В соответствии с подпунктом 57) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите", ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула – в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила применения воинских частей гражданской обороны в мирное время.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) Государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр | К. Касымов |
Утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от "28" января 2015 года № 66 |
Правила применения воинских частей гражданской обороны в мирное время
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 04.02.2021 № 58 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила применения воинских частей гражданской обороны Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в мирное время (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 57) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите" и определяют порядок применения воинских частей гражданской обороны Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – воинские части гражданской обороны) для выполнения мероприятий гражданской защиты в мирное время.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Основными задачами воинских частей гражданской обороны в мирное время являются:
1) ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан;
2) организация боевой, мобилизационной и политической подготовки;
3) выполнение работ по жизнеобеспечению населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
4) участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
5) обеспечение охраны и обслуживания пунктов управления, находящихся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской защиты (далее – уполномоченный орган);
6) перевозка, сопровождение и охрана грузов, доставляемых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе и в иностранные государства;
7) осуществление мероприятий по подготовке к мобилизационному развертыванию и приведению в высшие степени боевой готовности;
8) поддержание в готовности учебных объектов, полигонов;
9) защита сотрудников, военнослужащих и работников органов гражданской защиты, а также средств гражданской защиты при введении чрезвычайного положения и проведении антитеррористической операции;
10) отражение вооруженного нападения на охраняемые караулы, объекты, помещения и сооружения воинских частей гражданской обороны, территориальных органов уполномоченного органа, его ведомств, территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в области промышленной безопасности, подведомственной организации системы государственного резерва при введении чрезвычайного положения и проведении антитеррористической операции.
Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2-1. В воинских частях гражданской обороны создаются подразделения специального назначения для выполнения задач, указанных в подпунктах 2), 5), 6), 7), 8), 9) и 10) пункта 2 настоящих Правил.
Сноска. Глава 1 дополнена пунктом 2-1 в соответствии с приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. В соответствии с возложенными задачами мирного времени воинские части гражданской обороны применяются для:
1) поиска и извлечения (деблокирования) пострадавших из завалов, поврежденных, горящих зданий и сооружений, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
2) оказания пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в безопасные районы;
3) создания условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей (пострадавших);
4) спасения (эвакуация) материальных, культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
5) обеспечения всеми видами информационного обмена оперативных штабов при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) оборудования маршрутов ввода сил и средств гражданской защиты;
7) укрепления или обрушения конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
8) восстановления отдельных участков коммунально-энергетических сетей;
9) доставки имущества для первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарная очистка территории;
10) выполнения работ по жизнеобеспечению населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
11) частичного восстановления поврежденных зданий и сооружений для временного размещения в них пострадавших и для иных целей, связанных с проведением аварийно-спасательных работ;
12) развертывания лагеря для пострадавшего населения (возможных беженцев), эвакуируемого из зон чрезвычайных ситуаций;
13) участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
14) участия в зоне ответственности, в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
15) организации боевой, мобилизационной и политической подготовки;
16) обеспечения охраны и обслуживания пунктов управления гражданской обороны, находящихся в ведении уполномоченного органа;
17) перевозки гуманитарных грузов, доставляемых в зону чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и в иностранные государства;
18) осуществления мероприятий по подготовке к мобилизационному развертыванию и приведению в боевую готовность;
19) поддержания в постоянной готовности учебных объектов, полигонов по гражданской обороне;
20) накопления, хранения и своевременного обновления вооружения, техники, материально-технических средств, предназначенных для развертывания воинских частей гражданской обороны, оперативного резерва уполномоченного органа и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
21) участия в выполнении отдельных задач, связанных с восстановлением сетей связи и других важных элементов инфраструктуры связи;
22) содержание и функционирование защищенного запасного командного пункта управления;
23) участия в решении задач местных исполнительных органов по вопросам гражданской защиты.
4. Воинские части гражданской обороны в мирное время функционируют в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
5. Исключен приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Воинские части гражданской обороны находятся в оперативном подчинении Председателя Комитета по гражданской обороне и воинским частям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – КГОиВЧ).
7. Председатель КГОиВЧ отдает соответствующее распоряжение на переход воинских частей гражданской обороны в командование руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера или руководителю работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава 2. Деятельность воинских частей гражданской обороны в режиме повседневной деятельности
8. В режиме повседневной деятельности воинскими частями гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:
1) разработка планов действий (взаимодействий) по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) организация боевой, мобилизационной и политической подготовки, в том числе идеологической работы и специальной пропаганды, направленных на морально-психологическое обеспечение деятельности воинских частей;
3) обеспечение охраны и обслуживание защищенного запасного командного пункта управления;
4) поддержание в постоянной готовности учебных объектов, полигонов по гражданской обороне;
5) содержание и обслуживание оперативного резерва уполномоченного органа;
6) обеспечение взаимодействия с узлами связи территориальных органов уполномоченного органа.
Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Воинские части гражданской обороны, участвуя в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляют:
1) работы, обеспечивающие снижение ущерба и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) участие в проведении совместных учений, тренировок, полевых выходов и занятий с аварийно-спасательными службами и формированиями по совершенствованию подготовки спасателей к проведению аварийно-спасательных работ.
