Об утверждении Правил и программ оценки особых образовательных потребностей

Обновленный

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 января 2022 года № 26618.

      Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра просвещения РК от 06.05.2025 № 104 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 72) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 06.05.2025 № 104 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить:

      1) Правила оценки особых образовательных потребностей согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) Программы оценки особых образовательных потребностей согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 06.05.2025 № 104 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и
науки Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 12 января 2022 года № 4

      Сноска. Правый верхний угол приложения - в редакции приказа Министра просвещения РК от 06.05.2025 № 104 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Правила оценки особых образовательных потребностей

Глава 1. Общее положение

      1. Настоящие Правила оценки особых образовательных потребностей (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 72) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок оценки особых образовательных потребностей.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 06.05.2025 № 104 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) специальные условия для получения образования – условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально-развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями";

      2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования;

      3) оценка особых образовательных потребностей – определение необходимых специальных условий для получения образования;

      4) ребенок (дети) с ограниченными возможностями – ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Глава 2. Порядок оценки особых образовательных потребностей

      3. Оценка особых образовательных потребностей, обучающихся/воспитанников, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями осуществляется в организациях образования.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа и.о. Министра просвещения РК от 28.06.2024 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Порядок оценки особых образовательных потребностей в организациях образования включает следующее:

      1) выявление учителем (воспитателем) в ходе учебно-воспитательного процесса лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, с использованием наблюдения социально-эмоционального благополучия и особенностей учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося (воспитанника), а также критериальной оценки достижений обучающихся (воспитанников);

      2) углубленное обследование и оценка особых образовательных потребностей детей с трудностями обучения специалистами службы психолого-педагогического сопровождения с согласия родителей (законных представителей);

      3) оценку особых образовательных потребностей в психолого-медико-педагогических консультациях (далее - ПМПК) по результатам углубленного обследования детей с выраженными трудностями обучения;

      4) междисциплинарную командную оценку особых образовательных потребностей детей в кабинетах психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центрах и центрах поддержки детей с аутизмом (расстройством аутистического спектра).

      Сноска. Пункт 4 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 06.05.2025 № 104 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Порядок оценки особых образовательных потребностей в ПМПК включает следующее:

      1) оценку особых образовательных потребностей у детей по инициативе родителей (законных представителей), по рекомендации организаций образования в ПМПК. ПМПК на основе углубленного обследования и оценки особых образовательных потребностей определяет объем, виды услуг.

      2) повторную оценку особых образовательных потребностей в ПМПК по инициативе родителей (законных представителей) или запросу организаций образования на основании решения службы психолого-педагогического сопровождения об оценке особых образовательных потребностей.

      6. Порядок оценки образовательных потребностей осуществляется в зависимости от причин трудностей обучения, которые выделяют две группы детей с особыми образовательными потребностями.

      7. В зависимости от причин трудностей обучения первая группа включает детей с трудностями усвоения отдельных учебных навыков вследствие недостаточности психических функций (умственной работоспособности, восприятия, внимания, памяти), а также детей с ограниченными возможностями:

      1) нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие при средней потере слуха в речевой области от 40 до 80 децибел, в том числе дети после кохлеарной имплантации) с общим речевым недоразвитием 1-3 уровня;

      2) нарушениями зрения (незрячие – с полным отсутствием зрительных ощущений, с светоощущением или остаточным зрением до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками и слабовидящие – с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией очками);

      3) нарушениями интеллекта (с умственной отсталостью);

      4) задержкой психического развития;

      5) нарушениями речи (с общим недоразвитием речи 1-3 уровня, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ринолалией, дизартрией, тяжелым заиканием, нарушениями письменной речи (дислексией, дисграфией);

      6) нарушениями опорно-двигательного аппарата;

      7) эмоционально-волевыми расстройствами (нарушениями общения и социального взаимодействия (аутизмом), нарушениями и трудностями поведения);

      8) со сложными (сочетанными) нарушениями.

      8. В зависимости от причин трудностей обучения вторая группа включает детей, не имеющих нарушений умственного и физического развития, особые образовательные потребности которых, обусловлены социально-психологическими и факторами, препятствующими их включению в образовательный процесс:

      1) с микросоциальной и педагогической запущенностью, воспитывающиеся в семьях из категорий социально уязвимых слоев населения;

      2) испытывающие трудности в адаптации к местному социуму (беженцы, мигранты, кандасы);

      3) дети с инвалидностью.

      9. Для первой группы детей, трудности обучения которых обусловлены ограниченными возможностями развития, проводится оценка образовательных потребностей для определения потребности в:

      1) изменений (адаптаций) учебного плана и учебных программ;

      2) изменений способов и критериев оценивания результатов обучения;

      3) использований вариативных, специальных и альтернативных методов обучения;

      4) подборе учебников и учебно-методических комплексов (далее – УМК), подготовка индивидуальных учебных материалов;

      5) специальной психолого-педагогической поддержке педагога-психолога, специального педагога (в том числе олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда (учитель-логопед), педагога-ассистента (на постоянной или на временной основе – до формирования способности ребенка учиться самостоятельно в классе (группе);

      6) выборе программы обучения (общеобразовательная, специальная);

      7) созданий безбарьерной среды и адаптаций учебного места;

      8) обеспечений компенсаторными и техническими средствами;

      9) сопровождений социального педагога;

      10) индивидуальном помощнике для детей с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении, в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования.

