризации бюджетного кредита и замены заемщика, условий исковой давности, условия перевода долга по бюджетному кредиту, прекращения требований кредиторов и прекращения гарантии по бюджетным кредитам, процедуры контроля по бюджетным кредитам
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Процедуры по предоставлению бюджетных кредитов, в том числе перечня документов, необходимых при их предоставлении, а также способы предоставления бюджетного кредита, графика погашения и обслуживания бюджетного кредита, процедуры реструктуризации бюджетного кредита и замены заемщика, условий исковой давности, условия перевода долга по бюджетному кредиту, прекращения требований кредиторов и прекращения гарантии по бюджетным кредитам, процедуры контроля по бюджетным кредитам (далее – Процедуры) разработаны в реализацию пункта 16 статьи 154 и пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют порядок предоставления, использования, обслуживания, погашения бюджетного кредита, мониторинга использования бюджетного кредита, а также способы предоставления бюджетного кредита, графика погашения и обслуживания бюджетного кредита, процедуры реструктуризации бюджетного кредита и замены заемщика, условий исковой давности, условия перевода долга по бюджетному кредиту, прекращения требований кредиторов и прекращения гарантии по бюджетным кредитам, процедуры контроля по бюджетным кредитам.
Бюджетное кредитование осуществляется путем предоставления бюджетных кредитов из республиканского и местных бюджетов заемщикам, в том числе для последующего кредитования конечных заемщиков.
2. Бюджетные кредиты предоставляются на цели и в пределах сумм, предусмотренных соответствующими бюджетными программами:
в утвержденном республиканском бюджете на текущий финансовый год;
в утвержденных решениями маслихатов местных бюджетах на текущий финансовый год.
3. В настоящих Процедурах используются следующие понятия:
1) освоение бюджетного кредита – процесс перечисления и использования бюджетных средств для достижения поставленных целей и задач сторонами кредитного договора;
2) эффективность использования средств бюджетного кредита – соотношение фактически достигнутых результатов с запланированными, с учетом использованных для их достижения ресурсов и отраслевых особенностей планов развития администратора бюджетной программы;
3) мониторинг использования бюджетных кредитов – это процесс регулярного наблюдения, сбора и анализа информации о расходовании средств бюджетного кредита, достижения показателей прямого и конечного результатов, с целью оценки эффективности использования средств бюджетного кредита;
4) интегрированная автоматизированная информационная система "е-Минфин" (далее – ИАИС "е-Минфин") – информационная система, предназначенная для комплексной автоматизации бизнес-процессов Министерства финансов Республики Казахстан по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;
5) кредитор – сторона кредитного договора, предоставляющая бюджетный кредит в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Республики Казахстан;
6) заемщик – сторона кредитного договора, получающая бюджетный кредит, которая несет обязательства по погашению основного долга и выплате вознаграждения, а также других платежей в соответствии с кредитным договором;
7) информационная система заемщика/поверенного (агента) – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;
8) специализированные организации – банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а также организации, контрольный пакет акций которых принадлежит государству либо национальному холдингу, либо национальному управляющему холдингу, являющиеся резидентами Республики Казахстан;
9) поверенный (агент) – лицо, которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет кредитора (доверителя) или администратора бюджетной программы и в соответствии с его указаниями определенные поручения, связанные с бюджетным кредитованием;
10) конечный заемщик – конечный получатель бюджетного кредита, предоставляемого ему на условиях, определенных кредитором или финансовым агентством.
Глава 2. Процедуры по предоставлению бюджетных кредитов
4. Способы предоставления бюджетного кредита:
1) единовременный бюджетный кредит – выделение бюджетных средств заемщику производится единовременно либо частями согласно графику перечисления средств в течение финансового года. Первое перечисление кредитором производится в срок согласно графику перечисления, а последующие – по мере полного освоения перечисленной суммы кредита конечным заемщиком на основании подтверждающих документов;
2) бюджетная кредитная линия – выделение средств заемщику производится частями в течение нескольких финансовых лет в соответствии с утвержденным финансово-экономическим обоснованием.
Принятые обязательства в рамках бюджетной кредитной линии учитываются при определении лимитов расходов администраторов бюджетных программ и планировании соответствующего бюджета.
Бюджетная кредитная линия предоставляется исключительно финансовым агентствам.
5. Порядок открытия контрольного счета наличности бюджетных кредитов предусмотрен приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 мая 2025 года № 272 "Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания на 2025 финансовый год".
6. Основные условия бюджетного кредита устанавливаются решением центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или соответствующего местного исполнительного органа.
Кредитный договор содержит следующие основные условия бюджетного кредита:
1) цель предоставления;
2) размер;
3) валюту;
4) срок;
5) период освоения;
6) ставку вознаграждения;
7) дату начала выплаты основного долга.
В кредитный договор включаются дополнительные условия, в том числе определяющие способ предоставления бюджетного кредита, график погашения и обслуживания бюджетного кредита, способы обеспечения исполнения обязательств по бюджетному кредиту.
7. В зависимости от срока предоставления бюджетные кредиты подразделяются на следующие виды:
1) краткосрочные – до 1 года;
2) среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
3) долгосрочные – от 5 года до 10 лет.
Бюджетные кредиты местным исполнительным органам для реализации мер социальной поддержки специалистов предоставляется на 15 лет.
8. Период освоения бюджетного кредита начинается с даты первого перечисления на счет заемщика и заканчивается в соответствии с основными условиями бюджетного кредита.
Периодом освоения бюджетного кредита для конечного заемщика является период времени, не превышающий срок периода освоения для заемщика.
9. Заемщик в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от кредитора средств бюджетного кредита перечисляет средства поверенному (агенту).
10. Заемщик/поверенный (агент) (при наличии) в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения средств бюджетного кредита определяет перечень конечных заемщиков, который направляется в местный исполнительный орган для вынесения на рассмотрение конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом и передается заемщику/поверенному (агенту) в течение 3 (трех) рабочих дней. Заключение кредитного договора с конечными заемщиками осуществляется в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней с момента получения указанного протокола.
11. Предоставление бюджетного кредита осуществляется после заключения и регистрации кредитного договора, договоров поручения и документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по бюджетному кредиту.
12. Заемщики/конечные заемщики определяются:
1) поверенным (агентом) в соответствии с договором поручения при бюджетном кредитовании граждан Республики Казахстан;
2) администратором бюджетной программы по результатам конкурса при бюджетном кредитовании специализированных организаций, за исключением финансовых агентств;
3) в соответствии с настоящими Процедурами при бюджетном кредитовании местных исполнительных органов;
4) в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, при бюджетном кредитовании иностранных государств.
13. Заемщиками являются:
1) специализированные организации;
2) местные исполнительные органы, аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
3) иностранные государства;
4) физические лица.
14. Конечными заемщиками являются физические и юридические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Отбор и кредитование конечных заемщиков осуществляются специализированными организациями или заемщиком в лице местного исполнительного органа в соответствии с целевым назначением бюджетной программы, а также их собственной кредитной политикой.
15. Администраторы бюджетных программ после утверждения соответствующих бюджетов направляют в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета или соответствующий местный исполнительный орган, основные условия бюджетного кредита для последующего утверждения не позднее 15 декабря соответствующего года.
