Примечание ИЗПИ!
Введение в действие см. п. 5.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2025 года № 846 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2025 года № 997 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о республиканском государственном учреждении "Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан" (далее - Положение).
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 17 мая 2024 года № 278/НҚ "Об утверждении Положения о республиканском государственном учреждении "Аэрокосмический комитет Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан";
2) пункт 5 Перечня некоторых приказов Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 10 декабря 2024 года № 784/НҚ.
3. Комитету искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра искусственного интеллекта и цифрового развития, Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания, за исключением подпунктов 40), 54) пункта 15 Положения, которые вводятся в действие с 1 января 2026 года.
|
Исполняющий обязанности Министра искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан |
Д. Мун |
| Утверждено приказом исполняющего обязанности Министра искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан от 4 ноября 2025 года № 555/НҚ |
Положение о республиканском государственном учреждении "Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан"
Глава 1. Общие положения
1. Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан (далее – Комитет) является ведомством Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан (далее – Министерство), осуществляющим руководство в сферах искусственного интеллекта, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий.
2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.
4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждается в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
8. Местонахождение Комитета: Республика Казахстан, 010000, город Астана, район Есиль, проспект Мангилик Ел, здание № 55/5.
9. Полное наименование Комитета – республиканское государственное учреждение "Комитет искусственного интеллекта и управления данными Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан".
10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.
11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.
12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Комитета.
Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход государственного бюджета.
Глава 2. Основные задачи, функции, права и обязанности Комитета
13. Задачи Комитета:
1) формирование и реализация государственной политики в сферах искусственного интеллекта, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий (далее – регулируемые сферы);
2) создание условий для развития искусственного интеллекта, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий;
3) участие в планировании, мониторинге, стимулировании и развитии инновационной системы.
14. Права и обязанности:
1) обеспечивает реализацию возложенных на Комитет задач и функций;
2) вносит предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;
3) запрашивает и получает от иных государственных органов и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции Комитета;
4) вносит предложения по всем вопросам своей деятельности;
5) обеспечивает доступность подзаконных актов, определяющие порядок оказания государственных услуг;
6) обеспечивает информированность потребителей государственных услуг о порядке оказания государственных услуг;
7) не разглашает информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;
8) вносит предложения по созданию консультативно-совещательных органов (рабочих групп, комиссий, советов) по курируемым направлениям деятельности;
9) проводит совещания, семинары, конференции, круглые столы, конкурсы и иные мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
10) привлекает соответствующих специалистов для участия в экспертизах по вопросам, отнесенным к своей компетенции;
11) участвует в предоставлении соответствующей информации некоммерческим организациям, проводящим общественный мониторинг, в установленном законодательством порядке;
12) принимает и рассматривает обращения физических и юридических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
13) осуществляет иные права и обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
15. Функции Комитета:
1) обеспечение формирования и реализации государственной политики в регулируемых сферах;
2) выработка и реализация нормативного правового регулирования в регулируемых сферах;
3) обеспечение работы по утверждению состава и положения о деятельности экспертных советов в регулируемых сферах;
4) обеспечение работы по согласованию документов Системы государственного планирования в Республике Казахстан в регулируемых сферах;
5) осуществление межотраслевой координации в регулируемых сферах;
6) организация и обеспечение деятельности консультативно-совещательных органов в регулируемых сферах;
7) согласование стратегий и планов развития юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, аффилированных с ними юридических лиц, национальных управляющих холдингов (за исключением Фонда национального благосостояния), национальных холдингов, национальных компаний (за исключением национальных компаний, входящих в группу Фонда национального благосостояния) и аффилированных с ними юридических лиц, в регулируемых сферах;
8) заключение с национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и аффилированными с ними юридическими лицами технологических меморандумов, содержащих вопросы регулируемых сфер;
9) проведение правового мониторинга в отношении нормативных-правовых актов, разработчиком которых является Комитет, либо относящихся к их компетенции;
10) выработка предложений по развитию искусственного интеллекта и цифровых активов в Республики Казахстан, в том числе на основе международного опыта, осуществление мониторинга и координация ее элементов;
11) обеспечение разработки в пределах компетенции мер по продвижению несырьевого экспорта с учетом международных обязательств Республики Казахстан и осуществление его продвижения;
12) обеспечение стимулирования в пределах компетенции действующих инвесторов на осуществление реинвестирования;
13) обеспечение привлечения в пределах компетенции инвесторов, в том числе иностранных, для создания совместных производств;
14) обеспечение привлечения в пределах компетенции транснациональных корпораций для вхождения в глобальные цепочки добавленной стоимости;
15) разработка правил лицензирования деятельности по цифровому майнингу по согласованию с уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений;
16) разработка правил аккредитации цифровых майнинговых пулов;
17) разработка правил учета и ведения реестра аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга;
18) разработка правил представления сведений о доходах цифровых майнеров и цифровых майнинговых пулов для целей их налогообложения, по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
19) разработка совместно с уполномоченным органом по предпринимательству проверочных листов в сфере цифровых активов в отношении цифровых майнеров и цифровых майнинговых пулов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
20) разработка квалификационных требований для осуществления деятельности по цифровому майнингу и перечня документов, подтверждающих соответствие им;
21) выдача, приостановление и возобновление действия лицензии на осуществление деятельности по цифровому майнингу;
22) проведение аккредитации цифровых майнинговых пулов;
23) осуществление государственного контроля в сфере цифровых активов, а также за соблюдением лицами, осуществляющими выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов, законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
24) разработка перечня видов обеспеченных цифровых активов, признаваемых на территории Республики Казахстан;
25) ведение государственного реестра лиц, осуществляющих деятельность по выпуску обеспеченных цифровых активов;
26) разработка правил оформления решения о выпуске обеспеченных цифровых активов;
27) выдача разрешения на выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов;
28) ведение реестра аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга;
29) составление протоколов, рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, в сфере цифровых активов;
30) обеспечение реализации проектов и программ в области электронной промышленности, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
31) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрение современных технологий;
32) осуществление отраслевой экспертизы проектов в сфере электронной промышленности;
33) разработка требований к унифицированному рабочему месту или терминальной системе государственных органов и местных исполнительных органов, а также требований по унификации компонентов объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры;
34) разработка правил формирования и ведения реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности, а также критериев по включению программного обеспечения и продукции электронной промышленности в реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности;
35) формирование и ведение реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности;
36) разработка правил осуществления отраслевой экспертизы в сфере электронной промышленности;
37) создание условий для развития отрасли информационно-коммуникационных технологий;
38) формирование предложений по определению перечня специальностей, по которым требуется подготовка специалистов для приоритетных секторов экономики, на основе представляемых субъектами промышленно-инновационной деятельности сведений о потребностях в специалистах и направление в уполномоченный орган по вопросам занятости населения;
39) выработка и реализация нормативного правового регулирования в области развития технологий искусственного интеллекта;
40) разработка перечня товаров, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость, по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
Сноска. Подпункт 40) вводится в действие с 01.01.2026 в соответствии с пунктом 5 настоящего приказа.
41) разработка правил деятельности международного технологического парка "Астана Хаб", включая порядок оказания услуг и определения их стоимости;
42) осуществление координации деятельности международного технологического парка "Астана Хаб";
43) разработка правил представления сведений о привлеченных иностранцах и лицах без гражданства международным технологическим парком "Астана Хаб", представляемых уполномоченному органу по вопросам миграции населения и Комитету национальной безопасности Республики Казахстан, их состава и периодичности по согласованию с уполномоченным органом по вопросам миграции населения и Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан;
44) на ежегодной основе по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям внесение предложений в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций по внесению изменений и дополнений в реестр профессий в пределах компетенции Комитета;
45) на ежегодной основе по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям разработка предложений по разработке и (или) актуализации профессиональных стандартов и направление их в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций в пределах компетенции Комитета;
46) по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям внесение предложений в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций по условиям признания профессиональных квалификаций для рассмотрения на заседании Национального совета по профессиональным квалификациям в пределах компетенции Комитета;
47) внесение предложений по разработке и (или) актуализации отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций, в пределах компетенции Комитета;
48) внесение предложений по разработке и (или) актуализации профессиональных стандартов на основе Национального классификатора занятий Республики Казахстан, отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций, в пределах компетенции Комитета;
49) внесение предложений по утверждению профессиональных стандартов по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям и уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций с учетом заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан;
50) внесение предложений на ежегодной основе по согласованию с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы формирование потребности рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций, в пределах компетенции Комитета;
51) осуществление международного сотрудничества в регулируемых сферах, представление интересов Республики Казахстан в международных организациях и иностранных государствах;
52) обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
53) утверждение состава и положения Управляющего комитета автономного кластерного фонда "Парк инновационных технологий";
54) разработка перечня приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий и критериев собственного производства по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию, уполномоченным органом в области технического регулирования, уполномоченным органом в области государственной поддержки инновационной деятельности и уполномоченным органом в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
55) поиск и проведение переговоров с потенциальными инвесторами, в том числе иностранными, с целью привлечения их к участию в реализации промышленно-инновационных проектов;
56) привлечение субъектов промышленно-инновационной деятельности к участию в бизнес-форумах, конференциях и семинарах по инвестиционной тематике;
57) распространение информации о промышленно-инновационных проектах в средствах массовой информации, в том числе иностранных, посредством загранучреждений, а также через иностранные дипломатические и приравненные к ним представительства и консульские учреждения на территории Республики Казахстан;
58) обеспечение управления, ведения, сопровождения, функционирования и использования информационной системы "Единое окно" Национальной инновационной системы;
59) осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством Республиики Казахстан.
Глава 3. Статус и полномочия Председателя Комитета при организации его деятельности
16. Руководство Комитетом осуществляется председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих полномочий.
17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
19. Полномочия председателя Комитета:
1) определяет обязанности и полномочия руководителей структурных подразделений Комитета;
2) утверждает положение о структурных подразделениях Комитета;
3) по вопросам своей компетенции издает приказы;
4) представляет Комитет в государственных органах, иных организациях;
5) контролирует соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
6) утверждает конкурсные документации для проведения процедур государственных закупок, утверждают технические спецификации, согласуют план государственных закупок Министерства, подписывает договора о государственных закупках, договора о гражданско-правовых сделках, утверждает акты выполненных (оказанных) услуг, работ товаров.
7) назначает на должности и освобождает от должностей работников Комитета за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
8) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказание материальной помощи, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников Комитета;
9) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников Комитета за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
10) разрабатывает и представляет на утверждение руководству Министерства ежегодный план работы Комитета и ежегодный отчет о результате его деятельности;
11) обеспечивает подготовку бюджетной заявки Комитета, представление бюджетной заявки Руководителю аппарата Министерства, который представляет его Министру для внесения ее на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии, а также выполнение иных процедур бюджетного процесса;
12) обеспечивает разработку плана финансирования Комитета и вносит на утверждение Руководителю аппарата Министерства;
13) организует разработку проектов нормативных правовых актов в пределах компетенции Комитета;
14) принимает решения по другим вопросам, отнесенных к его компетенции;
15) в пределах своей компетенции принимает меры, направленные на противодействие коррупции в Комитете, и несет персональную ответственность;
16) осуществляет иные полномочия, возложенные законодательством Республики Казахстан.
Исполнение полномочий Председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством.
20. Председатель определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством.
Глава 4. Имущество Комитета
21. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.
Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
22. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.
23. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.
Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета
24. Реорганизация и упразднение Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.