Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 января 2001 года № 164 "Об утверждении Правил подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан" следующие изменения:
в заголовок вносится изменение в текст на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О связи" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
в пункт 1 вносится изменение в текст на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
|
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
| Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2025 года № 988 |
|
| Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 2001 года № 164 |
Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О связи", определяют порядок подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан, являющихся пользователями.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) система телекоммуникаций (связи) территориальной обороны Республики Казахстан – комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на использование ресурсов сетей телекоммуникаций, действующих в пределах административно-территориальной единицы, для обеспечения управления войсками территориальной обороны Республики Казахстан в период чрезвычайного или военного положения;
2) неотложные меры по замене каналов связи или их восстановлению в случае повреждения – комплекс мероприятий, направленных на возобновление оказания услуг связи, включающий использование резервных каналов, линий, средств связи, запасного имущества и принадлежностей, проведение сверхурочных работ, работ в ночное время, отзыв работников из отпусков и командировок, привлечение сторонних организаций и специальных формирований;
3) предоставление услуг связи в приоритетном порядке – оказание услуг связи вне очереди и без согласования со всеми заинтересованными физическими и юридическими лицами, имеющими право на получение услуг связи в порядке очередности или по условиям ранее заключенных договоров;
4) ресурсы единой сети телекоммуникаций – технические и административные возможности предоставления услуг связи владельцами сетей телекоммуникаций общего пользования, специального назначения, ведомственных, выделенных, корпоративных сетей передачи информации, сетей телевизионного и радиовещания;
5) особо важные работы и мероприятия – работы и мероприятия, связанные с перемещениями глав государств и правительств по территории Республики Казахстан;
6) подготовка и использование сетей телекоммуникаций – комплекс мер, направленных на создание условий, обеспечивающих оказание услуг связи посредством сетей телекоммуникаций, и их непосредственное оказание для удовлетворения нужд пользователей.
Глава 2. Порядок подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан
Параграф 1. Подготовка и использование сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для повседневных нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан
3. Для обеспечения функционирования сетей пользователей используются сети телекоммуникаций общего пользования, а также другие сети телекоммуникаций. Предоставление услуг связи пользователям осуществляется на договорной основе.
4. Договор на предоставление услуг связи заключается на основе технической спецификации. В указанном договоре, кроме технических и качественных характеристик, предусматриваются:
1) обеспечение резервирования каналов, линий и средств связи;
2) требования к среде распространения электрических сигналов;
3) меры по обеспечению безопасности информации;
4) оказание услуг временной аренды каналов, линий, средств связи, изменения их рабочих параметров и оплаты;
5) принятие неотложных мер по замене каналов связи или их восстановлению в случае повреждения;
6) приостановление оказания услуг связи для проведения технического обслуживания.
5. Отсутствие своевременной оплаты, а также завершение срока действия договора не являются основаниями для приостановления или прекращения предоставления услуг связи пользователям. Оплата оказанных услуг связи по окончании срока действия договора производится на основании дополнительного соглашения за фактически оказанную услугу связи.
При возникновении обстоятельств, когда продлить договор, провести или принять платеж становится невозможным по объективным причинам, данная сторона направляет другой стороне гарантийное письмо, где оговаривает риски и тарифы.
6. Порядок построения, управления, использования, распределения нумерации, организационно-технического обеспечения функционирования, информационной безопасности, пропуска трафика, условий взаимодействия и принятия в эксплуатацию (снятия с эксплуатации) сетей телекоммуникаций специального назначения определяют руководители пользователей, для обеспечения нужд которых предназначены данные сети.
7. Подключение сетей телекоммуникаций специального назначения к сетям операторов связи и (или) владельцев сетей связи осуществляется силами и средствами заказчика, если иное не оговорено условиями договора.
8. Предоставление каналов связи в почасовую, временную и временно-периодическую аренду без предварительного заключения договоров осуществляется операторами связи и (или) владельцами сетей связи по мере поступления заявок от пользователей с приоритетом перед другими потребителями.
9. Увеличение объемов предоставления услуг связи пользователям в целях проведения ведомственных мероприятий (учения, тренировки) обеспечивается по заявлениям на условиях действующих договоров. В районах, где отсутствует инфраструктура, операторами связи применяются мобильные комплексы связи, информирования и оповещения.
10. Владельцы сетей связи специального назначения для решения вопросов в сфере телекоммуникаций, входящих в совместную компетенцию, принимают решения, подписанные руководителями.
11. Подразделения операторов связи и (или) владельцы сетей связи взаимодействуют с соответствующими подразделениями пользователей в соответствии с настоящими Правилами.