При не полном представлении подтверждающих документов администраторами бюджетных программ основных условий бюджетного кредита, некорректности показателей прямого и конечного результатов, уполномоченный орган выносит мотивированный отказ, который направляется администратору бюджетной программы.
Администратор бюджетных программ вправе повторно направить основные условия бюджетного кредита для последующего утверждения при условии устранения причин отказа не позднее 15 декабря соответствующего года.
16. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета или местный исполнительный орган до 30 декабря текущего года выносит соответствующее решение об утверждении основных условий бюджетного кредита по предстоящему финансовому году.
Решение об утверждении основных условий бюджетного кредита подлежит корректировке при уточнении республиканского и местных бюджетов.
17. При предоставлении бюджетного кредита за счет средств республиканского бюджета проект кредитного договора Заемщиком формируется в ИАИС "е-Минфин" в соответствии с планом финансирования администратора бюджетной программы на соответствующий год, который направляется на согласование администратору бюджетной программы и кредитору.
Согласованный проект кредитного договора подписывается посредством электронной цифровой подписи заемщика, администратора бюджетной программы и кредитора в ИАИС "е-Минфин".
Местный исполнительный орган в лице кредитора совместно с администратором местной бюджетной программы и поверенным (агентом)/заемщиком подписывает проект кредитного договора в ИАИС "е-Минфин".
18. При предоставлении бюджетного кредита за счет средств местного бюджета местный исполнительный орган в лице кредитора совместно с администратором местной бюджетной программы и поверенным (агентом)/заемщиком согласовывает и подписывает кредитный договор в ИАИС "е- Минфин".
19. Для получения бюджетного кредита конечный заемщик формирует электронную заявку через информационную систему поверенного (агента)/ заемщика.
20. При отсутствии информационной системы у поверенного (агента)/ заемщика для получения бюджетного кредита конечный заемщик предоставляет заявку поверенному (агенту)/ заемщику на бумажном или электронном носителе.
21. В течение 3 (трех) месяцев со дня подписания кредитного договора заемщик подписывает через ИАИС "е-Минфин", информационную систему заемщика/поверенного (агента) соответствующие договоры, обеспечивающие исполнение им обязательств по бюджетному кредиту.
22. При отсутствии информационной системы у заемщика/поверенного (агента) в течение 3 (трех) месяцев со дня подписания кредитного договора заемщик подписывает соответствующие договоры, обеспечивающие исполнение им обязательств по бюджетному кредиту на бумажном или электронном носителе.
23. Кредитный договор заключается как в национальной, так и в иностранной валютах. Бюджетные кредиты предоставляются как с плавающей, так и с фиксированной ставкой вознаграждения.
Фиксированной ставкой вознаграждения является ставка вознаграждения, размер которой устанавливается неизменным на весь срок бюджетного кредита.
Плавающей ставкой вознаграждения является ставка вознаграждения, размер которой изменяется в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке.
Для начисления вознаграждения в расчет берутся 360 (триста шестьдесят) дней в году и 30 (тридцать) дней в месяце либо фактическое количество прошедших дней при неполном месяце.
24. Погашение основного долга по бюджетным кредитам осуществляется в соответствии с кредитным договором и законодательством Республики Казахстан.
График погашения и обслуживания бюджетного кредита устанавливает сроки, периодичность платежей по погашению и обслуживанию бюджетного кредита.
Погашение основного долга по бюджетным кредитам в графике погашения устанавливается равными долями в течение всего срока предоставления бюджетного кредита по истечении льготного периода.
25. При наступлении срока платежа заемщик осуществляет очередные платежи по основному долгу и вознаграждению посредством перечисления денег платежным поручением в соответствующий бюджет.
26. При образовании задолженности исполнение обязательств по бюджетному кредиту осуществляется в следующей очередности платежей:
1) начисленная неустойка (штрафы, пени);
2) начисленное вознаграждение;
3) погашение основного долга.
Заемщик бюджетного кредита при поступлении досрочного погашения от поверенного (агента) и конечных заемщиков обеспечивает их перечисление в республиканский бюджет в течение 90 (девяноста) календарных дней.
Первые три последовательных платежа в графике погашения не подлежат изменению.
27. Льготным периодом является период времени, входящий в состав срока бюджетного кредита, в течение которого заемщиком не осуществляется погашение кредита по основному долгу. Продолжительность льготного периода не должна превышать одной трети продолжительности срока кредита.
При бюджетном кредитовании финансовых агентств со сроком до одного года допускается погашение бюджетного кредита в конце срока бюджетного кредита.
Продолжительность льготного периода по выплате основного долга бюджетного кредита подтверждается соответствующими расчетами заемщика и администратора бюджетной программы.
Продажа акций финансового агентства, получившего бюджетный кредит без обеспечения, допускается при предоставлении им обеспечения бюджетного кредита.
28. Ставка вознаграждения по бюджетным кредитам устанавливается на уровне не ниже средневзвешенной ставки доходности по государственным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, со сроком обращения, соответствующим сроку предоставляемого бюджетного кредита, и сложившейся в предыдущем квартале по результатам операций на организованном вторичном рынке ценных бумаг.
Указанное требование не распространяется на ставки вознаграждения по бюджетным кредитам, предоставляемым:
Местным исполнительным органам;
национальной компании в сфере агропромышленного комплекса, участвующей в обеспечении продовольственной безопасности;
финансовым агентствам;
местным исполнительным органам, предоставляющим бюджетные кредиты конечным заемщикам для реализации задач социальной политики государства.
В случае если операции на организованном вторичном рынке ценных бумаг, эмитированных центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, в текущем периоде не производились, ставка вознаграждения устанавливается равной ставке вознаграждения в предыдущем периоде в соответствующей валюте.
29. Начисление вознаграждения за пользование бюджетным кредитом, осуществляется с даты перечисления средств бюджетного кредита со счета кредитора на счет заемщика, при реструктуризации бюджетного кредита – с даты подписания соответствующего дополнительного соглашения к кредитному договору.
Осуществление выплаты вознаграждения по бюджетному кредиту начинается не позднее первого календарного года. Начисление вознаграждения осуществляется на остаток основного долга по бюджетному кредиту. При досрочном погашении основного долга осуществляется перерасчет вознаграждения.
В соответствии с кредитным договором заемщик выплачивает сумму вознаграждения по бюджетному кредиту в доход соответствующего бюджета.
30. Размер ставки вознаграждения для конечного заемщика, устанавливаемый специализированной организацией и/или местными исполнительными органами не должен превышать двукратной ставки вознаграждения, устанавливаемой в соответствии с пунктом 28 настоящих Процедур, за исключением ставки вознаграждения по кредитам, предоставляемым субъектам агропромышленного комплекса, а также выдаваемых в рамках масштабирования проекта по повышению доходов сельского населения и молодежи через поверенного (агента).
31. Заключенные кредитные договоры в течение 3 (трех) дней со дня заключения подлежат регистрации:
государственным казначейством по бюджетным кредитам за счет средств республиканского бюджета;
местными исполнительными органами по бюджетным кредитам за счет средств местных бюджетов.
32. Бюджетное кредитование местных исполнительных органов осуществляется только при наличии решения соответствующих маслихатов. Кредитный договор заключается между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и местным исполнительным органом.
33. При бюджетном кредитовании физических лиц кредитный договор заключается между поверенным (агентом), по поручению кредитора, и физическим лицом посредством информационной системы поверенного (агента).
