ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 325 "Об утверждении Правил аварийно-спасательного обеспечения полетов в аэропорт Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12216) следующие изменения и дополнения:
в Правилах аварийно-спасательного обеспечения полетов в аэропорт Республики Казахстан, утвержденных указанным приказом:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Правила определяют порядок аварийно-спасательного обеспечения полетов в аэропортах Республики Казахстан, за исключением несертифицируемых аэродромов (вертодромов), временных аэродромов (вертодромов) и посадочных площадок.";
подпункты 1), 2) и 3) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"1) аварийно-спасательное обеспечение полетов в гражданских аэропортах Республики Казахстан — это установленная система организационных, технических и практических мероприятий, направленных на обеспечение постоянной готовности сил и средств к реагированию на авиационные происшествия и инциденты, а также к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ответственности аэропорта;
2) прилегающая к аэродрому (вертодрому) территория — это территория вблизи аэродрома (вертодрома), в пределах которой осуществляются аварийно-спасательные работы в случае авиационного происшествия или инцидента. Границы прилегающей территории устанавливаются в пределах восьми километров от контрольной точки аэродрома (вертодрома) и зависят от наличия искусственных и естественных препятствий, а также средств их преодоления. Установление границы согласовывается с Координационным центром поиска и спасания (далее - КЦПС) и местными территориальными органами гражданской защиты и отмечается на картах района аэродрома (вертодрома);
3) аварийные ситуации на аэродроме (вертодроме) – ситуации, характерные для конкретного аэродрома (вертодрома), которые связаны как непосредственно с авиационной деятельностью аэропорта, так и не относящиеся к ней, обусловленные авариями природного, техногенного, эпидемиологического характера. К аварийным ситуациям относятся аварийные ситуации с воздушными судами, акты саботажа (включая угрозы применения взрывных устройств, незаконный захват воздушного судна), происшествия, связанные с опасными грузами, пожары в зданиях, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения (включая распространение пассажирами или грузами серьезного инфекционного заболевания в международном масштабе посредством воздушного транспорта и вспышка эпидемии инфекционной болезни, потенциально охватывающие значительную часть аэродромного (вертодромного) персонала).";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Эксплуатант сертифицированного аэродрома (вертодрома) разрабатывает план мероприятий на случай аварийных ситуаций на аэродроме (вертодроме) и прилегающей к аэродрому (вертодрому) территории (далее - Аварийный план) с учетом полетов воздушных судов и других видов деятельности на аэродроме (вертодроме).
Аварийный план предусматривает аварийные ситуации, характерные для конкретного аэродрома (вертодрома), которые связаны как непосредственно с авиационной деятельностью аэропорта, так и не относящиеся к ней, обусловленные авариями природного, техногенного, эпидемиологического характера.
Аварийный план утверждается первым руководителем эксплуатанта аэродрома (вертодрома).
Целью планирования мероприятий на случай аварийных ситуаций на аэродроме (вертодроме) является процесс подготовки аэродрома (вертодрома) на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств на аэродроме (вертодроме) или прилегающей к аэродрому (вертодрому) территории, сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций, прежде всего для спасения жизни людей и обеспечения выполнения операций воздушных судов.";
дополнить пунктами 8-1, 8-2, 8-3, 8-4, 8-5, 8-6 и 8-7 следующего содержания:
"8-1. Аварийный план предусматривает координацию действий, предпринимаемых при возникновении аварийных ситуаций на аэродроме (вертодроме) или прилегающей к аэродрому (вертодрому) территории, задействованными участниками.
К таким участникам относятся аварийно-спасательная и противопожарная служба, медицинская служба, службы авиационной безопасности, производственные службы и руководящий состав эксплуатанта аэродрома (вертодрома), службы организаций, базирующихся на аэродроме (вертодроме), поставщики услуг наземного обслуживания, органы обслуживания воздушным движением, эксплуатанты воздушных судов, правоохранительные органы, а также силы и средства сторонних организаций вне аэродрома: территориальные службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ гражданской защиты, полиция, медицинские учреждение органов здравоохранения, военные формирования.
Аварийный план согласовывается с организациями, задействованными в аварийном плане.
Аварийный план предусматривает взаимодействие с координационным центром поиска и спасания согласно требованиями, установленными Правилами по организации поисково-спасательного обеспечения полетов на территории Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года № 1296.
