ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый перечень некоторых приказов Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в который вносятся изменения и дополнения.
2. Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра промышленности и строительства Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр промышленности и строительства Республики Казахстан |
Е. Нагаспаев |
Приложение к приказу Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 17 июля 2025 года № 266 |
Перечень некоторых приказов Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения
1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 229 "Об утверждении Правил организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика)" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10795) следующие дополнения:
в Правилах организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика), утвержденных указанным приказом:
пункт 9 изложить в следующей редакции:
9. Заказчик при планировании бюджетных инвестиционных проектов осуществляет в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 15 марта 2025 года и Правилами разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129 (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актов за № 9938) подготовку:
инвестиционных предложений, обосновывающих целесообразность реализации инвестиционных проектов в рамках государственных, отраслевых программ и программ развития территорий;
концессионных предложений;
технико-экономических обоснований, финансово-экономических обоснований, обоснований инвестиций.
параграф 1 дополнить пунктом 9-1 следующего содержания:
"9-1. Заказчик при планировании инвестиционных проектов строительства новых технически и (или) технологически сложных объектов производственного назначения и строительства линейных сооружений инженерной или транспортной инфраструктуры с объемом инвестиций свыше ста миллионов месячных расчетных показателей, по которым отсутствуют объекты-аналоги на территории Республики Казахстан, за исключением объектов, указанных в подпункте 3 пункта 4 Правил определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 165, (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10666), осуществляемых по индивидуальным проектам строительства, (далее – технически сложные объекты производственного назначения и линейного строительства) до утверждения технического задания на разработку технико-экономического обоснования или задания на проектирование, осуществляет согласование с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью, инвестиционную стоимость единицы мощности проектируемого объекта.";
подпункт 1) пункта 10 изложить следующего содержания:
В техническом задании на разработку технико-экономического обоснования или задании на проектирование технически сложных объектов производственного назначения и линейного строительства, указывается показатель инвестиционной стоимости единицы мощности, согласованный с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью.
В процессе проектирования при корректировке и уточнении ранее утвержденного технического задания на разработку технико-экономического обоснования и задания на проектирование показатель инвестиционной стоимости единицы мощности изменению не подлежит, за исключением случаев, обусловленных изменением налогового законодательства Республики Казахстан по налогу на добавленную стоимость.
По инвестиционным проектам строительства новых технически сложных объектов производственного назначения и линейного строительства превышение показателя инвестиционной стоимости единицы мощности, утвержденный в задании на проектирование, не допускается.
По согласованию с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью допускается корректировка показателя инвестиционной стоимости единицы мощности в случае изменения налогового законодательства Республики Казахстан по налогу на добавленную стоимость, а также в случаях непредвиденных расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан, включая нормативные документы по ценообразованию и сметным нормам.
Задание на проектирование является неотъемлемой частью договора на выполнение заказа по разработке предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации и становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
В задании на проектирование объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора, устанавливается условие по применению строительных материалов, оборудований, изделий и конструкций казахстанского производства, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, сформированных в соответствии с Правилами формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 26 мая 2022 года № 286 "Об утверждении Правил формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28243).
В задании на проектирование устанавливается условие по обеспечению доступности лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения согласно требованиям государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, утверждаемых в соответствии с подпунктом 23-16) статьи 20 Закона, а также создания условий труда в соответствии с приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 мая 2023 года № 179 "Об утверждении стандартов рабочего места лиц с инвалидностью" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32613).
В задании на проектирование объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций и средств квазигосударственного сектора, устанавливается условие по включению предпроектной или проектной (проектно-сметной) документации в Государственный банк проектов строительства и подписание договора о передаче прав на использоване проекта строительства (ТЭО, ТП и ПСД), в том числе имущественных (исключительных) прав, в соответствии с Правилами формирования и ведения государственного банка проектов строительства, а также предоставления технико-экономических обоснований, типовых проектов и проектной (проектно-сметной) документации, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2015 года № 705 "Об утверждении Правил формирования и ведения государственного банка проектов строительства, а также предоставления технико-экономических обоснований, типовых проектов и проектной (проектно-сметной) документации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12422).
В задании на проектирование объектов социально-культурного, общественного и административного назначения во всех сферах экономики, по которым не требуется разработка технико-экономического обоснования, и финансируемых за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора, устанавливается условие заказчика о расчетной предельной стоимости строительства к инвестиционному предложению.
Расчетная предельная стоимость строительства определяется согласно нормативного документа по ценообразованию в строительстве и является лимитом средств для реализации инвестиционного проекта при разработке проектной (проектно-сметной) документации.
В процессе проектирования задание на проектирование по поручению заказчика корректируется и уточняется, кроме расчетной предельной стоимости строительства, которая является общим (предельным) лимитом средств заказчика для реализации проектов. Сметная стоимость строительства, полученная при разработке проектной (проектно-сметной) документации, не должна превышать расчетную предельную стоимость строительства к инвестиционному предложению, зафиксированную в утвержденном задании на проектирование. При внесенных по инициативе заказчика поправок в задание на проектирование требуют переработки разработанных разделов предпроектной или проектной (проектно-сметной) документации, заключается дополнительное соглашение к договору с учетом выполненных объемов работ.