34. Заемщик или поверенный (агент) обеспечивает интеграцию с ИАИС "е-Минфин" в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123 "Об утверждении Правил интеграции объектов информатизации "электронного правительства", утвержденными" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16777).
35. При отсутствии информационной системы у поверенного (агента)/ заемщика при бюджетном кредитовании физических лиц кредитный договор заключается между поверенным (агентом), по поручению кредитора, и физическим лицом на бумажном или электронном носителе.
36. Поверенный (агент) формирует отчет в информационной системе по форме, установленной приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 16 мая 2025 года № 236 "Об утверждении Правил регистрации, учета и мониторинга бюджетных кредитов".
37. При отсутствии информационной системы у поверенного (агента) отчет формируется электронно по форме, установленной приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 16 мая 2025 года № 236 "Об утверждении Правил регистрации, учета и мониторинга бюджетных кредитов".
38. Прекращение требований кредитора по государственным образовательным и студенческим кредитам в случае смерти заемщика либо объявления его умершим осуществляется по решению центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, согласно пункту 1 статьи 160 Бюджетного кодекса, на основании данных поверенного (агента).
39. При прекращении требований поверенным (агентом) по государственным образовательным и студенческим кредитам в случае смерти заемщика либо объявления его умершим в соответствии с пунктом 33 настоящих Процедур, между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и поверенным (агентом) подписывается акт сверки по задолженности. На основании акта сверки уполномоченным органом по исполнению бюджета производится списание задолженности по государственным образовательным и студенческим кредитам в случае смерти заемщика либо объявления его умершим. По итогам списания между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, администратором и поверенным (агентом) подписывается дополнительное соглашение к агентскому соглашению.
40. Бюджетный кредит, выданный за счет денег республиканского и местных бюджетов, считается погашенным при возврате заемщиком суммы основного долга и уплате в полном объеме вознаграждения и других сопутствующих платежей, связанных с бюджетным кредитом.
При наступлении срока погашения кредита кредитор направляет заемщику уведомление о наступлении срока погашения кредита посредством ИАИС "е-Минфин". Уведомление заемщику направляется до даты выплаты в сроки, указанные в кредитном договоре. В уведомлении указываются суммы, подлежащие оплате, банковские реквизиты кредитора, коды классификации поступлений единой бюджетной классификации.
Кредитор осуществляет досрочное расторжение кредитного договора и возврат фактически предоставленных сумм бюджетного кредита, начисленного вознаграждения и иных причитающихся платежей в случае нарушения заемщиком условий использования и погашения бюджетного кредита.
41. Нарушение условий и процедур предоставления бюджетных кредитов администраторами бюджетных программ влечет штраф в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
При выявлении фактов использования бюджетного кредита не по целевому назначению кредитор, администратор бюджетной программы или поверенный (агент) взыскивает с заемщика неправомерно использованную сумму кредита с взиманием штрафа в размере, установленном в кредитном договоре.
К сумме кредита, использованной не по целевому назначению, также относится сумма, используемая заемщиком после периода освоения бюджетного кредита, определенного в кредитном договоре.
42. Сумма кредита, неиспользованная заемщиком за период освоения бюджетного кредита, определенного в кредитном договоре, подлежит возврату в соответствующий бюджет в течение 3 (трех) рабочих дней со дня окончания периода освоения на соответствующий код классификации поступлений единой бюджетной классификации. Заемщик не позднее чем за 10 (десять) календарных дней уведомляет кредитора о планируемом возврате суммы кредита.
При несвоевременности возврата суммы, неиспользованной заемщиком за период освоения бюджетного кредита, кредитором заемщику начисляется пеня в размере, установленном в кредитном договоре. Максимальная сумма пени не должна превышать суммы, неиспользованной заемщиком за период освоения бюджетного кредита.
43. При возврате суммы кредита в случаях, предусмотренных пунктами 41-42 настоящих Процедур, досрочном погашении кредита между кредитором, администратором бюджетной программы и заемщиком заключается дополнительное соглашение к кредитному договору. По согласованию с кредитором или поверенным (агентом) в график погашения основного долга вносятся соответствующие изменения.
44. При заключении дополнительного соглашения сумма кредитного договора корректируется в следующих случаях:
1) возврат нецелевого использования бюджетного кредита;
2) возврат неиспользованной части бюджетного кредита;
3) перераспределение, увеличение либо уменьшение выделенных бюджетных кредитов в рамках соответствующего уточнения, либо корректировки соответствующего бюджета;
4) в связи с фактическим перечислением из республиканского бюджета в течение финансового года суммы на счет заемщика.
В остальных случаях, при заключении дополнительного соглашения сумма кредитного договора не меняется.
45. При образовании у заемщика задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту и ее непогашении в течение срока, определенного условиями кредитного договора, кредитором начисляется пеня.
Размер пени не должен превышать в течение 90 (девяноста) календарных дней просрочки 0,1 (ноль целых одной десятой) процентов от суммы просроченного платежа (с нарастающим итогом) за каждый день просрочки, по истечении 90 (девяноста) календарных дней просрочки не может превышать 0,03 (ноль целых три сотых) процента от суммы просроченного платежа (с нарастающим итогом) за каждый день просрочки, но не более 10 (десяти) процентов от суммы выданного бюджетного кредита за каждый год действия кредитного договора.
46. При образовании у заемщика задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту в период действия чрезвычайного положения в Республике Казахстан, начисление кредитором пени не осуществляется в течение 90 (девяноста) календарных дней с даты образования просроченной задолженности.
47. Реструктуризацией бюджетного кредита является изменение по соглашению сторон сроков, финансовых и иных условий исполнения ими обязательств по кредитному договору.
Решение о реструктуризации бюджетного кредита принимается на основании анализа финансового состояния заемщика при наличии у заемщика плана по оздоровлению финансового положения и заключения государственного органа, в компетенцию которого входят вопросы, отраженные в бизнес-плане или заключение поверенного (агента) и/или местного исполнительного органа.
48. Реструктуризация бюджетного кредита может быть осуществлена не более одного раза, за исключением случая, установленного частью второй настоящего пункта.
При применении в соответствии с законодательством Республики Казахстан реабилитационной процедуры в отношении заемщика допускается повторная реструктуризация бюджетного кредита заемщика, предусмотренная планом реабилитации, но не более одного раза.
Реструктуризация бюджетных кредитов в соответствии с пунктом 16 статьи 154 Бюджетного кодекса осуществляется на основании решения центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или соответствующего местного исполнительного органа по каждому кредитному договору при наличии положительного заключения консультативно-совещательного органа при центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета или местном исполнительном органе.
Реструктуризация бюджетного кредита оформляется посредством заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.
49. Для проведения реструктуризации заемщик обращается в уполномоченный орган по исполнению бюджета и вносит следующий пакет документации:
1) бизнес-план, который содержит финансовое состояние заемщика и меры по оздоровлению финансового положения;
2) заключение государственного органа, в компетенцию которого входят вопросы, отраженные в бизнес-плане или заключение поверенного (агента) и/или местного исполнительного органа.
Решение о реструктуризации бюджетного кредита, предоставленного за счет средств республиканского бюджета, принимается центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании положительного заключения Комиссии по возврату и реструктуризации кредитов, выданных из республиканского бюджета, а также средств, отвлеченных из республиканского бюджета в рамках гарантированных государством займов, созданной в соответствии с решением центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию выносит на рассмотрение проект решения на ближайшее заседание республиканской бюджетной комиссии.
