В соответствии с подпункта 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, подпунктом 15 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 24382), Мугалжарский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами в Мугалжарском районе на 2025-2029 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Мугалжарского районного маслихата |
К. Ермагамбетов |
Приложение к решению Мугалжарского районного маслихата от "16 июля 2025 года № 424 |
ПРОГРАММА
по управлению коммунальными отходами в Мугалжарском районе на 2025-2029 гг.
г. Кандыагаш 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | |
2. | Паспорт Программы | |
3. |
Анализ текущего состояния управления отходами | |
4. | Цели, задачи и целевые показатели | |
5. | Основные направления, пути достижения поставленной цели и соответствующие меры | |
6. | План мероприятий по реализации программы | |
7. | Необходимые ресурсы |
Термины и определения
Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, а также пищевые отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.
Захоронение отходов – складирование отходов в местах, специально установленных для их безопасного хранения в течение неограниченного срока, без намерения их изъятия.
Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие:
1) смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;
2) смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.
Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.
Отходы потребления - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, полностью или частично утратившие свои потребительские свойства продукты и (или) изделия, их упаковка и иные вещества или их остатки, срок годности либо эксплуатации которых истек независимо от их агрегатного состояния, а также от которых собственник самостоятельно физически избавился либо документально перевел в разряд отходов потребления.
Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.
Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.
Полигон захоронения отходов - специально оборудованное место постоянного размещения отходов без намерения их изъятия, соответствующее экологическим, строительным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Раздельный сбор отходов - сбор отходов раздельно по видам или группам в целях упрощения дальнейшего специализированного управления ими.
Сбор отходов - деятельность по организованному приему отходов от физических и юридических лиц специализированными организациями в целях дальнейшего направления таких отходов на восстановление или удаление.
Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме.
Транспортировка отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов с помощью специализированных транспортных средств между местами их образования, накопления в процессе сбора, сортировки, обработки, восстановления и (или) удаления.
Уничтожение отходов – способ удаления отходов путем термических, химических или биологических процессов, в результате применения которого существенно снижаются объем и (или) масса и изменяются физическое состояние и химический состав отходов, но который не имеет в качестве своей главной цели производство продукции или извлечение энергии.
Управление отходами - операции, осуществляемые в отношении отходов с момента их образования до окончательного удаления.
Централизованная система сбора твердых бытовых отходов – система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов.
1. ВВЕДЕНИЕ
Мугалжарский район (каз. Мұғалжар ауданы) — административно-территориальная единица второго уровня в Актюбинской области Казахстана. Административный центр района — город Кандыагаш.
Район образован 17 июня 1997 года в результате объединения Мугоджарского и Октябрьского районов, занимает территорию 27,8 тыс. км² (9,2 % территории области). Мугалжарский район расположен в центральной части области, на севере граничит с Алгинским и Хромтауским районами, на юге с Байганинским и Шалкарским районами, на западе с Темирским районом и на востоке с Айтекебийским районом.
Население — 67,4 тыс. человек (8 % населения области), из них экономически активное населения составляет 38,5 тыс. человек.
Районный центр г. Кандыагаш расположен на расстоянии 90 км от областного центра, в нҰм проживает 33,7 тыс. человек.
В административно-территориальный состав Мугалжарского района входят 3 города (Кандыагаш, Эмба, Жем) и 12 сельских округов (Аккемирский, Ащесайский, Батпаккольский, Егиндибулакский, Енбекский, Журунский, имени К. Жубанова, Кайиндинский, Кумжарганский, Кумсайский, Талдысайский и село Мугалжар), где находятся 38 сельских населҰнных пунктов.
Название района связано с одноимҰнными горами.
Программа разрабатывается физическими и юридическими лицами, имеющими объекты I и II категории, а также лицами, осуществляющих утилизацию и переработку отходов или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления, согласно статьи 335 Экологического кодекса РК от 02.01.2021г. .
Программа разрабатывается на срок выданного разрешения на эмиссии и является его составной частью (не более десяти лет (до 2028 года)), с возможной корректировкой в случае каких-либо изменений и дополнений.
