ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 689 "Об утверждении Правил организации работы автоматизированных станций измерения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8788) следующие изменения и дополнения:
в Правилах организации работы автоматизированных станций измерения, утвержденных указанным приказом:
пункт 6-1 изложить в следующей редакции:
"6-1. При определении весовых параметров автотранспортных средств учитывается погрешность измерения, которая автоматически вычитается информационно-аналитической системой транспортной базы данных и мониторинга динамики безопасности перевозок (далее – ИАС ТБД) из измеренного значения массы автотранспортного средства.
Пределы допускаемой погрешности приведены в Таблице 1 приложения 1 к настоящим Правилам.";
дополнить пунктом 6-2 следующего содержания:
"6-2. Автоматизированные станции измерения в движении автотранспортного средства соответствуют основным характеристикам автоматизированных станций измерения согласно приложению 1 к настоящим Правилам.";
подпункт 6) пункта 8 изложить в следующей редакции:
"6) передача данных в ИТС и в ИАС ТБД Ситуационного центра Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта Республики Казахстан (далее – Ситуационный центр);";
пункты 14 и 15 изложить в следующей редакции:
"14. Национальный оператор и местные исполнительные органы обеспечивают:
1) наружное освещение территории, на которой расположены автоматизированные станций измерения, а также места стоянок для размещения автотранспортных средств;
2) установку оборудования, обеспечивающее визуальное информирование водителя автотранспортного средства о результатах измерения весогабаритных параметров автотранспортных средств (вид, марка, государственный регистрационный знак автотранспортного средства, весовые и габаритные параметры, осевые нагрузки и скорость движения автотранспортных средств, также информация о превышении весогабаритных параметров);
3) табло переменной информации соответствующий параметрам табло переменной информации согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
4) установку дорожных знаков в зоне действия автоматизированных станций измерения, въезде и выезде в зону действия автоматизированных станций измерения, а также светофоров для регулирования действий водителей автотранспортных средств;
5) установку специальных технических средств работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и видеозаписи с распознаванием марки, государственного регистрационного знака автотранспортного средства, фронтального изображения, общего вида (вид спереди, вид сбоку и сзади) автотранспортного средства в момент проезда через автоматизированные станции измерения, а также фиксация фактов объезда автоматизированных станции измерения либо сокрытия государственного регистрационного знака;
6) бетонированное дорожное покрытие по выделенной полосе протяженностью не менее 100 метров до места установки весового оборудования, обеспечивающий жесткость дорожного покрытия;
7) в зоне действия автоматизированных станции измерения обеспечивают специальные полосы для грузовых автотранспортных средств, имеющих технически допустимую максимальную массу более двенадцати тонн.
15. Ведение реестра автоматизированных станции измерения (далее – реестр) осуществляется Комитетом автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта Республики Казахстан.
Национальным оператором и местными исполнительными органами информация о месте расположения автоматизированных станций измерения для включения в реестр предоставляется по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.";
дополнить приложениями 1 и 2 согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу;
приложение изложить в следующей редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу.
2. Комитету автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр транспорта Республики Казахстан |
М. Карабаев |
"СОГЛАСОВАН"
Бюро национальной статистики
Агентства по стратегическому
планированию и реформам
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу Министра транспорта Республики Казахстан от 27 мая 2025 года № 168 |
|
Приложение 1 к Правилам организации работы автоматизированных станций измерения |
Основные характеристики автоматизированных станций измерения
1. АСИ включает в себя комплекс сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов и оборудования, аппаратно-программного комплекса позволяющих производить измерение в движении, обработку и передачу следующих параметров автотранспортных средств:
1) общая масса;
2) нагрузка на одиночную ось;
3) нагрузка на группу осей, расположенных на одной подвеске;
4) нагрузка на каждую ось в группе осей;
5) расстояния между осями;
6) количество осей;
7) габаритные параметры на дорогах республиканского значения;
8) класс (тип) автотранспортного средства;
9) распознавание ГРНЗ;
10) скорость движения.
2. Оборудование и программное обеспечение АСИ не препятствует и/или не создает помех участникам дорожного движения, в том числе не влияет на скорость движения автотранспортного потока в рамках установленной скорости.
3. Измерение массы и осевых нагрузок автотранспортных средств осуществляется с помощью следующих специальных сенсоров взвешивания, вмонтированных в дорогу:
1) сенсоры взвешивания с высокоточными и надежными устройствами, способными обеспечивать точные измерения массы и осевых нагрузок транспортных средств;
2) сенсоры, установленные в дорожное покрытие на определенном участке дороги. Они размещаются таким образом, чтобы каждый колесный обод автотранспорта проходил над ними для обеспечения точного измерения;
3) сенсоры оборудуются специальными датчиками, которые регистрируют весовые и осевые нагрузки, а также скорость и габариты транспортного средства при проезде по республиканским дорогам;
4) сенсоры устойчивые к воздействию окружающей среды и обеспечивающие безопасность дорожного движения. Они не создают препятствия для проезда транспортных средств и защищены от повреждений.