При реструктуризации бюджетного кредита, осуществляемой в соответствии с подпунктом 2) части первой пункта 44 настоящих Процедур, заключение Республиканской бюджетной комиссии к проекту решения центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета не требуется.
Администратор бюджетной программы после утверждения центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета соответствующего решения направляет посредством ИАИС "е-Минфин" согласованный проект дополнительного соглашения к кредитному договору на подпись центральному уполномоченному органу по исполнению бюджета в течение 5 (пяти) рабочих дней. Уполномоченный орган по исполнению бюджета подписывает дополнительное соглашение к кредитному договору в течение 5 (пяти) рабочих дней.
50. При образовании просроченной задолженности, заемщик уплачивает неустойку (штраф, пеня), начисленную на момент принятия решения кредитора, в сроки, указанные в решении кредитора.
При согласии кредитора на изменение срока погашения основного долга, неустойка (штраф, пеня) также начисляется до момента принятия решения кредитора.
При введении реабилитационной процедуры в отношении заемщика начисление неустойки (пени, штрафов) приостанавливается по всем видам задолженности должника в соответствии с подпунктом 2-1) пункта 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О реабилитации и банкротстве".
51. Решение о реструктуризации бюджетного кредита, предоставленного за счет средств местного бюджета, принимается местным исполнительным органом на основании положительного заключения консультативно-совещательного органа при местном исполнительном органе.
52. При реструктуризации бюджетного кредита между кредитором, администратором программы и заемщиком заключается дополнительное соглашение к кредитному договору.
53. Реструктуризация бюджетного кредита осуществляется посредством:
1) изменения сроков погашения основного долга и/(или) выплаты вознаграждения;
2) изменения периода освоения, в течение которого заемщик использует бюджетный кредит для реализации мероприятий в соответствии с целями предоставления бюджетного кредита;
3) изменения валюты бюджетного кредита;
4) капитализации (суммирования) задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту, вознаграждению и иным платежам по кредиту.
Реструктуризация бюджетного кредита осуществляется с обеспечением неизменности размера доходной части бюджета, утвержденного в республиканском бюджете на текущий финансовый год или решением маслихата о местном бюджете на текущий финансовый год.
Основанием для отказа реструктуризации на изменение сроков погашения основного долга и/(или) выплаты вознаграждения является непредставление заемщиком обоснований невозможности погашения в ранее установленные сроки.
Основанием для отказа в реструктуризации на изменение периода освоения, в течение которого заемщик может использовать бюджетный кредит является представление заемщиком обращения в уполномоченный орган по исполнению бюджета после окончания срока освоения.
54. При применении в соответствии с законодательством Республики Казахстан реабилитационной процедуры в отношении заемщика допускается повторная реструктуризация бюджетного кредита заемщика, предусмотренная планом реабилитации, но не более одного раза.
55. Учет правительственных требований по кредитам, выданным из средств республиканского бюджета и средств, привлеченных за счет внешних займов, осуществляется государственным казначейством. Учет требований по кредитам, выданным из средств местных бюджетов, осуществляется местным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Государственное казначейство осуществляет регистрацию и учет бюджетных кредитов в ИАИС "е-Минфин".
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет мониторинг использования бюджетных кредитов, контролирует реализацию проектов на основании информации, предоставляемой в обязательном порядке заемщиками, поверенными (агентами), конечными заемщиками.
Формы и сроки предоставления информации установлены приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 16 мая 2025 года № 236 "Об утверждении Правил регистрации, учета и мониторинга бюджетных кредитов".
56. Получателям бюджетных кредитов, поверенным (агентам) запрещается размещать на депозитах в Национальном Банке, банках второго уровня, организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и в других финансовых инструментах, в том числе за рубежом, бюджетные средства с целью получения вознаграждений.
57. При предоставлении бюджетного кредита заемщику – физическому лицу требуется представить следующие документы:
1) удостоверяющий личность, используемый и представляемый физическим лицом посредством сервиса цифровых документов;
2) уведомление либо талон, подтверждающие регистрацию и начало предпринимательской деятельности (при наличии требования);
3) сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов (для индивидуальных предпринимателей);
4) об отсутствии задолженности (просроченной задолженности) по ранее предоставленным бюджетным кредитам;
5) подтверждающий право собственности на предполагаемое залоговое обеспечение и отсутствие иных обременении на залоговое имущество;
6) документы, предусмотренные соответствующими отраслевыми правилами предоставления бюджетных кредитов.
58. При предоставлении бюджетного кредита заемщику – специализированной организации требуется представить следующие документы:
1) бухгалтерский баланс за предыдущий финансовый год и по состоянию на последний отчетный период с приложением расшифровки, в том числе дебиторской и кредиторской задолженности;
2) отчет о движении денежных средств за предыдущий финансовый год и по состоянию на последний отчетный период;
3) отчет о прибылях и убытках за предыдущий финансовый год и по состоянию на последний отчетный период;
4) заключение независимого аудитора за предыдущий финансовый год;
5) документ, подтверждающий право собственности на предполагаемое залоговое обеспечение и отсутствие иных обременении на залоговое имущество;
6) электронную форму сведений об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов, согласно пункту 1 статьи 100 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс);
7) документ о марже, взимаемой при бюджетном кредитовании конечного заемщика;
8) учредительные документы;
9) документ о кредитной политике.
Глава 3. Процедуры отбора специализированных организаций
59. После принятия соответствующих бюджетов администраторами бюджетных программ в срок не более одного месяца определяются требования, предусмотренные в пункте 66 настоящих Процедур, к претендентам на определение специализированных организаций (далее – претенденты).
60. После выполнения пункта 59 настоящих Процедур администратор бюджетной программы в течение 3 (трех) рабочих дней направляет на согласование кредитору конкурсную документацию.
Уполномоченный орган по исполнению бюджета в течение 10 (десяти) рабочих дней согласовывает конкурсную документацию и письменно информирует об этом администратора бюджетной программы.
61. Администраторы бюджетных программ объявляют конкурс на получение кредитов в рамках реализации бюджетных программ с указанием срока предоставления заявок.
62. Претенденты в определенные администраторами бюджетных программ сроки проведения конкурса подают заявки на участие в конкурсе с приложением документов, подтверждающих их соответствие условиям конкурса и содержащих предложения по условиям получения бюджетных кредитов и осуществления ими кредитования конечных заемщиков в рамках реализации конкретных бюджетных программ.
63. Администраторы бюджетных программ направляют запрос в уполномоченный орган по регулированию контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций с целью получения информации о соблюдении претендентами соответствующих требований с приложением основных требований на получение бюджетных кредитов.
Администраторы бюджетных программ формируют в ИАИС "е-Минфин" справку о наличии задолженности (просроченной задолженности) претендентов по ранее полученным бюджетным кредитам за счет средств республиканского и/или местных бюджетов.
64. Уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций в течении 5 (пяти) рабочих дней согласно запросам, направляет администраторам бюджетных программ информацию о соблюдении претендентами требований для участия в конкурсе.
65. К конкурсу допускаются претенденты, имеющие положительное заключение уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета и/или местных исполнительных органов.