Разработка Программы направлена на повышение эффективности процедур оценки изменений, происходящих в объеме и составе отходов, с целью выработки оперативной политики минимизации отходов с использованием экономических или других механизмов для внесения позитивных изменений в структуры производства и потребления путем:
1. Совершенствования производственных процессов, в том числе за счет внедрения малоотходных технологий;
2. Повторного использования отходов либо их передачи физическим и юридическим лицам, заинтересованным в их использовании;
3. Переработки, утилизации или обезвреживания отходов с использованием наилучших доступных технологий либо иных обоснованных методов;
4. Рекультивации полигонов отходов в соответствии с утвержденными проектами рекультивации.
ПУО выполнена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Экологический кодекс Республики Казахстан от 02.01.2021 г. № 400-VI;
2. Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 года № 442;
3. Водный кодекс РК от 9 июля 2003 года № 481;
4. Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 9 августа 2021 года № 318 "Об утверждении Правил разработки программы управления отходами";
5. Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 июля 2021 года № 280 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению экологической оценки";
6. Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 6 августа 2021 года № 314 "Об утверждении Классификатора отходов";
4. Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" утвержденные приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020;
5. РНД 03.3.0.4.01.-96. "Методические указания по определению уровня загрязнения компонентов окружающей среды токсичными веществами отходов производства и потребления", утвержденные Министерством экологии и биоресурсов Республики Казахстан от 29.08.1997г;
2. Паспорт Программы
Наименование программы | - Программа по управлению коммунальными отходами в Мугалжарском районе Актюбинской области 2025-2029 гг. |
Основания для разработки Программы | - Статья 335 Экологического кодекса Республики Казахстан от 02.01.2021 г. |
Сроки реализации Программы | - 2025 – 2029 годы |
Ответственный исполнитель | - Государственное учреждение "Мугалжарский районный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог" |
Цели Программы | - создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления; предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот |
Задачи Программы |
- создание эффективных механизмов управления в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; |
Основные мероприятия Программы |
- проведение конкурсного отбора региональных операторов; |
Финансирование Программы | - Объем финансирования определяется в зависимости от количества бюджетных средств, предоставленных местным исполнительным органам на финансирование мероприятий в сфере обращения с коммунальными отходами в районе Беймбета Майлина, в соответствующий период*. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов – 100% с 2025 года; |
Организация контроля за выполнением Программы | - контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы |
* - объем и сроки финансирования являются справочными и будут определены инвестиционными программами операторов с отходами
3. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В РЕГИОНЕ
3.1 Общие сведения
3.1.1. Статистика мәліметтеріне сәйкес, 2024 жылдың аяғында аудан аумағында 67 400 адам тұрады, халық негізгі жеке секторда тұрады.
3.1.2. Жыл сайын ауданда тек 2,6 мың тоннадан астам тұтыну және өндіріс қалдықтары түзіледі, оның 2,0 мың тоннаға жуығы көппәтерлі үйлер мен жеке тұрғын үй құрылыстарына тиесілі.
Тұрғындардың тіршілік әрекетінен Go060 Жасыл тізімі (тамақ қалдықтары, тұрмыстық қоқыстар, орау материалдары және т.б.) - қатты, улы емес, суда ерімейтін; металл контейнерлерге жиналады.
3.2. Расчет и обоснование объемов образования
Твердых-бытовых отходов
Согласно РНД 03.1.0.3.01-96 "Порядок нормирования объемов образования и размещения отходов производства" (Алматы, 1996), объем образования твердо-бытовых отходов определяется по следующей формуле:
Q = Р * М * ртбо, где:
Р – норма накопления отходов на одного человека в год, т/год * чел.
М – численность населения, 8203 человек (по статистике);
ртбо - удельный вес твердо-бытовых отходов, т/м3 – 0,25
Годовая норма образования отходов от населения частных домов принята - для жителей благоустроенного домовладения – 0,85 м3/чел, для жителей неблагоустроенных домовладений – 1,1 м3/чел (Решение Мугалжарского районного маслихата Актюбинской области от 18 июля 2019 года № 336 утратило силу решением Мугалжарского районного маслихата Актюбинской области от 8 сентября 2023 года № 89), от предприятий – 1,06 м3/чел (согласно РНД 03.1.0.3.01-96 "Порядок нормирования и размещения отходов производства"). Данные нормы образования приняты для твердых бытовых отходов, к которым относятся все отходы сферы потребления, которые образуются в жилых кварталах, организациях и предприятиях, а так же мусор с улиц, отходы отопительных установок в жилых домах, мусор от текущего ремонта квартир и т.д.