      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными приказами Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 06.05.2025 № 104 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Основанием для удовлетворения выявленных образовательных потребностей детей первой группы является заключение и рекомендации ПМПК в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29329), решение службы психолого-педагогического сопровождения и (или) педагогического совета организации образования.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      11. Для детей второй группы проводится оценка образовательных потребностей для определения потребности в:

      1) индивидуальном подходе в обучении без изменения учебного плана и учебных программ;

      2) организаций дополнительных занятий за счет вариативного компонента типового учебного плана;

      3) адаптаций учебного места;

      4) поддержке школьного психолога;

      5) поддержке социального педагога.

      12. Основанием для удовлетворения выявленных образовательных потребностей детей второй группы является решение службы психолого-педагогического сопровождения и (или) педагогического совета организации образования.

  Приложение 2 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 12 января 2022 года № 4

Программы оценки особых образовательных потребностей

      Сноска. Правила дополнены приложением 2 в соответствии с приказом Министра просвещения РК от 06.05.2025 № 104 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Служба психолого-педагогического сопровождения проводит оценку особых образовательных потребностей детей с трудностями обучения по следующим параметрам:

      1) когнитивные и исполнительские функции (внимание, память, мышление, скорость обработки информации, планирование, самоконтроль);

      2) речевое развитие (лексика, грамматика, связная речь, понимание речи, фонематические представления, темп и ритм речи);

      3) наличие/ отсутствие навыков чтения (точность, скорость, понимание текста), письма (орфография, каллиграфия, графомоторные навыки) и счета (арифметические операции, логическое мышление);

      4) эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, учебная мотивация, произвольность волевой регуляции всех психических процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения);

      5) школьная адаптация (способность к учебной деятельности, выполнение инструкций, имитация, взаимодействие с учителями и одноклассниками);

      6) сенсорная и моторная сфера (зрительное и слуховое восприятие, моторика, чувствительность к сенсорным стимулам, навыки самообслуживания);

      7) выявление социальных проблем в семье.

      2. Психолого-медико-педагогическая консультация проводит оценку особых образовательных потребностей детей с выраженными трудностями обучения по следующим параметрам:

      1) коммуникация и социальное взаимодействие (интерес и стремление поддерживать контакт, отклик на имя, реакция совместного внимания, эмоциональные игры с близкими, реакции на обращенную речь, взаимодействие с родителями, близкими, сверстниками, использование средств общения, психологические новообразования, желание и способность поддерживать диалог);

      2) эмоционально-волевая сфера и поведение (адекватность эмоций, разнообразие и выразительность эмоций, реакции на одобрение, замечания, успех и неудачу, критичность к результатам собственной деятельности, способность к волевому напряжению, эмоционально-поведенческие проявления;

      3) развитие ведущей деятельности (для детей раннего возраста - интерес к предметам и игрушкам, адекватность действий с предметами, разнообразие игровых действий, участие в совместной игре, организация собственной деятельности, эмоциональные реакции);

      4) оценка игровой деятельности (для детей дошкольного возраста – интерес и потребность в игре, соответствие игры возрасту, разнообразие и адекватность игровых действий, ролевое поведение, взаимодействие со сверстниками);

      5) активность и особенности психической деятельности и поведения ребенка (для детей школьного возраста – интерес к заданиям, темп деятельности);

      6) умственное развитие (для детей раннего возраста), познавательная деятельность (для детей дошкольного возраста), интеллектуальная деятельность (для детей школьного возраста), особенности и/или нарушения высших психических функций (при необходимости);

      7) учебная деятельность (детей школьного возраста – сформированность знаний и навыков по учебной программе, учебная мотивация, волевая регуляция, целеполагание, планирование, контроль, эмоциональное отношение к результатам учебной деятельности);

      8) речевое развитие (детей раннего возраста – доречевое развитие, формирование словаря, звукопроизношение, понимание речи, переход к фразовой речи, коммуникативная функция, познавательная и регулирующая функции речи; для детей дошкольного возраста – звукопроизношение и структура слов, фонематическое восприятие, лексический запас, фразовая речь, связная речь; для детей школьного возраста – оценка звукопроизношения и слоговой структуры, уровень понимания речи, лексический запас, грамматический строй, фразовая, связная и письменная речь, скорость, правильность чтения, понимание прочитанного, уровень письма и ошибок);

      9) сенсорные и двигательные функции (сохранность слуховых и зрительных функций, переработка сенсорной информации, развитие и состояние крупной и мелкой моторики, слуховые, зрительные и двигательные функции);

      10) социальное развитие (социально-бытовые навыки, устойчивость к изменениям окружения, наличие социальных проблем в семье, умение соблюдать правила поведения, социальная адаптация, потребности в социальной помощи).


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.