66. Для рассмотрения документов и отбора заемщиков из числа допущенных к участию в конкурсе претендентов администраторами бюджетных программ создаются конкурсные комиссии.
Конкурсная комиссия должна состоять из представителей уполномоченного органа по исполнению бюджета и администратора бюджетных программ.
Конкурсная комиссия в целях надлежащего кредитования, обеспечивающего выполнение бюджетных программ, производит рассмотрение заявок претендентов и осуществляет их отбор исходя из требований:
наименьшего уровня расходов, связанных с бюджетным кредитованием конечных заемщиков;
качества обеспечения (объем, форма, ликвидность);
качества ссудного портфеля;
объема собственного капитала;
опыта работы в области кредитования;
отсутствие судимости у руководителей и ключевых работников.
67. Администраторы бюджетных программ определяют на конкурсной основе специализированные организации и поверенных (агентов), за исключением финансовых агентств и организации по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства и национальной компании в сфере агропромышленного комплекса, участвующей в обеспечении продовольственной безопасности, приоритет в отборе которых осуществляется в соответствии с условиями бюджетного кредитования.
66. Уполномоченный орган по исполнению бюджета совместно с администратором бюджетной программы и со специализированной организацией, определенной на конкурсной основе, заключают кредитный договор (соглашение) на основании принятых решений центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или соответствующего местного исполнительного органа о предоставлении кредитов.
69. Все споры и разногласия сторон, возникающие при бюджетном кредитовании, разрешаются на условиях заключенных кредитных договоров (соглашений) и в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Процедуры по взысканию суммы задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту у местного исполнительного органа и/или суммы бюджетного кредита, использованной не по целевому назначению
70. Мероприятия по взысканию сумм задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту и/или сумм бюджетного кредита, использованных не по целевому назначению местным исполнительным органом, осуществляет центральный или местный уполномоченный орган по исполнению бюджета.
При наличии задолженности у местного исполнительного органа по бюджетному кредиту, выделенному из вышестоящего бюджета, центральный или местный уполномоченный орган по исполнению бюджета направляет в соответствующий территориальный орган государственного казначейства центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета письменное указание о принятии мер, предусмотренных пункта 1 статьи 111 Бюджетного кодекса.
71. Государственное казначейство или местный уполномоченный орган по исполнению бюджета к концу текущего финансового года направляет акиму соответствующего местного исполнительного органа напоминание о необходимости погашения задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту и/или возврата сумм бюджетного кредита, использованных не по целевому назначению, с указанием срока погашения.
72. В случае невозврата местным исполнительным органом сумм задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту по состоянию на 31 декабря текущего финансового года, государственное казначейство или местный уполномоченный орган по исполнению бюджета направляет в соответствующий территориальный орган государственного казначейства письменное указание о приостановлении операции по регистрации гражданско-правовых сделок и проведению платежей по бюджетной программе, обеспечивающей деятельность аппарата акима соответствующего местного исполнительного органа.
В случае невозврата местным исполнительным органом в течение месяца после подписания акта государственного аудита и финансового контроля, суммы бюджетного кредита, использованной не по целевому назначению, выделенных из вышестоящего бюджета, государственное казначейство или местный уполномоченный орган по исполнению бюджета направляет в соответствующий территориальный орган государственного казначейства письменное указание о приостановлении операции по регистрации гражданско-правовых сделок и проведению платежей по бюджетной программе, обеспечивающей деятельность аппарата акима соответствующего местного исполнительного органа.
73. На следующий рабочий день после получения указания от государственного казначейства или местного уполномоченного органа по исполнению бюджета территориальный орган государственного казначейства осуществляет приостановление операций по бюджетной программе, обеспечивающей деятельность аппарата акима соответствующего местного исполнительного органа, за исключением операций по:
1) заработной плате и другим денежным выплатам работникам аппарата акима соответствующего местного исполнительного органа;
2) налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
3) командировочным расходам;
4) обязательным пенсионным взносам;
5) добровольным пенсионным взносам;
6) социальным отчислениям;
7) отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование;
8) оплате банковских услуг.
74. Если в течение 7 (семи) рабочих дней со дня письменного уведомления о приостановлении осуществления операций по бюджетной программе, обеспечивающей деятельность аппарата акима соответствующего местного исполнительного органа, соответствующим уполномоченным органом по исполнению бюджета не произведена корректировка местного бюджета за счет остатков бюджетных средств и не предоставлены в соответствующий территориальный орган государственного казначейства счета к оплате по погашению всех сумм задолженности (просроченной задолженности), то государственным казначейством или местным уполномоченным органом по исполнению бюджета осуществляется приостановление операций (регистрация гражданско-правовых сделок и проведение платежей) по бюджетной программе, обеспечивающей деятельность аппарата акима соответствующего местного исполнительного органа, за исключением операций по:
1) заработной плате и другим денежным выплатам работникам аппарата акима соответствующего местного исполнительного органа;
2) налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обязательным пенсионным взносам;
3) добровольным пенсионным взносам;
4) социальным отчислениям;
5) отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование;
6) оплате банковских услуг.
75. Возобновление операций по бюджетной программе, обеспечивающей деятельность аппарата акима соответствующего местного исполнительного органа, производится по письменному обращению руководителя соответствующего территориального органа государственного казначейства в государственное казначейство или местный уполномоченный орган по исполнению бюджета после предоставления счетов к оплате по погашению всех сумм задолженности (просроченной задолженности).
Глава 5. Порядок реализации и (или) обращения в государственную собственность имущества, взысканного в счет погашения задолженности (просроченной задолженности) и (или) передаваемого в счет погашения бюджетного кредита, в том числе досрочного, а также прекращения требований кредитора по погашению бюджетного кредита
76. Имущество, взысканное в счет погашения задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту, подлежит реализации через поверенных (агентов) и/или уполномоченный орган по обеспечению исполнения исполнительных документов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Поверенные (агенты) реализуют имущество на открытом аукционе путем привлечения организаций, имеющих соответствующие лицензии, на конкурсной основе и перечисляют средства от продажи в доход республиканского бюджета. Оплата поверенному (агенту) расходов за исполнение поручения осуществляется администратором бюджетной программы за счет средств соответствующего бюджета.
По согласованию с кредитором погашение бюджетного кредита, в том числе досрочное, может осуществляться имуществом заемщика или конечного заемщика, возникшим при реализации инвестиционных стратегических проектов.
При реализации имущества размер требований кредитора уменьшается на сумму средств, поступивших в доход республиканского бюджета.
77. В отдельных случаях имущество, взыскиваемое в счет погашения задолженности (просроченной задолженности) и (или) передаваемое в счет погашения бюджетного кредита, в том числе досрочного, подлежит обращению в государственную собственность на основании решения Правительства Республики Казахстан.
78. При обращении имущества в государственную собственность центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета на основании правоустанавливающих и других документов, подтверждающих права (обременения прав) на имущество заключает соглашение с поверенным (агентом) и/или судебным исполнителем, банкротным управляющим, заемщиком, и/или другими заинтересованными лицами, предполагающее принятие имущества в государственную собственность в счет погашения задолженности (просроченной задолженности) по бюджетным кредитам.
79. Уполномоченный орган по исполнению бюджета обеспечивает принятие имущества согласно заключенному соглашению, определенному в пункте 78 настоящих Процедур.
