В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Бюджетного кодекса Республики Казахстан Заместитель Премьер-Министра – Министр национальной экономики Республики Казахстан, Министр финансов Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮТ и Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования аналитического отчета о бюджетных рисках.
2. Департаменту бюджетной политики Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящих совместных приказов и постановлений направление для размещения их в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящих совместных приказов и постановлений на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после их первого официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящих совместных приказов и постановлений возложить на курирующих вице-министров национальной экономики Республики Казахстан, финансов Республики Казахстан, заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка и заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан.
4. Настоящие совместные приказы и постановления вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.
Правила формирования аналитического отчета о бюджетных рисках
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила формирования аналитического отчета о бюджетных рисках (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют порядок формирования аналитического отчета о бюджетных рисках (далее – аналитический отчет).
2. Аналитический отчет формируется ежегодно при разработке проекта закона о республиканском бюджете на очередной плановый период.
3. Аналитический отчет включает макроэкономические, квазифискальные риски, риски финансового сектора, риски, связанные с долговыми обязательствами государственного сектора, с государственными обязательствами по проектам государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) и другие специфичные риски, и применяется для оценки воздействия бюджетных рисков на бюджетные параметры.
4. Основой для разработки аналитического отчета являются прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан, отчеты об исполнении республиканского, государственного и консолидированного бюджетов, о формировании и использовании средств Национального фонда Республики Казахстан (далее – Национальный фонд), о внебюджетных фондах, официальные статистические, ведомственные и иные данные государственных органов, информационные базы, а также информация, размещенная на сайтах уполномоченных органов и организаций.
5. Аналитический отчет не подлежит утверждению и в соответствии с пунктом 3 статьи 53 Бюджетного кодекса опубликовывается на официальном интернет-ресурсе центрального уполномоченного органа по бюджетной политике.
6. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) центральный уполномоченный орган по бюджетной политике – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области бюджетной политики, в том числе в области развития бюджетной системы, управления государственными финансами и прогнозирования доходов, экономической политики, политики привлечения инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных инвестиционных проектов, межбюджетных отношений, государственного и гарантированного государством заимствования и долга, управления государственными активами, привлечения и в пределах компетенций, установленных Бюджетным Кодексом, использования грантов.
2) бюджетный риск – неопределенность, затрудняющая управление государственными финансами и снижающая реалистичность бюджета, вследствие воздействия внутренних и (или) внешних экономических и (или) макроэкономических и других факторов в среднесрочной перспективе;
3) субъекты квазигосударственного сектора – государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе Фонд национального благосостояния, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, фонд социального медицинского страхования, Государственный фонд социального страхования, некоммерческая организация, обеспечивающая условия для деятельности органов, их организаций и участников Международного финансового центра "Астана";
4) проект государственно-частного партнерства – совокупность последовательных мероприятий по осуществлению государственно-частного партнерства, реализуемых в течение ограниченного периода времени и имеющих завершенный характер, согласно закону Республики Казахстан "О государственно-частном партнерстве" и бюджетному законодательству Республики Казахстан;
5) макрофискальное стресс-тестирование – метод анализа и оценки устойчивости финансовой системы страны к различным экономическим и фискальным шокам;
6) макроэкономические шоки – значительные изменения в ключевых макроэкономических показателях, которые выходят за пределы стандартных колебаний экономического цикла и оказывают существенное влияние на экономику страны;
7) ретроспективный анализ – описание крупных внешних шоков, оказавших негативное влияние на бюджетные позиции Казахстана за последние 15 лет.
Глава 2. Порядок формирования аналитического отчета о бюджетных рисках
7. Аналитический отчет формируется при разработке проекта закона о республиканском бюджете на плановый период в следующем порядке:
1) центральные уполномоченные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике информацию согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Правилам;
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике использует финансовую отчетность, размещенную в открытых источниках, в том числе на официальном сайте Единого оператора в сфере учета государственного имущества.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, представляет в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике прогноз показателей и предложения к разделам аналитического отчета согласно приложениям 1, 2 и формам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 12 приложения 3 к настоящим Правилам.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета не позднее 3 августа года, предшествующего планируемому периоду, представляет в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике прогноз расходных показателей согласно форме 2 приложения 3 к настоящим Правилам, после формирования лимитов бюджета.
Уполномоченный орган по государственному регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, представляет в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике предложения к разделам аналитического отчета согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Национальный Банк Республики Казахстан не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, представляет в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике показатели к разделам аналитического отчета согласно приложениям 1, 2 (за исключением пункта 24 и форм, указанных в пунктах 34, 35, 36 и 37) и формам 13, 14, 15, 16, 17 и 22 приложения 3 к настоящим Правилам.
Для заполнения формы 18, указанной в пункте 34 приложения 2 к настоящим Правилам, центральный уполномоченный орган по бюджетной политике использует финансовую отчетность Казахстанского фонда гарантирования депозитов, размещенную на его официальном сайте и опубликованную не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому периоду.
Для заполнения форм, указанных в пунктах 35, 36 и 37 приложения 2 к настоящим Правилам, центральный уполномоченный орган по бюджетной политике использует консолидированную финансовую отчетность Национального Банка Республики Казахстан, размещенную на его официальном сайте и опубликованную не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому периоду.
Если до 1 июня года, предшествующего планируемому периоду, финансовая отчетность Казахстанского фонда гарантирования депозитов и консолидированная финансовая отчетность Национального Банка Республики Казахстан не будут размещены на официальных сайтах, Национальный Банк Республики Казахстан предоставит в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике фактические данные согласно пункту 24 и формам, указанным в пунктах 34, 35, 36 и 37 приложения 2 к настоящим Правилам.
2) центральный уполномоченный орган по бюджетной политике на основании информации, полученной от центральных уполномоченных органов и организации, а также официальных статистических, ведомственных и иных данных государственных органов, формирует аналитический отчет, выносит его не позднее 28 августа на рассмотрение Совета по экономической политике образованного распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 3 мая 2016 года № 33-р и направляет не позднее 31 августа текущего финансового года в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для дальнейшего его внесения в Парламент Республики Казахстан в составе проекта закона о республиканском бюджете.
8. Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике запрашивает дополнительную информацию у соответствующих центральных уполномоченных органов и других организаций для разработки аналитического отчета, с установлением срока предоставления информации не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения запроса.
9. Уполномоченные государственные органы отказывают в предоставлении информации, предусмотренной приложениями 1, 2 и 3 к настоящим Правилам, в случае наличия ограничений на раскрытие информации, вытекающих из законодательства либо договорных отношений.
Глава 3. Структура аналитического отчета
10. Аналитический отчет состоит из следующих разделов и подразделов:
1) макроэкономические сценарии включают:
разработка не менее 6 (шесть) макроэкономических сценариев на предстоящие 5 (пять) лет с их описанием, макроэкономических рисков для экономики с анализом расхождений с базовым сценарием;
расчет основных экономических переменных на основе разработанных сценариев: расчет эффекта на ключевые макроэкономические переменные, включая индекс физического объема валового внутреннего продукта, экспорта и импорта;
2) эффект макроэкономических сценариев на доходы и расходы республиканского бюджета включает:
описание механизмов передачи воздействия;
эффект макроэкономических сценариев на доходы;
эффект макроэкономических сценариев на расходы;
расчет эффекта реализации макроэкономических сценариев на параметры государственных финансов;
3) анализ обязательств и рисков квазигосударственного сектора включает:
ретроспективный анализ субъектов квазигосударственного сектора, в том числе в части субсидируемой государством деятельности, капитализации, кредитованию, дивидендам, налоговым отчислениям, преференциям, доходности, приватизации, долговым бумагам за счет средств Национального фонда, Единого накопительного пенсионного фонда и других источников;
анализ взаимоотношений квазигосударственного сектора с республиканским бюджетом, а также между субъектами квазигосударственного сектора;
анализ обязательств Правительства перед субъектами квазигосударственного сектора, анализ совокупного финансового положения квазигосударственного сектора, последние финансовые результаты, ключевые показатели финансового риска, анализ сделок с государством и квазифискальной деятельности;
описание бюджетных рисков в квазигосударственном секторе, а также подверженность его экономическим шокам с применением моделей расчета согласно международной практике;
анализ и прогноз долга квазигосударственного сектора;
4) анализ обязательств и рисков в финансовом секторе включает:
ретроспективный анализ финансового сектора в части воздействия мировых кризисов на показатели субъектов финансового сектора;
анализ всех явных обязательств правительства перед финансовым сектором, размер финансового сектора;
анализ государственной поддержки в целях обеспечения стабильности финансового сектора с учетом независимой аудированной отчетности;
описание бюджетных рисков со стороны финансового сектора связанных с государственной помощью в период затруднительных положений финансовых учреждений;
анализ и оценка рисков в финансовом секторе. Оценка надежности финансовой системы на основе анализа финансовой стабильности;
описание бюджетных рисков, связанных с банками. Описание рисков, связанных с системой гарантирования банковских депозитов (явный риск), с обеспечением ликвидности в период затруднительных положений финансовых учреждений (неявный риск);
описание рисков, связанных с неисполнением Фондом проблемных кредитов обязательств по улучшению кредитных портфелей банков второго уровня в связи с невозможностью реализации неработающих активов и соответственно с дополнительными расходами Правительства на финансовую поддержку банков, включая раскрытие информации о проблемных кредитах, о размере просроченных кредитов банков, непогашенных суммах, истории реструктуризации кредита;
описание рисков, связанных с дополнительными расходами Правительства на финансовую поддержку (спасение) в случае ослабления балансов банков.
5) анализ и оценка обязательств и рисков в сфере ГЧП включают:
описание и анализ прямых обязательств государства, возникающих в ходе реализации проектов ГЧП;
описание бюджетных рисков по контрактам ГЧП, связанных с возникновением условных обязательств государства;
анализ и оценка бюджетных рисков, связанных с возникновением условных обязательств государства по проектам ГЧП;
меры по снижению рисков в ходе реализации проектов ГЧП;
6) анализ и оценка рисков долговых обязательств государственного сектора, в том числе в разрезе: государственного долга, долга квазигосударственного сектора, гарантированного государством долга и по поддержке экспорта включают:
текущее состояние долговых обязательств государства в разрезе структуры государственного долга, гарантированного государством долга и по поддержке экспорта;
анализ способности государства выполнять свои обязательства по долгам (объем выплат по долгу в сравнении с доходом бюджета);
стресс-тестирование рисков государственного долга, связанных с возможными изменениями на глобальных рынках, вероятность исполнения и/или неисполнения обязательств и влияние на государственный бюджет;
оценка наличия и достаточности резерва Правительства, предназначенного для покрытия возможных обязательств по выданным государственным гарантиям;
обзор текущего состояния обязательств квазигосударственного сектора в разбивке на внутренний/внешний долг с указанием периода привлечения заимствования (краткосрочный/долгосрочный);
анализ и оценка долговой нагрузки квазигосударственного сектора на предмет платежеспособности;
стресс-тестирование субъектов квазигосударственного сектора;
7) специфические риски, в том числе: экологические риски (нанесение ущерба окружающей среде), стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, оползни, засуха и так далее), пандемия (COVID-19 и так далее) и другие.
11. Структура аналитического отчета, перечень информации и показателей, формы показателей необходимых для формирования аналитического отчета определяются согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Правилам.
12. Структура и перечень показателей, используемых в аналитическом отчете, изменяются центральным уполномоченным органом по бюджетной политике с учетом расширения и уточнения аналитической информации, необходимой для точного прогнозирования и планирования на соответствующий период.
Глава 4. Методологическое обеспечение формирования аналитического отчета
13. Методологическое руководство и координация деятельности центральных и других государственных организаций при разработке аналитического отчета осуществляются центральным уполномоченным органом по бюджетной политике.
14. Аналитический отчет может разрабатываться при оказании технической помощи Международного валютного фонда в обеспечении методологического подхода.
15. При составлении аналитического отчета используются экономические модели Международного валютного фонда и другие модели экономической системы.
16. В рамках составления аналитического отчета прорабатываются инструментарии для оценки, а также проведение макрофискального стресс-тестирования, с дальнейшим использованием этих результатов для оценки устойчивости государственных финансов в отношении экстремальных макроэкономических шоков.
Глава 5. Мониторинг и оценка аналитического отчета
17. Мониторингом является сбор, анализ и обобщение информации о рисках, указанных в аналитическом отчете.
18. Мониторинг рисков аналитического отчета осуществляется на постоянной основе и его результаты учитываются при формировании основных направлений налоговой и (или) бюджетной политики, долгосрочном и среднесрочном прогнозировании, планировании бюджета на очередной плановый период по следующим направлениям:
1) мониторинг макроэкономических рисков, осуществляемый уполномоченным органом по бюджетной политике;
2) мониторинг рисков квазигосударственного сектора, осуществляемый уполномоченным органом по государственному имуществу;
3) мониторинг рисков в финансовом секторе, осуществляемый уполномоченным органом по государственному регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национальным Банком Республики Казахстан;
4) мониторинг рисков в сфере ГЧП, осуществляемый уполномоченным органом по бюджетной политике;
5) мониторинг рисков долговых обязательств государственного сектора, осуществляемый уполномоченным органом по бюджетному планированию;
6) мониторинг специфических рисков, осуществляемый соответствующим уполномоченным органом.
19. На основе результатов мониторинга уполномоченные органы проводят оценку рисков аналитического отчета по направлениям, указанным в пункте 18 настоящих Правил.
20. Оценка осуществляется один раз в год по итогам отчетного периода путем формирования аналитической записки, которая представляется в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, для включения в аналитический отчет в части анализа реализации рисков в отчетном периоде.
21. Аналитическая записка содержит результаты оценки реализации рисков, а также меры по их снижению.
Приложение 1 к Правилам формирования аналитического отчета о бюджетных рисках |
Структура аналитического отчета
№ п/п | Наименование раздела | Ответственный исполнитель |
1. | Макроэкономические сценарии | МНЭ |
1.1. | Разработка не менее 6-ти макроэкономических сценариев на предстоящие 5 (пять) лет с их описанием, макроэкономических рисков для экономики с анализом расхождений с базовым сценарием | МНЭ |
1.2. | Расчет основных экономических переменных на основе разработанных сценариев: расчет эффекта на ключевые макроэкономические переменные, включая индекс физического объема ВВП, экспорта и импорта | МНЭ |
2. | Эффект макроэкономических сценариев на доходы и расходы республиканского бюджета | МНЭ, МФ, МП, МНВО, МЗ, МТСЗН |
2.1. | Описание механизмов передачи воздействия | МНЭ |
2.2. | Эффект макроэкономических сценариев на доходы | МНЭ |
2.3. | Эффект макроэкономических сценариев на расходы | МНЭ, МФ, МП, МНВО, МЗ, МТСЗН |
2.4. | Расчет эффекта реализации макроэкономических сценариев на параметры государственных финансов | МНЭ |
3. | Анализ обязательств и рисков квазигосударственного сектора | МНЭ, МФ, Самрук-Қазына, Байтерек |
3.1. | Ретроспективный анализ субъектов квазигосударственного сектора, в том числе в части субсидируемой государством деятельности, капитализации, кредитованию, дивидендам, налоговым отчислениям, преференциям, доходности, приватизации, долговым бумагам за счет средств Национального фонда, Единого накопительного пенсионного фонда и других источников | МНЭ, МФ |
3.1.1. | Анализ взаимоотношений квазигосударственного сектора с республиканским бюджетом, а также между субъектами квазигосударственного сектора | МНЭ, МФ, Самрук-Қазына, Байтерек |
3.1.2. | Анализ обязательств правительства перед субъектами квазигосударственного сектора, анализ совокупного финансового положения квазигосударственного сектора, последние финансовые результаты, ключевые показатели финансового риска, анализ сделок с государством и квазифискальной деятельности | МНЭ, МФ, Самрук-Қазына, Байтерек |
3.2. | Описание бюджетных рисков в квазигосударственном секторе, а также подверженность его экономическим шокам с применением моделей расчета согласно международной практике | МНЭ, МФ |
3.3. | Анализ и прогноз долга квазигосударственного сектора | МНЭ, МФ, Самрук-Қазына, Байтерек |
4. | Анализ обязательств и рисков в финансовом секторе | МНЭ |
4.1. | Ретроспективный анализ финансового сектора в части воздействия мировых кризисов на показатели субъектов финансового сектора | МНЭ, МФ, НБ, АРРФР |
4.1.1. | Анализ всех явных обязательств правительства перед финансовым сектором, размер финансового сектора | МНЭ, МФ, НБ, АРРФР |
4.1.2. | Анализ государственной поддержки в целях обеспечения стабильности финансового сектора с учетом независимой аудированной отчетности | МНЭ, МФ, НБ, АРРФР |
4.2. | Описание бюджетных рисков со стороны финансового сектора связанных с государственной помощью в период затруднительных положений финансовых учреждений | МНЭ, МФ, НБ, АРРФР |
4.2.1. | Анализ и оценка рисков в финансовом секторе. Оценка надежности финансовой системы на основе анализа финансовой стабильности | МНЭ, МФ, НБ, АРРФР |
4.2.2. | Описание бюджетных рисков, связанных с банками. Описание рисков, связанных с системой гарантирования банковских депозитов (явный риск), с обеспечением ликвидности в период затруднительных положений финансовых учреждений (неявный риск). | МНЭ, МФ, НБ |
4.2.3. | Описание рисков, связанных с неисполнением Фондом проблемных кредитов обязательств по улучшению кредитных портфелей банков второго уровня в связи с невозможностью реализации неработающих активов и соответственно с дополнительными расходами Правительства на финансовую поддержку банков, включая раскрытие информации о проблемных кредитах, о размере просроченных кредитов банков, непогашенных суммах, истории реструктуризации кредита | МНЭ, МФ, НБ |
4.2.4. |
Описание рисков, связанных с дополнительными расходами Правительства на финансовую поддержку (спасение) в случае ослабления | МНЭ, МФ, НБ, АРРФР |
5. | Анализ и оценка обязательств и рисков в сфере ГЧП | МНЭ, МФ, МТ, МЭ, МПС, МЗ, МСХ, МП, Центр ГЧП |
5.1. | Описание и анализ прямых обязательств государства, возникающих в ходе реализации проектов ГЧП | МНЭ, МФ, МТ, МЭ, МПС, МЗ, МСХ, МП, Центр ГЧП |
5.2. | Описание бюджетных рисков по контрактам ГЧП, связанных с возникновением условных обязательств государства | МНЭ, МФ, МТ, МЭ, МПС, МЗ, МСХ, МП, Центр ГЧП |
5.3. | Анализ и оценка бюджетных рисков, связанных с возникновением условных обязательств государства по проектам ГЧП | МНЭ, МФ, МТ, МЭ, МПС, МЗ, МСХ, МП, Центр ГЧП |
5.4. | Меры по снижению рисков в ходе реализации проектов ГЧП | МНЭ, МФ, МТ, МЭ, МПС, МЗ, МСХ, МП, Центр ГЧП |
6. | Анализ и оценка рисков долговых обязательств государственного сектора, в том числе в разрезе: государственного долга, долга квазигосударственного сектора, гарантированного государством долга и по поддержке экспорта | МНЭ, МФ, НБ, Самрук-Қазына, Байтерек |
6.1. | Текущее состояние долговых обязательств государства в разрезе структуры государственного долга, гарантированного государством долга и по поддержке экспорта | МНЭ, МФ |
6.2. | Анализ способности государства выполнять свои обязательства по долгам (объем выплат по долгу в сравнении с доходом бюджета) | МНЭ, МФ |
6.3. | Стресс-тестирование рисков государственного долга, связанных с возможными изменениями на глобальных рынках, вероятность исполнения и/или неисполнения обязательств и влияние на государственный бюджет | МНЭ, МФ |
6.4. | Оценка наличия и достаточности резерва Правительства, предназначенного для покрытия возможных обязательств по выданным государственным гарантиям | МНЭ, МФ |
6.5. | Обзор текущего состояния обязательств квазигосударственного сектора в разбивке на внутренний/внешний долг с указанием периода привлечения заимствования (краткосрочный/долгосрочный). | МНЭ, МФ, Самрук-Қазына, Байтерек |
6.6. | Анализ и оценка долговой нагрузки квазигосударственного сектора на предмет платежеспособности. | МНЭ, МФ, Самрук-Қазына, Байтерек |
6.7. | Стресс-тестирование субъектов квазигосударственного сектора | МНЭ, МФ, Самрук-Қазына, Байтерек |
7. | Специфические риски, в том числе: экологические риски (нанесение ущерба окружающей среде), стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, оползни, засуха и т.д.), пандемия (COVID-19 и т.д.) и другие | МНЭ, МЭПР, МЧС, МЗ, государственные органы по компетенции |
Примечание:
расшифровка аббревиатур и сокращений:
МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
Байтерек – акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек";
МНВО – Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;
МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
ВВП – валовой внутренний продукт;
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан;
АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка;
ГЧП – государственно-частное партнерство;
Центр ГЧП – акционерное общество "Казахстанский центр государственно-частного партнерства";
МП – Министерство просвещения Республики Казахстан;
МПС – Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан;
Самрук-Қазына – акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына";
МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
НБ – Национальный Банк Республики Казахстан;
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан;
МЭ – Министерство энергетики Республики Казахстан;
МЭПР – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
Приложение 2 к Правилам формирования аналитического отчета о бюджетных рисках |
Перечень информации и показателей, необходимых для формирования аналитического отчета
Примечание:
расшифровка аббревиатур и сокращений:
США – Соединенные Штаты Америки;
Байтерек – акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек";
БВУ – банки второго уровня;
ВВП – валовой внутренний продукт;
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан;
КФГД – Казахстанский фонд гарантирования депозитов;
ГЧП – государственно-частное партнерство;
Центр ГЧП – акционерное общество "Казахстанский центр государственного-частного партнерства";
Самрук-Қазына – акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына";
БНС АСПИР – Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;
НБ – Национальный Банк Республики Казахстан;
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
Приложение 3 к Правилам формирования аналитического отчета о бюджетных рисках |
Форма 1
Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов)
миллиард тенге
№ п/п | Показатели | Ответственный исполнитель | Текущий год, предшествующий 1-му планируемому году | Год планового периода | ||||
1-ый | 2-ой | 3-ий | 4-ый | 5-ый | ||||
Прогноз | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) | МНЭ, МФ | ||||||
2. | в % к ВВП | МНЭ, МФ | ||||||
3. | Налоговые поступления | МНЭ, МФ | ||||||
4. | Неналоговые поступления | МНЭ, МФ, АБП | ||||||
5. | Поступления от продажи основного капитала | МНЭ, МФ, АБП | ||||||
6. | Специальные поступления | МНЭ, МФ, АБП |
Форма 2
Расходы республиканского бюджета
миллиард тенге
№ п/п | Показатели | Ответственный исполнитель | Текущий год, предшествующий1-му планируемому году | Год планового периода | ||
1-ый | 2-ой | 3-ий | ||||
План | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Социальная сфера | ||||||
1. | Образование | МФ, АБП | ||||
2. | Здравоохранение | МФ, АБП | ||||
3. | Социальное обеспечение и социальная помощь | МФ, АБП | ||||
4. | Культура, спорт, туризм и информационное пространство | МФ, АБП | ||||
Реальный сектор | ||||||
5. | Жилищно-коммунальное хозяйство | МФ, АБП | ||||
6. | Топливно-энергетический комплекс и недропользование | МФ, АБП | ||||
7. | Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения | МФ, АБП | ||||
8. | Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | МФ, АБП | ||||
9. | Транспорт и коммуникации | МФ, АБП | ||||
10. | Прочие | МФ, АБП | ||||
Оборона и общественный порядок | ||||||
11. | Оборона | МФ, АБП | ||||
12. | Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | МФ, АБП | ||||
13. | Государственные услуги общего характера | МФ, АБП | ||||
Прочие | ||||||
14. | Обслуживание долга | МФ | ||||
15. | Трансферты | МФ, АБП |
Форма 3
Фискальные отношения между консолидированным бюджетом и субъектами квазигосударственного сектора
тысяч тенге
№ п/п | Показатели | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Из консолидированного бюджета в квазигосударственный сектор | МФ | |||||
2. | Субсидии и трансферты | МФ | |||||
3. | Увеличение уставного капитала | МФ | |||||
4. | Новые займы | МФ | |||||
5. | Прочее | МФ | |||||
6. | От квазигосударственного сектора в консолидированный бюджет | МФ | |||||
7. | Дивиденды | МФ | |||||
8. | Проценты | МФ | |||||
9. | Выплаты по кредиту | МФ | |||||
10. | Прочее | МФ | |||||
11. | Баланс | МФ | |||||
12. | Из республиканского бюджета в квазигосударственный сектор | МФ | |||||
13. | Субсидии и трансферты | МФ | |||||
14. | Увеличение уставного капитала | МФ | |||||
15. | Кредиты | МФ | |||||
16. | Прочее | МФ | |||||
17. | От квазигосударственного сектора в республиканский бюджет | МФ | |||||
18. | Дивиденды | МФ | |||||
19. | Проценты | МФ | |||||
20. | Выплаты по кредиту | МФ | |||||
21. | Прочее | МФ | |||||
22. | Баланс | МФ | |||||
23. |
Из местного бюджета | МФ | |||||
24. | Субсидии и трансферты | МФ | |||||
25. | Увеличение уставного капитала | МФ | |||||
26. | Кредиты | МФ | |||||
27. | Прочее | МФ | |||||
28. | От квазигосударственного сектора в местный бюджет | МФ | |||||
29. | Дивиденды | МФ | |||||
30. | Проценты | МФ | |||||
31. | Выплаты по кредиту | МФ | |||||
32. | Прочее | МФ | |||||
33. | Баланс | МФ | |||||
34. | Из Национального фонда в квазигосударственный сектор | МФ | |||||
35. | Субсидии и трансферты | МФ | |||||
36. | Увеличение уставного капитала | МФ | |||||
37. | Кредиты | МФ | |||||
38. | Прочее | МФ | |||||
39. | От квазигосударственного сектора в Национальный фонд | МФ | |||||
40. | Дивиденды | МФ | |||||
41. | Проценты | МФ | |||||
42. | Выплаты по кредиту | МФ | |||||
43. | Прочее | МФ | |||||
44. | Баланс | МФ |
Форма 4
Получатели крупных субсидий/трансфертов, взносов в акционерный капитал, займов и других поступлений из республиканского бюджета
тысяч тенге
№ п/п | ГК/ГУ | Наименование предприятия | Уровень бюджета | Тип потока | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||||
Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Форма 5
Инициаторы крупных выплат дивидендов и прочих выплат в республиканский бюджет
тысяч тенге
№ п/п | ГК/ГУ | Наименование предприятия | Уровень бюджета | Тип потока | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||||
Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Форма 6
Условные обязательства, поддающиеся количественной оценке (номинальный риск)
тысяч тенге
№ п/п | Тип | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Долговые гарантии | МФ | |||||
2. | Долговые поручительства | МФ | |||||
3. | Другие гарантии | МФ | |||||
4. | Юридические споры | МФ | |||||
5. | Другие поддающиеся количественной оценке УО | МФ |
Форма 7
Реализация основных индивидуальных условных обязательств
тысяч тенге
№ п/п | Предприятие/ информация о УО | ГК/ГУ | Уровень бюджета | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | ||||
Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Форма 8
Основные операции между субъектами квазигосударственного сектора
тысяч тенге
№ п/п | Наименование предприятия | Получатель/детали сделки | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | ||||
Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Кредиты | ||||||||
МФ | ||||||||
Долевые взносы | ||||||||
МФ | ||||||||
Условное обязательство | ||||||||
МФ | ||||||||
Торговая дебиторская и кредиторская задолженность | ||||||||
МФ | ||||||||
Передача нефинансовых активов | ||||||||
МФ |
Форма 9
Совокупные финансовые показатели коммерческого сектора субъектов квазигосударственного сектора
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Количество субъектов КГС | МФ, МНЭ | |||||
Рентабельность | |||||||
2. | Норма чистой прибыли | МФ, МНЭ | |||||
3. | Норма операционной прибыли | МФ, МНЭ | |||||
4. | Возмещение расходов | МФ, МНЭ | |||||
5. | Рентабельность активов | МФ, МНЭ | |||||
6. | Рентабельность собственного капитала | МФ, МНЭ | |||||
7. | Рентабельность оборотного капитала | МФ, МНЭ | |||||
Ликвидность | |||||||
8. | Коэффициент текущей ликвидности | МФ, МНЭ | |||||
9. | Коэффициент быстрой ликвидности | МФ, МНЭ | |||||
10. | Период оборачиваемости дебиторской задолженности, в днях | МФ, МНЭ | |||||
11. | Период оборачиваемости кредиторской задолженности, в днях | МФ, МНЭ | |||||
Платежеспособность | |||||||
12. | Отношение всех обязательств к активам | МФ, МНЭ | |||||
13. | Отношение всех обязательств к собственному капиталу | МФ, МНЭ | |||||
14. | Отношение всех обязательств к EBITDA | МФ, МНЭ | |||||
15. | Коэффициент покрытия процентов | МФ, МНЭ | |||||
16. | Коэффициент покрытия денежных выплат процентов | МФ, МНЭ | |||||
17. | Коэффициент покрытия долга | МФ, МНЭ | |||||
Отношения с государством | |||||||
18. | Государственные трансферты к общим доходам | МФ, МНЭ | |||||
19. | 50% тест | МФ, МНЭ | |||||
Общий рейтинг риска | |||||||
20. | Среднее арифметическое значение | МФ, МНЭ | |||||
21. | Z-оценка | МФ, МНЭ |
Форма 10
Лимиты государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств, местных исполнительных органов
тысяч тенге
№ п/п | Местный исполнительный орган | Лимит государственных обязательств по проектам ГЧП, в том числе государственных концессионных обязательств, местных исполнительных органов | |||||
Год планового периода | |||||||
1-ый | 2-ой | 3-ий | |||||
Лимит ГО ГЧП МИО | Лимит принятия | Лимит ГО ГЧП МИО | Лимит принятия | Лимит ГО ГЧП МИО | Лимит принятия | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Итого: |
Форма 11
Информация по заключенным договорам Правительства Республики Казахстан в рамках проектов государственно-частного партнерства и концессии
тысяч тенге
№ п/п | Наименование государственного органа | Количество договоров | Общая сумма договоров | Итого, сумма государственных обязательств по графику платежей | Итого, фактически выплаченная сумма государственных обязательств | Год начала | Год окончания | ||
План | Факт | План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Итого: |
Форма 12
Информация по принятым государственным обязательствам в рамках проектов государственно-частного партнерства местных исполнительных органов
тысяч тенге
№ п/п | Наименование региона | Количество договоров | Общая сумма договоров | Итого, сумма государственных обязательств по графику платежей | Итого, фактически выплаченная сумма государственных обязательств | Год начала | Год окончания | ||
План | Факт | План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Итого: |
Форма 13
Индикаторы финансовой устойчивости банковского сектора
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Отношение нормативного собственного капитала к активам, взвешенным по степени риска, % | НБ | |||||
2. | Нормативный собственный капитал | НБ | |||||
3. | Активы и условные обязательства, взвешенные по степени риска | НБ | |||||
4. | Отношение нормативного капитала первого уровня к активам и условным обязательствам, взвешенным по степени риска, % | НБ | |||||
5. | Нормативный капитал первого уровня | НБ | |||||
6. | Активы и условные обязательства, взвешенные по степени риска | НБ | |||||
7. | Отношение ликвидных активов к совокупным активам, % | НБ | |||||
8. | Ликвидные активы (высоколиквидные активы, согласно требованиям Пруденциальных нормативов) | НБ | |||||
9. | Совокупные активы | НБ | |||||
10. | Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам, % | НБ | |||||
11. | Ликвидные активы (высоколиквидные активы, согласно требованиям Пруденциальных нормативов) | НБ | |||||
12. | Краткосрочные обязательства | НБ | |||||
13. | Отношение капитала к активам, % | НБ | |||||
14. | Собственный капитал | НБ | |||||
15. | Совокупные активы | НБ |
Форма 14
Кредиты экономике от банков второго уровня
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Кредиты экономике от БВУ | НБ, | |||||
2. | Кредиты экономике от БВУ, % к ВВП | МНЭ, НБ |
Форма 15
Вклады населения в банках второго уровня
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Вклады населения в банках Казахстана | НБ | |||||
2. | Вклады населения в банках Казахстана, % к ВВП | МНЭ, НБ |
Форма 16
Активы и резервы страховых организаций
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Активы страховых организации | НБ | |||||
2. | Страховые резервы | НБ |
Форма 17
Активы и собственный капитал Единого накопительного пенсионного фонда
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Собственный капитал ЕНПФ | НБ | |||||
2. | Активы ЕНПФ | НБ |
Форма 18
Структура специального резерва Казахстанского фонда гарантирования депозитов
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Взносы банков-участников системы гарантирования депозитов | НБ, КФГД | |||||
2. | Инвестиционный доход КФГД | НБ, КФГД | |||||
3. | Выплаты гарантийного возмещения КФГД | НБ, КФГД | |||||
4. | Средства специального резерва КФГД | НБ, КФГД | |||||
5. | Другие средства специального резерва КФГД | НБ, КФГД | |||||
6. | Денежные средства КФГД | НБ, КФГД | |||||
7. | Инвестиции в долговые ценные бумаги КФГД | НБ, КФГД |
Форма 19
Активы Национального Банка Республики Казахстан*
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Денежные средства и их эквиваленты | ||||||
2. | Золото | НБ | |||||
3. | Займы и депозиты в банках и прочих финансовых институтах | НБ | |||||
4. | Инвестиционные ценные бумаги и другие финансовые инструменты** | НБ | |||||
5. | Прочие активы*** | НБ | |||||
6. | Всего активов | НБ |
Форма 20
Обязательства Национального Банка Республики Казахстан*
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Деньги в обращении | НБ | |||||
2. | Счета и депозиты банков и прочих финансовых институтов | НБ | |||||
3. | Текущие счета Национального фонда | НБ | |||||
4. | Текущие счета Министерства финансов | НБ | |||||
5. | Долговые ценные бумаги выпущенные | НБ | |||||
6. | Прочие обязательства**** | НБ | |||||
7. | Всего обязательства | НБ |
Форма 21
Показатели Национального Банка Республики Казахстан*
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Уставный капитал | НБ | |||||
2. | Резерв переоценки иностранной валюты, валютных производных финансовых инструментов и драгоценных металлов | НБ | |||||
3. | Накопленные убытки | НБ | |||||
4. | Прочий собственный капитал***** | НБ | |||||
5. | Всего собственного капитала | НБ |
Форма 22
Нормы прибыли банка второго уровня
тысяч тенге
№ п/п | Показатель | Ответственный исполнитель | Год отчетного периода | ||||
5-ый | 4-ый | 3-ий | 2-ый | 1-ый | |||
Факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Норма прибыли на активы | НБ | |||||
2. | Норма прибыли на собственный капитал | НБ |
Примечание:
расшифровка аббревиатур и сокращений:
АБП – администраторы бюджетных программ;
ЕНПФ – акционерное общество "Единый Накопительный Пенсионный Фонд";
БВУ – банки второго уровня;
ВВП – валовой внутренний продукт;
КГС – квазигосударственный сектор;
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан;
КФГД – Казахстанский фонд гарантирования депозитов;
ГО ГЧП – государственные обязательства по проектам государственно-частного партнерства;
ГК – государственная корпорация (субъект квазигосударственного сектора, работающий на коммерчекой основе);
ГУ – государственное управление (субъект квазигосударственного управления, работающий на некоммерческой основе);
НБ – Национальный Банк Республики Казахстан;
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан;
УО – условное обязательство;
EBITDA – прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации.
* Согласно данным консолидированного отчета о финансовом положении. Структура статьей консолидированного отчета о финансовом положении пересматривается в зависимости от изменения аудированного отчета НБ.
** Включает следующие статьи консолидированного отчета о финансовом положении: финансовые инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток; инвестиционные ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход; инвестиционные ценные бумаги, оцениваемые по амортизированной стоимости;
*** Включает следующие статьи консолидированного отчета о финансовом положении: инвестиции в ассоциированные организации; основные средства; нематериальные активы; текущий налоговый актив; отложенные налоговые активы; прочие активы;
**** Включает следующие статьи консолидированного отчета о финансовом положении: финансовые инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток; сделки "РЕПО"; счета клиентов; оценочные обязательства; текущее налоговые обязательства; отложенные налоговые обязательства; прочие обязательства;
***** Включает следующие статьи консолидированного отчета о финансовом положении: специальный резерв гарантирования; резерв переоценки основных средств; резерв изменений справедливой стоимости финансовых активов; прочие резервы; доля неконтролирующих акционеров.