Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года № 11-НҚ "Об утверждении Типового положения о ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12514) следующее изменение:
Типовое положение о ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы (далее – Типовое положение), утвержденное указанным нормативным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему нормативному постановлению:
2. Департаменту международного сотрудничества и методологии аппарата Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты.
3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты.
4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 4) пункта 15 Типового положения, который вводится в действие с 1 января 2028 года.
|
Председатель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Типовое положение о ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы
Глава 1. Общие положения
1. Ревизионная комиссия по ________ области (городу _______) (далее – Ревизионная комиссия) является государственным органом, осуществляющим внешний государственный аудит и финансовый контроль за исполнением местного бюджета.
2. Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в пределах соответствующей административно-территориальной единицы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, Регламентом Ревизионной комиссии, а также настоящим Положением.
3. Ревизионная комиссия является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, логотип, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.
4. Ревизионная комиссия вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
5. Ревизионная комиссия имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Ревизионная комиссия по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Ревизионной комиссии и постановлениями Ревизионной комиссии.
7. Структуру Ревизионной комиссии образуют Председатель, четыре члена и аппарат Ревизионной комиссии. Лимит штатной численности Ревизионной комиссии утверждается Президентом Республики Казахстан.
8. Юридический адрес Ревизионной комиссии:
(индекс, область, город, улица, дом).
9. Положение о Ревизионной комиссии утверждается маслихатом ______ области (города _____).
10. Настоящее Положение является учредительным документом Ревизионной комиссии.
11. Финансирование деятельности Ревизионной комиссии осуществляется за счет средств местного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
12. Ревизионной комиссии запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Ревизионной комиссии.
Если законодательными актами Республики Казахстан Ревизионной комиссии предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные доходы направляются в государственный бюджет, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Задачи и полномочия Ревизионной комиссии
13. Задачи Ревизионной комиссии:
1) осуществление внешнего государственного аудита и финансового контроля на местном уровне за исполнением местных бюджетов, использованием активов государства и субъектов квазигосударственного сектора;
2) контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственных закупках и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области исполнения местных бюджетов, использования средств бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора;
3) анализ и оценка исполнения местных бюджетов, реализации планов развития областей, городов республиканского значения, столицы и бюджетных программ.
14. Полномочия:
1) права:
запрашивает и получает от местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), государственных органов, физических и юридических лиц сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, а также документацию (информацию), необходимые для формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и осуществления государственного аудита, подготовки отчетов об исполнении бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
выносит обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и рассмотрении ответственности должностных лиц, их допустивших;
получает в соответствии с законодательством Республики Казахстан доступ к государственным и иным информационным системам, необходимым для проведения государственного аудита;
получает информацию государственных органов и организаций об исполнении рекомендаций и предписаний, с приложением подтверждающих документов в установленные постановлением или предписанием сроки;
заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного аудита;
вносит по итогам государственного аудита предложения о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности лицам их назначившим;
вносит в маслихат соответствующей области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее – маслихат) предложения по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также по результатам аудита эффективности;
осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в отношении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, на территории которых они функционируют, а также бюджетов районов (городов областного значения), созданных на соответствующей административно-территориальной единице;
возбуждает производства по делу об административном правонарушении в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
рассматривает дела об административных правонарушениях, составляет по ним протокола и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
принимает участие в проведении совместных или параллельных проверках с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и другими государственными органами по согласованию;
привлекает для проведения государственного аудита соответствующих специалистов государственных органов (по согласованию с ними), а также при необходимости аудиторские организации, экспертов с оплатой их услуг в пределах выделенных из бюджета средств;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
2) обязанности:
утверждает аудиторское заключение, составленное на основании аудиторских отчетов и (или) аудиторских отчетов по финансовой отчетности;
принимает постановления Ревизионной комиссии;
принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе аудиторского мероприятия и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков;
передает материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, с приложением аудиторских доказательств, в случаях выявления в действиях должностных лиц объекта государственного аудита признаков уголовных или административных правонарушений;
