ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 171 "Об утверждении правил формирования тарифов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18470) следующие изменения и дополнения:
в Правилах формирования тарифов, утвержденных указанным приказом:
пункт 29 изложить в следующей редакции:
"29. Тариф на услугу по обеспечению авиационной безопасности, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям (далее – услуга по обеспечению авиационной безопасности), включает расчет затрат по операциям согласно Перечня услуг.
Единицей измерения услуги по обеспечению авиационной безопасности является:
1) для воздушных судов, перевозящих пассажиров – 1 (один) вылетающий пассажир и (или) 1 (одна) тонна максимальной взлетной массы воздушного судна;
2) для воздушных судов, перевозящих грузы и почту, а также не имеющих коммерческий груз (техническая посадка) – 1 (одна) тонна максимальной взлетной массы воздушного судна.
При определении размера тарифов максимальная взлетная масса воздушного судна округляется до целого в тоннах: до 500 килограмм – в меньшую сторону, 500 килограмм – и выше в большую сторону.";
пункт 32 изложить в следующей редакции:
"32. Расчет экономически обоснованного тарифа аэропортов состоит из:
1) расчета затратной части тарифа;
2) расчета доходной части тарифа и рассчитывается по следующей формуле:
Д = Тз + Р, где:
Д – доходная часть тарифа;
Тз – затратная часть тарифа;
P – допустимый уровень прибыли.";
пункты 39-1 и 39-2 изложить в следующей редакции:
"39-1. Тариф на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий, определяется по формуле:
Д – доходная часть тарифа, определяемая в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил;
V – планируемый годовой объем регулируемой услуги.";
39-2. При утверждении тарифа на услугу по обеспечению авиационной безопасности в соответствии с подпунктом 1) пункта 29 настоящих Правил, уровни тарифов на услугу по обеспечению авиационной безопасности для воздушных судов, перевозящих пассажиров, на каждый год периода их действия определяются по формулам:
Тпасс. – тариф на услугу по обеспечению авиационной безопасности за 1 вылетающего пассажира;
Zинвест.пасс. – годовая сумма мероприятий утвержденной инвестиционной программы для инвестиций, связанных с безопасностью пассажиров;
Zрасходы пасс. – планируемые годовые производственные расходы структурных подразделений, задействованных при обеспечении авиационной безопасности пассажиров;
ZРП пасс. – планируемые годовые расходы периода, учитываемые по доле распределения в зависимости от численности персонала, задействованного в обеспечении авиационной безопасности пассажиров;
Qпасс. – планируемое годовое количество вылетающих пассажиров, проходящих досмотр;
Ттонн – тариф на услугу по обеспечению авиационной безопасности за 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна;
Д – доходная часть тарифа регулируемой услуги, определяемая в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил;
V – планируемый годовой объем регулируемой услуги.
При утверждении тарифа на услугу по обеспечению авиационной безопасности за 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, а также в соответствии с подпунктом 2) пункта 29 настоящих Правил, уровень тарифа на услугу по обеспечению авиационной безопасности на каждый год периода его действия определяется по формуле, в соответствии с пунктом 39-1 настоящих Правил.";
пункт 59 изложить в следующей редакции:
"59. Прогнозируемый тарифный доход субъектов естественных монополий от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве определяется по формуле:
ТДВП = ЗВПконт.+ЗВПнеконт.+ДУПВПинвест.+ДУПВПкачест., где:
ТДВП – прогнозируемый тарифный доход субъекта естественной монополии от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве, тенге;
ЗВПконт. – суммарные экономически обоснованные плановые контролируемые затраты субъекта естественной монополии от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве, рассчитанные на плановый объем услуг, тенге;
ЗВПнеконт. – суммарные экономически обоснованные плановые неконтролируемые затраты субъекта естественной монополии от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве, рассчитанные на плановый объем услуг, тенге;
ДУПВПинвест. – допустимый уровень прибыли от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве, направляемый на реализацию инвестиционной программы, тенге;
ДУПВПкачест. – допустимый уровень прибыли от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве, направляемый на повышение качества, надежности регулируемых услуг и эффективности деятельности субъекта, тенге.";
пункт 64 изложить в следующей редакции:
"64. Прогнозируемый тарифный доход субъекта естественной монополии от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов определяется по формуле:
ТДра = Зраконт.+Зранеконт.+ДУПраинвест.+ДУПракачест., где:
ТДра – прогнозируемый тарифный доход субъекта естественной монополии от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов, тенге;
Зраконт. – суммарные экономически обоснованные плановые контролируемые затраты субъекта естественной монополии от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов, рассчитанные на плановый объем услуг, тенге;
Зранеконт. – суммарные экономически обоснованные плановые неконтролируемые затраты субъекта естественной монополии от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов, рассчитанные на плановый объем услуг, тенге;
ДУПраинвест. – допустимый уровень прибыли от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов, направляемый на реализацию инвестиционной программы, тенге;
ДУПракачест. – допустимый уровень прибыли от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов, направляемый на повышение качества, надежности регулируемых услуг и эффективности деятельности субъекта естественной монополии, тенге.";
пункт 67 изложить в следующей редакции:
"67. Прогнозируемый тарифный доход субъектов естественных монополий на оказание услуг аэропорта определяется по формуле:
ТДуа = Зуаконт.+Зуанеконт.+ДУПуаинвест.+ДУПуакачест., где:
ТДуа – прогнозируемый тарифный доход субъекта естественной монополии на оказание услуги аэропорта, тенге;
Зуаконт. – суммарные экономически обоснованные плановые контролируемые затраты субъекта естественной монополии от оказания услуг аэропорта, рассчитанные на плановый объем услуг, тенге;
Зуанеконт. – суммарные экономически обоснованные плановые неконтролируемые затраты субъекта естественной монополии от оказания услуг аэропорта, рассчитанные на плановый объем услуг, тенге;
ДУПуаинвест. – допустимый уровень прибыли от оказания аэропорта, направляемый на реализацию инвестиционной программы, тенге;
ДУПуакачест. – допустимый уровень прибыли от оказания услуг аэропорта, направляемый на повышение качества, надежности регулируемых услуг и эффективности деятельности субъекта естественной монополии, тенге.";
пункт 73-2 изложить в следующей редакции:
"73-2. К отчету об исполнении тарифной сметы прилагаются:
1) пояснительная записка об исполнении тарифной сметы с объяснением причин ее неисполнения;
2) отчет о прибылях и убытках субъекта естественной монополии по форме, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 июня 2017 года № 404 "Об утверждении перечня и форм годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций)" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15384);
3) сведения о реализации смет затрат, направленных на ремонт, не приводящий к росту стоимости основных средств;
4) материалы, подтверждающие фактические затраты субъекта естественной монополии по тарифной смете (копии договоров, актов выполненных работ/приемов-передачи, накладных, счет-фактур, пообъектный перечень основных средств и нематериальных активов с указанием балансовой и остаточной стоимости, срока службы, годовой амортизации, расчеты);
5) материалы, подтверждающие постатейную экономию затрат с приложением материалов, подтверждающих фактическое использование указанной экономии, и (или) сокращения объемов предоставляемых регулируемых услуг;
материалы по внедрению субъектом естественной монополии более эффективных методов и технологий предоставления регулируемых услуг, реализации плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
протоколы конкурсных (тендерных) комиссий;
акты сверок с потребителями объемов предоставленных регулируемых услуг, выставленные счет-фактуры к оплате, реестры объемов предоставленных регулируемых услуг.";
пункт 74 изложить в следующей редакции:
"74. Обеспечение полноты, обоснованности и достоверности расчетов, документов, информации и других материалов, прилагаемых к отчетам об исполнении утвержденной тарифной сметы, а также об исполнении утвержденной инвестиционной программы, осуществляется субъектом естественной монополии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
пункт 125 изложить в следующей редакции:
"125. Для утверждения инвестиционной программы субъект естественной монополии представляет в ведомство уполномоченного органа заявление в произвольной форме с приложением:
1) планируемой субъектом естественной монополии инвестиционной программы по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам;
2) показателей эффективности планируемой субъектом естественных монополий инвестиционной программы субъекта по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам, предусматривающих, в том числе расчет эффективности планируемой субъектом естественной монополии инвестиционной программы с указанием перечня реализуемых технологических и технических мероприятий, в том числе автоматизированных систем управления технологическим процессом и коммерческого учета (при наличии);
3) информации об инвестиционных затратах на реализацию инвестиционной программы с указанием стоимости приобретаемых основных средств, строительно-монтажных работ с приложением сравнительного анализа уровня цен, в том числе документального технического подтверждения необходимости приобретения основных средств и проведения работ, сводных сметных расчетов, объектных, локальных и ресурсных смет отдельно по каждому объекту, бизнес-план, прайс-листы, копии договоров, проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу в установленном порядке;
4) документов, подтверждающих прогнозный размер и предварительные условия финансирования, в том числе заемных ресурсов (вознаграждение по заемным средствам, период финансирования, комиссионные выплаты, сроки и условия возврата заемных средств) или расчета экономической целесообразности не использования заемных средств (в том числе с подтверждением невозможности дальнейшего снижения затрат), в случае, если субъектом естественной монополии не планируется привлечение заемных средств для реализации планируемой инвестиционной программы
5) документов, подтверждающих размеры и условия финансирования инвестиционной программы в случае, если для их реализации выделяются средства из республиканского, местного бюджетов или привлекаются кредиты (инвестиции) под гарантии Правительства Республики Казахстан;
6) прогноза влияния планируемой субъектом естественной монополии инвестиционной программы на его тарифы в период ее реализации, с приложением проекта тарифа и тарифной сметы на регулируемые услуги субъекта естественной монополии, по форме, согласно приложению 8 к настоящим Правилам.";
дополнить пунктом 125-1 следующего содержания:
"125-1. Обеспечение полноты, обоснованности и достоверности расчетов, документов, информации и других материалов, прилагаемых к заявке на утверждение инвестиционной программы, осуществляется субъектом естественной монополии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
дополнить пунктом 127-1 следующего содержания:
"127-1. В срок не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня получения заявления на утверждение инвестиционной программы или на изменение утвержденной инвестиционной программы ведомство уполномоченного органа письменно (бумажно или электронно) уведомляет субъекта естественной монополии о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причин отказа.
В принятии к рассмотрению заявления на утверждение инвестиционной программы или на изменение утвержденной инвестиционной программы отказывается в случае:
1) при подаче заявления на утверждение инвестиционной программы представление субъектом естественной монополии неполного пакета документов, указанных в пункте 125 настоящих Правил;
при подаче заявления на изменение утвержденной инвестиционной программы представление субъектом естественной монополии неполного пакета документов, указанных в пункте 141 настоящих Правил;
2) несоответствие проекта инвестиционной программы или изменений в инвестиционную программу одному из критериев, указанных в пункте 126 настоящих Правил;
3) в случае, если реализация новой инвестиционной программы или изменение утвержденной инвестиционной программы (за исключением реализации государственных программ и (или) национальных проектов, а также документов системы государственного планирования, утвержденных уполномоченным органом) требует повышения тарифа на оставшийся срок реализации утвержденной инвестиционной программы.";
дополнить пунктом 129-1 следующего содержания:
"129-1. В проект инвестиционной программы не включаются мероприятия, которые на момент подачи заявления на утверждение инвестиционной программы исполнены.";
пункт 141 изложить в следующей редакции:
"141. К заявлению об изменении утвержденной инвестиционной программы, прилагаются:
1) проект инвестиционной программы с учетом изменений с приложением материалов, обосновывающих внесение изменений в инвестиционную программу (документы, подтверждающие техническую необходимость предлагаемых мероприятий, прайс-листы, копии договоров, проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу в установленном порядке);
2) оценка субъекта естественной монополии о необходимости внесения изменений в инвестиционную программу с приложением обосновывающих материалов;
3) возможные условия финансирования и возврата заемных средств;
4) если для реализации инвестиционной программы выделяются средства из республиканского и (или) местных бюджетов или привлекаются кредиты (инвестиции) под гарантии Правительства Республики Казахстан, то представляются документы, подтверждающие размеры и условия финансирования.
Прилагаемые документы прошиваются, пронумеровываются и заверяются подписью руководителя субъекта естественной монополии, либо лицом, замещающим его. Данное требование не распространяется на представление заявления в электронной форме. Финансовые документы подписываются руководителем и главным бухгалтером субъекта естественной монополии либо лицами, замещающими их.";
пункт 143-2 изложить в следующей редакции:
"143-2. К отчету об исполнении утвержденной инвестиционной программы прилагаются:
1) информация о плановых и фактических объемах предоставляемых регулируемых услуг;
2) отчет о прибылях и убытках по форме, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 июня 2017 года № 404 "Об утверждении перечня и форм годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций)" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15384);
3) информация о фактических условиях и размерах финансирования инвестиционной программы;
4) информация о сопоставлении фактических показателей исполнения инвестиционной программы с показателями, утвержденными в инвестиционной программе в соответствии с перечнем целевых показателей согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
5) разъяснения причин отклонения достигнутых фактических показателей от показателей в утвержденной инвестиционной программе;
6) материалы, подтверждающие фактическое исполнение мероприятий инвестиционной программы (копии договоров, актов выполненных работ, накладных, счет-фактур, пообъектный перечень основных средств и нематериальных активов с указанием балансовой и остаточной стоимости, срока службы, годовой амортизации);
7) протоколы конкурсных (тендерных) комиссий;
материалы по внедрению субъектом естественной монополии более эффективных методов и технологий предоставления регулируемых услуг.";
пункт 158 изложить в следующей редакции:
"158. Субъект государственно-частного партнерства, в том числе субъект концессии не позднее, чем за 90 (девяносто) календарных дней до введения в действие тарифа представляет заявку на определение тарифа в ведомство уполномоченного органа в электронной форме.";
пункты 179 и 180 изложить в следующей редакции:
"179. Временный понижающий коэффициент на регулируемые услуги аэропорта устанавливаются при соответствии одному из следующих критериев:
1) планируемый объем потребления регулируемых услуг, указанный в заявке на определенный период, превышает фактический объем потребления регулируемых услуг за аналогичный период предыдущего года;
2) возможность использования незадействованных или слабо задействованных мощностей аэропорта.
180. Временный понижающий коэффициент к тарифам на регулируемые услуги аэронавигации утверждается при соответствии одному из следующих критериев:
1) рост частоты полетов воздушных судов и привлечение новых маршрутов в воздушном пространстве Республики Казахстан;
2) возможность использования незадействованных или слабо задействованных воздушных трасс;
3) создание условий для развития республиканского рынка авиаперевозок при обслуживании воздушных судов, выполняющих внутренние регулярные авиарейсы в пределах воздушного пространства Республики Казахстан.";
пункт 195 изложить в следующей редакции:
"195. В случае возникновения условий, указанных в пункте 194 настоящих Правил, аэропорт и аэронавигационная организация в течение 3 (трех) рабочих дней представляют об этом информацию в ведомство уполномоченного органа.";
дополнить пунктом 204-1 следующего содержания:
"204-1. Субъект естественной монополии для целей ведения раздельного учета, в соответствии с подпунктом 9) пункта 2 статьи 26 Закона, согласовывает с ведомством уполномоченного органа разработанную и утвержденную методику ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, в соответствии с настоящими Правилами.";
пункт 223 изложить в следующей редакции:
"223. ГПП "Планирование и управление воздушным движением" включает производственные процессы:
планирования и контроля воздушного движения;
обеспечение аэронавигационной информации (подготовка сборников аэронавигационной информации (далее – AIP), сообщений для пилотов (далее – NOTAM), циркуляров аэронавигационной информации (далее – AIC) и предоставление бюллетеней предполетной информации);
аварийного оповещения;
консультативного обслуживания воздушного движения;
районного диспетчерского обслуживания;
диспетчерского обслуживания подхода;
аэродромного диспетчерского обслуживания;
формирования и эксплуатации радиолокационных систем и систем навигации;
формирования и эксплуатации автоматизированных систем управления воздушным движением;
обслуживания, содержания, планирования и развития сети телефонной связи, сети радиосвязи, сети авиационной фиксированной электросвязи (далее – AFTN);
содержания резервных источников электропитания;
работа с потребителями услуг (оформление и заключение договоров, выставление счетов и взаиморасчеты).
ГПП "Планирование и управление воздушным движением" оказывает внешние и внутренние услуги.
Внешние услуги оказываются внешним пользователям услуг. Внутренние услуги оказываются ГПП "Прочая деятельность".
К внешним услугам относятся услуги аэронавигации:
аэронавигационного обслуживания в воздушном пространстве Республики Казахстан;
аэронавигационного обслуживания в районах аэродромов.
Внешние услуги подразделяются на регулируемые и нерегулируемые услуги аэронавигации. К нерегулируемым услугам аэронавигации относятся услуги аэронавигационного обслуживания в воздушном пространстве и в районах аэродромов международных и транзитных полетов.