12. Использование сетей телекоммуникаций общего пользования и ресурсов сетей телекоммуникаций специального назначения иностранных государств для нужд пользователей осуществляется на основе международных договоров.
13. Объем услуг, оказываемых операторами связи пользователям для повседневных нужд, сохраняется за ними при обеспечении режимов чрезвычайных ситуаций, антитеррористической операции, чрезвычайного и военного положений, мобилизации, военного времени.
14. Особенности выделения линий, каналов, средств связи для подразделений президентской связи Службы государственной охраны Республики Казахстан, обеспечивающих Президента Республики Казахстан и других должностных лиц защищенной связью в период проведения особо важных работ и мероприятий, определяются отдельными совместными соглашениями между операторами связи и Службой государственной охраны Республики Казахстан.
Параграф 2. Подготовка и использование сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
15. Подготовка сетей телекоммуникаций общего пользования к использованию при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заключается в выполнении требований законодательства Республики Казахстан о гражданской защите в отношении организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне и критически важным объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры.
16. Создание систем оповещения гражданской защиты республиканского и территориальных уровней, а также техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования, организация и содержание каналов связи систем оповещения осуществляются за счет бюджетных средств уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и местными исполнительными органами. В качестве каналов связи систем оповещения используются ресурсы ведомственной сети телекоммуникаций, сети телекоммуникаций общего пользования, специального назначения, корпоративных, выделенных, телевизионных и радиовещательных сетей передачи информации.
17. Операторы связи предоставляют услуги связи в интересах уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты на договорной основе. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера уполномоченный орган в сфере гражданской защиты, территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты пользуются приоритетным правом получения услуг связи перед другими пользователями.
18. Предоставление ресурсов сетей телекоммуникаций специального назначения, ведомственных, выделенных, корпоративных, телевизионных и радиовещательных сетей передачи информации осуществляется на основе совместных решений между первыми руководителями пользователей.
В период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ресурсы сетей телекоммуникаций специального назначения, ведомственных, выделенных и корпоративных сетей телекоммуникаций предоставляются для нужд уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты по заявлению.
19. Создание, эксплуатация, техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования систем оповещения объектового уровня, а также организация и содержание необходимых для их бесперебойного функционирования каналов связи, в том числе до управляющего оборудования системы оповещения гражданской защиты территориального уровня, осуществляются за счет собственных средств организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты и объекты с массовым пребыванием людей.
20. Операторы связи на безвозмездной основе обеспечивают взаимодействие с единой дежурно-диспетчерской службой "112" в соответствии с Правилами использования сетей операторов связи в целях предоставления единой дежурно-диспетчерской службе "112" услуги по определению местоположения звонящего абонента и рассылке коротких текстовых сообщений на телефоны сотовой связи населения при угрозе или возникновении и снятии угрозы чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения, в интересах обороны, безопасности и правопорядка, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1274 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12802).
21. Владельцам сетей телекоммуникаций и информационных систем запрещается ограничивать доступ абонентам к номерам единой дежурно-диспетчерской службы, противопожарной службы, правоохранительных органов, неотложной скорой медицинской помощи, аварийно-спасательной и других служб, государственным электронным информационным ресурсам, содержащим сведения, необходимые для жизнедеятельности и обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов, о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, погодных, санитарно-эпидемиологических и иных условиях.
22. Владельцы сетей телекоммуникаций общего пользования, телерадиовещания, объектов информатизации по заявлению уполномоченного органа в сфере гражданской защиты подключают каналы управления систем оповещения республиканского и территориального уровней к действующим системам циркулярного вызова, передачи видео- и радиосигналов, текстовых и электронных сообщений.
23. Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с подразделениями органов гражданской защиты, а также других ведомств, привлеченных к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возлагается на уполномоченный орган в сфере гражданской защиты. Для этих целей уполномоченным органом в сфере гражданской защиты разрабатывается план связи. Выписки из плана связи доводятся до заинтересованных органов обороны.
24. Операторы связи и (или) владельцы сетей связи при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по заявлению, без оформления договора выделяют для штаба в пункте временной дислокации и сил, участвующих в ликвидации последствий каналы, линии и средства связи с последующей компенсацией затрат в соответствии с Правилами возмещения расходов, понесенных операторами связи при использовании их сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года № 115 (далее – Правила возмещения расходов).
25. Централизованное управление ресурсами единой сети телекоммуникаций, за исключением сетей телекоммуникаций специального назначения, при объявлении или введении чрезвычайных положений в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера осуществляется уполномоченным органом в области связи во взаимодействии с пользователями.
