Бизнестің цифрлық картасын әзірлеу жөніндегі әдістемені бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрінің м.а. 2025 жылғы 27 маусымдағы № 60 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2025 жылғы 30 маусымда № 36351

      Қазақстан Республикасы Кәсіпкерлік кодексінің 99-бабының 9-1) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған Бизнестің цифрлық картасын әзірлеу жөніндегі әдістеме бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігінің Кәсіпкерлікті дамыту саясаты департаменті Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен осы бұйрықтың Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін және алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін оны Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Ұлттық экономика вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасы
Ұлттық экономика министрінің
міндетін атқарушы
А. Амрин

  Қазақстан Республикасы
Ұлттық экономика министрінің
міндетін атқарушы
2025 жылғы 27 маусымдағы
№ 60 бұйрығымен
бекітілген

Бизнестің цифрлық картасын әзірлеу жөніндегі әдістеме

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Бизнестің цифрлық картасын әзірлеу жөніндегі әдістеме (бұдан әрі – Әдістеме) Қазақстан Республикасы Кәсіпкерлік кодексінің (бұдан әрі – Кодекс) 99-бабы 9-1) тармақшасына сәйкес әзірленді және Бизнестің цифрлық картасын әзірлеу үшін қолданылады.

      2. Әдістемеде пайдаланылатын негізгі ұғымдар:

      1) Бизнестің цифрлық картасы – кәсіпкерлік субъектілерінің қызметті жүзеге асыруына байланысты деректер мен процестерді біріктіретін кешенді, интеграцияланған ақпараттық-талдамалық жоба;

      2) жеке кәсіпкерлікті мемлекеттік қолдау шараларының тізілімі – Кодексте регламенттелген қаржылық, мүліктік және қаржылық емес қолдау құралдарының тізбесі;

      3) кәсіпкерлік жөніндегі уәкілетті орган – жеке кәсіпкерлікті дамыту және қолдау саласында басшылықты және салааралық үйлестіруді жүзеге асыратын Қазақстан Республикасының мемлекеттік органы;

      4) кәсіпкерлік субъектілері – кәсіпкерлік қызметті жүзеге асыратын азаматтар, қандастар және мемлекеттік емес коммерциялық заңды тұлғалар (жеке кәсіпкерлік субъектілері), мемлекеттік кәсіпорындар (мемлекеттік кәсіпкерлік субъектілері);

      5) қарсы міндеттемелер – Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес мемлекеттік қолдау шараларын көрсету кезінде кәсіпкерлік субъектісі мен мемлекет арасында қабылданатын өзара міндеттемелер;

      6) мемлекеттік қолдау шараларын алушылар – жеке кәсіпкерлік субъектілері мен кәсіпкерлік бастамасы бар халық (бұдан әрі – алушы).

      3. Бизнестің цифрлық картасын әзірлеудің мақсаты кәсіпкерлер үшін жеке ұсынымдар әзірлей отырып, кәсіпкерліктің даму жағдайын бағалауға, мемлекеттік қолдау шараларына қол жеткізуді жеңілдетуге және анық талдаудың негізінде олардың тиімділігін бағалауға мүмкіндік беретін мемлекет пен бизнес арасындағы ашық, тиімді және технологиялық өзара іс-қимылды қамтамасыз ететін бірыңғай цифрлық жобаны құру болып табылады.

      4. Бизнестің цифрлық картасы Қазақстан Республикасының ақпараттандыру туралы заңнамасына сәйкес "электрондық үкіметтің" ақпараттандыру объектілерімен және ұйымдардың ақпараттық жүйелерімен интеграциялық өзара іс-қимыл шеңберінде алынатын кәсіпкерлік субъектілері туралы деректер негізінде қалыптастырылады.