80. При обращении в государственную собственность имущества при досрочном погашении или в счет погашения задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту, размер требований кредитора уменьшается на сумму стоимости имущества. Оценка имущества, обращаемого в государственную собственность в счет погашения задолженности (просроченной задолженности) по бюджетному кредиту, осуществляется за счет средств заемщика.
81. Перевод долга по бюджетному кредиту допускается по соглашению сторон кредитного договора на основании решения центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или соответствующего местного исполнительного органа.
Перевод долга осуществляется при передаче имущества, взысканного (предлагаемого) в счет погашения долга по бюджетному кредиту.
Перевод долга по бюджетному кредиту оформляется посредством заключения соглашения между кредитором, заемщиком и новым заемщиком.
Начисление вознаграждения по бюджетному кредиту прекращается с момента принятия решения центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или соответствующего местного исполнительного органа о переводе долга по бюджетному кредиту. При наличии просроченной задолженности по бюджетному кредиту на момент принятия решения центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или соответствующего местного исполнительного органа, начисление пени (штрафов) не прекращается до фактического принятия имущества в государственную собственность.
Высвобождение залогового обеспечения осуществляется после исполнения всех обязательств по соглашению, заключенному между кредитором, заемщиком и новым заемщиком.
82. Прекращение требований кредитора по погашению бюджетного кредита осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в соответствии с законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.
83. Задолженность (просроченная задолженность) ликвидированных заемщиков, а также задолженность (просроченная задолженность) заемщиков, по которым требования прекращены на основании вступившего в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении или частичном удовлетворении иска кредитора, подлежит списанию кредитором в соответствии с законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год на основании решения Правительства Республики Казахстан.
Суммы правительственных требований по бюджетным кредитам, с учетом прекращения требований к ликвидированным предприятиям-заемщикам, в соответствии с законодательством Республики Казахстан подлежат корректировке.
84. На требования кредиторов по бюджетным кредитам исковая давность не распространяется.
Не осуществляется погашение задолженности по бюджетным кредитам, признанным безнадежными к взысканию.
Признание бюджетных кредитов безнадежными к взысканию осуществляется в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 17 июня 2025 года № 305 "Об утверждении Правил признания бюджетных кредитов безнадежными.
Приложение 2 к приказу Министр финансов Республики Казахстан от 26 июня 2025 года № 325 |
Правила определения полномочий поверенного (агента), размер и условия оплаты его вознаграждения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила определения полномочий поверенного (агента), размер и условия оплаты его вознаграждения (далее – Правила) разработаны в реализацию пункта 8 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют полномочия поверенного (агента), размер и условия оплаты его вознаграждения.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) контроль целевого использования бюджетных кредитов – система мероприятий (камеральный контроль, аудит), направленных на проверку соответствия фактического использования бюджетных кредитов установленным требованиям и их целям;
2) кредитор – сторона кредитного договора, предоставляющая бюджетный кредит в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Республики Казахстан;
3) заемщик – сторона кредитного договора, получающая бюджетный кредит, которая несет обязательства по погашению основного долга и выплате вознаграждения, а также других платежей в соответствии с кредитным договором;
4) информационная система заемщика/поверенного (агента) – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;
5) поверенный (агент) – лицо, которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет кредитора (доверителя) или администратора бюджетной программы и в соответствии с его указаниями определенные поручения, связанные с бюджетным кредитованием;
6) конечный заемщик – конечный получатель бюджетного кредита, предоставляемого ему на условиях, определенных кредитором или финансовым агентством;
7) риск – вероятность нецелевого использования бюджетного кредита заемщиком.
Глава 2. Порядок определения полномочий поверенного (агента), размер и условия оплаты его вознаграждения
3. Поверенный (агент) определяется уполномоченным органом по исполнению бюджета или администратором бюджетной программы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, за исключением финансового агентства.
Поверенными (агентами) выступают банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, или организация, контрольный пакет акций, которых принадлежит государству или национальному холдингу либо национальному управляющему холдингу, являющиеся резидентами Республики Казахстан.
Заемщик или поверенный (агент) получает согласие заемщика или его законного представителя на сбор персональных данных полученное в соответствии с Законом Республики Казахстан "О персональных данных и их защите".
Бюджетные кредиты не предоставляются на цели участия в уставных капиталах юридических лиц, покрытие убытков хозяйственной деятельности заемщиков, оплату услуг поверенным (агентам).
4. С поверенным (агентом) заключается договор поручения, обеспечивающий контроль за использованием бюджетного кредита по целевому назначению и наличием обеспечения исполнения обязательств.
5. Договор поручения с поверенным (агентом) заключается при наличии у него информационной системы, обеспечивающей контроль за использованием бюджетного кредита по целевому назначению и наличием обеспечения исполнения обязательств.
6. Поверенный (агент) производит расчет и определяет степень (уровень) риска по конечному заемщику, который рассчитывается по критериям оценки степени (уровня) риска и актуализируется не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
7. Заемщик/поверенный (агент) по поручению кредитора (доверителя) выполняет следующие действия:
1) оценка платежеспособности конечного заемщика;
2) оценка залогового обеспечения;
3) анализ отсутствия задолженности (просроченной задолженности) по кредитам, полученным ранее;
4) оценка экономической целесообразности и ожидаемого эффекта по проекту от использования бюджетного кредита;
5) определение конечных заемщиков и заключение с ними кредитных договоров;
6) обслуживание бюджетных кредитов;
7) проведение расчетов с заемщиками;
8) проведение мониторинга финансирования и реализации бюджетных инвестиционных проектов и (или) инвестиционных проектов, реализуемых заемщиком или конечным заемщиком;
9) проведение мониторинга финансового состояния конечного заемщика;
10) взыскание задолженности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
8. Оценка платежеспособности конечного заемщика осуществляется заемщиком/поверенным (агентом) на основании финансовых документов конечного заемщика, представленных нарочно.
9. Оценка платежеспособности конечного заемщика осуществляется заемщиком/поверенным (агентом) после загрузки финансовых документов в информационной системе, интегрированной с системами государственных органов.
10. Анализ состояния залогового обеспечения осуществляется согласно внутренним правилам, утвержденным поверенным (агентом) на основании справки органов юстиции о первичной регистрации, размере уставного капитала, о составе учредителей, обо всех произведенных перерегистрациях и их причинах, а также о произведенных изменениях в уставе и/или письмо от конечного заемщика о наличии изменений в правовом статусе/изменений/дополнений в учредительные документы/изменений в организационной правовой форме конечного заемщика.
Отсутствие и/или наличие обременений третьих лиц на залоговое имущество подтверждается справкой уполномоченного органа или портала электронного правительства по залоговому обеспечению о наличии/отсутствии обременений.
11. Учет ссудной задолженности заемщика и распределения платежей ведется в информационной системе на основании введенных графиков погашения по основному долгу и вознаграждению, являющихся неотъемлемой частью кредитного договора и ежедневных банковских операций (проводках), связанных с выдачей и погашением кредита.
При возникновении просроченной задолженности любого из платежей, начисление по займу неустойки, пени, штрафов по имеющимся фактам нарушенного обязательства осуществляется в соответствии с условиями кредитного договора.
Конечный заемщик направляет поверенному (агенту) отчет со всеми подтверждающими документами о состоянии исполнения обязательств по целевому использованию кредита.