предъявляет иск в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения и (или) уменьшению по учету выявленных сумм нарушений, не возмещенных (не восстановленных) в добровольном порядке, и исполнения предписания Ревизионной комиссии;
признает результаты государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля, если они не признаны Высшей аудиторской палатой не соответствующими стандартам государственного аудита и финансового контроля;
сокращает объем государственного аудита в случаях признания результатов государственного аудита, приняв за основу материалы государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля;
осуществляет регистрацию аудиторских мероприятий и проверок в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
размещает утвержденные перечни объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к ним, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, и (или) сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан, в течение пяти календарных дней со дня их утверждения на интернет-ресурсе Ревизионной комиссии;
размещает для формирования перечня объектов государственного аудита материалы государственного аудита и финансового контроля, отчетность в единой базе данных по государственному аудиту и финансовому контролю, а также в согласованные сроки осуществляет обмен информацией о перечнях объектов государственного аудита на соответствующий год до их утверждения;
согласовывает перечни объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к ним с органами государственного аудита и финансового контроля в целях исключения дублирования проверок;
направляет постановления и предписания руководителям государственных органов и организаций для рассмотрения и исполнения в указанные в них сроки или, если срок не указан, в течение тридцати календарных дней со дня их получения;
осуществляет на системной основе мониторинг исполнения данных ими в аудиторском заключении рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний;
анализирует систематически итоги проводимых аудиторских мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных нарушений и недостатков в процессе исполнения бюджета, использования активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, а также разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой системы Республики Казахстан и представляет их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам;
обеспечивает исполнение решений Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля и представление соответствующей информации в Высшую аудиторскую палату;
предоставляет информацию об исполнении местного бюджета по запросу Высшей аудиторской палаты;
размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции;
рассматривает и учитывает при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год поручения Президента Республики Казахстан, уполномоченных им лиц Администрации Президента Республики Казахстан, запросы Высшей аудиторской палаты;
при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год анализирует предложения правоохранительных органов, специальных государственных органов, которые выносятся на обсуждение заседания Ревизионной комиссии для рассмотрения их целесообразности и актуальности.
15. Ревизионная комиссия в пределах ________________ области (города ______________) осуществляет следующие функции:
1) аудит эффективности:
планирования и исполнения местного бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан с подготовкой отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа;
использования связанных грантов, бюджетных инвестиций, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, и активов государства;
влияния деятельности местного исполнительного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления;
реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в части исполнения соответствующего бюджета и использования активов государства, а по поручениям Президента Республики Казахстан также по иным направлениям;
обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления местным исполнительным органом и субъектами квазигосударственного сектора закупок товаров, работ, услуг;
ценообразования, включая оценку разницы между размером выделенных (затраченных) местных финансовых ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг и рыночной стоимостью приобретенных товаров, работ, услуг;
управления активами субъектов квазигосударственного сектора;
налогового администрирования;
договоров;
в сфере охраны окружающей среды;
в сфере информационных технологий;
деятельности объектов государственного аудита;
2) аудит соответствия:
достоверности и правильности ведения объектами государственного аудита бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
выполнения местным исполнительным органом и субъектами квазигосударственного сектора условий договоров;
полноты и своевременности поступлений в местный бюджет, взимания поступлений в бюджет, а также правильности возврата, зачета ошибочно (излишне) оплаченных сумм из местного бюджета;
использования средств местного бюджета, в том числе выделенных из вышестоящего в нижестоящий бюджет в виде целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;
использования субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств местного бюджета в соответствии с финансово-экономическим обоснованием;
3) аудит консолидированной финансовой отчетности местного бюджета, аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений;
4) предварительная оценка проекта областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы по основным направлениям его расходов;
5) текущая оценка исполнения соответствующего бюджета;
6) последующая оценка путем подготовки заключения к отчету местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) об исполнении соответствующего бюджета.
Глава 3. Статус, полномочия Председателя и членов Ревизионной комиссии
16. Руководство Ревизионной комиссии осуществляется Председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Ревизионную комиссию задач и осуществление им своих полномочий.
17. Председатель Ревизионной комиссии назначается на должность и освобождается от должности маслихатом по представлению Высшей аудиторской палаты и согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.
