В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 35 Закона Республики Казахстан "О правовых актах", пунктом 2, подпунктами 5) и 6) пункта 19 Положения об Агентстве Республики Казахстан по атомной энергии, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 28 апреля 2025 года № 861, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о республиканском государственном учреждении "Комитет атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
2. Комитету атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии (далее – Комитет) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его копии в электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Агентства Республики Казахстан по атомной энергии и Комитета после его официального опубликования;
3) принятие иных мер, вытекающих из настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя председателя Агентства Республики Казахстан по атомной энергии.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства Республики Казахстан по атомной энергии |
А. Саткалиев |
Утверждено приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по атомной энергии от 9 июня 2025 года № 05-н/қ |
ПОЛОЖЕНИЕ о республиканском государственном учреждении "Комитет атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии"
Глава 1. Общие положения
1. Республиканское государственное учреждение "Комитет атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии" (далее – Комитет) является ведомством Агентства Республики Казахстан по атомной энергии (далее – Агентство), осуществляющим руководство в области использования атомной энергии.
2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента и Аппарата Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об Агентстве и настоящим Положением.
3. Комитет самостоятельно принимает решения по вопросам ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Казахстан, нормами международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан, в том числе в рамках соглашений с Международным агентством по атомной энергии.
4. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме республиканского государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском и русском языках, бланки установленного образца в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
6. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если он уполномочен на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения, оформляемые приказами руководителя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
8. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
9. Местонахождение юридического лица: Республика Казахстан, 010000, город Астана, район Нұра, проспект Кабанбай батыра, 19.
10. Полное наименование государственного органа – на государственном языке – "Қазақстан Республикасы Атом энергиясы жөніндегі агенттігінің Атомдық қадағалау мен бақылау комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесі;
на русском языке – Республиканское государственное учреждение "Комитет атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
11. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.
12. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
13. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Комитета.
Если Комитету законодательными актами Республики Казахстан предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные доходы направляются в государственный бюджет, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Задачи и полномочия Комитета
14. Задачи:
1) реализация государственной политики в области использования атомной энергии;
2) осуществление иных задач, возложенных на Комитет, в пределах своей компетенции.
15. Полномочия:
1) права:
создавать консультативно-совещательные органы (рабочие группы, комиссии, советы) в пределах своей компетенции;
запрашивать и получать от государственных органов, должностных лиц иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления функций, возложенных на Комитет, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов;
вносить предложения в центральные и местные исполнительные органы об отмене или изменении принятых ими актов;
привлекать к работе специалистов государственных органов и иных организаций, а также иностранных и местных экспертов и специалистов при осуществлении возложенных на Комитет функций;
вносить предложения по заключению международных договоров (соглашений), проводить переговоры с соответствующими ведомствами зарубежных стран, международными организациями и иностранными юридическими лицами, заключать договоры (соглашения);
вести ведомственный учет количества проверок проверяемых субъектов, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых к ним мер административного воздействия;
заключать меморандумы (соглашения) с руководителями центральных и местных исполнительных органов, а также юридических лиц;
разрабатывать и согласовывать правовые акты по вопросам, касающимся деятельности Комитета и его территориальных органов;
пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными подзаконными актами Республики Казахстан;
2) обязанности:
не разглашать информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую Законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;
принимать и рассматривать обращения физических и юридических лиц, петиции граждан Республики Казахстан в порядке и сроки, установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными подзаконными актами Республики Казахстан.