Результаты расчета объема образования отходов ТБО от населения и предприятий района (без раздельного сбора) представлены в таблице 3.1.
Образование отходов ТБО, тонн/ год | Общий объем ТБО, тон/год, м 3/ год | ||
от населения, проживающего в благоустроенных домах | от населения, проживающего в неблагоустроенных домах | от предприятий | |
20220*0,85*0,20=3 437,4 | 47180*1,1*0,2=10 379,6 | 6728*1,06= 1426,34 | 15 243,34 тонн/год или 76 216,7 м3/год |
Текущая ситуация управления отходами
По состоянию на 1 ноября 2024 года в районе имеется 2 полигона ТБО которые находятся на территории города Кандыагаш и города Емба.
По району захоронением, сбором и вывозом ТБО занимается 2 юридических лица имеющие специализорованную технику и соответсвующий персонал.
В таблице 1 представлены данные по объему образования и переработки ТБО по району за последние 3 года.
В настоящее время доступны данные ГУ "Мугалжарский райрнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог" (далее - Отдел ЖКХ района) по объему собранных отходов: 2021 г. – 65,7 тыс м3, 2022 г. – 65,8 тыс м3., 2023 г. – 66,2 м3. Расчет образованных отходов произведен, исходя из количества населения (по данным Бюро национальной статистики)
Таблица 1 - Объем образования и переработки коммунальных отходов (ТБО) за последние 3 года (2021-2023) по Мугалжарскому району.
№ | Наименование | Единица измерения | Годы | ||
2021 | 2022 | 2023 | |||
1 | Объемы образование ТБО | ||||
1.1 | Республика Казахстан* | Тыс. тонн | 3 674 000 | 4 214 056 | 4 340 630 |
1.2 | Актюбинская область* | Тыс. тонн | 162 902 | 181 151 | 181 153 |
1.3 | Мугалжарский район** | Тонн | 13, 140 | 13 160 | 13 240 |
2 | Доля переработки от общего объема образованных ТБО | ||||
2.1 | Республика Казахстан* | % | 14,9 | 18,6 | 21,1 |
2.2 | Актюбинская область * | % | 12,0 | 17,7 | 18,2 |
2.3 | Мугалжарский район ** | % | 7,0 | 8,0 | 6,2 |
3 | Захоронение | ||||
3.1 | Актюбинская область | Тыс. тонн | 160,090 | 183,120 | 169,064 |
3.2 | Мугалжарский район | тонн | 12 220 | 12 107 | 12 419 |
*Данные МЭПР РК
** Данные отдела ЖКХ
Данные таблицы 1 показывают, что средний годовой объем образования ТБО в районе составляет 13,24 тонн, что составляет порядка 0,6% от общего объема образования ТБО в Актюбинской области.
По данным Отдела ЖКХ района процент переработки ТБО в районе составляет 6,2%, т.е практически все отходы направляются на захоронение. В районе нет предприятий по сортировке и переработке отходов.
Сбором и вывозом отходов охвачено порядка 20 тысяч человек населения района, что составляет 30,0%, однако централизованный сбор и вывоз организован в районном центре и находящихся к в непосредственной близости населенных пунктах в остальном в сельских округах осуществляется самовывоз. В ближайшие годы необходимо организовать централизованный сбор и вывоз ТБО с постепенным увеличением охвата населения до 100%, как указано в стратегических документах Казахстана.
Нормы образования и накопления коммунальных отходов и тарифы
Нормы образования и накопления коммунальных отходов а так же тарифы для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, утверждены маслихатом Мугалжарского района Актюбинской области (" Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Мугалжарскому району" Решение мугалжарского районного маслихата Актюбинской области Решение Мугалжарского районного маслихата Актюбинской области от 18 июля 2019 года № 336 утратило силу решением Мугалжарского районного маслихата Актюбинской области от 8 сентября 2023 года № 89. Решение Мугалжарского районного маслихата Актюбинской области от 8 сентября 2023 года № 91).
Необходимо разработать и внести на утверждение представительным органам района Нормы образования и накопления коммунальных отходов по Мугалжарскому району.