Глава 3. Деятельность воинских частей гражданской обороны в режиме повышенной готовности
10. В режиме повышенной готовности воинскими частями гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:
1) корректировка планов действий (взаимодействий) по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) при необходимости введение круглосуточного дежурства в пунктах управления;
3) приведение в готовность сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с планом действий (взаимодействий) по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а при необходимости (по команде) выдвижение сил и средств в зону возможной чрезвычайной ситуации;
4) участие в принятии оперативных мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также участие в повышении устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
5) восполнение оперативного резерва Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - МЧС), если ранее не восполнялся;
6) проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
Глава 4. Деятельность воинских частей гражданской обороны в режиме чрезвычайной ситуации
11. В режиме чрезвычайной ситуации воинскими частями гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:
1) введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их корректировка;
2) проведение аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации, сбор, анализ и обмен информацией об обстановке и ходе проведения работ;
3) участие в проведении мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
12. При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера воинские части гражданской обороны проводят аварийно-спасательные и неотложные работы и осуществляют:
1) поиск пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации и на объектах проведения аварийно-спасательных работ;
2) деблокирование пострадавших и их эвакуацию из мест блокирования в безопасные районы с предоставлением условий для сохранения жизни;
3) оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
4) действия по спасению (эвакуации) материальных и культурных ценностей;
5) мероприятия по защите окружающей среды;
6) выполнение специальных и вспомогательных работ: прокладка проездов (проходов) в завалах, локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, обрушение и укрепление конструкций зданий и элементов завалов, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ, тушение пожаров в завалах разрушенных зданий; освещение рабочих мест и площадок, ограждение опасных зон, рабочих мест и площадок;
7) ликвидацию последствий, локализацию зон чрезвычайных ситуаций;
Глава 5. Управление воинскими частями гражданской обороны при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации
13. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вводе режима повышенной готовности функционирования государственной системы гражданской защиты Председатель КГОиВЧ осуществляет оперативное управления воинскими частями гражданской обороны.
14. Передача распоряжений курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – курирующий вице-министр) проводится через оперативного дежурного Командного центра стратегического планирования и оперативного управления МЧС.
Сноска. Пункт 14 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Командир подразделения ежедневно докладывает Председателю КГОиВЧ о выполненных мероприятиях через оперативного дежурного Командного центра стратегического планирования и оперативного управления МЧС.
Сноска. Пункт 15 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 6. Управление воинскими частями гражданской обороны при возникновении чрезвычайной ситуации
16. При возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, ввода режима чрезвычайной ситуации функционирования государственной системы гражданской защиты Председатель КГОиВЧ осуществляет командование воинскими частями гражданской обороны, с последующим внесением рапорта Министру.
17. В рапорте указывается вид, зона чрезвычайной ситуации, наименование воинской части гражданской обороны или их отдельные подразделения, перешедшие в оперативное подчинение, количество личного состава и техники, их задачи.
18. Передача соответствующих распоряжений курирующего вице-министра проводится через оперативного дежурного Командного центра стратегического планирования и оперативного управления МЧС.
Сноска. Пункт 18 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).19. Подразделения воинских частей гражданской обороны в зоне чрезвычайной ситуации поступают в оперативное подчинение руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и созданного его решением оперативного штаба.
20. Режим службы и продолжительность рабочего дня личного состава воинских частей гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ устанавливаются руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера с учетом характера, особенностей их проведения, санитарных правил и гигиенических норм.
21. Командир подразделения ежедневно докладывает Председателю КГОиВЧ о выполненных мероприятиях через оперативного дежурного Командного центра стратегического планирования и оперативного управления МЧС.
Сноска. Пункт 21 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).22. Контроль проведения аварийно-спасательных работ воинскими частями гражданской обороны проводится КГОиВЧ.
Сноска. Пункт 22 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 7. Порядок применения воинских частей гражданской обороны
Сноска. Правила дополнены главой 7 в соответствии с приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.08.2025 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
23. При получении информации о возникновении угрозы или факте чрезвычайной ситуации оперативный дежурный Командного центра стратегического планирования и оперативного управления МЧС, а также дежурные смены территориальных органов уполномоченного органа фиксируют поступившие сведения (сообщение, донесение, сигнал) и осуществляют их первичную регистрацию. При подтверждении угрозы дежурные территориальных органов уполномоченного органа осуществляют прямое оповещение воинских частей гражданской обороны о необходимости приведения в готовность, одновременно передавая информацию в Командный центр стратегического планирования и оперативного управления МЧС.
24. Территориальные органы уполномоченного органа проводят анализ поступивших данных, определяют характер и масштаб чрезвычайной ситуации, возможное количество пострадавших, объем сил и средств, необходимых для реагирования. Итоговый доклад направляется в Командный центр стратегического планирования и оперативного управления МЧС для последующего доклада курирующему вице-министру.
25. На основании доклада оперативного дежурного Командного центра стратегического планирования и оперативного управления МЧС курирующий вице-министр принимает решение о привлечении воинских частей гражданской обороны, определяет задачи, место и сроки выполнения мероприятий.
26. При получении распоряжений курирующего вице-министра командование воинских частей гражданской обороны доводит до командиров подразделений задачи, формируют боевые расчеты, распределяет силы и средства, организовывают инструктаж личного состава, взаимодействие с местными исполнительными органами, осуществляют выдвижение в район чрезвычайной ситуации, развертывают пункты управления и обеспечивают связь с Командным центром стратегического планирования и оперативного управления МЧС, КГОиВЧ и местными исполнительными органами.
27. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций регионального масштаба решение о применении воинских частей гражданской обороны принимает Председатель КГОиВЧ с последующим докладом курирующему вице-министру.