16. Функции:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в области использования атомной энергии в пределах своей компетенции;
2) осуществляет регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции в области использования атомной энергии и участвует в выполнении стратегических функций Агентства в пределах компетенции;
3) разрабатывает подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственных услуг;
4) осуществляет контроль и надзор за деятельностью физических и юридических лиц в пределах компетенции;
5) осуществляет международное сотрудничество в пределах своей компетенции;
6) осуществляет лицензирование и разрешительные процедуры в пределах своей компетенции;
7) осуществляет разрешительный контроль;
8) обеспечивает исполнение мер по результатам анализа, оценки и контроля обращений физических и юридических лиц;
9) подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
10) осуществляет государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии;
11) осуществляет контроль и надзор за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных материалов, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, участвует в организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности производственных объектов;
12) осуществляют контроль за соблюдением норм и правил радиационной безопасности, условий лицензий;
13) осуществляет государственный контроль и надзор в порядке, определенном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, за соблюдением требований технических регламентов в области использования атомной энергии в рамках установленной компетенции;
14) устанавливает требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
15) разрабатывает критерии оценки степени риска и проверочные листы в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
16) осуществляет государственный контроль в форме проверки и профилактического контроля в области использования атомной энергии в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
17) разрабатывает и утверждает правила проведения расследования в области использования атомной энергии;
18) разрабатывает перечень требований, нарушение которых влечет применение мер оперативного реагирования, а также в отношении конкретных нарушений требований конкретный вид меры оперативного реагирования с указанием срока действия данной меры (при необходимости);
19) применяет меры оперативного реагирования в отношении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
20) разрабатывает уровни изъятия для ядерных материалов, радиоактивных веществ и электрофизических установок, подлежащих лицензированию в сфере использования атомной энергии;
21) обеспечивает в пределах своей компетенции осуществление мероприятий гражданской защиты;
22) принимает оперативные меры по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях;
23) осуществляет контроль специфических товаров в области использования атомной энергии;
24) участвует в пределах компетенции в реализации государственной политики в сфере контроля специфических товаров;
25) осуществляет контроль специфических товаров в пределах компетенции, установленной Законом Республики Казахстан "О контроле специфических товаров" и законодательством Республики Казахстан;
26) ведет государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
27) обращается в суд и участвует при рассмотрении судом дел по нарушениям законодательства Республики Казахстан об использовании атомной энергии;
28) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения;
29) согласовывает выдачу лицензии уполномоченного государственного органа, осуществляющего государственное регулирование в области контроля специфических товаров, на экспорт и импорт ядерных и специальных неядерных материалов, оборудования, установок, технологий, источников ионизирующего излучения, оборудования и соответствующих товаров, и технологий двойного применения (назначения), работ, услуг, связанных с их производством;
30) утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан;
31) разрабатывает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
32) осуществляет анализ и сверку полученной информации о наличии, перемещении и местонахождении источников ионизирующего излучения и вносит ее в реестр источников ионизирующего излучения;
33) проводит аттестацию персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
34) проводит аккредитацию организаций, осуществляющих экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
35) ведет реестр аккредитованных организаций, осуществляющих экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
36) осуществляет рассмотрение проектов документов по стандартизации в пределах компетенции, а также подготовку предложений по разработке, внесению изменений, пересмотру и отмене национальных, межгосударственных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации для внесения в уполномоченный орган в сфере стандартизации;
37) рассматривает и согласовывает поправки к плану обеспечения ядерной физической безопасности;
38) рассматривает отчет эксплуатирующей организации о причинах события, его обстоятельствах и последствиях, а также о корректирующих мерах, предпринятых или которые будут предприняты и в случае события, связанного с попыткой или фактического несанкционированного доступа, несанкционированного изъятия или диверсии;
39) получает информацию от эксплуатирующей организации о состоянии обеспечения физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
40) согласовывает специальные условия транспортировки ядерных материалов;
41) согласовывает специальные условия транспортировки радиоактивных веществ и (или) радиоактивных отходов;