2-тарау. Бизнестің цифрлық картасының құрылымы мен бағыттары

      5. Бизнестің цифрлық картасының мынадай негізгі бағыттары бар:

      1) кәсіпкерлік қызметті жүзеге асыру үшін мемлекеттік көрсетілетін қызметтерді "бір терезе" қағидаты бойынша ұсыну;

      2) кәсіпкерлік қызметті мемлекеттік реттеу;

      3) мемлекеттік қолдау шараларын "бір терезе" қағидаты бойынша ұсыну және олардың тиімділігін талдау;

      4) талдамалық және болжамдық шешімдерді қалыптастыру;

      5) Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген өзге де бағыттар.

      6. Бизнестің цифрлық картасының кәсіпкерлік қызметті жүзеге асыру үшін мемлекеттік көрсетілетін қызметтер мен өзге де көрсетілетін қызметтерді "бір терезе" қағидаты бойынша ұсыну бағыты мемлекеттік көрсетілетін қызметтер туралы заңнамаға сәйкес "электрондық үкімет" веб-порталында іске асырылады.

      7. Бизнестің цифрлық картасының кәсіпкерлік қызметті мемлекеттік реттеу бойынша бағыты Кодекстің 81-бабына сәйкес мынадай реттегіш құралдарды:

      1) кәсіпкерлік субъектілерінің жекелеген қызмет түрлерін немесе әрекеттерді (операцияларды) жүзеге асыруының рұқсат беру немесе хабарлама жасау тәртібін;

      2) Қазақстан Республикасының заңдарында кәсіпкерлік субъектілерінің жауапкершілігін белгілеуді;

      3) ақпараттық құралдарды;

      4) өзін-өзі реттейтін ұйымға міндетті мүшелікке (қатысуға) негізделген өзін-өзі реттеуді іске асыру шеңберінде жүзеге асырылады.

      8. Мемлекеттік қолдау шараларын ұсыну Мемлекеттік қолдау шаралары тізілімінің деректері негізінде және мемлекеттік қолдаудың мынадай екі деңгейлі жүйесі аясында жүзеге асырылады:

      1) бірінші деңгей – екінші деңгей жүйелерімен біріктірілген, алушылардың өтінімдерінің эталондық электрондық тізілімін қамтитын тіркеу жүйесі, онда түпкілікті постформаттық-логикалық бақылау арқылы алушының базалық талаптарға сәйкестігі айқындалады;

      2) екінші деңгей – алушылардың өтінімдерін қабылдау, оларды форматтық-логикалық бақылауды қолдану арқылы өңдеу және өңделген өтінімдерді бірінші деңгейге беру жүзеге асырылатын салалық мемлекеттік немесе мемлекеттік емес ақпараттық жүйелер.

      9. Талдамалық және болжамдық шешімдер кәсіпкерлік субъектілері туралы мынадай негізгі мәліметтер:

      1) тіркеу және жалпы деректері;

      2) экономикалық көрсеткіштері;

      3) инвестициялық белсенділігі;

      4) мемлекеттік қолдау шараларына қатысуы;

      5) мемлекеттік органдармен өзара іс-қимылы;

      6) ашық деректері мен жария талдау;

      7) өзге де ақпарат ескеріле отырып, кәсіпкерлік субъектілері туралы деректер негізінде салалық және өңірлік мамандану бөлінісінде қалыптастырылады.

      Кәсіпкерлік субъектілері туралы тіркеу және жалпы деректерге:

      1) жеке кәсіпкердің немесе заңды тұлғаның атауы;

      2) заңды тұлғаның тіркелген және (немесе) қайта тіркелген (заңды тұлғаны қайта тіркеу туралы шешімнің нөмірін, қайта тіркеуші органды көрсете отырып) күні;

      3) заңды тұлғаның орналасқан жері және деректемелері;

      4) заңды тұлғаны құру тәсілі;

      5) заңды тұлғаның құрылтайшылары, оның ішінде құрылтайшының жынысын көрсете отырып;

      6) шетелдік қатысудың бар-жоғы;

      7) Кодекстің 24-бабына сәйкес санаты;

      8) заңды тұлғаның қызметін тоқтатуы;

      9) Қазақстан Республикасының Ұлттық жіктеуішіне сәйкес қызмет түрі;

      10) кәсіпкерлік субъектісінің кәсіпкерлік қызметтің жекелеген түрлерін немесе әрекеттерді (операцияларды) бастауы және кейіннен жүзеге асыруы үшін қажетті рұқсат беру құжаттарының және міндетті талаптар тізбесінің бар-жоғы;

      11) мәртебесі: жаңадан бастаған, жұмыс істеп тұрған, таратылған, тоқтап тұрған;

      12) өзге де мәртебесі: отандық тауар өндіруші, шетелдік немесе ұлттық инвестор, экспорттаушы/импорттаушы;

      13) сыртқы нарықтарға шығуы туралы мәліметтер жатады.

      Кәсіпкерлік субъектілерінің экономикалық көрсеткіштеріне төленген салықтардың, еңбекақы қорының, кірістердің, экспорттық түсімнің бар-жоғы, өсуі және (немесе) төмендеуі, шамадан тыс кредит алуы туралы мәліметтер жатады.

      Кәсіпкерлік субъектілерінің инвестициялық белсенділігіне инвестициялардың деңгейі мен көздері, инвестициялық жоба және оның іске асырылу сатысы, инвестициялық преференциялардың бар-жоғы туралы деректер жатады.

      Кәсіпкерлік субъектісінің мемлекеттік қолдау шараларына қатысуы туралы деректерге:

      Мемлекеттік қолдау шаралары тізілімінде көзделген мемлекеттік қолдау шараларының алынуы;

      бизнес-жоба және оның іске асырылу сатысы;

      мемлекеттік қолдау шараларының орнына қабылданған қарсы міндеттемелер және олардың орындалу деңгейі туралы мәліметтер жатады.

3-тарау. Бизнестің цифрлық картасында кәсіпкерлік субъектілерінің қарсы міндеттемелерін есептеудің және есепке алудың базалық тетігі

      10. Бизнестің цифрлық картасында мемлекеттік қолдау шарасына қарай стандартталған паспортта көзделген қарсы міндеттемелердің есепке алынуы қамтамасыз етіледі.

      11. Кәсіпкерлік субъектісіне бірнеше мемлекеттік қолдау шарасы ұсынылған жағдайда, қарсы міндеттемелер есебі жиынтық түрде қалыптастырылады.

      12. Кәсіпкерлік субъектісі алдыңғы мемлекеттік қолдау шарасын алған кезден бастап күнтізбелік 1 (бір) жыл ішінде қолдау шарасына қайта жүгінген жағдайда, қарсы міндеттемелердің есебі әрбір қолдау шарасы бойынша бөлек қолданылады.

      13. Қарсы міндеттемелер Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес салалық ерекшеліктер ескеріле отырып айқындалады.

      14. Қарсы міндеттемелердің орындалуын мониторингтеу мемлекеттік органдар мен ұйымдардың ақпараттық жүйелерімен интеграциялық өзара іс-қимыл арқылы Бизнестің цифрлық картасында автоматты түрде жүзеге асырылады.

      15. Қаржылай емес мемлекеттік қолдау шараларын пайдаланған кәсіпкерлік субъектісіне Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрінің 2023 жылғы 20 маусымдағы № 119 бұйрығымен бекітілген Жеке кәсіпкерлік субъектілерін және кәсіпкерлік бастамасы бар халықты қаржылай емес қолдау шараларының тиімділігін талдауды жүзеге асыру әдістемесіне (Нормативтік құқықтық актілердің мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 32872 болып тіркелген) сәйкес қолдау шараларының тиімділігі талдауы жасалады.

      16. Қаржылық және (немесе) мүліктік мемлекеттік қолдау шараларын пайдаланған кәсіпкерлік субъектісіне Қазақстан Республикасы Премьер-Министрінің орынбасары – Ұлттық экономика министрінің 2024 жылғы 3 желтоқсандағы № 106 бұйрығымен бекітілген Жеке кәсіпкерлік субъектілерін және кәсіпкерлік бастамасы бар халықты қолдаудың қаржылық және мүліктік мемлекеттік шараларының тиімділігін талдауды жүзеге асыру әдістемесіне (Нормативтік құқықтық актілердің мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 35445 болып тіркелген) сәйкес қолдау шараларының тиімділігі талдауы жасалады.

Об утверждении Методики по разработке Цифровой карты бизнеса

Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 июня 2025 года № 60. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 июня 2025 года № 36351

      В соответствии с подпунктом 9-1) статьи 99 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Методику по разработке Цифровой карты бизнеса.

      2. Департаменту политики развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после дня его первого официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
А. Амрин

  Утверждена приказом
исполняющий обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 27 июня 2025 года № 60

Методика по разработке Цифровой карты бизнеса

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Методика по разработке Цифровой карты бизнеса (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 9-1) статьи 99 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и применяется для разработки Цифровой карты бизнеса.

      2. Основные понятия, используемые в Методике:

      1) Цифровая карта бизнеса – комплексный, интегрированный информационно-аналитический проект, объединяющий данные и процессы, связанные с осуществлением деятельности субъектами предпринимательства;

      2) реестр мер государственной поддержки частного предпринимательства – перечень инструментов финансовой, имущественной, нефинансовой поддержки, регламентированных в Кодексе;

      3) уполномоченный орган по предпринимательству – государственный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области развития и поддержки частного предпринимательства;

      4) субъекты предпринимательства – граждане, кандасы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства), государственные предприятия (субъекты государственного предпринимательства);

      5) встречные обязательства – взаимные обязательства субъекта предпринимательства и государства, принимаемые при предоставлении мер государственной поддержки в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      6) получатели мер государственной поддержки – субъекты частного предпринимательства и население с предпринимательской инициативой (далее – получатель).

      3. Целью разработки Цифровой карты бизнеса является создание единого цифрового проекта, обеспечивающего прозрачное, эффективное и технологичное взаимодействие между государством и бизнесом, позволяющего оценить состояние развития предпринимательства с выработкой индивидуальных рекомендаций для предпринимателей, упростить доступ к мерам государственной поддержки и оценить их эффективность на основе достоверной аналитики.

      4. Цифровая карта бизнеса формируется на основании данных о субъектах предпринимательства, получаемых в рамках интеграционного взаимодействия с объектами информатизации "электронного правительства" и информационными системами организаций в соответствии законодательством Республики Казахстан об информатизации.

Глава 2. Структура и направления Цифровой карты бизнеса

      5. Цифровая карта бизнеса имеет основные направления:

      1) предоставление государственных услуг для осуществления предпринимательской деятельности по принципу "одного окна";

      2) государственное регулирование предпринимательской деятельности;

      3) предоставление мер государственной поддержки по принципу "одного окна" и анализ их эффективности;

      4) формирование аналитических и прогнозных решений;

      5) иные направления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      6. Направление Цифровой карты бизнеса по предоставлению государственных услуг и иных услуг для осуществления предпринимательской деятельности по принципу "одного окна" реализуется на веб-портале "электронного правительства" в соответствии с законодательством о государственных услугах.

      7. Направление Цифровой карты бизнеса по государственному регулированию предпринимательской деятельности реализуется в соответствии со статьей 81 Кодекса в рамках реализации следующих регуляторных инструментов:

      1) разрешительный или уведомительный порядок осуществления субъектами предпринимательства отдельных видов деятельности или действий (операций);

      2) установление законами Республики Казахстан ответственности субъектов предпринимательства;

      3) информационные инструменты;

      4) саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в саморегулируемой организации.

      8. Предоставление мер государственной поддержки осуществляется на основании данных Реестра мер государственное поддержки и в рамках двухуровневой системы государственной поддержки, включающей:

      1) первый уровень – регистраторская система, интегрированная с системами второго уровня, содержащая эталонный электронный реестр заявок получателей, где посредством окончательного постформатно-логического контроля определяется соответствие получателя базовым требованиям;

      2) второй уровень – отраслевые государственные или негосударственные информационные системы, посредством которых осуществляется прием заявок от получателей, их обработка с применением форматно-логического контроля и передача обработанных заявок на первый уровень.