8-2. В Аварийном плане предусматриваются следующие основные положения:
1) виды аварийных ситуаций, для которых составляется план мероприятий;
2) задействованные участники;
3) определение координаторов для соответствующих аварийных ситуаций на разных этапах;
4) ответственность и роль каждого участника, аварийный оперативный центр и командный пункт для всех видов аварийных ситуаций;
5) схема и процедура оповещения при возникновении аварийной ситуации, контактная информация должностных лиц, с которыми устанавливается связь в случае возникновения конкретной аварийной ситуации;
6) карты аэродрома и его окрестностей с нанесенной сеткой координат;
7) порядок проведения учений для отработки практических навыков и периодичность их проведения;
8) сотрудничество и взаимодействие с координационным центром поиска и спасания.
8-3. В Аварийном плане предусматривается учет аспектов человеческого фактора для оптимального реагирования всех участников, задействованных в аварийных ситуациях.
Инструктивный материал по аспектам человеческого фактора содержится в Руководстве по обучению в области человеческого фактора (Doc 9683).
При разработке аварийного плана следует учитывать, что обстоятельства аварийных ситуаций являются стрессовыми для персонала, поэтому Аварийный план составляется с применением стандартизированных процедур, которые позволят персоналу реагировать заранее определенным образом. Вопросу обучения и тренировок уделяется первостепенное внимание, чтобы реагирование и эффективность действий персонала отвечали целям, заданным в аварийном плане.
Во время обучения и тренировок проверяется, что Аварийный план является не только техническим документом, но и содержит функциональные процессы, которые учитывают возможности человека и особые обстоятельства, при которых такой план активируется. При разработке плана рассматриваются и устраняются факторы неожиданности.
Аварийный план доводится до сведения всего персонала, который проходит соответствующую подготовку. Обеспечивается доступ к аварийным процедурам задействованному персоналу. Необходимо, чтобы аварийные процедуры были максимально простыми и похожими на обычные процедуры и были выстроены как указания.
8-4. На случай аварийной ситуации эксплуатантом аэродрома (вертодрома) обеспечивается стационарный аварийный оперативный центр и передвижной командный пункт:
1) аварийный оперативный центр (далее - АОЦ) является стационарным, размещается на аэродроме (вертодроме). АОЦ отвечает за общую координацию и руководство работами во время аварийной ситуации, произошедшей на аэродроме (вертодроме) или прилегающей к аэродрому (вертодрому) территории.
АОЦ располагается в заранее определенном помещении, к нему обеспечивается доступ на круглосуточной основе или в часы работы аэродрома (вертодрома). Расположение АОЦ обеспечивает обзор рабочей площади аэродрома и пострадавшего воздушного судна, где это реализуемо (например, на наблюдательном пункте аварийно-спасательной станции).
АОЦ оборудуется такими средствами, как интернет, телефон, радиосвязь, компьютеры, телевидение и системы воспроизведения.
АОЦ оснащается средствами электросвязи с:
передвижным командным пунктом;
пожарным подразделением СПАСОП;
диспетчерскими пунктами ОВД (руководителем полетов);
службами и объектами аэропорта;
региональным координационным центром поиска и спасания в гражданской авиации;
взаимодействующими организациями, предприятиями и учреждениями;
местными административными и правоохранительными органами.
АОЦ обеспечивается схемами аэродрома (вертодрома), картами, аварийным планом, схемами оповещения, журналом для записей и регистрации событий.
2) передвижной командный пункт (далее - ПКП) создается на транспортном средстве повышенной проходимости, которое способно обеспечить быструю доставку к месту аварийной ситуации для осуществления на месте координацию работами служб по ликвидации аварийной ситуации.
ПКП оснащается современным оборудованием и документами, включая:
интернет, радиотелефония, мобильные телефоны, сирена, громкоговорящая установка или мегафон, бинокль;
координатная схема аэродрома (вертодрома), карта аэродрома и прилегающей к аэродрому (вертодрому) территории, Аварийный план и соответствующие части руководства по аэродрому, журнал для записей и регистрации событий;
офисная техника;
беспроводная камера на крыше автомобиля с обзором на 360 градусов, позволяющая делать снимки и передавать их в АОЦ;
система кондиционирования и отопления для эксплуатации в жаркую или холодную погоду;
достаточное количество мест для сидения.