42) размещает на интернет-ресурсе Комитета реестр аккредитованных организаций, осуществляющих экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
43) предоставляет в Международное агентство по атомной энергии сведения, содержащиеся в базе данных о ядерных материалах и урановой продукции, в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан;
44) проводит сверку данных, предоставляемых физическими и юридическими лицами, о наличии, перемещении и местонахождении урановой продукции и ядерных материалов, в предварительных уведомлениях, уведомлениях и отчетах, с предыдущими данными;
45) проводит проверку информации, предоставляемой физическими и юридическими лицами в предварительных уведомлениях, уведомлениях и отчетах о наличии, перемещении и местонахождении урановой продукции и ядерных материалов, о регистрационных данных физического или юридического лица, наличии лицензии на соответствующий вид деятельности в области использования атомной энергии, наличии лицензии на экспорт или импорт;
46) разрабатывает и утверждает перечень тестовых вопросов для проведения аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
47) создает комиссию, проводящую аттестацию персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
48) согласовывает план локальной проектной угрозы, предоставляемый эксплуатирующей организацией;
49) осуществляет оценку радиационной безопасности;
50) анализирует и утверждает результаты оценки радиационной безопасности;
51) разрабатывает, согласовывает нормативные технические документы в сфере использования атомной энергии;
52) согласовывает установленную эксплуатирующей организацией категорию потенциальной радиационной опасности и безопасность радиационного объекта;
53) согласовывает перечень применимых инженерно-технических норм и правил для конструкций, систем и элементов ядерных установок, соответствующих требованиям технических регламентов или международным требованиям, или требованиям, утвержденным в стране их происхождения;
54) выдает заключение по результатам рассмотрения предварительного отчета по анализу безопасности;
55) разрабатывает состав и содержание отчета по анализу безопасности;
56) согласовывает технологический регламент эксплуатации ядерных установок;
57) осуществляет регистрацию, а также снимает с регистрации систем и элементов, влияющих на безопасность ядерных, радиационных и электрофизических установок, включая оборудования и трубопроводы, на которые распространяются требования технических регламентов;
58) согласовывает проектную эксплуатационную документацию ядерной установки, а также материалы, обосновывающие выбор площадок размещения ядерных установок;
59) согласовывает методики проведения экспериментов в процессе физического пуска ядерной установки;
60) согласовывает программу физического пуска ядерной установки;
61) согласовывает программы энергетического пуска, разработанные администрацией ядерной установки;
62) утверждает паспорт на ядерную установку установленной формы, подготовленный эксплуатирующей организацией;
63) согласовывает отступления от утвержденной проектной документации, изменение состава, конструкции и (или) характеристик и систем, влияющих на безопасность атомной станции, а также изменение пределов и условий эксплуатации, установленных проектом атомной станции, оформленные техническими решениями;
64) согласовывает конструкторскую документацию (и все изменения к ней) на оборудование и трубопроводы, подлежащие специальной приемке;
65) согласовывает формы паспортов и иных свидетельств на оборудование, установленные предприятием-изготовителем;
66) согласовывает проведение различного рода исследований и экспериментов, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации, на действующем оборудовании и трубопроводах;
67) согласовывает перенос утвержденных администрацией атомной станции сроков ремонта и уменьшение объема работ по эксплуатации систем, оборудования и трубопроводов атомной станции;
68) выдает разрешение на проведение пусконаладочных работ, связанных с выводом оборудования и трубопроводов на рабочие параметры, и на эксплуатацию систем атомных станций при рабочих параметрах;
69) согласовывает технические решения об изменении установленных параметров работы оборудования атомных станций;
70) согласовывает программы испытаний топлива и компонентов активной зоны атомных станций;
71) разрабатывает типовое содержание программ обеспечения качества для безопасности ядерных, радиационных и электрофизических установок, и порядок их утверждения;
72) разрабатывает и согласовывает нормы и правила, касающиеся радиационной безопасности, физической защиты и противоаварийного планирования, учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
73) разрабатывает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;
74) разрабатывает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
75) разрабатывает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;
76) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;
77) разрабатывает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
78) разрабатывает правила государственного учета ядерных материалов;
79) разрабатывает правила государственного учета источников ионизирующего излучения;
80) разрабатывает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками;
81) разрабатывает Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;
82) разрабатывает правила транспортировки ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
83) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;
84) разрабатывает правила проведения экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
85) разрабатывает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
86) разрабатывает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