26. Для спасения людей при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ, а также в случае крайней необходимости спасателям профессиональных, добровольных аварийно-спасательных служб и формирований разрешается использовать средства связи организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение об использовании и сроках возврата спасателями средств связи организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принимается руководителем ликвидации комиссии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
27. При проведении учений и тренировок объемы оказываемых услуг операторами связи органам гражданской защиты обеспечиваются заявлениями на условиях действующих договоров. В районах, где отсутствует развитая инфраструктура связи, операторы связи (при необходимости) предоставляют в распоряжение органов гражданской защиты мобильные комплексы связи, информирования и оповещения.
Параграф 3. Подготовка и использование сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан в период действия режима антитеррористической операции, чрезвычайной ситуации социального характера, чрезвычайного положения
28. Подготовка сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд пользователей, при введении режимов антитеррористической операции, чрезвычайной ситуации социального характера, чрезвычайного положения осуществляется с учетом обеспечения операторами связи и (или) владельцами сетей связи, осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан, за счет собственных или привлеченных средств функций своего телекоммуникационного оборудования для технического проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий в соответствии с Правилами обеспечения операторами связи и (или) владельцами сетей связи, осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан, за счет собственных или привлеченных средств функций своего телекоммуникационного оборудования для технического проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и требованиями к сетям и средствам связи, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 19 сентября 2024 года № 128/қе (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 35121).
29. Ведомственные сегменты сети телекоммуникаций специального назначения для проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий, включающие в себя рабочие места, телекоммуникационное оборудование, каналы и линии связи, подключаются органами, осуществляющими оперативно-розыскные, контрразведывательные мероприятия, к сети телекоммуникаций специального назначения для проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий органов национальной безопасности через точки подключения.
Точки подключения определяются органами национальной безопасности.
30. Централизованное управление сетями телекоммуникаций общего пользования уполномоченным органом в области связи производится во взаимодействии с оперативным штабом. Представитель государственного органа назначается комендантом местности в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан "О чрезвычайном положении".
31. По решению руководителя оперативного штаба или коменданта местности операторы связи приостанавливают оказание услуг связи физическим и (или) юридическим лицам и (или) ограничивают использование сети и средств связи, за исключением президентской и правительственной связи, а также сетей и средств связи экстренных служб.
32. Владельцы объектов телерадиовещания, глобальных и ведомственных информационных сетей государственных органов по решению коменданта местности, где введено чрезвычайное положение, оповещают население соответствующей местности о необходимости выполнения введенных мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения.
33. Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности жизни людей на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка, особо важных работ и мероприятий, сообщениям о чрезвычайных ситуациях, предоставлять услуги связи в приоритетном порядке и принимать неотложные меры к восстановлению связи в интересах государственных органов, привлекаемых к обеспечению режима чрезвычайного положения.
34. Аппарат комендатуры местности, где введено чрезвычайное положение, организует взаимодействие между пользователями, участвующими в ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, и (или) их последствий. Для этих целей разрабатывается план связи, а руководство обеспечивается однотипными средствами связи.
Параграф 4. Подготовка и использование сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан в период мобилизации, военного положения и военного времени
35. В мирное время пользователями осуществляется бронирование каналов и средств связи на военное время в порядке, установленном уполномоченным органом в области связи.
36. Оператор междугородной и международной связи сети телекоммуникаций общего пользования на основании полученных заявок разрабатывает перечни (трассы) каналов связи, предоставляемых в период мобилизации, военного положения и военного времени, с учетом возможности взаимоувязанной сети телекоммуникаций и доводит их своим филиалам, другим операторам связи.
Пользователи заключают договоры на аренду каналов со всеми операторами связи и владельцами ведомственных сетей, чьи средства связи используются в составных каналах.
37. Подготовка ресурсов единой сети телекоммуникаций Республики Казахстан к использованию в период мобилизации, военного положения и военного времени проводится на основе плана оперативного оборудования территории Республики Казахстан, а также мобилизационных планов, разрабатываемых:
1) уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки;
2) государственными органами;
3) акиматами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения;
4) операторами связи и организациями, получившими мобилизационные заказы.
38. Для реализации плана оперативного оборудования территории Республики Казахстан и мобилизационного плана уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки по согласованию с государственными органами разрабатывается план производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Работы по выполнению работ и оказанию услуг связи возлагаются мобилизационными заказами на операторов, участвующих в составлении каналов, а также организации, осуществляющие техническое обслуживание и (или) ремонт линий связи.