ПКП обеспечивается стационарными и/или переносными средствами радиосвязи с АОЦ, аварийно-спасательными станциями, диспетчерскими пунктами ОВД (руководителем полетов), аэродромными пожарными автомобилями, диспетчерской службой аэропорта.
ПКП маркируется, для того чтобы его идентифицировать.
Обеспечивается регулярная проверка устройств и оборудования, размещенного в АОЦ и ПКП, на предмет их исправности.
ПКП периодически подвергается функциональным испытаниям.
Назначаются руководители АОЦ и ПКП в соответствии с аварийным планом.
8-5. В Аварийном плане устанавливается порядок периодической проверки соответствия плана предъявляемым требованиям и анализа результатов с целью повышения его эффективности.
В Аварийный план включаются все участники с соответствующим оборудованием.
Аварийный план проверяют путем проведения полномасштабных действий на случай аварийной ситуации на аэродроме через промежутки времени, не превышающие два года, и отдельных мероприятий в промежуточный период для устранения недостатков, выявленных в ходе отработки полномасштабных действий.
Аварийный план анализируется после проведения проверок или ликвидации фактической аварийной ситуации, в целях устранения любых обнаруженных недостатков.
Цель проведения полномасштабных действий заключается в обеспечении соответствия плана требованиям к ликвидации различных типов аварийных ситуаций. Цель проведения отдельных мероприятий заключается в обеспечении эффективности ответных действий определенных участников и компонентов плана, например системы связи.
Отработка действий производится в дневное время, в сумерки и в темное время суток и в различных погодных условиях и условиях видимости.
Уполномоченная организация разрабатывает инструктивный материал для эксплуатантов аэродромов (вертодромов) по планированию мероприятий на случай аварийной ситуации с учетом положений, приведенных в части 7 Руководства по аэропортовым службам ИКАО Doc 9137.
8-6. В аварийном плане предусматривается оперативное задействование специальных спасательных служб территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, плавательных средств пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и координация действий с ними в целях проведения аварийно-спасательных работ в тех случаях, когда аэродром (вертодром) расположен вблизи водоемов и/или заболоченной местности, над которыми выполняется значительная часть взлетно-посадочных операций, на морских объектах, плавучих буровых установках.
Для аэродромов, расположенных вблизи водоемов и/или заболоченной местности или в труднодоступных районах, в плане мероприятий на случай аварийной ситуации на аэродроме (вертодроме) следует предусматривать определение, проверку и оценку на регулярной основе заранее установленного времени развертывания специальных спасательных служб.
Эксплуатант аэродрома (вертодрома) проводит оценку зон захода на посадку и вылета в пределах 1000 м от порога ВПП с целью определить существующие возможности развертывания соответствующих служб.
Уполномоченная организация разрабатывает инструктивный материал для эксплуатантов аэродромов (вертодромов) по оценке зон захода на посадку и вылета в пределах 1000 м от порога ВПП с учетом положений, приведенных в части 7 Руководства по аэропортовым службам ИКАО Doc 9137.
8-7. Эксплуатант аэродрома (вертодрома) разрабатывает план удаления воздушного судна, потерявшего способность двигаться на рабочей площади или в непосредственной близости от нее, и назначает координатора, ответственного за выполнение этого плана, когда возникает такая необходимость.
План удаления воздушного судна, потерявшего способность двигаться, основывается на характеристиках воздушных судов, которые, принимаются или будут приниматься на аэродроме (вертодроме), и включает, помимо всего прочего, следующее:
1) перечень предназначенного для этой цели оборудования и персонала, находящегося на аэродроме (вертодроме), или в непосредственной близости от него;
2) меры по организации быстрого получения комплектов эвакуационно-восстановительного оборудования, поступающего с других аэродромов.
Уполномоченная организация разрабатывает инструктивный материал для эксплуатантов аэродромов (вертодромов) относительно удаления воздушного судна, потерявшего способность двигаться, с учетом положений, приведенных в части 5 Руководства по аэропортовым службам ИКАО Doc 9137.
В отношении сохранения вещественных материалов происшествия, охраны и удаления воздушного судна также необходимо руководствоваться положениями Правил представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 505 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 августа 2017 года № 15597).";
дополнить пунктами 12-1, 12-2, 12-3 и 12-4 следующего содержания:
"12-1. Во время выполнения полетов на аэродроме и в течение не менее 15 минут перед прилетом и после вылета воздушного судна, эксплуатант аэродрома (вертодрома) обеспечивает наличие достаточного количества обученного квалифицированного персонала в СПАСОП, находящегося в состоянии готовности управлять аварийно-спасательными и противопожарными транспортными средствами и использовать оборудование с максимальной производительностью.
Персонал службы аварийно-спасательного обеспечения полетов используется таким образом, чтобы обеспечить минимальное время реагирования и возможность непрерывной подачи огнетушащего вещества с соответствующей скоростью.
12-2. Эксплуатант аэродрома (вертодрома) проводит анализ ресурсов для определения количества персонала в СПАСОП, требуемого при проведении аварийно-спасательных и противопожарных операций, с учетом указанных в п. 12-1 задач и с использованием инструктивного материала, разрабатываемого уполномоченной организацией в сфере организации гражданской авиации.
При этом, минимальная штатная численность дежурной смены пожарно-спасательного расчета СПАСОП определяется с учетом уровня пожарной защиты, обеспечиваемого на аэродроме (далее - УПЗ), как указано в Приложении 1 к Правилам.
Численность персонала СПАСОП указывается в аварийном плане и в руководстве по аэродрому.
Необходимо обеспечивать персонал для использования пожарных рукавов, лестниц и другого аварийно-спасательного и противопожарного оборудования, обычно применяемого при аварийно-спасательных операциях и борьбе с пожаром на воздушном судне.
12-3. Пожарно-спасательной расчет СПАСОП обеспечивается средствами индивидуальной защитой, пожарными автомобилями и пожарно техническим вооружением и другим аварийно-спасательным оборудованием, применяемым при аварийно-спасательных операциях и борьбе с пожаром на воздушном судне в соответствии с Приложением 2 настоящих Правил. Количество пожарных автомобилей определяется уровнем пожарной защиты, обеспечиваемой на аэродроме согласно требованиям приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 381 "Об утверждении норм годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12303).
12-4. Персонал СПАСОП проходит надлежащую подготовку для эффективного выполнения своих обязанностей и участвует в противопожарных учениях, проводимых в реальных условиях, с учетом типов воздушных судов и аварийно-спасательного и противопожарного оборудования, используемых на аэродроме, включая возможные пожары, вызванные возгоранием истекающего и разлитого топлива.
Эксплуатант аэродрома разрабатывает учебную программу для персонала СПАСОП с учетом требований Приложений 7 и 9 Правил сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома), утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 187 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 сентября 2015 года № 12052) и предусматривает в учебной программе включая подготовку по вопросам человеческого фактора, включая координацию действий в составе группы.";
дополнить приложениями 1 и 2 согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
|
исполняющий обязанности Министра транспорта Республики Казахстан |
М. Калиакпаров |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
Минимальная штатная численность дежурной смены пожарно-спасательного расчета СПАСОП
Категория УПЗ |
Количество аэродромных пожарных автомобилей | Минимальная численность дежурной смены пожарно-спасательного расчета СПАСОП, человек |
1 | 1 | 4 |
2 | 1 | 4 |
3 | 1 | 4 |
4 | 2 | 8 |
5 | 2 | 8 |
6 | 3 | 12 |
7 | 3 | 12 |
8 | 4 | 16 |
9 | 5 | 20 |
10 | 5 | 20 |
Минимальный перечень средств индивидуальной защиты, пожарно технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования аэродромного пожарного автомобиля
Наименование пожарно-технического вооружения и спасательного оборудования | Количество изделий | ||
1. Средства индивидуальной защиты: | |||
Дыхательный аппарат со сжатым воздухом и спасательным устройством, шт. | 1 на каждого пожарного спасателя и 1 резервный | ||
Баллон резервный, шт. | на каждый аппарат со сжатым воздухом | ||
Диэлектрический комплект (перчатки, боты, ножницы) | 1 | ||
Боевая одежда пожарного, комплект (каска, куртка, брюки, огнеупорная непромокаемая обувь, пояс пожарного с карабином, топор пожарного | Каждому пожарному спасателю | ||
Костюм тепло отражательный, к-т | 3 | ||
Тепловизионная камера (для 6-10 категории УТПЗ) | 1 | ||
2. Средства связи: | |||
Специальное громкоговорящее устройство, шт. | 1 | ||
мобильная радиостанция устанавливаемая в автомобиле, шт. | 1 | ||
портативная ручная радиостанция, шт. | 3 | ||
3. Вооружение для тушения пожара: | |||
Водосборник 125, шт. | 1 | ||
Генератор пены средней кратности, шт. | 4 | ||
Головки соединительные, к-т. | |||
задержка рукавная, шт. | 4 | ||
зажим. | 4 | ||
ключ рукавные (всех размеров). | 2 | ||
Колонка пожарная водозаборная, шт. | 1 | ||
Ключ пожарного гидранта, шт. | 1 | ||
крюк для открывания крышки гидранта, шт. | 1 | ||
мостик рукавный из полимерных материалов, шт. | 2 | ||
огнетушитель ОП-8, шт. | 2 | ||
огнетушитель ОУ-5, шт. | 1 | ||
разветвление D 70, шт. | 2 | ||
разветвление D 80, шт. | 2 | ||
Рукав напорный с соединительной арматурой, шт.: | |||
D 50 (51), длиной не менее 20 м | 6 | ||
D 65(66), длиной не менее 20 м | 4 | ||
D 80 (77), длиной не менее 4 м | 2 | ||
рукав всасывающий D125, длиной не менее 4 м, шт. | 2 | ||
Рукав напорно-всасывающий D75 длиной не менее 4 м, шт. | 2 | ||
сетка D125 с поплавком и с канатом капроновым не менее D11и длиной не менее 12 м, шт. | 1 | ||
Ствол ручной комбинированный универсальный с регулируемым расходом воды не менее 2 л/с, шт.: |
2 | ||
Ствол-пробойник, шт. | 2 | ||
Генератор пенный ГП, шт. | 2 | ||
Ствол пенный низкой кратности, шт. | 2 | ||
Установка газового или порошкового тушения, шт. | 1 | ||
4. Спасательное оборудование: | |||
Веревка пожарная спасательная длиной не менее 30 м, в чехле, шт. | 1 | ||
Выдвижная спасательная лестница пригодная для использования с используемым самолетом максимальных размеров, шт. | 1 | ||
Лестница общего назначения для спасения людей, шт. | 1 | ||
5. Аварийно-спасательный инструмент: | |||
Ручной немеханизированный инструмент: | |||
Многофункциональный инструмент для силового проникновения с режущим наконечником, шт. | 1 | ||
багор цельнометаллический, шт. | 1 | ||
кувалда массой 5 кг, шт. | 1 | ||
лом легкий, шт. | 1 | ||
лом тяжелый, шт. | 1 | ||
лом универсальный, шт. | 1 | ||
лопата штыковая, шт. | 1 | ||
нож (резак) для ремней безопасности, шт. | Каждому спасателю | ||
ножовка столярная, шт. | 1 | ||
топор плотницкий, шт. | 1 | ||
Ручной механизированный инструмент: | |||
домкрат гидравлический, шт. | 1 | ||
комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента для вскрытия фюзеляжа ВС | 1 | ||
Возвратно поступательная пила | 1 | ||
дисковый резак с приводом, шт. | 1 | ||
6. Электросиловое оборудование: | |||
Фонарь электрический, аккумуляторный, групповой, шт. |
1 | ||
7. Санитарное оборудование: | |||
укладка для оказания первой помощи, шт. | 1 | ||
аптечка для оказания первой помощи пострадавшим, шт. | 1 | ||
защитная накидка-носилки, шт. | 1 | ||
одеяло из огнестойкого полотна, шт. | 1 | ||
8. Прочее оборудование и комплектация: | |||
буксирный трос, шт. | 1 | ||
знак аварийной остановки, шт. | 1 | ||
инструмент и принадлежности согласно ведомости изготовителя шасси, шт. | 1 | ||
канистра для воды емкостью 5 л, шт. | 1 | ||
канистра для топлива емкостью 10 л, шт. | 1 | ||
колодка противооткатная, шт. | 2 | ||
конус оградительный, шт. | 4 | ||
9. Рабочая документация: | |||
графический план аэродрома | 1 | ||
карта района аэродрома | 1 | ||
опись пожарно-техническое вооружение, шт. | 1 | ||