87) вносит в Агенство предложения о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок за исключением пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды;
88) разрабатывает порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов;
89) разрабатывает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
90) разрабатывает квалификационные требования к персоналу, занятому на объектах использования атомной энергии;
91) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;
92) обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области национальной безопасности, защиты государственных секретов, гражданской защиты, мобилизационной подготовки и мобилизации;
93) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства и приказами Агентства;
94) ведет правовой мониторинг в отношении нормативных правовых актов, разработанных и (или) принятых Комитетом (в том числе по ранее принятым актам, реализацию которых осуществляет Комитет);
95) в пределах компетенции участвует в разработке, реализации стратегических и программных документов, предложений к Операционному плану и плану развития Агентства; 96) осуществляет качественную и своевременную подготовку проектов актов и ответов на поручения Президента Республики Казахстан, Государственного секретаря, руководства Администрации Президента Республики Казахстан и Аппарата Правительства Республики Казахстан, а также исполнение контрольных поручений вышестоящих органов по курируемым вопросам;
97) осуществляет взаимодействие с Администрацией Президента Республики Казахстан и Аппаратом Правительства Республики Казахстан согласно функциям, указанным в Указе Президента Республики Казахстан от 27 апреля 2010 года № 976.
Глава 3. Статус и полномочия руководителя Комитета при организации его деятельности
17. Руководство Комитетом осуществляется Председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
18. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
19. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
20. Полномочия Председателя:
1) определяет обязанности и полномочия своих заместителей, руководителей структурных подразделений Комитета в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) утверждает положения о структурных подразделениях Комитета, должностные инструкции административных государственных служащих Комитета;
3) вносит Руководителю аппарата Агентства представления о назначении на должности и освобождении от должностей, привлечении к дисциплинарной ответственности, командировании, предоставлении отпусков, оказании материальной помощи, подготовке (переподготовке), повышении квалификации, поощрении, выплате надбавок и премировании заместителей Председателя Комитета и руководителей его территориальных органов;
4) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке назначает на должности и освобождает от должностей работников Комитета и его территориальных органов, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
5) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке осуществляет прием на работу и прекращение трудового договора в отношении:
лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование Комитета;
лиц, осуществляющих деятельность в Комитете на основании трудового договора;
6) решает вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности, командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок, премирования:
работников Комитета и его территориальных органов, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование Комитета;
лиц, осуществляющих деятельность в Комитете на основании трудового договора;
7) по представлению руководителя территориального органа Комитета в установленном законодательством Республики Казахстан порядке решает вопросы об оказании материальной помощи, поощрении, выплате надбавок и премировании:
лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование территориального органа Комитета;
лиц, осуществляющих деятельность в территориальных органах Комитета на основании трудового договора;
8) осуществляет руководство деятельностью территориальных органов Комитета;
9) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов и решения территориальных органов;
10) в случае отсутствия замечаний визирует проекты нормативных правовых актов, поступивших на согласование в Комитет;
11) в пределах своей компетенции подписывает приказы Комитета;
12) представляет Комитет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями в соответствии с законодательством;
13) принимает меры по противодействию коррупции в Комитете и несет за это персональную ответственность;
14) представляет руководству Агентства предложения по структуре и штатному расписанию Комитета;
15) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан.
Исполнение полномочий Председателя в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
21. Заместители председателя Комитета:
1) координируют деятельность Комитета в пределах своих полномочий;
2) осуществляют иные функции, возложенные Председателем Комитета.
Глава 4. Имущество Комитета
22. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
23. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.
24. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.
Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета
25. Реорганизация и ликвидация Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Перечень территориальных органов Комитета:
1) Западная межрегиональная инспекция Комитета атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии;
2) Южная межрегиональная инспекция Комитета атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии;
3) Восточная межрегиональная инспекция Комитета атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии.