В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения o принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере от 16 февраля 2021 года и в рамках реализации пункта 4.7.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза государств – членов Евразийского экономического союза, а также органов государственного контроля (надзора) с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации.
2. Информационное взаимодействие органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее – Союз) государств – членов Союза (далее соответственно – органы государственного контроля (надзора), государства-члены) между собой, а также с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации (далее – органы по аккредитации), и Евразийской экономической комиссией посредством использования системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, осуществляется в отношении технических регламентов Союза (Таможенного союза) по перечню согласно приложению.
Информационное взаимодействие в отношении технических регламентов Союза (Таможенного союза), не включенных в перечень, предусмотренный приложением к настоящему Решению, осуществляется не позднее 60 месяцев с даты введения в действие общего процесса "Формирование, ведение и использование системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза".
3. В случае если для организации и проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Союза органу государственного контроля (надзора) одного государства-члена необходимо получить документы (комплект документов), послужившие основанием для выдачи (принятия) документа об оценке соответствия продукции требованиям технического регламента Союза в другом государстве-члене, он может направить в орган государственного контроля (надзора) и (или) орган по аккредитации этого другого государства-члена соответствующий запрос в электронном виде и (или) на бумажном носителе. Орган государственного контроля (надзора) и (или) орган по аккредитации, получившие такой запрос, представляют необходимые документы в соответствии с законодательством своего государства (при наличии таких документов или после их получения от органа по сертификации и (или) заявителя, указанного в документе об оценке соответствия продукции требованиям технического регламента Союза).
Документы и сведения, отнесенные законодательством государства-члена к информации конфиденциального характера (включая коммерческую, налоговую, служебную и другую конфиденциальную информацию, за исключением государственной тайны (государственных секретов)) или к служебной информации ограниченного распространения, представляются в орган государственного контроля (надзора) с соблюдением требований, установленных законодательством государства-члена в отношении такой информации. Орган государственного контроля (надзора), получивший такие документы и (или) сведения, обеспечивает необходимый уровень защиты информации и соблюдение требований законодательства своего государства при получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении и использовании документов, содержащих конфиденциальную информацию, и документов ограниченного распространения.
4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, за исключением пунктов 1 – 11 Порядка, утвержденного настоящим Решением, которые вступают в силу с даты вступления в силу распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии о введении в действие общего процесса "Формирование, ведение и использование системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза".
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
|
От Республики Армения |
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
|---|---|---|---|---|
| М. Григорян | Н. Петкевич | С. Жумангарин | Д. Амангельдиев | А. Оверчук |
| УТВЕРЖДЕН Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 сентября 2025 г. № 78 |
ПОРЯДОК
взаимодействия органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза государств – членов Евразийского экономического союза, а также органов государственного контроля (надзора) с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации
1. Настоящий Порядок определяет правила взаимодействия органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) государств – членов Союза (далее соответственно – органы государственного контроля (надзора), Союз, государства-члены) между собой, с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов на проведение аккредитации (далее – органы по аккредитации), а также с таможенными органами государств-членов на основании сведений о не соответствующей требованиям технических регламентов Союза продукции и принятых мерах, размещенных в общих информационных ресурсах интегрированной информационной системы Союза.
2. Для целей настоящего Порядка используются понятия, которые означают следующее:
"мера" – решение, принятое органом государственного контроля (надзора) по результатам проведения в соответствии с законодательством своего государства государственного контроля (надзора) и (или) иных мероприятий, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), направленное на пресечение обращения на территории этого государства продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, и (или) на устранение негативных последствий нарушения требований технических регламентов Союза;
"не соответствующая требованиям продукция" – продукция, которая не соответствует требованиям, установленным техническими регламентами Союза, и (или) документы об оценке соответствия на которую отсутствуют либо выданы (приняты) с нарушением форм, схем и процедур оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза.
Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, понимаются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами органов Союза в сфере технического регулирования и актами органов Союза, касающимися вопросов создания и развития интегрированной информационной системы Союза.
3. Информационное взаимодействие органов государственного контроля (надзора) между собой, а также с органами по аккредитации осуществляется в электронной форме с использованием интегрированной информационной системы Союза, в рамках которой обеспечивается функционирование системы информирования о не соответствующей требованиям продукции (далее – система информирования).
В целях функционирования системы информирования Евразийская экономическая комиссия (далее – Комиссия) обеспечивает формирование и ведение открытой и закрытой частей системы информирования на основании сведений о не соответствующей требованиям продукции и принятых мерах, представляемых в Комиссию в электронном виде органами государственного контроля (надзора) и органами по аккредитации.
Закрытая часть системы информирования содержит сведения о не соответствующей требованиям продукции, предназначенные для использования органами государственного контроля (надзора) и органами по аккредитации и необходимые для проведения в соответствии с законодательством государств-членов мероприятий по защите рынка Союза от не соответствующей требованиям продукции и принятия ими соответствующих мер.
Доступ к сведениям, содержащимся в закрытой части системы информирования, предоставляется органам государственного контроля (надзора), к сфере ведения которых отнесено соблюдение требований, установленных техническими регламентами Союза в отношении соответствующего вида продукции.
Доступ к сведениям, содержащимся в закрытой части системы информирования, предоставляется органам по аккредитации при условии наличия в системе информирования сведений, указанных в абзаце пятом пункта 5 настоящего Порядка.
Открытая часть системы информирования содержит общедоступные сведения о не соответствующей требованиям продукции, размещаемые на информационном портале Союза с целью информирования заинтересованных лиц о проводимых в Союзе мероприятиях по защите рынка Союза от не соответствующей требованиям продукции и принятых мерах.
Органы государственного контроля (надзора) и органы по аккредитации обеспечивают достоверность, объективность и полноту представляемых в систему информирования сведений.
Ведение системы информирования осуществляется на русском языке. Сведения, вносимые в систему информирования в соответствии с пунктами 4, 6 – 8 настоящего Порядка, а также наименования загружаемых в систему информирования файлов представляются на русском языке (отдельные файлы представляются на государственном языке (государственных языках) государства-члена и на русском языке).
4. Орган государственного контроля (надзора) не позднее 5 рабочих дней с даты принятия мер в отношении не соответствующей требованиям продукции вносит в закрытую часть системы информирования следующие сведения:
а) о мере, принятой органом государственного контроля (надзора) в отношении не соответствующей требованиям продукции, с указанием выявленных нарушений требований технических регламентов Союза (подпункт, пункт, часть, статья), в том числе о решении, принятом в отношении документа об оценке соответствия такой продукции. Отдельными файлами направляются копии документов, полученных по результатам проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Союза и подтверждающих факт нарушения требований технических регламентов Союза, в том числе в части оценки соответствия такой продукции (сведения из акта проверки юридического лица и (или) физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства-члена (далее – акт проверки), протоколы испытаний продукции и др.);
б) о наименовании продукции, в том числе указанном в маркировке продукции. Отдельными файлами направляются (при наличии и (или) при необходимости):
фотографии продукции и ее маркировки;
копия технической документации (проектной, и (или) конструкторской, и (или) технологической, и (или) эксплуатационной);
в) об изготовителе продукции (уполномоченном изготовителем лице, импортере), в том числе полное наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица, импортера), которое указано в маркировке продукции и документах об оценке соответствия, место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае, если адреса различаются) – для юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (с соблюдением требований законодательства государства-члена в сфере защиты персональных данных) и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае, если адреса различаются) – для индивидуального предпринимателя;
г) сведения из товаросопроводительных документов, позволяющих определить государства-члены, на территории которых или с территорий которых была поставлена продукция. Отдельным файлом направляются сведения из договоров поставки, товарных накладных, счетов-фактур и иных документов, содержащих информацию о продукции (при наличии);
д) о регистрационном номере и статусе документа об оценке соответствия в единых реестрах выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, а также о сроке действия документа об оценке соответствия;
е) иные сведения и документы, свидетельствующие о признании продукции не соответствующей требованиям (при необходимости).
5. По итогам рассмотрения сведений, указанных в пункте 4 настоящего Порядка и внесенных органом государственного контроля (надзора) одного государства-члена в закрытую часть системы информирования, органы государственного контроля (надзора) и (или) органы по аккредитации другого государства-члена принимают в соответствии с законодательством своего государства-члена необходимые меры реагирования, в том числе в отношении органа по оценке соответствия при выявлении нарушений процедур оценки соответствия, при условии, что:
соблюдение требований, установленных техническими регламентами Союза в отношении соответствующего вида продукции, отнесено к сфере ведения органа государственного контроля (надзора) этого другого государства-члена, и
не соответствующая требованиям продукция поставлялась на территорию этого другого государства-члена, и (или)
изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо, импортер, продавец) не соответствующей требованиям продукции находится на территории этого другого государства-члена, и (или)
документ об оценке соответствия выдан на территории этого другого государства-члена.
6. Органы государственного контроля (надзора) и (или) органы по аккредитации другого государства-члена не позднее 10 рабочих дней с даты принятия мер реагирования, в том числе по итогам мероприятий по государственному контролю (надзору) (в случае их проведения), вносят с учетом пункта 5 настоящего Порядка в закрытую часть системы информирования сведения о мере, принятой в отношении не соответствующей требованиям продукции, а также в отношении органа по оценке соответствия при выявлении нарушений процедур оценки соответствия. Отдельными файлами направляются копии документов, в том числе полученных по результатам проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) (в случае их проведения) (сведения из акта проверки, протоколы испытаний продукции и др.).
В случае если по результатам проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) или иных мероприятий, направленных на пресечение обращения на территории государства-члена не соответствующей требованиям продукции, органами государственного контроля (надзора) и (или) органами по аккредитации установлено отсутствие оснований для принятия мер, то такие сведения (с приложением подтверждающих документов) вносятся в закрытую часть системы информирования не позднее 10 рабочих дней с даты завершения указанных мероприятий.
7. В случае непроведения мероприятий по государственному контролю (надзору) или иных мероприятий, направленных на пресечение обращения на территории государства-члена не соответствующей требованиям продукции, органы государственного контроля (надзора) и (или) органы по аккредитации другого государства-члена вносят с учетом пункта 5 настоящего Порядка в закрытую часть системы информирования не позднее 20 рабочих дней с даты размещения в системе информирования сведений, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, следующие сведения:
а) об отсутствии оснований для принятия мер в отношении не соответствующей требованиям продукции, а также мер в отношении органа по оценке соответствия. Отдельным файлом направляются копии документов, содержащих обоснование отсутствия необходимости принятия таких мер (протоколы испытаний продукции и др.);
б) о несогласии с принятой мерой в отношении не соответствующей требованиям продукции. Отдельным файлом направляются обращение об инициировании двусторонних переговоров в соответствии с подходами согласно приложению и протокол по итогам двусторонних переговоров.
8. При отсутствии согласия по итогам проведения двусторонних переговоров, указанных в подпункте "б" пункта 7 настоящего Порядка, орган государственного контроля (надзора) или орган по аккредитации информирует уполномоченный на взаимодействие с Комиссией орган государственной власти своего государства-члена о необходимости рассмотрения вопроса об обоснованности принятых мер в соответствии с утверждаемым Комиссией порядком рассмотрения обращения государства-члена об обоснованности мер, принятых органом государственного контроля (надзора) другого государства-члена в отношении не соответствующей требованиям продукции.
Результаты рассмотрения указанного вопроса вносятся органами государственного контроля (надзора) или органами по аккредитации в закрытую часть системы информирования (с приложением рекомендации Коллегии Комиссии, предусмотренной порядком, указанным в абзаце первом настоящего пункта).
9. Сведения из закрытой части системы информирования не подлежат опубликованию в ее открытой части до урегулирования всех разногласий.
10. Сведения, указанные в подпунктах "а" (за исключением копий документов), "б" (за исключением фотографий продукции и копий документов), "в" и "д" пункта 4, а также пункте 6 и подпункте "а" пункта 7 (за исключением копий документов) настоящего Порядка, и наименования органов государственного контроля (надзора) вносятся с учетом пункта 9 настоящего Порядка в открытую часть системы информирования в автоматическом режиме после проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Союза органами государственного контроля (надзора), к сфере ведения которых отнесено обеспечение соблюдения требований, установленных техническими регламентами Союза в отношении соответствующего вида продукции. Указанные сведения размещаются в открытой части информационной системы по истечении 4 месяцев с даты размещения сведений, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в случае отсутствия условий, определенных пунктом 5 настоящего Порядка, для рассмотрения таких сведений органами государственного контроля (надзора) и (или) органом по аккредитации других государств-членов.
11. Сведения, размещенные в открытой части системы информирования, подлежат исключению в автоматическом режиме после внесения в закрытую часть системы информирования органом государственного контроля (надзора), внесшим в закрытую часть системы информирования сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, сведений (доказательств) об устранении нарушений или отмене мер, указанных в подпункте "а" пункта 4 настоящего Порядка, а в случае неустранения таких нарушений – по истечении 5 лет с даты внесения сведений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка.
12. Органы государственного контроля (надзора) и (или) орган по аккредитации государства-члена осуществляют взаимодействие с таможенным органом своего государства-члена в соответствии с законодательством государства-члена.
13. Таможенные органы используют сведения, представленные согласно пункту 12 настоящего Порядка, при совершении таможенных операций.