12. Оплата поверенному (агенту) вознаграждения за исполнение поручения осуществляется администратором бюджетной программы за счет средств соответствующего бюджета, если иное не предусмотрено договором поручения на основании:
акта сверки между администратором бюджетной программы и поверенным (агентом), составленного на первое число месяца, в котором производится оплата;
копий актов выполненных работ (оказанных услуг) и выставленных счетов фактур.
Размер оплаты вознаграждения за исполнение поверенным (агентом) поручений определяется администратором бюджетной программы по согласованию с кредитором и устанавливается в договоре поручения.
13. Поверенный (агент) не взимает какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи при бюджетном кредитовании конечного заемщика, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения конечными заемщиками обязательств по кредитному договору.
Приложение 3 к приказу Министр финансов Республики Казахстан от 26 июня 2025 года № 325 |
Правила осуществления контроля за использованием бюджетных кредитов по целевому назначению и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления контроля за использованием бюджетных кредитов по целевому назначению и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему (далее – Правила) разработан в реализацию пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют порядок осуществления контроля за использованием бюджетных кредитов по целевому назначению и наличию обеспечения исполнения обязательств по нему.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) эффективность использования средств бюджетного кредита – соотношение фактически достигнутых результатов с запланированными, с учетом использованных для их достижения ресурсов и отраслевых особенностей планов развития администратора бюджетной программы;
2) контроль целевого использования бюджетных кредитов – система мероприятий (камеральный контроль, аудит), направленных на проверку соответствия фактического использования бюджетных кредитов установленным требованиям и их целям;
3) мониторинг использования бюджетных кредитов – это процесс регулярного наблюдения, сбора и анализа информации о расходовании средств бюджетного кредита, достижения показателей прямого и конечного результатов, с целью оценки эффективности использования средств бюджетного кредита;
4) интегрированная автоматизированная информационная система "е-Минфин" (далее – ИАИС "е-Минфин") – информационная система, предназначенная для комплексной автоматизации бизнес-процессов Министерства финансов Республики Казахстан по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;
5) кредитор – сторона кредитного договора, предоставляющая бюджетный кредит в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Республики Казахстан;
6) заемщик – сторона кредитного договора, получающая бюджетный кредит, которая несет обязательства по погашению основного долга и выплате вознаграждения, а также других платежей в соответствии с кредитным договором;
7) информационная система заемщика/поверенного (агента) – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;
8) поверенный (агент) – лицо, которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет кредитора (доверителя) или администратора бюджетной программы и в соответствии с его указаниями определенные поручения, связанные с бюджетным кредитованием;
9) конечный заемщик – конечный получатель бюджетного кредита, предоставляемого ему на условиях, определенных кредитором или финансовым агентством;
10) риск – вероятность нецелевого использования бюджетного кредита заемщиком;
12) система управления рисками – процесс, основанный на оценке степени (уровня) рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые кредитором, заемщиком/поверенным (агентом) в целях выявления и предупреждения риска нецелевого использования бюджетных кредитов.
Глава 2. Порядок осуществления контроля за использованием бюджетных кредитов по целевому назначению и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему
3. Контроль за целевым использованием бюджетного кредита и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему осуществляется органом государственного аудита и финансового контроля с использованием ИАИС "е-Минфин", администратором бюджетной программы, кредитором и (или) поверенным (агентом) с использованием информационной системы поверенного (агента).
Администраторами бюджетных программ самостоятельно устанавливаются дополнительные требования по проведению контроля бюджетного кредитования, кроме контрольных функции, определенных поверенным (агентом) на основании оценки степени рисков согласно Приложению 2 к настоящему Приказу по предоставлению бюджетных кредитов, в том числе перечень документов, необходимых при их представлении, в том числе с введением системы управления рисками в течение 3 (трех) месяцев с момента выделения бюджетных кредитов согласно приказу администратора бюджетных программ.
4. При отсутствии информационной системы у поверенного (агента) контроль за целевым использованием бюджетного кредита и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему осуществляется органом государственного аудита и финансового контроля согласно представленных документов, подтверждающих целевое расходование кредитных средств.
5. Контроль целевого использования бюджетного кредита конечным заемщиком осуществляется заемщиком/поверенным (агентом) в информационной системе путем проведения анализа информации, предусмотренной пунктом 6 настоящих Правил.
6. Анализ целевого использования бюджетного кредита конечным заемщиком проводится по следующей информации:
1) заявки на получение кредита;
2) первичных документов, подтверждающих целевое использование бюджетного кредита (договора с поставщиками, платежные документы, электронные счета фактуры, зарегистрированные через информационную систему органов государственных доходов; таможенных документов, содержащие сведения о товарах и иные сведения необходимые для выпуска товаров (таможенная декларация); заявление о ввозе товаров);
3) результатов мониторинга использования бюджетных кредитов и формирования регулярной отчетности.
4) исполнения условий кредитного договора;
5) изменений в правовом статусе заемщика, а также контроль за отсутствием обременений третьих лиц на залоговое имущество.
7. При отсутствии у заемщика/поверенного (агента) информационной системы контроль целевого использования бюджетного кредита конечным заемщиком осуществляется согласно представленной информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил нарочно либо электронным способом.
8. Для проведения контроля орган государственного аудита и финансового контроля, администратор бюджетной программы, кредитор и (или) поверенный (агент) вправе запрашивать дополнительные документы, подтверждающие целевое использование бюджетных кредитов, выданных на реализацию проекта.
9. Конечный заемщик подлежит оценке по степени (уровня) риска для оценки эффективности реализации бюджетной программы. Критерии степени (уровня) риска для категорирования, применяемые в отношении конечного заемщика:
наличие/отсутствие дохода от предпринимательской деятельности;
наличие/отсутствие уплаты налогов от предпринимательской деятельности и их динамику после получения бюджетного кредита;
наличие/отсутствие наемных работников;
динамика производства продукции;
статус экономической активности заемщика (действующий, приостановлен, закрыт);
отраслевые критерии риска с учетом целевого назначения бюджетного кредита.
10. Для оценки степени рисков заемщиком/поверенным (агентом) используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых конечным заемщиком, в том числе посредством автоматизированных систем;
2) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями, в том числе сведений информационных систем отраслевых ведомств.
11. Контроль за целевым использованием поверенным (агентом)/заемщиком бюджетного кредита осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
12. Использованные не по целевому назначению суммы бюджетных кредитов согласно аудиторскому заключению, принимаемому по результатам государственного аудита, подлежат обязательному возврату в вышестоящий бюджет, выделивший данные кредиты, не позднее месяца после подписания аудиторского заключения, принимаемого по результатам государственного аудита, в порядке, определенном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Приложение 4 к приказу Министр финансов Республики Казахстан от 26 июня 2025 года № 325 |
Критерии кредитоспособности заемщика
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии кредитоспособности заемщика (далее – Критерии) разработаны в реализацию пункта 6 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют критерии кредитоспособности заемщика.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) специализированные организации – банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а также организации, контрольный пакет акций которых принадлежит государству либо национальному холдингу, либо национальному управляющему холдингу, являющиеся резидентами Республики Казахстан;
2) кредитор – сторона кредитного договора, предоставляющая бюджетный кредит в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Республики Казахстан;
3) заемщик – сторона кредитного договора, получающая бюджетный кредит, которая несет обязательства по погашению основного долга и выплате вознаграждения, а также других платежей в соответствии с кредитным договором;
4) поверенный (агент) – лицо, которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет кредитора (доверителя) или администратора бюджетной программы и в соответствии с его указаниями определенные поручения, связанные с бюджетным кредитованием.