39. В договорах на выполнение работ и оказание услуг связи в интересах обороны также предусматриваются следующие вопросы:
1) условие для начала выполнения работ (оказания услуг связи);
2) очередность (этапы) предоставления услуг связи;
3) создание специальных формирований и их содержание;
4) формирование мобилизационных резервов, их неприкосновенность, модернизация и техническое обслуживание;
5) режимы работы организаций, а также порядок внесения изменений и дополнений в договор оказания услуг связи при объявлении мобилизации, военного положения и военного времени;
6) порядок взаимодействия центров управления сетями связи;
7) взаимные обязательства по оплате и качеству оказания услуг связи;
8) компенсация убытков исполнителю вследствие оказания услуг связи.
40. В целях выбора поставщика услуг мобилизационного заказа операторы связи, а также организации, осуществляющие техническое обслуживание и (или) ремонт линий связи, по запросам пользователей представляют информацию о производственных, финансовых и складских возможностях.
41. Функционирование операторов междугородной и международной связи, предоставляющих дополнительные каналы в период мобилизации, военного положения и военного времени, операторов связи, организаций, осуществляющих техническое обслуживание и (или) ремонт линий связи, имеющих мобилизационные заказы, в период мобилизации, военного положения и военного времени обеспечивается бронированием специалистов в соответствии с Правилами воинского учета военнообязанных и призывников, утвержденными приказом Министра обороны Республики Казахстан от 24 января 2017 года № 28 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14881).
42. Для повышения устойчивости функционирования операторов междугородной и международной связи, предоставляющих дополнительные каналы на военное время, операторов связи и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и (или) ремонт линий связи, имеющих мобилизационные заказы, акиматами областей, городов республиканского значения, столицы создаются специальные формирования. Затраты на содержание специальных формирований восполняются из соответствующего бюджета, а оснащение производится из материального резерва. Специальные формирования создаются государственными органами для поддержания работоспособности и наращивания сетей связи специального назначения в период мобилизации, военного положения и военного времени.
43. На основе ресурсов единой сети телекоммуникаций акиматами областей, городов республиканского значения, столицы на период чрезвычайного или военного положения создается система связи территориальной обороны Республики Казахстан.
В ходе развертывания системы связи, подразделений территориальной обороны Республики Казахстан предусматриваются:
1) обеспечение устойчивой связи с вышестоящим органом военного управления и подразделениями территориальной обороны Республики Казахстан;
2) проведение ремонтно-восстановительных работ силами специальных формирований;
3) создание резервов имущества связи;
4) выполнение мероприятий безопасности связи;
5) создание централизованной системы управления сетями телекоммуникаций;
6) обеспечение выполнения задач информационного противоборства на сетях телекоммуникаций.
44. В мирное время уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки проводятся военно-экономические и командно-штабные учения с привлечением операторов междугородной и международной связи, а также операторов связи, имеющих мобилизационные заказы. Оказание услуг связи для этих целей производится за отдельную плату по действующим тарифам за счет средств, выделяемых из бюджета.
45. При объявлении мобилизации, введении военного положения и в период военного времени операторы междугородной и международной связи осуществляют подачу дополнительных каналов связи, операторы связи, владельцы сетей связи и организации, имеющие мобилизационные заказы, приступают к выполнению мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами.
46. Убытки операторов связи и (или) владельцев сетей связи, исполняющих мобилизационные заказы по предоставлению услуг связи, понесенные в результате боевых действий, компенсируются в соответствии с Правилами возмещения расходов.
47. При объявлении мобилизации, военного положения, военного времени уполномоченный орган в области связи совместно приступает к выполнению мобилизационного задания в составе органа военного управления и подразделений территориальной обороны Республики Казахстан.
Уполномоченный орган в области связи при объявлении мобилизации, военного положения, военного времени на всей территории Республики Казахстан обеспечивает исполнение мобилизационных планов, заданий и решений органов обороны в пределах компетенции.
48. Оказание услуг связи операторами связи для нужд пользователей, не предусмотренных договорами, производится на основании заявления по распоряжениям органов обороны на условиях временной аренды с последующей компенсацией затрат по действующим тарифам.
Указания операторов связи, исполняющих мобилизационные заказы, выполняются другими операторами незамедлительно.
49. Необходимые для нужд обороны средства связи хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи, подлежат реквизиции в соответствии со статьей 48 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе".
50. Объекты сетей телекоммуникаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне в период мобилизации, военного положения и военного времени, подлежат охране Вооруженными Силами Республики Казахстан согласно планам территориальной обороны областей, городов республиканского значения и столицы.
_______________________________________