4. В целях недопущения фактов умышленного искажения результатов измерения, весовое оборудование и его программное обеспечение имеют следующие функции определения некорректного проезда автотранспортных средств:
1) мониторинг и анализ скорости проезда транспортного средства с учетом установленных ограничений для соответствующего типа транспортного средства;
2) определение несоответствия габаритов транспортного средства допустимым нормам для данного участка дороги, включая выявление нарушений по высоте, ширине и длине транспортного средства при проезде по республиканским дорогам;
3) регистрация всех проездов и соответствующих данных, таких как дата, время, тип транспортного средства и его габариты.
5. АСИ устанавливается на дорожные участки с повышенным уровнем транспортного движения в соответствии с анализом транспортной нагрузки, особенно на участках с интенсивным грузовым транспортом, исключая возможность их объезда, а также выезда транспортных средств за пределы покрытия проезжей части на обочину.
6. Измерение фактических габаритных параметров автотранспортных средств при проезде по республиканским дорогам проводится с помощью лазерных систем измерения для повышенной точности, с учетом фиксации двух крайних точек по его длине, ширине и высоте от поверхности дорожного покрытия или иной площадки, обеспечивающей равномерное расположение всех его осей.
7. Распознавание ГРНЗ осуществляется автоматически на основе фотографии автомобиля и/или видеопотока, полученной с видеокамеры в момент пересечения зоны измерений автотранспортного средства.
8. АСИ на основе данных сенсоров взвешивания и оборудования фото-, видеофиксации автоматически фиксирует следующие нарушения правил дорожного движения:
1) превышение допустимых весовых и габаритных параметров автотранспортных средств при проезде по республиканским дорогам;
2) превышение установленной скорости движения автотранспортных средств;
3) нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;
4) определение некорректного проезда автотранспортных средств через автоматизированную станцию измерения (к некорректному проезду относится резкий разгон и торможение, виляние, выезд за линии дорожной разметки и/или границ расположения весового оборудования, движение в противоположенном направлении, несоблюдение интервала с передним движущимся транспортным средством).
9. Информация о проезде автотранспортных средств, в том числе имеющих превышения весовых и габаритных параметров над допустимыми, зафиксированных АСИ, передается в ИС уполномоченного органа в сфере автомобильного транспорта по доступным цифровым каналам связи в соответствии с требованиями законодательства в сфере информатизации и информационной безопасности.
10. Сохранность информации во время эксплуатации АСИ обеспечивается при следующих аварийных ситуациях:
1) провалы напряжения – кратковременные понижения при резком увеличении нагрузки в электрической сети из-за включения мощных потребителей;
2) высоковольтные импульсы – кратковременные значительные увеличения напряжения, возникающие из-за близкого грозового разряда или включения напряжения на подстанции после аварии;
3) полное отключение электроэнергии – полное отключение электроэнергии вследствие аварий, сильных перегрузок на электростанции;
4) завышенное напряжение – кратковременное увеличение напряжения в сети, вызываемое отключением мощных потребителей;
5) нестабильность частоты – возникающая, как правило, из-за различных перегрузок в энергосистемах;
6) нарушение или выход из строя каналов связи;
7) полный или частичный отказ АСИ, включая сбои и отказы накопителей на жестких магнитных дисках;
8) сбой в работе программного обеспечения.
11. Полученные данные обрабатываются локально специализированным программным обеспечением для вычисления измеряемых параметров транспортного средства.
12. Весовое оборудование АСИ соответствует основным требованиям к характеристикам весового оборудования, указанным в Таблице 1.