Глава 2. Критерии кредитоспособности заемщика
3. Основными критериями кредитоспособности специализированной организации, заключающей кредитный договор с кредитором в лице уполномоченного органа по исполнению бюджета либо кредитором соответствующего местного исполнительного органа, являются:
отсутствие задолженности (просроченной задолженности) по кредитам, полученным ранее за счет денег республиканского и/или местных бюджетов;
отсутствие налоговой задолженности;
соблюдение пруденциальных нормативов, установленных банковским законодательством, в течение 3 (трех) последних месяцев, предшествующих дате проведения конкурса;
собственный капитал должен превышать сумму предоставляемого бюджетного кредита и остатка основного долга по ранее выданным бюджетным кредитам не менее чем в 2 (два) раза, за исключением финансовых агентств, осуществляющих деятельность жилищных строительных сберегательных банков, кредитование в сфере агропромышленного комплекса, национального управляющего холдинга, основной деятельностью которого является управление принадлежащими ему на праве собственности и переданных в доверительное управление пакетов акций (долей участия) национальных институтов развития, национальных компаний, у которых собственный капитал должен составлять не менее 50 (пятидесяти) процентов от суммы предоставляемого бюджетного кредита и остатка основного долга по ранее выданным бюджетным кредитам;
наличие обеспечения по своевременному возврату бюджетных кредитов; при необходимости наличие филиальной сети и/или корреспондентской сети.
4. Критерием кредитоспособности местных исполнительных органов является отсутствие задолженности (просроченной задолженности) по ранее полученным кредитам.
5. Кредитоспособность при бюджетном кредитовании физических лиц определяется поверенным (агентом).
6. Бюджетные кредиты иностранным государствам предоставляются за счет средств республиканского бюджета в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Бюджетные кредиты иностранным государствам предоставляются в случае проведения иностранным государством внутригосударственной процедуры, необходимой для придания обязательной силы международному договору о предоставлении бюджетного кредита.
Основной долг по бюджетным кредитам, предоставленным иностранным государствам, образует долг иностранных государств перед Республикой Казахстан.
Кредитоспособность иностранного государства, претендующего на получение бюджетного кредита, определяется в соответствии с присвоенными рейтингами ведущих международных рейтинговых агентств.
Приложение 5 к приказу Министр финансов Республики Казахстан от 26 июня 2025 года № 325 |
Правила включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств (далее – Правила) разработаны в реализацию пункта 13 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют порядок включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств (далее – Перечень финансовых агентств).
Глава 2. Порядок включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств
2. Для включения в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств, финансовое агентство направляет администратору бюджетной программы следующие документы:
1) заявление на включение в перечень;
2) нотариально заверенную копию Устава;
3) финансовую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале, пояснительную записку) за последний финансовый год;
4) сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов, согласно пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса.
3. Администратор бюджетной программы после получения документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет их в уполномоченный орган по исполнению бюджета посредством системы электронного документооборота.
4. Администратор бюджетной программы в течение 5 (пяти) рабочих дней осуществляет в интегрированной автоматизированной информационной системе "е-Минфин" загрузку документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, уполномоченному органу по исполнению бюджета.
5. Отбор платежеспособных и устойчивых финансовых агентств, способных эффективно использовать бюджетные средства, проводится на основании критериев включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств, для банков и организаций со стопроцентным участием государства, осуществляющих отдельные виды банковских операций, которые устанавливаются согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Критерии включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств для прочих финансовых агентств, устанавливаются согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Для национальных управляющих холдингов, созданных для управления и оптимизации управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики, а также для дочерних организаций национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса в связи с сезонностью допустимо превышение коэффициента финансовой независимости и коэффициента текущей ликвидности над рекомендуемыми значениями.
Нормы, предусмотренные частью первой настоящего пункта, не распространяются на организации со стопроцентным участием государства, осуществляющих деятельность в сфере оборонно-промышленного комплекса.
6. Настоящие Правила распространяются на финансовые агентства, подавшие заявление на включение в Перечень финансовых агентств, после введения их в действие.
Положения настоящих Правил не распространяются на финансовые агентства, заключившие кредитные договоры до введения в действие настоящих Правил.
7. Уполномоченный орган по исполнению бюджета в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты загрузки администратором бюджетной программы документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, вносит предложение администратору бюджетной программы о включении финансового агентства в перечень в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящим Правилам.
Приложение 1 к Правилам включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетных кредитов из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств |
Критерии включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств для банков и организаций со стопроцентным участием государства, осуществляющих отдельные виды банковских операций
№ п/п | Наименование | Расчет | Рекомендуемые значения | Комментарии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Коэффициент использования собственных средств | СК/Сзад | > 1 | Коэффициент использования собственных средств показывает насколько собственный капитал используется в работающих операциях |
2 | Излишек (недостаток) источников собственных средств | СК/ИА | > 1 | Излишек (недостаток) источников собственных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует о целенаправленной деятельности банка в сторону улучшения финансового положения |
3 | Коэффициент доли прибыли в капитале | (СК - УК)/СК | > 0,1 | Коэффициент доли прибыли в капитале показывает, какая часть банковского капитала сформирована за счет прибыли |
4 | Рентабельность собственного капитала (ROE) | Пр/СК | > 0,2 | Рентабельность собственного капитала (ROE) показывает эффективность использования собственного капитала |
Примечание:
Основные сокращения:
СК – собственный капитал
Сзад – ссудный портфель
ИА – иммобилизованные активы
УК – уставный капитал
Пр – прибыль
Приложение 2 к Правилам включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетных кредитов из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств |
Критерии включения финансовых агентств в перечень финансовых агентств, получающих бюджетные кредиты из республиканского бюджета без обеспечения исполнения обязательств для прочих финансовых агентств
№ п/ п | Наименование | Расчет | Рекомендуемые значения | Комментарии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Коэффициент финансовой независимости* | СК/СА | 0.5-0.8. |
Коэффициент финансовой независимости характеризует зависимость финансовых агентств от займов. |
2 | Коэффициент покрытия процентов | Доход до налогообложения и вознаграждения по кредитам/сумма начисленного вознаграждения | > 1 | Коэффициент покрытия процентов характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. Этот показатель позволяет определить допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов. Рассчитывается путем деления дохода до удержания налогов и вознаграждения по кредитам на сумму начисленного вознаграждения по кредитам |
3 | Коэффициент текущей ликвидности* | ОС/КО | 1-2 | Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства и показывает достаточность оборотных средств у финансового агентства, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств |
Чистый оборотный капитал | ОА-КО | > 0 | Чистый оборотный капитал рассчитывается как разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами |
Примечание:
* для национальных управляющих холдингов, созданных для управления и оптимизации управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики, а также для дочерних организаций национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса в связи с сезонностью допустимо превышение коэффициентов над рекомендуемыми значениями.
Основные сокращения:
СК – собственный капитал
СА – суммарный актив
ОС – оборотные средства
КО – краткосрочные обязательства
ОА – оборотные активы