      9. Аналитические и прогнозные решения формируются на основании данных о субъектах предпринимательства в разрезе отраслевой и региональной специализации с учетом следующих основных сведений о субъектах предпринимательства:

      1) регистрационные и общие данные;

      2) экономические показатели;

      3) инвестиционная активность;

      4) участие в мерах государственной поддержки;

      5) взаимодействие с государственными органами;

      6) открытые данные и публичная аналитика;

      7) иная информация.

      К регистрационным и общим данным о субъектах предпринимательства относятся сведения о:

      1) наименовании индивидуального предпринимателя или юридического лица;

      2) дате регистрации и (или) перерегистрации юридического лица (с указанием номера решения о перерегистрации юридического лица, перерегистрирующего органа);

      3) местонахождении и реквизитах юридического лица;

      4) способе образования юридического лица;

      5) учредителях юридического лица, в том числе с указанием пола учредителя;

      6) наличии иностранного участия;

      7) категории в соответствии со статьей 24 Кодекса;

      8) прекращении деятельности юридического лица;

      9) виде деятельности в соответствии с Национальным классификатором Республики Казахстан;

      10) наличии разрешительных документов и перечень обязательных требований, необходимых для начала и последующего осуществления отдельных видов деятельности или действий (операций) субъектом предпринимательства;

      11) статусе: начинающий, действующий, ликвидированный, приостановленный;

      12) ином статусе: отечественный товаропроизводитель, иностранный или национальный инвестор, экспортер/импортер;

      13) выходе на внешние рынки.

      К экономическим показателям субъектов предпринимательства относятся сведения о наличии, росте и (или) спаде уплаченных налогов, фонда оплаты труда, доходов, экпортной выручки, закредитованности.

      К инвестиционной активности субъектов предпринимательства относятся данные об уровне и источнике инвестиций, инвестиционном проекте и стадии его реализации, наличии инвестиционных преференций.

      К данным об участии субъекта предпринимательства в мерах государственной поддержки относятся сведения о:

      полученных мерах государственной поддержки, предусмотренных в Реестре мер государственной поддержки;

      бизнес-проекте и стадии его реализации;

      принятых встречных обязательств в обмен на меры государственной поддержки и уровне их исполнения.

Глава 3. Базовый механизм расчета и учета встречных обязательств субъектов предпринимательства на Цифровой карте бизнеса

      10. На Цифровой карте бизнеса обеспечивается учет встречных обязательств, предусмотренных в стандартизированном паспорте по мере государственной поддержки.

      11. При предоставлении субъекту предпринимательства нескольких мер государственной поддержки, расчет встречных обязательств формируются в совокупности.

      12. В случае повторного обращения субъекта предпринимательства за мерой государственной поддержки в течение 1 (одного) календарного года с момента получения предыдущей, расчет встречных обязательств по каждой мере применяется раздельно.

      13. Встречные обязательства определяются с учетом отраслевой специфики в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      14. Мониторинг исполнения встречных обязательств осуществляется автоматически на Цифровой карте бизнеса путем интеграционного взаимодействия с информационными системами государственных органов и организаций.

      15. Субъект предпринимательства, воспользовавшийся нефинансовыми мерами государственной поддержки, подвергается анализу эффективности мер поддержки в соответствии с Методикой осуществления анализа эффективности нефинансовых мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 июня 2023 года № 119 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32872).

      16. Субъект предпринимательства, воспользовавшийся финансовыми и (или) имущественными мерами государственной поддержки, подвергается анализу эффективности мер поддержки в соответствии с Методикой осуществления анализа эффективности финансовых и имущественных государственных мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой, утвержденной приказом Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 декабря 2024 года № 106 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 35445).