Таблица 1. Основные требования к характеристикам весового оборудования
№ | Наименование характеристики | Описание |
1 | Способ установки на месте эксплуатации | стационарно |
2 | Вид грузоприемного устройства |
встраиваемый в полотно |
3 | Вид отсчетного устройства | дискретное |
4 | Установка грузоприемного устройства | приямок, на уровне проезжей части не менее в 3 ряда |
5 | Количество взвешиваний за сутки | не ограничено |
6 | Режим эксплуатации | интенсивный |
7 | Диапазон измерений общей массы автотранспортного средства |
от не менее 400 кг |
8 | Возможность фиксации двускатности колес | да |
9 | Минимальная нагрузка на ось автотранспортного средства |
от не менее 1000 кг |
10 | Дискретность (d) | 10 кг |
11 | Пределы допускаемой погрешности при измерении общей массы автотранспортного средства при эксплуатации и после ремонта | ± 7 % |
12 | Пределы допускаемой погрешности при измерении нагрузки на одиночную ось, при эксплуатации и после ремонта | ± 7 % |
13 | Пределы допускаемой погрешности при измерении нагрузки на группу осей, при эксплуатации и после ремонта | ± 7 % |
14 | Максимальное время определения ГРНЗ | не более 10 с |
15 | Рабочий диапазон температур | от -50°C до +60 ºС |
16 | Рабочий диапазон влажности | 30 – 100 % |
17 | Измерение межосевых расстояний автотранспортного средства с погрешностью | +/- 50 мм |
18 |
Параметры электрического питания от сети переменного тока: |
от 187 В до 242 В |
19 |
Степень защиты: |
не менее IP68 |
20 | Количество весоизмерительных датчиков на полосу | Не менее 6 |
21 | Количество независимых каналов у весоизмерительного контроллера | 8 |
22 | Защита от не санкционированных изменений, искажений, удалений данных | да |
23 | Камеры распознавания ГРНЗ | Со встроенным в камеру ПО распознавания ГРНЗ |
24 | Обзорная камера общего вида | Не менее 4 Мп |
13. Функциональные возможности программного обеспечения АСИ обеспечивают:
1) измерение параметров АТС в движении, без ограничения установленных правил дорожного движения на участке измерений.
2) хранение полученной информации в локальной базе данных;
3) передачу и интеграцию данных в смежные системы;
4) автоматизированную диагностику оборудования системы с последующим информированием пользователя о состояние системы;
5) возможность вывода информации на планшет инспектора;
6) соответствие требованиям законодательства в сфере информационной безопасности;
7) уровень защиты на аппаратном уровне;
8) предоставление выходных данных (минимальный перечень):
полная масса автотранспортного средства;
информация об осях (нагрузка на колеса и оси, межосевое расстояние, количество осей, колесо с одинарной или двойной шиной, признак смежности осей);
скорость и габариты автомобиля при проезде по республиканским дорогам;
направление движения;
дисбаланс (разница слева/справа в %);
время между транспортными средствами (плотность движения);
некорректный проезд и уклонение от взвешивания;
классификация автотранспортных средств.
9) возможность передачи информации в ИАС ТБД для дальнейшей интеграции с ПЦ "ЕРАП" для составления электронного предписания о необходимости уплаты штрафа по административному правонарушению.
14. Весовое оборудование АСИ соответствует следующим требованиям:
1) стойкость к внешним воздействиям:
по устойчивости к воздействию климатических факторов внешней среды весы соответствуют исполнению УХЛ категории 4.2 ГОСТ 15150;
по защищенности от воздействий окружающей среды весы соответствуют стандарту ГОСТ 12997.
2) показатель надежности (за критерий отказа весов принимаются нарушения их функционирования и/или несоответствие нормируемым значениям метрологических характеристик):
средний срок службы весов - не менее 5 лет;
вероятность безотказной работы за 2000 часов – 0,99 %.
3) безопасность:
общие требования безопасности к конструкции весов соответствуют стандарту ГОСТ 12.2.003;
общие требования безопасности к электрооборудованию весов соответствуют стандарту ГОСТ 12.2.007.0;
требования к защитному заземлению весов соответствуют стандарту ГОСТ 12.1.030;
при нормальных условиях по ГОСТ 12997 электрическое сопротивление изоляции между любыми силовыми электрическими цепями и корпусом при температуре окружающего воздуха от минус 45 °С до 70 °С и относительной влажности от 30 % до 80 % соответствуют не менее 20 Мом;
электрическая изоляция между силовыми цепями и корпусом при температуре окружающего воздуха от минус 45 °С до 70 °С и относительной влажности от 30 % до 80 % выдерживает в течение одной минуты без пробоя и поверхностного перекрытия напряжение переменного тока 1500 В.
15. АСИ имеет возможность идентификации ГРНЗ с точностью не менее 95 %.
16. АСИ измеряет весогабаритные параметры вне зависимости от скорости проезда АТС.
17. При определении некорректного проезда АТС используется алгоритм обработки изображений и компьютерного зрения, позволяющий определять перемещение автотранспортного средства в кадре и вычислять его траекторию движения на основе последовательных кадров.
18. АСИ до введения в промышленную эксплуатацию имеет сертификаты с положительными результатами о метрологической поверке автоматических систем измерения динамических и статических параметров транспортного средства выполненные поверочной лабораторией, аккредитованной в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений в соответствии требованиями стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" для дальнейшей возможности формирования предписаний уполномоченными органами по административным правонарушениям.
19. На республиканских дорогах при проезде через автоматизированную станцию измерения требуется соблюдение интервала движения с впереди движущимся транспортным средством не менее 30 метров.
Расшифровка аббревиатур:
АСИ – автоматизированная станция измерения;
ГРНЗ – государственный регистрационный номерной знак;
ИС – информационная система;
кг – килограмм;
ºС – градус Цельсия;
% – процент;
В – вольт;
Гц – герц;
Вт – ватт;
с – секунды;
мм – миллиметры;
ПО – программное обеспечение;
Мп – мегапиксель;
АТС – автотранспортное средство;
ИАС ТБД – Информационно-аналитическая система транспортной базы данных и мониторинга динамики безопасности перевозок;
ПЦ "ЕРАП" – Процессинговый центр "Единого реестра административных правонарушений;
УХЛ – умеренный и холодный климат;
Мом – мегаом.
Приложение 2 к приказу | |
Приложение 2 к Правилам организации работы автоматизированных станций измерения |
Параметры табло переменной информации
№ | Наименование параметра | Описание |
1 | Размер | Не менее 960х1920 миллиметров |
2 | Размер шрифта | Не менее P10 |
3 | Степень защиты | IP65 |
4 | Рабочий диапазон температур | от -50 °C до +60 °C |
5 | Измеряемые параметры |
Вид |
6 | Совместимость | Возможность интеграции с системами государственных органов |
7 | Точность измерений | Высокая точность |
8 | Место установки информационного табло | 120 метров после автоматизированной станции измерения в направлении движения |
Приложение 3 к приказу | |
Приложение 3 к Правилам организации работы автоматизированных станций измерения |
|
Форма |
Информация о месте расположения автоматизированных станций измерения для включения в реестр
Представляется: в уполномоченный орган.
Административные данные размещены на интернет – ресурсе: www.gov.kz.
Наименование административных данных: Информация о месте расположения автоматизированных станций измерения для включения в реестр
Индекс формы административных данных: 1-ИМРАСИ.
Периодичность: ежегодная.
Отчетный период: 20__год.
Круг лиц, представляющих информацию: Национальный оператор и местные исполнительные органы.
Срок представления формы административных данных: ежегодно, в срок не позднее 10 (десять) числа месяца, следующего за отчетным периодом.
ИИН/БИН | |
Метод сбора: в электронном виде.
№ | Наименование оператора автоматизированной станции измерения | Адрес, контактные телефоны, адрес электронной почты оператора автоматизированной станции измерения | Местонахождение автоматизированной станции измерения | Режим работы автоматизированной станции измерения | Тип автоматизированной станции измерения | Количество автоматизированной станции измерения, единиц | Изменения и дополнения, вносимые в реестр автоматизированной станции измерения | Исключения из реестра автоматизированной станции измерения | Примечание |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
… |
Наименование оператора ___________________________________________
Адрес оператора___________________________________________________
Телефоны оператора _______________________________________________
Адрес электронной почты оператора _________________________________
Исполнитель ______________________________ подпись, телефон _______
фамилия, имя и отчество (при его наличии)
Руководитель или лицо, исполняющее его обязанности
_______________________________________________ подпись __________
фамилия, имя и отчество (при его наличии)
Место для печати
(за исключением лиц, являющихся субъектами частного предпринимательства)
Приложение к форме |
Пояснение по заполнению формы административных данных
"Информация о месте расположения автоматизированных станций измерения для включения в реестр"
(Индекс: 1-ИМРАСИ, периодичность:
ежегодно, в срок не позднее 10 (десять) числа месяца, следующего за отчетным периодом)
В форме административных данных "Информация о месте расположения автоматизированных станций измерения для включения в реестр" включаются следующие данные:
в графе 1 указывается номер по порядку, при этом последующая информация не прерывает нумерацию по порядку;
в графе 2 наименование оператора автоматизированной станции измерения;
в графе 3 указывается адрес (индекс, (область, район, город, поселок, село - согласно Классификатору административно-территориальных объектов (КАТО)), улица, дом), контактные телефоны, адрес электронной почты оператора автоматизированной станции измерения;
в графе 4 указывается местонахождение автоматизированной станции измерения;
в графе 5 указывается режим работы автоматизированной станции измерения;
в графе 6 указывается тип автоматизированной станции измерения;
в графе 7 указывается количество автоматизированной станции измерения, единиц;
в графе 8 указывается изменения и дополнения, вносимые в реестр автоматизированной станции измерения;
в графе 9 указывается исключения из реестра автоматизированной станции измерения;
в графе 10 указывается примечание.