ПОДХОДЫ
к проведению двусторонних переговоров
1. В случае несогласия с результатами мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза и (или) иных мероприятий, проведенных органами государственного контроля (надзора) государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – органы государственного контроля (надзора), государства-члены) и (или) органами либо юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государств- членов на проведение аккредитации (далее – органы по аккредитации), в отношении продукции и (или) документа об оценке соответствия, сопровождающего такую продукцию, орган государственного контроля (надзора) и (или) орган по аккредитации могут инициировать двусторонние переговоры, предусмотренные подпунктом "б" пункта 7 Порядка взаимодействия органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза государств – членов Евразийского экономического союза, а также органов государственного контроля (надзора) с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 сентября 2025 г. № 78 (далее – переговоры).
2. Основанием для начала переговоров является обращение органа государственного контроля (надзора) и (или) органа по аккредитации одного государства-члена в орган государственного контроля (надзора) другого государства-члена, направленное в электронном виде и (или) на бумажном носителе (с приложением доказательственных материалов) (далее – обращение).
3. Орган государственного контроля (надзора) в течение 5 рабочих дней с даты получения обращения информирует инициатора обращения о готовности принять участие в переговорах.
Из участников переговоров создается рабочая группа по рассмотрению обращения (далее – рабочая группа), назначаются дата, время и место проведения переговоров, а также определяется формат их проведения.
По предложению органа государственного контроля (надзора), являющегося инициатором переговоров, на заседание рабочей группы приглашаются изготовители продукции (уполномоченные изготовителем лица, импортеры), в отношении продукции которых выявлены факты несоответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, и экспертные организации.
4. В ходе проведения переговоров рабочая группа проводит анализ документов (материалов) и иных доказательств, содержащихся в обращении.
При изучении документов (материалов) рабочая группа может дополнительно запрашивать у заявителя, указанного в документе об оценке соответствия, и (или) органов по оценке соответствия документы (комплект документов), послужившие основанием для выдачи (принятия) документа об оценке соответствия.
Результаты рассмотрения документов (материалов) приобщаются рабочей группой к протоколу переговоров.
5. При необходимости рабочая группа может принять решение о проведении дополнительных независимых испытаний продукции.
6. Рабочая группа осуществляет выбор лаборатории (центра) для проведения дополнительных независимых испытаний продукции.
7. Результаты проведенных независимых испытаний продукции (в том числе протоколы испытаний продукции) и акты отбора образцов (проб) продукции приобщаются рабочей группой к протоколу переговоров.
8. Переговоры между органами государственного контроля (надзора) проводятся в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня формирования рабочей группы (не включая срок, необходимый для организации и проведения независимых испытаний продукции (в случае их проведения)), в очном формате или в режиме видео-конференц-связи.
9. Результаты переговоров заносятся рабочей группой в протокол, в котором отражаются:
а) дата и место проведения переговоров;
б) предмет переговоров;
в) наименования органов государственного контроля (надзора), принявших участие в переговорах;
г) позиции органов государственного контроля (надзора);
д) результаты проведенных независимых испытаний продукции (при наличии);
е) результаты рассмотрения документов (материалов), послуживших основанием для выдачи (принятия) документа об оценке соответствия;
ж) итоги переговоров;
з) фамилии, имена и отчества (при наличии), должности представителей органов государственного контроля (надзора) и органов по аккредитации, принимавших участие в переговорах.
10. Протокол переговоров составляется в 2 экземплярах и подписывается представителями органов государственного контроля (надзора) – участниками переговоров не позднее 10 рабочих дней с даты завершения переговоров.
Датой завершения переговоров считается день проведения последнего заседания рабочей группы.
| ПРИЛОЖЕНИЕ к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 12 сентября 2025 г. № 78 |
ПЕРЕЧЕНЬ
технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), в отношении которых осуществляется информационное взаимодействие органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза государств – членов Евразийского экономического союза между собой, а также с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации
1. "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011).
2. "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011).
3. "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011).
4. "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011).
5. "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011).
6. "О безопасности пиротехнических изделий" (ТР ТС 006/2011).
7. "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011).
8. "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011).
9. "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011).
10. "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).
11. "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011).
12. "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011).
13. "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
14. "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011).
15. "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011).
16. "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011).
17. "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
18. "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).
19. "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011).
20. "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012).
21. "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).
22. "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" (ТР ТС 028/2012).
23. "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012).
24. "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012).
25. "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013).
26. "Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива" (ТР ЕАЭС 036/2016).
27. "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники" (ТР ЕАЭС 037/2016).
28. "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016).
29. "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017).
30. "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017).
31. "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017).
32. "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 046/2018).
33. "О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств" (ТР ЕАЭС 048/2019).
34. "О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов" (ТР ЕАЭС 049/2020).
35. "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021).
36. "О безопасности подвижного состава метрополитена" (ТР ЕАЭС 052/2021).