В задании на проектирование объектов в пределах приаэродромной территории проводится в соответствии с Правилами выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 504;";
подпункт 4) пункта 10 изложить следующего содержания:
"4) в случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 1 статьи 7 Закона "О государственных закупках", заказчик организует и проводит раздельные конкурсы на разработку и экспертизу проектов строительства (технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации).
Заказчик проектов, подлежащих комплексной вневедомственной экспертизе, но не относящихся к государственной монополии и не являющихся предметом государственных закупок, по своему усмотрению выбирает для проведения экспертизы любую аккредитованную экспертную организацию;"
2. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299 "Об утверждении Правил проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10722) следующие дополнения:
в Правилах проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденных указанным приказом:
дополнить пунктом 20-2 следующего содержания:
"20-2. Для проведения комплексной вневедомственной экспертизы в техническом задании на разработку технико-экономического обоснования или задании на проектирование заказчик указывает показатель инвестиционной стоимости единицы мощности, согласованный с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью.
При отсутствии в утвержденном заказчиком техническом задании на разработку технико-экономического обоснования или задании на проектирование показателя инвестиционной стоимости единицы мощности, согласованного с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью, технико-экономическое обоснование или проектно-сметная документация возвращается без рассмотрения.
Инвестиционная стоимость единицы мощности проектируемого объекта определяется заказчиком на строительство новых технически и (или) технологически сложных объектов производственного назначения и линейных сооружений инженерной или транспортной инфраструктуры с объемом инвестиций свыше ста миллионов месячных расчетных показателей, осуществляемых по индивидуальным проектам строительства, по которым отсутствуют объекты-аналоги на территории Республики Казахстан, за исключением объектов, указанных в подпункте 3 пункте 4 Правил определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 165, (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10666).";
дополнить пунктом 20-3 следующего содержания:
"20-3. Срок согласования показателя инвестиционной стоимости единицы мощности не должен превышать тридцати рабочих дней с даты регистрации полного комплекта документов.
Подача документов и согласование показателя инвестиционной стоимости единицы мощности осуществляется в электронном формате посредством Единой платформы приема и обработки всех обращений граждан.";
пункт 72 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) отрицательное экспертное заключение в случае если расчетные удельные инвестиционные затраты превышают показатель инвестиционной стоимости единицы мощности, утвержденный в техническом задании на разработку технико-экономического обоснование или задании на проектировании.";
в приложении 2:
пункт 1 дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
"6-1) для новых технически и (или) технологически сложных объектов производственного назначения или линейных сооружений инженерной или транспортной инфраструктуры с объемом инвестиций свыше ста миллионов месячных расчетных показателей, осуществляемых по индивидуальным проектам строительства предоставляется показатель инвестиционной стоимости единицы мощности проектируемого объекта согласованный уполномоченным органом осуществляющим руководство соответствующей отраслью.";
3. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 ноября 2015 года № 707 "Об утверждении Правил определения стоимости строительства объектов за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12527) следующее дополнение:
в Правилах определения стоимости строительства объектов за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора, утвержденных указанным приказом:
пункт 3 дополнить подпунктом 19-1) следующего содержания:
19-1) показатель инвестиционной стоимости единицы мощности производственного объекта – установленное заказчиком и согласованное с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью, проектное ограничение по величине экономических показателей на единицу измерения мощности проектируемого объекта с учетом его функционального назначения;";
дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:
"7-1. Показатель инвестиционной стоимости единицы мощности учитывает затраты, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил с детализацией, по видам затрат, исчисленным на единицу измерения мощности объекта на год ввода объекта в эксплуатацию.";
дополнить пунктом 9-1 следующего содержания:
"9-1. По инвестиционным проектам строительства новых технически и (или) технологически сложных объектов производственного назначения и линейных сооружений инженерной или транспортной инфраструктуры с объемом инвестиций свыше ста миллионов месячных расчетных показателей, по которым отсутствуют объекты-аналоги на территории Республики Казахстан, за исключением объектов, указанных в подпункте 3 пункта 4 Правил определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 165, (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10666), осуществляемых по индивидуальным проектам строительства, (далее – технически сложные объекты производственного назначения и линейного строительства) удельные инвестиционные затраты на единицу вновь вводимой производственной мощности не превышают утвержденный в техническом задании на разработку технико-экономического обоснования и задании на проектировании показатель инвестиционной стоимости единицы мощности.
Заказчик определяет показатель инвестиционной стоимости единицы мощности путем проведения маркетинговых исследований по данным реализованных зарубежных объектов-аналогов, имеющих наиболее эффективные технико-экономические показатели согласованный с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью, с предоставлением документации объектов-аналогов в уполномоченный органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
Применяемые данные должны соответствовать функциональному назначению и техническим характеристикам проектируемого объекта, а также требованиям законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан, включая нормативные документы по ценообразованию и сметным нормам.
Показатели стоимости в иностранной валюте переводятся в тенге по официальному курсу Национального банка Республики Казахстан на дату согласования показателя стоимости с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью.
В показателе инвестиционной стоимости единицы мощности затраты по инвестиционным проектам, регулируемые в рамках отраслевых законодательных норм, учитываются по данным уполномоченного государственного органа, осуществляющего руководство соответствующей отраслью.
Показатель инвестиционной стоимости единицы мощности согласовывается с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью.".