18. Члены ревизионной комиссии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности маслихатом по представлению Председателя ревизионной комиссии и согласованию с Высшей аудиторской палатой.
19. Полномочия Председателя Ревизионной комиссии:
1) осуществляет общее руководство и несет предусмотренную законами Республики Казахстан ответственность за выполнение возложенных на Ревизионную комиссию задач и функций;
2) утверждает регламент Ревизионной комиссии;
3) организует работу членов Ревизионной комиссии и аппарата Ревизионной комиссии;
4) представляет Ревизионную комиссию в иных государственных органах, организациях Республики Казахстан и за ее пределами;
5) утверждает структуру аппарата и штатное расписание Ревизионной комиссии в пределах утвержденной штатной численности и средств, предусмотренных в местном бюджете;
6) назначает на должности и освобождает от должностей руководителя и работников аппарата Ревизионной комиссии в установленном законодательством порядке Республики Казахстан;
7) поощряет работников Ревизионной комиссии и налагает дисциплинарные взыскания на них в установленном с законодательством о государственной службе порядке;
8) в пределах своей компетенции издает приказы, проверяет их исполнение, подписывает постановления и предписания, принятые на заседаниях Ревизионной комиссии;
9) утверждает перечень объектов государственного аудита на соответствующий год Ревизионной комиссии;
10) дает поручения членам Ревизионной комиссии на проведение государственного аудита и (или) встречной, совместной и параллельной проверок;
11) определяет состав государственных аудиторов Ревизионной комиссии, которые участвуют в проведении аудиторских мероприятий в пределах компетенции Ревизионной комиссии;
12) обеспечивает организацию контроля качества путем проведения регулярных проверок и (или) анализа документов, составляемых государственными аудиторами и иными должностными лицами в ходе своей деятельности, на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля;
13) беспрепятственно знакомится с документацией, относящейся к вопросам государственного аудита за исполнением местного бюджета и использованием активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
14) требует и получает в установленный им срок от объектов государственного аудита необходимые справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением аудиторских мероприятий;
15) представляет маслихату кандидатуры на должность членов ревизионной комиссии для назначения, а также их освобождения по согласованию с Высшей аудиторской палатой;
16) возлагает на одного из членов Ревизионной комиссии области обязанность по представлению годового отчета об исполнении бюджета района (города областного значения) в маслихат соответствующей административно-территориальной единицы;
17) вправе присутствовать на заседаниях акимата области, города республиканского значения, столицы и района (города областного значения) соответствующей административно-территориальной единицы;
18) образовывает консультативно-совещательные и консультативно-экспертные органы при Ревизионной комиссии;
19) возлагает обязанности Председателя Ревизионной комиссии, в случае своего отсутствия в соответствие с действующим законодательством, на одного из членов Ревизионной комиссии;
20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
20. Полномочия членов Ревизионной комиссии:
1) организуют и осуществляют аудиторскую, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность Ревизионной комиссии;
2) несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, не создают препятствия функционированию проверяемых объектов государственного аудита и не вмешиваются в их текущую хозяйственную деятельность;
3) имеют беспрепятственный доступ к документации, относящейся к вопросам планирования и проведения государственного аудита за исполнением местных бюджетов и использованием активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
4) требуют и получают в установленные ими сроки от объектов государственного аудита необходимые справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с осуществлением государственного аудита;
5) в пределах своей компетенции самостоятельно принимают решения по вопросам возглавляемых (курируемых) ими направлений деятельности;
6) в пределах своей компетенции утверждают программы государственного аудита с определением объемов необходимых ресурсов для эффективной организации государственного аудита, подписывают предписания в соответствии с распределением обязанностей по организации аудиторской деятельности;
7) дают в соответствии с утвержденным перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год поручения работникам аппарата Ревизионной комиссии на проведение государственного аудита;
8) вправе присутствовать на заседаниях акимата области, города республиканского значения, столицы и района (города областного значения) соответствующей административно-территориальной единицы;
9) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
21. Ревизионная комиссия извещает за тридцать календарных дней маслихат о предстоящем истечении срока полномочий Председателя и членов Ревизионной комиссии.