К внутренним услугам относятся услуги, оказываемые с целью дальнейшей их продажи внешним пользователям:
телефонной, радио- и электросвязи;
по обеспечению электроэнергией, произведенной резервными источниками электропитания;
по предоставлению помещений, оборудования и другого имущества, их содержания и обслуживания с целью дальнейшей их передачи в аренду;
аэронавигационного обслуживания при работе вне регламента.
Доходы ГПП "Планирование и управление воздушным движением" складываются из доходов за оказание внешних услуг и трансфертных платежей за внутренние услуги, оказанные ГПП "Прочая деятельность". Доходы за оказание внешних услуг определяются в зависимости от объемов соответствующих услуг и цен, по которым вышеназванные услуги были оказаны. Трансфертные платежи за внутренние услуги определяются в зависимости от объема оказанных услуг и трансфертных такс, по которым такие услуги были оказаны.
Затраты ГПП "Планирование и управление воздушным движением" складываются из затрат, связанных с обеспечением выполнения производственных процессов данной ГПП.
К задействованным активам ГПП "Планирование и управление воздушным движением" относятся все активы, распределенные по элементам данного ГПП (машины, оборудование, здания, сооружения, транспортные средства, прочие основные средства, а также нематериальные активы, связанные с соответствующими элементами ГПП).";
пункт 253 изложить в следующей редакции:
"253. В случае изменения тарифа до истечения его срока действия, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами 3), 4), 5) и 7) пункта 252 настоящих Правил, изменяется соответствующая статья затрат.
При изменении тарифа до истечения его срока действия в соответствии с подпунктом 6) пункта 252 настоящих Правил в утвержденной тарифной смете исключаются инвестиционные затраты (прибыль, амортизационные отчисления, капитальные затраты, приводящие к росту стоимости основных средств), определенные настоящими Правилами.";
пункт 255 изложить в следующей редакции:
"255. Для изменения утвержденного ведомством уполномоченного органа тарифа до истечения его срока действия субъект естественной монополии представляет в ведомство уполномоченного органа заявку с приложением обосновывающих материалов.
Срок рассмотрения ведомством уполномоченного органа заявки об изменении тарифа до истечения его срока действия в случаях, предусмотренных:
1) подпунктами 1), 2) и 7) пункта 252 настоящих Правил, составляет не более 10 (десяти) рабочих дней со дня ее представления;
2) подпунктами 3) и 4) пункта 252 настоящих Правил, составляет не более 30 (тридцати) рабочих дней со дня ее представления.
В случае изменения тарифа по инициативе ведомства уполномоченного органа субъект естественной монополии в месячный срок со дня получения соответствующей информации представляет экономически обоснованные расчеты и материалы.";
приложение 7 изложить в следующей редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра транспорта Республики Казахстан |
М. Калиакпаров |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Бюро национальной статистики
Агентства по стратегическому
планированию и реформам
Республики Казахстан
Приложение к приказу исполняющий обязанности Министра транспорта Республики Казахстан от 10 октября 2025 года № 335 |
|
Приложение 7 к Правилам формирования тарифов |
|
форма |
Показатели эффективности планируемой инвестиционной программы субъекта естественной
_____________________________________________________________________
наименование субъекта, вид деятельности
Период инвестиционной программы: _________ 20__ - 20__ гг.
№ п/п | Характеристики нового оборудования (НО) | Характеристики замененного оборудования | Расчет экономического эффекта инвестиционной программы на период ее реализации, год | ||||||||||||
Снижение суммы по статьям затрат, тыс. тенге | Снижение норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии в натур. выражении | ||||||||||||||
Наименование оборудования (насоса, диаметр трубы и.т.д) | Количество шт, м | Цена за ед. тыс. тенге | Краткая характеристика оборудования с указанием места поставки оборудования | Наименование оборудования (насоса, диаметр трубы и т.д.) | Количество, шт.,м | Стоимость, тыс. тенге | 1-ый год реализации | 2-ый год реализации | …. год реализации | 1-ый год реализации | 2-ый год реализации | …. год реализации | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
ВСЕГО на 20____год | |||||||||||||||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
Расчет экономического эффекта инвестиционной программы на период ее реализации, год1 | |||||||||||||||
Снижение износа основных средств, % | |||||||||||||||
1-ый год реализации | 2-ый год реализации | …. год реализации | |||||||||||||
15 | 16 | 17 | |||||||||||||
Руководитель организации ______________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись, дата)
Расчет экономического эффекта инвестиционной программы на период
ее реализации дополняется иными показателями с учетом специфики отрасли