Согласно документу, годовая норма накопления коммунальных отходов одного жителя благоустроенных и неблагоустроенных домовладений составляет 0,975 м3 (порядка 260 кг). Нормы образования и накопления коммунальных отходов приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Нормы образования и накопления коммунальных отходов по Мугалжарскому району
№ | Объект накопления коммунальных отходов | Расчетная единица | Годовая норма накопления коммунальных отходов, м3 |
1. | Домовладения благоустроенные | 1 житель | 0,85 |
Домовладения неблагоустроенные | 1,1 |
Маслихатом района также были утверждены тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения (Решение Мугалжарского районного маслихата Актюбинской области от 18 июля 2019 года № 336 утратило силу решением Мугалжарского районного маслихата Актюбинской области от 8 сентября 2023 года № 89).
Необходимо разработать и внести на утверждение представительным органам района тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО по Мугалжарскому району
Тарифы приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения по Мугалжарскому району
Наименование | Расчетная единица | Тенге (Без налога на добавленную стоимость тенге) |
Домовладения благоустроенные | в месяц с 1-го жителя | 100,00 |
Домовладения неблагоустроенные | 129,42 | |
Годовой тариф на единицу (обьем) | 1 м3 | 1411,85 |
4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
4.1. Целями Программы являются создание эффективной региональной системы обращения с отходами, в том числе с коммунальными отходами, обеспечивающей снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления; предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот.
4.2. Достижение указанных целей обеспечивается путем реализации мероприятий, предусмотренных Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с коммунальными отходами, на территории района, утвержденный настоящей Программой.
4.3. Достижение поставленной цели планируется за счет решения следующих задач:
4.3.1. Задача 1. Создание эффективных механизмов управления в области обращения с отходами, в том числе с коммунальными отходами.
Решение задачи 1 направлено на формирование необходимой нормативно-правовой и информационно-технической базы для решения проблем, связанных с обращением отходами производства и потребления на территории района.
4.3.2. Задача 2. Создание и развитие инфраструктуры экологически безопасной обработки, утилизации и размещения отходов.
Решение задачи 2 способствует достижению целевого показателя Программы "процент охвата населения регулярной системой очистки".
4.3.3. Задача 3. Увеличение объемов обработки и утилизации отходов.
Решение задачи 3 способствует достижению целевых показателей Программы:
"доля обработанных коммунальных отходов в общем объеме коммунальных отходов";
"доля утилизированных коммунальных отходов в общем объеме коммунальных отходов";
"доля коммунальных отходов, направляемых на размещение (захоронение), в общем объеме коммунальных отходов".
4.3.4. Задача 4. Обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий, занятых под объектами размещения отходов, после завершения их эксплуатации или не соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение задачи 4 способствует достижению целевого показателя Программы "доля ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов в общем количестве выявленных мест несанкционированного размещения отходов".
4.3.5. Задача 5. Создание условий для привлечения инвесторов в отрасль промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов.
Решение задачи 5 способствует строительству и вводу в эксплуатацию новых объектов обращения с отходами, за счет чего достигаются следующие целевые показатели Программы:
"доля обработанных коммунальных отходов в общем объеме коммунальных отходов";
"доля утилизированных коммунальных отходов в общем объеме коммунальных отходов";
"доля коммунальных отходов, направляемых на размещение (захоронение), в общем объеме коммунальных отходов".
4.3.6. Задача 6. Формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами.
Решение задачи 6 способствует достижению целевого показателя Программы "увеличение доли граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами".
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРЫ
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
● охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
● научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
● использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
● комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
● использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
● доступ в соответствии с законодательством к информации в области обращения с отходами;
● участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.
Образователи и владельцы отходов должны применять следующую иерархию мер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами в порядке убывания их предпочтительности в интересах охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан:
● предотвращение образования отходов;
● подготовка отходов к повторному использованию;
● переработка отходов;
● утилизация отходов;
● удаление отходов.
При осуществлении операций по повторному использованию, переработке, утилизации и удалении отходов, владельцы отходов вправе при необходимости выполнять вспомогательные операции по сортировке, обработке и накоплению.
Под предотвращением образования отходов понимаются меры, предпринимаемые до того, как вещество, материал или продукция становятся отходами, и направленные на:
● сокращение количества образуемых отходов (в том числе путем повторного использования продукции или увеличения срока ее службы);
● снижение уровня негативного воздействия образовавшихся отходов на окружающую среду и здоровье людей;
● уменьшение содержания вредных веществ в материалах или продукции.
Под повторным использованием понимается любая операция, при которой еще не ставшие отходами продукция или ее компоненты используются повторно по тому же назначению, для которого такая продукция или ее компоненты были созданы. При невозможности снижения негативного воздействия отходы подлежат восстановлению. Отходы, которые не могут быть подвергнуты восстановлению, подлежат удалению безопасными методами, которые должны соответствовать требованиям статьи 327 ЭК РК. При применении принципа иерархии должны быть приняты во внимание принцип предосторожности и принцип устойчивого развития, технические возможности и экономическая целесообразность, а также общий уровень воздействия на окружающую среду, здоровье людей и социально-экономическое развитие страны. Согласно ст. 330 ЭК РК образовавшиеся отходы должны подлежать восстановлению или удалению как можно ближе к источнику их образования, если это обосновано с технической, экономической и экологической точки зрения. На основании ст. 331 ЭК РК субъекты предпринимательства, являющиеся образователями отходов, несут ответственность за обеспечение надлежащего управления такими отходами с момента их образования до момента передачи в соответствии с пунктом 3 статьи 339 ЭК РК во владение лица, осуществляющего операции по восстановлению или удалению отходов на основании лицензии. Лимиты накопления и лимиты захоронения отходов устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и благоприятных условий для жизни и (или) здоровья человека, уменьшения количества подлежащих захоронению отходов и стимулирования их подготовки к повторному использованию, переработки и утилизации.
Обоснование лимитов накопления и размещения отходов
В соответствии со статьей 41 Экологического кодекса "Лимиты накопления и захоронения отходов обосновываются операторами объектов І и II категорий в программе управления отходами при получении экологического разрешения. Лимиты накопления и захоронения отходов устанавливаются для каждого конкретного места накопления отходов, входящего в состав объектов І и II категорий, в виде предельного количества (массы) отходов по их видам, разрешенных для складирования в соответствующем месте накопления, в пределах срока, установленного в соответствии с настоящим Кодексом
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов в специально установленных местах в течение сроков, утвержденных кодексом и санитарными требованиями.
Места накопления отходов предназначены для: 1) временного складирования отходов на месте образования на срок не более шести месяцев до даты их сбора (передачи специализированным организациям) или самостоятельного вывоза на объект, где данные отходы будут подвергнуты операциям по восстановлению или удалению.
Размещение отходов планируется на полигонах. Согласно ЭК РК все отходы по возможности должны пройти сортировку, обработку для снижения отходов, снижения опасных свойств.
Все отходы принимающие на полигон по мере необходимости и возможности проходят обработку.
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6.1. Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по задачам Программы, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям.
Для решения поставленных в Программе задач определены первоочередные мероприятия.
6.2. Для решения задачи 1 запланирована реализация комплекса мер, направленных на формирование необходимой нормативно-правовой и информационно-технической баз для решения проблем, связанных с обращением с отходами производства и потребления на территории района:
6.2.1. Разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование системы обращения с отходами на территории района.
6.2.2. Проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с коммунальными отходами. Конкурсной отбор региональных операторов по обращению с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках на конкурсной основе.
6.2.3. Утверждение предельных тарифов в сфере обращения коммунальных отходов.
Утверждение предельных тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами осуществляется маслихатом района в соответствии с Методикой расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов, утвержденный приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года №
6.2.4. Утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с коммунальными отходами.
6.2.5. Утверждение производственных программ операторов по обращению с коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с коммунальными отходами.
6.3. Для решения задачи 2 предусмотрены следующие мероприятия:
6.3.1. Создание производственных мощностей в отрасли обращения с отходами (в том числе с отходами от использования товаров):
в сфере обработки отходов;
в сфере утилизации отходов;
в сфере размещения отходов.
6.3.2. Строительство и (или) реконструкция объектов обращения с коммунальными отходами. Данное мероприятие осуществляется операторами по обращению с коммунальными отходами.
Строительство и (или) реконструкция объектов обращения с коммунальными отходами осуществляется в случае дефицита соответствующих производственных мощностей, эксплуатация которых предусмотрена Планом развития города.
Сведения об основных характеристиках планируемых к строительству объектов обращения с отходами приведены в приложении 1 к Программе.
Сведения об основных характеристиках планируемых к реконструкции объектов обращения с отходами приведены в приложении 2 к Программе.
6.4. Для решения задачи 3 запланирована реализация комплекса мер, направленных на стимулирование утилизации отходов и сокращение объемов захоронения отходов:
6.4.1. Создание системы раздельного накопления коммунальных отходов на территории района.
Организация раздельного накопления коммунальных отходов позволит сократить количество захораниваемых коммунальных отходов и повысить объемы возврата в производство полезных фракций.
6.4.2. Создание пунктов приема вторичного сырья от населения на территориях муниципальных образований города.
6.4.3. Разработка и внедрение системы накопления ртутьсодержащих отходов, отходов электронного и электрического оборудования.
6.5. Для решения задачи 4 запланирована реализация комплекса мер, направленных на выявление мест несанкционированного размещения отходов и предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе коммунальные отходы, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий, ликвидацию прошлого экологического ущерба:
6.5.1. Выявление и ликвидация вновь образованных мест несанкционированного размещения отходов.
6.5.2. Мониторинг состояния объектов размещения отходов позволит оперативно получать достоверную информацию о текущем состоянии объектов размещения отходов, в том числе о:
геометрических параметрах объектов размещения отходов;
объеме накопленных отходов, площади захоронений отходов;
внутренней структуре объектов размещения отходов и состоянии отдельных участков полигонов;
соответствии правилам размещения, проектирования, эксплуатации и рекультивации объектов размещения отходов;
компонентном составе поверхности объектов размещения отходов (морфология отходов);
эффективности рекультивации территории;
прогнозировании развития негативных явлений и процессов на объектах размещения отходов (повреждение травяного покрова по периферии, наличие стоков с территории, самовозгорание, горение, тление).
6.5.3. Вывод из эксплуатации и рекультивация объектов размещения коммунальных отходов после завершения их эксплуатации или не соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе:
разработка проектно-сметной документации по рекультивации объектов размещения твердых коммунальных отходов.
вывод из эксплуатации и рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов после завершения их эксплуатации.
Согласно статье 356 Экологического кодекса РК после закрытия полигона (части полигона) оператор полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса. Средства на проведение рекультивации нарушенных земель и последующего мониторинга поступают из ликвидационного фонда полигона.
6.5.4. Рекультивация мест размещения коммунальных отходов, не соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со статьей 140 Земельного кодекса РК собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот.
6.6. Для решения задачи 5 предусмотрено оказание государственной поддержки инвестиционным проектам в сфере обращения с отходами за счет:
предоставления инвесторам имеющихся социальных и экономических льгот в соответствии с действующим законодательством РК;
предоставления инвесторам земельных участков в аренду на упрощенной основе под строительство объектов обращения с отходами в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
предоставления финансовых мер стимулирования в рамках действующего законодательства Республики Казахстан.
Также в рамках данного мероприятия предполагается заключение соглашений о государственно-частном партнерстве, договор аренды с инвестиционными обязательствами с целью строительства и (или) реконструкции объектов обращения с отходами.
6.7. Для решения задачи 6 запланирована реализация комплекса мер, направленных на обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами:
6.7.1. Организация и проведение экологических акций и мероприятий среди населения района.
6.7.2. Организация постоянного информирования граждан о реформировании системы управления отходами.
6.7.3. Мониторинг и анализ материалов в республиканских и региональных средствах массовой информации. Мероприятие планируется проводить с целью изучения общественного мнения и нивелирования рисков, возникающих при реализации государственной политики в сфере обращения с отходами.
План мероприятий Программы со сроками их исполнения, ответственными исполнителями и источниками финансирования приведен в приложении 3 к Программе.
7. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
7.1. Программа финансируется за счет средств республиканского, областного бюджета, городского бюджета и внебюджетных источников.
Программа финансируется из средств республиканского и областного бюджета в пределах сумм целевых трансфертов на развитие, предусмотренных на реализацию ее мероприятий, утвержденных в республиканском и (или) областном бюджете.
Средства местных бюджетов, направляемые на софинансирование мероприятий Программы, определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района.
7.2. В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей областного и районного бюджетов.
7.3. Главным распорядителем денежных средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, является ГУ "Мугалжарский районный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата района".
Приложение к Программе |
План мероприятий Программы
№ п/п | Наименование мероприятий Программы | Срок реализации | Источник финансирования | Ответственный исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задача 1 Создание эффективных механизмов управления в области обращения с отходами, в том числе с коммунальными отходами | ||||
1.1 | Пересмотр текущего механизма обращения с отходами, в том числе коммунальными отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства регулирующее экологическое благосостояние. | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы полигонов ТБО, услугодатели. |
1.2 | Разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование отрасли обращения с отходами | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" |
1.3 | Проведение конкурсного отбора для выбора регионального оператора по обращению с коммунальными отходами | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" |
1.4 | Разработка и направление на утверждение в соответствующие представительные органы реальных и кокурентоспособных тарифов в области обращения с коммунальными отходами | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" |
1.5 | Утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с коммунальными отходами | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" |
1.6 | Утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих реглируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" |
Задача 2. Создание и развитие инфраструктуры экологически безопасной обработки, утилизации и размещения отходов | ||||
2.1 | Создание производственных мощностей в отрасли промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, в том числе отходов от использования товаров | 2025-2029 гг. | внебюджетные источники | оператор по обращению с отходами |
2.1.1 | Реконструкция имеющихся полигонов в сельских округах на террирории Района с приведением их в надлежащее сояоятние по требования действующего законодательства. | 2028 г. | областной бюджет и бюджет города | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" |
2.1.2 | Строительство мусоросортировочной станции | 2029 г. | внебюджетные источники | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами |
Задача 3. Увеличение объемов обработки и утилизации отходов | ||||
3.1 | Создание системы раздельного накопления отходов на территории Района | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами |
3.2 | Создание пунктов приема вторичного сырья от населения в населенных пунктах района | 2025-2029 гг.. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами |
3.3 | Разработка и внедрение системы сбора и накопления ртутьсодержащих отходов, отходов электронного и электрического оборудования | 2025-2029 гг. | внебюджетные источники | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами |
Задача 4. Обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий, занятых под объектами размещения отходов, после завершения их эксплуатации или не соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства | ||||
4.1 | Выявление и ликвидация вновь образованных мест несанкционированного размещения отходов | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами, МИО |
4.2 | Мониторинг состояния объектов размещения отходов. Оперативное получение достоверной информации о текущем состоянии объектов размещения отходов | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами, МИО |
4.3 | Вывод из эксплуатации и рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов, не соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства | 2025-2029 гг.. | внебюджетные источники | Собственники земельных участков, на которых выявлены данные объекты |
4.4 | Рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов после завершения их эксплуатации | 2025-2029 гг. | внебюджетные источники | Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся данные объекты размещения отходов |
Задача 5. Создание условий для привлечения инвесторов в отрасль промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов | ||||
5.1 | Рассмотрение инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами в целях предоставления права на получение земельного участка в аренду в упрощенном порядке | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" |
5.2 | Рассмотрение инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами в целях предоставления налоговых льгот инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | ГУ "Мугалжарский райнный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" |
5.3 | Рассмотрение возможности заключения соглашений о государственно-частном партнерстве с инвестиционными обязательствами с целью строительства и (или) реконструкции объектов системы обращения с отходами | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | Акимат района |
Задача 6. Формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами | ||||
6.1 | Организация и проведение экологических акций и мероприятий среди населения | 2025-2029 гг.. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | Акимат района , ГУ "Мугалжаоский районный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами |
6.2 | Организация постоянного информирования граждан о реформировании системы управления отходами (введение раздельного сбора ТБО и т.д.) | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | Акимат района , ГУ "Мугалжаоский районный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами |
6.3 | Мониторинг и анализ материалов (статьи, заметки, публикации, видеоматериалы по вопросам обращения с отходами) в республиканских и региональных СМИ | 2025-2029 гг. | в пределах средств на обеспечение текущей деятельности | Акимат района , ГУ "Мугалжаоский районный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", операторы по обращению с отходами |