22. Председатель и члены Ревизионной комиссии досрочно освобождаются от должности вследствие:
1) принятия решения маслихатом об освобождении от должности в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон);
2) вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда;
3) признания в установленном порядке ограниченно дееспособными или недееспособными;
4) нарушения присяги, законов Республики Казахстан, актов Президента Республики Казахстан и настоящего Положения, совершения порочащего поступка, не совместимого с их статусом, несоблюдения должностных обязанностей;
5) смерти, а также в случае признания безвестно отсутствующими или объявления умершими;
6) прекращения гражданства Республики Казахстан;
7) выезда на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан;
8) назначения на другую должность;
9) иных оснований, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
23. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя и члена Ревизионной комиссии в виде подачи заявления об увольнении, Председатель и член Ревизионной комиссии письменно уведомляет маслихат и Высшую аудиторскую палату не позднее чем за один месяц до подачи соответствующего заявления об увольнении.
24. Проведение аудиторских мероприятий, а также информационно-аналитическая, правовая, консультативная, организационная и иная деятельность Ревизионной комиссии обеспечивается аппаратом Ревизионной комиссии. Аппарат Ревизионной комиссии состоит из должностных лиц, являющихся административными государственными служащими, возглавляется руководителем аппарата, назначаемым Председателем Ревизионной комиссии.
25. Права, обязанности и ответственность работников аппарата, а также условия прохождения ими государственной службы определяются законодательством о государственной службе, трудовым законодательством, законодательством о государственном аудите и финансовом контроле и настоящим Положением.
26. Переподготовка и повышение квалификации работников аппарата Ревизионной комиссии осуществляются в соответствии со статьей 39 Закона.
27. Деятельность Ревизионной комиссии осуществляется в соответствии с перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемым Председателем Ревизионной комиссии. Не допускается внесение изменений в перечень объектов государственного аудита на соответствующий год Ревизионной комиссии, за исключением поручений Президента Республики Казахстан, запросов Высшей аудиторской палаты, основанных на поручениях Администрации Президента Республики Казахстан, решений соответствующих маслихатов и инициативы Председателя Ревизионной комиссии.
28. При осуществлении своей деятельности Ревизионная комиссия независима от объекта государственного аудита. Независимость Ревизионной комиссии обеспечивается недопустимостью:
1) неправомерного вмешательства государственных органов и иных организаций в деятельность Ревизионной комиссии;
2) привлечения государственных аудиторов и иных должностных лиц Ревизионной комиссии по запросам государственных органов для проведения проверок, не предусмотренных в перечне объектов государственного аудита на соответствующий год.
29. Государственный контроль и надзор использования Ревизионной комиссией средств местного бюджета осуществляется с согласия или по поручению маслихата.
30. Принятие решений Ревизионной комиссии осуществляется коллегиально на заседании.
31. На заседании Ревизионной комиссии рассматриваются итоги государственного аудита, вопросы планирования, методологии, иные вопросы, требующие коллегиального решения.
32. Решения Ревизионной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа состава Ревизионной комиссии, присутствующего на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
33. Порядок проведения заседаний Ревизионной комиссии, вопросы организации работы определяются регламентом Ревизионной комиссии.
34. Ежегодно Ревизионной комиссией составляется и представляется на рассмотрение маслихата отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год по форме и структуре, определенной процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями отчета об исполнении местного бюджета маслихатам, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).
35. Ревизионной комиссией ежеквартально представляется информация Высшей аудиторской палате о своей работе за отчетный период по форме и структуре, определяемых процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по предоставлению ревизионными комиссиями информации о своей работе, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).
Глава 4. Имущество Ревизионной комиссии
36. Ревизионная комиссия может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
37. Имущество Ревизионной комиссии формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
38. Имущество, закрепленное за Ревизионной комиссией, относится к коммунальной собственности.
39. Ревизионная комиссия не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.
40. Материально-техническое и медицинское обеспечение, а также транспортное обслуживание Председателя, членов и работников аппарата Ревизионной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. Реорганизация и упразднение Ревизионной комиссии
41. Реорганизация и упразднение Ревизионной комиссии осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.